Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиДуне Скот и ФОМА АКВИНСКИЙиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИКак указывалось ранее, Дуне Скот обостряет разногласия меж- ду францисканцами и доминиканцами. В области учения о Боге различие проявляется в том, что Фома воспринимает Бога как высшее бытие, и это приводит к тому, что он толкует понятие Бога в интеллектуальных категориях, тогда как Дуне Скот прежде всего подчеркивает суверенную волю Божию как основу для существования мира и для откровения. Дуне проводит различие между Божией «potentia absoluta»133 и «potentia ordinata».134 Согласно первой, Бог совершенно ничем не связан и может действовать независимо от всяких правил. Благо является благом потому, что так хочет Бог («perdeitas boni»). Согласно «potentia ordinata», Бог действует в соответствии с порядком сотворения и порядком спасения, то есть, Он позволяет человеку спастись через деяние Христа и через Таинства церкви. Но Бог (согласно «potentia absoluta») мог бы действовать и независимо от этого порядка. У Фомы, напротив, воля Божия всегда совпадает с порядком, установленным Богом. Бог желает блага потому, что оно есть благо («perseitas boni»). В области христологии Дуне Скот также отклоняется от обще- принятого в схоластике мнения, поскольку он пытается сильнее подчеркнуть человеческую природу во Христе. Обычно считалось, что человеческая природа восходит в божественную природу. По- следняя «образовывала личность», что часто было равнозначно со- зданию одностороннего образа Христа. Более явное подчеркивание человеческого в трудах Дунса Скота связано с его эмпирической ориентацией и его пониманием реальности индивидуального. Фома Аквинский, как и схоластики вообще, связывает учение об оправдании с Таинствами. Христос Своим страданием (не только смертью, но и всей Своей земной жизнью) приобрел заслугу, которая бесконечно перевешивает все прегрешения человека. Эта заслуга передается верующим через Таинства, дающие дар благо- дати. Для Дунса Скота спасение, конечно, связано со страданием Христа, но эта связь состоит лишь в том, что Бог принимает жерт- ву Христа как замену искупления грехов людьми. В конечном счете все зависит от свободного принятия Божия. Такая точка зре- ния весьма далеко отстоит от мысли Ансельма о рациональной не- обходимости примирения. Важнейшее различие между францисканцами и доминиканцами
проявилось в учении о благодати и оправдании.
133 «Абсолютная власть». — Прим. перев.
134 «Упорядоченная власть». — Прим. перев.
155
|
|