Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиСПОР МЕЖДУ НОМИНАЛИЗМОМ И РЕАЛИЗМОМиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИАНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (ум. 1109; аббат монастыря Бек в Нормандии, с 1093 — архиепископ Кентерберийский) — обновитель августинианской традиции и в то же время основоположник схоластики, в трактате «De fide trinitatis»103 выступил против понимания, которое обычно называют номиналистским и представителями которого были некоторые современные ему диалектики, например, РОСЦЕЛИН. В соответствии с этим взглядом, наши обобщенные понятия есть не что иное, как звуковые образования или имена, которыми мы пользуемся для описания того, что является общим у нескольких однородных предметов. Ансельм утверждает, что понятия, которые, конечно, не воспринимаются чувствами, но образуются в разуме, представляют нечто реальное, действительность высшего плана, которую может воспринять лишь разум: «universalia sunt res». Этот взгляд носит название реализма. Философский спор, в который здесь вступает Ансельм, по его мнению, имеет важные последствия для учения церкви. Он считает, что номиналистское понимание противоречит церковному учению о Троице и христологии, поскольку оно разрушает основание этих 103 «О вере в Троицу». — Прим. перев. 133 догматов. Его рассуждения таковы: если нельзя провести различие между предметом и его свойствами, нельзя также провести разли- чие между Богом и Его отношениями. Учение о Троице предпола- гает различие между сущностью Бога и тремя Лицами в Божестве, при этом сущности самой по себе приписывается реальность. По- нимание номиналистов предполагает, что лишь отдельные вещи реальны. Вследствие этого можно мыслить о трех Лицах лишь как о трех субстанциях. Это приводит к тритеистическим представле- ниям. Или же номинализм может привести к монотеизму, ис- ключающему всякое различие между Лицами. Подобным образом Ансельм выдвигает аргументы в области христологии: каким обра- зом, тот, кто не проводит различия между отдельным человеком и общим понятием «человек» может верить в то, что Сын Божий принял человеческую природу. Ибо Христос принял не человечес- кую личность, но лишь человеческую природу. Кроме более умеренного реализма Ансельма существовала также крайняя точка зрения, которая подчеркивала реальность уни- версалий таким образом, что отдельные вещи становились лишь модификациями общей сущности и таким образом теряли свою самостоятельную реальность (Гильом ДЕ ШАМПО). Против этого понимания, а также против крайнего номинализма выступил ПЬЕР АБЕЛЯР (ум. 1142; преподавал в школе Св. Женевьевы в Париже) один из самых известных учителей своего времени. Абеляр, взгляды которого по богословским вопросам вызывали
множество разногласий и которого неоднократно обвиняли в ереси,
в споре о реальности универсалий разработал промежуточную
точку зрения, которая впоследствии стала общепринятой
даже в богословских школах эпохи высокой схоластики. Он
проводит различие между понятиями только как сочетаниями
звуков («voces») и как обозначениями некой реальности («signa»).
To, знаками чего являются понятия, не существует за пределами
вещей как самостоятельные субстанции. Но общим понятиям
можно также приписывать определенную реальность: они
существуют прежде вещей как их образы в мыслях Бога. Далее
они имеют существование в отдельных вещах как их формы или
сущность. И как обозначения того, что является общим для многих
индивидов, они существуют в нашем сознании. Этот умеренный
реализм позднее также проявился у Фомы Аквинского, который
придерживался сходного понимания, согласно формуле: «universalia
ante res, in rebus et post res».104
104 «Универсалии прежде вещей, в вещах и после вещей». — Прим. перев. 134
См. также
Августин Блаженный и Фома Аквинский средневековая философия электронная библиотека книг по философии |
|