Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ЦЕРКВИ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Против монархианства были, в частности, направлены следую- щие положения вероучения церкви: учение о единстве сущности Сына и Отца (против динамизма); учение о трех Лицах Божества (против модализма); а также учение о вечном рождении Сына (про- тив обоих течений).

Динамизм отрицает божественность Христа или истолковывает Его божественность лишь как силу, которая сообщается человеку Иисусу. В рамках александрийского богословия (но также и у Тер- туллиана) божественность Христа представлена как единство Его сущности с Отцом. По мнению Климента и Оригена, Логос яв- ляется эманацией из Божества и поэтому Он единосущен Отцу («одостагсх;»). Согласно Тертуллиану, Отец, Сын и Дух имеют одну субстанцию («substantia»).

Модализм отменяет различие между Лицами и отождествляет Сына с Отцом, а Духа — с Сыном и Отцом. Тертуллиан на осно- вании учения о Логосе выстраивает учение о трех Лицах, которые являются не просто формами проявления, но тремя самостоятель- ными ипостасями.

Обе формы монархианства преобразуют учение о Христе в ра- ционалистическом направлении: в одном случае Христос есть просто человек, в другом случае — лишь форма проявления Бога. Обе эти идеи отрицают учение о предсуществовании Сына. Сын не существовал как нечто самостоятельное до появления Христа. В то время как субординационистская теология утверждает, что Логос предсуществует лишь внутри единой божественной сущнос- ти как Божий «разум», Ориген формулирует учение о вечном рож- дении Сына: Сын происходит в вечности от Отца, и Он существо- вал как Сын, как самостоятельная ипостась, прежде всякого времени.

Среди тех, кто боролся с монархианством и создавал богословие церкви в конце III века, следует отметить Новациана и Мефодия.

НОВАЦИАН, римский пресвитер около 250 года, в своем бого- словии близок Тертуллиану. С одной стороны, он подчеркивает божественность Христа и единство Его сущности с Отцом (против динамизма), с другой стороны — Его человеческую природу и от- личие Личности (против модализма).

МЕФОДИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ (ум. 311) продолжает богословие Оригена, но отрицает его учение о вечном творении, о предсуществовании душ и о восстановлении всего творения. 55

<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история Церкви












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.