Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиТЕОЛОГИЯ И НАУКА В УЧЕНИИ ФОМЫ АКВИНСКОГОиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИКак было указано выше, система Фомы представляет собою применение принципов Аристотеля в области богословия, причем основные философские идеи являются не просто временными фор- мами или методическими приемами, но последовательно форми- руют структуру самой системы. Предпосылкой становится нали- чие гармонии между теологией и наукой, между верой и разумом. Как говорилось ранее, богословие представляет собой науку, «scientia». В то же время оно отличается от рационального знания в том, что содержание веры недоступно для разума и приходит к человеку лишь через откровение и свет благодати. Разум не может постичь основу истины откровения, но вера принимает ее на основании Божия авторитета. Происходит то же самое, как если бы крестьянин услышал философскую истину. Он не знает принципов, лежащих в основе этой истины, но все же может признать, что дело обстоит именно так, на основании доверия к философу, который ее высказывает, имеет знание о принципах и знает, почему дело обстоит именно так. Подобное отношение существует между науками: одна наука иногда опирается на положения, заимствованные из других наук, не доказывая при этом данные положения. Так, например, оптика опирается на законы 152 и правила геометрии, геометрия, в свою очередь, использует ос- новные положения математики. Также богословие использует за- имствованные положения, истинность которых оно само не дока- зывает. Высшая «наука», из которой теология заимствует свои принципы — это собственное знание сверхъестественного мира, знание Бога и ангелов о божественном. Таким образом, теология приобретает характер науки, хотя она сама не может доказать или полностью постичь принципы, на которых она строит свои выска- зывания. Полное осознание и понимание принадлежит иному миру. Она построена на вере, опирающейся на авторитет кого-то другого и считающей откровение истинным без доказательств разума. Используя своеобразную идею о принципах теологии как поло-
жениях, заимствованных из высшей науки, Фома Аквинский связал
два противоречащих друг другу понятия науки: аристотелианс-кое,
согласно которому наукой в строгом смысле слова можно назвать
лишь то, что может быть предметом рационального дока-
зательства, и августинианское, в соответствии с которым знание
веры также может быть впоследствии осознано и осмыслено разу-
мом. Дуне Скот и номинализм позднего Средневековья подвергнет
компромиссное томистское решение критике и, применяя ари-
стотелианское понятие науки более последовательно, отвергнет
представление о теологии как «scientia». |
|