Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

ДУНС СКОТ И ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЕРЕ И ЗНАНИИ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Дуне Скот (ум. 1308; преподавал в Оксфорде и в Париже) от- носится к францисканцам и продолжает прежнюю линию фран- цисканской школы. Он высказывался против решения проблемы отношений теологии и науки, предложенного Фомой Аквинским, и довел философскую разработку богословских вопросов до апогея. Он считается наиболее утонченным среди схоластиков («doctor subtilis»). В то же время в его рассуждениях присутствуют новые аспекты, предвещающие распад схоластики и утрату гармонии между теологией и философией.

Как и Фома, Дуне Скот придерживается линии Аристотеля, но он уделяет больше внимания эмпирическому. Для Фомы ре- альность состоит в сущности вещей, то есть во всеобщем. Для Дунса Скота индивидуальность вещи также представляет собой осмысленную реальность. Индивидуальное образует форму вещи («haecceitas»), тогда как, по мнению Фомы, лишь материя является основой для разделения на отдельные вещи (материя есть «principium individuationis»). Сам Дуне Скот — реалист, но, под- 153 черкивая индивидуальное, он становится предшественником но- минализма, который сводит всю реальность к отдельным вещам.

Тогда как Фома подчеркивает связь теологии с наукой в отно- шении познания, Скот показывает, что существует разрыв между богословским и научным знанием. Последнее имеет дело со все- общим, с тем, что является общим для вещей и со всеобщими законами и принципами. Богословие же, напротив, имеет дело с откровением Божиим, то есть, среди прочего, с единичными деяниями спасения, о которых свидетельствует Писание. Это значит, что его предмет есть нечто «частное» (нечто, что может действовать по-иному; противоположность «необходимого»). Поэтому теология не может быть полностью построена на метафизике, как происходит в системе Фомы, но в вопросах сверхъестественных истин она ссылается лишь на Писание и предание церкви. Итак, для Дунса не существует никакого пути, ведущего от естественного знания к вере; последняя опирается лишь на авторитеты.

Это зависит от того, что теология является не вполне теорети- ческой наукой. Вера есть «cognitio practica».130 Она предполагает подчинение человеческой воли воле Божией, авторитету. Ее задача — не теоретическое знание, но изменение воли в соответствии с волей Божией. Цель веры — любовь («caritas»). Фома также вклю- чает волевой момент в знание, которое для него является высшим. По мнению Фомы, цель веры — «visio beatifica»,131 которое понимается по аналогии с земным знанием.

Как вытекает из вышесказанного, понимание Дунса Скота, так же как и у ранних францисканцев, является волюнтаристским. Для его богословия фундаментальной становится идея о суверенной воле Божией, которой противопоставляется свободная воля человека. Цель в том, чтобы последняя подчинилась первой и ста- ла соответствовать ей («dominatio — subjectio»).132

Когда Дуне Скот выступает против томистского интеллектуализма и в определенной мере разрушает гармонию между теологией и наукой, выраженную в трудах Фомы, это тем не менее не значит, что он желает отказаться от использования философии в богословии. Напротив, он развивает методы схоластики далее, нежели его предшественники. Но принципиально он рассматривает философию лишь как логическое и формальное вспомогательное средство для дальнейшего развития учения церкви и опровержения ложных мнений. 130 «Практическое знание». — Прим. перев. 131 «Блаженное созерцание Бога». — Прим. перев. 132 «Господство — подчинение». — Прим. перев. 154

<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история Церкви












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.