Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Сорокин П. Общедоступный учебник социологии
Часть II. УЧЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, ФАКТОРАХ ПОВЕДЕНИЯ
И МЕХАНИКЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Глава VI. ВЛИЯНИЕ КОСМИЧЕСКИХ СИЛ (РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ) НА ПОВЕДЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Простые и сложные космические раздражители
Первую группу раздражителей, определяющих собой поведение и жизнь людей, составляют условия космического порядка. Под ними следует разуметь все силы и явления мертвой природы, изучаемые физико-химическими науками. Они могут быть простыми и сложными. Примером простых космических раздражителей поведения людей могут быть такие явления, как: свет, звук, теплота, цвет, влажность, электричество и т.п. физико-химические явления. Сложные космические раздражители составляются из простых путем различных соединений их. Таковы: климат данного места, гористость или долинность последнего, распределение воды и суши, изрезанность данного места реками или отсутствие последних, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи и др. космические условия.
Как отдельный человек, так и целая совокупность людей находятся и живут посреди множества космических условий, в своей совокупности составляющих космическую среду. Эти условия непрерывно воздействуют на нас, непрерывно нас "раздражают" и заставляют нас реагировать (отвечать) на эти раздражения. Холод вынуждает нас совершать поступки, направленные на то, чтобы согреться (напр., застегнуть пальто, истопить печку, зажечь костер, перейти из холодного помещения в теплое и т.п.). Свет и темнота, в свою очередь, вынуждают нас к ряду других поступков. То же, как увидим сейчас, приходится сказать и о других космических раздражителях. Все они служат "толчками", то и дело "дергают" нас и вызывают от нас ряд овтетных актов на свои толчки.
Остановимся, для примера, на более подробном рассмотрении двух-трех простых космических раздражителей. Возьмем такие явления, как свет, температура или звук.
Влияние света и темноты
Влияет ли свет и темнота на поведение людей и обусловливают ли они ряд явлений в общественной жизни? Собственное наблюдение каждого дает положительный ответ на этот вопрос. При свете мы
75
ведем себя иначе, чем в темноте. Свет является необходимым условием для большинства наших действий. В темноте мы не можем ни писать, ни читать, ни делать всякое сколько-нибудь сложное дело. Наше настроение при свете иное, чем в темноте; в последней многие люди чувствуют себя жутко, испытывают страх, тревогу и т.д. Свет необходим для здоровья. Без него люди хиреют. А поведение здорового и хилого резко различны друг от друга.
Из этих обыденных фактов мы видим, что свет и темнота действительно влияют на наше поведение.
Так как естественная смена света (дня) темнотой (ночью) зависит не от нашей воли, так как она является условием космического порядка, то отсюда следует, что космические условия не безразличны для поведения людей.
Влияя на последние, они тем самым влияют и на общественную жизнь. Наблюдая последнюю, мы видим в ней смену периода бодрствования людей периодом отдыха. Бодрствование обычно совпадает с светлыми часами суток; покой и сон с часами ночными. Днем жизнь людей бурлит, кипит, пенится; ночью она затихает, замирает, засыпает.
Значит, дневно-ночной ритм общественной жизни в последней основе вызван космическим процессом смены света и темноты. Им же порожден и целый ряд других явлений общественной жизни. "Тяга людей к свету" проявляется и в экономической жизни: места, комнаты, квартиры и т.п. солнечные, световые, ценятся обычно дороже, чем места темные и мрачные. В странах ослепительно светлых и жарких — наоборот. Проявляется эта тяга к свету и в религии в виде обоготворения света и солнца; дана она и в поэзии, в виде поэтических гимнов свету; дает она знать себя и на всем теле общественной жизни. Если бы не было искусственного света, то деятельность людей целиком зависела бы от смены дня и ночи: с наступлением последней им волей-неволей приходилось бы прекращать свою работу; от этого производительность соц. группы пала бы, предметов необходимости было бы выработано меньше, значит, они были бы дороже; раз дороже, то многие не могли бы приобрести их; нужда увеличилась бы; общее здоровье населения понизилось, смертность возросла, словом, социальная жизнь группы была бы существенно иной, чем в том случае, когда недостатка в свете не было бы. Сейчас в России, особенно в ее городах, с истощением запасов керосина и др. искусственных источников света мы видим указанное различие и зависимость общественной жизни от естественного света.
Из сказанного влияние света, как фактора поведения и общественной жизни, становится ясным.
В этом отношении мы были бы в полной зависимости от естественной смены света и темноты, если бы не имели в своем распоряжении искусственных источников света (лучина, факел, керосин, электричество и т.д.). Они искусственны в том смысле, что "да будет свет" здесь зависит от человека, а не от природы. Им, а не от природы, изобретены лампа, свеча, фонарь и др. виды искусственного света, позволяющие человеку освещать темноту или обратно — гасить свет и устраивать темноту среди
76
естественного света. Такая возможность управлять светом и темнотой искусственно есть уже результат социально-психических условий, в частности знания. Знание позволило человеку создавать свет и темноту искусственно. Оно же, вместе с другими социально-психическими условиями или силами, делает человека менее зависимым от космического света и темноты; эти же силы позволяют ему и заставляют его день превращать в ночь, и обратно, бодроствовать ночью и спать днем и т.д.; словом, они освобождают нас от подчинения этим космическим силам.
Основные теоремы
Итог всего сказанного можно сформулировать в виде следующих двух теорем или теорем или законов социальной механики: 1) космическое условие света и темноты влияет на поведение людей и вызывает целый ряд явлений в ряде областей общественной жизни: и в экономической, и в религиозной, и в поэтической, и в правовой и в других.
2) Но степень зависимости поведения человека и общественной жизни от этих космических условий тем меньше, чем больше сумма социальнопсихических сил, находящихся в распоряжении данного человека или, данной группы людей, сил, дающих возможность создавать искусственный свет и темноту.
3) Отсюда в качестве вывода следует третье положение, когда человек или социальная группа в своей деятельности оказываются во все большей и большей зависимости от естественного света и темноты, это значит, что они все более и более беднеют социально-психическими силами, освобождающими человека от их влияния, это значит, что они разоряются и теряют эти социально-психические богатства; и обратно - уменьшение зависимости поведения и общественной жизни людей от космического света и темноты означает постепенный рост соответствующих соц.-психических сил у данной группы людей.
Так наз. культурные группы, имеющие в своем распоряжении различные источники искусственного света (газ, керосин, электричество и т.д.), гораздо богаче соответствущими соц.-психическими силами, чем первобытный человек, почти целиком зависящий от естественного света и темноты. Население России за последние годы беднеет в этом отношении, ибо оно становится все более и более зависимым от этих космических условий; источников искусственного света в его распоряжении делается меньше и меньше. Из властелинов света и темноты мы становимся постепенно рабами этих космических условий.
Влияние температуры Все сказанное о свете с надлежащими изменениями применимо и к такому космическому раздражителю, как температура или естественная теплота и холод. Эти космические условия также являются "раздражителями" поведения людей. Ими вызваны и вызываются к жизни целый ряд явлений общественной жизни.
В силу свойств человека, он может жить не во всякой температуре. Как сильный холод, так и жар одинаково неблагоприятны для жизни.
77
Крайние температуры делают последнюю невозможной. Места, неблагоприятные по температуре, заставляют человека удаляться от них в места с подходящей температурой. Отсюда следствие - наиболее населенными частями земли оказываются области, благоприятные в температурном отношении. Значит, естественная температура влияет прежде всего на место оседлости человека. Это отчетливо подтверждается следующей таблицей плотности населения территории Сев. Амер. Штатов.
Градусы температуры Плотность населения (по Фаренгейту) на 1 кв. милю (1890 г.)
Ниже 40 4,69 40-45 12,51 45-50 28,61 50-55 31,02 55-60 22,78 60-65 - 17,89 65-70 - 14,16 70-75 7,49 Выше 75 3,59
Из этой таблицы видно, что области Америки с крайними температурами населены слабо или совсем не заселены. Места с благоприятной температурой заселены плотно. То же наблюдается и всюду.
Влияние космической температуры, однако, этим не исчерпывается. Оно сказывается на всем поведении человека и во всех областях общественной жизни. Холод и жар заставляют нас совершать тысячи разнообразных поступков. Холод вынуждает нас надевать теплую одежду и ее застегивать, жар - одеваться в легкий костюм, холод заставляет нас топить печи, разводить костер, покупать дрова, устраивать теплые помещения, приобретать теплую одежду, укрываться теплыми одеялами, стремиться от мороза в теплынь и т.п.; жар побуждает к обратным действиям: к купанью, к стремлению в тень, в прохладные места, к приобретению легкой одежды, к прекращению топки, к усиленному утолению жажды и т.д. Далеко не одинакова и наша деятельность в разных температурных условиях: при большом морозе или чрезмерной жаре мы не можем выполнять ряда работ; они же влияют и на продуктивность работы. Они влияют и на наше здоровье; а через него - на все наше поведение и на величину смертности в населении.
Не будь этих космических раздражителей, мы не выполняли бы бесчисленное множество подобных актов, наша жизнь была бы иной; иным был бы и весь ход общественной жизни.
Влияя на поведение членов группы, космическая температура влияет и на всю общественную жизнь. Это влияние сказывается во всех областях последней. В хозяйственно-экономической области космическая температура дает себя знать и в смене хозяйственной деятельности населения: в зимние месяцы не пашут и не обрабатывают землю, а делают это в течение весны, лета и осени, т.е. в течение теплых времен года; температура влияет на урожай, тем самым - на цену хлеба и др. продуктов, а через это на все благосостояние населения; температуре же обязаны мы целым рядом экономических явлений; дровяным и топливным
78
вопросам, обширной дровяной, торфяной, нефтяной и угольной промышленностью; через топливо она влияет на все производство, ибо фабричные и заводские двигатели, как и большинство других машин и двигателей, могут работать только при определенной температуре; вода превращается в пар только при 100° Цельсия; а пар - двигает станки и машины. Словом, это космическое условие вызывает сотни и тысячи явлений в экономической деятельности людей. Проявляется оно и в других областях общественной жизни, например в правовой. В правовой области оно вызывает многочисленный ряд законов; напр., недавний декрет о дровяной повинности населения, декрет о десятиградусной температуре, выше которой населению Петрограда запрещается отапливать свои квартиры; декрет о реквизиции дров, теплой одежды и т.д. Сказывается влияние температурных колебаний, вместе с другими космическими условиями, и в таких явлениях, как количество преступлений в разные времена года, увеличение и уменьшение самоубийств в разные месяцы, количество зачатий и рождений и т.п. Так, статистика говорит нам, что преступления против личности (изнасилования, убийства, телесные повреждения) совершаются всего меньше в декабре, январе; в феврале и в марте, начиная с марта, они начинают расти и достигают наивысшей цифры в июне и июле, с августа они начинают падать. И это повторяется из года в год. Преступления имущественные (кражи) идут иначе: их всего меньше совершается в сентябре, с октября число их растет и достигает наибольшей величины в декабре и январе, далее они начинают падать, достигая низшего предела в августе и сентябре. Это колебание кривой краж также повторяется из года в год. Самоубийств всего больше бывает в мае. Зачатий всего больше совершается в течение летних месяцев: в мае, июне, июле и августе. И это явление также повторяется из года в год.
Если не прямо, то косвенно такое чередование явлений вызывается чередованием времен года и соответствующей природной температуры.
Не будь этого космического условия - все эти явления не имели бы места; поведение и общественная жизнь людей в этом случае имели бы совершенно иной характер. Мы не будем подробно следить за всеми явлениями, которые вызывает космическая температура. Из сказанного ясна несомненность этого влияния.
Если бы раздражители человеческого поведения исчерпывались космическими условиями, то мы находились бы в полной зависимости от естественной температуры. Но так как рядом с ними наше поведение определяется раздражителями иного порядка, в частности социальнопсихическими раздражителями, то эта зависимость относительная. Социально-психические силы, в частности знание, дают человеку возможность создавать искусственным путем нужную ему температуру. Мы можем создавать тепло там, где царит естественный холод, и обратно. Используя огонь, дрова, уголь, нефть, торф, создавая теплые помещения, одеваясь в теплые одежды, мы по своему желанию создаем ту температуру, которая нам нужна. Это уменьшает нашу зависимость от естественного холода или тепла. И эта зависимость тем меньше, чем больше в нашем распоряжении тех социально-психических сил, которые
79
дают нам возможность создавать искусственную температуру. Этих сил в распоряжении культурных людей имеется в несравненно большем количестве, чем в распоряжении диких людей. Последние не умеют и не могут ни строить теплых помещений, ни устраивать печи, ни использовать силы электричества, нефти, торфа, ни создавать машины, передающие тепло на далекое расстояние, не производят теплой одежды и т.д. Все их средства борьбы с космической температурой ограничиваются простым костром, звериной шкурой да простой землянкой. Этих средств в цивилизованном обществе гораздо больше, поэтому оно менее зависит от космической температуры. Поэтому и здесь применимы те же теоремы, которые мы формулировали в применении к космическому свету:
1) Влияние космической температуры несомненно.
2) Степень зависимости человеческого поведения и общественной жизни людей от нее обратно пропорциональна количеству социальнопсихических сил, дающих возможность человеку создавать искусственную температуру.
3) Увеличение зависимости от космической температуры означает уменьшение этих сил, и обратно.
Влияние других простых космических условий
Таким же путем мы могли бы, далее, проследить и убедиться в влиянии других простых
космических условий, в влиянии звука, цвета, космического электричества, инерции, тяготения, жидкого, твердого и газообразного состояния тел и т.д. Каждое из этих космических условий является раздражителем нашего поведения и фактором общественной жизни. Каждое из них похоже на веревку, которая постоянно "дергает" нас, заставляет совершать одни поступки и воздерживаться от других. Каждое из них вызывает в общественной жизни ряд институтов, явлений, процессов, которые без них не могли бы иметь места. Но, в виду краткости учебника, мы не будем очерчивать влияние каждого из этих факторов. Сказанное о свете и температуре с соответствующими изменениями применимо и к ним.
Влияние сложных косми- Перейдем прямо к характеристике влияния ческих условий и косми- сложных космических условий, представляюческой среды вообще щих соединение всех простых космических раздражителей: космической температуры, света, звука, влажности и т.п. Совокупность всех таких космических условий образует космическую среду, которая окружает как отдельного человека, так и любое население со всех сторон. Люди погружены в такую среду. Она постоянно воздействует на нас, постоянно "раздражает" нас и заставляет нас непрерывно реагировать на эти раздражения. Иными словами, мы должны постоянно приспособляться к этой космической среде и приспособлять ее к своим потребностям.
Любой человек и любое население живет в такой космической среде. Она дана, в виду климата данного места, в виде определенного характера обитаемой местности: ее гористости или долинности, изрезанности или неизрезанности ее реками, состава и характера почвы, богатства или
80
бедности земли металлами и минералами и т.д. Все это вместе взятое составляет среду, которая похожа на пеленки, окутывающие нас со всех сторон. Из нее непрерывно исходят "толчки", определенным образом влияющие на нашу жизнь и заставляющие нас приспособляться к ней. Какова будет эта среда, таковым будет наше поведение и весь уклад жизни общества.
Постараемся сжато охарактеризовать влияние космической среды в целом на устройство и общественную жизнь любой социальной группы.
Космические условия в целом, во-первых, определяют место постоянного жительства социальной группы. Местами обитаемыми являются места, по космическим условиям удобные для жизни; необитаемыми или мало населенными служат места, неудобные для жизни по своим космическим условиям (по климату, по почве, по удобству естественных путей сообщения и т.д.). Правильность этого положения мы видели выше. История заселения земного шара и карта населенности различных областей земли делают эту истину бесспорной.
Во-вторых, определяя место постоянного пребывания группы, космические условия обусловливают уклад и общественную организацию населения. Это влияние достигается ими различными путями. Место постоянного жительства группы, удобное во всех отношениях, в частности богатое пищевыми запасами, вызывает оседлую жизнь населения. Место, не вполне благоприятное по космическим условиям, в частности бедное пищей, заставляет людей вести кочевой образ жизни. Оседлая жизнь ведет, далее, к постройке постоянных и прочных жилищ, кочевая жизнь — делает такие прочные жилища лишними и невозможными; она заставляет устраивать легкие, быстро создаваемые и быстро уничтожаемые жилища, удобные для перевозки (кибитки, шатры, палатки, чумы, юрты и т.п.), но этим цепь следствий, вызываемых космическими условиями, не ограничивается. Оседлость или кочевье, вызванное ими, определяют определенный харакер жилищ; это последнее, в свою очередь, вызывает ряд дальнейших следствий. Там, где население живет оседло и имеет постоянные и прочные жилища, там создаются длительно существующие коллективные единства. Длительно существующие группы, как мы видели, из неорганизованных становятся организованными, из беспорядочных упорядоченными; они с течением времени превращаются в государство, значит, космические условия влияют и на то, где и когда возникает государственная группа. Оставаясь на одном месте, оседлая группа размножается, количество ее членов увеличивается, от этого сила государственной группы растет, дает ей возможность вооруженной охраны своей территории и возможность нападения на другие группы. Это ведет к войнам, к созданию военных вождей и войска. Все эти условия, в свою очередь, отражаются на характере организации группы, на характере групповой власти и правовых отношений группы и т.д.
Стальная пружина часов приводится в движение нашей рукой. Заведенная, она приводит в движение ближайшее к ней колесо; это колесо, начиная вращаться, задевает своими зубцами следующее, это последнее — дальнейшее и т.д. Заводя часы, мы через пружины приводим в движение
81
и весь механизм часов. Нечто подобное движениям нашей руки, заводящей часы, представляет и влияние космической среды. Определяя место жительства людей и характер их жилищ, через посредство последних космические условия определяют и весь механизм общественной жизни. Жилище и оседлость, подобно пружине часов, определяют и вызывают возникновение государства и власти; власть группы начинает определять характер ее организации; характер организации группы обусловливает собой весь уклад групповой жизни и т.д. Таков механизм причин и следствий, вызываемых космическими условиями, приводящими в движение всю общественную машину.
К тому же результату космические условия приводят и иначе. Они определяют не только место жительства населения, оседлость или кочевье и т.д., но и способы добывания средств существования данной группы, т.е. характер хозяйственно-экономической деятельности населения. Исключая пока влияние других факторов, мы можем сказать, что каковы космические условия, таковыми будут и способы добывания средств существования данной группы, т.е. ее хозяйственно-экономическая деятельность. Население, живущее вдоль берега моря, с удобными бухтами и лесами, богатого рыбой, неизбежно разовьет у себя мореплавание, рыболовство и торговлю. Подтверждением служат древняя Греция, Финикия, современная Англия, Норвегия и т.д. Население, живущее на плодородной равнине, будет населением земледельческим. Таковы Россия, Венгрия, земледельческая Америка. Население степей, богатых травой, неизбежно разовьет у себя скотоводство, население мест, богатых углем, золотом и другими ценными металлами и минералами, разовьет угольную промышленность, добычу золота, серебра и др. ценных продуктов земли. Словом, хозяйственная деятельность населения (при прочих равных условиях) определяется характером космической среды, в которой она живет. Исследуя космические условия любого населенного места, мы заранее, дедуктивно, можем предсказать хозяйственную деятельность населения этого места. Возьмем для примера Нормандию. Изучение космических свойств Нормандии дает нам следующие данные. 1) Климат Нормандии влажен и благоприятен для роста трав и разведения льна. Отсюда предположение: в Нормандии должно быть развито скотоводство и льноводство. 2) Почва Нормандии богата рядом ископаемых минералов. Отсюда предположение: в Нормандии должна быть развита добыча и обработка этих минералов. 3) В Нормандии множество мелких водопадов и течений, которые могли бы служить дешевыми источниками энергии для мелких фабрик и заводов. Отсюда предположение: в Нормандии должна быть развита мелкая промышленность в форме множества небольших предприятий, приводимых в движение этими мелкими водопадами и течениями воды.
Таковы предположения, диктуемые изучениями космических условий Нормандии. Фактическая проверка этих предположений вполне подтверждает их.
На основании изучения космических условий различных областей России мы также могли бы предсказать хозяйственную деятельность
82
населения этих областей. Знакомство с тундрой нас привело бы к предположению, что жители тундры должны и могут заниматься только оленеводством, охотой и рыболовством; жители черноземной России должны заниматься земледелием; жители степей - скотоводством и отчасти земледелием, жители Кавказа и прикаспийских районов, богатых нефтью, должна развить богатую нефтяную промышленность; жители Донецкого бассейна, богатого углем, должны заниматься добыванием угля; в Туркестане, удобном для произрастания хлопка, должна быть развита добыча хлопка; на Урале, богатом железом, золотом и др. металлами, должна быть металлодобывающая и обрабатывающая промышленность; области, богатые лесом, должны развить лесной промысел и т.д.
Фактическое изучение хозяйственной жизни населения вполне подтверждает эти предположения. Космическая среда России положила вполне определенный отпечаток на всю нашу историю и продолжает влиять на нее и теперь. "Речная сеть русской равнины оказала сильное действие на разделение народного труда по местным естественным условиям. По большим рекам, как главным торговым путям, сгущалось население, по ним возникали торговые средоточия, древнейшие русские города... По ним же сложились потом политические области, земли, на которые долго делилась страна. Киевская земля - это область Днепра, земля черниговская - область Десны, ростовская - область верхней Волги и т.д." "Лес сыграл крупную роль в нашей истории. Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги хозяйственные, политические и даже нравственные: обстраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил его домашней посудой и мочалом. Лес питал народное хозяйство пушным зверем и лесной пчелой. Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки. Само государство могло укрепиться только под прикрытием лесов со стороны степи. Лес служил русскому отшельнику убежищем от соблазнов мира... По лесам свивались и гнезда разбоя". Лес наложил отпечаток и на весь душевный мир русского человека. "Сонная дремучая тишина леса пугала его, в глухом, беззвучном шуме его вековых вершин чуялось что-то зловещее. И древнерусский человек населил лес всевозможными страхами. Лес - это темное царство лешего одноглазого, злого духа озорника". «Степь, поле, оказывала другие услуги и клала другие впечатления. Она способствовала развитию хлебопашества на открытом черноземе и развитию скотоводства на травянистых степных пастбищах. Степь же заключала в себе и важные исторические неудобства. Отсюда постоянно грозил степной азиат своими набегами. Продуктом степи явился "козак - бездомный и бездольный", "гулящий" человек, человек волный, беглец от общества, удалец, мастер все разорить, но не любивший и не умевший ничего построить...» "На реке зато русский человек оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку - и было за что. При переселениях река оказывала ему путь; при поселении она - его неизменная соседка. В продолжении постной части года она кормила его. Для торговца она - готовая летняя и даже зимняя дорога. Русская река приучила своих прибрежных жителей к общежитию и общительности.
83
Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, наблюдать нравы и интересы чужих людей, меняться товаром и опытом, знать обхождение"9*. Оказала свое влияние и обширная, без конца и края, русская равнина на всю нашу историю.
Такими чертами характеризует ?.?. Ключевский влияние русской природы на нашу историю. Это влияние она продолжает оказывать и теперь. То же влияние оказывает природа любого места на его население.
Космические условия определяют не только хозяйственную деятельность населения, но и весь уклад гго жизни. Исключая различия, внесенные действием социально-психических факторов, в общем и целом народы, живущие в сходных природных условиях, имеют и сходный уклад жизни; народы, обитающие в различных природных условиях, имеют и различный образ жизни.
Народы, жившие и живущие в степях и пустынях, во многом сходны друг с другом. И древние скифы и современные киргизы, жившие в одинаковых космических условиях, во многом подобны друг другу. Их главная хозяйственная деятельность - скотоводство и пастушество. Образ жизни — кочевой. Жилища — легкие и подвижные. Торговля ведется караванами. Пищей является молоко и мясо. Весьма часты столкновения, взаимные грабежи и завоевания и т.д.
Совершенно отличны от них по укладу жизни народы горные, живущие в горной природе. Эта природа резко отлична от степей и пустынь. Весьма отличаются от степных народов и горцы. Но зато все горные народы во многом сходны друг с другом. Удобными местами обитания в горах служат горные плоскогорья. Жилища горцев обычно находятся здесь. Занятие их — постушество и земледелие на горных площадках. Жизнь сурова, поэтому у горцев особенно остро ведется борьба за существование. С ростом населения вся группа не может прокормиться; поэтому развивается уход части населения в другие места. Горы служат отличным убежищем гонимых, преступников и вообще независимого населения. Отсюда — независимость горцев, их смелые набеги на чужие страны, процветание грабежа и разбоя в горных странах. Горы мешают общению населения с другими народами. Всякие новшества сюда проникают с трудом. Отсюда консерватизм горцев; их жизни меняется медленно, нравы и обычаи, иногда самые нелепые, здесь сохраняются веками. Сходны горные народы друг с другом и по темпераменту, характеру, вспыльчивости и душевному укладу. Несмотря на большие пространства, отделяющие Кавказ, Пиренеи и Сицилию друг от друга, горные жители этих стран гораздо более сходны друг с другом, чем с жителями соседних долин или мест, резко отличных от горной природы.
Природа морского берега или морского острова резко отлична от природы степей и гор. Иной поэтому и уклад жизни жителей морских берегов и островов. Зато уклад жизни различных народов прошлого и настоящего, живших и живущих по берегам моря и на островах, во
84
многом сходен друг с другом. То же приходится сказать и о жителях тундр, и о жителях равнин, и т.д.
Влияние космических условий сказывается прямо или косвенно на всех сторонах жизни населения: правовые и нравственные убеждения горца весьма резко отличны от права народов, живущих в иных условиях. Такие явления, как убийство стариков, убийство детей или многомужество, или педерастия, явления часто встречающиеся у народов, живущих в местах, бедных пищей, - такие обычаи народами, богатыми пищей, считаются безнравственными. Поэзия жителя тундры не похожа на поэзию горных народов; их песни, сказки, поэмы, былины различны, их герои - то же, напевы - не похожи. То же приходится сказать и о других народах. Различными будут и верования, и нравы, и обычаи населения, живущего в разных природных условиях.
Таково вкратце влияние космических условий в целом. Мы видим, что это влияние несомненно. Оно сказывается в тысяче форм. Не учитывая его, мы не в состоянии объяснить себе многие явления в общественной жизни людей. Без учета роли космических условий мы не можем объяснить и различий в образе жизни и в занятиях разных социальных групп. Когда же мы принимаем во внимание их влияние - многое для нас становится ясным. Мы начинаем понимать, почему мы сами и другие люди ведем себя неодинаково в разных природных условиях, почему жизнь и организация одного народа сложилась так, а в другом иначе. Раз космические раздражители меняются (они иные зимой, чем, напр., летом), то, очевидно, должно соответствующим образом изменяться и поведение людей. Раз природные условия различны в разных местах, то, очевидно, жизнь и занятия населений этих мест не могут быть одинаковыми. Самоеды, живущие в неплодородной тундре, очевидно, не могли сделаться земледельцами или заниматься добычей угля, и обратно, житель плодородных равнин или южных степей не мог, подобно самоеду, сделаться оленеводом: олени в равнинах и в южных степях не водятся.
Природные условия каждого общества накладывают могучий отпечаток на всю его жизнь. И отдельно взятые, и взятые в своей совокупности они представляют первый разряд сил, влияющих на жизнь и поведение людей и народов.
Из сказанного уже достаточно правдоподобной становится мысль о закономерности общественных явлений и об обусловленности человеческого поведения причинной необходимостью. Мы видим, что "свободная воля" человека — красивая и приятная сказка, а не быль. Поведение людей и общественные явления подчинены, как и все, законам необходимости. Но так как эти явления весьма сложны, то нелегко распутать здесь цепь причин и следствий. Потому-то и казалось многим, что в мире человеческих явлений царствует не необходимость, а свободная воля. Теперь с этой приятной мечтой приходится расстаться.
Все предыдущее дает основание для следующей общей теоремы. Космическая среда как совокупность природных условий является фактором, определяющим поведение человека, уклад и ход общественной
85
жизни. Это значит, что поведение людей, общественная организация группы, жизнь, занятия и судьбы последней зависят от природных условий.
Ограничение влияния
Спрашивается теперь: абсолютна ли эта космических факторов зависимость? Всегда и всюду ли она другими факторами одинакова? Не имеет ли она различные степени?
Эта зависимость была бы абсолютной в том случае, если бы силы, которые влияют на жизнь и судьбу людей, исчерпывались космическими силами. Но выше мы указали, что дело обстоит не так. Общественная жизнь людей зависит не только от космических условий; на нее влияют раздражители биологические и социально-психические. Потому-то влияние космической среды силами этих последних разрядов может быть видоизменено и уничтожено. Потому же зависимость человека от природы может иметь различные степени, начиная с полной подчиненности природным (космическим) условиям и кончая подчинением их себе, властвованием над ними.
Если бы космические условия имели абсолютное влияние на поведение и жизнь людей, то, очевидно, люди и группы, живущие в сходных условиях природы, должны были бы быть совершенно сходными друг с другом. Между тем, обычное наблюдение говорит нам обратное. Чукчи и эскимосы, напр., живут в сходных условиях природы, но они кое в чем отличаются друг от друга: эскимосы имеют снежные дома, у чукчей их нет. Есть и другие различия между ними.
Ряд областей России по характеру природы похожи на ряд областей Северной Америки. Но население этих областей России и Америки по своей организации и укладу жизни весьма резко отличается друг от друга.
Если бы, далее, зависимость людей от космической среды была полной, то в одном и том же месте, при неизменных космических условиях, поведение людей и их общественная жизнь должны были бы быть неизменными и тождественными. Между тем мы видим обратное. Космические условия центральной России за последние два столетия мало изменились: климат остался прежний, гористость и долинность земли та же, реки текут по-старому, почва осталась той же. Словом, космическая среда осталась в общем неизменной. Неизменной должна была бы остаться и жизнь населения центральной России. Между тем, она за эти два века резко изменилась. При Петре Великом поведение и жизнь этой области были совершенно иными, чем в наше время: иной была хозяйственная деятельность людей того времени, иной была организация власти, иными были верования и убеждения населения, иными были исторические события, короче — все было иным. Космическая среда не изменяется, а жизнь и поведение людей меняются из года в год. В 1914 г. русские жили иначе, чем в 1919 г. За несколько годов произошли громаднейшие изменения. Значит, причина этих изменений не может заключаться в космических условиях, раз они остались прежними. Значит, влияние их не решающее. Наряду с ними, выходит, работают еще иные силы, которые и вызывают эти изменения.
86
Если бы, далее, космические условия имели абсолютное значение, то люди должны были бы тонуть в воде, ибо они тяжелее воды; а мы видим, что они прекрасно плавают по океанам на прекрасных пароходах. Очутившись в воздухе, люди должны были бы падать вниз; мы видим, однако, что они на аэропланах поднимаются и реют в выси неба. Где была вода - там люди устраивают сушу; на месте гор делают равнины, в непроходимых утесах пробивают туннели, болота превращают в прекрасные пастбища, безводные пустыни - в плодородные поля. Словом, люди не только зависят от космической среды, не только приспособляются к ней, но и сами приспособляют ее к своим потребностям, видоизменяют ее по своему произволу, властвуют над ней, подчиняют ее своим целям.
Это означает, что влияние космической среды не абсолютно, что есть другие силы и условия, которые позволяют человеку видоизменять это влияние, уменьшать свою зависимость от природы, освобождаться от деспотизма космических раздражителей.
Такими освобождающими силами являются силы биологические, и в особенности социально-психические. Они уменьшают власть природы над человеком. Они позволили и позволяют ему стать из раба природы ее господином.
Чем развитее человек или группа людей, чем выше и точнее их знания, тем больше количественно и качественно объем социально-психических, и отчасти биологических, сил, имеющихся в распоряжении человека или общества, тем зависимость их жизни и поведения от космических условий меньше, тем посредственнее влияют последние на ход исторических событий, тем дальше человек от положения раба природы и тем ближе он к положению властителя и повелителя космических сил.
Иными словами, степень зависимости поведения людей и общественной жизни группы от космической среды обратно пропорциональна количеству и качеству социально-психических сил, имеющихся в распоряжении данной группы.
Легко видеть, что зависимость населения Англии от космических сил гораздо меньшая, чем зависимость дикарей или первобытной группы. Последние — рабы природы, первые - цари космических сил.
Отсюда третья теорема: если в какой-либо группе (напр., в русском населении сейчас) ее зависимость от одних и тех же космических условий растет, это верный признак обеднения этой группы социально-психическими силами.
Это значит, что ее социально-психические богатства уменьшаются; чем быстрее эта зависимость растет, тем быстрее, значит, группа тратит свои социально-психические силы, тем быстрее это ужасное разорение происходит, и обратно, если зависимость группы от космической среды уменьшается, это верный признак обонищения группы социально-психическими силами. Чем быстрее эта зависимость падает, тем, значит, быстрее происходит накопление социально-психических сил, представляющих величайшее сокровище из всех богатств мира.
87
На основании этой теоремы следует признать, что население России (а отчасти и всего мира) за годы войны и революции растратило громадную долю своих соц.-психических сил. Быстрыми шагами идем к величайшему банкротству из всех мыслимых банкротств мира. За эти годы из властителей природы мы стали ее рабами. Если и впредь ход событий пойдет так же, если мир не воцарится, от этого рабства — рабства перед слепой природой - нас не спасут никакие декреты и конституции. Абсолютное рабство человека и абсолютный деспотизм природы — вот то, что несут на острие штыка все ревнители освободительной войны, ведущейся для уничтожения угнетения человека человеком, и всех войн вообще. Растрачивая силы во взаимной борьбе, люди попадают в рабство перед природой. Таково в основных чертах влияние космической среды и основные законы, определяющие это влияние.
Литература: Ключевский: Курс русской истории, т. 1, лекции III и IV; Майр: Статистика и обществоведение, т. I и II; Его же: Статистика и социология; Гернет: Преступление и борьба с ним, 378-384; Дюркгейм: Самоубийство; Л. Мечников: Цивилизация и великие исторические реки; Demolin: Comment la route cree le type social; Доленги: Важнейшие моменты в истории мысли, первые главы; М. Ковалевский: Современные социологи, гл. о географической школе; Хвостов: Социология (гл. об антропогеограф. школе); Барт: Философия истории, как социология (гл. об антропогеограф. направлении); Ратцель: Антропогеография; Спенсер: Основания социологии, т. I, §§ 1 по 24. — Полезно также познакомиться с курсами экономической географии. - Марек: Человек и лес. "Природа", 1913 г., сентябрь.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел социология
|
|