Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Плахов В. Западная социология

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

При научном анализе общественной жизни ученые, как правило, идут двумя путями. В одном случае используются логические методы, в другом — исторические.
В предлагаемом пособии автор ставит своей целью познакомить студентов с основами социологии посредством краткого очерка ее исторического развития. Знакомство с получившими мировую известность учениями, школами позволяет не только составить общее представление о социологической науке, главных этапах ее развития, но и, что не менее важно, о ее проблематике, а также овладеть в определенной мере категориальным аппаратом и методами социологических исследований. Помимо этого знакомство с историей социологической мысли существенно расширяет культурный кругозор, позволяет глубже проникнуть в закономерности общественной жизни, лучше осознать связь многообразных социальных явлений, их сложную, многоаспектную природу.
Изложение истории социологии и вопросов ее периодизации, по мнению автора, находится в прямой зависимости от общего определения социологической науки. Если под последней буквально понимать «науку об обществе», то понятно, что своими корнями она уходит в далекое прошлое. Зачатки научных представлений об организации общественной жизни можно найти в сочинениях многих мудрецов и философов древности. Безвестные авторы древнеиндийских Вед, Лао-цзы и Конфуций в древнем Китае, мыслители древней Греции — в первую очередь Платон и Аристотель, а также философы, политики, юристы Древнего Рима, наиболее выдающимися из которых являются Цицерон, Сенека, Саллюстий, Павел (Павл), — стоят у истоков сложного и противоречивого комплекса знаний (нередко принимающих мифологические и литературно-поэтические формы) о человеке и общественном устройстве, о законах, управляющих поведением людей, и т.д. В Средние века, а затем в Новое время представления об общественном устройстве, человеческих взаимоотношениях, общественных порядках и т.п., хотя и медленно, но неуклонно обогащаются научными элементами. Обществознание, включающее в себя главным образом теоретические и философские описания общества, его происхождения и устройства, существует и развивается в достаточно своеобразной форме социальной философии. Свою практическую направленность обществознание получает в ранние периоды преимущественно в правоведении (юриспруденции), а также в многообразных учениях о государстве («политике», политологии). И здесь уместно указать на общую закономерность: развитие науки об обществе, ее содержание, формы, исторические этапы — все это тесно связано с исторической эволюцией самого человеческого общества, переживаемыми им социальными эпохами и культурно-историческими традициями. В широком смысле социология выступает как специфическая исторически обусловленная форма социального познания.
Развитие капитализма в странах Центральной Европы пробудило у передовых мыслителей, и прежде всего французских и немецких просветителей (Вольтер, А. Р. Тюрго, М. Ж.-Кондорсе, И. Г. Гердер и др.), интерес к философии истории. Выражая идеологию своего класса — буржуазии, которая вплоть до конца XIX века олицетворяла общественный прогресс, эти мыслители боролись против религиозного мировоззрения и понимания истории как игры таинственного провидения. Они смотрели на человеческую историю как на поступательный процесс, подчиненный «естественной закономерности». Такой взгляд позволил английским экономистам-классикам открыть закон стоимости, а французским историкам периода Реставрации нащупать закон классовой борьбы (Ф. П. Гизо, Ж. Н. Тьерри и др.).
Развивающиеся вместе философия истории и социальная философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Гегель) пытались дать объяснение таким явлениям общественной жизни, как «свобода», «мораль», «государство», «право» и др. Однако, не располагая в полной мере научным арсеналом, диалектико-материалистическим методом, они не ушли дальше общих, абстрактных рассуждений. Показателен в этом отношении Гегель с его «абсолютным духом», положенным в основание человеческой истории, всей общественной жизни и вообще мироздания.
Абстрактная, умозрительная философия истории и оторванная от практики социальная философия к 40-м гг. XIX в. полностью исчерпали себя. Выход на историческую авансцену пролетариата вызвал к жизни марксизм, выражающий мировоззрение, идеологию рабочего класса, вступившего на путь революционной борьбы против капиталистической эксплуатации. Примерно в эти же годы, в середине XIX в., как реакция на оказавшиеся в тупике отвлеченные академические учения об обществе в рамках буржуазного мировоззрения формируется позитивистская философия, нигилистически относящаяся, что становится впоследствии традицией всех позитивистских учений, к масштабным теоретическим обобщениям (напомним: позитивизм — это «философия факта»), а в границах позитивистской философии оформляется наука об обществе — социология, сохраняющая все мировоззренческие, идеологические и методологические особенности позитивизма.
Итак, наука об обществе, родившаяся в передовых капиталистических странах Западной Европы в середине XIX в., отразила раскол общества на два антагонистических класса — пролетариат и буржуазию. С пролетарским мировоззрением и марксистской диалектико-материалистической философией была связана МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ, с буржуазным мировоззрением, философией позитивизма — ПОЗИТИВИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ. Классовая борьба, партийность наложили отпечаток на взаимоотношения той и другой. Эти взаимоотношения обычно характеризовались раньше одном словом: «борьба». На самом деле взаимоотношения марксистской и позитивистской социологии значительно сложнее, и характеризуют их не только борьба, но и единство, взаимовлияние. В действительности мы имеем дело с различными мировоззрениями, подходами, методологиями, в которых есть свои плюсы и минусы. Борьба взглядов, мнений, различия в представлениях, научный спор как средство постижения истины — все это составляет содержание социологического знания. В этом плане социология не отличается от других наук, где тоже борются, соперничают, конкурируют разнообразные школы, направления, нередко взаимоисключающие учения.
И марксистская, и позитивистская социология прошли в своем развитии определенные исторические этапы.
В истории марксистской социологии обычно выделяют следующие периоды:
1. Марксистский — классический (середина — конец XIX в.).
2. «Идеологический», или период идейно-политического противостояния ортодоксального (ленинского) марксизма и оппортунизма (ревизионизма) (конец XIX — 50-е гг. XX столетия).
3. Неомарксистский (50-е — 80-е гг. XX столетия).
4. Постмарксистский (90-е гг. XX столетия — по настоящее время).
Позитивистская социология прошла в своем развитии следующие этапы:
1. Позитивистская социология (середина — конец XIX в.).
2. Социология махизма (первая четверть XX в.)
3. Неопозитивистская социология (30-е — 60-е гг. XX столетия).
4. Постпозитивистская социология (60-е гг. XX столетия — по настоящее время).
В отечественной литературе марксистско-ленинскую социологию обычно рассматривают как антипозитивистскую. Кроме того, необходимо учитывать, что к концу XIX столетия в западноевропейских странах, прежде всего в Германии, оформляется течение, получившее название СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНТИПОЗИТИВИЗМА. Его появление вызвано отрицательной реакцией целого ряда ученых на позитивистскую социологию, в которой они усматривали ограниченность, проистекающую из отказа от теоретических обобщений при анализе общественной жизни.
Антипозитивистская социология в своем развитии проходит три этапа:
1. Ранний антипозитивизм (конец XIX — первая четверть XX столетия).
2. Модерн (30-е — 70-е гг. XX столетия).
3. Постмодерн (70-е гг. — по настоящее время). Итак, в XIX в. социология оформляется в самостоятельную и достаточно специфическую дисциплину, в особую научную отрасль, изучающую в соответствии со своим предметом законы системной организации общества на основе эмпирических фактов и исторических материалов посредством своих собственных методов. Именно такой наукой является социология в узком или собственном смысле слова. О ней и пойдет речь в настоящем учебном пособии.
Теперь надо сказать, что, хотя социология и является в действительности самостоятельной научной дисциплиной в ряду других общественных наук (политической экономии, истории, антропологии и др.), она в силу своей исключительной сложности не отличается цельностью. Из вышесказанного можно заключить, что содержательно, методологически и идеологически социология подразделяется на марксистскую, позитивистскую и антипозитивистскую. Все три с полным правом можно рассматривать как достаточно самостоятельные, определенным образом связанные и вместе с тем противостоящие друг другу научные течения.
Одновременно нельзя не учитывать того важного фактора в истории социологии, что на ее развитие неизбежно накладывают отпечаток не только политические, но и географические, национальные, исторические и культурные условия. В зависимости от этих условий при том решающем значении, которое имеют научные концепции, содержательный материал, в социологической науке оформляются многообразные школы. Так, в рамках западноевропейской социологии можно указать на достаточно своеобразные национальные школы: немецкую и французскую. Особое место занимает национальная школа, получившая развитие в Соединенных Штатах Америки, — американская социология. Следует добавить, что со временем в ряде стран утверждаются еще и локальные школы. Скажем, в США в XX столетии возникает и плодотворно развивается весьма представительная чикагская школа. В целом социологическая наука является детищем европейской цивилизации.
Что же имеется в виду под западной социологией? Это понятие, закрепившееся в мировой науке об обществе, распространяется на многочисленные и очень разнообразные социологические учения, получившие развитие в странах Западной Европы, начиная с XIX в., и позднее — в Соединенных Штатах Америки. По достаточно устойчивой традиции эти учения подразделяют на «марксистскую социологию» и «буржуазную социологию». Тут, однако, нельзя не сделать уточнения: марксистская социология получает по целому ряду социально-политических причин широкое распространение и в странах Востока, а затем и на всех континентах, став мировым, или всемирным, учением (рабочего класса).
В литературе по социологии можно встретить еще и такое понятие: современная западная социология. Когда им пользуются, подразумевают социологические учения, возникшие в рамках западной социологии преимущественно во второй половине XX в.
В целом западную социологию характеризуют следующие особенности:
- историческая связь с древнегреческой и древнеримской культурой;
- научные (мировоззренческие, понятийно-категориальные, методологические и пр.) основания и в связи с этим достаточно резкое размежевание с многообразными оккультными науками об обществе;- традиционная, более или менее явно выраженная связь с естествознанием;
- достаточно устойчивая проблематика. В числе основных проблем, на которые направлена социологическая мысль в Западной Европе и США, традиционно остаются: общество с точки зрения социальных закономерностей, личность и ее связь с обществом, культурой; социальные институты (государство, собственность и т.д.); социальные общности (семья, община и т.д.) и др.;
- достаточно четкая система научных понятий и категорий, а также система адекватных методов исследования социальной жизни;
- нацеленность на практические нужды общества, нередко граничащая с прагматизмом и утилитаризмом;
- плюрализм, научно-демократический характер. Определенное место в социологии занимает русская социологическая школа, испытавшая по ряду направлений западное влияние и вместе с тем сохранившая не только самостоятельность, но и своеобразие. Анализ русской социологии — актуальная научная задача, которую еще предстоит решить.
Данное учебное пособие преследует цель в доступной и лаконичной форме ознакомить студентов с основными направлениями развития социологической мысли в Западной Европе в XIX—XX столетиях. От других аналогичных изданий его отличает попытка рассмотреть процесс становления социологической науки не только как исторической, но и морфологической системы. Пособие может быть использовано в курсах по философии и политологии, а также культурологии, социальной и политической истории.


Обратно в раздел социология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.