Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

УЧЕНИЕ АВГУСТИНА О ТРОИЦЕ. АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Каппадокийцы, в определенной степени, завершили развитие восточной теологии Троичности Бога. Так же и на Западе учение о Троице испытало влияние их богословия. Но здесь образцом стали прежде всего формулировки АВГУСТИНА (богословие которого будет 65 подробно рассмотрено ниже), особенно содержащиеся в трактате «De trinitate».27 Теология Августина лежит в основе учения о Тро- ице, которое отражено в Афанасьевском Символе Веры, последнем из трех вселенских Символов Веры.

Три каппадокийца прежде всего уделяли внимание трем ипоста- сям, и трудность для них заключалась в том, чтобы одновременно говорить о единстве божественной сущности. Это характерно для восточного мышления с его более статичным, абстрактным поня- тием Бога. Проблема здесь состоит в том, каким образом вся божественная сущность может находиться в трех различных формах существования. Это давало повод для прежней теологии субординации и вклад каппадокийцев заключается в том, что они пришли к учению о единстве сущности (так же, как Афанасий и Никейский Символ Веры), в то же время настаивая на различии ипостасей.

Августин, который является представителем западного мышле- ния, исходит из единства божественной сущности, и в своем учении о Троице стремится показать, каким образом это единство зак- лючено в трех Личностях и что троичность заключена в единстве. Он описывает Троицу как взаимно необходимое отношение между тремя сторонами единой божественной сущности. Для Августина в этом есть нечто неисследимое, что мы никогда не сможем полно- стью постичь в этом существовании, и еще в меньшей степени сможем понять или вразумительно объяснить. Его метод состоит в том, чтобы перейти к аналогиям в человеческих отношениях и на их примере показать соответствующие отношения Трех в едином величии. Некоторые человеческие явления, особенно структура души человека, могут служить примерами (хотя и несовершенными) отношений внутри Троицы. Так, например, Августин утверждает, что в любви заложено отношение между тем, кто любит, и предметом любви. Тем самым отношение между тремя величинами таково: тот, кто любит («amans»), то, что любят («quod amatur») и любовь («amor»). Соответствующее отношение существует в Божестве между Отцом, Сыном и Духом. Для отношений внутри Троицы характерно, что субъект и объект находятся в одной и той же единой сущности. Отец рождает Сына, отец любит Сына и т.д. Августин хочет найти соответствие этому в духовной жизни человека. Уже в наблюдении есть три элемента, находящиеся в необходимой связи друг с другом: предмет, за которым наблюдают («res»), само зрение («visio») и волевое внимание («intentio voluntatis»). To же самое отношение присутствует в акте познания между мыслью, интеллек- 27 «О Троице». — Прим. перев. 66 том и волей. Содержание представления каким-то образом нахо- дится в душе, оно рассматривается, формируется интеллектуаль- ными способностями, которые силой воли направлены на предмет («memoria» — «interna visio» — «voluntas»). Жизнь души в своей полноте содержит соответствующую триаду: «memoria», «intelligentia» и «voluntas». Здесь существует то же единство между субъектом и объектом, которое Августин находит в отношениях внутри Троицы. Душа ощущает саму себя, имеет знание о самой себе и любит сама себя; иными словами она отчасти имеет объект для своей деятельности в самой себе; она одновременно является субъектом и объектом в актах самосознания и любви к самой себе.

Для Августина эти аналогии — это всего лишь несовершенные образы, и они ни в коей мере не могут исчерпать тайны Троицы. Его представления формируются большей частью как размышления об отношениях внутри Троицы. Это является намного более поздней стадией развития, нежели идеи об «икономической» Троице, которые были первым выражением учения о Троице. Августин явно подчеркивает единство и желает показать, что тройственность состоит в единстве и наоборот. Эти основные черты присутствуют также в Афанасьевском Символе Веры, который в действительности является выражением августинианской теологии, хотя впоследствии он был облечен авторитетом Афанасия. Это исповедание веры, напоминающее по форме гимн, было написано в V-VI вв., вероятно, кем-то из учеников Августина. Можно сказать, что оно выражает древнецерковное учение о Троице. Вышеописанное развитие догмы составляет основу для этого символа, который в кратких и сжатых положениях описывает позицию, принятую в результате тринитарных и христологических споров.

Символ Quicunque (называемый так по своему первому слову) в первой части излагает учение о Троице: «Вселенская же вера эта состоит в том, чтобы нам чествовать единого Бога в Троице и Троицу в единице, не сливая ипостасей (лиц) и не разделяя сущности».28 Отчасти подчеркивается различие лиц: «Иная ипостась Отца, иная ипостась Сына, и иная — Духа Святого», и отчасти — единство божественной сущности: «Но и Отца и Сына и Святого Духа Божество едино, слава равна и величие совечно». Все три лица сопричастны Божеству и Его свойствам: «несоздан» — «неизмерим» — «вечен». Впрочем, не три несозданных, неизмеримых, вечных сущности, не три Бога, но один Бог. Каждую 28 Афанасьевский Символ веры здесь и далее цит. по: Св. Афанасий Великий, «Творения», т. 4, стр. 477-478. — Прим. перев. 67 ипостась следует исповедовать как Бога и Господа, впрочем это не три Бога и не три Господа.

В последующих формулировках описываются отношения между лицами: Отец ни от кого не сотворен, не создан, не рожден; Сын рожден от одного Отца; Дух исходит от Отца и Сына («procedens»).

Во второй части Афанасьевского Символа веры рассматривается христология.

<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история Церкви












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.