Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Сорокин П. Общедоступный учебник социологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I. УЧЕНИЕ О СТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА

Глава IV. СТРОЕНИЕ И РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

§ 1. РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НА МНОЖЕСТВО ГРУПП

Население как совокупность множества коллективных единств

В предыдущем мы познакомились с строением простейшей модели социального явления. Кратко рассмотрели его элементы, указали, почему взаимодействующие люди образуют коллективное единство. Указали основные условия возникновения, продолжения и распадения коллективных единств. Наконец, подчеркнули, что любое население распадается на множество таких коллективов или групп, а вся общественная жизнь образуется из множества таких процессов взаимодействия.
Теперь мы можем перейти к изучению строения населения любой заселенной области земной поверхности.
Из предыдущего уже ясно, что совместно живущие люди не одинаково сильно связаны друг с другом'. Население любой территории не представляет однообразной серой массы, чего-то единого целого, а оно распадается на множество коллективов или групп, члены которых сильнее обусловливают свое поведение, чем поведение лиц, принадлежащих к другим группам. Подобно тому, как частицы слюды не одинаково прочно связаны друг с другом, а образуют ряд слоев, легко отделяющихся друг от друга, так население какой-либо области распадается на ряд слоев или групп, члены каждой группы теснее и сильнее связаны друг с другом, чем с членами других групп. По линии таких групп население расслояется легче, оно все как бы составлено из множества отдельных групп или слоев, с тем отличием от слюды, что здесь расслоение сложнее; оно идет не только параллельными горизонтальными рядами, но и вертикальными, и по линиям, пересекающим друг друга. Возьмете ли вы население деревни или города, вы легко заметите в нем указываемое расслоение на ряд

46

седельных, более тесных групп или коллективных единств. Прежде всего Mbi видим, что в том населении имеется расслоение по семьям. И население деревни, и население города составлено из множества семейных коллективных единств. Члены каждой семьи теснее связаны друг с другом, чем с членами других семейств. Но семейным расслоением дело не ограничивается. Население города и отчасти деревни расслаивается и по иным линиям. Так, в населении города есть люди разных религий: православные, католики, протестанты. Католики чувствуют себя более близкими друг к другу, чем к людям иной веры. То же имеет значение для православных и протестантов. Значит, наряду с семейным расслоением имеется в населении расслоение на религиозные группы. Далее, в большом городе обычно живут подданные разных государств. В Петрограде есть русские, немцы, англичане, французы и т.д. Принадлежность к одному государству сильнее связывает граждан одного государства и образует из них особое коллективное единство. В силу этого население, где совместно живут подданные разных государств, снова расслаивается по линии государственной принадлежности, не совпадающей с линиями семейного и религиозного расслоения. Далее, любое население расслаивается на слои богатых и бедных, властвующих и подвластных, лиц различных профессий и т.д. Выходит, таким образом, что каждое население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом.

Обратной стороной такого положения дел является факт принадлежности каждого человека не к одному коллективному единству, а к многим социальным группам. Каждый из нас член не одного общества, а многих обществ. Так, по семейнородственной связи я принадлежу к одной группе - к своей семье, по связи подданства — к другой, к русскому государству, по религии — к третьей: Принадлежность каждого индивида к ряду социальных групп
к православной церкви; по профессии - к четвертой, скажем, к преподавателям университета; по партии - к пятой: скажем, к партии социалистов, по объему прав — к шестой, наприм., к подвластным и т.д. Выходит, что я являюсь членом множества различных социальных групп. Членом множества групп является и каждый человек в наше время. Эти группы друг с другом не совпадают, ибо русское государство, как группа, не совпадает с группой православной церкви: не все русские граждане православные, есть русские католики, магометане и т.д., и не все православные - русские подданные; есть православные румыны, сербы, болгары. Если социальную группу, образуемую русскими подданными, обозначим кругом, кругом же обозначим группу православных, то при наложении друг на друга эти круги не совпадут, а пересекутся. Расслоение по государственной принадлежности проходит по иным линиям, чем расслоение религиозное. Не совпадают с ними и линии расслоения по семейной, партийной, имущественной, профессиональной и т.п. принадлежности. Каждое из этих расслоений или группировок людей в более тесные группы проходит по своим линиям... Выходит, что каждый человек связан с мно-

жеством различных социальных групп; он является как бы столбом, от которого и к которому идут множество проволок, соединяющих его с теми различными группами, членом коих он является: с группой одноподданных, с партийной группой, с профессиональным союзом, с пайщиками кооператива и т.д. Каждая из этих групп не совпадает с другой. Каждую из них можно сравнить с особой электрической станцией, работающей независимо от других станций, а индивида - с абонентом множества таких станций; напр., приказ о мобилизации, он доходит до подданного государства и "дергает" его, напр., заставляет его идти на учет; пускается ток второй станции - религиозный, напр., призыв патриарха бороться с большевиками: он опять "дергает" индивида, являющегося членом православной церкви. Пускается ток третьей станции — партийной, напр., постановление партийного комитета агитировать и голосовать за такого-то кандидата, он опять "дергает" индивида, раз он является членом этой партии, и т.д. Поведение каждого из нас представляет непрерывное реагирование на такие "раздражения" или токи, исходящие из тех групп, с которыми мы связаны и членами коих состоим. То мы исполняем семейные обязанности и заняты семейными делами, то исполняем религиозные обязанности, то обязанности подданного и гражданина, то обязанности своей профессии (служебные), то обязанности партийные, то обязанности члена кооператива или любительского общества и т.д., то одна, то другая группа, с которой мы связаны, непрерывно "дергают" нас и заставляют отвечать (реагировать) на эти "дерганья". В этом и проходит большая часть нашей жизни.
Теперь легко понять, до какой степени жизнь и поведение каждого человека обусловлено поведением других людей, в частности тех социальных групп, членами которых, по воле или против воли, мы являемся. Человек похож на звонок, которым социальные группы, связанные с ним, заставляют постоянно звонить, нажимая то одну, то другую кнопку.
Такова обратная сторона расслоения населения на множество слоев или социальных групп. Это расслоение ведет к тому, что человек оказывается членом не одной группы, а множества различных групп. Такой факт в свою очередь, как видим, весьма резко влияет на поведение человека и делает его механизмом, который заводится и приводится в движение то одной, то другой из этих групп.

Литература: Сорокин. Система социологии, т. II, гл. I, II, III; Зиммель. Социальная дифференциация; Дюркгейм. Разделение общественного труда; Делевски. Социальные антагонизмы.

§2. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОСТЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Критерии важности

Теперь спросим себя: каковы же важнейшие из социальных групп, на которые распадается население. Мы видим, что население расслаивается на множество разнообразных коллективов. Каждый человек оказывается членом множества групп. Но очевидно, изучать все отдельные группы, начиная с какого-нибудь "общества любителей фотографии", нет возможности. Не все группы, далее, имеют одинаково важную историческую роль. От политики и поведения "общества любителей фотографии", насчитывающего пять человек, ничто не изменится: не будет ни революции, ни свержения

48

государственной власти, не зависит от него и поведение населения; иное дело такая группа, как государство. От ее поведения и поведения государственной власти зависит многое: зависят и судьба церкви, и судьба семьи, и судьба партии и судьба ряда других социальных групп. Политика государственной власти весьма сильно отражается и на поведении всего населения. Словом, влияние государственной группы бесконечно велико по сравнению с влиянием "кружка любителей музыки или фотографии".
Вот и важно выделить такие наиболее влиятельные группы, на которые расслаивается одно и то же население.
Не останавливаясь на подробностях, наиболее важными группировками населения мы должны признать те, которые при прочих равных условиях: 1) охватывают большее число членов (влияние государства, состоящего из сотни миллионов людей, больше, чем влияние какой-либо маленькой секты); 2) которые наиболее организованы (организованная сотня солдат, как мы знаем, может разбить и разогнать многотысячный митинг или неорганизованную толпу); 3) которые наиболее солидарны внутри (в группах, члены которых грызутся друг с другом, вся энергия уходит на внутреннюю борьбу; в группах солидарных, где все стремятся к общей цели, где нет внутренней борьбы, энергия не тратится даром).
Социальные группы, удовлетворяющие этим условиям, будут наиболее влиятельными социальными группами; распадение населения на такие группы даст основные линии социального расслоения.

Перечень важнейших простых социальных групп

Такими наиболее важными группировками населения нашего времени мы должны считать группы: 1) семейно-родственные, 2) государственные, 3) расовые, 4) языковые, 5) профессиональные, 6) имущественные, 7) религиозные, 8) объемно-правовые, привилегированно-обделенные, 9) партийные и 10) группу великих людей. Из сочетания их образуются группы сложные. Из сложных наиболее важными в наше время являются: национальность и класс.
Остановимся на самой краткой характеристике каждой из этих групп.
Население любой культурной страны распадается на семейные коллективы. Семьей называется группа, представляющая, с одной стороны, союз супругов, с другой — союз родителей и детей. Хотя каждая семья обнимает небольшое число членов, но так как семейств множество, то в целом семейная группировка охватывает огромное число членов. Семья - организованный и обычно солидарный коллектив. Поэтому семейная группировка людей является очень важной.

Семейная группировка населения

Важной она является и потому, что характер семейного уклада, характер семейной организации, в значительной мере определяет собой судьбу других социальных групп и судьбу самого населения. Какова семья народа, таковой будет и историческая судьба самого народа. Семья является той средой, куда каждый человек попадает с момента рождения. Семья - первая мастерская, куда попадают люди для переделки сразу после своего рождения. Семья - первый скульптор, который формирует

49

 

мягкую, как воск, неоформленную душу, - ум, волю, характер ребенка. Влияния семьи мы (за весьма редкими исключениями) избегнуть не можем. Плоха будет семья - плохими из ее рук выйдут на житейский базар и ее детища. Хороша будет семья — хорошими будут и ее продукты - люди. Подтверждение этому мы находим в изучении исторических судеб отдельных народов. Можно выделить три типа современной семейной организации: 1) тип семьи патриархальной, 2) тип семьи неустойчивой, ложно-индивидуалистической и 3) тип семьи индивидуалистической.
Характерной чертой патриархальной семьи является ее коммунистическое воспитание. Здесь молодые поколения приучаются полагаться не на себя и не на свои силы, а на силы общины, рода, коммуны. Личной инициативе не дается простора. Ребенок с малых лет приучается думать так, как все думают, поступать так, как поступают, жить в общине, слушаться общины, полагаться на общину. Таковы семьи пастушеских народов (киргизов, башкир и т.п.), живущих родами-коммунами. Из лона такой семьи выходят люди не энергичные, малоинициативные, не способные личными силами бороться за жизнь. Народы, имеющие такой тип семьи, народы ленивые, вялые, неизбежно побеждаемые при столкновении с народами индивидуалистическими. Примером таких народов служат народы Востока.
Семья неустойчивая, ложно-индивидуалистическая, похожа на патриархальную тем, что и она приучает молодые поколения полагаться не на свои силы. Но вместо общины-рода здесь занимает государство. Такая семья воспитывает человека как будущего чиновника государства. Человек привыкает полагаться на государство и все воспитание здесь направлено на то, чтобы получить диплом, нужный для занятия места в государственных учреждениях; отсюда - образование людей приноравливается к казенным программам; цель образования — вызубрить программу, сдать экзамен, - а там можно все перезабыть, раз человек добрался до казенного места. Из лона такой семьи выходят люди неустойчивые, казенные, будущие бюрократы и формалисты. Они не получают ни уважения к авторитетам, ни глубокого уважения к личности. Поведение их непринципиально, неустойчиво. Народы, имеющие такую семью, образуют государства, где царит бюрократия, государственная централизация, общественное мнение имеет малую силу и вес. Строй их непрочен. Революции здесь постоянны или часты. Несмотря на громадную кажущуюся силу таких государств, при столкновении с народами индивидуалистическими они побеждаются последними. Примерами народов, имеющих такой тип семьи, служат почти все народы Европы (Германия, Франция, Россия, Италия и др.), кроме англосаксов и скандинавов. Индивидуалистическая семья характеризуется тем, что здесь молодые поколения воспитываются с малых лет полагаться только на самих себя и больше ни на кого. Сообразно с этим в таких семьях с ребенком обращаются как с взрослым; приучают его к своим обязанностям, но и к правам. Все воспитание направлено на то, чтобы он сам мог бороться за свою жизнь, не полагаясь ни на общину или коммуну, ни на государство. Поэтому знания даются настоящие, а не казенные; человек воспиты-

50

вается не как будущий чиновник, а как самостоятельный гражданин общества. Отсюда - приучение к физическому труду, соответственно возрцсту и запросам не родителей, а будущей жизни детей, отсутствие привьички смотреть на детей, как на собственность, раннее отделение их от родителей и приучение к независимой жизни и т.д. Из лона такой семьи выходят люди энергичные, знающие, полные воли, с громадной инициативой, не полагающиеся ни на кого, кроме себя, все проверяющие своим опытом. Народ, имеющий такую семью, народ энергичный, сильный, творческий, непобедимый. Государственная власть у такого народа не может быть деспотичной, бюрократии - нет; царит "общественное мнение". Личность ценится и уважается. Примерами таких народов являются народы скандинавские и, в особенности, англосаксы. У них как раз семья организована по такому типу. И мы видим, что англосаксы действительно управляют миром. "На всем земном шаре мы не можем сделать шагу, чтобы не встретиться с англичанами, - пишет один французский ученый. Мы везде видим гордо развевающийся английский флаг. Из Канады и Соед. Штатов они управляют Америкой, из Египта и Кота - Африкой, из Индии диктуют свою волю Азии, из Австралии господствуют над Океанией; наконец, они же вершат дела Европы и всего мира... Англосаксы совершают нашествие на весь мир, и это нашествие представляет своего рода чудо, ибо завоеватель не располагает ни большой армией, ни сильной общественной властью. Он приходит не как германец с громадными батальонами и усовершенствованным оружием, а один, с мирною сохою. Его презирают, потому что не знают, что такое соха и что значит этот человек". Эти слова, написанные в 90-х годах, блестяще подтверждались великой войной и современными событиями. Англосаксы победили воинствующих германцев и по-прежнему правят миром.
Эти соображения достаточно ярко подтверждают важную роль семейной группировки и ее влияние на судьбы народов и других социальных групп. Мы видим действительно: какова семья - таков и народ. Пред силой семейной группировки нередко приходится отступать таким социальным группам, как церковь и государство. Попытки церковной и государственной власти изменить основы семейной организации обречены почти Всегда на неудачу, если реформа не требуется самим институтом семьи. Законы, издававшиеся государственной властью и церковью (напр., закон в Риме, пытавшийся ввести всеобщую брачную повинность или борьба церкви против невенчанных браков), не прививались в жизни, раз они шли вразрез с интересами семейной группировки. Самые громадные революции часто проходят не задевая основ семейного уклада. Это не значит, конечно, что при столкновении с другими социальными группами семья всегда выходит победителем и не испытывает никаких изменений. А значит только, что она — один из наиболее устойчивых и влиятельных социальных коллективов, в которые группируется население.

Государственная группировка населения

Население земного шара расслаивается не только на семейные группы, но и на государственные коллективы. Таковы коллективы, носящие название: Россия, Англия, Франция, Германия и др. Связью лиц, составляющих членов государства, является подчиненность вер

51

ховной государственной власти, одно подданство и целый ряд отношений, указываемых в "основных законах" государства. Государство является одной из самых влиятельных социальных групп. Оно обычно обнимает большое число членов. Оно является организованной сверху донизу группой. Члены одного государства чувствуют себя солидарными в силу принадлежности к одному государственному телу. Эта солидарность проявляется в том, что носит имя "патриотизм".
Государство весьма сильно влияет на поведение своих членов. С самого рождения мы оказываемся прикрепленными к государству. Через своих агентов оно, подобно ангелу-хранителю, присутствует при нашем рождении и его "узаконяет", и через них же оно присутствует и "удостоверяет" нашу смерть. Чуть не каждый шаг мы совершаем, сталкиваясь с агентами и законами государства. Путем тех и других оно направляет наше поведение и указывает нам, если мы законы государства преступим.
Область вмешательства государства в поведение людей изменчива. Бывали времена, когда государство вмешивалось в каждый шаг индивида: указывало ему, как он должен себя вести, как думать, как верить, как одеваться, что есть, когда работать, когда гулять, какую работу делать и т.д. Такова эпоха т.н. "полицейского государства", когда государственная власть всесторонне опекала подданных, как неразумных детей, и не предоставляла им никакой свободы. Такой широкий объем государственного вмешательства обычно бывает у народов воинственных, а у одного и того же народа в периоды и годы ведения войн. Последняя война сопровождалась увеличением государственного вмешательства у всех воюющих государств, у нас же она привела к небывалому деспотизму государства над населением (к коммунизму). Эти эпохи сменялись другими, лозунгом которых было: никакой государственной опеки. Государство не должно вмешиваться в жизнь граждан. Если последним предоставят полную свободу, они сами установят наилучшие порядки. Конечно, государство продолжало вмешиваться в жизнь подданных, но объем этого вмешательства был гораздо скромнее. Личность сама решала: как она должна думать, как верить, что говорить, что писать и печатать (свобода мысли, религии, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и т.д.). Она добилась свободы и не позволяла государственной власти вмешиваться в эти области своего поведения. У нас до революции 1917 года были порядки "полицейского государства". За время войны и у нас, и в других странах область государственного вмешательства возросла. После октябрьского переворота объем государственной опеки населения достиг небывалых размеров. В Советской России, как и в древних военных государствах: в Перу, Египте и др., государство пытается регулировать всю жизнь подданных. Населению предписывается, как и чем оно должно заниматься, как думать, как верить, во что одеваться, чем питаться, какие газеты читать, какие книги писать, каких ораторов слушать и т.д. Словом, вся жизнь граждан поставлена под опеку государственного недреманного ока. Едва ли можно сомневаться в том, что в дальнейшем, с наступлением мира, это громадное вмешательство государства должно пасть или уменьшиться в своем объеме.
Из этих замечаний мы видим, что влияние государственной группы на

52

жизнь и поведение населения громадно. Но государство весьма сильно влияет и на судьбу других социальных групп: семью, партию, профессии, церковь и т.д. От политики государственной власти весьма сильно зависит устройство и судьба этих групп. В столкновениях с государством эти коллективы нередко терпели поражение и принуждены были подчиняться велениям государственной власти. Это влияние государства столь значительно, что оно привело многих к мысли о всемогуществе государства. Государствоведы изображают нам государство чем-то вроде филаретонского бога; приписывают ему: вечность, всемогущество, вездесущность, неизменяемость и т.д. Многие отождествляют государство с обществом и думают, что кроме государственной группировки нет никаких других; и то, и другое, конечно, неверно. Мы видим, что государство только один из видов социальной группы, наряду с ним существует множество других социальных групп: церковь, семья, партия и т.д. Государство влиятельно, но не всемогуще. Умная государственная власть это сама сознает и потому не пускается на опыты, обреченные на неудачу. Немудрая власть часто издает множество законов, но они остаются на бумаге. Далее мы знаем немало случаев, где государство при столкновении с другими негосударственными социальными группами терпело поражение. Так было с семьей. В средние века государство было порабощено церковной группой. В Европе католическая церковь играла судьбою государственных союзов по своему хотению. Теперь могучим соперником государства выступают внегосударственные профессиональные и классовые группы. Словом, государство влиятельно, но не всемогуще. Оно не абсолютный монарх в среде других социальных групп, а только один из членов коллегии наиболее влиятельных социальных групп, перечисленных выше.
Население далее расслаивается по расовым признакам. Расовой группой называется совокупность лиц, сходных по своему анатомо-физиологическому строению, в частности по цвету кожи (черная, белая, желтая и краснокожие расы). Люди, принадлежащие к одной расе, чувствуют себя более близкими, чем с людьми другой расы. Чернокожий негр кажется нам, белым, каким-то чужим существом, мало похожим на нас. Слова "арот", "эфиоп", "черный дьявол" или "желтолицый дьявол" у белых рас стали ругательными словами. "Белый", "бледнолицый" являются ругательствами у небелых рас. Люди одной расы взаимно притягиваются, разных рас - отталкиваются. Появление негра в наших деревнях- событие. На него будут указывать пальцами. Им будут пугать детей. Даже в самых передовых странах, как Сев.-Американские Штаты, где негры давно живут бок о бок с белыми, до сих пор существует расовая отчужденность. Она выражается в том, что имеются свои кабаки, театры, школы, рестораны и т.п. для белых, свои — для черных. Англичанин не сядет за один стол с чисто одетым негром. Даже в тюрьмах белые и черные размещаются порознь. Негр-капиталист и негр-пролетарий часто чувствуют себя более солидарными, чем белый пролетарий и рабочий-негр. Недаром же негры не допускались в англо-американские профессиональные рабочие союзы (тред-юнионы).

Расовая группировка населения

Легко видеть, что это расслоение проходит по линиям, не совпадаю-

53

щим с линиями расслоения семейного, государственного и других. Расовая группировка очень численна. Она могла бы быть чрезвычайно влиятельной, если бы была достаточно организованной. Последнего условия часто не бывает. Поэтому действительное влияние расовых коллективов меньше, чем оно могло бы быть.

Языковая группировка населения

Дальнейшим расслоением населения является расслоение его по языковым социальным груп-
пам. Люди, говорящие на одном и том же языке, чувствуют себя более близкими, чем люди, говорящие на разных языках. Последние, согласно сказанному выше, не имеют в своем распоряжении наиболее удобного проводника — общего языка. Проявление этого расслоения мы можем наблюдать всюду. В городах, где живут разноязычные люди, русский тянется к русскому, немец к немцу, китаец к китайцу и т.д. Человек, попавший в чужую страну и не знающий ее языка, рад встретить лицо, говорящее на своем языке. То же мы видим и в пределах населения одного государства. Население России в зависимости от различия языка распадается на множество языковых коллективов; таковы группы: великоруссов, поляков, татар, черемис, зырян, армян, грузин, башкиров, эстонцев и т.п.
Легко видеть, что языковое расслоение проходит по линиям иным, чем линии государственного и расового расслоения. Население одного государства, напр. России, состоит из множества языковых групп. И обратно, одна и та же языковая группа по государственной принадлежности часто относится к двум и к трем государствам. Там было, напр., с польской языковой — и с украинской - группами. Поляки входили в состав России, Австрии и Германии. Украинцы — в состав России и Австрии. Немцы — в состав Германии и Австрии и т.д. Не совпадает языковая группировка и с расовой. Люди одной расы, напр. белые, говорят на разных языках, и обратно, люди разных рас могут иметь один язык.
То, что называется национальностью часто представляет не что иное, как языковую группу. Языковое расслоение, особенно за 19 и 20 вв., начинает играть громадную роль. Борьба за равноправие языка и языковых групп, борьба за "национальный суд", школу, за свою "национальную культуру", за "национальную автономию", — все это проявление влияния языковых социальных групп. Ряд государств, составленных из разноязычных народов, оказывается слабым и легко под напором влияния языковых групп распадается. Распадение России, Турции, Австрии — живое подтверждение этой части. Одноязыковая группа, разделенная между различными государствами, как части живого тела, стремится слиться и образовать свое государство. Это ведет к отпадению их от тех государств, куда они входили. Ведь 19 и 20 вв. стоят под знаком такого движения. Болгария, Сербия и Черногория выделились из Турции. Теперь выделяются из нее армяне. Италия выделилась из Австрии. Теперь присоединяются к Италии остававшиеся до последнего времени в составе Австрии области, населенные итальянцами. В 60 и 70 годах 19 в. ряд отдельных государств, состоящих из одной языковой группы - немцев - слился в одно германское государство. Теперь к нему стремится присоединиться и

54

немецкая часть Австрии. Поляки, разорванные между Россией, Австрией и Германией, в наши дни вышли из состава последних и образовали самостоятельное государство и т.д.
Отсюда мы видим, что языковая группировка действительно играет весьма значительную роль в исторических событиях. Это влияние можно легко наблюдать и в России. В ее распадении на ряд государств, в ее национальных сепаратизмах и движениях роль языковых групп огромна и дает себя знать на каждом шагу.
Расслоение населения на профессиональные группы представляет расслоение, опять-таки не сливающееся с другими видами расслоения.

Профессиональная группировка населения

Оно идет по своим линиям. Под профессией следует понимать постоянное занятие человека, служащее ему источником средств существования. Таковы занятия: врача, инженера, земледельца, фабричного рабочего и т.д. В современном населении профессий множество. Число их достигает нескольких тысяч; профессиональные занятия накладывают сильную печать на всю духовную природу человека, на его образ мышления, на его вкусы, привычки и интересы. Психология монаха - одна, врача - другая, солдата — третья, банкира — четвертая, рабочего - пятая. Сходство людей по профессии вызывает сходство их интересов, вкусов, привычек; делает одно - профессиональных лиц солидарными друг с другом. Однопрофессиональные лица взаимно притягиваются, разнопрофессиональные - отталкиваются. Проявлением этой тяги лиц, сходных по профессии, служат профессиональные объединения и Союзы, появившиеся уже давным-давно. Таковы были профессиональные коллегии в Риме (Collegiae fabrorum, pistorum и др.), средневековые цехи, гильдии, братства и профессиональные союзы нового времени. В настоящее время трудно найти профессию, члены которой не были бы объединены в целях совместной защиты своих интересов в профессиональные группы. Мы имеем профессиональные объединения врачей, инженеров, учителей, адвокатов, торгово-промышленных служащих, медиков, агрономов и т.д. вплоть до профессиональных шаек воров и преступников. Из множества профессиональных объединений особенно важную роль играют профессиональные союзы рабочих и капиталистов. Те и другие сейчас переросли границы государств и стали международными. Примером профессиональных объединений рабочих служат громадные рабочие Союзы, насчитывающие сотни тысяч и миллионы членов, таковы англо-американские трэд-юнионы, французская "Конфедерация Труда"6*, немецкие и русские профессиональные объединения. Примером профессиональных объединений капиталистов являются тресты и синдикаты, принявшие теперь также международный характер. В силу громадного количества членов рабочих профессиональных Союзов, в силу профессиональной их солидарности и организованности профессионального движения, это расслоение приобрело сейчас колоссальное значение; настолько колоссальное, что оно с успехом начинает конкурировать с государственными союзами. Ни одно правительство культурных государств не может сейчас не считаться с волей профессиональных союзов. Оно должно приспособляться к их требованиям

55

и уступать их давлению. Расслойка по государствам начинает сменяться расслойкой по профессиям: вместо "русские граждане" объединяйтесь, "германцы объединяйтесь", начинает все сильнее и сильнее звучать: "рабочие всех стран объединяйтесь", "капиталисты всех стран объединяйтесь". Профессиональная расслойка на наших глазах вступила в единоборство с государственной. И сейчас мы присутствуем лично и видим различные проявления этой борьбы. Война государств закончена, ее место заступает война гражданская, представляющая в значительной мере войну профессиональных групп, в частности войну рабочих союзов с союзами капиталистическими. Мир дрожит от этой борьбы, ее влияние чувствует каждый.
Сказанного достаточно, чтобы понять громадное значение этого расслоения и соответствующих профессиональных объединений.

Имущественная группировка населения

Расслоение по степени имущества или богатства, деление населения на богатых и бедных
с давних пор было и остается одним из самых важных расслоений. Борьба богатых и бедных заполняет собой историю человечества. Бедный притягивается к бедному, богатый - к богатому; но друг от друга они отталкиваются. Сходство имущественного положения, как и профессия, влечет за собой сходство интересов, взглядов, хотений и всего образа жизни. Бедный солидарен с бедным; богатый с богатым, но богатый и бедный враждебны друг другу. Они говорят на разных языках: "сытый голодного не разумеет". Отсюда вечная борьба тех и других, борьба, которая продолжается на наших глазах. Наша революция, в частности, представляла и представляет в огромной своей части именно проявление этого имущественного расслоения. Она шла под лозунгом "объединения бедноты и беспощадной борьбы с богачами", "с буржуями", "кулаками", "с помещиками" и т.д. "Мир хижинам и война дворцам", - такова другая формулировка сути этой борьбы: "буржуем у нас считался и считается всякий богатый". Достаточно человеку иметь приличную одежду — и для многих он делается буржуем.
Нетрудно видеть, что это расслоение по имуществу отлично от всех других. Часто оно смешивается с профессиональным расслоением. Это смешение ошибочно. Крестьянин-бедняк и крестьянин-кулак (богатый) принадлежат к одной и той же профессии (оба землевладельца и существуют обработкой земли. По имущественному же положению они стоят в разных группах. "Деревенская беднота" в наши дни поддерживала советскую власть, "кулаки" относились к ней отрицательно. Недаром и сама эта власть поддерживала бедноту и давила богатых крестьян. Эти факты показывают, что имущественное и профессиональное расслоение далеко не всегда совпадают. То же применимо и к другим профессиям.
Как сказано, борьбу богатых с бедными мы видим на протяжении всей истории человечества. Она не исчезла и теперь. И, очевидно, не исчезнет до тех пор, пока существуют богатые и бедные, дворцы и лачуги, миллионы у одних и голодная смерть у других. Социальная группа бедных гораздо численнее, чем богатых. Но далеко не всегда она выходила победителем из борьбы. Одной из причин такого исхода борьбы была неорга-

56

низованность бедных. По мере роста последней растет и влияние бедных слоев населения. Чем выше будет эта организованность, тем больше шансов на победу бедняков в их борьбе с богачами.

Религиозная группировка населения

Расслоение населения по религиям - факт общеизвестный. Примерами религиозных социальных групп могут служить: группа лиц, в своей совокупности образующих православную церковь, церковь католическую, протестантскую, буддийскую, исламистскую или религиозные секты молокан, хлыстов, штундистов и т.п. Из них особенно влиятельными являются церкви, обнимающие большое число членов. Таковыми являются религии: буддийская, христианская и магометанская. Число их членов исчисляется десятками миллионов.
Сходство религиозных верований вызывает особую солидарность между людьми одной религии, несходство - отчужденность. Эта отчужденность в прошлом (отчасти и теперь) была столь велика, что людей инаковерующих не считали людьми. Их считали "погаными", "еретиками", "безбожниками". Не только позволялось, но считалось похвальным убивать и наказывать лиц, имевших иные религиозные убеждения. "Война с неверными", с "нехристями" поощрялась. В средние века еретиков, т.е. лиц инаковерующих, тысячами сажали в тюрьмы, преследовали, пытали и убивали, жгли на кострах, отсекали головы, вешали и т.д. Жертвы "святой инквизиции" насчитывались сотнями тысяч. Религиозные войны были обычным явлением. Война магометан с другими народами, христиан - с неверными, католиков с протестантами, православных с раскольниками, преследование сектантов и т.д. - все это заполняет собой летописи прошлых столетий. Люди верили, что они делают доброе дело, угодное Богу, отправляя на тот свет людей из-за различия двуперстия или триперстия, слова "Исус" или "Иисус", из-за различия того или иного догмата. У нас до 1905 года продолжались преследования еретиков, сектантов и др. инаковерующих. Полной религиозной свободы и равенства нет и теперь еще. В ряде государств религиозные различия и теперь еще не вполне потеряли значение.
Религиозная группа оказывала и оказывает большое влияние на поведение верующего члена. Немалое влияние она оказывает и на судьбу других коллективов. В прошлые столетия церковь, как религиозная группа, имела силу колоссальную; от мановения церковной власти зависела судьба государств и ряда других групп. Как организованная группа, церковь, напр., католическая, во главе с папой играла колоссальную роль. С течением времени эта роль уменьшилась. Личность, придавленная деспотизмом церкви, объявила бунт против нее и добилась свободы религиозных убеждений. Но роль и влияние религии не исчезло и до сих пор. Она продолжает оказывать свое влияние на поведение населения и служит связью между единоверцами. В периоды государственного разложения религия выступает как действенная объединяющая сила, скрепляющая в одной целое рассыпанные части государства. Так было у нас в смутное время. Так обстоит дело и теперь. В этом положительная общественная роль религии. Нет надобности доказывать, что религиозное расслоение не совпадает со всеми остальными.

57

Группировка населения социальному рангу

Совершенно особым расслоением населения по является его расслоение по социальному рангу объему прав. Оно не совпадает ни с каким другим. Возьмете ли вы государственную
группу или церковь, или партию, или профессиональное объединение, или любую социальную группу, — везде вы увидите распадение членов этих групп на два слоя: на "высших" и "низших", "привилегированных" и "обделенных", "властителей" и "подвластных", "лидеров" и "последователей" и т.д. К "высшим" в государстве относится власть и близкие к власти группы, в церкви - глава ее: папа, синод, патриарх, далай-лама и высшие церковные иерархи, в партии — комитет и лидеры, в профессиональном союзе - правление и т.д. Везде здесь имеются "влиятельные" лица и слои и невлиятельная, управляемая масса. Словом, имеется социальное неравенство в том или ином отношении. Оно выступает в тысяче форм, во всяком социальной группе. С этой точки зрения последняя делится на два слоя: высший и низший, с массой слоев промежуточных. Объем прав (юридически или фактически) того и другого слоя неодинаков. В итоге — наблюдается обычное явление: обделенность сближает обделенных в одну группу, привилегированность сближает привилегированных. Но это же обстоятельство разъединяет и делает врагами оба слоя. И чем резче различие между привилегированными и обделенными, тем глубже пропасть между ними, тем острее их взаимная борьба. Особенно важное значение имеет это расслоение в больших социальных группах, как, например, в государстве. Неравенство прав населения в государствах имело место с первых времен истории. Вражда господ и рабов, патрициев и плебеев, аристократии и народа, низших каст с высшими, обделенных сословий с привилегированными, обделенных классов с классами господствующими - все эти явления, заполняющие собой историю, представляют формы и проявления очерчиваемого расслоения.
Хотя со времени французской революции и провозглашено равенство всех перед законом, однако это равенство далеко еще не осуществлено. До сих пор и юридически, и фактически объем прав властвующих лиц и групп их неравен объему прав подвластных, права мужчин не равны с правами женщин, права богатых — с правами неимущих; лица одних вероисповеданий привилегированны, других обделены, не равны права разных национальностей и т.д. Неравенство в тысяче форм продолжает существовать: одни по-прежнему обделены, другие привилегированны. В одних странах обделены трудовые слои, в других, как у нас, - буржуазия. Феодализм - не умер. Не только в государственной группе, но и во всех других группах, вплоть до партий, и партий социалистических, расслоение на руководящее властвующее меньшинство и руководимое подвластное меньшинство продолжает существовать. Изменились только формы. Олигархия в группах социалистов, вплоть до коммунистов, факт бесспорный. Между объемом прав лидера или лидеров социалистической партии и объемом прав ее рядового члена разница меньше, чем между римским папой и рядовым католиком, но все же она весьма значительна. Это неравенство не удалось уничтожить и тем партиям, которые выставляют

58

своим лозунгом равенство всех людей. Коммунизм не уничтожил неравенства в России. Он изменил только его формы.
До тех пор пока на деле неравенство и социальная табель о рангах будет существовать, громадное значение будет иметь и это расслоение. Неизбежной будет и борьба между привилегированными и обделенными.
После сказанного нетрудно видеть, что то расслоение населения не совпадает ни с одним из предыдущих. Оно идет по своим линиям.

Партийная группировка населения

Она опять является группировкой самостоятельной , не совпадающей со всеми остальными. Не совпадает она с имущественной группировкой, ибо, как показывает исследование состава современных партий, во всех партиях есть члены принадлежащие и к богатым, и бедным. Даже такие, наиболее однородные по составу, партии, как партии социалистические, включают в свой состав лиц разных имущественных положений. Не совпадает партийная группировка и с расслоением профессиональным: каждая партия включает в свой состав лиц разных профессий, с одной стороны, с другой — сами профессиональные организации, в том числе и рабочие, беспартийные.
Деление населения на партии - явление старое. Оно было в древнем Риме, в древней Греции, в древней Византии и живет до сих пор. Примерами партийных социальных групп могут служить партии коммунистов, социал-революционеров и социал-демократов, кадетов и монархистов у нас, либералов, консерваторов и рабочей партии в Англии, соц.демократов, спартаковцев, католического центра в Германии и т.д.
В новейшее время это деление на партии играет весьма значительную роль. В переходные и революционные эпохи эта роль значительно возрастает. Государственная власть нередко захватывается одной партией и властвование превращается в диктатуру последней. В такие моменты влияние и историческая роль партий становится особенно большой. Но было бы ошибкой полагать, что партия, подобно государству, всемогуща. Ее влияние ограниченно. Ограниченно потому, что далеко не все население входит в партии. Даже в странах, где, как в Англии, партийная жизнь особенно развита, партии включают в свой состав не более 10-15% населения. Во-вторых, любая партия сильна лишь до тех пор, пока ее политика удовлетворяет большинство населения. Если этого удовлетворения нет - а история показывает, что любая партия может удовлетворить население лишь в течение небольшого ряда лет, в лучшем случае, то партия теряет своих членов, на ближайших выборах проваливается; если же выборов нет и партия диктаторствует, — ее диктатура свергается насильственно. Подтверждением сказанному служит насильственное свержение диктатуры Горы и Робеспьера во время великой французской революции, свержение диктатуры Кромвеля и его партии во время английской революции и т.д. Там же, где судьба партии решается избирательными бюллетенями, подтверждением сказанному служит колебание избирателей от партии к партии и непостоянство их партийных симпатий. Партия соц.-революционеров у нас в течение первых месяцев после революции разрослась до колоссальных размеров и на первых выборах

59

в органы Земского и Городского самоуправления одержала блестящую победу. Через два-три месяца она растеряла большинство голосов и потерпела поражение. То же происходит и во всех странах, вплоть до Англии. Само собой разумеется, этот факт качания и "изменнического" перехода избирателей от партии к партии может проявиться лишь там, где имеются свободные выборы. Где таковых нет, там на выборах всегда проходят (вернее, назначаются) кандидаты правящей партии. Но тогда последнюю постигает насильственное низвержение. Вот почему, отдавая должное социальной роли партийных групп, не следует эту роль преувеличивать.
Таковы наиболее важные группы, на которые расслаивается население современных культурных стран. Само собой разумеется, что этими группами не исчерпывается расслоение населения. Оно дано в тысяче других форм. Помимо этих групп существует в населении бесконечное множество других группировок и обществ - экономических, научных, литературных, благотворительных, спортсменских и т.д. Одно перечисление их заняло бы десятки и сотни страниц.
Но роль всех этих групп незначительна по сравнению с социальным влиянием групп перечисленных. Ход общественной жизни, судьба населения и исторические события определяются, главным образом, поведением и взаимоотношениями описанных важнейших коллективов. От их поведения, тактики, политики взаимоотношений зависит, какое направление примут общественная жизнь населения, его организация, судьба и поведение каждого члена населения. Каждая из этих групп борется за свое существование и индивидуальность. Сообразно с этой борьбой меняются их взаимные отношения. История показывает, что взаимоотношение их весьма сложно и изменчиво. Сейчас две или большее число этих групп борются друг с другом, завтра борющиеся действуют согласно и выступают против других групп, сделавшихся врагами. Солидаризация и антагонизация их исторически изменчивы. Церковь и государство то борются друг с другом, то выступают согласно против третьего врага, напр., класса. То же применимо и к другим группам. В одну эпоху на исторической сцене главным действующим лицом являются одни группы, напр., церковь в средние века, в другие эпохи — другие, напр., государство в новое время, профессиональные объединения в наше время и т.д.
Как видно отсюда, строение населения очень сложно. Эта сложность возрастает, если учесть подвижность линий расслоения и их взаимную борьбу.
Группа великих людей Из всего вышесказанного вытекает, что историческая и общественная жизнь зависит от поведения всего населения и главных групп, на которые оно распадается, а не от воли отдельных людей. Но из этого не следует, что влияние всех людей одинаково. По силе общественного влияния люди не равны: влияние Христа, Наполеона, Дарвина или - Эдиссона не равно влиянию рядового человека П. В каждой социальной группе имеется небольшое число лиц, являющихся ее вожаками, выразителями и организаторами. Такие лица есть и в науке, и в искусстве, и во всех областях человеческой деятельности. Их называют гениями, талантами, великими людьми, знаме-

60

нитостями и т.д. Число их невелико, но общественная роль их громадна. По вычислениям одного ученого, со времен Перикла до 1850-70 гг. жило на земле около 46 000 000 000 людей7*. А лиц, получивших известность, гениев, талантов и знаменитостей во всех сферах общественной жизни было всего около 1 000 000. Значит, каждый сколько-нибудь крупный человек приходится в среднем на 450 000 обыкновенных людей.
Несмотря на такую малочисленность великих людей, их роль все же велика и потому заслуживает упоминания. Им мы обязаны величайшими открытиями в области науки, часто перевертывающими всю общественную жизнь. Влияние таких изобретений, как применение пара и электричества, как изобретение телеграфа, телефона, радио и других физических и химических открытий, - громадно. Столь же громадное значение имеют открытия в других областях науки.
Великие люди являются главными творцами искусства и художественных ценностей. Великие же люди выступают как образцы человеческого поведения в области нравственности и взаимоотношения людей друг к другу. Они же являются организаторами общественных порядков. Словом, их влияние несравненно больше, чем можно судить по их численности. Их услуги человечеству громадны. Эти услуги, подобно благотворному влиянию солнца, падают благодатным дождем на всех. Они являются тем здоровым бродилом, которое приводит в движение массы рядовых людей.
Вот почему каждая страна должна беречь своих великих людей. Вот почему ничего не может быть безумнее и глупее, как уничтожение разными правительствами и народами этих редких и лучших цветов человечества. Однако это уничтожение было и продолжается в истории. Сократ был отравлен, Христос - распят, Джордано Бруно, Ян Гус и Сервет - сожжены.
Великий химик Лавуазье погиб на эшафоте во время террора французской революции и т.д. А сколько выдающихся лиц погибло в тюрьмах, в ссылках, на эшафоте, от бедности и лишений.
Их гибель - ущерб всему человечеству. Систематическое уничтожение всех сколько-нибудь выдающихся лиц в Испании испанской инквизицией повело к небывалой умственной и нравственной нищете этой страны. То же в разных размерах можно утверждать и относительно других стран. Великие люди - общечеловеческое сокровище. Уничтожая их, мы уничтожаем общую ценность. Пора бы это запомнить всем народам и правительствам. Но, увы. Эта простая истина до сих пор не усвоена. Музейные вещи научились ценить и сохранять. А то, что дороже, ценней, полезнее всякой вещи — человека вообще и великих людей, в особенности, — продолжают уничтожать: реакционеры уничтожают за революционность, революционеры за контрреволюцию, атеисты уничтожают за религию, верующие за неверие и т.д.

Критика упрощенных и односторонних теорий

Безумная и слепая политика. Из всего сказанного о расслоении населения
вытекает ошибочность однобоких теорий. Неверны все те мнения, которые считают: 1) что человеческое общество представляет нечто единое и не имеет

61

никаких расслоений; 2) ошибочны взгляды тех, кто полагает, что население расслаивается только по одним линиям, что оно распадается только на государства или только на религиозные группы, или только на партии, или только на расы. Дело обстоит, как видим, гораздо сложнее. 3) Наконец, неверны все теории, которые весь ход общественных явлений пытаются объяснить борьбой различных частей одного расслоения; напр., только борьбой рас или только борьбой государств, или только борьбой классов и т.д. И в этом отношении дело бесконечно более сложно. Ход исторических событий определяется многосложными взаимоотношениями — соглашением и борьбой всех перечисленных групп. Свести общественные процессы к одной борьбе классов или государств, или церквей и т.д. невозможно. Такое упрощение в корне ошибочно.

Литература: Сорокин: Система социологии т. П. гл. П.
О семейной группировке —Демалэн: Аристократическая раса; Покровский: Основные проблемы гражданского права, гл. X.
О государственной: курсы государственного права, гл. I, IV, VII, XVII и XVIII, Дюги, Эсмэна, Лазаревского; Покровский: Основные проблемы гражданского права.
Спенсер: Личность против государства; Спенсер: Основы социологии т. II §§ 258—261 ; т. II. гл. о военном и промышленном типах общества.
О расовой группировке - Ж. Фино: Агония и смерть человеческих рас; Брикнер: Расы и народности человечества; Ратцель: Антропогеография; Крживицкий: Антропология.
О языковой группировке см. статьи и работы по национальному вопросу. Рубакин: Среди книг, т. III ч. П-я.
О профессиональной группировке - Туган-Барановский: Основы политической экономии, гл. о профессиональных организациях рабочих; Сборник: Вопросы момента, ст. Лагарделя; Чернов: Собрание сочинении: Основные вопросы пролетарского движения.
В. Ульянов: Государство и революция; Каминка: Тресты и Синдикаты предпринимателей; Гильфердинг: Финансовый капитал.
Имущественная группировка: См. ниже литературу о классах.
Бершитейн: Классы и классовая борьба; Солнцев: Общественные классы.
Религиозная группировка: См. статистические данные о численности членов различных религий. - Сорокин: Э. Дюркгейм о религии. Нов. идеи в социологии, сбл. № 4; Кидд: Социальная эволюция; Ч. Ли. История инквизиции.
О социальных рангах: Читай исторические работы о рабстве, истории каст и сословий. Солнцев: Общественные классы.
Партийная группировка - Джефсон: Платформа, ее возникновение и развитие; Спиридович: История партии соц.-революционеров. История партии коммунистов; Ostrogorski: Le democratie et les parties politiques.
О великих людях - Михайловский: Герои и толпа. Еще о героях и толпе; Тард: Законы подражания; Карлейль. Герои и героическое в истории; Оствальд: Великие люди. Биографии великих людей в издании Павленкова.

§3. СЛОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ЛИНИЯМ СЛОЖНЫХ ГРУПП

Очерченными группами расслоение населения не кончается. Оно сложнее. В предыдущем перечне важнейших групп мы брали группы простые. Мы предполагали, что членов каждой группы связывает только одна какая-либо связь: семейная или государственная, или партийная и т.д. Сообразно с этим мы очерчивали основные линии простой группировки. Но подобно тому, как в химии встречаются не только простые химические
62

Понятие сложной группы

тела: водород, азот, кислород, но и химические соединения, - напр., Н^О, Н^ и СО, так и в составе населения имеются не только простые группы, члены которых связаны одной какой-либо связью, напр. религиозной, но имеются группы составные, члены которых объединены одновременно рядом связей. Так, ряд лиц может принадлежать к одному государству и к одной религии (напр. русские подданные и православные). Такая группа группа сложная: члены ее объединены не одной, а двумя связями — религиозной и государственной. Эти две связи похожи на два обруча, скрепляющие одни и те же доски бочки. Таких связей может быть и три. Так, ряд русских подданных, православных по вере, говорящих на черемисском языке, составит группу тройной сложности, группу государственно-религиозно-языковую. Они скрепляются уже не одним, а тремя обручами: государственным, религиозным и языковым. Может быть, далее, составная группа четвертой сложности, пятерной, шестерной и т.д.
Каждая из таких сложных групп похожа на сложное химическое тело, в котором отдельные химические элементы, простые связи неразрывно соединились в одно химическое целое.
Все такие составные группы, члены которых объединены не одной связью, а двумя или большим числом "обручей", нужно отличать от вышеописанных простых групп. Условимся называть их сложными социальными группами.

Разнообразие сложных групп

В истории даны самые разнообразные виды сложных групп. Во-первых, имеются сложные
группы двойные, тройные, четверные и т.д., составленные из сочетания двух, трех, четырех простых группировок. В этих случаях к одной линии расслоения присоединяется другая, третья, четвертая; от этого линия становится глубже, как глубже становится какая-либо черта, проведенная ножом, если ножом проводить по той же черте второй, третий и четвертый раз.
Различаются сложные группы не только по числу простых связей, но и по их характеру. Религиозная группировка может соединиться с государственной и дать сложную религиозно-государственную группу (напр., русские - православные); в другом случае религиозная связь может соединиться с связью языковой и дать религиозно-языковую группу (напр., группа лиц, говорящих на татарском языке и магометан по религии). В третьем случае религиозная группировка может сочетаться с расовой и дать религиозно-расовую группу (напр., желтокожие - буддисты) и т.д. Столь же различно могут соединяться друг с другом и другие простые группировки. И не только по две, как в этих примерах, но по три, по четыре и больше.
Теперь не трудно понять все возможное разнообразие сложных групп. В истории человечества мы и находим действительно самые разнообразные (и по числу соединившихся простых группировок, и по сочетанию последних) сложные группы.
Типичные и не типичные Но не все из них одинаково характерны для сложные группы различных времен и народов. Для одного населения, определенного времени в ряду многих
сложных групп характерны одни группы, для другого населения другие.
63

Если мы возьмем население Индии прошлых времен, а отчасти и нашего времени, то для его строения характерна наличность сложных групп, носящих название касты. Каста - это сложная группа, члены которой объединены связями: семейно-родственной (члены одной касты связаны узами крови и родства), профессиональной (члены одной касты принадлежат к одной и той же профессии), религиозной (все они одной религии), объемно-правовой (члены высших каст привилегированны, низших бесправны), имущественной (иногда), расовой и языковой. Как видим каста чрезвычайно сложное тело: обручей, связывающих в одно целое членов касты, не один и не два, а, по меньшей мере, пять. Значит, кастовая группа сколочена крепко. Обратной стороной этого явления служит глубина расслоения между различными кастами. Раз по одной и той же черте проходят пять линий расслоения, пять трещин, слившихся в одну, понятно, что эта трещина глубока и резко отделяет одну касту от другой. В итоге, карта расслоения населения Индии, кроме линий простого расслоения, имеет еще глубокие линии расслоения по кастам как сложным группам определенного состава.
Такая сложная группа типична для населения Индии. Но она не типична, например, для современного населения Европы. Там нет сложных групп, как каста. Но зато есть сложные группы иного строения, типичные для населения современной Европы и не типичные для Индии.
Национальность и класс как типичные сложные группы нового времени Примером их могут служить сложные группы, во-первых, государственно-языковая, во-вторых, профессионалыю-имущественно-объемно-правовая. Первую государственно-языковую группу можно назвать национальностью. Вторую - классом. То, что обычно называют национальностью, представляет чаще всего группу лиц, говорящих одним, языком и составляющих одно государство. Такая группа стала играть особенно важную роль в 19 и 20 веке. Эти столетия ознаменованы стремлением населения расслоиться, так, чтобы группы лиц, объединенных общностью языка, составляли особое государство. Сообразно с этим стремлением мы действительно видим, что государства, составленные из разноязычных народов, распадаются; обратно: население, говорящее одним языком, но разорванное по государственной принадлежности на части, соединяется в одно целое и образует свое национальное государство. Разноязычные государства: Турция, Австрия, Россия в течение веков распадались. Из Турции выделились Греция, Болгария, Сербия, Черногория; из Австрии - Италия и польское население, из России в последние годы выделились: Финляндия, Польша и др. языковые группы. Немцы до 60-70 годов 19 века, образовавшие ряд государств, слились в одну Германскую империю; на наших глазах языковая группа поляков образовала самостоятельное Польское государство; то же приходится сказать о Венгрии (чехо-словаки), Финляндии; немецкая часть Австрии стремится слиться с Германией, итальянские области Австрии сливаются с Италией, югославские области присоединяются к славянским государствам; словом, идет деятельное расслоение населения Европы по

64

языково-государственным группам. Государственная карта мира перекраивается по принципу языкового расслоения.
Такова важнейшая сложная группа, типичная для Европы 19 и 20 вв. Эти столетия стоят под знаком национальных движений. Национальная группа, как сложная государственно-языковая группа, играла и играет громадную роль в исторических событиях этих веков.
Другой сложной группой, типичной для тех же столетий, служит класс. Класс можно определить как солидарную совокупность лиц, связанных между собою связями трех группировок: профессиональной, имущественной и объемно-правовой. Члены одного и того же класса принадлежат к одной или к близким профессиям; имеют одинаковое или сходное имущественное положение и обладают одинаковым объемом прав. Так, класс пролетариев составляется из наемных фабрично-заводских рабочих, живущих продажей своего труда; по имущественному положению они относятся к группе бедных; по объему прав - к группе обделенных, неполноправных лиц. Класс крестьян составляется из лиц, по профессии живущих обработкой земли, по имущественному положению относительно бедных, по объему прав обделенных. Класс землевладельцев образуется из лиц, живущих земельной рентой, т.е. доходом с земли, обрабатываемой не лично ими, а наемным трудом; по имущественному положению они принадлежат к группе богатых; по объему прав - к привилегированным. Класс капиталистов — это совокупность лиц, по правам привилегированных, по имуществу богатых, по профессии - представителей промышленного, торгового или финансового капитала, живущих доходом с последнего.
Сходство членов одного и того же класса в трех указанных отношениях вызывает сходство их интересов, стремлений, желаний, верований и убеждений, т.е. делает их солидарными друг с другом. Пролетарий притягивается к пролетарию, крестьянин - к крестьянину, капиталист - к капиталисту, помещик - к помещику. Но зато класс от класса отталкивается; в особенности велика пропасть между классами землевладельцев и капиталистов, с одной стороны, и рабочих и крестьян - с другой. Между ними господствует антагонизм в виде классовой борьбы. В нереволюционное время эта борьба имеет глухой, скрытый характер, во времена революций, общественных потрясений она выходит наружу и принимает форму открытой классовой войны. Примером может служить наша революция, где противоположение рабоче-крестьянских классов и помещичье-капиталистических выявилось весьма резко. То же происходило и происходит и в других областях Европы и Америки.
Такова типичная сложная группа нашего времени. В течение 19 и 20 столетий классовое расслоение играло и играет громадную роль. Классовое расслоение проводит в ряду других линий расслоения новую, одну из наиболее глубоких трещин, вырывающих пропасть между отдельными классами населения. Она столь глубока, что часто, особенно в революционное время, заставляет людей забывать ту истину, что члены других классов все же люди, что наряду с различиями они же обладают рядом общечеловеческих свойств и имеют право на основные блага человека, в

65

частности право на жизнь. В пылу классовой борьбы эти положения забываются, убийство и уничтожение классовых врагов возводится в заповедь, наступает общее озверение и ожесточение с обеих сторон и дело кончается только тогда, когда жизнь всех классов настолько расстраивается, что становится далее невозможной, невыносимой. Война, голод, болезни, колоссальная смертность, упадок промышленности, хозяйства, умственное и нравственное одичание - таковы спутники длительной классовой (как, впрочем, и всякой) войны. В конце концов обеим сторонам приходится идти на уступки; классовая борьба входит в свои рамки, принимает более мягкие формы, и наступает период гражданского мира, впредь, до нового взрыва. Чем, однако, культурнее страна, тем этот взрыв носит менее ожесточенные формы, тем больше стремления путем взаимных уступок порешить спор и прийти к соглашению, не прибегая к мерам кровопролитий гражданской классовой войны.
Конечно, кастой, национальностью и классом не исчерпываются типичные сложные группы разных времен и народов. Таких типичных групп много. Но примеры касты, класса и национальности достаточно определенно говорят, что следует понимать под типичными сложными социальными группами.

Внутренне-антагонистические и внутренне-солидарные сложные группы

Укажем еще на одну черту сложных групп. Сложные группы, как мы видели, составляются из слияния двух или большего числа простых группировок. Эти сливающиеся в одно целое группировки могут быть друг другу солидарны или антагонистичны. Сообразно с этим и образованные ими сложные группы будут или внутренне-солидарными или внутренне-антагонистическими. Возьмем, для примера, сложную государственно-религиозную группу, т.е. группу лиц, принадлежащих к одному государству и к одной церкви. Если и государственная власть, и власть церковная побуждают членов такой группы действовать в одном направлении (напр., где власти призывают членов к войне), то такая группа будет внутреннесолидарной. Здесь оба связывающих обруча толкают членов группы в одну сторону. Если же государственная власть приказывает им делать одно, а церковная власть противоположное (напр., король в средние века призывал подданных не подчиняться папе и не слушаться его приказаний, а папа приказывал тем же лицам не признавать власти короля), то такая группа будет внутренне-антагонистичной. Члены ее связаны двумя веревками, которые тянут в разные стороны и заставляют разрываться на части каждого члена.
Легко видеть значение этого факта для поведения человека и на прочность самой сложной группы. Во внутренне-антагонистической группе каждый человек похож на шар, которые толкается в разные стороны различными властями простых групп, слившихся в одну сложную. Церковная власть (в данном примере) толкает его в одном направлении, государственная - в другом. Индивид должен разрываться на части, поведение его неизбежно будет неустойчивым. Он будет "хромать на оба колена" или постоянно колебаться, не зная, кого слушать: большевиков

66

ли, объявивших войну церкви, или патриарха Тихона, призывающего к борьбе с большевиками. Иным будет поведение члена внутренне-солидарной сложной группы. Здесь все власти будут толкать его в одном направлении. Линия поведения будет последовательной. Совесть ясной. Колебаниям и хроманиям не будет места.
Снова мы видим зависимость человеческого поведения от других людей.
Не одинаковы внутренне-антагонистическая и внутренне-солидаристическая группы и по своей прочности. Внутреннее противоречие первой ведет к ее распаду и разрыву на части. Одни ее члены будут следовать повелениям одной власти (напр., государственной в приведенном примере), другие — другой. Первые порвут с той властью, которой повеления они преступили; вторые с соответствующей - другой. В итоге - вся группа расслоится на части, перестанет существовать как целое. Примером может служить судьба партий соц.-рев. и соц.-дем. за годы революции. Члены этих партий были поставлены между двух огней: с одной стороны, как русские граждане, дорожившие интересами государства, они должны были содействовать России в ее войне в Германией. Для этого требовалось смягчать, а не раздувать внутригосударственную классовую борьбу, бороться с братанием, дезертирством, упадком дисциплины в армии и т.д. С другой стороны, как члены Интернационала, члены социалистических партий, имеющих в виду интересы "пролетариев всех стран", они должны были раздувать классовую борьбу, бороться с эксплуататорскими классами, отучивать солдат от слепой дисциплины и слепого повиновения командному составу и т.д. Словом, делать противоположное тому, что диктовалось им интересами государства. Поставленные в безвыходное положение, эти сложные (государственно-интернациональные) группы весьма резко проявили все указанные результаты такого внутреннего антагонизма. Поведение этих партий, как и 1-го Исполн. Ком. Сов. Раб. и Кр. Деп., было лишено последовательности; оно было сплошным хроманием на оба колена, постоянным качанием от государства к интернационалу и обратно. Вместе с этим сразу же начало обнаруживаться и другое. С самого начала революции обе партии стали расслаиваться и распадаться на части; появились "правые, левые и центровики" эс-эры; то же случилось и с социал-демократами ("Единство", "Оборонцы", "Объединенцы", "Новожизненцы", "Интернационалисты").
Правые части тянули к государственности, левые к "Интернационалу"; центр качался, как маятник. В итоге — обе партии с самого же начала революции фактически перестали существовать как целое и распались на части.
Иными будут поведение и прочность сложных, внутренне-солидарных групп. Здесь нет места колебанию и разрывам. Все повеления соединившихся в одно целое простых группировок толкают в одну сторону членов таких коллективов. От этого коллектив становится крепким, нерасторжимым. Его поведение - последовательным. Примеры дают те группы нашего населения, которые признавали только интересы одного государства и не старались преследовать интересов Интернационала ("государственники"), или обратно, те группы, которые, как большевики,
67

признавали только интересы Интернационала и не ценили интересов государства. Линия политики тех и других была последовательной. Одни говорили: все для государства и последовательно стремились к захвату Константинополя и проливов и т.д. Другие говорили: все для мировой революции и последовательно разжигали классовую борьбу, проповедывали братание, "войну дворцам" и т.д. При этом они не распадались и не расслаивались на части.
То же применимо и ко всякой другой сложной группе населения. Любая сложная, внутренне-солидарная группа будет крепкой и устойчивой. Народы, представляющие такую группу, будут народами крепкими, прочными. Их можно разъединить на время, но они вновь будут стремиться составить одно целое. Они, несмотря ни на что, сохранят свое лицо и свою целостность. Иная судьба ждет народы и сложные социальные группы внутренне-антагонистические. Их поведение не будет последовательным. Разъедаемые внутренней борьбой, они будут хромать на оба колена и в итоге или распадутся сами, или придут к тому же концу от малейшего внешнего толчка.
Таков очередной вывод из сказанного.
На этом и закончим беглый очерк строения и состава населения как сложного социального тела.

Заключительные замечания

Мы видим: 1) что население не представляет однообразной серой массы, члены которой одинаково связаны друг с другом, а распадается на множество коллективов или групп. Иными словами, расслаивается на ряд слоев.
2) Мы видим, что каждый человек принадлежит не к одному обществу, а к множеству обществ.
3) Это обстоятельство весьма определенно влияет на его поведение.
4) Из множества групп, на которое распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения: а) по семейной принадлежности, б) по государственной, в) по расовой, г) по языковой, д) по профессиональной, е) по имущественной, ж) по религиозной, з) по объемно-правовой, и) по партийной.
5) Отдельно стоит группа великих людей.
6) Из сочетания простых расслоений (группировок) образуются сложные группы.
7) Последние и по числу и по характеру простых групп, из слияния коих они составляются, чрезвычайно разнообразны.
8) Среди них следует различать сложные группы: типичные и нетипичные для данного населения. Из типичных в нате время важны класс и национальность.
9) Далее, следует различать сложные группы: внутренне-антагонистические и внутренне-солидарные. Тот или иной характер группы оказывает вполне определенное влияние на поведение ее членов и прочность самой группы.
Таковы основные положения, очерчивающие строение любого насе-

68

ления как совокупности людей, живущих совместно и взаимодействующих друг с другом. Начав наше изучение с простейшей модели социального явления, мы изучили его элементы и получили понятие группы или коллективного единства. Рассмотрев условия возникновения и распадения последнего, мы перешли к населению как к сложному социальному телу, и теперь познакомились с его строением и расслоением.
Мы видим, что это строение весьма сложно, куда сложнее, чем изображают его ходячие представления об обществе и "общественном организме".
Сказанное говорит и за то, что ход исторических событий также сложнее, чем его рисуют нам эти ходячие мнения. Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованиями каких-либо одних групп, напр., классов или государств, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов. Вот почему нельзя и невозможно объяснить исторические процессы путем таких однобоких теорий, слишком упрощенно изображающих действительность. Для такого объяснения приходится учитывать взаимоотношение и поведение всех этих групп. Только тогда можно рассчитывать на некоторый успех. Ограничимся сказанным и перейдем ко второй части социологии, изучающей не строение, а жизнь социальной группы или механику общественных процессов.

Литература: Сорокин. Система социологии. Т. ? (весь); О национальности сводка мнений дается у Рубакина: Среди книг. Т. III; О классах - сводка мнений дается у Солнцева: Общественные классы.
Остальную литературу см. в моей "Системе социологии", т. II.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология
Список тегов:
типы семьи 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.