Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

ХРИСТИАНСТВО И ФИЛОСОФИЯ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ

Автобиография Иустина в его «Диалоге с Трифоном Иудеем» дает представление о соотношении между христианством и фило- софией. Он описывает себя как человека, который имеет высокое мнение о философии и в одной философской системе за другой ищет ответа на свои вопросы. Содержание философии состоит в том, чтобы дать истинное знание о Боге и бытии, а также в том, чтобы обрести счастье через это знание. Цель философии — соединить человека с Богом. Иустин обращается к стоикам, перипатетикам и пифагорейцам, но они не производят на него впечатления. Наконец, он оказывается среди платоников и думает, что там можно найти истину. Тогда он встречается с незнакомым ему стариком, который направляет его к ветхозаветным пророкам, как единственным, кто видел и проповедовал истину. «Ведь они учили лишь тому, что они видели и слышали, исполнившись Святого Духа». Через свидетельство старика он убеждается в истинности христианства. «Моя душа тотчас начала гореть и меня охватила любовь к пророкам и к тем людям, которые есть друзья Христовы. Я размышлял над учениями этого человека и нашел в них единственную достоверную и полезную философию. Именно этот путь и эти основания сделали меня философом» (VII, VIII).

Тот факт, что христианство является истинной философией, оз- начает, что оно дает единственный правильный ответ на вопросы философии. Философия здесь включает в себя также религиозный вопрос об истинном знании Бога. Лишь христианство может даро- вать то, что философы ищут, но не могут найти. Эта идея сама по себе не означает того, что христианство становится зависимым от философии и подчиненным ей, как иногда утверждали. Христиан- ство строится на откровении, и апологеты не считают, что открове- ние можно заменить рациональным размышлением. В этом отношении христианство противостоит философии. Истина христианства не строится на разуме, но имеет божественное происхождение. «Никто иной не может учить о Боге и истинной религии, кроме одних пророков, которые учат на основании божественного вдохновения» («Cohortatio ad graecos», заключительные слова).

Напротив, основная идея апологетов влечет за собой интеллек- туализацию христианства. На передний план выходит понятие ра- зума («Xoyoq») и делается акцент на передаче истины.

Оценки философии могут быть различными. Некоторые аполо- геты относятся к греческой философии особенно критически. От- 16 кровение должно заменить всю языческую мудрость. Другие же, например Иустин, настроены по отношению к философии более положительно. Но при этом считается, что истины, содержащиеся в трудах философов, например у Гомера, Сократа, Платона, в основе своей исходят из откровения. Одни предполагали, что некие греческие мудрецы посетили Египет и получили там знания о пророческой проповеди из Израиля. Другие считали, что языческие философы приобщились к присутствующему у всех людей «logos spermatikos». Следовательно, даже человеческая мудрость происходит из откровения, подобно лучам, исходящим из божественного разума, который во всем величии воссиял во Хри- сте. У философов есть осколки истины. У Христа она есть целиком и полностью. Он Сам есть Божий разум, вочеловечившийся Логос.

<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история Церкви












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.