Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиДОМИНИКАНСКАЯ ШКОЛАиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИАЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ум. 1280, родом из Вюртемберга; работал среди прочего в Кельне) оставил множество произведений, что свидетельствует об его универсальной учености. Он занимался всеми науками своего времени. В области естественных наук, где его вклад высоко оценивается и в наше время, он представил доказательства самостоятельного наблюдения и эмпирического отноше- 127 «Краткослов». — Прим. перев. 128 «Путеводитель души к Богу». — Прим. перев. 149 ния, которое отличается от традиционного понимания того времени. Альберт прежде других сделал философию Аристотеля известной и используемой в современной ему науке. Также в области богословия он приготовил путь для принятия новых основных поло- жений, отчасти адоптировав аристотелизм к христианству. Тем са- мым Альберт заложил основание для работы, которую продолжил его знаменитый ученик Фома Аквинский. Однако, как богослов, он сам в основном следовал традиционному августинианству. ФОМА АКВИНСКИЙ (ум. 1274 в возрасте 50 лет; из благородного итальянского рода; преподаватель в Париже, а также временно в папской курии и в Неаполе) привел схоластическую ученость к ее апогею. Он превзошел Альберта в систематике и в завершенной системе органически соединил новые аристотелианские идеи с традицией учения церкви. Среди его многочисленных произведений богословского и фило- софского содержания прежде всего выделяются: комментарий к «Сентенциям», написанный в начале его деятельности; ряд библейских комментариев; «Summa contra gentiles», апологетический труд, затрагивающий всю сферу богословия; «Summa theologiae», начата в 1269 году, не завершена к моменту смерти автора (один из учеников Фомы позднее дополнил недостающие части соответствующим материалом из комментария Фомы к «Сентенциям»); ряд небольших произведений и комментариев к большинству трудов Аристотеля. «Summa theologiae», основной труд Фомы и наиболее выдаю-
щееся классическое произведение схоластики, до сих пор лежащее
в основе богословского образования в католической церкви, со-
стоит из трех частей: первая часть повествует о Боге, Его
сущности и деянии сотворения, вторая часть — о Боге как цели
действия человека, третья часть — о Христе как пути для
достижения этой цели, о Таинствах и о вечной жизни. В прологе
план произведения описывается словами: «1:о tractabimus de Deo,
2:o de motu rationalis creaturae in Deum, 3:o de Christo qui, secundum
quod homo, via est nobis tendendi in Deum».129 Далее рассмотрим
некоторые черты богословия Фомы Аквинского. |
|