Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книги28. КОНТРРЕФОРМАЦИЯ. КАТОЛИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВ католической церкви на протяжении XVI и значительной час- ти XVII века продолжалось развитие схоластической теологии, хотя и в новых условиях. Главными центрами богословской учености вместо Парижа стали другие школы, в меньшей степени затронутые новыми учениями, например, Саламанка в Испании и Коимб-ра в Португалии. Важным фактором стала организация новых орденов, ордена иезуитов и реформированного ордена кармелитов. Среди доминиканских богословов видное место занимает италь- янец ТОМАС ДЕ ВИО КАЭТАН (Cajetanus, ум. 1534 г.). Он участвовал в дискуссиях, обусловленных Реформацией Лютера, но наиболее известен своим комментарием к «Сумме теологии» Фомы Аквинского (официальное издание этого труда перепечатано в 1882 году Editio Leonina). Вообще в этот период теология Фомы Аквинского все больше становится основой богословского образования. Его «Сумма теологии» заменяет «Сентенции» Петра Ломбардского в качестве учебника догматики. Носителем томистской традиции стала прежде всего доминиканская школа в Саламанке (Доминик Сото, Soto, ум. 1560 г., и МЕЛЬХИОР КАНО, Сапо, умерший в том же году, были авторами «Loci theologici», первого в своем роде труда об основах теологии). Среди богословов, принимавших непосредственное участие в полемике с реформаторами, прежде всего с Лютером, выделя- 239 ются ИОГАНН ЭКК («Enchridion locorum communium adversus Lutheranos», 1525 г.) и ПЕТР КАНИЗИЙ (Canisius, иезуит; ум. 1597 г.), лидеры немецкой контрреформации. Определяющим событием для католического лагеря эпохи кон- трреформации стал церковный собор, созванный в Триденте 13 декабря 1545 года и затем проходивший в течение трех периодов с различными промежутками времени до 4 декабря 1563 года (25 сессий). Тридентский Собор знаменует собой завершение развития некоторых тенденций, наметившихся в Средние Века, и имеет важнейшее значение для будущего, поскольку на нем были зафиксированы католическое учение и практика в новой ситуации, создавшейся в связи с Реформацией. Среди решений Собора, имеющих определяющее значение для католических учения и практики, рассмотрим прежде всего декрет четвертой сессии о канонических Писаниях и декрет шестой сессии относительно вопроса об оправдании. В решениях Тридентского Собора был зафиксирован состав ка- нона (в который также вошли ветхозаветные апокрифы) и латинс- кий перевод Библии — Вульгата был объявлен официальным текс- том (нормативное издание вышло в 1590 году). Но наряду с каноническими Писаниями в качестве равноценной им нормы веры были приняты «предания», происходящие от Христа или апо- столов и сохранившиеся во времени благодаря преемственности церкви. Их «принимают и чтят с тем же почтением, как и Писание («pan pietatis affectu ас reverentia suscipit et venerator»). Как канони- ческие Писания, так и понимаемое таким образом предание рас- сматривается как «продиктованное Святым Духом). В наше время подробно обсуждается вопрос о том, каким образом Писание и традиция соотносятся друг с другом (являются ли они двумя независимыми источниками, или же можно сказать, что предание каким-то образом включено в Писание). Но толкование того времени исходит из существования двух параллельных норм веры, что означает резкое противоречие с реформаторским принципом писания. Учение об оправдании в решениях Тридентского Собора по- строено, главным образом, на двух основных идеях, в которых яснее всего проявляется разногласие между католическим и еван- гелическим пониманием спасения: во-первых, при обретении спа- сения человеческая воля действует вместе с благодатью; во-вто- рых, дела необходимы для того, чтобы сохранить обретенную праведность и достичь вечной жизни. В документах Триденского Собора не было выражено ясной позиции по спорным вопросам между более близкой к августини- 240 анству томистской теологией и полупелагианским направлением скотизма. Некоторое приготовление к оправданию считается не- обходимым, но не говорится о том, является ли оно заслугой или нет; оно состоит в согласии с призывом благодати и в содействии в совершении тех деяний, которые следуют за призванием и пред- шествуют крещению (скорбь, покаяние, любовь к Богу, вера в откровение и т.д.). Принимается точка зрения томистов, со- гласно которой призывающая благодать является первой в обраще- нии, но в то же время подчеркивается содействие воли и подгото- вительные деяния. Отвергнута идея реформаторов о полной уверенности в спасении («vana haec ab omni pietate remota fidu- cia»).189 Напротив, говорится о том, что человек никогда не может с уверенностью знать, имеет ли он благодать Божию, и что для сохранения благодати и возрастания в ней он должен исполнять заповеди Бога и церкви. В связи с этим приводятся слова о том, что вера без дел мертва. Вечная жизнь одновременно представле- на и как дар благодати ради Христа и как вознаграждение заслуг человека. Анафеме предается прежде всего представление о том, что оправдание человека заключается в прощении грехов и вечная жизнь даруется исключительно по милости Христа. Поскольку оправдание рассматривается, по существу, как вли- вание благодати, и утверждается, что оно происходит через Таин- ства, решения Собора об оправдании естественным образом по- влекли за собой рассмотрение вопроса о Таинствах. Декрет, принятый на пятой сессии, а также некоторые материалы других сессий посвящены вопросам, относящимся к этой теме; в дей- ствительности, учение о Таинствах вышло на первый план в тече- ние всего оставшегося времени работы Собора. Здесь были четко сформулированы многие пункты вероучения, которые с тех пор считаются характерными для католической церкви, например, учение о пресуществлении (13-я сессия), учение об исповеди и покаянии (14-я сессия), о жертвоприношении мессы (22-я сессия), о поклонении святым и реликвиям, о чистилище, об индульгенциях (25-я сессия). Тридентский Собор положил начало продолжавшемуся в тече- ние столетия периоду расцвета схоластического богословия. Но- вый вклад в развитие схоластики внесла философия гуманизма с ее требованием возвращения к античным источникам. Следствием этой программы стал новый интерес к изучению Аристотеля и дру- гих античных философов. Старые ордена завершили свои бого- 189 «Это пустое и чуждое всякого благочестия упование». — Прим. перев. 241 словские традиции. Наибольшее влияние имело томистское бого- словие. Скотизм существовал в основном в францисканской школе. Новый орден иезуитов был по своему характеру эклектичным. Он также был в большой степени открыт для новой философии. Между томистами и иезуитами проходили продолжительные споры. Одним из тех, кто способствовал проникновению испанской гуманистической схоластики в Германию, был ГРЕГОР ВАЛЕНСИЙС-кий (ум. 1603; профессор в Инголыптадте), который тем самым обновил католическую схоластику в Германии. Самым выдающимся из богословов-иезуитов и из новых схоластиков вообще был ФРАНСИСКО СУАРЕС (Suarez, ум. 1617; работал в Саламанке). Его соединение схоластической теологии и неоаристотелианской метафизики имело большое значение для богословия того времени. Написанный им учебник метафизики, «Disputationes metaphysicae» также широко использовался среди протестантов. Таким образом, Суарес стал одним из предшественников неоаристотелианского течения в Германии (о чем более подробно будет сказано ниже). Наиболее видным богословом-полемистом был РОБЕРТ БЕЛЛАР-мин (Bellarmin, ум. 1621 г.; кардинал). В его «Disputationes de controversiis christianae fidei»190 были пункт за пунктом рассмотрены возражения протестантов. В свою очередь этот трактат стал поводом для более подробных и обоснованных полемических произведений со стороны протестантов (например, «Confessio catholica» 1634-1637 Иоганна Герхарда; см. ниже). Важной частью католического богословия также и в новое вре- мя была литература мистического направления. В XVI веке, как и схоластика, она в первую очередь приходила из Испании. Осно- ватель ордена иезуитов ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА (Loyola, ум. 1556) в сво- их «Духовных упражнениях» дал своего рода руководство по прак- тике духовной жизни, оказавшее большое влияние на католическое благочестие. Наиболее видными мистиками того времени были ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ (ум. 1582) и ХУАН ДЕ ЛА КРУС (Иоанн Креста; ум. 1591), оба — основатели ордена так называемых босоногих кармелитов. Святая Тереза также внесла вклад в литературу, с психологизмом и точностью описав мистические переживания. Иоанн Креста на основании богословия Фомы Аквинского представил классическое для католической церкви изложение психологии и метафизики мистики. Он считается «церковным учителем католической мистики» (Грабманн). 190 «Диспуты о противоречиях христианской веры». — Прим. перев. 242 Против господствующей схоластики с ее пелагианскими тенден- циями и учением о заслугах выступил голландский богослов МИХА- ИЛ БАЙЮС (Bajus, ум. 1589 г.; канцлер Лувенского университета). Он вернулся к Писанию и трудам Августина и учил, что человек не способен делать добро, а также отвергал представление о добрых делах как заслугах. В 1567 году Папа Пий V осудил 76 положений из произведений Байюса. Критика Михаила Байюса с новой силой проявилась в янсе- низме; КОРНЕЛИЙ ЯНСЕНИЙ (Jansen, ум. 1638; профессор в Луве-не; епископ Ипернский), глубоко изучив труды Августина, пришел к убеждению в том, что схоластическая теология отпала от традиции древней церкви. В своем большом трактате «Августин», изданном в 1640 году, он изложил учение Августина о благодати и предопределении в самой строгой форме. Воля че- ловека полностью испорчена и находится во власти. Лишь получив дар благодати, она в состоянии делать добро. То же богословие Августина стало основой для движения реформы, центром которого стал монастырь Пор-Рояль. В 1640-е годы во главе движения стоял АНТУАН АРНО (Arnauld). Убежденными противниками движения были иезуиты. Папа осудил некоторые положения, которые, как предполагалось, заимствованы из богословия Ян-сения. Среди прочих в спор вмешался БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (Pascal, ум. 1662), присоединившийся к янсенистам. В своих знаменитых «Провинциальных письмах» (1656-1657) он подверг острой, гениально оформленной критике пелагианское учение о благодати, а также иезуитскую этику с ее казуистикой и отрицанием послушания совести. Несмотря на преследования со стороны иезуитов, янсенист-ское движение оказалось достаточно жизнеспособным, но в конечном счете оно прекратило существование. Монастырь Пор-Рояль был разрушен в 1709-1710 гг., а в булле «Unigenitus» (1713 г.) было вновь осуждено учение янсенизма. Однако разоблачительная критика, которой был подвергнут орден иезуитов в «Провинци- альных письмах», стала одной из причин все более широкого про- тиводействия деятельности этого ордена. В 1764 году орден был запрещен во Франции. Не только критика со стороны янсенистов, движимых интереса-
ми церкви, но и новая философия, а в дальнейшем и дух просве-
щения способствовали быстрому распаду схоластического
богословия, характерному для развития католической церкви с
середины семнадцатого до девятнадцатого века.
243
|
|