Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 8. Поведение народов

8.1. Этнос как субъект поведения

Этнологи, изучая проблему происхождения и развития этносов как субъектов поведения, отмечают, что в качестве этнической общности может выступать всякая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознающих себя отдельной самостоятельной группой. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке и живут на одной территории, но также чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности. Реальная этническая общность, определяемая Л. Н. Гумилевым как "динамическая система", включает в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседними этносами.
274

Антропологи обращают внимание на то, что особенности этнических общностей не следует смешивать с расовыми признаками, тем более что расовые и этнические границы совсем не совпадают, хотя часто внешний облик представителя той или иной этнической общности может быть показателем в оценке его этнической принадлежности.
Этношнгвиспгы в качестве ведущего фактора формирования этноса рассматривают язык как своеобразную копилку исторического опыта народа Любой язык сопряжен с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания. Начались этнолингвистические исследования с идеи В. Гумбольдта о реконструкции "духа народа" через особенности "внутренней формы языка" (грамматики, семантической структуры). В силу доминантности языка (речи) в структуре психических процессов развития личности исследования в этой области представляются многообещающими.
Этнокультуропоги определяющим фактором формирования этнопсихологических свойств считают культурную среду Собственно культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает единые правила поведения, общую память, сходную картину мира у разных представителей этноса В процессе исторического развития каждый народ создает собственную систему культурных ценностей, которая используется его членами для выражения своего социального и этнического самосознания Национальное искусство в своих различных формах способствует сохранению этнического духа традиций, выступая одним из действенных механизмов адаптации этноса к деструктивным воздействиям внешних исторических сил. Но психологиче-
275

ские явления разноплановы, тесно взаимосвязаны и проявляются не только в специфических чертах созданной этнической культуры, но и во всем многообразии ментальных и поведенческих характеристик этноса.
Таким образом, формирование духовных ценностей этноса обусловлено процессами создания присущих именно этому этносу культурных традиций и сохранения этнической специфики. Собственная этническая ценностно-нормативная система выступает в качестве эталона для всех членов этноса, в связи с чем все иное оценивается в сопоставлении с нею. Механизмом трансляции этнической культуры в данном случае является "социальная память", определяющая способы поведения членов этноса. Несомненно, внутри этноса имеются сильные вариации в поведении, обусловленные социальным положением индивидов, уровнем их образования, однако без черт "народного духа" этническая общность сводилась бы лишь к сумме внешних объединений, а сам этнос как активно действующий субъект оставался бы внутренне разрозненным, разнородным (в смысле этнопсихологической разобщенности), лишенным духовной целостности.
Проявлением этнической целостности выступает этническое самосознание членов этноса, которое не тождественно национальному. Национальное самосознание основано на осознании принадлежности индивидов к определенной нации как социально-экономической и политической общности. В структуре этой формы сознания выделяются следующие элементы: национальная идентификация; представления о типичных чертах своей общности, ее свойствах как целого, об общности исторического прошлого своего народа, территории его проживания; осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям, ориентациям и
276

др. Этническое же самосознание связано в первую очередь с этническим самоопределением.
Сам факт рождения в конкретной этнической среде представляет собой вхождение индивида в определенную систему внутренних этнических связей, через призму которых он начинает оценивать все жизненные явления. Собственная этническая группа, система ее духовных ценностей выступает в качестве некоего эталона. Это обусловлено тем, что идентификация этнической группой своего статуса происходит на основе тождества и различия культур, в категориях "свое" и "чужое". Противопоставление образов жизни, типов восприятия действительности есть, таким образом, компонент этнического самосознания.
Элементы мировой или региональной культуры, воспринятые этнической общностью, становятся достоянием собственной, "локальной" культуры, ибо способность этнической общности к восприятию чужой культуры является одной из качественных характеристик психологии этноса. Эта характеристика стоит в одном ряду со способностью этноса осмысливать и устранять устаревшие элементы культуры или приспосабливать их к новому этапу своего исторического развития. Восприятие зависит и от состояния духовной культуры соседнего этноса, т. е. от взаимовлияния посредством взаимодействия этнических общностей.
Духовную культуру этноса следует рассматривать как многоуровневое образование, поскольку ее носителями выступают разные слои этноса. Причастность каждого отдельного индивида к этнической общности измеряется не столько биологическими признаками, сколько степенью сознательного приобщения к культурным ценностям, составляющим духовное богатство этноса.
277

Этносоциологи подчеркивают, что этническая специфика выражает внеличностное общественное сознание и интериоризуется в процессе передачи "межпоколенного" социального опыта народа. При этом реально существующие этнические связи отражаются в феномене этнического сознания, который является важным самостоятельным признаком этноса. Социально-психологические установки, автоматизмы, способы видения мира составляют совокупность ментальных представлений конкретной этнической общности о своем месте в мире. Причем этнический аспект социального бытия может иметь вполне самостоятельное значение только на уровне межэтнических отношений. Только в сравнении можно исследовать, как тот или иной народ представляет и оценивает свои достоинства и недостатки, насколько устойчивы или как исторически меняются эти интерэтнические оценки. Сравнение своей общности с другими выступает средством активного закрепления собственных этнических отличий, что проявляется в представлениях индивидов о типичных чертах своей общности, о ее характеристиках и достижениях.
Этническая общность как сложный системный объект обладает рядом особенностей, в частности потому, что различные ее слои отражают этнические представления по-своему. Так, менее образованные люди сохраняют "народность" только в своей общности, а попадая в иную этническую среду, вскоре "денационализируются". Более образованные люди в меньшей степени способны потерять свое этническое лицо в инородной этнической среде.
Этнопсихологи своей важнейшей задачей ставят изучение связей между внутренним, психическим, миром человека и миром внешним, предметным, социальным, этнокультурным, но только не абстрактного человека в
278

абстрактном обществе, а конкретного человека в конкретной среде, специфичной в этническом отношении. Именно очевидность подобных связей способствовала возникновению как психологических, так и этнологических концепций, анализирующих соотношение психологических и этнокультурных переменных в развитии социума и, как следствие, поведение этнофоров.
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции о роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б. Ф. Поршнева, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание, эти авторы доказали, что этнические различия в психологии народа- неоспоримая реальность. Так, с помощью детального анализа особенностей психического склада тех или иных этнических общностей (системы представлений, настроений, кодов поведения) объяснялись разнообразные формы отражения социальной действительности и реагирования эгноса на воздействия внешнего мира. При этом под понятием "психический склад" подразумевались устойчивые особенности психики, сложившиеся в результате длительного исторического развития того или иного народа. Своеобразный психический склад вырабатывается у этноса под влиянием всей совокупности условий его существования. Так, среда со своими природными и историческими социокультурными особенностями накладывает отпечаток на психику этноса, что проявляется в поведении членов этноса. Но этот субъективный этнический склад не распространяется на социальные общности иного вида, например профессиональные объединения.
279

Этнические особенности поведения формируются как в онтогенезе, так и в филогенезе, причем это формирование осуществляется под воздействием главным образом социальных, этнокультурных факторов. С одной стороны, формируются объективные, внешние, социальные, этнокультурные переменные, а с другой - субъективные, внутренние или собственно психологические переменные. Субъективизация этнически особенного предполагает поиск специфики прежде всего биологических и социально-демографических показателей общности и отображение этих показателей. Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.