Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиХАЛКИДОНСКИЙ СОБОРиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИЕвтихий (архимандрит монастыря близ Константинополя) при- держивался взглядов александрийской школы и боролся против антиохийской христологии. Он утверждал, что Христос после вочеловечения имел лишь одну природу. И Его человеческая при- рода в своей сущности была не такой, как наша. На основании этих взглядов Евтихий был отлучен от церкви в Константинополе. Но затем его дело было представлено папе ЛЬВУ I. В Эфессе в 449 году был созван всеобщий собор. Руководство на нем захватили александрийцы. Евтихий был восстановлен в служении, а мнение Папы, которое он изложил в послании к епископу Фла-виану Константинопольскому, даже не упоминалось. Этот собор получил название «разбойничьего собора» из-за того, что проходил весьма бурно, и не был признан как Вселенский собор. 76 В дальнейшем вышеупомянутое послание Папы Льва I вновь оказалось в центре внимания. Папа стремился созвать новый со- бор, чтобы отменить решения «разбойничьего собора». Этот новый собор был созван в Халкидоне в 451 году. Его общий настрой был в пользу мнения Папы, послание которого легло в основу дискуссии на соборе. Александрийская точка зрения была решительно отвергнута, а западное учение Папы Льва получило высокую оцен- ку. Однако само послание Папы не было принято в качестве реше- ния Собора, но была составлена новая формула, носящая явный отпечаток западной христологии и отвергающая, с одной стороны, Нестория, а с другой — Евтихия, то есть исключающая как диофи- зитство, так и монофизитство. С одной стороны, были осуждены те, кто учит, что есть «два Сына», с другой стороны — те, кто признает «две природы до соединения, но одну после соединения». Определение Халкидонского Собора излагает решения, выра- ботанные в ходе различных споров, и представляет собой краткое обобщение идей, развившихся в христологии, напоминающее по форме символ веры. Рассмотрение некоторых основных положений этого определения показывает связь с прежними взглядами и то, как были разрешены различные спорные вопросы: «Исповедуем одного и того же Сына,29 Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве30 и совершенного в человечестве из души разумной («Ч'гэдг! Асгупсп») и тела,31 единосущного Отцу по божеству32 и того же единосущного нам по человечеству,33 во всем подобного нам, кроме греха; рожденного прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы34 — по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах35 неслитно, неизменно,36 нераздельно, неразлучно37 («аспщитах;, атрегаах;, абгагрехю^, а%юркуш<;») познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие («бюсфора») двух естеств, 29 Против Нестория, который таким образом проводил различие между Сыном Давидовым и Сыном Божиим, что считалось, что он учил о «двух Сыновьях». — Прим. автора 30 Против динамизма, Ария, Нестория. — Прим. автора 31 Против Аполлинария, который заменял человеческую душу во Христе Логосом и говорил о «небесной плоти» Христа. — Прим. автора 32 Ср. Никео-Константинопольский Символ Веры. — Прим. автора 33 Против Евтихия. — Прим. автора 34 Кирилл против Нестория; ср. Эфес 431. — Прим. автора 35 Западная христология. — Прим. автора 36 Против Евтихия (и более ранних взглядов, например, Аполлинария). — Прим. автора 37 Против Нестория. — Прим. автора но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно лицо и одну Ипостась — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа».38 Значение решений Халкидонского Собора было невероятно ве-
лико. Цель решения была в соединении антиохийской и александ-
рийской точек зрения. Был осужден Несторий, но не все антио-
хийцы. Точка зрения Евтихия была отвергнута, но учение Кирилла
было признано ортодоксальным. Однако, намерения простирались
еще дальше, а именно существовало стремление соединить Восток
и Запад на основе этого догматического вопроса. Лев I, который
представил западное оформление христологии, оказал большое
влияние на формирование решения Собора. Также была
установлена связь между Антиохией, Александрией и Римом для
совместного формулирования ортодоксального вероучения. |
|