Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание книгиЭРЛАНГЕНСКАЯ ШКОЛАиз книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИСамостоятельное учение о принципе теологии было разработано эрлангенскими богословами, которые по другим вопросам относят- ся к консервативному лагерю. Основоположником этого направле- ния был А. ХАРЛЕСС (Harless; ум. 1879), в основном построивший свою теологию на изучении трудов Лютера. Он также выдвинул идеи, характерные для теологического метода эрлангенской шко- лы: содержание Писания и личный опыт спасения отдельного хри- стианина соответствуют друг другу. ИОГАНН ХР.К. ГОФМАН (Hofmann; ум. 1877), наиболее извест- ный среди эрлангенских богословов, внес наибольший вклад в об- ласть истолкования Библии. В своем большом сочинении «Проро- чество и исполнение» (1841-1844) он стремится показать, что пророчество означает не только предсказание или предчувствие, но и углубленное толкование современных событий, построенное на понимании того, что история указывает за пределы самой себя на то, что должно однажды свершиться. Все Писание истолковывает- ся как единая история спасения, в которой Ветхий Завет указывает вперед на Христа, а Новый — вперед, к завершению. В другом большом произведении «Доказательства Писания» (1852-1856) Гофман приводит основные черты своего богословского метода. По мнению Гофмана, истинность теологической системы может быть доказана посредством проверки в трех объективных инстанциях, лежащих в основе богословских высказываний. Эти инстанции: опыт рождения свыше, церковь и Священное Писание. Сам он рассматривает наиболее подробно доказательство на основе Писания. Система должна соответствовать контексту истории спасения, представленному в Писании. Принципиальный метод, описанный Гофманом, исходит из того, что богословие от факта рождения свыше переходит к истории спасения, которая предполагается в нем. Поэтому свидетельства опыта и Писания должны взаимно поддерживать друг друга. Рассуждения построены примерно так: то, что 315 делает человека христианином, является для теолога непосредственно доступным фактом, именно личное общение между Богом и человеком, опосредовано через Иисуса Христа (ср. известное положение Гофмана «Я, христианин, являюсь непосредственным объектом моих теологических изысканий»). Этот факт предполагает весь контекст, который описывает библейская история спасения, вечное как предпосылку исторического и временного, от сотворения до завершения. Прочность этой аргументации, не доведенной до конца даже самим Гофманом, весьма сомнительна. Субъективный опыт как отправная точка метода Гофмана сбли- жает его с движением духовного пробуждения, а также со взгляда- ми Шлейермахера. Для будущего большее значение имели его труды по библейской теологии, в которых он близок вюртембергскому библеизму (Бенгель, Бек). Для его толкования Библии прежде всего характерен подход с точки зрения истории спасения. В общем теология Гофмана означает переход от философско-спекулятивно-го к более историческому методу в богословии. Гофман стремится заменить ортодоксальное учение о примире- нии новой теорией: смерть Христа была лишь доказательством по- слушания и любви, побеждающей грех и смерть. Речь не идет ни о каком примирении в собственном смысле слова. Эти рассуждения вызвали резкий протест даже среди богословов, близких ему по взглядам. Для того чтобы защитить свою теорию, Гофман пытался доказать, что Лютер, в отличие от позднего лютеранства, придер- живался подобных представлений. Эту попытку представить бого- словие Лютера как отличное от последующего лютеранства, мож- но, в определенном смысле, считать началом современного изучения Лютера. В противовес этим тенденциям Т. ГАРНАК (Harnack) пишет свой большой труд «Теология Лютера» (1862- 1886). В общем эрлангенская школа придерживается консервативных
взглядов с сильной опорой на предшествующую традицию. Г. То-
МАЗИУС, кенотистские взгляды которого были рассмотрены выше,
в своей работе «История христианской догмы» (1874-1876) являет-
ся примером этого подхода. Он называет теологию Формулы Со-
гласия завершением и вершиной истории догмы, к которой стре-
милось все предшествующее развитие учения. |
|