Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Гольбах П. Священная зараза или естественная история суеверия
ГЛАВА 6.
СОЮЗ ТИРАНИИ И СУЕВЕРИЯ
Слабость, невежество, порочность и дурной нрав государей обычно не позволяли им обходиться без помощи духовенства. Государи нуждались в духовенстве, для того чтобы вернее тиранить и держать в узде своих подданных, изнемогавших от их произвола и капризов. Без знаний и талантов, бесчувственные в сонной неге своего величия, развращенные лестью, а еще чаще увлекаемые страстями, которым они не научились сопротивляться, государи почти никогда не знали своих обязанностей, не знали необходимых отношений, существующих между ними и подданными, не знали, с помощью каких стимулов можно побудить последних участвовать в государственных делах, не знали интересов, связывавших их с их народами, и тех законов, которые более всего отвечали нуждам последних. Иначе говоря, им почти всегда оставалось неизвестным, в чем состоит истинное могущество государства и истинное величие государя.
Итак, надо было править при помощи предрассудков, поддерживаемых силой. Произвол был единственным законом государей. Неограниченная власть была предметом всех их желаний. Государи сделались злейшими врагами своих народов. В результате им приходилось искать сверхъестественных средств, для того чтобы держать в узде свои народы, не позволять им сопротивляться причиняемому им злу и чтоб погасить в их сердцах стремление к счастью и свободе. Только религия умела совершать подобные чудеса. Только ей дано торжествовать над разумом, подавлять природу и делать народы соучастниками в причиняемом им зле. С помощью религии государи большей частью стали тиранами и полагали, что могут не опасаться отрицательных сторон тирании.
Действительно, опыт показывает нам, что дурные государи обыкновенно были бичами народов, врагами их покоя, разрушителями их благополучия, истинными виновниками их бедствий. Казалось бы, для государств было великим счастьем, что в их среде жили привилегированные, уважаемые самими тиранами граждане, которые могли без опаски говорить истину тиранам, обуздывать их страхом перед всевышним и заступаться за интересы человечества. Казалось бы, эту благородную роль должны были взять на себя именно люди, выдававшие себя за представителей справедливого и сурового бога! Какую любовь заслужили бы они у своих сограждан, и без того уже расположенных в их пользу, если бы захотели служить им оплотом против несправедливости и тирании! Как бы их уважали, если бы вместо того, чтобы заниматься бесполезными фантасмагориями, они энергично проповедовали справедливость, гуманность и мир и поддерживали авторитетом неба права человечества! Кто мог бы тогда упрекнуть их в их власти, привилегиях и богатствах, если бы они пользовались этим для блага общества, для обуздания деспотов, которых не в состоянии остановить ни одна сила в мире! Мудрец охотно простил бы им (священникам) все их заблуждения, сказки и даже обман, если бы они использовали их для устрашения монархов, которые, так сказать, пребывают в вечном детстве вследствие своей неопытности и своего ослепления!
Увы! Духовенство отнюдь не склонно было к подобному образу действий. Оно довольствовалось доставшимися только ему богатством, почетом и независимостью и пользовалось своей божественной властью только для удовлетворения своих страстей. Для этого оно предпочитало более короткий путь — льстить порочности тиранов и заслужить их доверие и расположение. Оно содействовало тиранам в их стремлении подавлять народы, порабощало последние их недостойным государям, презирало народ и постыдно приносило его интересы в жертву безрассудной политике тиранов, их честолюбию и алчности.
Как мы видели, духовенство, лишенное престола, никогда не теряло надежды вновь взойти на него. Оно лишь меняло свое оружие. Пороки, страсти и безумства дурного государя делали священников нужными людьми для него, а суеверие тирана позволяло слугам божьим тиранить самого тирана, они властвовали над ним благодаря его слабости и легковерию. А уже через тирана они могли наверняка быть господами его подданных. Попы курили фимиам власти, низко угодничали перед ней, освящали ее наглые притязания; таким образом они поощряли ее эксцессы, они не только не устрашали тирана угрозами религии, а напротив, обещали ему легкое искупление за преступления, которые могли еще вызвать страх и угрызения совести у необузданного деспота.
Итак, духовенство в собственных интересах осыпало цветами путь тирании, облегчало ее колебания, успокаивало голос ее совести, обеспечивало ее от гнева народного, а народу возвещало, что небо приказывает ему безропотно терпеть гнет. Таким образом духовенство предавало народы деспотам, последние обращались с ними, как с рабами, которых боги создали только для удовлетворения прихотей царей. От имени богов духовенство утверждало несправедливость, разрешало насилие, предписывало народам молчать и страдать. Короче, короли стали «богами на земле, самые несправедливые желания их уважались наравне с волей богов, с повелениями, исходящими от неба.
Деспоты стали покровителями и опорой суеверия. Разумеется, ввиду столь важных заслуг его... Между деспотами и духовенством почти всегда существовало соглашение; они заключали союз против народа, и ничто не могло противостоять их Объединенным усилиям. Дурные правители, тираны, завоеватели, все жестокие и преступные воители, под тяжелой пятой которых изнывала земля, все развратные и изнеженные государи, пороки и безумства которых были истинными причинами несчастий народов, короче — все слабохарактерные и выродившиеся государи, явные виновники бедствий, неурожаев, эпидемий, голодовок и войн, опустошавших их государства, — все они были весьма склонны слушать лесть попов, которые не стесняли их страстей, отпускали все их преступления, успокаивали их душевную тревогу, примиряли их с небом и уверяли народ, что его несчастья посланы богами, между тем как эти несчастья проистекали от жестокого самодурства или бездарности государей.
Итак божеству ставили в вину то, что явно было результатом несправедливой и насильственной власти на земле. Фиаско неразумнейших предприятий и авантюр, неурожаи, являющиеся результатом притеснения земледелия, обезлюдение деревни, как следствие обнищания и бесконечных вымогательств, неудачи, проистекавшие от неопытности и бесталанности, — все это никогда не приписывалось их действительным виновникам. Все это клеветнически приписывалось богам. Эти несчастья были якобы карой небесной. Ослепленные своими религиозными предрассудками, народы не замечали явной причины своих несчастий. Они не видели, что обязаны своими несчастьями неразумным правителям, их безответственному окружению, беспринципным людям, которые вершили судьбы народов. Убежденные в том, что их несчастья ниспосланы гневом всевышнего, народы не видели, что на самом деле эти несчастья исходили только от престола, на котором так часто восседали недостойные люди. Как мы видели, народы в своей наивности доходили до того, что несли покаяние за преступления и безумства своих государей, между тем как единственными виновными были только последние, народы же были только привычными жертвами.
Небо редко изливает свой гнев в продолжение долгого времени на народы, государи которых справедливы, просвещенны и бдительны. Этим государям скоро удается исправить или прекратить несправедливости судьбы. Чем народы несчастнее, а государи извращеннее, тем необходимее становятся жертвы богам, искупление грехов и молитвы. Поэтому попы больше всего заинтересованы в увековечении злостности господ и нужды рабов. Священник счастливее всего тогда, когда народы несчастны.
Поэтому религия и ее служители почти всегда оправдывали злодеяния тирании. Они предпочитали обвинять и чернить богов, чем обижать тиранов. И вот по воле рока народы обычно подчинены были государям недостойным и неспособным сделать свои народы счастливыми; несчастьям не видно было конца, они следовали одно за другим. Таким образом, деспотизм и суеверие питали друг друга; народы, все время изнемогавшие под бременем своих правительств, верили, что небо постоянно гневается на них; их заставляли каяться, они становились суеверными в надежде положить конец своим страданиям, а между тем виновником этих страданий был деспотизм, поддерживаемый суеверием. Гнев богов успокаивался лишь в те очень короткие промежутки времени, когда просвещенные и разумные государи позволяли своим подданным быть счастливыми, давали им передышку. В своем бедственном положении народы обращаются к суевериям, и попы приходят им на помощь хорошо оплачиваемыми общественными молебствиями. Безрезультатность этих пустых молитв еще не открыла глаза народам. Не обетами и молитвами, — говорил Катон, — можно добиться помощи богов, а лишь активностью и бдительностью в своих делах. Если люди ленивы, они тщетно молят богов, последние остаются глухи, гневаются и ненавидят.
Какое воспитание получают обычно те, кто по своему рождению имеет право на престол? Их учат не столько тем действительным обязанностям, которые им придется выполнять, сколько пустым призракам религии. В результате они исполнены предрассудков, беспринципны, лишены здравой морали, не знают своих обязанностей, религиозны, «о не добродетельны. Угрозы, которыми их пугают с детства, являются обычно слабым препятствием для их страстей в зрелом возрасте, когда власть и лесть дают им возможность исполнять все свои капризы. Они и предаются злу, и если их иногда мучат угрызения совести, то скорее из-за легких прегрешений, раздуваемых в их глазах религией, нежели из-за вопиющей несправедливости, из-за преступных упущений и нерадивости, от которых беспрерывно страдают целые нации. В самом деле, в каких преступлениях религия заставляет каяться королей? Это — пороки, вызванные слабостью характера, это — сладострастие, несомненно требующее осуждения, поскольку оно отвращает государя от должного внимания к своему народу, но все же гораздо менее преступное, чем бесполезные войны, ежедневные грабежи, беспрерывные вымогательства, постоянные покушения на свободу и собственность граждан. Государей не учат краснеть и скорбеть о своей пагубной снисходительности к недостойным фаворитам и о тех блестящих злодеяниях, на которые возмутительно расточаются столько жизней и народное богатство. Религия и служители ее не упрекают государей за несправедливые вознаграждения, за безнаказанность приближенных к государю лиц, за несправедливое распределение милостей и наград, которыми государи часто наделяют порок и бездарность, тогда как заслуги и добродетель остаются в тени. Постоянные покушения государей на своих соседей не вменяются им в преступление. Эта ужасная политика, стремящаяся раздавить и захватить чужие владения, эти наглые захваты силой или обманом, которые они горделиво именуют завоеваниями, все это не считают преступлениями. Не считают ими также нарушения договоров и клятвопреступления, бесчестящие государей. А между тем разум осуждает эти преступления, и результаты их пагубны для целых наций. Однако мы видим, что самые благочестивые государи совершают эти преступления без зазрения совести, тогда как нарушение предписаний суеверия, упущение какого-нибудь вздорного обряда вызывают у них угрызения совести.
Духовенство охотно извиняет и прощает государям грехи, влияющие на состояние общества, отпускает их во имя божества, но никак не проявляет той же снисходительности, когда дело коснется его мнимых прав или нарушения обязанностей, сочиненных им самим. Суеверный монарх считает себя безупречным, если не пропустил ни одного из тех глупых обрядов, которые предписывает ему суеверие. Он уверен, что с помощью этих обрядов смоет со своей совести самые тяжкие вины и преступления против разума и морали.
Просвещенные, справедливые и добродетельные государи, серьезно пекущиеся о благосостоянии своих народов, не нуждаются в религии для своего управления и в духовенстве для сдерживания своих подданных, не нуждаются также для успокоения своей совести в том, чтобы народ возносил покаянные молитвы к небу. Они знают, что их важнейший долг — справедливость, что их величайшая слава — это сделать народ счастливым. Уверенные в любви своего народа, они не боятся ненависти богов; руководимые в своих поступках искренним стремлением к общественному благу, они не нуждаются в том, чтобы обманывали людей, которым они доставляют действительное и реальное счастье.
Боги, попы и религиозный дурман полезны и нужны только тем государям, которые не желают или не умеют творить добро. Угнетенных, недовольных и несчастных подданных надо сдерживать при помощи чудес, убаюкивать сказками, чтобы усыпить их и заставить забыть свои страдания. Слабые, невежественные и злые государи, презренные и отвратительные в глазах своих подданных, нуждаются в божественном авторитете, чтобы заставить уважать себя и слушаться. Они обращаются к помощи духовенства, для того чтобы оно одурачивало народ, обманывало его действительным или притворным страхом перед богами. Если государь в довершение к своим порокам к тому же набожен, он старается умилостивить оскорбленное им божество своим раскаянием и надеется, что подкупит и расположит его в свою пользу раболепством, дарами, обрядами и разрушительным религиозным рвением; это более дешевые средства, чем справедливое управление, неусыпные заботы, истинная добродетель.
При беспристрастном рассмотрении мы убеждаемся, что религия была изобретена только для того, чтобы восполнить недостаток просвещения, талантов, добродетели и бдительности у правителей народов. Государи обычно неспособны к выполнению своих возвышенных обязанностей, они плохо знают истинные мотивы человеческого поведения, их оставляют в глубоком неведении своего действительного долга; незнакомые с нищетой и поэтому черствые, ободренные безнаказанностью своих страстей, поддерживаемые во всех своих пороках лестью, развращенные и изнеженные роскошью, вынужденные беспрестанно прибегать к насилию для удовлетворения своих прихотей и насыщения своих алчных царедворцев, государи должны были прибегать к помощи иллюзий, чтобы одурачить и запугать народ, который они не могли и не желали сделать счастливее. Такие государи должны были покупать за почести, богатства и милости союз с духовенством, которое всегда было властелином человеческих страстей. Государям нужно было укрепиться с помощью духовенства, чтобы разгромить разум и уничтожить счастье своих подданных.
Вот почему религия искони считалась самой мощной пружиной политики. Аристотель правильно говорит, что тиран должен выказывать неуклонную приверженность к культу богов и что его усердие к богам устраняет подозрение его в несправедливости. Этому правилу, принятому и Макиавелли, всегда усердно следовали государи, чтобы тем надежнее тиранить свои народы. Самыми несправедливыми короля и вовсе не были наименее набожные из них. Кто был набожно кто был большим другом попов, чем Людовик XI, Карл V, Филипп II, Екатерина Медичи, королева Мария, Людовик XIV и Яков III а между тем эти государи, несомненно, причинили больше всего зла своим народам и своим соседям. Я полагаю, что, в общем, самым великим и страшным бичом народов является невежественный и набожный деспот. В согласии с духовенством они подавляли свободу своих подданных и устанавливали свою произвольную власть на развалинах общественного благополучия. Абсолютная власть, то есть возможность тиранизировать своих подданных, была наградой государям за их трусливую угодливость попам, за их постыдное лицемерие и малодушное ханжество.
Да, повторяю, только религии люди обязаны тем, что по всей земле царит отвратительный деспотизм, являющийся предметом устремлений всех государей мирт. Магометанин — раб, потому что считает своих царей богами. Испанец, индеец, француз, сиамец, африканец и русский — рабы, потому что верят, что их государи правят ими на основании божественного права. Англичане тоже оставались бы еще рабами, если бы не сбросили иго этого постыдного предрассудка.
Всякое рабство цепко держится. Люди, привыкши: молоть вздор о богах, дрожать перед их плеткой и слепо повиноваться им, уже ни о чем не рассуждают. Убежденные, что боги — ревнивые, злые и жестокие существа, которым позволяется быть несправедливыми, они уверены, что и короли их пользуются такими же прерогативами. Первыми законодателями или царями были, как мы видели, жрецы, посланцы божества, его представители на земле. Когда светская власть была вырвана из рук этих царей-жрецов или их преемников и перешла к светским государям, последние увидели, что народы уже давно привыкли к неограниченной власти и слепому повиновению. И вот эти цари продолжали царствовать при помощи тех же принципов, что и жрецы, и пользовались, как и те, неограниченной властью. Эти цари скоро заметили, что для того, чтобы безнаказанно угнетать народы, они нуждаются в могущественном орудии религии и установленных взглядов, фактическими хранителями которых всегда были попы. Последние, владел умами легковерных народов, утвердили авторитет монархов на том же основании, что и свой. Они окружили государей ореолом божественного величия, объявили их представителями и подобиями божества, сделали их земными богами и бросили народы к их стопам. Тогда как народы согласились повиноваться государям в интересах общества, попы сумели убедить людей, что государи — существа особой, высшей породы, излюбленные небом, просвещенные им и получившие свою власть от самого бога; попы уверили людей, что государи отвечают за свои действия только перед богом, и что их приказы, так же как и священников, должны встречать безусловное повиновение.
Итак, с помощью суеверия каждый монарх стал богом; простертый перед ним его народ стал нулем. Одному суждено править, другому — беспрекословно повиноваться его непогрешимым приказаниям. Воображение человека создало богов по образу неограниченных и часто безрассудных королей, религия же создала земных королей по образу своих богов. Обожествленные монархи сделались деспотами на манер богов, стали похожи на те существа, которые они должны были представлять на земле. Власть и безнаказанность развратили их; их страсти и прихоти не встречали никогда отпора, разум, подавленный духовной и государственной властью, не осмеливался возвысить свой голос. Свобода была изгнана, традиция, установленные взгляды заняли место истины, политика находилась под влиянием религиозных заблуждений, народы, жертва своих суеверий, изнывали под бременем своих несчастий и считали себя обязанными терпеть их и не роптать. Народы безустанно обращались к небу с горячими обетами, чтобы умилостивить богов за преступления, совершенные обнаглевшими представителями божества на земле. А эти представители пользовались властью, которую религия делала нерушимой и священной, и, довольные этим, обходились без талантов и добродетелей, необходимых для управления, не считали нужным приобретать их. Народы стали игрушкой их прихотей и прихотей их фаворитов, управлявших вместо них.
Таковы были и всегда будут результаты жестокого союза между тиранией и суеверием. Оба эти бича соединились, для того чтобы сделать народы слепыми и несчастными. Тирания и суеверие одинаково правят с помощью страх а, невежества и установленных взгляде в; он и — заклятые враги человеческого разума и истины и поддерживают друг друга. Суеверие вводит в заблуждение умы, ослепляет их, тирания надевает на них ярмо и повергает в прах. Суеверие оправдывает безобразия тирании и заставляет народы каяться в преступлениях, которые оно разрешает ей. Оно рассматривает этот мир мак переходную стадию, на которой народы обречены на страдания, для того чтобы тирания могла дать волю своим разрушениям. Короче говоря, картина следующая: повсюду попы запугивают народ и обезоруживают его, для того чтобы деспот мог безнаказанно грабить его. Император Юстиниан первый ввел инквизицию против еретиков, для того чтобы присвоить в свою пользу их имущество (см. Procopid last, arcana). Фердинанд V, король Арагонский, учредил в 1484 г. трибунал инквизиции в Испании, Сицилии и Сардинии, чтобы иметь предлог захватить имущество мавров и евреев я не казаться при этом тираном. Святой человек!..
Если бы короли не стремились постоянно вредить своим подданным, грабить и порабощать их, им не надобно было бы всегда вступать в союз с лжецами и шарлатанами и делить с ними государственную власть и награбленное народное достояние. Но когда государь не знает своих истинных интересов, когда он предается неге и ни разу не подумает о своем долге, когда он опьянен лестью и не встречает противоречия своим страстям, когда никто не внушил ему сознание своего долга перед подданными и никто не научил его искусству управления государством, когда он видит свой интерес в том, чтобы угнетать тех, кто любит свободу, — тогда он волей-неволей вынужден погружать свой народ в тьму невежества, закреплять его предрассудки и прибегать к фантомам, которые заблуждение внедрило в народное воображение; эти фантомы должны одурачить народ, запугать его, сделать его соучастником в том зле, которое ему причиняют, и воспрепятствовать тому, чтобы он восстал против угнетающей его власти. Религия, повторяю, как бы создана для того, чтобы освободить государей от необходимости учиться искусству государственного управления. Достаточно было объявить, что государи находятся под покровительством божества, и несчастные народы проникаются благоговением к своим угнетателям. Конечно, легче обманывать людей, чем обладать талантами и бдительностью, необходимыми для того, чтобы сделать их счастливыми. Деспотизм — самый легкий из всех образов правления. Для того, чтобы править по законам справедливости, требуются заботы, просвещение, добродетели; для того, чтобы править по своему произволу, нужно только, чтобы государь был силен, а народ невежественен.
Ясно, почему суеверие, столь благоприятное для притязаний и бездарности государей, всегда пользовалось их любовью и покровительством, причем многие государи даже становились гонителями и палачами части своих преданных подданных и подлыми орудиями мести своих попов. Разумеется, в интересах легковерных, честолюбивых, жадных государей было поддерживать религию, которая давала им право быть тиранами и защищала их от последствий тирании. Их ничтожный ум, их трусливые и жестокие души, их постоянное опьянение не позволяли им увидеть, что деспотизм — это ястреб, который сам себя терзает и в конце концов всегда погибает от наносимых себе ран. У них нехватает прозорливости, чтобы читать в будущем последствия их минутных страстей. Они не видели, что огромная власть, предоставленная им суеверием, только временно давала им пагубное преимущество властвовать над недовольными и несчастными каторжниками, которых то же суеверие может в любой момент расковать и поднять против них. Они не понимали, что суеверный народ, когда переполнится чаша его терпения, часто становится диким зверем и готов ринуться по зову фанатика-священника на сурового поводыря, держащего его на цепи и вызвавшего его ярость. Эти неразумные политики не видели, что всюду, где власть в руках священника, государь является лишь первым подданным его, его телохранителем и исполнителем его постановлений. Они не видели, что народы подчинены государственной (В тексте: a I'autonite civile — «гражданской власти».) власти лишь постольку, поскольку она подчинена власти духовной, не видели, что благосостояние государства и самые важнейшие интересы его подчинены принципам духовенства и религии, что злоупотреблениям уже невозможно положить предел, так как они сделались священными, не видели, что религиозный и политический деспотизм лишает народы разума, добродетели, науки, энергии, активности, промышленности и что под властью суеверия все впадает в бессилие, уныние и нищету. В суеверной стране могущественен и уважаем только священник. В стране, подчиненной разбойническому деспотизму, тиран пользуется лишь той властью, которую оставляет ему священник. Союз их подавляет народ и лишает его средств к существованию; разрыв между ними всегда кончается роковым образом для деспота.
Чем больше религия унижает человека, тем больше годится она для подданных тирана. Для того чтобы государь мог безнаказанно тиранить свой народ, он должен править через попов и связать свои интересы с ними. Как известно, на нашем острове высшее духовенство всегда было «а стороне короны и ее чрезмерных требований. Высокая церковь почта всегда проповедовала доктрину пассивного повиновения, непротивления, божественного права королей. Наши Оксфордский и Кембриджский университеты всегда принадлежали к партии Стюартов. Пожалуй, Якова II не прогнали бы, если бы он не оскорбил епископов. Но духовенство we признает божественного права королей, когда они дают ему отведать результаты его на собственной шкуре. Тогда оно подымает вой, потому что получили по заслугам.
(Нет справедливее того закона, что роющий яму другому сам в нее попадает). Деспотизм — продукт суеверия, но оно же и разрушает его, как только деспотизм отказывается от его руководства. Только в результате полной деградации человечества, позорного одичания, абсолютного отказа от природы и здравого смысла человек, который по существу стремится к счастью, мог согласиться терпеть угнетение, мог терпеть, чтобы из его рук вырывали плоды его труда, мог допустить, чтобы такие же люди, как он, распоряжались его жизнью, имуществом, свободой, личностью без всякой пользы для него. Только религия могла добиться такого чуда. Грозные сказки о ее жестоких божествах уверили человека, что в этом мире счастье не для него и что провидение сулило ему страдания. Под влиянием страхов, рисуемых ему попами, он не решался трудиться над своим благополучием и отказался даже от мысли сопротивляться причиняемому ему злу. Туманные надежды, которыми пичкали его воображение, заставили его забыть его настоящие невзгоды; ему обещали в будущем награды, которые должны были сторицей возместить его за его страдания. Воспитание с детства приучило его носить ярмо, привычка сделала для него это ярмо необходимым, тирания заставила его носить его всю жизнь, невежество не давало ему познать чувство собственного достоинства и критиковать права тех, которые попирали его ногами. Таким образом суеверие повсюду сделало человека рабом богов и людей. Деспотизм — пагубный дар земле от неба. Он был ящиком Пандоры, из которого вышли войны, голод и преступления, которые опустошают нашу печальную обитель.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел атеизм
|
|