Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиВЕРА И РАЗУМиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИАНСЕЛЬМ, как и до него Августин, по вопросу соотношения веры и разума придерживается мнения, которое обычно характеризуется выражением «credo ut intelligam».109 Исходя из слов в Ис. 7:9: «si поп credideritis, поп intelligetis» (согласно Вульгате), приверженцы этого подхода подчеркивают, что вера является предпосылкой ра- ционального понимания истины откровения. По словам Августина, понимание есть вознаграждение веры. В трактате «Прослогион» Ансельм среди прочего развивает эту точку зрения, что находит ясное выражение, например, в следую- щих словах: «Non tento, Domine penetrarealtitudinem tuam, quia nullatenus compare illi intellectum meum; sed desidero aliquatenus intelligere veritatem tuam, quam credit et amat cor meum. Neque enim quaere intelligere, ut credam; sed credo, ut intelligam. Nam et hoc credo, quia nisi credidero, non intelligam»110 (c. 1). Подобное утверждение встречается и в другом произведении Ан-сельма, «Cur Deus homo»111: «Sicut rectus ordo exigit, ut profunda christianae fidei credamus, priusquam ea praesumamus ratione discutere; ita negligentia mihi videtur, si postquam confirmati sumus in fide, non studemus quod credimus intelligere»112 (c. 2). 109 «Верую чтобы понимать». — Прим. перев. 110 «Не пытаюсь проникнуть в Твое величие, Господи, поскольку никоим образом не сравниваю с ним мой интеллект; но желаю каким-то образом понять Твою истину, в которую верит и которую любит сердце мое. Ибо я не стремлюсь понять для того, чтобы уверовать. Ибо я верю, что не смогу понять, если не верую». — Прим. перев. 111 «Почему Бог стал человеком». — Прим. перев. 112 «Как истинный порядок требует, чтобы мы уверовали в глубокие тайны христи анской веры, прежде чем можем стремиться различать их разумом, так мне пред ставляется упущением, если мы, после того как укрепились в вере, не стремимся понять то, во что верим». — Прим. перев. 137 Идея «credo ut intelligam» предполагает гармонию между теологией и философией. То, что содержит вера, и то, что я принимаю верой, можно также понять разумом, по крайней мере до определенной степени. Противоречия между предпосылками разума и веры не существует. Задача богословия заключается в том, чтобы представить содержание веры таким образом, чтобы его можно было понять и осмыслить. При этом, по мнению Ансельма, богословие должно следовать предпосьшкам философии и использовать вспомогательные средства логики. Однако вера стоит на первом месте, ибо человек не приходит к вере через разум, но наоборот — к пониманию через веру. Роль разума состоит лишь в том, чтобы впоследствии показать, что истины веры необходимы даже с точки зрения разума и логики. Лишь когда человек верой принимает истину откровения, он может, используя разум и созерцание, прийти к пониманию того, что его вера также согласуется с разумом. Пример аргументации Ансельма встречается в так называемом онтологическом доказательстве бытия Божия, которое изложено в трактате «Прослогион»: вера представляет себе Бога как высшее и самое совершенное существо, «aliquid, quo nihil majus cogitari possit»113 (c. 2). Эту идею может понять разумом даже тот, кто отрицает существование Бога (Пс. 13:1). Однако то высшее, о котором только можно помыслить, не может существовать лишь в разуме. Ибо в таком случае все реально существующее, что превосходит то, что существует лишь в мысли, было бы выше высшего существа, что неразумно. Поэтому необходимо признать, что есть высшее существо, которое существует как в разуме, так и в реальности. Уже в Средние Века онтологическое доказательство Ансельма было подвергнуто критике. Фома Аквинский не принимает его, но придерживается космологического доказательства. Он критикует рассуждения Ансельма следующим образом: представим, что Бог есть высшее существо, какое только можно себе представить. Отсюда, однако, не следует, что существование Бога доказано. Из этого можно лишь сделать вывод о том, что о Боге должны думать, что Он существует в действительности, если Он есть высшее существо, о котором только можно помыслить. Однако та- ким образом нельзя доказать реальность, ибо она не является ка- чеством, которое можно приписать предмету наряду с прочими качествами. Она не может быть доказана как логическая необхо- димость, поскольку она не относится к области логики. 113 «Нечто, больше которого нельзя помыслить». — Прим. перев. 138 Для АНСЕЛЬМА вера означает согласие с истиной откровения. Но она имеет не только интеллектуальный характер, является не просто признанием истины, как иногда утверждали, но связана с любовью. Итак, вера содержит волевой аспект: она включает в себя направление воли к предмету веры человека («credendo tendere in aliquid»). ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ также представляет веру отчасти как «cognitio», отчасти как «affectus». По своей внутренней сути она является для него волевым актом, волевым принятием содержания веры, в котором можно выделить три стадии, на основании того, происходит ли это принятие лишь на основании благочестия («sola pietate»), при согласии разума («cum approbatione rationis») или с внутренним ощущением и уверенностью, происходящей из непосредственного переживания. АБЕЛЯР акцентирует то, что вера является видом знания. Воля
приходит в движение через акт познания, таким образом вера так-
же включает волевой момент, который является вторичным, тогда
как Ансельм и Гуго Сен-Викторский считают волевое решение
первичным. Далее, для них содержание веры превыше рациональ-
ного, тогда как Абеляр описывает веру скорее как необходимое
знание, соответствующее философскому знанию. |
|