Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Толерантность

(сборник ред. Мчедлов М.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ

Глава 9. ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

9.1. Воспитательные возможности изучения религиозной культуры

Развитие практики изучения религии в современной светс кой школе, в государственных и муниципальных образователь ных учреждениях, позволяет активно использовать воспита тельный потенциал религиоведческих знаний. Он оказывается значимым в том числе и для реализации принципов толерант ности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современ ном демократическом обществе заключается как в уважении и почитании общенациональных гражданских идеалов и ценно стей, так и в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп.

Толерантность воспитывается и утверждается в обществе не на абстрагировании от содержания национальных куль турных традиций, отрицании особенностей этнических и конфессиональных культур и выработке некой новой гло бальной духовности, условно говоря, - «культуры эсперан то», но на основе приобщения личности к своей этнической культуре и на этой основе - к общенациональной российс кой и мировой культуре, к их духовно-нравственному и ма териально-предметному содержанию, включающему исто рический и современный опыт межкультурного взаимодействия и сотрудничества людей в гражданском обществе.

Воспитательный потенциал знаний о религии в светской школе обусловлен двумя основными факторами: местом и

236

значением религии в общественном сознании в данный исторический период, а также местом и значением религии в истории человечества в целом, в истории человеческой ци вилизации и культуры на всем ее протяжении, в том числе в процессах межкультурного взаимодействия.

Что касается первого фактора (заметим, в принципе менее значимого с точки зрения научно-педагогической целесообразности изучения религии), то оценка россиянами ре лигии, религиозных организаций, религиозной культуры за прошедшие 10-15 лет претерпела серьезные изменения, хотя, вероятно, понадобится еще не меньшее число лет для того, чтобы наше общество осуществило переход от негативного восприятия религии значительной частью населения, кото рое воспитывалось в идеологическом атеистическом государстве, к толерантному отношению к религии, характер ному, например, для современных европейских светских государств. По существу, это объективный исторический процесс, который обусловлен, прежде всего, наличием уже фак тически сложившегося единого европейского культурного и информационного пространства, включающего и наше, российское общество, Россию. Эти закономерности имеют глобальный характер, что не исключает существенных раз личий на локальном уровне - особые условия будут всегда формироваться в мегаполисах, больших городах, сельской местности, в традиционных местах расселения разных этно сов и т. д.

Социологические исследования последних лет в целом подтверждают эти тенденции. Так, например, М. П. Мчед лов, директор Исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных ис следований РАН, представляя в прессе результаты масштабного репрезентативного общероссийского социологического

237

исследования 1 и комментируя данные, связанные с оценкой воздействия религиозного фактора на сознание, политические ожидания, социальное поведение россиян, фиксирует рост религиозности населения - 46,9% респондентов заявляет о своей вере в Бога, что почти в четыре раза больше по сравнению с данными конца 70-х гг. 20 в., и ослабление позиции сознательного безверия - лишь 10,3% не верят ни в какие сверхъестественные силы, что почти в 2,5 раза ниже, чем в конце 70-х гг. Дан ные этого опроса также свидетельствуют о возрастании в об щественном сознании престижа конфессиональных организа ций, действующих в стране, возникновении религиозных по литических движений, тяге к религии среди прежде равнодуш ных к ней людей. Сформировался новый тип верующего - молодого и среднего возраста (около 80% общего числа верующих), со средним и высшим образованием - 85%. Таким образом, период на рубеже 20- 21 вв. в России в целом проходит под знаком восстановления влияния религии в обществе.

Этот же опрос зафиксировал довольно серьезное несовпадение общего числа респондентов, назвавших себя веру ющими, - 46,9% с общим количеством приверженцев конкретных конфессий - 69,5%. Часть респондентов не называла себя верующими, но в то же время в ответах на другие вопросы относила себя к приверженцам тех или иных традици онных религиозных конфессий, прежде всего православно го христианства и мусульманства. Характерным здесь явля ется появление цифры 70-80% - «культурологических веру-

1 См.: Вера в России в зеркале статистики. НГ-Религии. 2000. 17 мая. В данной публикации представлены результаты всерос сийского социологического исследования «Россияне о судьбах России в XX веке и о своих надеждах на XXI век», проведенного РНИСиНП по заказу Фонда Эберта в феврале - марте 2000 г . Были опрошены 2050 человек, представляющих разные социальные группы, в 58 поселениях пропорционально населению мегаполисов, областных центров, районных городов и сел.

238

ющих», тех, кто идентифицирует себя с определенной кон фессиональной культурой, заявляет о своем предпочтитель ном отношении к традиционным религиям и религиозным организациям. Это значение уже совсем близко к современ ной среднеевропейской модели отношения общества к ре лигии.

Последующие опросы общественного мнения подтвер ждают эти выводы. Так, в январе 2001 г . назвали себя верующими уже более половины россиян - 55%, а треть (33%) -атеистами. Подавляющее большинство верующих (91%) назвали себя православными христианами, 5% - мусульманами, 1% - исповедующими иудаизм и католицизм 1 . По данным опроса, проведенного в конце 2002 г ., более 2 / 3 опрошенных (69,3%) назвали себя православными христианами, 2,5% - мусульманами, 0,4% - буддистами. К другим христианским конфессиям отнесли себя 2,9%, к другим «видам религии» - 1,2% респондентов. Атеистами в этом опросе назвали себя 22,3% респондентов, а выразили затруднения с религиозной самоидентификацией 1,4% граждан России 2 .

Но представление о необходимости включения знаний о религии в содержание учебно-воспитательной деятельности современной российской школы связано не только и не столько с высокой оценкой религии, которая складывается ныне в широких слоях российского общества и обусловливает значение этих знаний для реализации принципов толеран тности. С научно-педагогической точки зрения фактор зна чимости религии и религиозной культуры в образовании, в том числе в воспитании детей и молодежи, определяется преж-

1 Опрос 1600 респондентов в 200 городах РФ социологами группы monitoring . ru . Интерфакс, Дни.Ру. 5 января 2001 г .
2 РИА «Новости». Всероссийский опрос 2 тыс. граждан РФ
старше 18 лет Независимого исследовательского центра РОМИР. 8-13 ноября 2002 г .

239

де всего местом и значением религии в истории человечества в целом, в истории человеческой цивилизации и культуры на всем ее протяжении. Объективная оценка роли религий в ис торическом и культурном развитии нашего общества, осоз нание того, что целый пласт мирового и национального куль турного наследия не может быть освоен молодым поколени ем с достаточной глубиной без определенного уровня знаний о религии и религиозной культуре, детерминирует педагоги ческую необходимость преподавания знаний о религии в сис теме образования, прежде всего в массовой общеобразова тельной школе. Без освоения определенного минимума этих знаний всеми учащимися, вне зависимости от их личного от ношения к религии и собственной мировоззренческой самоидентификации, реализация принципов толерантности в об ществе будет затруднена. Выпускник школы будет выходить в общество, в котором деятельность больших социальных групп, этнических и национальных общностей будет для него во многом непонятна. В свою очередь, непонимание мотивов и целей, стереотипов поведения, нравственных установок и ценностей, особенностей обыденной культуры и быта, обус ловленных религиозными представлениями и потребностями людей, может вызывать предубеждение и подозрительность, провоцировать межконфессиональную, межэтническую и со циальную напряженность.

Конечно, определенные противоречия между конфесси ональными и этническими группами в обществе всегда бу дут сохраняться. Устранить эти противоречия полностью и окончательно едва ли возможно. Общество - это, в опреде ленном смысле, живой организм, который открыт для вне шних влияний - как укрепляющих его, так и разрушитель ных. Но знание религиозной культуры, традиций, систем морали, образа жизни народов России во всяком случае бу дет способствовать конструктивному разрешению таких

240

противоречий, лучшему взаимопониманию между религиозными и этническими группами, предупреждению и про филактике возможных конфликтов, позволит успешнее фор мировать систему толерантных отношений в обществе.

Таким образом, изучение религиозной культуры в совре менной светской школе не является периферийной задачей, связанной с интересами отдельных социальных групп или исключительно религиозных организаций. Эта задача не только востребована современным российским обществом, отвечает образовательным потребностям больших групп населения, но и в аспекте формирования мировоззрения, приобщения к ценностям национальной культуры и граж данско-правового образования новых поколений россиян выступает важным фактором обеспечения социального мира и национальной безопасности России. Ее решение при активном взаимодействии государства с религиозными орга низациями традиционных конфессий будет способствовать социальной интеграции российского общества, укреплению нашего государства.

Важно отметить, что изучение религиозной культуры в современной светской школе связано и с вопросами обнов ления, модернизации и развития современного образования, оптимизации его содержания, уровня и качества в соответ ствии с новыми потребностями общества, обеспечением учебно-воспитательных функций светской школы в новых социальных условиях.

Содержание и формы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных уч реждениях и соответственно воспитательный потенциал этих знаний в реализации принципов толерантности определяются социально-правовыми условиями и нормами де ятельности светской школы. В современной российской об щеобразовательной школе не ставится задача обязательно-

241

го и всеобщего воспитания детей в духе определенного ре лигиозного мировоззрения. Принцип светского характера образования в государственной школе предусматривает, что никакая религия не устанавливается в качестве госу дарственной и обязательной для всех учащихся. Изучение религии, религиозной культуры в содержании общего образования подчинено целям социально-гуманитарного об разования и общего гражданского воспитания, фиксиро ванным в российском законодательстве об образовании (За кон Российской Федерации «Об образовании», ст. 2 «Прин ципы государственной политики в области образования»). Школьники должны осваивать только общие социально-гуманитарные знания о религии, которые ориентируются на содержание такой историко-культурологической дис циплины, как религиоведение.

Современное религиоведческое образование в светской школе направлено на то, чтобы ознакомить учащихся с ос новными религиями мира, религиозными традициями народов России в различных аспектах их существования. Это ознакомление предполагает сообщение сведений о происхож дении, истории религий, основных особенностях вероучений, структуре религиозных объединений, религиозной символи ке, основных элементах культа, содержании священных книг, принятых в них этических нормах, а также о численности последователей, географии распространения, значимости той или иной религии в разных культурах и странах и т. п. Все это расширяет кругозор школьников, способствует дос тижению целей социально-гуманитарного образования, а кроме того, помогает учащимся осознанно строить взаимо отношения со сверстниками из разных этнокультурных сред, способствует развитию правовой культуры.

К этому следует добавить, что результаты многочислен ных исследований воспитательного воздействия на школь-

242

ников знаний о религии, религиозной культуре, которые они получают в светской школе в курсах основного образова ния (литературы, искусства, истории и обществознания), позволяют сделать вывод о том, что содержание религиозной культуры, изучаемое в курсах основного образования, является фактором, позитивно воздействующим на воспи тание, инкультурацию и социализацию детей и молодежи, и хотя бы на этом основании должно быть представлено в практике государственного и муниципального образования. Но это общий вывод, который только ставит проблему отбора конкретного содержания, совокупности необходимых и достаточных религиоведческих знаний, которые могут быть полезными для развития воспитательных функций рос сийской школы.

В то же время нельзя не видеть, что воспитательный по тенциал изучения религиозной культуры в светской школе не сводится к просвещению только и исключительно в области информативного научно-философского религиоведения. Он гораздо шире и задается прежде всего самим содержани ем религиозной культуры, ее ценностным фондом. Терми ном «ценность» обозначают идеи, воззрения, принципы, нормы, знания, образцы поведения и т. д., имеющие значимость в настоящее время или в прошлом для личности, об щества в целом, для этноса, социальных групп. Ценностный фонд религиозной культуры включает мировоззренческие, этические, художественные, семейные, познавательные и другие ценности, которые могут быть не только «услыша ны» учащимися как отвлеченная информация, но и личност но восприняты ими в той или иной форме и мере, включены в их мотивы отношения к людям и поведения в обществе - от семьи и малой группы до государства и социума в целом.

Освоение ценностей религиозной культуры учащимися современной российской общеобразовательной школы не

243

является, как уже говорилось, самоцелью. В школе не ставит ся специфическая задача воспитания религиозно ориентиро ванной молодежи. Здесь преследуются другие цели: процесс изучения религиозной культуры рассматривается как одно из средств решения актуальных воспитательных задач, значимых для всего общества, проблем развития и укрепления среди учащихся важных для личности, семьи, общества и государ ства социально ценных стереотипов отношения и поведения. Воспитательные возможности ценностей религиозной куль туры в светской школе состоят в том, что ими поддержива ются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, включающего и формирование толерантных установок в межлично стных и социальных отношениях, в частности:

•  воспитание гражданственности, сознание себя гражда нами единого общества, от уровня местных общин до реги онального и общенационального;

•  воспитание патриотического сознания, любви к нашей
общей гражданской Родине - России на основе знания ее исторического прошлого и культуры;

•  воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод
сограждан в области отношения к религии, прав личности в
духовной сфере жизни общества в целом;

•  развитие национального самосознания молодежи, при общение к ценностям национальной культуры;

•  развитие нравственных начал личности, этической
культуры, моральных принципов поведения, принятых в
нашем обществе;

•  семейное воспитание - выработка уважения к семье,
старшим, самостоятельности и ответственности в области
семейной жизни;

•  половое воспитание на основе выработки целомудрен ного и ответственного поведения в области отношений с

244

противоположным полом, знания и уважения народных тра диций сексуальных отношений, в том числе религиозно обо снованных;

- актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на высокие духов ные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма, асоциальности и приспособленчества.

У истоков практически всех национальных культурных традиций лежит определенное мировоззрение, и практичес ки для всех исторических цивилизаций и культур, включая и российскую цивилизацию и культуру, таким корневым ос нованием является традиционная религия. В России это - православное христианство. Под значительным воздействи ем православия, а также других традиционных религий народов России формировались самосознание, обычаи, нрав ственные нормы, весь действующий в течение длительного исторического времени менталитет русского суперэтноса и русской (российской) нации как гражданско-политического сообщества. Религиями в значительной степени определялись базовые ценности российской цивилизации, да и сами эти ценности нередко формулировались на языке религиозной культуры.

В числе составляющих гражданского образования в свет ской школе, неразрывно связанных с традиционными рели гиозными ценностями и культурой народов России, можно выделить:

•  исторические ценности, значимые в гражданском са моопределении россиян, - исторические события, имена, сим волы, святыни религиозного характера;

•  территория страны, особенно чтимые места, осознава емые и как общенародная ценность («родная земля», «наци ональный очаг», «Отечество»), и в духовно-религиозных
понятиях («Святая Русь», «святые места» и т. п.);

245

•  обычаи и традиции, отражающие обыденное право и
обыденное правосознание с его религиозным духовно-нрав ственным наполнением и обоснованием;

•  традиции гражданско-патриотического служения сво ему народу, обществу, государству в части их обоснования
и осмысления в понятиях религиозного долга, религиозно
обоснованных прав и обязанностей личности;

•  национальные картины мира народов России в их ре лигиозном осмыслении, определяющие особенности гражданского отношения личности к государству, к различным
этнокультурным сообществам, проживающим на террито рии России.

Освоение школьниками всех этих элементов гражданс кого образования вырабатывает чувство сопричастности истории и культуре нашей Родины, закладывает интеллек туальную и эмоциональную основу для реализации принци пов толерантности.

9.2. Основные принципы преподавания религиозной культуры

В целом правильно содержательно организованное и методически поставленное изучение религиозной культуры может значительно расширить культурный кругозор учащих ся, обогатить их сознание новыми ценностями и смыслами, значимыми в отечественной и мировой культуре. Это спо собствует утверждению в отечественной системе образова ния и в российском обществе принципа открытости, когда каждая этническая и религиозная группа не замыкается в себе, а активно «представляет» себя в гражданском обще стве через свою культуру, в том числе традиционную рели гию, участвует в жизни общества и государства.

Реализация принципа толерантности в российском об ществе теснейшим образом связана с принципом открытос-

ти самого общества и государственной системы образова ния. Если общество и государственная система образования закрыты, ограничены или разделены искусственными идеологическими или мировоззренческими барьерами, ориентированы на интересы одной избранной этнической или социальной группы, то воспитательные цели и задачи спускают ся «сверху», определяются только идеологическими потребностями, без учета прав и интересов учащихся и их родите лей, всего общества в целом. Даже если в таких условиях пытаются реализовывать гуманистические и демократичес кие концепции, общество все равно «закрывается», как и учреждения, в которых пытаются осуществить образователь ный процесс на этих принципах.

С этим обстоятельством связана бесперспективность вы страивания в российской системе образования замкнутых в этнокультурном отношении секторов, ориентированных на преимущественное обеспечение интересов определенных эт нических или конфессиональных групп. Надо сказать, что такие тенденции ныне имеют место и в негосударственном секторе системы образования, и в деятельности отдельных государственных и муниципальных образовательных учреждений. Это, в частности, создание этнокультурных образова тельных учреждений (дошкольного и среднего образования) с преимущественным приемом в них детей по этническому признаку, учреждений религиозного образования за государ ственный счет в отдельных регионах, включение в региональ ное законодательство положений, предусматривающих при вилегии для «титульных» этносов в области образования и т. п. Развитие цивилизованной практики изучения религии в светской школе, принятой ныне во всех современных демократических государствах, будет способствовать предотвра щению возникновения таких замкнутых на себя образователь ных систем, деятельность которых противоречит принципам

246

247

толерантности, строится на изначальном противопоставле нии «своих» и «чужих», нарушает гарантированные Консти туцией права граждан России на образование.

Идеальные условия для реализации принципа открыто сти педагогической деятельности светской школы создают ся в том случае, если этот принцип реализуется в единстве и гармонии с принципами культуросообразности и народно сти общеобразовательной школы. В этом случае создаются условия для обеспечения действительного баланса интере сов всех этнических и социальных групп на основе форму лирования общенациональных интересов безопасности и развития всего общества в целом.

В социальном плане открытость - это гарантии общего образования для всех, активное участие всех граждан в дея тельности светской школы как государственно-обществен ного института. В педагогическом плане - это опора на ве ковой опыт народа в воспитании детей и молодежи, позво ляющий активно использовать инновационные технологии, которые постоянно формируются как в пространстве наци ональной культуры, так и в развитии мировой культуры и цивилизации. В философско-методологическом плане - это развитие педагогического процесса в связи с изменяющими ся социальными условиями через отрицание устаревшего и неэффективного и построения на этой основе нового и эф фективного. Принцип открытости выступает в качестве ба зовой основы процесса демократизации и гуманизации свет ской школы, одного из социально-педагогических и социо культурных критериев открытости и демократичности самого общества. Именно через открытость создаются усло вия для реализации принципа толерантности. Изучение в светской школе религии, религиозной культуры на практи ке обеспечивает мировоззренческую открытость и школы, и общества.

Напомним, что требование учета разнообразия мировоз зренческих подходов в содержании образования в светской школе закреплено законодательно. Базовым правовым ос нованием этого требования выступают конституционные принципы, зафиксированные в ст. 13-14 Конституции Рос сийской Федерации: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель ной. Российская Федерация - светское государство. Ника кая религия не может устанавливаться в качестве государ ственной или обязательной».

В Законе Российской Федерации «Об образовании» это требование формулируется следующим образом: «Содержа ние образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социаль ной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззрен ческих подходов, способствовать реализации права обуча ющихся на свободный выбор мнений и убеждений»'.

В то же время разнообразие мировоззренческих подхо дов не предусматривает абсолютно равного представления в светской школе, государственной системе образования всех мировоззрений, религий, культур, известных в истории или бытующих в современном обществе. Критерием значимос ти тех или иных мировоззрений и культур для националь ной системы образования, в частности для изучения тех или иных религий и религиозных традиций, выступают принци пы культуросообразности государственного образования и народности общеобразовательной школы.

Принцип культуросообразности в теории образования, в педагогике имеет многофункциональное значение. Он оз-

П. 4 ст. 14 «Общие требования к содержанию образования».

248

249

начает сообразность самой национальной культуры, т. е. выявление ее значения и места в жизни конкретного общества, осмысление развития национальной культуры в соотнесен ности с ценностями культур других народов, мировой куль турой в целом. В том числе через процессы освобождения на основе «сообразности» от отживших архаизмов и всего, что мешает эффективному развитию в настоящем. Это и воспи тание человека, развитие личности сообразно культуре сво его народа, гражданского общества и мира в целом (учет глобальных процессов). Это и сообразность восприятия человеком культуры в соответствии с индивидуальными лич ностными особенностями каждого. В отношении изучения религии в современной российской школе принцип культу- росообразности требует приобщения учащихся к знаниям и культурным ценностям, прежде всего, традиционных рели гий народов России, осторожного отношения к различным новым религиозным движениям и культам, которые не уча ствовали в формировании исторического и культурного на следия народов России, а также ограждения российской школы от миссионерства и пропаганды религиозных учений и культов деструктивной - антигуманной, антиобществен ной и антигосударственной направленности (деструктивных религиозных культов и сект).

Принцип педагогической культуросообразности был разработан и утвержден в педагогике Адольфом Дистерве гом (1790 - 1866). Непосредственно в связи с идеей создания национальной школы он писал: «Все дети без какого-либо исключения должны получить полное школьное образова ние. .. Ни один ребенок в указанном возрасте не должен на ходиться вне школы...» 1 Эта всеобщая народная школа мыс-

1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956 г . с. 16.

лилась Дистервегом не как узкоэтническая, а как единая об щенациональная школа, которая дает воспитание всем детям в государстве независимо от этнической и сословной принадлежности, состояния и религиозных взглядов их родителей. Говоря о влиянии культуры в широком и всеобъ емлющем смысле слова, в том числе и религии, религиозной культуры на становление и развитие личности, немецкий педагог утверждал: «Каждый человек находит при своем рождении на свет свое окружение, свой народ, среди кото рого он предназначен жить и, по крайней мере, воспитывать ся уже на определенной ступени культуры. Но он должен ее создавать, развивать, так как она уже существует и имеет право на существование именно потому, что она уже есть». Поэтому каждый человек - продукт своего времени, народа и его культуры. Всякое состояние культуры данного народа «...есть основа, базис, есть нечто данное и реальное, из ко торого развивается последующее состояние. Поэтому та сту пень культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сооб разно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать куль туросообразно» 1 .

Как уже сказано выше, в российской общеобразователь ной школе этот подход предусматривает приобщение уча щихся к базовым ценностям российской культуры, прежде всего ценностям традиционной культуры русского народа и других народов России. Такой подход не ущемляет прав всех остальных культур и традиций. Это особенно подчер кивалось в российской педагогике, философии образова ния. Так, опираясь именно на таким образом понимаемую идею народности в образовании, выдающийся русский пе-

1 Дистервег А.. Избранные педагогические сочинения. С. 228-229.

250

251

дагог К. Д. Ушинский (1824 - 1871) разработал основы тео рии национального воспитания в системе образования. Русская национальная культура, образ которой дан в трудах основателя отечественной педагогики, «оказывается не замк нутой, а открытой, не отталкивающей иные миры, но при тягивающей их. В условиях многонационального окружения и соседства она способна не только усвоить чужое, ной стать родной для представителей иных национальностей при доб ровольном овладении ими главным инструментом нацио нальной культуры - ее языком»'.

Создавая общенациональное образование на фундаменте культуросообразности и народности, любое общество дос тигает возможности цивилизованного бытия и создает пред посылки для своего социально-политического и культурного будущего через образование. В России этого можно достичь только в единстве русского народа со всеми другими народами, населяющими нашу страну, каждый из которых должен предпринять усилия как для собственного культурного возрождения, так и для обретения духовного единства с другими российскими этносами, внести свой вклад в об щую для всех нас российскую культуру.

В связи с этим особое значение приобретает практика углубленного изучения религиозной культуры в светской школе в курсах по выбору, т. е. в вариативной части образо вательной программы (за счет часов регионального и школь ного компонентов образования), которая активно развива ется в последнее десятилетие. Это изучение поликонфессиональных религиоведческих учебных курсов, предусматрива ющих ознакомление школьников с историей и культурой основных религиозных традиций, а также изучение конкрет-

1 Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974. С. 184.

ной религиозной культуры в курсах по выбору, направлен ных на приобщение учащихся к традиции и культуре опре деленной религиозной конфессии («Православная культура», «Основы православной культуры», «Традиционная русская духовная культура», «Исламская культура», «Традиция иуда изма», курсы традиционных религий малочисленных наро дов России и др.). Такие учебные предметы и курсы ныне преподаются во многих регионах России, в сотнях общеоб разовательных школ.

Особое внимание общества при этом закономерно при влекает развивающаяся практика изучения православной культуры. Восстановление православной традиции в обра зовании для подавляющего большинства русского народа связано с возвращением его на национально-историческую почву, с проблемой осознания народом своего национального единства через отношение к общей истории, вере, к православию не как к субъектному чувству отдельных лю дей, а как возможности обретения и достижения националь ной целостности и единства. Однако это не означает обяза тельного введения в учебную программу российских школ курса Закона Божьего и даже обязательного изучения всеми российскими школьниками курса православной культуры. Об этом определенно сказано в материалах по данному воп росу, выпущенных Министерством образования Российской Федерации в последнее время. Это - «Примерное содержа ние образования по учебному предмету «Православная куль тура» и все последующие материалы информационно-мето дического характера по данному вопросу 1 .

1 См.: Письмо Минобразования России органам управления об разованием субъектов Российской Федерации № 14-52-876ин/16 от

•  г. Письмо Минобразования России органам управления
образованием субъектов Российской Федерации № 01—51—013ин от

•  г.

252

253

9.3. Содержание преподавания религиозной культуры

Впервые после периода атеистического государства в этих материалах обоснована значимость православной куль туры в качестве неотъемлемой части содержания образова тельной деятельности российской школы (без православной культуры не может проводиться адекватное приобщение школьников к российской культуре, как того требует зако нодательство об образовании), и в то же время четко обо значена добровольность углубленного изучения православной культуры в курсах по выбору со стороны всех участни ков образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов, образовательных учреждений, регионов России (субъектов Федерации). Каждая религиозная конфессия во взаимодействии с государством, государственной (муници пальной) системой образования должна иметь гарантиро ванное право реализовывать свои возможности в сфере об разования на началах законности и толерантности. Россий ская школа, оставаясь светской, ныне открывает возможно сти для изучения религиозного компонента культуры всех народов России, устанавливая для этого взаимодействие с соответствующими религиозными организациями.

При этом должна быть обеспечена интеграция принци пов толерантности в систему гражданского воспитания рос сийских школьников, в том числе в процессе получения зна ний о религии, религиоведческого и религиозного образо вания. Ведь речь идет о воспитании в школе не «граждани на вообще», а гражданина России в современных историчес ких условиях, который должен уметь строить гражданские и просто человеческие, товарищеские отношения со всеми своими согражданами. Содержание и процесс воспитания современного гражданина России не могут быть отделены от отечественной духовности и культуры. В противном слу-

254

чае реализация принципа толерантности в воспитании школьников сведется только к выработке лояльного отно шения к существующей социальной реальности, в том числе к политическому строю, к формальному ознакомлению со своими конституционными правами и обязанностями в сфере социальных отношений. Однако воспитание гражданского самосознания молодых поколений россиян, в том числе и толерантности в сфере социальных отношений, есть, прежде всего приобщение к ценностям, на основе которых склады валась и развивалась российская цивилизация на протяже нии своей более чем тысячелетней истории. Долгое совмест ное проживание в рамках одного государства, вековые ду ховные, социальные, человеческие связи, совместное создание культурных ценностей и государственных структур, их общая защита, наконец, общие беды и неудачи, их осозна ние и преодоление - все это формировало у полиэтническо го и многоконфессионального населения чувство сопричаст ности судьбам единой России как своего общества и государства, ряд общих, ставших глубинными для психологии и сознания российских этноконфессиональных социальных общностей и групп предпочтений, представлений, ценност ных ориентации.

В числе таких значимых ценностей народов России все гда были: приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными; смысложизненных целей над утилитарны ми; примат общественного, коллективного над индивидуаль ным; идеи помощи слабым и незащищенным членам обще ства, социальным группам, этносам и т. д. Российская циви лизация сохранила высокие духовные ценности - всечело вечность, отзывчивость и уважение к людям иных культур, веротерпимость.

Особенно большое значение для обеспечения современ ных целей воспитания школьников приобретает идея сохра-

255

нения целостности Российского государства и самобытнос ти российской цивилизации, само существование которой сегодня в определенном смысле поставлено под угрозу. Эта идея в России традиционно была тесно связана и с религиоз ными идеалами и представлениями, опиралась на них (Мос ква - Третий Рим, Святая Русь, Дом Пресвятой Богородицы и т. п.). Молодые поколения россиян должны осознать, что целостность и единство России является условием благопо лучной жизни для всех населяющих ее этнических и конфес сиональных общностей. Заметим, что на территории России сохранились этносы, не превышающие в своем числе не скольких тысяч и даже сот человек, в то время как в Запад ной Европе давно исчезли с лица земли такие многочислен ные народы, как бретонцы, гасконцы, бритты, пруссы и др. Приоритетной ценностью в сравнении с идеологическими разногласиями социальных и этнических групп является еди ная и великая Россия - в традиционных русских понятиях или, в терминах советского времени, - «большая Родина» и «державный патриотизм». Гражданское воспитание предполагает опору на знания, эмоции, действия, с помощью кото рых молодые поколения включаются в жизнь Российского государства, историю отношений народов России, осваивают их традиционный образ жизни, духовность и культуру. Ключевым аспектом гражданского воспитания учащихся при изучении религиозной культуры, значимым для реализации принципов толерантности в российском обществе, является воспитание у молодых россиян веротерпимости и, шире, уважения свободы мировоззренческого самоопределения личности. Общеизвестно, что в России проживает не только множество этносов, но и сосуществует множество религий. В процессе становления российской цивилизации между историческими деноминациями России сложились, хотя и не сразу, в целом достаточно лояльные отношения,

256

основанные на взаимоуважении и веротерпимости. Тради ционные религиозные организации - Русская православная церковь, организации мусульман или буддистов - не зани мались взаимным прозелитизмом, до сих пор не вторгались на «религиозную территорию» доминирующей в данном эт носе или регионе религии с агрессивной проповедью своей веры, равно как и доминирующая Русская православная цер ковь не препятствовала исповеданию и отправлению культа других религий на своей канонической территории. В совет ское время перед лицом атеистического государства их отношения носили даже характер сотрудничества и взаимной поддержки в вопросе отстаивания религиозных начал жизни человека и общества. В настоящее время, напротив, на блюдаются попытки перевести межэтнические и политичес кие конфликты в религиозную сферу, подорвать целостность России, в том числе и по религиозным основаниям.

Поэтому важно, чтобы традиции веротерпимости, ува жительного отношения к традиционным религиям, выработанные народами России, были сохранены и воспроизводи лись в новых поколениях, в том числе через изучение рели гии в светской школе. Содержательно воспитание веротерпимости у школьников должно включать два взаимосвязан ных направления. Первое - это углубленное изучение рели гии своего народа, воспитание к ней чувства уважения, как к религии предков, основе духовной культуры и традицион ного образа жизни своего этноса или надэтнического обра зования (нации, общины, церкви и др.). Только маргинал способен восхищаться чужой культурой и религией, не зная род ной. Второе направление воспитания веротерпимости пред полагает знакомство с религиями народов современной Рос сии. Взаимоуважение вырастает из понимания роли этих тра диций в развитии конкретных этнических культур, в станов лении этносов. Православие, ислам, буддизм, иудаизм, язы-

257

ческие формы религии и т. д. составляют корневое основание культур российских этносов в качестве мировоззрения, определяют иерархию ценностей, образ жизни, индивидуаль ные и социально-психологические особенности исповедую щих эти религии народов.

Узловой проблемой практики воспитания учащихся в процессе изучения религии и освоения ценностей религи озной культуры является проблема определения содержа ния, подлежащего трансляции в светской школе как на уров не обязательных для всех учащихся знаний (федеральный компонент общего среднего образования), так и на уровне вариативной части образовательной программы (курсы по выбору регионального и школьного компонентов), о чем уже говорилось выше. Необходимы критерии отбора зна ний о религиозном культурном наследии именно в связи с реализацией воспитательных задач светской школы. В числе таких критериев (вне зависимости от изменения отноше ния общества к религии) немаловажное место должна за нимать связь религиозного наследия с настоящим, его ак туальность в отношении нынешней социально-исторической ситуации. Содержание обучения и воспитания школь ников должно соответствовать специфике современного российского общества, «работать» на решение актуальных сегодня воспитательных задач. В целом такое содержание, как и соответствующие ему методические средства, долж но, следовательно, носить вариативный характер. Наряду с инвариантной, базовой совокупностью религиоведческих знаний могут выделяться отдельные их аспекты, особенно значимые в современности. Например, острая сегодня про блема преодоления демографического кризиса российско го общества, корни которого в кризисе традиционной рус ской семьи; проблема мировоззренческого самоопределе ния личности в переходную эпоху; проблема профилакти-

258

ки вовлечения учащихся в религиозные объединения и куль ты деструктивной асоциальной направленности и т. п. В числе таких проблем может быть выделена и проблема обоснования принципов толерантности, в частности путем изу чения общего и особенного в вероучении и культуре тра диционных религий народов России.

В связи с этим актуальной научно-педагогической зада чей является разработка спектра вариативных религиовед ческих программ, методических разработок, учебных посо бий для целенаправленной реализации этих воспитательных целей. Нужно создавать комплекс учебно-методических и воспитывающих средств, включающий специальные методические разработки, ориентированные на обеспечение оп ределенных направлений воспитания - гражданского, нрав ственного, мировоззренческого, экологического, эстетичес кого и т. д. - при изучении религии и религиозной культуры в светской школе. Как нам представляется, в современных условиях вряд ли возможно отстаивать какую-то единую уни версальную схему реализации воспитательного потенциала изучения религиозной культуры учащимися светской шко лы. В связи с этим можно оценить как неправильные попыт ки ограничить изучение религии в светской школе какой- либо одной моделью. Например, исключительно философским религиоведением или изучением исключительно поли конфессиональных учебных курсов 1 . Такие инициативы сви-

1 Так, после выхода упомянутого выше письма Минобразования России от 22.10.2002 г. некоторые его критики (И. М. Хакама да и др.) заявили, что в российской общеобразовательной школе надо изучать не православную культуру, а все религии мира или религии России. При этом они не учли или не знали, что такие учеб ные курсы давно созданы и по выбору свободно преподаются в общеобразовательных школах (Елисеев Г. Л. История религий. 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных

259

детельствуют о незнании их авторами уже сложившейся, ре альной практики изучения религии в современной российской школе или об их односторонней идеологической преду бежденности. Нужны вариативные модели использования ценностей религиозной культуры в учебно-воспитательной деятельности светской школы, сосуществующие рядом по принципу дополнительности. Их анализ и оценка - а это не обходимо для определения приоритетов в воспитательной политике на ближайшее будущее и на перспективу - долж ны основываться на объективных критериях. Такими кри териями, на наш взгляд, могут быть следующие:

1. Соответствие форм и способов изучения религиозной культуры, методик и содержания образовательных программ требованиям российского законодательства об образовании и религии, прежде всего Закону Российской Федерации «Об образовании» и Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях».

2. Значимость избираемых образовательным учреждени ем воспитательных моделей, методик для решения актуаль ных социально-педагогических проблем, стоящих перед рос сийским образованием и обществом в целом. Оценивая сло жившиеся подходы и нововведения, мы должны исходить из интересов россиян, которые выражены в том, чтобы воспи тать подрастающее поколение гражданами России, любящи ми свое Отечество, ориентированными на высокие нрав ственные ценности и идеалы, людьми, дорожащими своей культурой и ее самобытностью и при этом уважающими культуры других народов и их верования.

заведений. М., 1997; Кулаков Л. Е. Религии мира: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 1998; Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. М., 1997; Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. М., 2001, и др.).

260

•  Модели воспитания школьников при изучении рели гиозной культуры должны также оцениваться с позиций
принципа культуросообразности воспитания, утверждающе
го преемственность духовного опыта в жизни общества и
развития личности в контексте культуры своей семьи, этни ческой общности, российской нации как гражданско-поли тической целостности. Эта позиция предполагает приори тет в воспитательной деятельности российской светской школы культурного наследия традиционных религий наро дов России.

•  Соотнесенность складывающихся моделей воспитания школьников при изучении религиозной культуры с образо вательным запросом обучаемых и их родителей, а также с образовательными запросами различных этнических, социальных групп и государства в целом, интересами националь ной безопасности.

•  Учет международного опыта взаимодействия государства и религиозных объединений в области образования,
воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях, сложившегося в различных странах мира.

Опора на эти критерии позволит строить изучение религии в светской школе открыто, культуросообразно и бесконфликтно, с учетом образовательных запросов, законных прав и интересов всех граждан России, что одновременно будет максимально способствовать реализации принципов толерантности в современном российском обществе, тем самым, укрепляя наше общество и государство в новых социально-исторических условиях.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.