Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиДИНАМИЗМиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИПервым представителем динамизма был кожевник ФЕОДОТ, пришедший из Византии в Рим в 190 году из-за гонений. Он был противником христологии Логоса и вообще отрицал божествен- ность Христа. Вместо этого он подхватывает идею эбионитов: Хри- стос есть просто человек, «\|лАо<; avBpomx;». Он родился от Девы, но как обычный человек без каких-либо преимуществ, кроме праведности, перед другими людьми (Тертуллиан, Adv. omn. hae- res. 8). Феодот скорее представляет отношение между человеком Иисусом и Христом следующим образом: Иисус жил так же, как другие люди, но при крещении Христос, как сила, сошел на Него и после этого действовал в Нем. Идея о божественном во Христе, как о силе, дарованной при крещении, дала динамизму его назва- ние. Иисуса представляли как пророка, который на время был 52 облечен божественной силой, но при этом не стал Богом. Только при воскресении Он соединился с Богом. Римский епископ Виктор отлучил Феодота от церкви. Эта форма монархианства встречается прежде всего у ПАВЛА СА-МОСАТСКОГО, епископа Антиохии около 260 года. Он продолжает линию эбионитов и Феодота и рассматривает Христа лишь как человека, облеченного божественной силой. Он не отрицает идею Логоса, но Логос для него лишь равнозначен разуму или мудрости в том смысле, как эти качества могут быть приписаны человеку. По его мнению, Логос не является самостоятельной ипостасью. Мудрость Божия обитала в человеке Иисусе лишь как божественная сила, но не создавала в Нем самостоятельной личности. Личность заключена лишь в человеке Иисусе. Тем самым отвергается учение Тертуллиана о Логосе как личности и учение Оригена о Логосе как самостоятельной ипостаси. Таким образом, Павел Самосатский, осужденный как еретик
антиохийским поместным собором 268 года, выдвинул унитарную
концепцию: «Сын» был только человеком, а Дух — только благо-
датью, данной апостолам. Это рационалистическое толкование
христианской веры в Бога является первым четко сформулирован-
ным примером взгляда, который выступал в разнообразных фор-
мах, в современную эпоху он проявился в социнианстве и других
унитарных направлениях, но отчасти также в неологии или в раз-
личных течениях либерального богословия. |
|