Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Сорокин П. Общедоступный учебник социологии
Часть I. УЧЕНИЕ О СТРОЕНИИ ОБЩЕСТВА
Глава III. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И РАСПАДЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЕДИНСТВ
§ 1. ГДЕ, КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
В предыдущем мы изучили строение любой социальной группы. Мы видим, что всякая социальная группа как совокупность взаимодействующих лиц состоит из: 1) индивидов, 2) актов, 3) проводников. Теперь спрашивается: почему же люди вступают во взаимодействие друг с другом! Какие условия заставляют их общаться, взаимодействовать и составлять коллективные единства?
Чтобы это было возможно, очевидно, люди должны жить рядом, вблизи друг от друга. Тогда они неизбежно будут встречаться и сталкиваться. А раз они будут встречаться, — неизбежно они будут вступать во взаимодействие и образовывать общества или коллективные единства. Наш вопрос, стало быть, сводится к вопросу: какие условия заставляют людей скопляться и жить в одном месте, в близком соседстве друг к другу. Ряд условий заставляет людей поступать так, чтобы жить; человек должен удовлетворять свои потребности. Он не может, напр., не удовлетворять голод и жажду; иначе — он умер бы от голода. Он не может жить в слишком холодном или горячем месте; иначе он замерз или сварился бы. Он должен удовлетворять свои половые потребности; иначе род человеческий вымер бы; целый ряд таких условий толкает человека в те места, которые наиболее благоприятны для его жизни. Ряд других условий заставляет его искать других людей и вступать в общение с ними. Без этого удовлетворение основных потребностей человека было бы невозможно.
Рассмотрим подробнее эти условия. Разделим их на три основные группы: 1) на условия космические или физико-химические, 2) на условия биологические, 3) на условия социально-психические.
Космические условия возникновения социальных групп
Под космическими условиями я разумею ряд условий неорганического мира ("мертвой природы"), среди которых приходится жить человеку. Таковы: свет, звук, теплота, влажность, очертания воды и суши, гористость и долинность земной поверхности, минералогическое строение почвы и т.п.
Человек живет среди неорганической природы. Она со всех сторон его окружает. Она может быть благоприятной и неблагоприятной для жизни людей. "Рыба ищет где глубже, человек стремится туда, где лучше". Ему трудно жить в местах, лишенных света. Поэтому он стремится в страны, где светло. Ему трудно, а временами и невозможно жить в стране с слишком холодной или, напротив, с слишком жаркой температурой. Он стре-
30
мится в те области, где последняя наиболее благоприятна: где и не слишком холодно и не слишком жарко (подобно тараканам, собирающимся в теплых местах, около печки, и бегущих от холода). Человек не может жить в местах безводных. Вода ему нужна для удовлетворения жажды, умывания, купания, приготовления пищи и т.д. Поэтому люди бегут из безводных мест в места богатые водой. Далее, человек не может существовать в местах непроходимых; он предпочитает селиться там, где имеются удобные пути сообщения (дороги, река и т.п.). Не безразличен для человека и состав той почвы, где он живет. Плохая почва не плодородна. Она не может прокормить его. Далее, для изготовления разных орудий и инструментов ему нужен ряд предметов; для первобытных людей, изготовлявших каменные орудия, нужен был кремень; нужен лес, нужны металлы и т.п. Места, где почва неплодородна, где не имеется камней, леса, металлов и т.п., опять-таки неудобны для жизни. Из таких мест люди уходят. Они стремятся в места, которые были бы удобны и в этом отношении. Если же масса людей будет стремиться в те места земного шара, которые удобны, во всех этих отношениях, то, естественно, в таких местах будет скопляться население; люди окажутся в пространственной близости друг к другу и принуждены будут встречаться друг с другом и вступать во взаимодействие, т.е. образовывать общества или коллективы. Оставаясь и оседая в таких местах, они будут жить рядом друг с другом, образуют постоянные общества и будут жить постоянной общественной жизнью.
Таков первый ряд космических условий, объясняющих нам, почему люди живут группами, а не в одиночку; почему они живут рядом друг с другом и вступают во взаимодействие.
История заселения отдельных областей земли и карта населенности земного шара вполне подтверждают наши положения. Взглянув на карту населенности земного шара, мы видим, что почти половина поверхности земли не обитаема людьми. Безлюдны места около полюсов земли, где температура слишком холодная, безлюдны пустыни (вроде Сахары), где слишком жарко, где почва бесплодна, где нет воды; безлюдны обычно непроходимые леса и болота, неприступные и бесплодные вершины гор, места, неудобные в смысле путей сообщения, и т.п. Это относится как ко всему земному шару, так и к России. Северные части России, полярные страны, северные тундры, вся северо-восточная часть Сибири - необитаемы или почти необитаемы. Необитаемы и среднеазиатские пустыни. Необитаемы бесконечные болота и тайговые леса Севера и Сибири и т.д.
И обратно, наиболее населенными оказываются такие части земной поверхности, которые наиболее благоприятны во всех этих отношениях. Таковы, напр., богатые растительностью, удобные для сообщения, плодородные, не слишком жаркие и не слишком холодные долины рек и другие области земли. Таковы долины Желтой реки, Ганга, Инда - в Азии, долины Рейна в Германии, Сены - во Франции, По - в Италии, Темзы в Англии, долины Волги, Днепра, Днестра, Двины, Невы и других рек в России. Такие места наиболее густо населены людьми. Они притягивали и притягивают их к себе. Из истории нашей родины, а равно и других стран,
31
мы знаем, что первые поселения людей и первые крупные города возникли именно в таких местах. Киев - главный город древней Руси, возник на Днепре, Новгород - на Волхове, Москва - на Москве реке, в центре развития системы рек, Петербург - на Неве, у ее впадения в Балтийское море. И большинство наших крупных городов, т.е. наиболее густо населенных мест, напр., Ярославль, Архангельск, Кострома, Нижний, Казань, Симбирск, Саратов, Астрахань, Одесса, Вологда и т.д., стоят на берегах рек. Большинство наших деревень и сел тянутся полосой также по берегам рек. То же видим и в других странах. Само собой разумеется, что не только берега рек, но и ряд других мест, не лишенных воды, могут быть удобны для жилья во всех указанных отношениях. Такие места, как и долины рек, также заселены. Иногда в том или ином необитаемом прежними поколениям месте позднейшие поколения открывают ряд благоприятных условий. Тогда в эти места устремляются люди и быстро их заселяют. Ряд таких случаев был с открытиями богатых месторождений золота в Калифорнии, в Аляске, в Южной Африке. Сразу же по открытии их сотни и тысячи людей устремлялись в такие области, и в течение нескольких лет необитаемые места делались населенными, возникали села и города. Дикая область становилась культурной. История заселения земли, возникновения городов и столиц, образования первых крупных государств (Египет, Ассиро-Вавилония, Греция, Финикия, Рим и т.п.) вполне подтверждают сказанное.
Таков первый ряд условий, объясняющих нам, где и почему скоплялось население, возникала совместная жизнь людей. Скопляясь в одном месте, люди неизбежно сталкивались друг с другом, вступали во взаимодействие и образовывали общества или коллективные единства.
Биологические условия возникновения социальных групп
Второй группой условий, вызывавших и вызывающих совместную жизнь людей и взаимодействие их друг с другом, являются условия биологические. Под ними я разумею совокупность условий живой природы, в среде которой приходится жить человеку. Они сводятся к явлению нуждаемости одного животного организма в других, одного человека в другом.
Животные плотоядные для удовлетворения голода должны искать других животных. Животные одного пола для спаривания и размножения нуждаются в животных другого пола. Опасность от других животных часто заставляет животных соединяться в стада и совместно обороняться. В поисках пищи животные стекаются в места, богатые добычей; для удовлетворения потребности размножения они принуждены встречаться с животными другого пола, для самозащиты соединяться в стада, в стаи, в группы. А все это ведет к скоплению животных в определенных областях, ставит их в пространственную близость друг к другу, заставляет вступать во взаимодействие и образовывать кратковременные и длительные, солидарные и антагонистические коллективные единства. То же применимо и к человеку. В силу своих жизненных потребностей человек нуждается в другом человеке. Мужчина нуждается в женщине, и обратно, для удовлетворения потребности размножения, без чего род человече-
32
ский прекратил бы свое существование. Это ведет к ряду взаимодействий и союзов между обоими полами, начиная с союза ночного гуляки и проститутки и кончая семьей как союзом супругов. Результатом удовлетворения потребности размножения является увеличение народонаселения. Это обстоятельство снова благоприятствует возкникновению взаимодействия. Чем больше размножаются люди, тем плотнее населяется страна, следовательно, тем больше и многочисленнее становятся общества, тем чаще возникают между людьми процессы взаимодействия. Если бы не было препятствий, то в течение нескольких десятков лет люди весьма плотно заселили бы весь земной шар и не могли бы, при всем желании, не встречаться друг с другом. Рождение - следствие удовлетворении половой потребности — служит главным источником увеличения населения на всем земном шаре. У большинства народов обычно ежегодное число рождающихся превышает число умирающих. Так, в Соединенных Штатах Америки в среднем на каждую тысячу жителей ежегодно приходится 26 рождений и 19 смертей. Ежегодный избыток рождаемости над смертностью на каждую тысячу равняется 7-ми, а на все население Американских Штатов даст ежегодный прирост в несколько сот тысяч. Те же цифры для других государств таковы: Средний обычный прирост на 1000 жителей для Англии дает 13 человек, Германии 10 человек, Австрии 7 человек, Италии 5 человек, Норвегии 10 человек, Франции 2 человека, России 14 человек.
Отсюда видно, что благодаря рождаемости из года в год население всех стран, исключая Францию, ежегодно увеличивается. В течение года на все население земли приращение выразится в несколько сот тысяч. В силу этого земля населяется плотнее и плотнее, люди принуждены жить вместе, ибо жить в одиночку не хватает места, они чаще и чаще встречаются, значит чаще и чаще вступают во взаимодействие и образуют социальные группы.
Таково влияние биологического условия размножения. Оно притягивает людей друг к другу, заставляет их взаимодействовать и прямо и косвенно. Но этим его роль не исчерпывается. На почве половой связи людей между ними возникает не только телесная, но и духовная близость: симпатия, любовь, духовная потребность в близком человеке. Такие же чувства возникают между родителями и детьми. Все они начинают чувствовать себя близкими, своими, родными; зарождается родительский инстинкт и родительская симпатия, а все эти чувства заставляют их жить вместе, помогать друг другу, заботиться взаимно, т.е. взаимодействовать и жить совместно, одной семьей. Иными словами, к биологической связи, прикрепляющей мужчину к женщине, родителей к детям, и обратно, присоединяются новые социально-психические связи (симпатия, любовь и т.п.), которые еще сильнее связывают людей, мешают им рассыпаться и заставляют жить совместно. На этой именно почве образо-
33
вались социальные группы вроде семьи, рода, союза, единокровных и родственных людей и т.п. Рядом с биологической потребностью размножения к тому же результату вели и ведут и другие биологические потребности, в частности потребность в пище и самозащите: потребность в пище содействует возникновению коллективных единств или взаимодействию людей тем, во-первых, что она гонит их в места, богатые пищей. Такими местами являются места, богатые дичью, рыбой, плодородные и урожайные земли у земледельческих народов, богатые лугами области у пастушеских или скотоводческих племен. В такие места люди стекаются отовсюду: они "тянут" их к себе; из мест же, бедных пищей, бегут. Плодородные места оказываются густо населенными. При густоте населенности люди волей-неволей принуждены встречаться друг с другом, взаимодействовать и жить совместно. В итоге - общественная жизнь в таких местах становится неизбежной. Так было в прошлом. Так происходит дело и теперь. В таких местах возникли первые человеческие поселения - починки, городища, села, деревни, города и первые государства. В таких местах зарождались первые социальные группы. В такие места стремится население и теперь. Отсюда густота их населения, бьющая ключом общественная жизнь и множество коллективных единств, то длительных, то мгновенных, образуемых постоянно совместно живущими людьми.
Места, служащие пунктами удовлетворения голода - столовые, рестораны, рынки, базары и т.п., и теперь служат местом встречи множества людей и зарождения бесчисленных процессов взаимодействия.
Та же потребность удовлетворения голода заставляет одних людей нападать на других и отнимать их пищевые запасы, образовывать союзы для совместной добычи пищи (путем обработки земли, общей охоты, рыболовства, добывания плодов, путем закупочно-реквизиционных отрядов нашего времени и т.д.). Словом, голод заставляет людей встречаться с сочеловеками, ведет к стечению населения в плодородных местах, к созданию общих союзов для совместной добычи пищи, т.е. заставляет их взаимодействовать и образовывать коллективные единства или общества.
К тому же результату ведет и потребность в самозащите. В отдаленные времена, когда человек еще не был вооружен современными орудиями борьбы - ружьем, ножом и т.п., - когда он не имел еще укрепленных и хорошо построенных жилищ, в эти времена его жизни угрожало множество опасностей от диких зверей. Многие из них по своей силе и ловкости превосходили человека. Последний едва ли бы сумел выжить и победить их, если бы он боролся с ними один на один. Спасение заключалось в том, чтобы соединить свои силы многим людям и бороться совместно. По этому пути и пошло человечество. То, что было не по силам одному человеку, то было под силу многим людям, соединившимся вместе для защиты своей жизни. Но человеку угрожали и угрожают не только звери, но и другие сочеловеки.
Хорошее подтверждение сказанному дают нам голодные времена. В деревнях сейчас в общем живется сытнее, чем в городах. Поэтому люди бегут из городов в деревни. Города пустеют, деревни увеличиваются в населении. Рядом с этим мы видим, что люди бегут из областей, бедных хлебом и продовольствием (напр., из Петрограда и с севера), на юг, в губернии, богатые хлебом и питательными продуктами.
34
И в прошлом и теперь люди охотились и охотятся друг за другом: грабят, насилуют, убивают и т.д. От людей человеку угрожала большая опасность, чем от животных. Необходимость бороться за жизнь с людьми-врагами заставляла и заставляет людей, которым грозит опасность, соединять силы - взаимодействовать, - совместно защищаться и нападать. Это снова делало необходимым взаимодействие людей друг с другом и их совместную жизнь. На этой почве возникли и возникает множество оборонительных и наступательных союзов людей, начиная от сговора Ивана и Петра помогать друг другу в случае нападения на них Павла, начиная с каравана путников пустыни, соединяющихся в одну группу на случай нападения разбойников и кончая оборонительными и наступательными союзами двух племен, родов, государств и т.п.
Таким образом и эта потребность притягивала людей друг к другу, заставляла их встречаться и взаимодействовать, т.е. жить общественной жизнью.
Таковы основные биологические условия, заставлявшие и заставляющие людей составлять коллективные единства или общества.
Наконец, к тому же следствию приводили и приводят людей условия и потребности социально-психические. Под ними я разумею совокупность потребностей социально-психических, свойственных человеку как существу, обладающему сознанием и развитой душевной жизнью, во-первых; во-вторых, совокупность условий, вытекающих из самого факта жизни человека в обществе себе подобных. В ряду потребностей человека, наряду с потребностями в пище, размножении, в самозащите, имеются другое потребности, в частности - потребность общения с другими людьми, потребность умственной деятельности, чувственно-эмоциональных переживаний и потребность волевой деятельности.
Социально-психические условия возникновения социальных групп
Потребность общения с себе подобными состоит в том, что человеку трудно жить абсолютно уединенно. Его тянет к другим людям. Радость человека толкает его поделиться ею с другим человеком, горе требует утешения, уныние - ободрения, страх - защиты. Во всех подобных случаях человек ищет общения с другими людьми. Эта потребность, по форме различная у различных людей, одних влечет на улицу, потолкаться между сочеловеками, других - в кружок близких друзей, третьих - покалякать с соседями, четвертых - на бал, пятых - на митинг, шестых - в театр и т.д. Даже те, кого зовут "медведями нелюдимыми", и те не живут уединенно, а также общаются хотя бы с тесным кругом своих близких и родных. Полное одиночество оказывается невыносимым для человека. Даже относительное одиночество, в какое попадают люди в одиночном тюремном заключении, оказывается крайне тяжелым: оно быстро старит организм, вредно отзывается на здоровье, причиняет мучительные страдания и ускоряет смерть. Наблюдения над самоубийством людей в свою очередь показывают, что одной из главных причин самоубийства является рост одиночества человека. Словом, у человека есть подлинная
35
потребность общения с себе подобными, и эта потребность повелительно толкает человека искать общества других людей, вступать с ними во взаимодействие и жить совместной, общественной жизнью.
Наряду с этой потребностью человеку как организму, обладающему развитой нервной системой, свойственна потребность умственной деятельности и умственного общения с сочеловеками. Плохо ли или хорошо люди мыслят, это другой вопрос, но несомненно одно: человек мыслит и хочет мыслить. У каждого индивида есть умственный голод. Для его удовлетворения каждый человек создает множество теорий; иногда нелепых, абсурдных, наивных, реже - теорий точных, научных. Один утоляет духовный голод суевериями, верованиями в чертей, духов, в божества, другой - теорией Дарвина или Спенсера. Благодаря именно этой потребности история духовного развития человечества привела не только к созданию и развитию наук, но и множества суеверий и несуразных верований (вроде "дьявол покупает человеческую душу", "в каждом предмете есть своя душа" и т.п.), наполняющих эту историю от ее начала до наших дней.
Словом, эта потребность в умственной деятельности присуща человеку. Когда же человек понял, что знание — могучая сила, что оно составляет главное орудие в борьбе за существование, тогда он стал сознательно стремиться к усвоению точных знаний. Для достижения этой цели человек опять нуждается в других людях. Ученик нуждается в учителе, студент в профессоре, неграмотный в грамотном, чтобы один мог приобрести, а другой - передать знания. Все это вело и ведет снова к взаимному общению людей и к созданию коллективных единств. Мало того, любая наука для своего совершенствования требует объединения научных сил и совместной работы над научными вопросами. Это снова ведет к взаимному общению людей друг с другом. В итоге этой потребности создались и создаются множества коллективных единств в виде школ, гимназий, университетов, научных собраний, обществ, кружков, научных лекций и т.д., где удовлетворяется взаимно потребность в умственном голоде. Она же привела людей к общению путем книг, газет, журналов и др. проводников общения.
К взаимодействию вынуждала и потребность в чувственно-эмоциональных переживаниях. Она заставляла людей искать "сильных ощущений" и гонит снова человека к человеку. Одних — в театр, других — на кулачные бои, третьих — на всевозможные зрелища, четвертых — в компанию собутыльников, пятых — в цирк, шестых - просто в толпу, седьмых — на бал, на концерт, на "танцульку", восьмых — на религиозное собрание верующих и т.д. Все искусство и все общение людей на почве искусства выросло из удовлетворения этой потребности. Вне людей - она трудно удовлетворима. Радость в среде других радующихся людей гораздо сильнее и острее, чем радость одинокого, горе в среде других людей дает совершенно иные переживания, чем горе одиночное, и т.д. В тысяче форм эта потребность толкала и толкает людей друг к другу, заставляет их вступать во взаимодействие и образовывать коллективные единства. Влюбленный стремится к возлюбленной, человек, ненавидящий другого, -
36
к врагу, чтобы отомстить ему, любящий и симпатизирующий людям стремится к тем, кого он любит и кому симпатизирует, и т.д.
То же может быть сказано и о потребности в волевой деятельности. Человеку свойственно ставить себе цели и стремиться к их осуществлению. Эти цели могут быть разными у разных людей, но несомненно одно: что в той или иной форме они ставятся всеми людьми. Большинство из них таково, что осуществление их силами одного человека невозможно, во-первых; во-вторых, часто они затрагивают других людей. Все это ведет к тому, что человек волей-неволей должен встречаться и вступать в общение с другими людьми. Своими силами один человек не может даже перенести большого бревна. Для таких же дел, как постройка дома, церкви, города, как проведение дороги, как постройка парохода и лодки, как производство ряда орудий и инструментов, не говоря уже о тысяче других, еще более сложных и трудных дел, помощь других людей необходима. Осуществление этих целей опять требует взаимодействия с другими людьми. Хочет ли, далее, человек достигнуть власти над другими или славы, стремится ли он овладеть любимым человеком или убить врага, - для достижения всех этих желаний он снова и снова вынужден искать других людей и вступать с ними во взаимодействие.
Наблюдая за своим и чужим поведением, мы постоянно убеждаемся в правильности этих положений.
Таковы основные психические потребности, вызывавшие вместе с космическими и биологическими условиями взаимодействие людей друг с другом и возникновение коллективных единств. В том же направлении действовали и действуют множество условий, вытекающих из факта общественной жизни людей.
Таково, например, условие разделения труда. Человек, живущий в обществе, не самодостаточен. Он не может сам делать все. Развитие общественной жизни привело к тому, что каждый человек специализировался в какой-либо одной профессии: один - в земледелии, другой - в сапожном деле, третий - в кузнечном, четвертый - в столярном, пятый - в деле обучения и т.д. Число таких профессий в современном обществе — громадно; оно доходит до нескольких тысяч. При таком разделении труда, естественно каждый из нас не может сам все выполнять для себя и постоянно принужден обращаться к другим людям. Когда нам нужна одежда, мы обращаемся к портному, в случае нужды в сапогах - к сапожнику; за хлебом мы идем к хлебнику; за мясом - к мяснику; за газетой к газетчику, за книгой, материей и множеством других вещей - в магазин; для удовлетворения своих религиозных убеждений мы идем в церковь, для восстановления попранного права - в суд; для обучения - в школу и т.д. Словом, мы не можем удовлетворить почти ни одной потребности, не можем сделать шагу, чтобы не обращаться к посредству других людей. Разделение общественного труда (или профессий) ставит нас в постоянную зависимость от других людей, прикрепляет нитями необходимости к ним и мешает нам оторваться от других людей и жить без них.
Рядом с разделением труда людей тянет к другим людям их сходство. В настоящее время люди отличаются друг от друга рядом свойств: и по росту, и полу, и цвету кожи, и по убеждениям, и по религии, и партии, и
37
профессии и т.д. Среди множества людей нас тянет к тем, кто подобен нам. Мы любим и стремимся к людям сходным с нами в том или ином отношении. Русский стремится к русскому, православный - к православному, чиновник - к чиновнику, крестьянин - к крестьянину, коммунист всего больше к коммунистам, монархист - к монархистам; торговец вращается главным образом среди торговцев, дети всего лучше чувствуют себя в обществе детей, белые - в обществе белых, негры - среди негров и т.д. Словом, человек идет и стремится к сходным себе людям. Это условие снова заставляет людей вступать в тысячи взаимодействий с сходными индивидами.
Громадную роль в этом отношении играют и очерченные выше проводники общения людей. Создание языка, изобретение письменности книг, газет, журналов - открытие телефона и телеграфа, почты и железнодорожного движения, — все это привело к тому, что взаимодействие людей стало возможным через пространство и время. Благодаря этим проводникам коллективные единства рождаются ежеминутно пачками. Путем газет ежедневно тысячи и сотни тысяч людей общаются друг с другом и с редакцией газеты, узнают все то, что происходит на всей земле, это оказывает влияние на наше поведение, а наши поступки, в свою очередь, влияют на других. То же происходит путем книг, телефонов, телеграфа и т.д. Наш язык позволяет нам в любую минуту "соединяться" и взаимодействовать со всеми, знающими этот язык. Благодаря проводникам могут взаимодействовать тысячи людей, не знакомых друг с другом. Если тысячи людей веруют в одного Бога, то они могут быть не знакомы друг с другом, но так как все они веруют в одного Бога и все связаны с ним, то через его посредство они оказываются связанными друг с другом. Тысячи людей могут не ведать о своем взаимном существовании. Но если каждый из них признает своим вождем одного и того же человека, например, Ленина или императора, Керенского или Колчака, Вильсона или Ллойд-Джорджа, то, будучи связанными с одним и тем же лицом, они, через его посредство, оказываются связанными друг с другом.
Не будем перечислять других условий. Сказанное объясняет нам, каковы те главные условия, которые толкали и толкают людей к взаимодействию друг с другом и к общественной жизни. Оно делает понятным для нас, почему одни части земной поверхности густо населены, другие необитаемы; почему возникало и возникает постоянно множество коллективных единств; почему общественная жизнь была неизбежна для людей, почему она неизбежна и теперь. Наконец, вышесказанное делает для нас понятным отчасти (подробнее об этом ниже) и прочное зарождение общественной жизни в отдаленные времена, на заре человеческой истории.
Литература: П. Сорокин: Система социологии, т. I, гл. VII; ?.?. Ключевский: Курс русской истории, т. I, лекции III и IV; Палант: Очерк социологии, 1-я часть; Майр: Статистика и обществоведение, т. II, 50-93. Полезно проиллюстрировать диаграммы, показывающие степень населенности различных областей земной поверхности и познакомить с соответствующими статистическими данными. Дюркгейм: Разделение общественного труда (для влияния разделения труда); Михайловский: Что такое прогресс и статья о Дюргкейме (в "Откликах") для значения соц. сходства.
Остальную литературу см. в "Системе социологии".
38
§ 2. КАК СОХРАНЯЮТСЯ И ОБРАЗУЮТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЕДИНСТВА
В предшествующем параграфе мы видели, как возникают процессы взаимодействия и коллективные единства. Появившись, одни из них быстро распадаются. Люди, обменявшись двумя-тремя актами (например, случайный продавец и покупатель, люди, встретившиеся в трамвае, и т.п.), расходятся в разные стороны, забывают друг о друге и перестают взаимодействовать. Другие процессы взаимодействия, напротив, не исчезают быстро. Они тянутся годами. Люди, вступившие во взаимодействие, продолжают его. Продолжает свое существование и образуемое ими коллективное единство. Таковы, например, семья как коллектив супругов, пожизненная дружба ряда лиц как коллектив друзей; многолетнее взаимодействие учителя и ученика; постоянного покупателя и продавца; членов научного общества, совместно работающих в течение ряда лет, и т.п.
Встает вопрос: как это возможно? Каковы условия, поддерживающие это длительное взаимодействие и сохраняющие соответствующее коллективное единство! Иными словами, что заставляет людей не только вступать во взаимодействие, но и продолжать его?
Космические, биологические и соц.-психические условия существования группы
Ответ на эти вопросы после сказанного не труден. Такими условиями в общем и целом являются те условия, которые вызывают возникновение коллективных единств. Так, местность, удобная для жизни, прикрепляет к себе всех, кто в ней поселился. Прикрепляя к себе, она тем самым закрепляет их друг другу, т.е. заставляет продолжать взаимодействие, а тем самым поддерживает существование коллектива взаимодействующих. То же может быть сказано и о биологических факторах. И голод, и половая потребность, и потребность самозащиты, постоянно, требуя своего удовлетворения, не только сталкивают людей, но и прикрепляют их друг к другу и таким образом благоприятствуют сохранению возникшего коллективного единства. То же применимо и к социально-психическим факторам.
Почему группа из неорганизованной становится организованной
Все сказанное об услових, вызывающих возникновение коллективных единств, с соответствующими изменениями применимо и здесь. Не будем поэтому повторять сказанное. Но обратим наше внимание на следующее обстоятельство. Коллективное единство по мере продолжения своего существования из единства, часто не имеющего вполне определенных форм и очертаний, приобретает таковые, становится все более и более определенным; взаимоотношения его членов из неясных становятся ясными, из неопределенных - определенными, из неустойчиво-колеблющихся - устойчивыми и шаблонными, т.е. организованными. Короче, коллективное единство по мере продолжения своего существования кристаллизуется и организуется. Подобно тому, как насыщенный раствор какой-либо соли, испаряясь в спокойном состоянии, постепенно кристаллизуется, подобно тому, как
39
мутная вода, оставаясь в покое, постепенно проясняется и муть оседает на дно, так и взаимодействие людей, повторяясь много раз, постепенно шаблонизируется и принимает точные очертания.
Этот процесс кристаллизации или организации отношений взаимодействующих людей обычно происходит так. Люди, поставленные в необходимость жить совместно, волей-неволей должны выработать какой-либо порядок сосуществования. Никакая продолжительная совместная жизнь их невозможна, если их отношения сегодня будут одни, завтра другие, если каждый из людей не будет знать, что он должен делать, как должен относиться к другим людям, на что он имеет право и что он обязан делать. Возьмете ли вы семью или партию, государство или кооператив, — во всех случаях продолжительное существование этих коллективов немыслимо, если взаимоотношения детей и родителей в семье не будут определенными, если в государстве все одновременно будут править, судить, издавать законы, если в кооперативе все будут членами правления и все одновременно будут распоряжаться. Следствием такого положения дел будет "кавардак". Не будет никакого порядка, никто не будет знать, что он должен делать; приказы и запреты, издаваемые всеми, будут противоречить друг другу, будет царить полный хаос и путаница. Совместное существование людей окажется невозможным. Если оно и возможно, то будет сплошным адом, войной всех против всех, подобием того, что делалось в 1919 г. на Украине5*. Здесь, что ни деревня, то свое государство, что ни лес - то своя банда. Петлюровцы, белые, красные, ангеловцы, банды Зеленого и многие другие - все претендуют на власть; каждая банда считает себя самодержавной; в итоге — нескончаемые взаимные схватки, грабежи, сражения. Ни мира, ни порядка, ни сносной жизни нет. Жизнь становится адом. Всякий мирный труд делается невозможным. Такое положение дел долго тянуться не может. Если совместно живущие люди при таких условиях не уничтожают поголовно друг друга (такие случаи многочисленны в прошлом), то рано или поздно какой-нибудь порядок или организация должны установиться. Рано или поздно взаимодействующие люди должны приспособиться друг к другу и выработать определенный шаблон взаимоотношений.
Этот порядок во всяком коллективе устанавливался и устанавливается двумя путями: 1) путем бессознательного приспособления и 2) путем сознательным. Первым способом возникли все организованные коллективы (племя, род, семья, государство, цех, гильдия, каста) в прошлом. Он имеет место и теперь, но в культурной среде нашего времени чаще наблюдается второй порядок - порядок сознательного установления организации.
Два пути установления организации и порядка
В первом случае дело происходит так: поставленные указанными условиями в необходимость жить совместно, люди вначале взаимодействовали без всякого порядка. Никакого шаблона не было. Но, продолжая свое сосуществование, они постепенно приспособлялись друг к другу. Определенные взаимоотношения чаще и чаще повторялись. Повторявшиеся взаимоотношения становились привычными. Привычные поступки
40
становились с течением времени обычаем. Соблюдение обычая постепенно делалось обязательным правилом. От каждого члена стали требовать, чтобы он поступал по "обычаю", "как все", "как заповедали наши деды и прадеды", "по старине". Кто не соблюдал обычая, того принуждали соблюдать или наказывали. Обычай, таким образом, мало-помалу превращался в юридическое правило. Совокупность таких юридических правил, указывающих надлежащее поведение в определенной области взаимоотношений (например, во взаимоотношениях родителей и детей, и супругов, или в области владения, распоряжения и пользования вещами, или в области наследования, или в области суда и властвования), составляла социально-правовой институт, например, институт семьи, наследования, институт суда и власти. Совокупность таких институтов любой группы составляет ее социально-правовую организацию. Таким образом, при бессознательном возникновении организации установление последней проходит через следующие этапы: 1)акты, которыми обмениваются взаимодействующие индивиды, 2) их повторение, 3) привычка как следствие повторения актов, 4) обычай как укоренившаяся привычка всех или большинства членов группы, 5) юридическое правило как осознанный обычай, 6) социально-юридический институт как совокупность юридических правил, 7) социальная организация группы как совокупность институтов. Через такие этапы происходит бессознательная организация любого коллектива. Так именно устанавливался порядок (организация) во всех древних обществах. Никто сознательно не вырабатывал здесь законов; никто преднамеренно не устанавливал прав и обязанностей членов первобытных обществ. Они сложились постепенно, сами собой, согласно этой схеме. Такие явления мы наблюдаем часто и теперь. Возьмем учеников какой-либо школы. Вначале они не знакомы друг с другом. Встретившись в одной школе, они не знают еще, как относиться друг к другу, с кем дружить, кого из товарищей слушаться, что делать. По мере того, как их встречи продолжаются, определенные взаимоотношения между ними начинают чаще и чаще повторяться. После небольшой совместной жизни начинает проясняться: кто из учеников будет "застрельщиком" и "коноводом", кого будут слушаться; кто будет наиболее знающим; кому будут подражать, с кем дружить и т.д. С течением времени "коновод", в виде власти, выделяется. Он мало-помалу привыкает "верховодить" и "властвовать", требовать послушания и исполнения своих приказов, непокорных товарищей - укрощать, покорных одобрять. Остальные мало-помалу привыкают его слушаться, ему повиноваться. В итоге - организация взаимоотношений учеников, или организация школьного коллектива, приобретает ясность. В ней есть свой вождь и подданные. Одни берут на себя задачу подсказывать, подсовывать шпаргалки, другие - пользоваться этими услугами, одни (обычно старшие классы) становятся аристократами, имеющими право на подчинение других (новичков), другие - низшими членами, обязанными "слушать", что говорят им "старшие", и т.д. Без всяких законов, нарочитых "конституций" само собой образуется таким образом маленькое ''школьное государство" со всеми признаками организации.
41
Таким же путем совершается организация и многих других коллективов.
Сознательный порядок установления организации группы или общества совершается быстрее и иначе. Примером его может служить открытие любого общества, например, научного или акционерной компании. Лица, желающие образовать такое общество, сознательно собираются вместе, сознательно и обдуманно вырабатывают "устав" или "конституцию", делают об этом заявление власти госудаства, и "общество" (например, "Социологическое общество" или "Кооперативное о-во" такой-то деревни) появляется на свет уже организованным; - устав его точно определяет: кто может быть членом общества, каковы его права и обязанности, как выбирается правление или комитет общества, каковы права и обязанности членов комитета или правления, из скольких лиц они составляются и т.д. Словом, в этом случае общество или группа появляются на свет сразу готовыми, организованными.
Но такое явление возможно, очевидно, только в культурной среде, где люди привыкли жить совместной жизнью, где они имеют общие интересы, общие цели и симпатии.
Так или иначе, но всякая совместная живущая и взаимодействующая друг с другом в течение продолжительного времени группа людей в конце концов из неорганизованной становится организованной, взаимные отношения членов шаблонизируются, приобретают точную форму, права и обязанности их определяются, группа оказывается упорядоченной, организованной. В ней выделяются властвующие и подвластные, начальники и подчиненные, каждому члену отводится своя профессия, вырабатываются правила взаимного поведения каждого члена в тех или иных случаях жизни (например, как вести себя при вступлении в брак, при приобретении собственности, при исполнении своих обязанностей, при заключении договоров и т.д.).
Это относится ко всякому организованному коллективу, начиная с семьи, с кружка самообразования, с кооперативного союза, с церковного объединения верующих, с политической партии и кончая государством, союзом государств, "Интернационалом" и "Лигой народов". В каждом из этих организованных коллективов есть властвующие (глава семьи, "коновод" школьного кружка, правление кооператива, патриарх или церковный синод, комитет партии или ее лидер, государственная власть, президиум "Интернационала", "Совет пяти" "Лиги народов") и подвластные, поведение их членов определено, права и обязанности очерчены, взаимоотношения членов группы выяснены.
Трудность установления порядка
Не следует думать, однако, что организация социальной группы совершается легко и
безболезненно. Если подробно изучать процесс ее установления, то дело это представляется весьма сложным и стоющим колоссальных жертв. Эти жертвы особенно велики были в прошлом. В любой сколько-нибудь обширной группе всегда имеется некоторое число членов, которые не желают или не могут подчиняться установленному порядку. Вольно или невольно они его нарушают и ста-
42
раются нарушить. Так, в государстве имеются преступники, нарушающие законы государства, лица и партии, сознательно не подчиняющиеся государственной власти и стремящиеся низвергнуть установленный порядок. В церковной группе были и остаются еретики, не разделяющие догматов веры и не подчиняющиеся органам церковной власти. В семейной группе часто имеются члены, не подчиняющиеся главе семьи и поступающие наперекор установившемуся порядку. В политической партии имеются члены, не согласные с тактикой и политикой центрального комитета, пытаются их сместить, а политику партии сделать иной.
Для того чтобы сохранить установленную организацию или установившийся порядок группы, чтобы помешать его нарушению, группа или органы групповой власти принуждены этот порядок поддерживать принудительно. Это принуждение может выражаться в разных формах. В союзах добровольных, вход и выход из которых свободен, например, в современных политических партиях, непокорные члены исключаются из группы. В союзах недобровольных, например, в государстве, принуждение может выразиться в том, что "бунтовщика" насильственно заставляют подчиняться установленному порядку. Так, должник, который не платит долга, принуждается уплатить его насильственно, его имущество распродается и из вырученной суммы долг уплачивается. Свидетель, не явившийся на суд, подвергается насильственному приводу. Человек, буянивший в публичном месте, насильственно уводится в участок. В других случаях виновный наказывается за нарушение порядка. Начинаясь с краткого ареста, наказание кончается полным уничтожением виновного: расстрелом, повешением, гильотинированием, в прошлом колесованием, сожжением, зарытием живым в землю, утоплением, раздиранием на части и т.д. Число жертв - нарушителей порядка - огромно. Вся история человечества полна карами и жертвами кар. И в прошлом и теперь, вплоть до порядка Советской России, государственная власть сотнями и тысячами убивала нарушителей закона, лиц, стремящихся ее низвергнуть, десятки тысяч их сажались в тюрьмы, посылались на каторгу, всячески "обезвреживались", и такими же мерами власть старалась поддерживать существующую организацию государства. То же меньших размерах происходило и происходит и в других группах. В семье некоторые члены наказываются семейной властью или изгоняются из семьи.
В древности наказание часто принимало форму убийства. В церковном коллективе в прошлом непокорные еретики сжигались, убивались, на них накладывались тяжкие епитимий, анафема и отлучение. То же, кроме смертной казни, практикуется и теперь. В партии, в кооперативе, в любом обществе - в научном, в экономическом, в профессиональном и т.д. — непокорные члены принудительно исключаются, подвергаются выговору, штрафам и др. наказаниям. Словом, организация групп редко существует и поддерживается без принуждения. Исключение или отлучение от группы, принудительное подчинение порядку группы, наказание — таковы обычные принудительные способы поддержания организации коллективов. И чем люди менее приспособлены к совместной жизни, чем более порядок группы для них или для части членов группы неприемлем, тем при-
43
нуждение сильнее, наказание беспощаднее, террор - безграничнее. Так было в прошлом, так обстоит теперь и, по-видимому, долго еще будет продолжаться так в будущем.
Таковы два основных способа — сознательный и бессознательный установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. Кристаллизировавшись в форме определенной организации, любая группа тем самым из бесформенного социального тела превращается в социальное тело с определенным скелетом, в тело устойчивое, имеющее ясные очертания.
Литература: П. Сорокин: Система социологии, т. I, гл. VII; М. Ковалевский: Современный обычай и древний закон, т. I и II; Ross: Social Control; Л. Сорокин: Преступление и кара, подвиг и награда, гл. VI и VII; Палант: Очерк социологии, 2-я часть.
§3. КАК РАСПАДАЮТСЯ И ИЗМЕНЯЮТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЕДИНСТВА
Коллективные единства подобны волнам моря. Они возникают, длятся и распадаются. Одни очень быстро после своего возникновения. Другие после продолжительного существования. На место распавшихся коллективных единств, т.е. оборвавшихся процессов взаимодействия, рождаются новые и рано или поздно снова исчезают, давая место новым процессам взаимодействия. Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток и смену возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств. Они как волны — временны, океан же общественной жизни вечен. Одна семья сменяется другой, на место одного государства приходит другое, на место одной партии - новая, одной религии — иная и т.д.
Распад социальных групп
Встает вопрос: каковы же условия разрушения коллективных единств или возникших процессов взаимодействия? Что заставляет людей обрывать взаимодействие и таким образом прекращать бытие возникшей социальной группы?
Все то, что ведет к изолированию (к разъединению) взаимодействующих индивидов, — все это является и может быть условием, вызывающим распадение образуемого ими коллектива.
Такими условиями могут быть условия космического, биологического и социально-психического порядка.
В правильности этого мы можем убедиться из изучения причин смерти людей. Смерть членов группы или всей группы, очевидно, является абсолютным "разлучником" взаимодействующих людей. Со смертью человека непосредственное взаимодействие с ним невозможно. Оно прекращается.
Причинами смерти могут быть: 1) космические условия (смерть от удара молнии, от огня, от оборвавшегося куска скалы, от наводнения, от холода и т.п.); 2) биологические условия (смерть от ужаления змеи, от заражения бактериями чумы, холеры, тифа, от нападения хищных животных, от голода и т.п.); 3) социально-психические условия (смерть на поле брани, от
44
отравления или кинжала другого человека, смерть "от ужасной вести", самоубийство от несчастной любви, проигрыша казенных денег, позора, смерть по приговору суда или власти и т.д.).
Отсюда видно, что причинами смерти, а следовательно, и прекращения существования группы, может быть ряд явлений трех указанных порядков. Вызывая смерть членов группы, эти условия вызывают тем самым и распад группы.
Но для этого распада, т.е. прекращения взаимодействия, вовсе не нужно физической гибели взаимодействующих лиц. Достаточно, если они будут разъединены (изолированы) друг от друга. Это разъединение может быть вызвано и космическими причинами (например, кораблекрушением, следствием чего может быть то, что один попадает на один остров, другой — на другой, наводнением, землетрясением, высыханием почвы, в силу чего группа должна будет разделиться на части и искать "новые места", и т.д.), и биологическими причинами (голодом, неурожаем, заставляющим часть членов группы идти в хлебные места, болезнью, например, холерой, сифилисом, ведущей к изоляции больного от здоровых и к разрыву супружеских союзов, дряхлостью и т.п.); и социально-психическими условиями (закрытие общества полицией, ссылка или заключение преступника в тюрьму, несогласия и раздоры, уничтожение телефонов, почты, телеграфа и др. средств общения и т.п.).
Таких фактов можно указать сколько угодно. Все они подтверждают правильность нашего положения.
От указанного понимания распада или исчезновения коллективных единств следует отличать процессы изменения их организации.
Изменение социальных групп
Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами. Организация же его может измениться без прекращения этого взаимодействия. Так, в государстве монархия может смениться республикой, или обратно. Но ни население государства, ни взаимодействие между его подданными от этого не прекращается. Организация государственной группы изменилась, но сама группа не прекратила существования. Больше того: государство может потерять свою независимость и попасть под власть другого государства. Но если его население составляло и составляет тесное взаимодействующее целое, то коллективное единство, образуемое им, не перестает существовать и после потери своей независимости. Кто-нибудь может развестись с женой и таким образом изменить порядок своих отношений к жене. Но если и после развода бывшие супруги продолжают влиять на взаимное поведение и переживания, то коллективное единство, составляемое ими, мы, согласно сказанному, должны признать существующим. Исчезла только организация образуемой ими группы, старая организация заменилась новой, но сама группа
осталась.
Из этих примеров мы видим разницу между исчезновением коллективного единства и изменением или исчезновением организации.
Эти различные явления часто путают, когда говорят об "упадке го-
45
сударств" и "гибели нации", "крушении партии", о "падении церкви" и др. социальных групп.
Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена ее другой вовсе еще не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок или организация последнего изменилась.
Таковы вкратце основные условия, вызывающие возникновение, продолжение и исчезновение коллективных единств, т.е. возникновение, продолжение и исчезновение процессов взаимодействия между двумя или большим числом индивидов.
Литература: П. Сорокин: Система социологии, гл. VII; Палант: Очерк социологии. Главы о гибели обществ.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел социология
|
|