Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Карев А., Сомов К. История христианства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 9. Христиане в девятом веке

Карл Великий - король Франкского государства

Из всех государств Западной Европы к девятому веку самым сильным продолжало оставаться Франкское государство. Римский папский престол получал могущественную поддержку от франкского государства, перед которым в страхе трепетали мелкие европейские королевства.

Франкский король Пипин, положивший в 752 году начало династии Каролингов, значительно расширил свои владения, покорив ряд германских племен. Затем он проник на север Италии - в Ломбардию. Название "Ломбардия" происходит от наименования племени лангобардов, вторгшихся туда во время нашествия варварских племен в пятом веке. Захватив Ломбардию, Пипин создал внутри Италии вокруг Рима так называемую Папскую область во главе с папой римским, ставшим с этого момента не только религиозным, но и светским руководителем, главой государства. Фактически же религиозное владычество папы римского простиралось на всю Западную Европу. Мелкие короли, боясь прогневить сильного франкского короля, не решались слова вымолвить против римского папы и проводили политику в интересах папского престола.

Пипин Каролинг, вошедший в историю под наименованием Пипина Короткого, умер в 768 году. Ему наследовал его сын Карл Каролинг, вошедший в историю под наименованием Карла Великого.

Как было указано ранее, в седьмом веке из Аравии распространилось учение Магомета - ислам. В результате арабских завоеваний к началу восьмого века ислам уже стал господствующей религией в Персии, Азербайджане, на Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Алжире. В начале восьмого века, под руководством арабов, из Африки на Пиренейский полуостров в Испанию вторглись мавры. Слово "мавры" означает "черные люди". Так называлось население Северной Африки, кроме Египта. Руками мавров арабы создали на Пиренейском полуострове так называемый Кордовский эмират по имени города Кордовы, и стали там насаждать ислам. В результате внутренней борьбы за власть, Кордовский эмират в 756 году откололся от Багдадского халифата, который до этого объединял все народы, завоеванные арабами. В восьмом веке маврам не удалось завладеть всей Испанией. В связи с маврским нашествием христианское население Испании терпело большие притеснения.

Франкский король Карл, вступив на престол, был очень обеспокоен положением в Испании. Его политика, как и политика Пипина, была направлена к тому, чтобы не допустить дальнейшего продвижения ислама в Европу. Сильное Франкское государство заставило арабов и мавров отказаться от победоносного марша по Европе, о котором так мечтали мусульманские деятели. Боясь связываться с сильнейшим государством, арабы и мавры предпочли осваиваться на захваченной территории и не двигаться дальше, тем более что франкам частично удалось обосноваться и в Испании.

На территории бывшей Римской империи было два сильных государства - Франкское государство на Западе и Византия на Востоке. В седьмом веке арабы от Византии отторгли Египет, Палестину и Сирию. Фактически в состав Византии стала входить одна Греция. Но, тем не менее, Византия продолжала оставаться сильным и большим государством, ибо территория Греции в то время включала и территорию современной Турции и северную часть Египта.

Итак, с 768 года королем франков стал Карл Каролинг. В 774 году лангобарды вторглись в Папскую область, созданную королем Пипином. Поводом для вторжения явилась ссора между Карлом и королем лангобардов Дезидерием. Карл был женат на дочери Дезидерия, но затем отослал ее обратно к отцу, а сам женился на Гильдегарде из знатного германского рода. Оскорбленный таким поступком Карла, Дезидерий опустошил Папскую область. Карл немедленно с большим войском перешел Альпы и вошел в Рим, разбив лангобардов.

Жители Рима встречали Карла со знаком шумной радости. Духовенство вышло на улицы в блестящем облачении; учащиеся с пальмовыми и масличными ветвями в руках приветствовали его пением. Сойдя с коня, Карл, встреченный папой римским Адрианом, направился к собору, носящему имя апостола Петра. Опускаясь на колени, он благоговейно целовал каждую ступеньку лестницы, ведущей в собор, дабы выразить свое особое преклонение перед апостолом Петром. Перецеловав все ступеньки, он поприветствовался с папой.

Расширение Карлом Папской области

Лангобарды были совершенно разбиты, и Карл подтвердил, что область вокруг Рима является собственностью римского папского престола. Победоносно он прошел по всей верхней Италии, объявив себя королем Италии. Затем он значительно расширил границы Папской области. При этом он изрек следующее: "Все люди - подданные Христа; таким образом, они подданные и того, кто Его заместитель и наместник на земле".

И эти слова, конечно, пришлись по сердцу римскому папе, который ревновал о земной славе, надеясь ее разделить с франкским королем.

Папа Лев III помазает Карла Римским императором

После этого Карл еще два раза посещал Рим и каждый раз осыпал золотом папский престол, делая это, как он утверждал, для блага своей души. В 800 году папа Лев III помазал короля франков Карла римским императором. Карл возглавил почти всю западную часть бывшей Римской империи, за исключением Южной Испании, которая была в руках арабов и мавров, и за исключением Англии, которая хотя и признавала главенство папы римского, но не была включена в состав нового Римского государства, возглавляемого Карлом Великим. Папа Лев III объявил Карла "преемником римских императоров" и присвоил ему титул августа. Таким образом, император и папа взаимно осыпали друг друга земными почестями.

Взор Карла на Византию

Став римским императором, Карл решил устремить свой взор на Византию, то есть на восточную часть бывшей Римской империи. В его уме созрела мысль объединить вновь возникшее сильное Римское государство с сильной Византийской империй, являвшейся преемницей прежней великой Римской империи. В это время в Византии правила жестокая и властолюбивая императрица Ирина, ревностная защитница иконопоклонения, объявившая войну иконоборчеству, которое возникло в Византии. Карл стал строить планы - вступить в брачный союз с Ириной, дабы таким образом создать единую могущественную империю. Но все его попытки ни к чему не привели; планы его рухнули, ибо Ирина в 802 году была свергнута с престола своим министром финансов Никифором и сослана на остров Лесбос, где и умерла в 803 году. Карлу пришлось отказаться от мечтаний объединить Римское государство с Византией. Мирная попытка такого объединения сорвалась, а объединять с помощью военной силы он не решился, ибо правильно оценил военные возможности Византии. Его военные походы, после подчинения Италии, были главным образом направлены на подавление многочисленных восстаний, которые вспыхивали то в одной, то в другой части его империи.

Карл сохранил за собой полную власть в церковном управлении: он назначал епископов, созывал совещания духовенства. Он издал ряд законов для ликвидации язычества. По одному из этих законов полагалась смертная казнь за отказ от крещения, по другому закону предусматривалась смертная казнь за сжигание тел покойников, поскольку такой вид похорон был у язычников. Затем появились законы с суровыми наказаниями за употребление в пищу мяса во время великого поста перед Пасхой, а также за совершение языческих обрядов.

Объединение папства с Франкским королевством

Время правления Карла Великого имело для истории христианства и особенно для истории папства великое значение. В основном это значение заключается в том, что в дни Карла Великого совершилось объединение папства с франкским королевством. Как же совершилось это объединение и каковы причины, которые содействовали ему?

Мы уже говорили о большом и длительном споре между сторонниками иконопочитания и так называемыми иконоборцами, то есть противниками иконопочитания. Вот этот спор привел к тому, что все северные области Византии стали откалываться от центрального правительства Византийского государства. Это обстоятельство дало повод лангобардам к составлению планов захвата этих областей. Но в планы лангобардов входил не только захват северных областей Византии, но и Рима. Эта опасность, нависшая над римским папством, заставила еще папу Григория III (в восьмом веке) обратиться к королю Карлу Мартеллу за помощью, но безуспешно. И только франкский король Пипин откликнулся на зов папы Захарии о помощи; причем, в знак признательности за согласие папы совершить помазание его в короли, Пипин пообещал папе дарование ему Папской области, якобы, обещанной папству еще Константином Великим.

История грамоты Константина Великого, содержащей, якобы, обещание его предоставить папе отдельную область, такова. Папа Сильвестр, будто бы, исцелил Константина от тяжелой и опасной болезни, за что последний, якобы, и выдал папе пресловутую грамоту. Согласно этой грамоте, Константин будто бы, во-первых, признал за папой его высшую духовную власть, как над патриархами, так и над всеми церквами, и, во-вторых, его светскую власть над всеми византийскими владениями на Западе.

Однако это грамота Константина считается поддельной, и ее местом рождения был не Константинополь, а Рим, точнее канцелярия папы Павла I, около 756 года, или папы Адриана I.

Как бы там ни было, а король Пипин признал достоверность грамоты Константина и предоставил папе области в Италии. Так возникло папское церковное государство и вместе с тем зависимость римских пап от франкских королей. Эта зависимость достигла высшей точки при Карле Великом, после того, как он в 774 году разгромил лангобардов в Италии, с разгромом которых Фактически и окончилась относительная независимость папства.

Карл Великий в соборе Петра в Риме возобновил право римского папы на Папскую область но одновременно включил ее в состав своего могущественного Франкского королевства.

Как уже было сказано, папа Лев III помазал Карла римским императором, но остается сомнительным, совершил ли он это помазание добровольно или под нажимом Карла.

Деятельность Карла в создании Франкской государственной церкви

В истории христианства Карл Великий знаменит созданием особой франкской государственной церкви". Эта церковь расширялась одновременно с расширением Франкского государства. С завоеванием лангобардского государства в 774 году и Северной Испании в 795 году, церкви, этих завоеванных областей, влились в Франкскую государственную церковь. Но особенно расширили эту церковь нехристианские области, которые были завоеваны Карлом, и в которых, по его приказу, совершалась усиленная миссионерская работа и часто насильственное "обращение" языческих масс в христианство.

Много крови было пролито в войнах Карла Великого против Саксонского королевства, и немало крови было пролито во время подавления восстаний саксонцев против франкского владычества, особенно восстания при саксонском короле Видукинде в 782 году. В 785 году Видукинд принял христианство, что привело к прекращению кровавых столкновений франков с саксонцами.

В чем же заключалась деятельность Карла Великого в церковной области? Он давал церквам права на церковное имущество и церковные доходы, что способствовало в сильной степени деятельности церквей, входивших во франкскую государственную церковь.

Он учреждал новые и новые епископаты и был первым, кто воздвиг епископов в руководителей епархий. Он сам назначал епископов и побуждал их к самой усиленной деятельности по наблюдению за церквами, а также к регулярным созывам епархиальных синодов для должного воспитания и направления деятельности духовенства.

Карл Великий ввел реформу богослужения: в центр богослужения он поставил проповедь, причем на понятном народном языке. Он установил единообразный порядок для всех богослужений в церквах своего государства, ориентируясь при этом на порядок богослужений в папском Риме.

Он заботился о поднятии духовного уровня священнослужителей, насаждая богословские школы в монастырях и при епископальных церквах. Каждый священник должен был получить богословское образование. Он вводил также систему общежитий для духовенства, наподобие жизни в монастырях, - с целью поднятия его духовного уровня.

Карл Великий придавал большое значение жизни отдельных церквей. Каждый прихожанин должен был знать наизусть молитву "Отче наш" на своем родном языке и был обязан регулярно посещать богослужения своей церкви. Каждый епископ был обязан регулярно посещать церкви своей епархии и следить за их духовным и нравственным состоянием.

Карл руководил сам франкской государственной церковью, даже в догматических вопросах. Папе римскому было предоставлено лишь право совещательного голоса, но не решающего. Карл создал "франкское богословие", призвав на это дело множество иностранных богословов, особенно британских, которые постоянно жили при его дворце.

Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам

Карл Великий уделял особое внимание также строительству храмов и соборов по последнему слову архитектурного искусства. В его дни был построен знаменитый по красоте и величию собор в Аахене. В вопросах богословия и в церковных спорах он был весьма самостоятелен и далеко не всегда прислушивался к голосу римского папы. В жгучем вопросе об иконопочитании Карл Великий занял очень решительную позицию против придавания иконам какого бы то ни было религиозного значения. Под его воздействием принял такое же решение против иконопоклонения и созванный им генеральный собор во Франкфурте-на-Майне в 794 году, которому подчинился и сам папа.

Аахенский собор (809 г.) по вопросу о Филиокве

И еще один важнейший в истории христианства шаг, который сделал Карл Великий. Это было на соборе в Аахене в 809 году, при обсуждении вопроса о Духе Святом, а именно - исходит ли Дух Святой вместе с Сыном от Отца, или Дух Святой исходит от Отца и Сына (учение, называемое в богословии "филиокве"). Филиокве, то есть учение об исхождении Духа Святого от Отца и Сына было принято в вероучении франкской государственной церкви, и Карл Великий на соборе в Аахене настоял на его принятии, и филиокве был принят.

Но это решение собора в Аахене шло вразрез с решением собора в Константинополе - об исхождении Духа Святого и Сына Божия от Отца, принятого во всей восточной церкви. Решению Карла Великого в этом вопросе о Духе Святом подчинился и римской папа, вводя его в вероучение западной католической церкви, что привело в конце концов к расколу между православной и католической церквами, который продолжается и по настоящее время. Восточная церковь из-за вопроса о Духе Святом стала считать католическую церковь еретической церковью, приняв для себя название "православной" церкви.

Умер Карл Великий в 814 году. Наследовал ему его сын Людовик, вошедший в историю под наименованием Людовика Благочестивого.

Сын Карла - Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства

Юность Людовика прошла в военных походах с отцом и в занятиях военными науками. При жизни отца он показал хорошие военные способности, совершив несколько походов в Испанию и захватив город Барселону. За год до своей смерти Карл Великий, чувствуя резкое ухудшение здоровья, приказал короновать Людовика на римский императорский престол, дабы он сразу после его смерти вступил в свои императорские права.

Хотя Людовик и обладал весьма неплохими военными способностями, но ему было далеко до своего отца, который был выдающимся полководцем. Две страсти были у Людовика - это охоту и монашество. Много времени и средств он тратил на охоты, много времени он проводил в монастырях среди монахов, вследствие чего ему и присвоили наименование "благочестивого". Он глубоко уважал духовенство и легко поддавался его влиянию. Не имея проницательности, он приближал к себе из среды духовенства немало недостойных людей, которые его обманывали на каждом шагу. Людовик с юных лет мечтал стать монахом, но отец запретил ему думать об этом, говоря, что ему нужно готовиться к великой государственной деятельности. В так называемом благочестии у Людовика было не столько веры и любви к Богу, сколько суеверия. В своей религиозной жизни он руководствовался не Словом Божиим, а рассказами монахов о всяких чудесных историях, якобы, имевших место.

Среди монахов, приближенных Людовиком к своему императорскому двору, был Бенедикт, который резко отличался от всех прочих монахов своим строгим образом жизни. В конце концов он стал иметь большое влияние на Людовика, который, по его внушению, удалил из императорского дворца всех лиц легкого поведения, в том числе и своих сестер вместе с их любовниками. Не были пощажены даже некоторые государственные сановники, занимавшие высокие посты.

Внешняя деятельность Людовика заключалась главным образом в сохранении завоеваний Карла Великого. Сначала Людовик правил один, но в 817 году, под влиянием своих советников-монахов он разделил великое Франкское государство между своими тремя сыновьями - Лотаром, Пипином и Людовиком. Лотару Людовик поручил общее руководство и Италию, сделав его своим заместителем по всей империи и присвоив ему императорский титул; Пипину он поручил Галлию (Францию), а Людовику Младшему - Германию. В 818 году умерла жена Людовика Благочестивого Ирменгарда. Он впал в такое отчаяние, что хотел тут же принять монашеский сан, но придворные советники убедили его вступить в брак с очень образованной Юдифью, дочерью германского герцога Вельфа.

Юдифь стала иметь безграничное влияния на Людовика. Она внесла большой раздор в семью Каролингов, перессорив Людовика с его сыновьями. В 823 году у Юдифи родился сын Карл, впоследствии ставший императором и вошедший в историю под наименованием Карла Лысого. Под влиянием Юдифи Людовик произвел перераздел империи, завещав Карлу большую часть земель. После этого против Людовика составилась сильная оппозиция в лице духовенства, а также его сыновей от первого брака Пипина и Людовика Младшего. В 830 году Людовик Благочестивый вынужден был уступить оппозиции. Юдифь была насильно пострижена в монахини и отправлена в монастырь. Однако вскоре в придворных кругах победили сторонники Юдифи. Она была возвращена из монастыря, сняла с себя монашеские облачения и вновь стала супругой императора. Папа римский Григорий IV объявил её насильственное пострижение в монахини недействительным. Людовик взял всю власть в свои руки, отстранив своих сыновей. Его сын Лотар поднял восстание, к которому примкнули и другие сыновья, с поддерживающими их воинскими частями.

В июне 833 года Людовик выступил со своими войсками против восставших сыновей. Папа римский благословил его на ратные подвиги. Но войска изменили Людовику и перешли на сторону его сыновей. Он был разлучен с Юдифь и сыном Карлом и отправлен в монастырь. Однако он категорически отказался принять монашество, хотя раньше мечтал об этом. Сыновья Людовика тем временем перессорились между собой, в конфликт вступили и сторонники самого Людовика, в результате последующих событий он был освобожден из монастыря. И своему сыну Карлу он завещал значительную часть империи - особое королевство со столицей в Париже, в связи с чем у Пипина и Людвика Младшего (Германского) были отобраны значительные территории. Лотар был лишен императорского титула и оставлен только королем Италии.

В 840 году Людовик Благочестивый умер. Результатом его двадцатишестилетнего правления было разрушение великой, могущественной империи, созданной Карлом Великим. Это уже не была единая империя. Она распалась на несколько королевств.

Вскоре после смерти Людовика Благочестивого его сын Лотар отрекся от королевского престола в Италии. Королем Италии стал старший сын Лотара Людовик II, которого папа римский Лев IV провозгласил римским императором. Но этот громкий титул не дал ему никаких преимуществ перед остальными франкскими королевствами, возникшими после распада обширной империи, созданной Карлом Великим.

В это же время сын Людовика Благочестивого Людовик Младший возглавил часть Германии - Баварское королевство, нося наименование Людовика I (Германского). Сын Людовика благочестивого от Юдифи Карл II (Лысый) был провозглашен в 840 году королем Западно-Франкского королевства. Он делает попытки завоевать все прежние франкские владения, в 875 году совершил походы в Италию, добился от папы римского титула императора и короля Италии, однако не смог удержать в своих руках завоеванные земли и отошел на исходные позиции, то есть в Западно-Франкское королевство, где ему пришлось вести трудную борьбу с племенем норманнов, опустошавшим Северную Францию. Он еще раз пытался объединить территорию бывшей империи Карла Великого, опять отправился в поход в Италию, но по дороге умер в 877 году.

Описывать всех королей, появившихся после распада империи Карла Великого, нет смысла. Мы лишь посмотрели на картину развала великой империи. Можно еще отметить, что королем Восточно-Франкского королевства в 876 году стал Карл III (Толстый) - сын Людовика I (Германского). Он тоже решил под своим главенством объединить все земли бывшей империи Карла Великого. Он тоже совершил поход в Италию, папой римским был коронован в римские императоры и на короткий срок объединил основные части бывшей империи Карла Великого, но, в результате внутренней борьбы и внутренних противоречий, он также не достиг своих целей.

Несмотря на усиленные попытки нескольких королей и пап, не удалось восстановить Франкскую империю в границах, созданных Карлом Великим. В ходе дальнейшего развития, часть франков слилась с коренным населением Галлии, положив начало французской национальности, другая часть франков, слившись с несколькими германскими племенами, вошла в состав немецкой национальности. На территории бывшей империи Карла Великого началось самостоятельное существование и развитие крупных государств Западной Европы - Франции, Германии, Италии.

О несторианах девятого века

В девятом веке было два довольно значительных христианских течения, не принадлежавших к официальной церкви, - это несториане и павликиане. Официальная церковь презрительно их называла еретиками и сектантами. Сектами официальные церковники называли течения, вышедшие из рядов официальной церкви и отколовшиеся от нее.

Мы уже говорили о несторианах, когда рассматривали христианство в пятом веке. Напомним, что Константинопольский патриарх Несторий в пятом веке выступил против присвоения деве Марии наименования "Богородица". До этого Несторий был известен своими очень резкими поступками, своим крутым характером. На Третьем вселенском соборе в 431 году Несторий был предан анафеме. Его обвинили в том, что он учил только о человеческой природе Спасителя, отвергая Его божественную природу. Конечно, учение только об одной человеческой природе Спасителя является лжеучением, и оно справедливо осуждено. Но дело в том, что мы не можем вполне быть уверенными в том, что Несторий именно этому учил. Весьма возможно, что его личные противники на Третьем вселенском соборе сгустили краски и наговорили на него много лишнего. По крайней мере сам Несторий опровергал возводившиеся на него обвинения и говорил, что он возражал только против термина "Богородица", который стали применять к деве Марии. Сторонники Нестория, бежавшие после его осуждения в Персию, отнюдь не учили только о человеческой природе Спасителя, и это дает нам право усомниться в справедливости предъявленных Несторию обвинений. Да, уже давно, еще с конца апостольского века, существовало учение, так называемых гностиков, о том, что Христос не Бог, а только человек. Но скорее всего Несторий не имел к этому учению отношения. Мы одобряем осуждение этого учения, но не можем быть уверены, что именно Несторий проповедовал его. Этот вопрос находится под большим сомнением до сего времени.

Несториане, спасаясь от преследований официальной церкви, бежали в Персию, а затем, в седьмом веке, во время арабских завоеваний, удалились в Индию и Китай. По своим богослужениям они сначала больше напоминали первохристианскую церковь, чем католики и православные, но затем у них стала появляться своя обрядовая сторона. Из числа несториан вышло немало ревностных миссионеров, которые, следуя с караванами верблюдов по торговым путям, несли свет Евангелия языческим народам на Востоке. Им пришлось переносить многие трудности, лишения и гонения.

В девятом веке ревностные миссионеры - несториане продолжали нести людям свет Евангелия. Только в вечности мы увидим и должным образом оценим плоды их трудов.

О павликианах и манихеях

Учение и история павликиан вызвали большие споры. О павликианах мы знаем из рассказов враждебно к ним настроенных богословов и историков католической и православной церквей, которые их считали еретиками. Но были ли они в действительности еретиками? По некоторым едва сохранившимся сведениями о них, в этом можно весьма усомниться.

Некоторые необъективные церковные историки, имеющие предвзятые взгляды, почти отождествляют павликиан с так называемой манихейской сектой. В третьем веке отдельные группы гностиков влились в общество, основателем которого стал перс Сураик, присвоивший себе почетное имя Мани, что значит дух или ум. От имени Мани и произошло название "манихей". Сам Мани так говорит о своем учении: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности через посланцев Божиих. Так, в один круг пришло это истинное учение через посланца Божия, называемого Буддой, в земле индийской; в другое время - через Зороастра - в стране персидской; еще в другое время - через Иисуса. После того сошло на землю откровение через меня, Мани, посланника истинного Бога в стране Вавилонской". Мани пытался все религии связать вместе, а себя при этом поставить выше всех.

Когда мы говорили о христианстве в пятом веке, мы отметили, что великий богослов Августин до своего обращения ко Христу был членом манихейской секты. Но, увидев развратную жизнь руководителей секты, он совсем потерял веру в бытие Божие, а уже потом, через некоторое время, уверовал во Христа и отдал Ему свое сердце.

В седьмом веке членом манихейской секты был некий Константин из Армении. Однажды у него остановился диакон христианской церкви и подарил ему рукописи четырех Евангелий и четырнадцати посланий апостола Павла. Это был редчайший подарок, ибо в то время уже рядовым христианам запрещалось самостоятельно читать Священное Писание. Константин, читая Евангелие и послания апостола Павла, уверовал во Христа и отдал Ему свое сердце. Он ушел из манихейкой секты и начал новую жизнь во Христе. У него, под влиянием самостоятельного чтения, созрели убеждения, которые не соответствовали некоторым догмам официальной церкви. Он задался целью восстановить апостольское христианство. Вокруг себя он образовал маленькую группу христиан, которые стали называть себя павликианами или павлицианами - в честь того, что Константин уверовал во Христа через послания апостола Павла.

Ошибкой Константина было полное отвержение Ветхого Завета; он не вник должным образом в пророчества, записанные на страницах Ветхого Завета. Второй ошибкой Константина было то, что он слишком высоко поставил апостола Павла. Конечно, апостол Павел - это великий апостол, через него Господь насадил христианские общины в Европе и Малой Азии, но в проповедях у Константина личность апостола Павла начинала затмевать Самого Христа. Увлекаясь апостолом Павлом, он себя переименовал в Силуана, как именовался ближайший сотрудник апостола Павла.

А ближайшие сотрудники Константина (Силуана), в свою очередь, также переименовались, взяв имена сотрудников апостола Павла. Так, Симеон стал Титом, Гегнезий - Тимофеем, а Иосиф - Епафродитом. Третьей ошибкой Константина (Силуана) было его пренебрежительное отношение к апостолу Петру. Для такого отношения он имел два довода: во-первых, апостол Петр проявил трусость во дворе первосвященника; во-вторых, римские папы слишком высоко превознесли Петра. Здесь Силуан впал в крайность. Да, апостол Петр падал, но покаялся и был прощен Христом, и не его вина, что католики затем стали его столь высоко превозносить.

Несмотря на эти свои крайности, Силуан в ряде вопросов встал на позиции первохристианства. Он отверг иконопоклонение, учил, что молиться надо одному Христу, а не святым угодникам, отверг крестное знамение, считая, что молиться надо сердцем, а не руками; учил, что во время хлебопреломления хлеб остается хлебом, а вино - вином, ибо они лишь напоминают о ломимом теле Христа и о Его пролитой крови; отвергал церковную иерархию, говоря, что все христиане являются священниками Бога Всевышнего. Несмотря на свои крайности и заблуждения, он был ревностным борцом за возврат к первохристианству. Павликианам пришлось пережить много гонений, и сам Силуан умер мученической смертью.

Византийская правительница Феодора

В девятом веке павликиане еще продолжали свою деятельность. Их противникам удавалось почти совсем подавлять это движение, но оно вдруг опять вспыхивало то в одном, то в другом месте Византии. Большой удар павликианам нанесла византийская правительница Феодора. Ее муж - император Феофил - старался опять возродить иконоборческое движение. В 842 году, после смерти Феофила, Феодора стала управлять государством, пока ее сын еще не достиг совершеннолетия. Она устроила большой праздник в Константинополе, на который собралось к храму Софии все духовенство византийской столицы с крестами, свечами и кадилами. Было устроено шествие вокруг храма и совершено поклонение всем статуям и иконам, которые были восстановлены по повелению Феодоры.

Восстановив иконопоклонение, его приверженцы решили, что наступило подходящее время для полного разгрома павликиан, которые решительно высказывались против поклонения иконам и мощам. Феодора подписала указ об истреблении огнем и мечом всех павликиан. По всей Византии начались розыски павликиан. "Отречение от павликианства или смерть", - требовала Феодора. Большинство павликиан твердо защищало свои взгляды. Как утверждают светские и церковные историки, во время краткого правления Феодоры было казнено не менее ста тысяч павликиан.

В истории поклонения священным предметам главную роль сыграли женщины. Мать римского императора Константина - Елена, в четвертом веке первая дала повод к почитанию священных предметов. Византийская императрица Ирина, известная своей чудовищной жестокостью, восстановила в восьмом веке иконопоклонение, когда ему угрожало уничтожение, и столь же жестокая византийская правительница Феодора в девятом веке снова восстановила иконопоклонение, когда ему вновь стало угрожать уничтожение.

Кровавая расправа Феодоры над павликианами привела в восторг римского папу Николая I. Впоследствии он писал о Феодоре: "Она решилась или возвратить павликиан к истинной вере, или искоренить их. Верная своему решению, она послала дворян и чиновников в различные провинции государства. Негодные люди были частью умерщвлены мечом, частью распяты, частью потоплены в море". А, обращаясь к самой Феодоре, папа воскликнул: "Ты следуешь руководству апостольского престола!"

Католические историки обычно говорят о павликианах, как о манихеях и самых отвратительных из всех еретиков. Но павликиане были в целом ряде вопросов гораздо ближе к истине, чем католики и православные, и они не были виновны в том, в чем обвиняли их враги. Небольшие группы, уцелевших от кровавой расправы павликиан, рассеялись в разные стороны.

Следует отметить, что павликиане совершили ошибку. Вначале они страдали как христиане, проявляя кротость и смирение, и Господь давал им великое утешение в скорбях. Но затем они стали себя защищать, начали оказывать вооруженное сопротивление гонителям. Остатки павликиан, перешедшие после расправы над ними Феодоры к вооруженной мести, были почти окончательно истреблены.

Фотиане и игнатиане (IX в.)

В восточной (православной) церкви в девятом веке видной фигурой был константинопольский патриарх Фотий. Он был знатного происхождения. В девятом веке в Византии вновь вспыхнуло иконоборчество. Фотий выступил как ревностный защитник иконопоклонения. В поклонении иконам он видел выражение уважения к тем, кто на них изображен. Он считал, что иконопоклонение является верной формой поклонения Богу. Он не мог допустить мысли, что Бог может благословить того человека, который не молится перед иконами.

В этом вопросе Фотий стоял на крайних позициях иконопоклонников. Но по сравнению с прочим православным духовенством он был несравненно выше во многих отношениях. Он имел разностороннее образование и талант писателя. Карьера его началась в гвардии византийского императора и продолжалась в государственной канцелярии. В его доме собирались любознательные люди, желавшие почерпнуть знания из его богатейшей библиотеки, в которой были собраны богословские и философские книги, а также художественные произведения языческой классической литературы. Фотий вслух читал своим слушателям книги и разбирал их со стороны внешней формы и содержания. По своему характеру Фотий был очень властен. От своих слушателей он требовал безусловного повиновения. Говорить мог только он, высказывать мысли мог только он, остальные должны были слушать и соглашаться. Фотий очень гордился своим греческим происхождением, он склонен был даже на римлян смотреть как на варваров.

В 858 году в Константинополе император Михаил II сместил патриарха Игнатия и решил на его место назначить Фотия, с которым уже был знаком и ученостью которого он восторгался. Это был редкий случай, когда в патриархи возводился человек из мирян; Фотий ведь не занимал никакой церковной должности и не имел никакого духовного сана. Однако подобный "пробел" император решил молниеносно наверстать: в течение нескольких дней Фотий прошел все степени церковной иерархии от диакона до епископа, и 25 декабря 858 года занял патриарший престол в Константинополе.

В глазах сторонников смещенного патриарха Игнатия Фотий был выскочкой и деспотом. Началась борьба в среде православного духовенства между сторонниками Фотия и Игнатия. Интриги следовали за интригами, подвохи за подвохами. Все духовенство разделилось на две партии - на фотиан и на игнатиан. Фотиане стали брать верх, и тогда руководители игнатиан в пику фотианам решились на такой шаг, который подорвал их авторитет среди основной массы православного духовенства Византии. Они обратились за помощью к римскому папе Николаю I, отправили к нему посольство с богатыми дарами и просили его прислать своих представителей в восточную церковь для наведения там порядка. Восточный епископат и священники в этом шаге усматривали унижение православной церкви перед церковью западной (католической). Византийское духовенство не признавало претензий папского престола на руководство всем христианством, а здесь получалось, что представители восточной церкви сами просили папу вмешаться в их дела.

Папа себя долго ждать не заставил. Он тут же отправил двух епископов с посланиями к византийскому императору Михаилу II и к патриарху Фотию. Он назвал деятельность Фотия незаконной и сказал, что римский папский престол не признает его патриархом. Несмотря на то, что вмешательство папы произвело самое неприятное впечатление в Византии и оскорбило национальное чувство византийцев, император Византии и духовенство не решались обострять отношения с папским престолом и пытались задобрить папских посланцев богатыми подарками, обещав все мирно уладить. Духовенство, возмущенное обращением Игнатия за помощью к папе, заставило его подписать отречение от патриаршего престола. Посланцы папы вернулись в Рим и показали папе письменное отречение Игнатия, уверяя, что он добровольно отрекся от патриаршего престола.

Папа собрал римское духовенство и объявил смещение Игнатия и избрание Фотия незаконными. Кроме того, он лишил духовного сана римских епископов, ездивших в Константинополь с папским посланием, за то, что они не проявили твердости, и, вернувшись из Рима, стали настраивать папу в пользу Фотия. Фотий же развернул широкую кампанию против римского папского престола, обвиняя западную церковь в различных уклонениях, в частности, в ведении целибата для духовенства, то есть обязательного безбрачия, которое повсеместно было установлено в западной церкви. А тем временем, подписавший письменное отречение, патриарх Игнатий по приказанию императора был заключен в тюрьму. Его заковали в цепи, били и требовали, чтобы он обратился ко всем сторонникам с призывом прекратить борьбу против Фотия. Многие сторонники Игнатия были арестованы и подвергались в тюрьме пыткам. Однако Фотий не одобрял эти крайне жестокие меры императора Михаила II. Собор, состоявшийся в 867 году под руководством Фотия в Константинополе, предал анафеме римского папу Николая I за грубые вмешательства в дела восточной церкви. Это был совсем доселе неслыханный случай. Само собой разумеется, что западная церковь не собиралась выполнять решение этого собора. Но все же папа римский Николай I так разгневался на Фотия, что даже скоропостижно умер.

В том же 867 году в Константинополе произошел дворцовый переворот. Захватив императорский престол, новый император Василий I поспешил ликвидировать конфликт с римским папским престолом. Он сместил Фотия с патриаршего престола, освободил из тюрьмы Игнатия и восстановил его патриархом, а в Италию к новому папе римскому Адриану II отправил посольство. По прибытии послов из Константинополя, папа римский созвал в соборе святого Петра совещание духовенства, на котором были преданы анафеме и Константинопольский собор, и патриарх Фотий. Со своей стороны, папа направил в Константинополь посольство, чтобы уничтожить постановление Константинопольского собора. Под руководством папских представителей, в Константинополе, в храме святой Софии, состоялся собор византийского духовенства, на который были допущены только сторонники патриарха Игнатия. Представители папы римского объявили этот собор Восьмым вселенским собором. По восьмой век включительно было семь вселенских соборов, в которых принимали совместное участие представители восточной и западной церквей. В дальнейшем православная церковь не признала этот восьмой собор, она признает только семь соборов, а римско-католическая церковь в число вселенских соборов включает и этот собор, которым руководили папские представители и который происходил под охраной гвардии византийского императора Василий I.

Собор провозгласил зависимость восточной церкви от римского папского престола. Патриарх Игнатий всячески заискивал перед папой римским, называя его руководителем всего христианства. Римский папский престол праздновал победу. На собор был вызван низложенный патриарх Фотий, которому было предложено сказать что-либо в свое оправдание. Выйдя на кафедру, Фотий стоял молча. "Почему же ты молчишь!" - спросил его римский представитель. "Бог слышит и молчащих", - ответил Фотий и больше не произнес ни слова. Собор лишил его сана.

Для Фотия начался период тяжелых испытаний. Он был арестован, лишен общения с родственниками и духовенством, вся его собственность была конфискована, он страдал от голода, ему запрещено было давать лекарства. По своему характеру он был очень властным, не терпел никаких возражений, и вот теперь он попал в такую школу, в которой научился и терпению, и смирению. Несмотря на его характер, несмотря на его многие неверные представления о Боге, в его сердце была искорка любви к Богу, и в тяжелых испытаниях он своим сердцем ближе потянулся к Нему. Через некоторое время он был освобожден из тюрьмы и удалился в монастырь, проявив исключительную кротость и примирившись со своим соперником Игнатием, который взаимно простил его.

Через некоторое время император Василий I вдруг почувствовал непреодолимую симпатию к Фотию и взял его в свой дворец воспитателем наследника престола, а после смерти патриарха Игнатия в 877 году возвел его снова на патриарший престол. Фотий подчеркнул свое намерение быть со всеми в добрых отношениях, в том числе и с римским папой, но твердо заявил, что не признает руководящей роли папы во всем христианстве. По этому поводу был созван в 879 году собор в Константинополе, на который прибыли и представители римского папы. На этот раз они понесли поражение, участники собора их не поддержали. С воцарением нового византийского императора Льва VI Фотий удалился в монастырь, где в 891 году скончался. Последние годы своей земной жизни он усиленно занимался богословскими трудами, толкуя библейские тексты из Бытия, Псалмов и других книг Библии. Плодом патриаршей деятельности Фотия было то, что восточная (православная) церковь решительно отвергла властолюбивые притязание римского папского престола.

Славянские земли

Теперь побеседуем о славянских землях, ибо там с восьмого века стали происходить значительные события. Славяне - это крупнейшая в Европе группа народов, которые близки друг к другу по своему языку. Из современных народов к славянам относятся: русские , украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, сербы, хорваты, болгары. Болгары были народом азиатского (тюркского) происхождения. Они жили вблизи Азовского моря, но с середины седьмого века стали переселяться на Балканский полуостров, где, вследствие смешанных браков со славянами, постепенно перемешались с ними и переменили свой язык на одно из славянских наречий, которое было распространено в том месте, где они поселились. А то славянское племя, среди которого поселились болгары, приняло их наименование, стало себя называть болгарами.

Проникновение болгар на Балканы вызвало большое беспокойство у Византии, которая делала попытки прибрать к рукам пограничные с ней славянские племена. Столкновения между болгарами и Византией окончились неудачей для Византии. На Балканском полуострове в восьмом веке появилось первое славянское государство - Болгария. Остальные славянские племена, населяющие Восточную Европу в это время, еще не имели центрального государственного устройства. Военное столкновение между Болгарией и Византией в начале восьмого века завершилось заключением договора, на основании которого была установлена граница между двумя государствами.

С начала девятого века Болгария значительно расширила свою территорию. Князь Крум присоединил к Болгарии земли аваров. Близкое соприкосновение Болгарии с Византией привело к постепенному проникновению в Болгарию христианства. Болгарский князь Борис, в начале второй половины девятого века, принял крещение от византийского духовенства. Крещение вызвало восстание болгар - язычников против Бориса, жестоко им подавленное. Как видно, Борис принял христианство внешне, по форме, но не по содержанию; сердце его не исполнилось любовью Христовой. В принудительном порядке он старался зачислить своих подданных в христианство. Для совершения церковных служб он пригласил священников из Византии, которые совершали службы на непонятном для народа греческом языке.

Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий

В девятом веке подвизались два родных брата - Кирилл и Мефодий, которые именуются духовными просветителями славян. Они были греками, воспитывались при дворе византийского императора. Их отец, по имени Лев, жил в городе Фессалониках, где занимал большой военный пост. Мефодий был старшим братом, сначала он пребывал на военной службе, а затем на горе Олимпе постригся в монахи. Кирилл был вовсе не Кириллом, а Константином, имя же Кирилла он принял в конце своей жизни, перед самой смертью, при пострижении в схимники. Монахи-схимники должны были вести более строгий образ жизни, чем обыкновенные монахи; им не разрешалось выходить из стен монастыря, из монастырского общежития они переходили в "затвор". Схимничество окончательно установилось к девятому веку. Уходили в схимники те монахи, которые считали, что монахи живут недостаточно строгой жизнью.

В 858 году Константин, ставший в конце своей земной жизни Кириллом, вместе с Мефодием, отправился с миссионерской целью к языческому племени хозар - предкам современных татар. Близ хозар жили славяне. Кирилл и Мефодий совершили путешествие и по славянским землям. Затем они поселились на территории Моравского княжества, которое находилось на территории современной Чехословакии. Моравское княжество - это второе славянское государство, после Болгарии, которое возникло в девятом веке. Прибыв в Моравию, Кирилл и Мефодий принесли туда Евангелие и богослужебные книги, переведенные ими на язык македонских славян, который они знали в совершенстве и который тогда был понятен почти всем славянам.

В Моравии в это время уже были христиане. Христианство туда было принесено католическими миссионерами из пограничной Южной Германии, совершавшими богослужения, как и все католики, на латинском языке. Славяне еще не имели своей письменности, своего алфавита. Поэтому Кирилл и Мефодий, переводя богослужебные книги с греческого языка на славянский, славянские слова, славянские выражения изображали греческими буквами. В Моравии, до прихода туда Кирилла и Мефодия, некоторые просвещенные славяне пользовались латинским алфавитом, которому их научили католические миссионеры. Учитывая это, Кирилл и Мефодий имели с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык, изображенный и латинскими буквами.

Кирилл задался целью создать славянский алфавит, славянскую азбуку. И этому труду он посвятил все свое время. Мефодий был его помощником в этом труде. Кирилл является основоположником славянской письменности. Первоначальным ядром, из которого впоследствии развивалась письменность всех славянских народов, стала азбука, составленная Кириллом и называемая в его честь "кириллицей". Наша русская письменность стала развиваться через сто лет после смерти Кирилла, с десятого века, также из той же самой кириллицы. В дальнейшие века в Чехии и Польше славянский алфавит был вытеснен латинским алфавитом.

Деятельность Кирилла и Мефодия в Моравии была встречена враждебно католическим духовенством, которое считало, что Писание может читаться только на латинском языке и писаться только латинским алфавитом. В Рим отправлялись одно донесение за другим. Римский папа Николай I пригласил Кирилла в Рим, чтобы иметь с ним весьма крупную беседу. Но пока Кирилл ехал из Моравии в Рим, папа Николай I успел скоропостижно умереть. Его преемник Адриан II не был столь враждебно настроен к трудам Кирилла. Вскоре,в 869 году, Кирилл умер. Перед смертью он сказал своему брату Мефодию: "Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства".

Римский папа возвел Мефодия в сан епископа и одобрил богослужения на славянском языке. Но вскоре католические священники настроили против него и папу римского, и местных властителей. Мефодий был лишен сана и арестован. В течение трех лет он подвергался жестоким истязаниям, его били, выбрасывали на мороз без одежды. В 874 году папа Иоанн VIII потребовал его освобождения и возвел его в сан архиепископа Моравского. Однако вскоре Мефодия опять предали суду за то, что он не признает своей иерархической зависимости от папы римского. Папа запретил ему совершать богослужения на славянском языке. Мефодий ездил в Рим и сумел убедить папу, который отменил запрещение службы на славянском языке, с оговоркой, что Евангелие сначала следует читать по-латыни, а уже затем повторять прочитанное и на славянском языке.

В 871 году Мефодий крестил чешского князя Боривоя и ввел в Чехии славянское богослужение. В 881 году Мефодий ездил в столицу Византии - Константинополь, где патриарх Фотий проявил к нему исключительное внимание. В 885 году Мефодий умер в Моравии.

В конце девятого века ученики Мефодия - Климент, Наум, Ангеларий, изгнанные католическим духовенством из Моравии, прибыли в Болгарию. Здесь они начали переводить на славянский язык с греческого те книги, которые были привезены из Византии при крещении болгарского князя Бориса.

Кирилл и Мефодий совершили великий труд в деле создания славянской письменности и в деле проповеди Слова Божия. Поскольку они воспитывались в такой христианской среде, которая была уже далеко от первохристианства, у них с детства сложились неправильные взгляды на некоторые догматические вопросы веры, но дело не в отдельных пониманиях, а в огне сердца. Этого огня в сердцах Кирилла и Мефодия было достаточно. Они горели любовью к людям, готовы были идти на любые трудности, на любые лишения, а это главное в христианстве. Христос, когда мы предстанем пред Ним, будет давать высокую оценку не за отдельные понимания тех или иных вопросов, а за огонь любви в сердце, за самоотверженность.

Говоря о славянских народах, следует отметить, что в девятом веке, кроме Болгарии и Моравии, возникло третье славянское государство - Киевская Русь, объединившая все восточное славянство. В то время Киевская Русь была языческой страной. Христианство на Руси было введено в десятом веке.

Контрольные вопросы

1. Карл Великий - король Франкского государства (IX в.). Охарактеризуйте, в чем заключается его величие?

2. Расширение Карлом Папской области (IX в.).

3. Папа Лев III. Помазание Карла Римским императором (IX в.).

4. Взор Карла на Византию (IX в.).

5. Деятельность Карла Великого в создании Франкской государственной церкви (IX в.).

6. Собор во Франкфурте-на-Майне (794 г.) по вопросу отношения к иконам.

7. Аахенский собор (809 г.) по вопросу о филиокве.

8. Людовик Благочестивый. Распад Франкской империи Карла на королевства.

9. Расскажите о несторианах IX века.

10. Расскажите о павликианах IX века.

11. Византийская правительница Феодора, ее отношение к павликианам (IХ в.).

12. Фотиане и игнатиане (IX в.).

13. Славянские земли в начале IX века. Болгарский князь Борис.

14. Духовные просветители славян - Кирилл и Мефодий (IX в.).


Обратно в раздел история Церкви










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.