Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 2. Описание народов Земли

2.3. Хозяйственно-культурное описание

Хозяйственно-культурное описание народов мира основывается на этнографических (этнологических) методах исследования хозяйства и культуры и используется при изучении этногенеза народов и их этнической истории, истории хозяйства, материальной и духовной культуры, проблем, связанных с этническими процессами, культурных и исторических отношений между народами. Хозяйственно-культурные исследования свидетельствуют, с одной стороны, об индивидуальных особенностях каждой культуры, а с другой - о глобальной непрерывности и связи между человеческими культурами, что позволяет обнаруживать закономерности их развития. Ос-
42

мысление путей прогресса культуры и его этапов началось еще в эпоху античности, когда были предприняты попытки связать этапы развития общества с определенными ступенями хозяйственного и культурного процесса и были выделены три его стадии: собирательство и охота, пастушество, земледелие, что способствовало переходу от дикости к варварству и от него к цивилизации. Эта схема, основанная на эмпирических наблюдениях и логических умозаключениях, длительное время в той или иной мере оказывала воздействие на позднейшие взгляды. К XVIII в. получила распространение идея о прохождении всеми народами пути от простейших видов хозяйственной деятельности к более сложным и совершенным.
В середине XIX в. немецкий экономист Ф. Лист выделил пять ступеней хозяйственного и культурного развития: дикость; пастушество; земледелие; земледелие в сочетании с ремеслом; земледелие, ремесло и торговля. Идея прохождения культурным прогрессом определенных этапов содержалась в трудах многих эволюционистов: А. Бастиана, И. Бахофена, Дж. Мак-Леннана, Эд. Тейлора и др. Попытка периодизации культурного развития человечества на основе материальных факторов производства и культуры была предпринята Л. Г. Морганом. Однако при этом не были соблюдены обязательные для любого описания условия фундаментальности и сопоставимости признаков, заложенных как критерии выделяемых этапов, а также не учтено различие хозяйства и культуры в разных природно-географических зонах Земли, что вызвало критику его концепции противниками прямолинейных эволюционистских построений.
Значительный вклад в разработку проблемы хозяйственной и культурной систематики внес этнолог и географ Фридрих Ратцель, предложивший классифициро-
43

вать культурные явления в связи с картографированием их географического многообразия. Большое внимание рассматриваемым проблемам уделяли исследователи, разрабатывавшие концепцию "культурных кругов" (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), а также основатель "культурно-исторической школы" В. Шмидт и его сторонники. Проблемы описания хозяйственных и культурных явлений нашли отражение в трудах основателя американского "исторического метода" Ф. Боаса. Его ученики, О. Мэсон, К. Уисслер, В. Холмс, Э. Сэпир, разработали систему "культурных ареалов" Северной Америки кануна европейской колонизации. Значительный шаг в решении проблемы периодизации этапов развития хозяйства и культуры сделал русский этнограф В. Г. Тан-Богораз. Его концепция свободна от механических установок сторонников теории "культурных кругов", так как в значительной мере строилась на принципах историзма.
Отечественные ученые, основываясь на положениях о единстве исторического процесса и закономерностях движения человечества по ступеням развития культуры и смены способов производства, стали разрабатывать концепцию о культурных общностях в виде хозяйственно-культурных типов. Одновременно велась работа по выделению "историко-культурных", или "историко-этнографических" областей.
В современном понимании хозяйственно-культурные типы - это комплексы хозяйства и культуры, исторически сложившиеся у разных народов, близких по социально-экономическому развитию и обитающих в сходных условиях среды. Преобладает точка зрения, что начало формирования хозяйственно-культурных типов восходит к эпохе палеолита- времени появления человека современного вида. Они возникали, формировались,
44

развивались, частично исчезали на протяжении всей истории в ходе адаптации людей к окружающей среде, политическим и социально-экономическим условиям, хозяйственного использования природных ресурсов в системе жизнеобеспечения. При этом одни типы сложились еще в глубокой древности, в эпоху присваивающего хозяйства, другие возникли на разных континентах позднее, в процессе распространения навыков земледелия, скотоводства, металлургии, ремесла. Существующая хозяйственно-культурная типология охватывает общества от времени появления первобытнообщинного строя в позднем палеолите и до начала индустриальной эпохи и внедрения механизации в сельское хозяйство.
Основные, определяющие признаки хозяйственно-культурного типа - характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Облик и характер культуры имеют при этом важное, но не решающее значение, так как культуры народов мира разнообразны. В отличие от бесчисленных разновидностей явлений культуры, хозяйственно-культурные типы, даже с учетом промежуточных хозяйственных подтипов, достаточно ограничены и, что особенно существенно, могут тесно увязываться с этапами социально-экономического развития, способами производства, так как они включены в экономику самим процессом хозяйственной деятельности и относятся к экономическому фундаменту общества. Хозяйственно-культурный тип - органическая составная часть любого способа производства, практически конкретное материальное его воплощение, его основание. Категория "хозяйственно-культурный тип" выступает связующим звеном между производительными силами и производственными отношениями. Включенная в систему способов производства (помимо поня-
45

тий "производительные силы" и "производственные отношения") категория хозяйственно-культурный тип наполняет эту систему живым содержанием, показывает локальные варианты, органически соединяя совокупность хозяйственно-производственных навыков и экономику в общественном производстве с многообразием природной среды. Таким образом, хозяйственно-культурный тип, с одной стороны, характеризует хозяйственно-производственную, технологическую сторону способа производства, а с другой - его конкретное этнокультурное выражение, этнологический облик общественной системы в целом и социально-экономических укладов в частности. Хозяйственно-культурный тип - историческая категория, и именно смена типа, а не только развитие отдельных элементов культуры (орудий труда и технологии), ведет к изменению способа производства. Одновременно со сменой хозяйственно-культурного типа происходили и изменения в производственных отношениях. Такой подход позволяет тесно увязать хозяйственно-культурную типологию с наиболее крупными эпохами в социальном развитии человечества - первичной, догосударственной (эпоха до возникновения цивилизации), и вторичной, начавшейся со сложения цивилизации и первых государств. Соответственно, хозяйственно-культурный тип четко коррелирует и со способами производства.
Предложено несколько видов хозяйственно-культурного описания - от относительно простых, включающих основные, наиболее характерные типы, до очень сложных, в которых наряду с основными типами перечисляется множество подтипов, переходных форм и т. д., имеющих не универсальное, а лишь локальное распространение. Расширительное толкование хозяйственно-
46

культурных типов открывает дорогу субъективному подходу к описанию, неопределенности не только переходных форм, но и типов, что делает систематику недостаточно последовательной и аргументированной. Вследствие этого целесообразно включать в хозяйственно-культурное описание только основные, наиболее характерные для разных регионов Земли и бесспорные типы, тесно увязывая их с социально-экономической периодизацией, что позволяет четко разграничить типы на разных этапах развития общества.
Первичная, первобытнообщинная, эпоха включает два этапа: присваивающего и нормативно-производящего хозяйства. К ним относятся следующие группы хозяйственно-культурных типов.
Присваивающий этап. Общества, относящиеся к наиболее архаической группе хозяйственно-культурного типа, обычно не знакомы с выплавкой и горячей обработкой металлов. Орудия изготавливаются из традиционных материалов: кости, рога, дерева, камня, раковин, а также из полученных от более развитых соседей заготовок металла, который обрабатывается холодным "неолитическим" способом. Хронологически типы этой группы относятся к эпохам камня и палеометалла, но на периферии развитых обществ и государств существуют вплоть до новейшего времени, постепенно сменяясь более производительными видами хозяйственной деятельности.
Наиболее примитивным хозяйственно-культурным типом рассматриваемой группы является тип "бродячих охотников и собирателей", некогда широко распространенный в тропической экваториальной зоне и сохраняющийся в наши дни только в немногих, географически изолированных и неблагоприятных для жизнедеятельности областях тропических лесов Юго-Восточной Азии,
47

Южной Америки и Австралии. При крайне ограниченных пищевых ресурсах и слабой вооруженности бродячие охотники и собиратели почти ежедневно, с короткими дневками и ночлегами, собирают по пути все съестное. Их хозяйственные навыки, материальная и духовная культура находятся на самом низком уровне развития.
Примерно таков же уровень социального, материального, культурного развития народов, занимавшихся на побережьях озер, рек, морей главным образом собирательством даров моря и растительных продуктов, прибрежным рыболовством.
Значительно более развиты народы, группа хозяйственно-культурных типов которых связана со специализированной охотой и собирательством, требующими более высокого уровня развития производительных сил. К ней относятся хозяйственно-культурные типы:
- специализированная охота и собирательство в тропиках;
- охота, рыболовство, собирательство в умеренном поясе;
- пешая таежная охота;
- арктическая охота на морского зверя;
- оленная охота;
- охота, рыболовство, собирательство с зачатками земледелия и животноводства.
Все перечисленные выше хозяйственно-культурные типы образуют первобытно-присваивающий способ производства.
Производящий этап (ранний). Примерно 10 тыс. лет тому назад, а может быть и несколько раньше, в так называемых "первичных" (по Н. И. Вавилову) центрах, в предгорьях сухих и влажных субтропиков Восточного Средиземноморья, юго-запада Средней Азии, позднее в
48

Северной Африке, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а также в Новом Свете начало складываться комплексное присваивающе-производящее хозяйство, в котором земледелие и животноводство стали постепенно занимать ведущее место. На естественно или искусственно орошенных, обработанных ручным способом - палками или мотыгами - землях выращивались первоначально преимущественно зерновые, а затем и прочие культуры. Наряду с уже одомашненной собакой были доместицированы сначала мелкий, а затем крупный рогатый скот, свинья, транспортные животные, птица. В результате сложились следующие типы:
- комплексного хозяйства ранних земледельцев субтропиков;
- земледелия и животноводства умеренного пояса в древности;
- ручного земледелия тропиков.
Все эти хозяйственно-культурные типы стали основой первобытно-производящего способа производства.
Производящий этап (развитый). По мере развития производительных сил и роста численности населения началось освоение "вчоричных центров" и возникало производящее хозяйство, главным образом в аллювиальных долинах рек, где сложился тип плужных и ручных земледельцев древних цивилизаций тропиков и субтропиков Северной Африки, Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Центральной и Южной Америки. На рубеже IV и III тысячелетий до н.э. возникают древнейшие государства Западной Азии и Северной Африки, расцветает цивилизация. Соответствующий этому типу способ производства может быть назван "азиатским", или общинно-государственным деспотическим. Происходит становление вторичной эпохи.
49

Под мощным влиянием древних цивилизаций начинается процесс распространения производящего хозяйства в тропиках, где возникает тип традиционного земледелия и животноводства предгосударственных и ранне-государственных образований Тропической Африки, ставший основой африканского способа производства.
В V-1V тысячелетиях до н.э. под влиянием "первичных" и "вторичных" центров производящее хозяйство сначала в виде ручного, а позднее плужного земледелия получает распространение в полосе умеренного климата и складывается тип земледельцев и животноводов лесной и лесостепной зоны Европы (варварский дофеодальный способ производства). Общества, находившиеся на этой стадии развития, не достигли уровня цивилизации.
К этой же эпохе относятся и два следующих хозяйственно-культурных типа.
Первый из них - тип пастушеского скотоводства, возникшего примерно одновременно с появлением хозяйственно-культурного типа древнего ирригационного земледелия в предгорных местностях (бывших некогда "первичными" центрами становления производящего хозяйства) и распространившегося позднее в степные и пустынные зоны (патриархально-пастушеский способ производства).
По мере распространения пастушества на степные и пустынные просторы и вследствие изменений климата, повлекших сдвиги в природной среде, а также определенных социально-экономических и политических факторов, пастушество становилось со временем все более подвижным, и в начале I тысячелетия до н.э. складывается тип кочевых и полукочевых скотоводов (номадный способ производства). Наибольшее развитие кочевниче-ство получило в Средней, Западной и Центральной Азии,
50

а в средние века и в Восточной Африке. На протяжении всей истории кочевников отдельные их группы переходили к оседлости вследствие разложения экстенсивного пастбищного скотоводства и формирования предклассо-вого патриархально-племенного строя. У оседавших групп, переходивших к интенсивным формам хозяйственной деятельности (земледелие и др.), возникали классовые отношения. В наше время номадизм сохраняется только в отдельных пустынных и горных местностях зарубежной Азии, Северной и Восточной Африки.
Второй хозяйственно-культурный тип в античное время складывается в Южной Европе. Это тип плужного земледелия Древней Греции и Древнего Рима (рабовладельческий способ производства). К средним векам относится возникновение типов плужного земледелия средней полосы, средневекового ручного и плужного земледелия в государствах Азии и Африки, средневекового ремесленно-торгового городского типа (на основе этих типов складывается феодальный способ производства).
На последующий, индустриальный, период хозяйственно-культурное описание не распространяется. Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел социология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.