Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ. СПОР С МОНОФЕЛИТАМИиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИОтвет на основной вопрос спора с монофизитами дает ЛЕОНТИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ (ум. 543). Отчасти он строит свои рассуждения на философии Аристотеля и одним из первых использует ее как вспо- могательное средство в теологии. Но в своей христологии он в основном использует терминологию трех каппадокийцев и вво- дит представление об «энипостасии» для разрешения противоречий между монофизитским и диофизитским пониманием. 39 «Она (плоть) была с момента соединения такой, какой она была после воскре- сения». — Прим. перев. 79 Исходной точкой являются традиционно принятые в учении о Троице понятия «фиск;» (= cmcia) и «xmoaxaaic,» (= rcpoaamov). «Фиск;» описывает бытие вещи, то, что она существует и организо- вана определенным образом. Этот термин выражает то, что делает вещь такой, как она есть («eivai»). Понятие «ипостась» означает, что нечто существует само по себе как самостоятельный субъект («ка8 eawrav eivai»). Эти понятия использовались в теологии и ра- нее. Итак, в христологии Христос представлен как две природы (сущности) в одной ипостаси (личности). Проблема заключается в следующем: может ли существовать одна «природа», которая со- вершенна в своем роде, но не имеет самостоятельной ипостаси? Леонтий стремится разрешить эту проблему, вводя понятие «evwroaxacia» («evwroaxaxcx;»). Возможно, что природа существует, не имея самостоятельного бытия, но имеет существование в чем-то ином. Во Христе есть лишь одна ипостась, и это ипостась Логоса, существующая в вечности и принимающая человеческую природу во времени. При этом Логос также становится ипостасью человека Христа, так что человеческая природа Христа имеет свою ипостась в Логосе. Она не существует без ипостаси, но имеет свою ипостась в чем-то ином, а именно в Логосе («ev-wroaxaxcx;»). Такое оформление христологии означает сближение с монофи- зитством. Именно Логос образует личность и составляет ипостась также и для человеческой природы. Последняя, в свою очередь, не имеет самостоятельного существования, но, так сказать, входит в Логос. При этом, однако, неизменно сохраняется совершенство человеческой природы, то есть она состоит из тела и души. Пятый Вселенский Собор (Константинополь, 553) подтвердил теологию энипостасии как истинное толкование халкидонского оп- ределения. Тем самым в определенной степени была услышана точка зрения монофизитов. Но тем не менее, они остались недовольны решением, которое выработал Леонтий. Его рассуждения представляли собой чисто логическое объяснение, тогда как они хотели более или менее выразить физическое единство. С этого времени монофизиты отделились и создали свои церкви, прежде всего в Сирии, Палестине и Египте. Некоторые восточные национальные церкви приобрели монофизитский характер: армянская, сирийские яковиты, египетская (коптская), а впоследствии абиссинская церковь. Большинство этих церквей придерживается менее явного монофизитства (представителем которого был Север). После спора с монофизитами возникли разногласия с так на-
зываемыми монофелитами. В центре спора был вопрос о том,
имеет ли Христос одну волю или две воли. Стоит отметить, что
80
христологическая проблема здесь перешда из области метафизики
в область конкретной психологии. Однако едва ли этот путь по-
зволил добиться большей ясности. Монофелиты принимали учение
о двух природах, но признавали во Христе лишь одну волю
божественного Логоса. Таким образом хотели воздать должное
психологическому единству, которым отмечен образ Христа в Биб-
лии; считалось, что воля связана с личностью и составляет часть
ее сущности. Диофелиты, напротив, считали, что такое понимание
приближается к докетизму. Совершенная человеческая природа
Христа предполагает также чисто человеческую волю, так же как
божественная природа включает в себя божественную волю.
Таким образом, во Христе признавали как божественную,
так и человеческую волю, при этом, однако, считая, что первой
принадлежит господство, и она действует через человеческую, так
что между ними не возникает разногласия. Такой взгляд, предло-
женный МАКСИМОМ ИСПОВЕДНИКОМ (ум. 662), был принят Шес-
тым Вселенским Собором (Константинополь. 680-681, т. наз.
Трулльский Собор). Этот собор стремился соединить диофелит-
ство с идеей энипостасии, то есть подчеркнуть самостоятельность
природ и существование человеческой природы в божественной.
Однако решения были неясными; реформаторы не признали ре-
шений Шестого Вселенского Собора. |
|