Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книги23. ЦВИНГЛИиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВклад швейцарского реформатора Ульриха (Хульдрейха) Цвинг-ли в историю богословия рассматривается здесь кратко. Его учение о Причастии бьшо рассмотрено в связи с теологией Лютера. 215 УЛЬРИХ Цвингли (Zwingli, род. 1484 г., после обучения в Вене и Базеле получил степень магистра в 1506 г., затем был пастором в Гларусе, а позднее в церкви Св. Марии в Эйнзидельне; с 1519 г. — каноник в монастыре Гроссмюнстер в Цюрихе) в молодости знако- мится со схоластическим томистским богословием, но вскоре ста- новится приверженцем иного богословского направления. В 1516 году он познакомился с Эразмом Роттердамским, произве- дения которого оказали на него глубокое влияние. Он стал подлин- ным учеником Эразма и вначале точка зрения Цвингли совпадает с гуманистическим реформированным христианством Эразма: народ должен быть «просвещен» проповедью чистого Христова Еванге- лия, прежде всего этических положений Нагорной Проповеди, что постепенно само собой приведет к улучшению культа и обычаев. Но в течение 1519-1520 годов точка зрения Цвингли претерпе- вает изменения. Он порвал с Эразмом после того, как осознал, что гуманистическая программа реформ не приводит к ожидаемому результату. Он отказался от пелагианского понимания, свой- ственного Эразму, и пришел к выводу о полной испорченности человеческой природы. Человек может быть оправдан лишь вос- создающей силой Христа. Исследователи Цвингли уделяют большое внимание причинам этого поворота к взглядам Реформации. Иногда они напрямую выводят его из произведений Лютера, с которыми Цвингли зна- комится начиная с 1518 года. Но такому пониманию противоречат свидетельства самого Цвингли о том, что он самостоятельно и прежде этого времени начал проповедовать Евангелие, а также его стремление отдалиться от Лютера. Высказывания, в которых Цвингли подчеркивает свою независимость от Лютера, однако, обусловлены его желанием избавить швейцарскую реформацию от последствий действия Вормсского эдикта, объявлявшего Лютера и его приверженцев вне закона. Неоспоримо, что произведения Лютера имели для Цвингли большое значение как импульс, побу- дивший его начать реформаторскую деятельность. Тем не менее, в настоящее время, в большей степени, чем ранее, исследователи склонны подчеркивать самостоятельность Цвингли. Расшифрованные и изданные в последние годы заметки на полях книг из библиотеки Цвингли также указывают на другой источник, оказавший на него большое влияние, а именно на труды Августина. Именно от него Цвингли в значительной степени заимствовал учение о первородном грехе и благодати, благодаря которому он порывает со своей прежней гуманистической точкой зрения. Другим фактором, на который также указывают исследо- 216 ватели, стало заболевание Цвингли чумой осенью 1519 года, по- влекшее за собой его глубокий религиозный кризис. Реформация в Цюрихе шаг за шагом развивается под руковод- ством Цвингли в период после 1519 года. Она влечет за собой не только религиозное, но и широкое социальное изменение. Для реформаторской программы Цвингли характеры особенно строгая этика и теократический идеал государства. Несмотря на свое понимание Реформации, Цвингли никогда полностью не отказывался от гуманистической точки зрения. Его взгляды представляют собой смешение элементов античности, те- ологии эпохи Возрождения и Реформации. Как упоминалось, он принимает учение Августина о первородном грехе. Однако он от- вергает представление об унаследованной вине. Вина появляется лишь при действительном нарушении Закона, но она не присуща унаследованному состоянию испорченности. Другая характерная для него идея состоит в том, что некоторые просвещенные языч- ники посредством своего разума достигли спасительного знания и так же, как христиане, могут обрести блаженство. Основополагающим для богословия Цвингли является метафи- зическое противопоставление духа и материи. Дух отделен от ма- териального и внешнего, и не может быть сопричастен им. По- этому Цвингли проводит строгое различие между божественным и человеческим во Христе и считает, что вера обращается лишь к Его божественной природе. Слово также не имеет большого зна- чения. Вера пробуждается не через внешнее слово, а через непо- средственное действие Бога или Духа. Наиболее известны послед- ствия, к которым это понимание приводит в учении о Таинствах, что было рассмотрено ранее в связи со спором о Причастии между Лютером и Цвингли. Таким образом, Крещение и Причастие не считаются средствами благодати в прямом смысле слова. Считается, что крещение младенцев не ведет к устранению вины. Как вытекает из вышесказанного, дети до совершения греховных деяний рассматриваются как невинные. Также считается, что При- частие не передает прощения грехов: оно рассматривается лишь как символическое действие воспоминания. Значительная часть наследия Цвингли относится к практичес- ким и политическим вопросам. Среди его богословских произве- дений выделяется прежде всего посвященное королю Франции Франциску I изложение вероучения «De vera et falsa religione commentaries»181 (1525 г.), а среди его произведений о Причастии — 181 «Комментарий об истинной и ложной религии». — Прим. перев. 217 «Eine klare Unterrichtung von Nachtmahl Christi» (1526 г.), а также адресованное Лютеру «Arnica Exegesis» (1527 г.). Пытаясь распространить движение Реформации на прочие ре-
гионы Швейцарии, Цвингли все больше стал заниматься полити-
ческой деятельностью. Он принимал активное участие в планиро-
вании так никогда и не созданной европейской коалиции против
Габсбургов. Кроме того, он упорно стремился к созданию в Швей-
царии единого евангельского государства во главе с Цюрихом и
Берном. Католические кантоны должны были покориться силе ору-
жия. Но в этом вопросе Цвингли столкнулся с сопротивлением
даже в рядах своих сторонников, и когда в итоге разразилась
настоящая гражданская война, силы евангельских христиан были
разобщены и численно значительно уступали противнику. Они
потерпели поражение в битве при Каппеле (1531 г.) и Цвингли,
который сражался в битве при полном вооружении, пал на поле боя.
Гибель Цвингли на поле брани явно раскрывает национальную и
политическую окраску его дела жизни. В этом также проявилось
его отношение к Реформации, которое отличается от лютеранского. |
|