Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиПРЕДСТАВИТЕЛИ ЛЮТЕРАНСКОЙ ОРТОДОКСИИ; СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИПериод лютеранской ортодоксии целиком охватывает XVII век, включая классический период в первой половине столетия и более позднюю стадию, начиная со времени Вестфальского мира (1648 г.), для которой характерна борьба против синкретизма и последовательная систематизация лютеранской традиции, а также более строгое отношение к вероучению. Наиболее видными представителями ранней классической ор- тодоксии являются Хуттер и Герхард. Краткая догматика ЛЕОНАРДА ХУТТЕРА (Hutter, ум. 1616, преподавал в Виттенберге) «Compendium locorum theologicoram, ex scripturis sacris et libra concordiae collectum» (1610 г.) в основном заменила «Loci» Меланхтона в качестве учебного пособия. ИОГАНН ГЕРХАРД (Gerhard, ученик Хуттера, работал в основном в Йене; ум. 1637), ведущий догматик ортодоксии, развивает тра- диции наследия Реформации (прежде всего Хемница), но в то же время закладывает основания для последующего богословского развития ортодоксии. Среди его трудов следует прежде всего от- метить «Loci theologici» 1610-1625 гг., где всесторонне и с привле- чением обширного материала рассматривается евангелическое ве- 255 роучение. Его «Confessio catholica» 1633-1637 имеет целью опро- вергнуть возражения католической теологии того времени с помо- щью аргументов, заимствованных из самой католической тради- ции. Творчество Герхарда, охватывающее все области богословия, включает следующие работы: библейские комментарии, душепо- печительные произведения, как, например, получившая широкое распространение книга «Meditationes sacrae» (1606 г.), гомиле- тические труды (Собрание проповедей 1613 г.), полемические произведения и подробное изложение этики жизни верующего «Schola pietatis» (1621 г.). НИКОЛАЙ ГУННИЙ (Hunnius, ум. 1643 г.) наиболее известен сво- ей теорией фундаментальных артикулов, то есть идеей о том, что не все содержание Писания, а лишь некоторые определенные по- ложения вероучения следует считать необходимыми для спасения и составляющими богословское мировоззрение. Его обобщение вероучения «Epitome credendoram» (1625 г.) получило широкое распространение. К этому периоду относится также работавший в Тюбингене МАТ-ТИАС ХАФЕНРЕФФЕР (Hafenreffer), «Compendium doctrinae coelestis» которого, составленный на основе его «Loci» 1600 г., в течение последующего столетия занимал место признанного учебного пособия, в том числе и в Швеции. Несколько иное положение занимает выдающийся теолог из Гельмштедта ГЕОРГ КАЛИКСТ (Callixtus, ум. 1656 г.), который счи- тал, что исходя из древнейшей христианской традиции, как един- ственной общепризнанной основы вероучения (consensus quin- quesecularis),191 можно достичь единства между различными конфессиями. Так называемое синкретическое понимание было в дальнейшем развито его учениками, Гельмштедтской школой. Борьба против синкретизма во многом наложила отпечаток на лю- теранскую ортодоксию конца XVII века. Самым видным противником синкретизма был АВРААМ КАЛО- вий (Calovius, ум. 1686 г.; профессор в Виттенберге), который развивал традицию Герхарда, но в то же время заострил его идеи в отношении догматики и полемики. Среди его трудов прежде всего выделяется подробная «Systema locorum theologicorum» (1655-1677). Другие догматические произведения конца XVII века характеризу- ются более систематической переработкой ортодоксальной тра- диции и более жесткой фиксацией понятий различных аспектов вероучения. Среди прочих сюда относится «Theologia positiva 191 «Единогласное свидетельство (первых) пяти столетий». — Прим. перев. 256 acroamatica» (1661) И.Ф. КЁНИГА (Konig) и «Theologia didactico- polemica» (1685) И.А. КВЕНШТЕДТА (Quenstedt). Более краткое изложение представлено в «Compendium» (1686) И.В. БАЙЕРА (Baier). Последним из обширных систематических трудов эпохи люте- ранской ортодоксии считается «Examen theologico-acroamaticum» (1707) ДАВИДА ХОЛЛАЦИУСА (Hollazius), уже отмеченный влиянием пиетизма, но в то же время скрупулезно излагающий традицию лютеранской ортодоксии. Скандинавское богословие этого периода тесно связано с не- мецким: в Швеции представителями ранней ортодоксии являются среди прочих ОЛАУС МАРТИНИ (Martini), ИОГАНН РЮДБЕКИУС (Rudbeckius) и ПАУЛИН ГОТУС (Gothus, «Etica Christiana» 1617- 1630), в Дании — ЙЕСПЕР БРОХМАН (Brochmand, его подробная «Systema universae theologiae» (1633) пользовалась большим авторитетом. К более позднему периоду относятся шведские богословы ИОГАНН МАТТИЕ (Matthiae), придерживавшийся идей синкретизма, и ОЛАУС ЛАУРЕЛИУС (Laurelius) — сторонник строго ортодоксального направления. Последующее обобщенное изложение некоторых основных идей
ортодоксальной догматики построено прежде всего на ранней,
классической ортодоксии, представителями которой были Леонард
Хут-тер и Иоганн Герхард. |
|