Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиДВИЖЕНИЯ ДУХОВНОГО ПРОБУЖДЕНИЯ В XIX ВЕКЕиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИВо второй половине XIX века прежде всего в англосаксонском мире, а также в скандинавских странах распространяются массовые 329 движения духовного пробуждения. Описание развития различных направлений и их ведущих представителей — предмет истории церкви. Предметом нашего внимания будут лишь некоторые основные идейные черты движений духовного пробуждения. К движениям пробуждения в самом широком смысле слова можно также отнести такие явления, как грудтвигианство в Дании или Оксфордское движение в Англии, но как правило этот термин используется в более узком смысле. Даже среди наиболее типич- ных движений пробуждения существует заметное различие между направлениями свободных церквей, которые будут рассмотрены подробнее, и внутрицерковными движениями, выросшими в рамках существующих церковных организаций и при соблюдении их установлений. К церковным движениям пробуждения можно, например, отнес- ти шартауанство в Швеции (X. ШАРТАУ, Schartau; второй пастор в Лунде, ум. 1825), движение Хауге в Норвегии (X. НИЛЬСЕН ХАУГЕ, Nielsen Hauge, проповедник из мирян, ум. 1824), «Die Erweckung» в Германии (см. выше), далее некоторые другие лютеранские дви- жения пробуждения в Финляндии и Швеции, лидерами которых бьши ПААВО РУОТСАЛАЙНЕН (Ruotsalainen; ум. 1852), Ф.Г. ХЕДБЕРГ (Hedbeig; ум. 1893) и Л.Л. ЛЕСТАДИУС (Laestadius; ум. 1861). Промежуточное положение между более ранним пиетистским движением пробуждения и движением свободных церквей в XIX веке занимает внутрицерковное течение, получившее название «но- вого евангелизма». В Швеции оно связано с именем К.У. РОСЕ- НИУСА (Rosenius; проповедник из мирян, писатель, издатель газеты «Пиетист» в 1842-1868 гг., ум. 1868 г.). В своей проповеди он прежде всего опирается на Лютера и обращается к наследию внут- рицерковного пиетизма и движения гернгутеров, которое пользо- валось большим влиянием в том регионе провинции Норланд, где он вырос. Он также испытал влияние методистских и реформат- ских проповедников. Несмотря на неприятие сепаратизма, в идей- ном отношении он создает связующее звено между некоторыми частями церковного движения пробуждения и свободными церк- вями, описанными ниже. Баптизм, появившийся в прошлом столетии также в лютеран- ских регионах, происходит от баптистского движения в Англии и Америке. Оно, в свою очередь, имеет ранних предшественников в движении анабаптистов эпохи Реформации и в движении крести- телей в Голландии, приверженцев которого называют меннонита- ми (по имени МЕННО СИМОНСА, голландского пастора XVI века). 330 Другая ветвь движения пробуждения в XIX веке пошла по сле- дам английского методизма и получила поддержку представителей этого направления. Так возникли новые методистские церкви, например, в скандинавских странах. Массовому движению духовного пробуждения в Америке в XIX веке непосредственно предшествовало «The Great Awakening» (с 1734 г.), вдохновителем которого был выдающийся теолог и проповедник ДЖОНАТАН ЭДВАРДС (Edwards; конгрегационалист, ум. 1758). Видными лидерами пробуждения XIX века были Ч.Г. Финни (Finney; кроме Америки, также действовал в Великобритании, ум. 1875), а также американский проповедник Д.Л. МОУ-ди (Moody; ум. 1899), который вместе с певцом методистом А. Сэн-ки (Sankey; ум 1908) также несколько раз посещал Великобританию и проводил там массовые духовные собрания. Выступавший в основном в Лондоне в церкви Metropolitan Tabernacle баптистский проповедник Ч. СПЁРДЖОН (Spurgeon; ум. 1892) также оказал на это движение пробуждения большое влияние, далеко выходящее за рамки его конфессии. В Скандинавии первые баптистские общины были созданы в середине XIX века (Дания 1839 г., Швеция 1848 г., Финляндия 1856 г., Норвегия 1860 г.). Несколько позже методисты также создали свои общины в скандинавских странах (Норвегия 1856 г., Дания 1859 г., Швеция 1868 г., Финляндия 1884 г,), хотя это направление и раньше имело там сочувствующих и приверженцев. Например, большое значение имело двенадцатилетнее пребывание методистского священника ДЖОРДЖА СКОТТА В качестве пропо- ведника в Стокгольме (1830-1842 гг.). Его проповеди оказали глу- бокое влияние на К.У. Росениуса, который видел в нем пример для своей проповеднической деятельности. Шведский Миссионерский Союз (создан в 1878 году), перво- начально организованный как миссионерское общество, в дей- ствительности развился в свободную церковь конгрегационалист- ского типа, на вероучение которой оказал сильное влияние ее выдающийся многолетний руководитель П.П. ВАЛЬДЕНСТРЁМ (Waldenstnrm; ум. 1917). В учении и устройстве движения пробуждения свободных церквей имеют много общего. Особенности теологии движений пробуждения, возможно, станут более понятны, если рассмотреть их взгляды 1) на новое рождение и освящение, 2) на церковь и ее организацию, 3) на Таинства. 331 1) Как упоминалось ранее, в учении об оправдании методизм прежде всего воспользовался наследием лютеранства. Таким обра зом, он представляет оправдание как прощение грехов и вменение праведности Христа. Но в других течениях пробуждения оправда ние, как правило, приравнивают к новому рождению и описыва ют как ощутимое изменение отношения человека. «Оправдание» должно означать, что человек действительно «делается праведным», а это предполагает внутреннее преобразование. Вышеупомянутый Вальденстрём в начале 1870-х годов выдви- нул идею о том, что оправдание в новозаветном смысле слова не может означать, что Сын умилостивил Отца, поскольку Бог неиз- менно исполнен любви. Вместо этого под «примирением» подра- зумевают изменение души человека. Эти рассуждения, которые резко противоречили традиционному учению о примирении, вызвали впоследствии ожесточенные споры. Представлению о примирении как о нравственном изменении в человеке («субъективное» примирение) противостояло общепринятое в церкви понимание того, что примирение означает предотвращение праведного Божия гнева за грех через жертву Христа («объективное» примирение). Вальденстрём строит свое учение о примирении на некоторых наблюдениях за языком Нового Завета — «так написано» — это тот аргумент, к которому он постоянно возвращается, но его идеи также соответствовали мощной либеральной традиции XIX века; они были следствием рационалистического и моралис- тического толкования христианства, представителем которого он является. Постоянное освящение, понимаемое как совершенствование нового рождения, то есть преобразование, связанное с оправданием, — это тот пункт, который, как правило, больше всего под- черкивается в богословии и проповеди движений пробуждения. Христианин обязан жить в соответствии с новым законом Христа, который рассматривается не только как объяснение и повторение изначально данного закона или общечеловеческого закона десяти заповедей, но как высший нравственный порядок, согласно ко- торому способен жить лишь верующий. Освящение строится на оправдании верой, но, в свою очередь, оно является предпосылкой того, что человек обретет блаженство, так же как и условием про- должения членства в христианской общине. 2) Понимание церкви и ее функций в движении пробуждения в свободных церквях, так же как и учение об освящении, в неко торых основных чертах является единообразным: церковь представ ляет собой конкретное сообщество верующих. Лишь тот, кто за- 332 явил о своей вере и своем желании жить в освящении, принимается в члены общины. Тем не менее, внешние формы организации могут быть раз- личными: в методизме существует определенный порядок приня- тия в церковь, а также международная централизованная церковная организация. Другие движения пробуждения, такие как баптисты и Шведский Миссионерский Союз, придерживаются конгрегационалистс-ких принципов, то есть исходят из того, что каждая местная община самостоятельна и представляет церковь Христову. Она должна быть открыта для всех верующих, но всех неверующих следует ис- ключить из нее. Так же как каждый отдельный человек должен жить в освящении, то есть в борьбе против плоти при продолжаю- щемся освобождении Святым Духом, община должна возрастать в святости и в соответствии со строгой церковной дисциплиной исключать тех, кто живет в неверии или открыто нарушает правила общины. 3) И наконец, что касается Таинств, то здесь существуют раз- личные мнения как в области вероучения, так и по практическим вопросам. Баптисты видят в крещении лишь символическое действие, по- средством которого христианин исповедует свою веру и принима- ется в общину. Следствием этого понимания становится требова- ние крещения исключительно взрослых. Различные направления баптистов приписывают крещению разное значение, но тем не менее, ни крещение, ни причастие, не рассматриваются как сред- ства благодати, несущие прощение грехов. Подобная реформатская точка зрения встречается также в других движениях пробуждения в свободных церквях, тогда как, например, Вальденстрём определенно отказывается от баптистского и символического понимания Таинств. Однако в Шведском Миссионерском Союзе существуют различия во мнениях и на практике. Рассматривая современное развитие, можно отметить, что в об-
ласти предпосылок вероучения произошли определенные изменения
и что различия между большими конфессиями и свободными
церквями уже не подчеркиваются столь резко, как прежде. В неко-
торых случаях это, возможно, связано с уравниванием доктрины,
но, возможно, есть и другие причины. С обеих сторон продолжается
работа по определению того, что считается наиболее важным в
христианстве, поэтому ведется поиск более простых и существен-
ных формулировок. Тем самым прежние противоречия устаревают.
Вследствие этого в наши дни проводятся экуменические собеседо-
333
вания между официальной церковью и свободными церквями. Луч-
шим примером этого служат, пожалуй, переговоры, проходящие в
Англии между методистской и англиканской церковью, имеющие
целью полное объединение в скором будущем. |
|