Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиБОРЬБА С СОЦИНИАНСТВОМиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВ XVI века из Италии стало распространяться антитринитар-ное учение. В Зибенбюргене и Польше, где не было гонений со стороны церкви, оно породило организованные конфессии. В Польше несколько разрозненных групп были объединены в одну благодаря усилиям ФАУСТА СОЦИНА (Sozzini, лат. Socinius, ум. 1604), который также стал ведущим богословом этого направления. Уже с середины XVII века «социнианство» в Польше было запрещено и с тех пор не существует как конфессия. Однако в истории теологии оно играет важную роль: своей радикальной критикой догматов церкви социнианство готовит путь для рационалистического богословия эпохи Просвещения, а также во многих отношениях предвосхищает современное отношение к религии. Опровержение взглядов социнианства является важным направ- лением в традиции лютеранской ортодоксии. Социнианство, во многих отношениях основанное на наследии номинализма позднего Средневековья и гуманизма эпохи Возрождения, исходит из того, что догматы или содержание Писания (авторитет которого формально признается) должны быть обоснованы с точки зрения здравого человеческого рассудка. Поэтому отвергаются те поло- жения вероучения, которые считаются противоречащими разуму. При толковании Писания основными критериями становятся ра- циональная понятность и нравственная польза. Как уже было сказано, социнианство антитринитарно: отверг- нута божественность Сына и Духа. Христос считается лишь чело- веком с пророческой миссией. Дух воспринимается лишь как бо- жественная «сила». Места Писания, говорящие против такой точки зрения, перетолковываются радикальным образом. В противовес этим рационалистическим тенденциям ортодоксальные богословы резко настаивают на принципе Писания, который является от- 273 правной точкой их теологии. Социниане в действительности дела- ют разум высшей нормой. В учении о человеке социнианство является пелагианством: Адам не был сотворен бессмертным; богоподобие человека, не утраченное при грехопадении, состоит лишь во владычестве над творением; отрицается первородный грех, человеку приписывается свобода воли для послушания Богу; «помощь благодати» («auxilium gratiae») воспринимается лишь как выражение угроз и обетовании, провозглашаемых в проповеди. Как видно из сказанного, во всех этих пунктах богословие ортодоксии вступает в непримиримое про- тиворечие с социнианством. Однако значительнейшие противоречия возникли в контексте учения о примирении. Социнианство подвергает глубокой критике ортодоксальную концепцию сатисфакции. Они считают, что праведность Божия не есть та праведность, которая требовала бы искупления грехов. Таким образом, праведность — это не «суще- ственное», свойственное природе качество; она лишь характеризу- ет действия Бога во внешнем мире. Бог может по свободной воле и «абсолютной благости» даровать прощение и вечную жизнь тем, кто верует и стремится жить праведно. Соответственно, они отри- цают, что послушание Христа имеет заместительную ценность и что Его смерть есть искупление вины человека. Крестная смерть рассматривается лишь как доказательство послушания Иисуса, воскресение подтверждает то, что Он послан Богом. Места Писа- ния, говорящие о примирении, искуплении и т.д., получают вольное толкование. Деяние Христа состоит лишь в том, что Он показывает нам путь лучшей жизни пред Богом. В этом и заключается «примирение». Против этих утверждений богословие ортодоксии выдвигает, среди прочих, следующие положения: Бог обладает «существен- ной» праведностью, в соответствии с которой грешник должен быть наказан. В то же время, Бог по Своему милосердию желает пощадить род человеческий. Наказание, заслуженное грешником, переносится на Христа. Тем самым Бог может пощадить грешни- ка, не поступая против Своей праведности. Происходит «чудесное соединение божественной праведности и милосердия» («mirabile temperamentum justitiae ас misericordiae divinae», Герхард, Loci, 7, 47 b). Христос предстает как посредник между Богом и человеком, искупитель, как «искупление за грехи наши», освободившее нас от проклятия закона, от Божия гнева и от вечного осуждения. 274 По этой причине, Христос характеризуется как «causa meritoria justificationis», Тот, кто Своей заслугой осуществляет наше оправ- дание. Его смерть есть «satisfactio vicaria». В этом вопросе, как и во многих других пунктах (например,
можно упомянуть учение о Таинствах, в котором отвергается рож-
дение свыше при крещении младенцев, а также реальное присут-
ствие Христа в Причастии), социнианство выступает с рационали-
стической критикой догматов. В несколько иных формах и в более
благоприятных условиях эта критика будет часто повторяться в но-
вую эпоху, которая наступит с приходом пиетизма и Просвещения.
Отдельные черты современного протестантского истолкования
христианства уже полностью сформировались в социнианстве. |
|