Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Александр Мень. История религии. Том 1
Истоки религии. В поисках пути, истины и жизни.
Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше
доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого
христианского мыслителя
Владимира Сергеевича Соловьева
посвящается эта книга
ПРЕДИСЛОВИЕ
В исторических познаниях наших современников и соотечественников есть
обширный пробел - это область христианской традиции. Все мы, кажется, пришли
ныне к согласию в том, что пробел этот пользы нашему обществу не приносит.
Его надо ликвидировать, и каждому, кто поможет это делать, следует сказать
спасибо.
Область религиозной культуры по природе своей пограничная, не
исчерпываемая до конца ни школьно-богословским или, скажем,
религиеведческим, ни историко- культурным подходом. Религиозная вера и
культура - вещи по определению различные, однако выступающие в единстве и
лишь в единстве могущие быть адекватно увиденными. Религиозная культура
вырастает из веры и без веры распадается, как тело, от которого отлетела
душа; но и вера без религиозной культуры - так сказать, невоплощенная. Даже
самые бесспорные факты общей истории культуры, например памятники
религиозного искусства, будь то древнерусская икона или готический собор,
литературное житие или грегорианская мелодия, закрыты для нас, если у нас
нет достаточно глубокого понимания вдохновившей их веры; но, с другой
стороны, описываемая обычно теологами и разбираемая на части религиеведами
конкретная "плоть" веры как таковой - понятийный аппарат вероучительных
формул, навыки религиозного поведения, включающие и эстетику ритуала, и
этику поступка, - составлена из компонентов культурного обихода, отчасти
созданных заново в лоне данной религии, отчасти же унаследованных от
предыдущих эпох. Христианская культура существует в течение двух
тысячелетий, но ее предыстория уходит в глубину времен несравнимо дальше.
Тонкие связи и отталкивания между христианской и дохристианской
духовностью - предмет, вызывающий самый живой интерес: оно и естественно. А
что читать? Как правило, наши историки культуры либо чересчур мало говорят
об этом, либо говорят так, что лучше б и не говорили. Ну, в наши дни
назойливая нота грубого разоблачительства вроде бы перестает звучать, но и в
работах, написанных в более пристойном тоне, редка та чуткость к собственно
духовной глубине материала, без которой историк, какова бы ни была его
собственная позиция по отношению к религии, просто не сумеет объяснить ни
читателю, ни себе же самому, о чем, собственно, идет речь. Предмет анализа
исчезает, все становится беспредметным - не поймешь, на что люди не глупее
нас тратили свои жизни. Что касается традиционного "школьного" богословия,
историкокультурные проблемы оказываются разве что на периферии его внимания.
Да и то сказать, где ее достанешь, богословскую литературу?
Но вот перед нами популярный, обращенный к широкой публике труд,
который заполняет собой образовавшуюся лакуну, отвечает на запросы, до сих
пор не удовлетворенные. С одной стороны, он написан с самым серьезным
вниманием к смысловой стороне тысячелетней истории поисков Бога. Это не
могло быть иначе: автор - верующий христианин, более того, священник Русской
Православной Церкви. Как само собой разумеется между честными людьми, его
взгляд на факты определен его убеждениями; и все-таки читатель ошибется,
если предположит, что вот сейчас начнется уговаривание - вербовка в
прозелиты. Ибо, с другой стороны, автор - человек современной светской
культуры, и это сказывается не только на его знаниях, приобретенных
непрерывным трудом всей жизни, но прежде всего на его интеллигентной позиции
по отношению к читателю. Установка на пропаганду в тривиальном смысле слова
исключается.
А теперь, перед тем как на прощание пожелать читателю найти то, что ему
на потребу, вспомним, что тома этого издания написаны задолго до того, как
забрезжила возможность издать их у нас. Вспомним, что прот. А.Мень заговорил
о каких-то вещах в такое время, когда нынешние его союзники или оппоненты
молчали. Что он вышел на свою работу один, во времена, не похожие на
нынешние. Вспомним - и поблагодарим его. С.С.Аверинцев Светлой памяти
великого христианского мыслителя ВЛАДИМИРА СЕРГЕВИЧА СОЛОВЬЕВА
посвящается эта книга
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Для каждого, кому близки и дороги вопросы духовной культуры, проблема
происхождения христианства должна представлять огромный интерес. Она всегда
приковывала внимание людей: ее пытались понять с самых разных позиций и под
различными углами зрения. Но, удивительное дело, даже сторонники весьма
далеких друг от друга взглядов обращали внимание главным образом на ту эпоху
и среду, в которых христианство возникло. Даже богословская литература, как
правило, ограничивалась этим подходом. Между тем Благая Весть, принесенная
евангельской проповедью, явилась ответом не только на чаяния людей эпохи
Августа и Тиберия. В христианстве завершился длительный
всемирно-исторический процесс религиозных исканий человечества.
На протяжении веков люди исходили несметное множество дорог и тропинок;
они испытали и взвесили почти все, что в состоянии был охватить человеческий
дух, - от мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма. И лишь
тогда, когда пути эти были пройдены и поиски исчерпаны, наступила, выражаясь
библейским языком, "полнота времени". Миру явилось Откровение - величайшая
тайна, человеку были указаны пути к совершенной жизни.
Однако люди были свободны принять Евангелие или отвергнуть его. Свобода
их осталась неприкосновенной. Залогом этой свободы было историческое
уничижение Иисуса Назарянина, залогом ее была Голгофа, заставившая
поколебаться даже самых преданных и любящих, залогом ее стало неслыханное в
своей парадоксальности учение, принять которое было невозможно без усилий,
без подвига веры.
Тщетно люди прилагали к христианству привычные им мерки: одни требовали
священных санкций и знамений, другие - философских доказательств. Но Церковь
устами апостола Павла отвечала: "Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев
- соблазн, для эллинов - безумие".
Не человеческой, а Божественной Вестью вошло Евангелие в поток
исторического бытия. Оно покорило многих, а для иных так и осталось
соблазном или безумием. Некоторые, приняв его, потом отступились. Но идти
миру было, в сущности, уже некуда. Оставалось лишь снова и снова повторять
блуждания, которые увлекали человеческий дух в дохристианские времена. Отход
от Христа на деле означал возврат к Будде или Конфуцию, Заратустре или
Платону, Демокриту или Эпикуру.
Поистине прав оказался старый Экклезиаст, когда говорил: "Нет ничего
нового под солнцем". Рассматривая любое движение или учение, возникшие за
эти двадцать веков, мы убеждаемся, что все они сводятся к воскрешению
чего-то уже бывшего прежде.
Да и среди христиан еще слишком часто дают о себе знать рецидивы
доевангельского сознания. Они проявляются и в отрешенном спиритуализме, и в
авторитарной нетерпимости, и в магическом обрядоверии. Это вполне объяснимо:
ведь позади сотни веков, в сравнении с которыми две тысячи лет - ничтожный
срок для того, чтобы преодолеть язычество и осуществить хотя бы малую часть
задачи, поставленной миру Богочеловеком. А она поистине абсолютна и
неисчерпаема. Можно сказать, что "закваска" Евангелия только начала свое
преобразующее действие.
Ввиду всего этого говорить о религиозном прошлом мира - значит говорить
в какой-то степени и о его настоящем. x x x Около ста лет назад великий русский мыслитель Владимир Соловьев одним
из первых обратился к христианскому осмыслению религиозной истории. Он
задумал посвятить ей обширное исследование. "Цель этого труда, - говорил
Соловьев, - объяснение древних религий, необходимое потому, что без этого
невозможно полное понимание всемирной истории вообще и христианства в
частности". По разным причинам план не был осуществлен. Соловьев наметил
лишь основные мысли своей предполагаемой книги. В какой-то мере пробел в те
годы был заполнен трехтомным трудом епископа Хрисанфа (Ретивцева) "Религии
древнего мира в их отношении к христианству" (1873-1875). Но при всех своих
достоинствах эта работа во многом устарела, особенно в той части, которая
касается Ветхого Завета. Ряд православных ученых предпринял в начале нашего
века попытку осуществить замысел Вл. Соловьева. Это были: А. Введенский
(Религиозное сознание язычества. Т.1. М., 1902), прот. А.Клитин (История
религии. Одесса, 1911), прот. Н.Боголюбов (Философия религии. Т. 1. Киев,
1918). Но ни одна из этих работ не была доведена до конца. Завершенным
оказался только очерк о. А. Ельчанинова, бывшего тогда педагогом, который он
составил совместно с П.Флоренским и С.Булгаковым (М., 1911). Однако это
произведение осветило, да и то кратко, лишь важнейшие моменты религиозной
истории. Позднее в программной статье Н. Бердяева "Наука о религии и
христианская апологетика" (1927) были намечены дальнейшие пути изучения
дохристианских верований в свете Православия.
В предлагаемом многотомнике ставилась задача в какой-то мере исполнить
то, что завещал Вл. Соловьев нашему времени. Но по методу изложения цикл "В
поисках Пути, Истины и Жизни" отличается от предыдущих опытов. Главная цель
работы - по возможности доступно изобразить драматическую картину духовной
истории. Воссоздавая ее в свете целостного христианского миросозерцания,
автор исходил из богатого наследия богословской и научной мысли. Поэтому
весь цикл можно рассматривать как своего рода попытку
религиозно-философского и исторического синтеза. x x x Быть может, иные читатели усмотрят на этих страницах нечто вроде
апологии нехристианских верований. Но не следует забывать, что сфера
религиозная - совершенно особая сфера. Без проникновения в самый дух
вероучений, без частичного отождествления себя с их исповедниками невозможно
ничего понять в сущности религий. Только путь внутреннего сопереживания,
когда мы будем искать истину вместе с анимистом, буддистом или греческим
мыслителем, поможет нам уловить подлинную динамику религий, подготовивших
мир к явлению Богочеловека. Движение к этому центру, или высшей точке,
представляет собой поистине захватывающее зрелище; следя за ним, мы сможем
глубже понять и смысл самого христианства. То, что было поисками Пути,
Истины и Жизни, дает возможность по-новому взглянуть на Евангелие, увидеть
его в широкой мировой перспективе.
Прежде чем отправиться в долгое путешествие через века и континенты,
нам необходимо остановиться на вопросе о сущности и происхождении религии, а
также на самой "завязке" религиозно-исторической драмы. Это и составит
содержание первого тома, который является как бы введением к остальным. По
своему характеру он неизбежно будет отличаться от всех последующих, так как
затрагиваемые в нем темы вынуждали обращаться к некоторым вопросам общего
порядка. Для того чтобы не разрывать основную нить изложения, в конце книги
дан ряд специальных экскурсов. Поскольку в сравнительно небольшой работе
невозможно полностью осветить все поставленные проблемы, везде даются
указания на источники и приведена библиография, чтобы тот, кто
заинтересуется предметом, мог самостоятельно в него углубиться.
Если предлагаемый цикл книг поможет читателям увидеть в истории религий
не скопище заблуждений, а потоки рек и ручьев, несущих свои воды в океан
Нового Завета, цель автора будет достигнута.
ЗАМЕЧАНИЕ К 3-му ИЗДАНИЮ
Я писал в первую очередь для своих соотечественников. Но по известным
причинам работа в те годы не могла быть опубликована у нас. Ее выпустил
двумя изданиями (1971, 1981) брюссельский Центр Восточного Христианства
(издательство "Жизнь с Богом"), которому приношу глубокую благодарность.
Сегодня, в новых общественных условиях, издание цикла стало возможно на
Родине, благодарю. Прот. Александр Мень
г.Загорск
ВВЕДЕНИЕ Ты создал нас для Себя, и мятется
сердце наше, доколе не успокоится в Тебе. Августин Вдумчивому наблюдателю трудно найти в духовной жизни людей фактор,
который на протяжении веков играл бы большую роль, чем религия. От каменного
века до термоядерной эры, претерпевая удивительные изменения и метаморфозы,
живет она неразрывно с человеческим духом, с мировой культурой. Египетские
храмы и вавилонские гимны, Библия и Парфенон, готические витражи и русские
иконы, "Божественная комедия" Данте и творения Достоевского, мысль Платона и
Кьеркегора, музыка Баха и Бриттена, социальные идеи Савонаролы и Мюнцера -
все это коренится в религии, которая вносит в земную жизнь высший смысл,
связуя ее с Непреходящим.
Религия была решающим импульсом во многих исторических движениях.
Принятие Азией буддизма, проповедь Евангелия в античном мире, экспансия
ислама, Реформация Западной Церкви стали подлинными вехами в жизни
человечества. Даже сама борьба против религии есть косвенное признание ее
значения.
Влияние религиозной веры простирается от грандиозных социальных
потрясений до интимнейших глубин человеческого сердца. И именно последнее
составляет ее главную силу.
Обращаясь к религиям минувших веков, мы сможем убедиться, что они имеют
не только исторический интерес, но в них есть нечто вечное, актуальное в
любую эпоху.
Однако многие, соглашаясь признать важную роль религии в прошлом,
уверяют, что для людей XX столетия она умерла или умрет в ближайшем будущем.
Говорят, что мир окончательно входит в период безверия.
Справедливо ли это? Не кроется ли именно за борьбой против религии,
которая ведется на протяжении почти всего нашего века, бессознательный страх
перед ней и неуверенность ее врагов в своей правоте? x x x
Еще в античные времена считалось, что нет ни одного народа, который был
бы совершенно лишен веры. Это утверждение сохраняет силу и поныне. Как верно
заметил Н. Бердяев, даже атеистов нельзя считать людьми по-настоящему
неверующими. В их воззрениях проявляется смутное религиозное чувство, хотя и
направленное на земные объекты, личности и идеи. Антирелигиозные доктрины
нередко бывают связаны с внутренними порывами мистического характера;
идеологические мифы, принимаемые на веру, есть по существу перелицованная
религия\1\.
Одним из немногих атеистов, рискнувших довести свое богоотрицание
действительно до логического конца, был Фридрих Ницше.
"Бог умер!" - восклицал он и лихорадочно спешил изгнать из жизни людей
все, что о Нем напоминает. Бог умер, и, следовательно, Вселенная - не более
чем игра слепых стихий. Небо пусто, мир пуст, все повторяется в бесконечном
течении времени. Смысла нет, цели нет, нет ничего, что имело бы цену. И как
смешны поэтому притязания человека на величие! Он вышел из небытия и уйдет
туда же вместе со своей жалкой цивилизацией и планетой. Естественно, что
Ницше отверг все нравственные принципы христианства, ибо закон природы - это
торжество сильнейшего. Он с презрением говорил и о возможности любых
социальных преобразований: что такое общество, как не проявление все той же
мировой бессмыслицы?
Тем не менее лишь редкие люди решались на столь радикальные выводы.
Большинство атеистов отшатывались от мрачной картины обесцененного бытия и
прибегали к тому, что Ницше называл "тенью Бога". В мертвой пустыне безверия
они разбрасывали между камнями цветы, принесенные из далеких садов, стараясь
смягчить зловещее впечатление от ее ландшафта. (Сам Ницше в конце концов не
устоял и попытался найти прибежище в идее сверхчеловека.) В результате
возникали верования атеизма, украдкой привносящие смысл в бессмыслицу,
предназначенные примирить человека с тем, что он по самой природе своей не
может принять. Вот почему многие непоследовательные атеисты говорят о
величии добра, о том, что людей непременно ждет высочайший расцвет, ради
которого нужно быть готовым к самым большим жертвам. Они ценят
самоотверженность, героизм, справедливость.
В наши дни этот разлад между атеистическим взглядом на мир и жаждой
идеала особенно ярко проявился у Альбера Камю. Настаивая на "абсурдности"
бытия, он тем не менее стремился опереться хотя бы на нравственную волю
человека. Он боролся за права людей, против тирании, спорил, обличал,
проповедовал. Между тем подобная позиция едва ли вытекала из его теории
абсурда. Камю сам признавался в этом своим оппонентам. "Сказать по чести, -
писал он им, - я с трудом находил для спора с вами другие доводы, кроме
властной тяги к справедливости, которая, в конце концов, столь же мало
разумна, как и самая неожиданная страсть"\2\.
Есть что-то трагическое и волнующее в этом стремлении атеистов укрыться
от бездны равнодушной Вселенной, от пустого холодного неба. Тут - не просто
страх и тревога, но неосознанное тяготение к тому, что догматика атеизма
отрицает: к Смыслу, Цели, разумному Началу мира. И никакие доктрины не в
состоянии искоренить это присущее человеку таинственное тяготение. Его
признает реальным фактом даже такой атеист, как известный психоаналитик Эрих
Фромм. "Тезис о том, что потребность в системе ориентации и объекте для
служения коренится в условиях человеческого существования, - пишет он, -
видимо, достаточно подтверждается фактом универсального присутствия религии
в истории"\3\.
Откуда же подобная потребность могла возникнуть? Ведь все в мире имеет
какие-то реальные корни. В частности, никто не станет оспаривать того, что
потребностям нашего тела соответствует объективная жизненная необходимость.
Если же дух человека веками стремится к красоте, добру и чему-то Высшему,
достойному преклонения, правильно ли будет видеть в этом лишь пустой
самообман? Не естественнее ли признать, что подобно тому как тело связано с
объективным миром природы, так и дух тяготеет к родственной ему и в то же
время превышающей его незримой Реальности? И разве не показательно, что,
когда человек отворачивается от этой Реальности, вместо нее возникают
суеверия и секулярные "культы"? Иными словами, если люди уходят от Бога, они
неизбежно приходят к идолам. x x x
Создатель психоанализа Зигмунд Фрейд пытался вывести идею Бога из
подавленных желаний человека, вытесненных в подсознательную сферу души. Но
нет ли у нас права поставить вопрос иначе? Не являются ли атеистические
суррогаты религии - такие как культ Сталина или Мао - результатом вытеснения
чувства Бога, которое тем не менее дает о себе знать? Легко убедиться, что
отрицание Высшего само находит пищу в подспудной стихии веры.
Так в эпоху, предшествовавшую Французской революции, философия
энциклопедистов стала источником энтузиазма, очень близкого к религиозным
переживаниям. Барон Гольбах, патриарх "просветительного" безбожия, после
своего обращения в "новую веру" упал, как рассказывают, на колени перед
Дидро в порыве какого-то атеистического экстаза\4\. А его последователи в
дни революции клялись "не иметь иной религии, кроме религии Природы, иного
храма, кроме храма Разума". Вера в человека, в скорое осуществление
"свободы, равенства и братства", вера в науку, разум, прогресс - все это
время от времени внушало людям благоговение и даже порождало своеобразные
формы культа. Напомним хотя бы об основателе позитивизма Огюсте Конте и
почитании им "Великого Существа" - человечества.
Немецкий биолог Эрнст Геккель в конце прошлого века создал
монистическую религию природы, продолжением которой стало учение другого
биолога, Джулиана Хаксли. Отрицая личного Бога, Хаксли считал, что предметом
поклонения можно сделать жизненную силу космоса, созидательную энергию
эволюции\5\.
У русской интеллигенции служение народу носило явно религиозные черты.
В народе видели соль земли, якорь спасения. источник высшей мудрости. Этот
культ породил немало своих героев и мучеников\6\. История гражданской войны
в России двадцатых годов - яркий пример того, как вера в будущее, в
справедливость, в своего рода Царство Божие на земле побеждала все преграды.
Хорошо обученному и вооруженному противнику противостояли главным образом
убежденность и энтузиазм, перед которыми должна была отступить внешняя сила.
Не случайно материалисты, хотя в теории и признают примат экономики, на
практике предпочитают апеллировать к "сознанию", "идеям", "вере". Мао
Цзедун, например, признался однажды, что намеренно поощрял культ своей
личности, чтобы "вдохновить" массы. Именно это поклонение псевдобогу, а
вовсе не обещание материальных благ сделал он главным рычагом своей борьбы и
политики.
Многие атеисты, как мы видим, отнюдь не считают зазорным именовать свои
взгляды религиозными. "Мы, - писал в начале века один из них, - тем более
имеем право отвергать "небо", чем более уверены в силе и красоте земной
религии"\7\ . И впоследствии эта "религия" создала свои непререкаемые
авторитеты, догмы, писание, обряды и святых\8\.
На другом общественном полюсе мы также находим нечто подобное. "Ныне, -
писал идеолог национал-социализма Альфред Розенберг, - пробуждается новая
вера: миф крови". Он и его единомышленники превратили биологический расизм в
лжемистическое вероучение, увлекшее народ, у которого в те годы были
подорваны христианские корни.
Можно привести немало других примеров того, как изгнанная из сознания
мысль о Боге все же возвращается к человеку, хотя и в искаженном, едва
узнаваемом виде. Это свидетельствует о неистребимой потребности людей
связывать свою жизнь с чем-то высшим и священным.
Апологеты атеизма силятся изобразить свою идеологию как результат
умственного прогресса, как самую современную идеологию. В действительности
же, как мы увидим, она существовала задолго до возникновения главных мировых
религий и во все времена являлась симптомом духовного оскудения, упадка и
кризиса*.
------------------------------------------
* См. ниже, глава III
"Массовый атеизм" нашего трагического века - факт не случайный. И дело
совсем не в том, что у народов европейского круга исчерпала себя вера в
Бога. Отход от нее имеет три главные причины.
Первая заключается в том, что христианство оказалось в эпицентре
урбанизации, которая нанесла тяжелый урон духовным ценностям и нравственному
состоянию общества. Этот ураган не достиг в полной мере народов,
исповедующих ислам и другие религии. Основная тяжесть удара пришлась на
христиан. Вторая причина связана с ошибками руководителей Церквей, с
извращением некоторыми из них подлинного духа религии. Третья коренится в
плоской "духовной буржуазности", о которой говорил Николай Бердяев, в идеях
секуляризма и Человекобожия. Эти идеи впервые зародились в древнем мире;
наиболее же яркое выражение они нашли в эпоху Ренессанса. Тогда, около 400
лет назад, западный мир оказался перед соблазном языческого гуманизма и в
значительной своей части не устоял перед ним. Человек как "мера всех вещей"
был возведен в ранг божества, его разум объявлен высшим судьей в глубочайших
вопросах бытия, его природа провозглашена гармоничной и прекрасной в самих
своих основаниях.
Идеологи "просветительства" и рационализма создали теоретическую
платформу для подобных притязаний. Возник настоящий культ науки: социальные
преобразования стали казаться единственным лекарством от всех недугов мира,
а идея неуклонного прогресса, расцветшая в XIX веке, укрепила эти позиции.
Атеистический гуманизм, отвергнув гуманизм христианский, не уставал
предсказывать гибель религиозной веры. Однако она не только выстояла, но и
продолжала жить полной жизнью. Период от XVI до XIX века дал Церкви
множество святых, подвижников, богословов; расцвела деятельность
миссионеров, которые вывели христианство за пределы Европы; возникли новые
духовные движения.
В ответ на это были предприняты прямые попытки уничтожить христианство
силой.
Еще в годы Конвента вспыхнули массовые гонения на Церковь. Казнили
епископов и священников, храмы превращали в клубы, оскверняли гробницы
святых (в частности, св. короля Людовика). Собор Нотр-Дам стал местом, где
поклонялись разуму\9\. По улицам Парижа провезли катафалк, нагруженный
священными предметами, что должно было знаменовать "похороны Бога". Но
вскоре стало очевидно, что "похоронили" атеисты отнюдь не Бога, а всего лишь
кучу церковной утвари.
С Французской революцией "штурм Небес" не кончился. Вновь и вновь
продолжался он то под знаком эволюционизма или библейской критики, то под
предлогом борьбы с реакцией. Бисмарк и французские министры, немецкие
социал-демократы и русские революционеры с разных сторон вели упорные атаки
на христианство. Однако на рубеже XX века опрос, проведенный среди деятелей
культуры, показал, что, по мнению большинства из них, религия далека от
упадка. Известный американский философ Уильям Хокинг писал в те годы: "Не
следует спешить с суждениями о том, что наш век нерелигиозен. Потенциально
люди становятся более религиозными. Это развитие религии еще скрытый
факт"\10\. А поскольку факт этот постепенно становился все менее скрытым,
атеизм снова прибегнул к насилию.
В первой трети XX столетия социальные перевороты в России, Мексике,
Германии и Италии привели к настоящей войне против христианства и других
религий, войне, которая в КНР и Албании приняла впоследствии тотальный
характер. Весь возможный арсенал средств - от пропаганды через печать и
радио, трибуны и кафедры до жестоких массовых расправ - был пущен в ход,
чтобы покончить с религией. Рука об руку с воинствующим богоборчеством
против нее шли индифферентизм и пошлая рассудочность, обывательский
материализм и "новый" гуманизм - эпигон ренессансного. Но победа, на которую
так надеялись гонители, не наступала. x x x
Эти битвы, которые были предсказаны еще в Библии, христианство
предвидело давно, и в той же Библии Церковь черпала уверенность в своей
неодолимости.
Правда, находились и среди христиан такие, чья воля оказалась
парализованной натиском секуляризма\11\. Их мучил вопрос: имеет ли Церковь
будущее? Но задавали они его себе так, будто она есть только человеческий
институт, забывая о словах Христа, сказанных апостолу Петру: "Создам Церковь
Мою, и врата адовы не одолеют ее".
Разумеется, это обетование - не призыв к пассивности. Что было бы, если
бы ученики Иисусовы вместо того, чтобы "проповедовать Евангелие всей твари",
заперлись в своих домах? Впрочем, даже и тогда дело Христово продолжалось бы
в мире. Умолкли бы апостолы - "возопили бы камни". Христос нашел бы Себе
иных служителей...
С другой стороны, законен вопрос: не потерял ли сегодня сам мир
потребность в вере? Разве не довольствуется он тем, что дает ему светская
культура?
Некоторые признаки этого есть: длительный натиск антирелигиозных сил не
мог пройти бесследно. Но в то же время лишь предвзятый человек может
отрицать, что жажда веры постоянно возрождается даже в атмосфере гонений,
секуляризма и утилитарной бездуховности.
Современная ситуация позволяет более отчетливо увидеть и самую душу,
подлинную сущность религии. Оттого, что в наши дни уже не ходят на ипподром
с пением молитв, как в Византии, и не топят еретиков в Волхове, как в
древнем Новгороде, вера не пострадала, а только выиграла. Теряя связь с
государством, она освобождается от балласта номинальных последователей.
Превращение христианства в официальную идеологию чаще всего приводило к
уродливым явлениям, отравляющим церковную жизнь. Гораздо лучше, когда
"язычник" любой формации исповедует себя таковым, чем когда он в угоду
обществу называется христианином\12\.
Нынешний атеизм не какая-то принципиально новая ступень сознания, но
вскрытие реального соотношения духовных уровней в обществе. На Западе многие
представители Церкви жалуются на то, что "храмы пустуют", однако при этом
они забывают, что куда хуже, если храмы полны, но пустуют сердца. Внешнее
исполнение обрядов далеко не всегда показатель благополучия веры, и,
напротив, слабая посещаемость храмов отнюдь не доказывает ее упадка. К тому
же внешние формы церковной жизни всегда менялись в прошлом, будут меняться
они и в дальнейшем. Поэтому неизбежны периоды, когда необходимость перемен
сказывается на числе людей, систематически ходящих в церковь.
Но ключ к проблеме нужно искать глубже: в запросах самого человеческого
духа. Не говорит ли мятеж "новых левых" - этих современных нигилистов - о
том, что, даже потеряв Бога, люди страстно ищут абсолютного, что они не
могут довольствоваться наличной действительностью? Сегодня вновь повторяется
драма Фауста - человек открывает в себе вечное стремление ввысь и
неудовлетворенность тем, чего он достиг. Показательно, что это стремление
особенно сильно проявляется в развитых странах, пришедших к материальному
благополучию. Чем сильнее становится власть "массовой культуры", техники и
урбанизации, тем острее чувствует индивидуум тяжесть новых оков, возложенных
на него; религия же, по верному замечанию одного современного исследователя,
"остается наиболее личностной из всех форм человеческой деятельности"\13\.
Поэтому именно в ней дух, затерянный в лабиринтах цивилизации, вновь и вновь
обретает для себя прочную основу и внутреннюю свободу. Личность, то есть
высшее проявление человеческого, всегда будет находить оплот в Святыне. x x x
Разумеется, прогресс веры нельзя измерять одной статисти кой. "Если и
впрямь началось христианское возрождение - говорит английский писатель К.
Льюис, - развиваться оно будет медленно, тихо, в очень маленьких группах
людей". И это незаметное возрождение действительно происходит повсюду, даже
там, где его меньше всего могли ожидать.
Не следует, однако, игнорировать и те явления, которые обнаруживаются
на поверхности. После всего, что выпало на долю религии в эпоху
секуляризации, верующими в наши дни считают себя почти 90%. населения
Земли\14\. Автор, приводящий эту цифру, правда, оговаривается, что среди
формально религиозных людей есть немало равнодушных; но ведь и среди тех,
кого относят к атеистам, - множество скрыто верующих или близких к вере.
Есть основания утверждать, что в XX веке религия вопреки прогнозам
скептиков стала играть роль в чем-то даже большую, чем в минувшие века. Это
можно проследить в самых разных сферах культуры. Например, если двести или
триста лет назад многие художники, обращаясь к евангельским темам, видели в
них главным образом сюжетную канву, то теперь в основе творчества таких
выдающихся мастеров, как М. Шагал и Н. Рерих, Ж. Руо и С. Дали, мы находим
подлинно мистическое мироощущение. Религиозные и мистические проблемы
волнуют в наши дни писателей так, как не волновали сто лет назад, за
исключением, пожалуй, России\15\. В защиту высших духовных ценностей
выступали: Ш. Пеги, Л. Блуа, П. Клодель, Ф. Мориак, Ж. Грин и А.
Сент-Экзюпери во Франции; Г. Честертон, К. Льюис, Т. Элиот, И. Во и Г. Грин
- в Англии; Т. Манн, Г. Гессе и Г. Белль - в Германии; М. Булгаков, Б.
Пастернак и А. Солженицын - в России; Д. Сэлинджер, Р. Брэдбери, Дж. Апдайк
- в Америке; Д. Папини - в Италии. Драматизм духовных исканий и кризисов с
необыкновенной силой изображен в творчестве Ф. Кафки и Р. Рильке. И даже
критикуя религиозную жизнь своих современников, многие писатели делают это
во имя очищения и обновления веры. Таков же был смысл и обличительных речей
древних пророков и Отцов Церкви, которых всегда отличала непримиримость к
любым искажениям подлинной религиозности.
Среди представителей науки и в прошлом подавляющее большинство не
видело противоречия между религией и естествознанием. Напомним хотя бы имена
Кеплера, Ньютона, Пастера*. В наши же дни среди ученых речь идет уже о
синтезе веры и знания. На это указывает лауреат Нобелевской премии Чарлз
Таунс, создатель лазеров. "Цель науки, - говорит он, - открыть порядок во
Вселенной и благодаря этому понять суть вещей, которые мы видим вокруг себя,
в том числе понять жизнь человека. Цель религии может быть определена, мне
кажется, как постижение (и, следовательно, принятие) цели и смысла
Вселенной, а также того, каким образом мы связаны с нею. Эту высшую
целесообразную силу мы и назовем Богом"\16\. Приведенные слова - не
случайное, частное мнение. Его разделяют люди, которым принадлежит создание
современной картины мира. А.Эйнштейн говорит о значении веры для ученого, М.
Планк, Н. Бор и Э. Шредингер - о связи науки и религии, А. Эддингтон, Д.
Джине и П. Иордан считают познание мира путем к Богопознанию.
------------------------------------------
* См. ниже, главы III, V. Во многих отраслях науки ведущие специалисты XX века стоят на позициях,
противоположных материализму. В физике это - В. Гейзенберг, в математике -
Г. Кантор, в биологии - Р. Шовен, в нейрофизиологии - Д. Экклс, в
антропологии - П. Тейяр де Шарден, в палеоархеологии - А. Брейль, в
этнографии - В. Шмидт, в историографии - А. Тойнби, в психологии - К. Юнг*.
------------------------------------------
* См. приложение 2.
Показательно и положение в философии. Крупнейшие мыслители нашего
столетия - будь то интуитивист А. Бергсон, томист Ж. Маритен, органицист А.
Уайтхед, экзистенциалист К. Ясперс или "рыцарь свободы" Н. Бердяев -
провозглашают высшую духовную ценность религии.
Наступило время и небывалого расцвета богословия, который представлен в
православии такими именами, как С. Булгаков, П. Флоренский, В. Лосский, в
католичестве - Р. Гвардини, И. Конгар, К. Ранер, в протестантизме - К. Барт,
П. Тиллих, Р. Нибур. Развивается религиозная мысль и в иудаизме (М. Бубер),
и в индуизме (Ауробиндо Гхош)\17\.
Растет интерес Запада к мистическим учениям йоги и дзен, возникают
новые направления не только в христианстве, но и в исламе, буддизме и даже
язычестве. Характерно, что некоторые представители общественно-политической
жизни нашего столетия, например М. Ганди и М. Кинг, исходили в своей
деятельности из религиозных принципов.
Значение всех этих явлений отнюдь не умаляется тем, что порой в них
обнаруживается много незрелого и противоречивого. Само многообразие идей и
поисков (от крайней левизны до крайней ортодоксии) показывает, насколько
полноводной становится река религии. x x x
Подъем ощущается, естественно, и в самой церковной жизни. Ни одно из
минувших четырех столетий не знало столь популярного папы, каким был Иоанн
XXIII. Созванный им Второй Ватиканский Собор открыл новые перспективы в
диалоге между Церковью и миром, проложил новые пути в богословии,
экуменизме, апостолате, богослужении и понимании Библии\18\. То, что Собор
вызвал волну дискуссий и кризисов, которые по своему накалу напоминают о
временах ранних Соборов, лишь доказывает силу и жизненность христианства.
Смелая и свободная критика религиозных институтов со стороны самих верующих
и теологов есть также признак полнокровной жизни Церкви.
Новых путей ищет и протестантизм. Огромный успех евангелического
проповедника Билли Грема показал, как сильно в людях стремление к Слову
Божиему. Протестантская инициатива, приведшая к созданию Всемирного Совета
Церквей, говорит о такой жажде общехристианского единства, какой еще не
знала история. И замечательно, что экуменизм зародился и живет именно тогда,
когда в мире усилилась расовая нетерпимость и шовинизм.
Поразительной оказалась жизнеспособность Православной Церкви, которая
за последние десятилетия выдержала в России ни с чем не сравнимые внешние и
внутренние испытания. Правда, английский теолог Дж. Робинсон в своей
нашумевшей книге пытается умалить значение этого факта, связывая его с так
называемой "вторичной религиозностью", то есть усилением веры в исторически
угасающих обществах\19\. Однако причислять Россию к такого рода обществам -
значит плохо понимать динамику современного мира.
В США, этом классическом образце "общества потребления", где погоня за
комфортом уже стала угрозой для духовных ценностей, неожиданно возникло
широкое движение обратившейся к Евангелию молодежи, движение, получившее
название "Иисусовой революции". В Европе христианская община Тэзе привлекает
к себе сотни тысяч молодых людей из разных стран, членов различных
церквей\20\. В Африке и Азии множится число новых течений и проповедников.
О многом свидетельствует и судьба Библии в современном мире. Не только
астрономические цифры ее тиражей, комментированные и иллюстрированные
издания, не только популярность библейских тем в музыке, на экране и на
телевидении говорят о ее неумирающей притягательности, об этом говорят сотни
новых исследований и книг, появившихся в результате небывалого прежде
расцвета библейской науки.
В XX веке впервые возникает серьезный диалог как между церквами, так и
между религиями, между верующими и неверующими. Даже коммунисты вынуждены
активно включаться в этот диалог\21\. Одновременно в ряде стран, например в
Латинской Америке, епископат и духовенство становятся в ряды борцов за
свободу и социальные преобразования\22\.
Если прежде коммунисты говорили о религии как о своем непримиримом
враге, то теперь многие из них вынуждены изменить отношение к ней. Член ЦК
чилийской компартии О. Мильяс, говоря о социальной борьбе христиан,
подчеркивает, что они "видят смысл своей религиозности в горячей любви к
ближнему, в безоговорочной вере в человека. Католикам такого рода их
верования нисколько не мешают быть революционерами, но, напротив, помогают
им в их борьбе". Учитывая именно это, Фидель Кастро писал, что его революция
"никогда и ни в какой форме не была антирелигиозной".
Подобные же голоса раздаются и в Европе. Так, Жорж Марше открыто
утверждает, что "у христиан есть основания, чтобы участвовать в движении за
демократические перемены и содействовать построению более свободного
общества"\23\. Это уже очень далеко от третирования религии как "опиума".
Нередко приходится слышать, что религия существует до сих пор лишь
потому, что "приспосабливается" к нуждам и запросам любой эпохи. Но,
признавая это, атеизм невольно свидетельствует в пользу религии. Ведь хорошо
известно, что именно свойство приспособляемости означает жизнеспособность
организма.
Говорят также, что обращение к религии есть "дань моде". Быть может, в
отношении многих поверхностных умов это и справедливо. Но "мода" далеко не
всегда играет только отрицательную роль. Разве не она помогла огромному
числу людей понять и оценить иконопись и древнюю церковную архитектуру? И
вообще, не примечательно ли, что "мода" возникла именно на то, что старались
уничтожить так долго и упорно? А ведь мода часто есть не что иное, как
упрощенное отражение глубинных процессов, протекающих в недрах общественного
сознания.
Знаменитый физик Макс Борн, говоря о пропасти, в которую катится
цивилизация, подчеркивал, что только религиозные идеи могут вернуть здоровье
обществу. "В настоящее время, - писал он, - только один страх вынуждает
людей сохранять мир. Однако такое положение неустойчиво и должно быть
заменено чем-либо лучшим. Нет необходимости искать где-то далеко принцип,
который мог бы стать более прочной основой для устройства наших дел... В
нашей части мира этот принцип содержится в христианской доктрине, Мохандасу
Ганди удалось воплотить его в жизнь"\24\.
Итак, можно считать очевидным, что люди, говорящие о "гибели религии",
либо близоруки, либо намеренно закрывают глаза на действительность, либо,
наконец, являются жертвой дезинформации.
Сегодня как никогда актуально звучат слова апостола Павла, сказанные
две тысячи лет назад: "Нас почитали умершими, но вот - мы живы".
ПРИМЕЧАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ /1/. John Cogley. Religion in a Secular Age. New York, 1969. P. 135.
См. также: M. Eliude. The Secred in a Secular World. - "Cultural
Hermeneutics": 1973, P. 104. Об этом говорит даже такой "свободомыслящий"
автор, как Эшли Монтегю (А. Montagy. Man: His First Million Years. New York,
1957. P. 181). Термины "религия" и "вера" настолько близки по смыслу, что
их, как правило, считают синонимами. Психоаналитик Эрих Фромм пишет: "Под
религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия,
позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для
преданного служения" (Э. Фромм. Психоанализ и религия. - В сб.: Сумерки
богов. М., 1989. С. 158). Однако речь здесь идет скорее о "вере" в широком
смысле слова в то время как "религиозная вера" есть богопочитание,
обращенное к высшем Началу (в отличие от неоязыческих верований,
обожествляющих земные объекты).
/2/. A. Camus. Essais. Paris, 1965. P. 240.
/3/. Э. Фромм. Цит. соч. С. 161.
/4/. Об этом эпизоде см.: И. Вороницын. История атеизма. М.: 1930, с.
233.
/5/. О Конте и его "религии" см.: Bл. Соловьев. Собр. соч. Т. IX. С.
172; о "монистической церкви" см.: Н. М. Соловьев. "Научный" атеизм. М.,
1915. С. 18 сл. и у самого Э. Геккеля (Мировые загадки/ Пер. с нем. СПб.,
1906. С. 173); символ веры Дж. Хаксли изложен им в книге: J. Huxley.
Religion Without Revelation 1957. P. 181.
/6/. См.: С. Булгаков. Два града. Т. 2. М., 1911. С. 176.
/7/. А. В. Луначарский. Письмо в редакцию.- "Образование". 1908. Номер
1. С. 163.
/8/. См.: Н. Бердяев. Марксизм и религия. Прага, 1929. С. 7.
/9/. Богиню разума в обрядах этого культа изображала французская
актриса. См,: А. Олар. Христианство и Французская революция/ Пер. с фр. М.,
1925. С. 65; Свящ. В. Рыбаков. Религиозное состояние Франции во время
революции. - "Странник". 1914. Номер 10. С. 234.
/10/. W. Hoking. The Meaning of God in Human Experience. London, 1912.
P. VI.
/11/. Подобные настроения нашли отражение в работах ряда современных
западных богословов (У. Гамильтон, X. Кокс, Дж. Робинсон).
/12/. Современные богословы справедливо говорят о преимуществах Церкви,
находящейся в "диаспоре" (то есть несущей свободное свидетельство о Христе в
мире), перед ее внешним "триумфализмом", который обладал большой
притягательностью для христиан в прошлом. См.: John Cogley. Religion in a
Secular Age. p. 140-143.
/13/. J. Cogley. Idem. P. 155. Немецкий исследователь религиозной
психологии В. Трильхаас отмечает, что "религия - не только самая внутренняя
область человеческой природы, но и самая индивидуальная" (V. Trillhaas. Die
Innere Welt. Munchen, 1953. S. 5).
/14/. См.: А. Донини. Люди, идолы и боги. Очерк истории религии/ Пер. с
ит. М., 1962. С. 8. Более поздние данные мало меняют картину. См. Приложение
1.
/15/. История обращения к вере властителей умов нашего столетия
рассказана в книге, вышедшей под ред. Ф. Лелотта (Convertis du XX siecle.
Paris, 1955-1956. V. 1-3).
/16/. Ч. Таунс. Слияние науки и религии/ Пер. с англ. - В кн.: Диалоги.
М., 1979. С. 61.
/17/. См.: В. Зеньковский. История русской философии. Т. 1-2. Париж,
1948-1950; П. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Париж: YMCA,
1974; М. Schoof. Przelom w teologii katolickiej. Krakow, 1972; W. Nicholls.
The Pelican Guide to Modern Theoligy. London, 1971. V. 1-3; J. B. Agus.
Modern Philosophies of Judaism; P. S. Surma. Hinduism through the Ages.
Bombay, 1956.
/18/. См. статьи: А. Л. Казем-Бека ("Журнал Московской Патриархии".
1965. Номер 7; 1966. Номер 4); М. Novak. The Open Church. London, 1964; A.
Kloosterman. Contemporary Catholicism. London, 1972.
/19/. См.: J. Robinson. Honest to Cod. London, 1963. P. 138-139.
/20/. Тэзе - местечко в Бургундии, где протестант Р. Шютц основал
общину Примирения, которая ставит своей целью духовное возрождение христиан
различных исповеданий. В 1974 году в Тэзе собрался Всемирный съезд
христианской молодежи. Он проходил в общей молитве, обсуждении насущных
вопросов и свободном диалоге между участниками.
/21/. См.: С. Д. Клугман. Диалог между христианами и марксистами. -
"Проблемы мира и социализма". 1968. Номер 3; А. Казанова. Второй Ватиканский
Собор/Пер. с фр. М., 1973. С. 350-359.
/22/. См., например, следующие (критические по отношению к Церкви)
обзоры: В. П. Андронова. Колумбия: церковь и общество. М. 1970; И. Р.
Григулевич. "Мятежная церковь" в Латинской Америке. М., 1972.
/23/. См.: Зарубежные марксисты о религии и Церкви. М., 1975. С. 134,
63, 80.
/24/. М. Борн. Моя жизнь и взгляды/Пер. с англ. М., 1973. С. 77.
Обратно в раздел история Церкви
|
|