Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начала практической социологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

От редактора

Книга, которую Вы раскрыли, не просто перевод «еще одного» учебника по социологии, хотя бы и с наборами конкретных приемов проведения исследования. Ее авторы подходят к научной практике иначе: они пытаются практически научить социологическому видению и мыш лению через вовлечение читателя в анализ конкретных социальных ситуаций и повседневных взаимодействий, превратить социологию из академической дисциплины в образ жизни.

Авторы «Начал практической социологии» предлага ют задуматься над тем, что отражают социологические понятия, в какой мере они «объективны», а в какой сфор мулированы, исходя из субъективного опыта исследо вателя? Кто и каким образом конструирует социологи ческие понятия? Что такое «общественное мнение»? Что такое «безработица» или «планирование семьи»? Что пред ставляют собой «армия» и «семинария»? Не являются ли понятия, широко используемые в социологии, продуктом и ставкой политической игры, отражением обыденных представлений и социальной позиции самого социолога — его «научного здравого смысла»? Книга стимулирует са мостоятельное мышление читателя, не ограничиваясь дидактическим изложением общепринятых истин.

Реми Ленуар, Доминик Мерлье, Луи Пэнто и Патрик Шампань ставят перед собой сложную задачу обу чить ремеслу социолога не путем передачи набора фор мальных знаний о методах проведения исследования и

[10]

обработки данных, но через «практическое научение» ис следовательскому мастерству, делясь своим богатым опы том разрыва с обыденными предпонятиями, анализом про цесса конструирования предмета и выбора метода иссле дования, осмысления использования статистики и т. д. Эти базовые профессиональные навыки необходимы каждому исследователю в области социальных наук. По этому неважно, что примерами здесь служат реалии французского общества, тем более что подчас они похо дят на наши, российские (яркий тому пример — «дедов щина» в армии). Решая центральную задачу, авторы пытаются заменить интеллектуалистскую педагогику, основанную на примате теории и постепенном, «методическом» переходе от теории к эксперименту, от аксиом к практике, педагогикой другого рода, построенной на прин ципах «научения» искусству социолога, исследовательскому ремеслу непосредственно в самом процессе творчества.

Основной принцип «Начал практической социологии» — не противопоставлять теорию практике, не отры вать их друг от друга, но учить социологическому иссле дованию как искусству, используя творческое повторение опыта «мэтра». Такого рода позицию можно критиковать, но сложно отрицать то, что пассивное и абстрактное усвоение «суммы» «методологий», «методик и техник», царя щее в российском образовании, помогает выпускнику со циологического факультета в самостоятельной работе не более, чем знание законов переваривания пищи — пище варению.

Ведь не секрет, что с неких пор «методология» и «ме тодика исследования» оторвались от «социологического содержания», стали как бы полностью автономной отрас лью социальной науки. Они преподаются вне зависимос ти от самого предмета исследования, т. е. как нечто универсальное и самодостаточное, причем профессорами зачастую выступают люди, не имеющие какого-либо опыта самостоятельной эмпирической или теоретической рабо ты в науке. Этот эмпиризм худшего позитивистского тол-

[11]

ка спешит «измерять» и «обрабатывать данные» еще до того, когда будет социологически содержательно сконст руирован предмет исследования, и ученый сможет внят но определить, какого рода «данные» действительно ему даны. Подобные «измерения» и «подсчеты» как правило, оперируют с «предметами», составленными на базе по нятий здравого смысла, что ставит под вопрос их значи мость. В противовес этому центральное место в каждой главе настоящей книги отводится конструированию со циологического предмета. Такого рода конструирование осуществляется с помощью критики языка описания объекта, деконструкции заключенных в нем социальных классификаций и имплицитных объяснительных схем, связанных как с социальной позицией самого объекта, так и с позицией объективирующего субъекта (то есть собственно исследователя).

Многим отечественным социологам представляется, будто бы с помощью «метода» можно объяснить все или почти все. При этом, однако, забывается, что «метод» — это, возможно, и удобный, но отнюдь не произвольный прагматический набор операций. Противоположностью «методическому эмпиризму» выступает «теоретическая теория», которая в состоянии «исследовать» социальный мир, лишь полностью от него абстрагировавшись, разо рвав с ним практически и исторически, дистанцировав шись от практической логики. Преодолеть ложную оппозицию «методический эмпиризм—теоретическая теория» можно лишь в том случае, если реализовывать исследо вания, в которых теория служит рефлективным инстру ментом самоконтроля ученого и конструирования конт ролируемого предмета измерения. Необходимы исследо вания, в которых теоретически вооруженный социолог критически анализирует обыденные категории социального восприятия и оценки, разрывает с предпонятиями и т. д., но не отстраняется при этом от социального мира, а изучает его эмпирически.

Для лучшего восприятия и усвоения «Начал прак тической социологии» их чтение желательно предварить

[12]

изучением переведенных на русский язык трудов Пьера Бурдье, под влиянием которого во многом создавалась данная книга. В первую очередь речь идет о работах Пье ра Бурдье «Социальное пространство и символическая власть» (в кн.: Бурдье П. Начала. Choses dites : Пер. с фр. М.: Socio - Logos , 1994. С. 181-207) и «Социальное пространство и генезис "классов"» (в кн.: Бурдье П. Со циология политики: Пер. с фр. М.: Socio - Logos , 1993. С. 53-97).

Книга «Начала практической социологии» вошла в обязательную программу преподавания социологии во Франции. Она выдержала несколько изданий, ее общий тираж достиг огромной по французским масштабам цифры — двухсот тысяч экземпляров. Книга переведена на немецкий, итальянский, испанский, португальский и бол гарский языки. Настоящее русское издание является вторым, исправленным и дополненным.

Коротко об авторах. Патрик Шампань — профессор социологии Сорбонны и Высшей школы социальных наук, а также научный сотрудник Национального института исследований сельского хозяйства; Реми Ленуар — про фессор социологии в Сорбонне и Институте политиче ских исследований, Доминик Мерлье — профессор социологии в Сорбонне, Луи Пэнто — профессор Высшей школы социальных наук. Кроме того, все они работают в Центре Европейской социологии, директором которого в настоящее время является Реми Ленуар.

Переводчики: введение — А. Т. Бикбов и Е. Д. Вознесенская; первая, третья главы — Е. Д. Вознесенская; вто рая глава — А. Т. Бикбов и Г. А. Чередниченко; четвертая глава — Е. Д. Вознесенская и Д. В. Баженов; при уча- стии (первая и вторая главы) Т. В. Анисимовой.

И. А. Шматко

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.