Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Толерантность

(сборник ред. Мчедлов М.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Глава 5. ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ГОСУДАРСТВЕННО- КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

(Зарубежный опыт)

5.1. Либеральный стандарт религиозной свободы

Проблема толерантности в отношениях государства и религиозных институтов напрямую связана с утверждением свободы совести как базового принципа государственно- конфессиональных отношений.

Свобода совести - это устойчивый международный тер мин, который означает право на свободу религиозного или безрелигиозного мировоззренческого выбора и действия в соответствии с ним в практической жизни, а также полную возможность изменения сделанного ранее мировоззренчес кого выбора. Под совестью в данном случае подразумевается субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям личнос ти, а они могут носить как религиозный, так и внерелигиоз- ный характер.

В объем понятия «свобода совести» входит свобода ве роисповедания (религиозная свобода), которая, по существу, выступает ее частным вариантом, связанным с религиозным мировоззренческим выбором человека и его конкретным конфессиональным самоопределением.

110

Современная политико-правовая мысль относит свобо ду совести, мысли и религии к важнейшим гражданским и политическим правам наряду с правом на участие в государ ственных делах и правосудии, равенством перед законом и судом, правом на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища и частной жизни, выбор места жительства и передвижение.

Свобода совести, частным проявлением которой явля ется религиозная свобода, оценивается в качестве естествен ного, неотъемлемого и священного права. При этом есте ственность и неотъемлемость мыслятся как черты, присущие человеку от рождения, вне зависимости от воли государствен ной власти и ее узаконения в правовых документах. Священ ность свободы совести предполагает признание ее одной из высших социальных и нравственных ценностей, обеспечи вающих благосостояние народов и государств.

Именно в таком качестве принципы свободы совести и вероисповедания зафиксированы в международных право вых актах и в национальном законодательстве большинства стран Европы и США. В ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной резолюцией Генеральной Ассам блеи ООН от 10 декабря 1948 г ., утверждается: «Каждый че ловек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как еди нолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в учении, богослужении и выполнении религиоз ных и ритуальных порядков»^.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г ., открытый для подписания, ра-

1 Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. Исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. Приложение. С. 352.

111

тификации и присоединения резолюцией Генеральной Ас самблеи ООН и вступивший в силу 23 марта 1976 г ., в ст. 18 утверждает аналогичную норму: «1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право вклю чает свободу иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеж дения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. 2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его сво боду иметь или принимать религию или убеждения по свое му выбору»" 1 .

Европейские декларации по правам человека, включаю щие разделы, посвященные свободе совести, как правило, связаны с деятельностью Совещания по безопасности и со трудничеству в Европе (СБСЕ). Уже первый его документ -Заключительный акт, подписанный в Хельсинки 1 августа 1975 г ., в гл. VII «Уважение прав человека и основных сво бод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений» подчеркнул: «Государства-участники будут уважать права че ловека и основные свободы, включая свободу мысли, совес ти, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии... будут признавать и уважать свободу лич ности исповедовать единолично или совместно с другими ре лигию или веру, действуя согласно собственной совестив.

Наиболее развернутые изложение и детализация прин ципов, обеспечивающих религиозную и мировоззренческую свободу, представлены в Итоговом документе Венской встре-

1 Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. Исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. С. 353-354.

1 Права человека: Сборник международных документов. М., 1990. С. 180.

112

чи представителей государств - участников СБСЕ от 15 января 1989 г . Согласно данному межгосударственному правовому акту, государства - участники СБСЕ взяли на себя следующие обязательства:

•  принимать эффективные меры по предотвращению и ликвидации дискриминации лиц или объединений на почве религии или убеждений в отношении признания, осуществле ния и пользования правами человека и основными свобода ми во всех областях гражданской, политической, экономичес кой, социальной и культурной жизни и по обеспечению действительного равенства между верующими и неверующими;

•  способствовать климату взаимной терпимости и ува жения между верующими различных объединений, а также между верующими и неверующими;

-предоставлять по их просьбе объединениям верующих, исповедующих или готовых исповедовать свою веру в конституционных рамках своих государств, признание статуса, предусмотренного для них в соответствующих странах;

- уважать права этих религиозных объединений осно вывать и содержать свободно доступные места богослужений и собраний; организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой; выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно сво им соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свободно достигнутым договоренностям между ними и их государством; испрашивать и получать добровольные финансовые и другие пожертвования;

•  вступать в консультации с религиозными культами, учреждениями и организациями с целью достижения лучше го понимания потребностей религиозных свобод;

•  уважать право каждого давать и получать религиоз ное образование на языке по своему выбору - индивидуаль но или совместно с другими;

113

•  уважать свободу родителей обеспечивать религиозное
и нравственное воспитание детей в соответствии со своими
собственными убеждениями;

•  разрешать подготовку персонала в соответствующих
учреждениях;

•  уважать право верующих и религиозных объединений
приобретать и использовать священные книги, религиозные
издания на языке по своему выбору и другие предметы и
материалы, относящиеся к исповеданию религии или веры,
и владеть ими;

•  разрешать религиозным культам, учреждениям и орга низациям производить, импортировать и распространять
религиозные издания и материалы;

•  благожелательно рассматривать заинтересованность
религиозных объединений в участии в общественном диа логе, в том числе через средства массовой информации 1 .

Таким образом, границы религиозной свободы очерче ны в данном документе в достаточно широких пределах. Причем государства - участники СБСЕ обязались признать, что осуществление вышеупомянутых прав, относящихся к вероисповедной и мировоззренческой свободе, может под лежать лишь таким ограничениям, которые установлены законом и совместимы с принятыми международно-правовыми обязательствами.

На базе международно-правовых актов, посвященных правам и свободам человека, сформировался своего рода «либеральный стандарт» религиозной свободы, который все более утверждается в национальном законодательстве стран, считающих себя приверженными демократическим ценнос тям.

1 См.: Религия и закон: Конституционно-правовые основы сво боды совести, вероисповедания и деятельности религиозных орга низаций: Сборник правовых актов. М., 1996. С. 15.

114

Утверждение либерального стандарта религиозной сво боды стало возможным благодаря весьма противоречивым и неоднозначным по своим результатам процессам, достиг шим своего апогея к концу 20 в., - секуляризации социаль ной и духовной жизни и росту конфессионального многооб разия.

Секуляризация (от лат. saecularis - мирской, светский) - это понятие, возникшее и широко распространившееся в Ев ропе в ходе антиклерикального движения 16-18 вв., начавше гося в период Реформации. В широком же своем значении, ко торое получило повсеместное распространение в настоящее время, секуляризация рассматривается как глобальный про цесс оттеснения религиозной веры на периферию духовной жизни, где место религиозных ценностей все более занимают аксиологические характеристики нерелигиозного характера.

Вместе с тем события последних десятилетий 20 в. сви детельствуют о том, что секуляризационные процессы не везде протекают равномерно, причем сама секуляризация имеет свои пределы. В сознании как отдельного человека, так и людских сообществ разного уровня всегда остается зона, где человек руководствуется не стереотипическими реакциями, а свободной волей, исходящей не из частных проявлений человеческой индивидуальности, а из личнос ти в целом, стремящейся обрести смысл и оправдание сво его существования, установить единство с трансценденталь ной сверхценностью (то, что в теологии трактуется как «встреча с Богом»).

Отсюда возникает идущий параллельно с секуляризаци ей процесс актуализации религиозной веры, способный при нять самые разнообразные формы. Результатом такого про цесса является рост конфессионального многообразия. Одно из направлений усложнения конфессиональной картины со временного мира выразилось в распространении на терри-

115

тории христианского (католического и протестантского) Запада нехристианских вероисповеданий, которое связано со все возрастающим воздействием на западный мир неза падных цивилизационных общностей.

Особенно наглядно это проявилось на примере ислама, который в последние десятилетия 20 в. значительно усилил свои позиции в Европе. Наиболее крупной является мусуль манская община Франции, насчитывающая 4,3 млн человек (до 7% населения страны). В Германии проживает 1,7 млн мусульман; в Великобритании -1,4 млн. Причем если ранее мусульманские общины европейских стран были представ лены главным образом эмигрантами (североафриканскими арабами во Франции, турками в Германии, выходцами из Юго-Восточной Азии и Восточной Африки в Великобрита нии), то в настоящее время около миллиона европейских мусульман составляют обращенные в ислам европейцы (сре ди немцев таковых уже 170 тыс. человек) 1 .

Однако рост конфессионального многообразия может принимать формы, зачастую весьма далекие от стремления обрести подлинную религиозную веру. Это прежде всего касается появления во второй половине минувшего столетия феномена, получившего наименование «Религии Ново го Века», или «Нью Эйдж» (« New Age »).

Справедливым в связи с этим представляется замечание, высказанное в 2001 г . в журнале «Вопросы философии» о том, что главное бедствие секуляризации - не агностицизм и атеизм, исповедуемый интеллектуалами, а самоуверенные псевдорелигии (« Ersatz - Religionen »), претендующие на цер ковную власть над массами 2 .

' См.: Тульский М. Роль церкви в странах Европы и Северной Америки // НГ-Религии. 2000. 27 сентября.

2 См .: Соловьев Э. Ю. Секуляризация - историзм - марксизм // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 31-37.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что про возглашенный либеральный стандарт религиозной свободы, составными элементами которого выступают свобода совести и отделение религиозных организаций от государства, имеет границы применения в зависимости от сложившейся ситуации, времени и места.

Говоря о праве на инакомыслие и инаковерие, важно различать юридический и гносеологический аспекты. Допущение мировоззренческого плюрализма юридически отнюдь не равнозначно его гносеологическому признанию, т. е. на личие у человека юридического права на иное мнение вовсе не означает всеобщего согласия с этим мнением, как и при сутствие в обществе многих точек зрения не равносильно тому, что человек обязан все их разделять.

Сказанное выше относится не только к единичному че ловеку, но и к человеческому сообществу любого уровня, включая национальный и государственный. Каждое, в том числе самое экстравагантное и причудливое вероисповедное объединение, действуя в рамках закона, имеет полное право исповедовать и распространять свою веру. Однако это вов се не обязывает государство одинаково относиться ко всем подобным сообществам.

Государство, выступая как светская нерелигиозная ин ституция, не нарушает принципа свободы совести, когда проявляет неодинаковое отношение к разным вероисповед ным сообществам, исходя из понятия «общего блага». Эф фективность реализации права на свободу совести в том или ином обществе определяется прежде всего тем, защищают ли его государственные и общественные структуры людей, стремящихся жить по совести, а не равным отношением к совести и бессовестности 1 .

1 См.: Иванова Л. О. Религия и права человека // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 102-106.

116

117

Мировой опыт свидетельствует о том, что в системе го сударственно-конфессиональных отношений государство является самостоятельной ведущей силой, имеющей в ре лигиозной сфере свои интересы - имущественные, право вые, идеологические, внешнеполитические. В соответствии с ними оно формирует правовое поле жизнедеятельности вероисповедных и других мировоззренческих объединений граждан. Причем государственные интересы могут опре делять дифференцированный подход к различным конфес сиям.

Подобную точку зрения разделили и участники VIII Меж дународного конгресса по каноническому праву «Церковь и государство в современных правовых системах», состояв шегося на факультете правоведения Люблинского католи ческого университета (Польша) в сентябре 1994 г . По мне нию правоведов-канонистов, прозвучавшему на конгрессе, безоговорочное утверждение ценности государственного ре лигиозного нейтрализма не отвечает реалиям нашего вре мени. Государство непременно должно иметь возможность пресекать возникающие в обществе, в том числе в религиоз ной сфере, деструктивные тенденции. А это немыслимо без определенного минимума для государства духовно-религи озных ориентиров.

Было высказано также примечательное суждение об очевидной несовместимости развитой церковной жизни и глубинных национально-культурных традиций народов Европы, не только с тоталитарными, но и с либеральными системами государственности. Недооценивая важность внутренних духовных ориентиров человеческой личнос ти, как и существующих одновременно внутриличностных тенденций произвола и зла, либерализм подрывает тем самым культурный и правовой иммунитет общества к то талитаризму и не в силах оградить автономию и свободу

118

больших и малых человеческих групп, включая конфес сии 1 .

Утверждение религиозной свободы нисколько не проти воречит сохранению взаимодействия государства и инсти туционализированных конфессий, причем в зависимости от исторических условий оно может принимать самые разные формы. Соответственно складываются различные типы пра вового регулирования статуса религиозных объединений и, в свою очередь, разнообразные модели государственно-кон фессиональных отношений.

Необходимо также иметь в виду, что утвердившееся сейчас в форме международного правового стандарта либераль ное понимание религиозной свободы явилось итогом дли тельной эволюции государственно-правовых установлений западных стран, довольно долго сохранявших в своем зако нодательстве те или иные вероисповедные ограничения. Они были обусловлены пониманием национальных интересов в конкретный исторический период.

В Великобритании Акт о терпимости 1689 г ., вводивший принцип непреследования за религиозные взгляды, относил ся лишь к протестантским деноминациям, исповедовавшим веру в Святую Троицу. В то же время католики там подвер гались вероисповедным и гражданско-правовым ограниче ниям до 1832 г . (протестанты-антитринитарии и иудеи - до 50-х гг. 19 в.), и только с 1974 г . лица католического вероис поведания получили формальное право занимать высшие государственные посты, включая пост лорд-канцлера.

Конституция Норвегии 1814г., самая либеральная в тог дашней Европе, тоже содержала немало вероисповедных

1 См.: Рашковский Е. Церковь, государство, гражданское общество // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №4. С. 140-144.

119

ограничений, которые отменялись постепенно в течение более ста лет. В 1845 г . был снят запрет на религиозное сек тантство, благодаря которому признавалось право на существование протестантов, не принадлежащих к Евангеличес ко-лютеранскои церкви. В 1851 г . отменили запрет на про живание в Норвегии иудеев, в 1878-м сняли обязательное требование принадлежности государственных служащих к лютеранскому вероисповеданию, а в 1897-м разрешили cv ществование католических монашеских орденов (за исклю чением иезуитов, получивших это право лишь в 1956 г )

Опыт Норвегии особенно показателен в связи с тем что в настоящее время эта страна считается эталонной в плане религиозной свободы. Подобные примеры можно привести и по другим странам: в Испании, например, вероисповед ные ограничения с испанцев-некатоликов были сняты толь ко после смерти генерала Франко в 1975 г . 1

5.2. Правовое регулирование государственно-конфесси ональных отношений

Все многообразие конкретных моделей государственно- конфессиональных отношений можно свести к двум основ ным типам правового регулирования статуса религиозных объединений - универсальному и дифференцированному Универсальный тип правового регулирования, лежащий в основе сепарационной модели государственно-конфессио нальных отношений, декларирует полное устранение госу дарства из религиозной сферы.

При вышеупомянутой модели религиозные объединения независимо от их качественных (особенности вероучения ис торическая роль) и количественных (число приверженцев)

' См.: Мировой опыт государственно-церковных отношений М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1999.

120

характеристик, наделяются совершенно равными правами и обязанностями. Государственные органы никак не вмешива ются в их внутреннее управление, в том числе в финансовую деятельность, направленную на удовлетворение религиозных нужд- Одновременно религиозные объединения не выполняют функций государственных органов, а их конфессиональ ная принадлежность не может служить основанием для мате риальной и иной поддержки со стороны государства.

Наиболее последовательно сепарационная модель государ ственно-конфессиональных отношений реализована в США, которые изначально складывались как поликонфессиональное государство. Характерной чертой их конфессиональной жизни была ярко выраженная мозаичность, причем религиозный состав населения различался едва ли не в каждом штате. Боль шая часть первых европейских переселенцев принадлежала к радикальным протестантским течениям, отличавшимся край ней вероисповедной нетерпимостью. Избавившись от религи озных преследований, которым они подвергались в Европе, многие из них на новом месте стремились утвердить свою геге монию и закрепить ее законодательно.

В этих условиях творцы Конституции США 15 декабря 1791 г . приняли Первую поправку, согласно которой «Конг ресс не должен издавать законов, устанавливающих какую- либо религию или запрещающих ее свободное исповедание»^. Данное установление считается одним из первых юридичес ких документов, зафиксировавших принцип религиозной свободы на конституционном уровне.

Однако введение Первой поправки с самого начала име ло несколько иной смысл. Оно предполагало не столько ис-

1 Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов. М.: Институт религии и права, 1996. С. 29.

121

ключение введения какого-либо государственного вероис поведания на федеральном уровне, сколько невмешательство федеральных властей в право учреждать официальные цер кви на уровне штатов: до 1830 г . статусом официального вероисповедания обладала, в частности, Унитарианская цер ковь в штате Массачусетс. Само американское понятие «ис теблишмент», используемое в настоящее время для названия политической элиты, первоначально обозначало «официальная церковь» или «профессиональное духовенство». Лишь в 1947 г . Верховный суд США распространил действие Пер вой поправки на законодательную деятельность штатов.

Таким образом, формулировка Первой поправки, пона чалу принятая для защиты права штатов на учреждение сво его вероисповедания, в изменившихся обстоятельствах, когда традиция отделения церкви от государства стала аксиома тической частью американского понимания гражданских свобод, исключила возможность установления официальной религии на федеральном и местном уровнях. Главным инст рументом правового регулирования в религиозной сфере в подобных условиях сделался налоговый контроль.

Согласно американскому законодательству, все религиозные организации рассматриваются как некоммерчес кие корпорации ( non - profit corporations ). После их регист рации в качестве таковых на основании законодательных актов о некоммерческой деятельности, принятых в соответ ствующих штатах, они могут претендовать на льготы по налогообложению. Однако для получения льгот организации еще необходимо доказать религиозный характер сво ей деятельности, при условии, что она не противозаконна и не находится в противоречии с четко выраженной соци альной политикой.

С этой целью, в соответствии с Кодексом о внутренних доходах США, религиозная организация заполняет подроб-

122

ную анкету, включающую самые разнообразные вопросы – от изложения истории ее вероучения и описания формы от правления культа до размеров вознаграждения профессиональным духовным лицам, если таковые имеются. Это позволяет американским властям иметь исчерпывающую информацию о большинстве организаций, претендующих на религиозный статус.

Таким образом, сепарационная модель государственно- конфессиональных отношений декларирует осуществление либерального стандарта религиозной свободы в его полном объеме. При такой системе государство рассматривает ре лигиозную жизнь как свободный рынок, регулируемый лишь одной конкуренцией, однако фактически этот рынок оказы вается далеко не свободным. Реальное господство на кон фессиональном поле устанавливают те структуры, которые располагают наибольшими финансовыми и организацион ными возможностями и чей «товар» является более ходовым в «обществе потребления». В этом плане традиционные ре лигии становятся явно неконкурентоспособными перед аг рессивными течениями «Нью Эйдж» и подвергаются вытес нению. Государство же, провозгласившее религиозную ин дифферентность, нередко оказывается во власти идеологем, приобретающих квазирелигиозный характер.

В большинстве европейских стран утвердился дифферен цированный тип правового регулирования статуса религи озных объединений, который выступает основой коопера ционной модели государственно-конфессиональных отноше ний, именуемой также «партнерство особого рода». Религиозная свобода при этом целиком и полностью сохраняется: каждый гражданин может свободно выбирать свою религи озную и мировоззренческую ориентацию, не рискуя подвергнуться никакой дискриминации. В то же время государство оставляет за собой право дифференцированного отношения

123

к различным конфессиональным сообществам, наделяемым разным объемом полномочий.

Такая система подразумевает не отделение религиозных организаций от государства, а их партнерство в достижении общих целей при взаимной независимости сторон.

В рамках указанной кооперационной модели можно выделить три вида правового положения религиозных объе динений: статус государственной церкви, договорный (кон-сенсуальный) статус и статус официально признанных (традиционных) конфессий.

Статус государственной церкви, имеющий место в ряде европейских стран, рассматривается некоторыми исследователями как своего рода реликтовое явление, доставшееся в наследство от прошлых исторических эпох 1 . Тем не менее, государственная церковность и сегодня еще обладает дей ствительным содержанием, хотя его реальное наполнение может быть весьма различным, в ряде случаев представляя собой лишь своеобразную дань исторической традиции.

Вышеупомянутый статус предполагает особый характер связей между государством и религиозной организацией, причем последняя наделяется большими правами и полномочиями, среди которых:

-право собственности на широкий круг объектов недви жимости, освобождаемой от налогообложения;

•  получение финансовых субсидий и материальной по
мощи от государства, в том числе через систему «церковного налога» (вплоть до государственного жалованья и пенсионного обеспечения для священнослужителей);

•  наделение статусом корпорации публичного права,
предусматривающим делегирование государством ряда

1 См.: Морозов А. Равенство и конкордат // НГ-Религии. 1997. 28 августа.

124

юридических полномочий (в частности, в семейно-брачной сфере);

•  исключительные полномочия в области воспитания и образования, включая преподавание вероучения в государ ственных учебных заведениях;

•  право на участие в политической жизни страны, даю щее возможность священнослужителям замещать высшие государственные должности.

В свою очередь, государство оставляет за собой полное право вмешательства в конфессиональную жизнь государ ственной церкви и замещения высших церковных должнос тей, а также осуществления внутриконфессионального пра вового регулирования и управления церковным имуще ством 1 . Остальные религиозные организации в условиях су ществования государственной церкви, как правило, имеют ограниченный юридический статус, хотя обычно обладают минимальным набором прав, гарантированных международ ными стандартами.

Наиболее полно принцип статуса государственной цер кви проведен в законодательстве Греции, в определенной мере стремящейся даже в условиях республиканского демок ратического режима сохранить преемственность в отношении византийской симфонии священства и царства 2 .

Конституция Греческой Республики 1975 г . в ст. 3 про возглашает государственный характер Элладской православ ной церкви: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой. Право славная греческая церковь, признающая своим главой Гос пода нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих

1 См.: Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности вза имоотношений // Государство и право. 1995. № 3. С. 86-95.

2 До 1975 г . Греция формально оставалась монархией.

125

догматах с великой Константинопольской церковью и со всякой другой единоверной церковью Христовой, неуклон но соблюдающей, как и она, святые апостольские и собор ные каноны и священные предания. Она является автоке фальной и управляется Священным Синодом, включая всех епископов по должности, и образуемым им Святым Сино дом, как это указано в уставе Церкви и в соответствии с по ложениями Патриаршей книги от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года» '.

Таким образом, в текст основного закона страны ока зываются включенными канонические нормы церковного управления, которые тем самым приобретают конституци онный характер. При этом государство принимает на себя обязанность охраны не только канонического строя, но и вероучения Церкви: «Текст Священного Писания сохраня ется неизменным. Его официальный перевод на другой язык запрещен без предварительного согласия автокефальной церкви в Константинополе.

Устав Элладской православной церкви, являющийся го сударственным законом, придает церковным институтам ста тус корпорации публичного права. Нормативные документы Священного Синода также приобретают законный статус после их опубликования в официальной печати. В ст. 13 Кон ституции гарантируются свобода совести и свобода богослу жений под охраной закона для всех признанных религий, но при этом «культовые обряды не могут посягать на публич ный порядок и добрые правый.

1 Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы
совести, вероисповедания и деятельности религиозных организа ций: Сборник правовых актов. С. 39.

2 Там же.

3 Там же.

126

Одновременно вводится запрет прозелитизма, считаю щегося уголовным преступлением. Примечательно, что в Греции до сих пор сохраняет свою силу закон 1939 г . о ста тусе иных церквей, согласно которому для возведения ново го здания неправославного христианского храма, а также мечети и синагоги требуется обязательное разрешение мест ного православного митрополита.

Статус государственной церкви в протестантских стра нах Европы является историческим наследием эпохи Рефор мации, в ходе которой в 16 в. монархи, создавая в противо вес папскому Риму собственные национальные церкви, сами становились во главе церковной организации. При этом они получали титул «защитника веры».

Наиболее типичным примером создания государствен ной протестантской церкви может служить Великобритания. Характерной чертой правового регулирования конфессио нальной сферы здесь является последовательное проведение в жизнь религиозной свободы при государственном статусе Англиканской церкви (официальное наименование - Цер ковь Англии), чьей главой считается британский монарх. Данное установление восходит к парламентскому Акту о супрематии 1534 г ., согласно которому король Генрих VIII Тюдор был объявлен «единственным верховным главой Цер кви Англии на земле»'.

В числе привилегий, которые дает Церкви Англии государственный статус, особо следует выделить места в палате лордов для всех ее епископов. Соответственно государствен ная власть тоже обладает в церковной сфере важными прерогативами, включая утверждение парламентом актов Выс шего церковного синода и правил богослужения, а также

1 Народы и религии мира: Энциклопедия. М.: Большая российская энциклопедия, 1998. С. 863.

127

замещение епископских кафедр по рекомендации премьер- министра (который по закону может не быть англиканином и даже христианином).

Государственный характер Церкви Англии, несмотря на многочисленные критические выступления, остается неиз менным и рассматривается как своего рода гарантия неписаной британской конституции, основанной на традициях. Как отметил в связи с этим архиепископ Кентерберийский Д. Кери, «формальное разделение церкви и государства се рьезно подорвет дух нации и нравственные ценности» 1 .

Аналогичный государственный статус имеют Евангелическо-лютеранские церкви Дании, Норвегии, Швеции и Ис ландии, главами которых выступают конституционные мо нархи соответствующих стран (Исландия до 1944 г . счита лась частью Датского Королевства). Государственный ста тус названных церквей закреплен конституционно: Консти туция Королевства Дания 1953 г . отмечает, что «Евангели ческо-лютеранская Церковь является государственной дат ской Церковью и содержится государством» 2 .

Подобные нормы содержат и конституции всех осталь ных вышеупомянутых стран. Церковное законодательство осуществляется парламентами, которые также выносят решения о сумме средств государственного бюджета, выде ляемой на нужды церкви. Непосредственно церковным уп равлением ведают соответствующие государственные уч реждения: Министерство по делам Церкви - в Дании; Министерство церковных дел и образования - в Норвегии; ведомство церковных дел Министерства образования - в Швеции.

1 Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.
Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. 1999. С. 55.

2 Религия и закон... С. 41.

В Швеции, как и в Исландии, сохраняется церковный на лог, причем его уплата в тринадцатипроцентном размере рас пространяется и на тех, кто не принадлежит к государствен ной церкви. В Исландии же, согласно ст. 64 Конституции, лицо, не принадлежащее к Церкви Исландии или к другой признанной церкви, уплачивает соответствующую сумму в стипендиальный фонд Исландского университета. Вплоть до 1951 г . все шведские подданные, родившиеся на территории страны, автоматически считались членами Шведской церк ви, даже в том случае, если они не были в ней крещены.

Из числа государств с преобладанием католического населения статус государственной церкви сохранился в Ирландии. Конституция страны 1937 г . в ст. 44 указывает: «Государство подтверждает, что Всемогущему Богу принадлежит принесе ние публичного поклонения. Государство будет почитать Его имя и уважать и почитать религию (п. 1). Государство признает особое положение Святой католической апостоль ской Римской церкви как хранительницы религии, испове дуемой значительным большинством его граждан (п. 2)» 1 .

В настоящее время статус государственной церкви удер жался лишь в очень немногих европейских странах. Боль шинство из них в 20 в. отказалось от него в пользу договор ных (консенсуальных) отношений с религиозными объеди нениями. При данной разновидности кооперационной мо дели государственно-конфессиональных отношений государ ство взаимодействует с вероисповедными сообществами по средством двусторонних соглашений, четко фиксирующих все права и обязанности сторон.

Объем прав, предоставляемых государством на основа нии таких договоров разным конфессиям, может быть раз личным. Предметом соглашения является предоставление

 

1 Религия и закон... С. 27.

128

129

религиозным организациям возможности участвовать в достаточно широкой области социальных отношений, в кото рых это не противоречит общественным и государственным интересам и не нарушает прав других конфессиональных сообществ. Подобные договоры призваны также регламен тировать совместную деятельность и сотрудничество государства и религиозных объединений в различных жизненно важных сферах.

Среди государственно-конфессиональных договоров выделяются кодификационные, предполагающие всеобъем лющее регулирование отношений, и частные, являющиеся соглашениями по конкретным вопросам. Наиболее характерный образец кодифицированного договора представля ет конкордат (от лат. concordatum - соглашение) между Рим ско-католической церковью в лице папского Святого Престола и государствами с абсолютным преобладанием приверженцев католицизма.

Систему конкордата в таких государствах, как Италия и Испания, можно считать итогом исторической эволюции го сударственной церковности. Причем, по мнению итальянско го правоведа С. Феррары, конкордат обеспечивает конфесси ональным сообществам даже более сильную юридическую за щиту, чем статус государственной церкви, поскольку его поло жения имеют ту же силу, что и международно-правовые дого воры, и не могут быть изменены в одностороннем порядке'.

В Италии отношения государства и Римско-католиче ской церкви с 1929 г . регулируются двусторонними Латеранскими соглашениями, что было зафиксировано в ст. 7 Конституции Итальянской Республики 1947 г . Ныне действующий конкордат заключен 18 февраля 1984 г .

1 См.: Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1999. С. 111.

В Испании государственный статус Римско-католиче ской церкви был упразднен вскоре после смерти генерала Франко. Конституция Королевства Испания 1978 г . провозгласила в ст. 16, что «никакая религия не может быть госу дарственной», хотя «публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать соответствующие отношения сотрудничества с католической церковью и другими вероисповеданиями» '.

Закон «О религиозной свободе» от 5 июля 1980 г . конк ретизировал это положение, указав, что подобные соглаше ния после утверждения их испанским парламентом (Генеральными Кортесами) приобретают силу закона. В 1976 г . Испа ния возобновила конкордат с Римско-католической церко вью, заключенный еще в 1953 г ., который впоследствии был дополнен целым рядом новых соглашений.

Особенностью договорной системы правового регулирования религиозной сферы является то, что заключение государством соглашения с одной конфессиональной структурой нисколько не препятствует его аналогичному договору с дру гой, в том числе представляющей религиозное меньшинство страны. Такая практика позволяет не только учесть специ фические особенности и потребности самых различных де номинаций, но и уточнить их правовой статус в соответствии с реальным общественным положением и влиянием того или иного вероисповедания.

Возможность подписания соглашений между государ ством и некатолическими религиозными объединениями предоставляет ст. 8 Конституции Итальянской Республики. На основании этого конституционного права были заключены договоры Итальянского государства с шестью веро исповедными сообществами, действующими на территории

Религия и закон... С. 29.

130

131

страны: вальдезианцами (1984), пятидесятниками и адвентистами (1986), иудеями (1987), баптистами и лютеранами (1993).

Испанский закон «О религиозной свободе» предусмат ривает сотрудничество с религиозными общинами, «полу чившими явное укоренение в Испании» и внесенными в Ре естр Религиозных Сообществ страны 1 . В 1992 г . были зако нодательно утверждены соглашения с тремя религиозными объединениями такого рода: Федерацией евангельских об щин, Федерацией израильских (иудейских) общин и Ислам ской комиссией.

Особый характер имеет консенсуальный правовой статус религиозных объединений в Германии. Договорные от ношения между церковными общинами и государством предполагает ст. 138 Конституции ФРГ 1949 г . Однако реальная практика договорных отношений осуществляется главным образом на уровне отдельных земель и местных админист раций. Причем наряду с кодификационными договорами о статусе религиозных объединений широкое распростране ние получили также частные соглашения по конкретным на правлениям деятельности.

При всем многообразии подходов к формированию консенсуального статуса религиозных объединений, имеющем место в современной Европе, государственно-конфессио нальные соглашения предусматривают:

- Подтверждение взаимного суверенитета государства и конфессионального сообщества. В частности, в ст. 1 Конкордата от 18 февраля 1984 г . «Итальянская Республика и Святой Престол подтверждают, что Государство и Католи ческая Церковь в принадлежащей каждому сфере независи мы и суверенны и обязуются полностью уважать данный

принцип в своих отношениях и во взаимном сотрудничестве на благо человечества и страны» 1 .

•  Религиозное объединение может претендовать на по лучение статуса корпорации публичного права с гораздо более широкими социальными полномочиями, по сравнению с частными корпорациями. Наиболее распространенным является санкционирование государством юридических по следствий церковного брака.

•  Возможность получения конфессиональными организациями финансовых средств, включая бюджетные дотации и право сбора церковного налога (последнее возникает в
связи с приобретением статуса корпорации публичного пра ва). В Германии упомянутый налог взыскивается на основе канонических правовых установлений Католической и Еван гелической церквей, фиксирующих членство в церковных общинах. Его вычет производится государственными финан совыми органами с последующей передачей соответствую щей церкви. Выход из церкви, подтвержденный заявлением в суде или в органах регистрации актов гражданского со стояния, автоматически влечет за собой прекращение взимания церковного налога.

•  Признание национальной ценности соответствующей религиозной культуры, служащее основанием для договорен ностей по вопросам преподавания вероучительных предме тов в государственной школе и для сотрудничества в деле
сохранения культурного и исторического наследия конфес сионального происхождения. Согласно ст. 9 Конкордата 1984 г .: «Итальянская Республика, признавая ценность ре лигиозной куль туры и учитывая, что принципы католициз ма являются историческим наследием итальянского народа, в общих целях образования будет продолжать преподава-

1 Религия и закон... С. 52.

1 Религия и закон... С. 46.

132

133

ние католической религии в государственных учебных заве дениях всех видов и ступеней, кроме университетов» 1 . Тем самым церковные учебные заведения по своему статусу при равниваются к государственным.

•  Вероятность присутствия священнослужителей соответствующих конфессий в вооруженных силах, лечебных учреж дениях и пенитенциарной системе.

•  Гарантии неприкосновенности мест богослужения и паломничества, свободного к ним доступа, а также призна ние праздников, постов и ритуальных пищевых запретов. Данный круг вопросов особенно важен для утверждения консенсуального статуса конфессиональных меньшинств.
Соглашения 1992 г . с иудейской и мусульманской ассоциа циями Испании, например, позволяют признать праздничные для их вероисповеданий дни нерабочими (вместо ана логичных католических праздников) по договоренности между служащими и работодателями.

•  Порядок назначения на высшие церковные должности и формирования церковно-административных структур в том случае, если это затрагивает интересы государства. В ст. 3
Конкордата 1984 г . предусматривается обязательное изве щение гражданских властей Итальянской Республики при за мещении епископских католических кафедр и введении в дол жность других духовных лиц, вплоть до приходских священ ников. Помимо этого, Святой Престол при формировании
церковных диоцезов (епархий) обязуется не включать в них территорию Италии, если центр того или иного диоцеза находится в другом государстве.

В качестве особого варианта кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений следует вы делить введение статуса официально признанных (традици-

онных) вероисповеданий, которые, в отличие от государ ственной церкви, не имеют прямой государственной поддер жки и внутриконфессионального регулирования. Вероиспо ведные сообщества, считающиеся традиционными, также не приобретают автоматического статуса корпорации публич ного права (последнее может иметь место лишь в случае спе циального государственного установления или соглашения с той или иной религиозной организацией).

Выделение традиционной конфессии означает признание государством ее исключительной роли в прошлом и настоя щем народа этой страны, а также особой ценности данной религиозной культуры как неотъемлемой составной части национального культурного наследия. Это, в свою очередь, находит свое отражение в государственном законодатель стве, наделяющем соответствующие конфессиональные орга низации дополнительными правами.

Реальное содержательное наполнение статуса традици онных вероисповеданий в разных странах может существен но различаться. В некоторых случаях юридическая норма признания традиционной конфессии всего лишь констати рует данный факт: Конституция Болгарии 1991 г . в ст. 13 просто провозглашает, что «традиционная религия в Респуб лике Болгария - восточно-православное вероисповедание»^.

Однако в ряде стран законодательные акты, выделяя тра диционные вероисповедания, детально оговаривают право вые последствия такого выделения. Наиболее радикальное вы ражение такой подход нашел в законодательстве Литвы. В ст. 43 Конституции Литовской Республики 1992 г . говорится: «Государство признает традиционные в Литве религии и ре лигиозные организации, а другие церкви и религиозные орга низации - в случае, если они имеют опору в обществе и их

Религия и закон... С. 48.

Религия и закон... С. 24.

134

135

учение и обряды не противоречат закону и нравственности. Признанные государством церкви и другие религиозные организации обладают правом юридического лица» 1 .

Конкретизирует данное конституционное положение Закон Литовской Республики «О религиозных общинах и сообществах» от 4 октября 1995 г . В ст. 5 «Традиционные религиозные общины и сообщества Литвы» указывается: «Государство признает девять традиционно существующих в Литве религиозных общин и сообществ, представляющих из себя часть исторического, духовного и социального на следия Литвы: католиков латинского обряда, католиков греческого обряда, евангелистов-лютеран, евангелистов-рефор матов, ортодоксов (православных), старообрядцев, иудеев, мусульман-суннитов и караимов» 2 .

В ст. 6 «Признание других религиозных организаций» подробно прописана процедура распространения статуса традиционных на остальные вероисповедные сообщества: «Другие (нетрадиционные) религиозные общины могут быть признаны государством как часть исторического, духовного и социального наследия Литвы, если они пользуются под держкой общества и их учение и обряды не противоречат закону и нравственности. Признание государством означа ет, что государство поддерживает духовное, культурное и социальное наследие религиозных общин. Государственное признание предоставляет Сейм Литовской Республики. Ре лигиозные сообщества могут обращаться относительно го сударственного признания спустя не менее 25 лет после их первичной регистрации в Литве. В случае, если просьба не удовлетворяется, повторно обращаться разрешается спустя 10 лет со дня неудовлетворения прошения) 3 .

1 Религия и закон... С. 30.

2 Там же. С. 54.

3 Там же.

Первичная регистрация религиозного общества в Литве признается лишь в том случае, если оно законно действова ло на ее территории после 16 февраля 1918 г . - времени про возглашения первого независимого Литовского государства. Для этого новообразованные конфессиональные объедине ния должны доказать свою преемственность по отношению к существовавшим в тот период.

Разделение конфессий на традиционные и нетрадицион ные, согласно данному закону, влечет за собой разный по рядок предоставления религиозным объединениям прав юридического лица: заявительный - для первых и разреши тельный – для вторых. Отличительной особенностью литов ского законодательства, касающегося традиционных веро исповеданий, является учет исторического фактора: новые конфессии после их укоренения в Литве могут со временем стать традиционными и приобрести соответствующий закон ный статус.

Аналогичным образом фиксирует выделение официаль но признанных традиционных вероисповеданий законода тельство Бельгии. В этой стране подобным статусом, осно ванным на признании социальной ценности религии в ее служении народу, пользуются шесть деноминаций: католи цизм, англиканство, протестантизм (другие протестантские течения), православие (греческая и русская православные церкви), иудаизм и ислам. Согласно Конституции Королев ства Бельгия 1994 г ., священнослужители всех перечислен ных конфессий обеспечиваются государственным жалованьем и пенсией.

Религиозные организации, признанные бельгийской Конституцией традиционными, также имеют право зап рашивать государственные субсидии для строительства и реставрации церковных зданий, получать время на электронных СМИ, назначать армейских и тюремных капелла-

136

137

нов. В данном случае статус традиционных конфессий уже включает в себя отдельные элементы государственной церковности.

В рамках кооперационной модели государственно-кон фессиональных отношений правовое положение признан ных традиционными вероисповеданий нередко сочетается с другими статусами (государственной церкви или консен- суальным), как бы дополняя их. В ст. 44 Конституции Ир ландии после указания на особый государственный статус Римско-католической церкви перечислены все остальные конфессиональные организации, признаваемые государ ством: Ирландская(англиканская) церковь, Пресвитериан ская церковь в Ирландии, Ирландская церковь методистов, Ирландское религиозное общество квакеров, иудейские общины, а также «другие религиозные вероисповедания, существующие в Ирландии на день вступления в действие настоящей Конституции» 1 .

В некоторых странах любые официально признанные вероисповедания получают возможность вступать в кон- сенсуальные отношения с государством. В Германии рели гиозные организации могут иметь обычный либо специаль ный статус, причем претенденты на последний должны охватывать своим членством не менее одного процента населения соответствующей земли. Специальный статус позво ляет заключать соглашения с государством на право доступа в государственные школы, лечебные учреждения и вооруженные силы.

Приведенные примеры говорят о том, что коопераци онная модель государственно-конфессиональных отноше ний, основанная на дифференцированном типе правового регулирования статуса религиозных объединений, в совре-

1 Религия и закон... С. 38.

менных условиях секуляризации и конфессионального плю рализма является наиболее оптимальным инструментом обеспечения взаимодействия в системе «религия - общество - государство».

Узаконенное партнерство государственных и конфесси ональных институтов, наряду с использованием государ ством духовного авторитета и социального ресурса вероисповедных сообществ, позволяет включить религиозные интересы и потребности людей в процессы стабилизации со циальной жизни и нейтрализации в ней деструктивных тен денций.

Кооперационную модель государственно-конфессио нальных отношений можно считать специфическим вариан том социального партнерства государства с ассоциациями и корпоративными институтами гражданского общества, интегрирующими социальные и духовные интересы отдель ных лиц. При этом гражданское общество рассматривается как особое социокультурное пространство, созданное взаимодействием трех начал: общезначимого эгалитарного права, предполагающего обладание минимумом внешних сво бод, правоогражденности собственности и обязательного признания внутренней свободы человека.

Свое внешнее выражение гражданское общество нахо дит в динамичной системе свободных ассоциаций правоспо собных граждан, выступающих в качестве независимых по отношению к государству социальных институтов. Государ ство вступает с ними в партнерские отношения для реализации общих целей, подчас делегируя им ряд собственных со циально-культурных функций.

Гражданское общество является антиподом традици онного, построенного на отождествлении власти и соб ственности, жестко предписанной корпоративности сво их членов по наследственному статусу и сакрализации пра-

138

139

воотношений. Если в традиционном обществе религия вы ступает, как правило, в форме узаконенной и внешне кодифицированной веры, способной обеспечить историчес кую и цивилизационную преемственность (религия как «общее дело спасения»), то в гражданском она представляет собой достояние лишь верующей части граждан. Ре ализуя свою внешнюю и внутреннюю свободу, последние добровольно принимают на себя конфессиональные обя зательства. Вероисповедная сфера тем самым становится факультативной, но именно в факультативности реализуется ее особая социальная значимость.

В религиозности человеческая психология и культура акцентируют потребность в предельной самоотдаче и са мопожертвовании, ставящих личность выше повседневных интересов и частных задач. Соответственно религия ока зывается неиссякаемым источником творческой динами ки человеческой жизни, формируя духовные ценности вы сокого уровня, без которых ценностные ориентиры более низкого иерархического значения быстро выхолащиваются. Поэтому в рамках гражданского общества область ре лигиозных отношений является самовоспроизводящейся лабораторией жизненно важных для всего социального организма форм социально-нравственного и культурно го служения людей.

Институционализированные конфессии в качестве сво бодных религиозных союзов в определенной мере сдер живают силы социального произвола и коррупции, пре пятствуют маргинализации низших социальных слоев, ак кумулируют правозащитные, экологические и культурные инициативы, обеспечивают историческую преемствен ность, а также охрану и изучение культурно-религиозно го наследия. Они выступают как мощный фактор сдержи вания энтропийных социальных процессов, являющихся

140

оборотной стороной рыночной экономики и эгалитарной демократии 1 .

В подобном контексте государственное признание уни кальности и особой высокой значимости религиозных форм человеческого служения при установлении юридически оформленных норм социального партнерства государства и определенных конфессиональных сообществ в рамках гражданского общества может стать основой для подлин но толерантных отношений государства и религиозных ин ститутов.

1 См .: Рашковский Е. Гражданское общество: религиозное измерение проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 5. С. 116-129; Ворожейкина Т., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и религия // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7. С. 74-81.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология
Список тегов:
свобода совести 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.