Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиИОАНН ДАМАСКИНиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИДревнецерковная христология обретает некоторое завершение в трудах Иоанна Дамаскина (VIII век; год рождения и смерти неиз- вестен), который прежде других обобщил традицию, позднее став- шую нормативной для православной церкви. Однако он также имел большое влияние на Западе. Иоанн Дамаскин отражает теологию ранних отцов Церкви и излагает ее в единых формулировках с по- мощью аппарата философских понятий, который он использует. Его основной труд «7гг|уг| yvmoemq», «Источник знания», состоит из трех частей. Первая часть, диалектическая, рассматривает лишь философские вопросы, вторая часть описывает ереси, а третья часть — это собственно догматика, «екВеок; тгц; орВобо^ои тасхгщ», «Изложение православной веры». В дальнейшем последняя часть стала нормативной догматикой православной церкви. Дамаскин использует философию Аристотеля и неоплатоников, заимствует оттуда понятия и схемы рассуждений, которыми он подкрепляет изложение богословия. Иными словами, он использует схоластический способ изложения и является первым, кто 81 ввел этот метод в догматику. В остальном Дамаскин собрал идеи прошлого и сформулировал их более точно, не стремясь при этом к какой-то самостоятельности. Его основным вкладом является именно схоластический инструментарий. В своем подробном из- ложении христологии он присоединяется к идеям Леонтия Визан- тийского и Максима Исповедника. Дамаскин решительно подчеркивает единство личности Христа: «uia aei теп) Вест ^oyou xmoaxaaic,» («Ипостась Бога Слова всегда едина»). Эта единая ипостась одновременно есть ипостась Логоса и ипостась человеческого тела и души. Таким образом, человеческая природа не имеет самостоятельного личностного бытия, но существует в божественной. В то же время Дамаскин подчеркивает различие между двумя природами и придерживается диофелитской точки зрения. Он подробно рассматривает вопрос о том, как две природы соотносятся друг с другом и вводит здесь новые формулировки. На основании единства личности происходит «взаимное проникновение», «я?рг%юрг|ся,<;», так что ЛОГОС принимает в Себя человеческое и, в Свою очередь, сообщает Свои качества плоти. Поэтому можно, например, говорить о том, что «Господь славы» был распят или, с другой стороны, о том, что человек Иисус не сотворен и бесконечен. Однако при этом обе природы сохраняют своеобразие и отдельность. У Да-маскина есть особенно сильные выражения для этого, так что временами представляется, что они противоречат идее взаимного проникновения. Так, он говорит, что только божественная природа пронизывает человеческую, а не наоборот. Тем самым он желает подчеркнуть, что Божество как таковое должно оставаться неизменным, не затронутым страданием и смертью. Так же, как лучи солнца, освещающие дерево, не будут затронуты, если дерево срубят, так и Бог находится над страданием, которое терпит Христос. Если говорить о природах в абстрактном смысле слова (Божество — человечество), то их следует строго различать: божественная не становится человеческой, а человеческая — божественной. Но если рассматривать Христа как конкретную личность, на первый план выступает единство. Он целиком и полностью есть Бог, и также целиком и полностью человек в тождестве и единстве личности. При этом ипостась Слова является образующей единство, она также становится ипостасью человеческой природы, проявившейся во Христе. Характер, который приобрел образ Христа в схоластических формулировках Иоанна Дамаскина, также своеобразно отражается в православном изобразительном искусстве (иконах), в котором сильно подчеркнуты трансцендентные и величественные черты. 82 По мере того как подчеркивается абсолютная
трансцендентность божественного, важную роль начинают играть
символы. Не случайно, что Иоанн Дамаскин теологически
защищает «иконопочи-тание» (при этом, однако, предполагается не
поклонение в собственном смысле слова, но оказание почтения).
Символы служат для передачи божественного как чего-то
доступного чувствам, представляющего невидимое, небесное.
Предполагается, что изображения реальным образом передают
божественное, и поэтому они могут быть предметами почитания.
После долгих споров между византийскими церковниками
(существовало также сильное сопротивление иконопочитанию)
Восточная церковь приняла решение в пользу иконопочитания на
Никейском Соборе 787 года. |
|