Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Становление   духовного мира  российской молодежи имеет решающее значение для жизни не только молодого поколения, но и всего общества в целом. Роль  духовного фактора резко возрастает в кризисных, экстремальных ситуациях.  Стойкие жизненные  ориентации – это  необходимое условие адаптации молодежи в сложном современном мире и выработки собственной жизненной стратегии. Духовная культура определяет возможности осознания происходящего, диалогового общения социальных групп, снижение вероятности  манипулирования. О духовной культуре молодежи часто вспоминают по поводу: действия молодежных организаций экстремистского толка выявляют духовное нездоровье общества. Искусно организованное поведение социальной группы или  возможность социального самоутверждения молодежи и  самостоятельного политического выбора  - это  альтернатива в сфере  формирования духовной культуры.

Молодежь – основной стратегический ресурс обновляемой России. К. Мангейм в книге  «Диагноз нашего времени» пишет, что молодежь не прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию.[1] Сегодняшняя российская молодежь участвует в модернизации страны, в проведении реформ. Постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей приспосабливаться к новым реалиям, вести постоянный поиск новых форм идентичности, вырабатывать свою жизненную позицию, созидать свой духовный мир.

Формирование нравственных основ,  воспитание  у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, развитие духовного потенциала юношества  осознано политической и государственной элитой России как приоритет в сфере образования и культуры. В первую очередь, государственная политика в формировании ценностных мировоззренческих основ  молодых людей выделяет следующие компоненты: нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание.[2]

В данной работе, в первую очередь, рассматриваются  те аспекты формирования духовной культуры, которые определяются спецификой студенчества как социальной группы. Отличительной особенностью студенчества можно считать ее инновационное воздействие. Противоречие между универсализмом и специализацией как глобальными векторами развития социального института высшего образования  определяет динамику образовательно-профессиональных мотиваций, ориентаций и установок молодых людей. Поэтому сегодня  складывается принципиально новый подход  к взаимовлиянию процессов формирования духовной культуры и процессов в сфере высшего образования. Он ставит в центр проблемы личности с ее постоянным стремлением к самопознанию, саморазвитию в целях осознанного выбора индивидуальной жизненной стратегии и стиля жизнедеятельности. Переход от индустриального общества к информационному и связанные с этим процессы индивидуализации  обуславливают  требование изучения влияния высшего образования на воспроизводство социокультурного типа личности.

Профессиональный выбор является одним из оснований современной культуры и происходит во многих случая в период выбора и получения высшего образования. Анализ многочисленных источников подтверждает вывод о том, что для  индивида осознание  собственного возраста становится важным интегративным  элементом, благодаря своему влиянию на самоидентификацию.

Формирование духовного мира студенчества тесно связано с профессиональными и жизненными ожиданиями, путями и возможностями их реализации. В свою очередь, профессиональные и жизненные ожидания студенческой молодежи имеют особое значение в политической сфере. Их рухнувшие надежды могут стать причиной политических перемен. В состоянии неопределенности перестают действовать прежние стандарты поведения, а новые ценности, еще формирующиеся, становятся угрозой старым моделям. Механизм формирования духовных ценностей  студенческой молодежи подвергается существенным изменениям.

 Проблематика формирования духовной культуры студенческой молодежи  находится на стыке смежных областей  гуманитарного знания различного уровня обобщения и специализации: во-первых, таких  наук как -  философия, социология, культурология, психология; во-вторых, различных направлений социологии -  социологии молодежи, социологии культуры и социологии образования.

Разработка различных аспектов общесоциологических теорий культуры, взаимовлияния культуры и социума, проблем смены поколений  имеет давнюю традицию в философии, социологии, и  психологии, которые представлены в трудах А. Вебера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейм, К. Маркса, М. Мид, А. Моля, Э. Фромма[3] и ряда других ученых. Проблемы, касающиеся формирования духовного мира, рассматривались этими и другими авторами с различных  мировоззренческих  позиций, культурно-исторических традиций  и школ, методологических и концептуальных оснований. Особую роль, во многом антагонистическую социологическому подходу, в философском осмыслении духовности, как освобождении от «падшей социальности», сыграла русская философская школа. Так, идеи самопознания, самоутверждения и самореализации личности, формирования духовного мира были предметом рассмотрения и анализа В. Федотова, В. Соловьева, Н. Бердяева.  Студенчеству и молодой интеллигенции начала ХХ века посвящена социологическая статья одного из автора «Вех» А. Изгоева.[4]

Содержание и принципы духовной деятельности как важного компонента социальной регуляции становились предметом изучения  авторов – П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, Л.Г. Ионина, Ю.М. Лотмана, Ю.А. Муравьева, А.К. Уледова[5], позволивших обобщить философские, культурологические и социологические подходы к изучению социального функционирования культуры.  

В изучении формирования духовного мира молодежи и  динамики духовных ценностей в обществе в связи  с процессами смены поколений необходимо опираться на теории модерна и постмодерна фундаментальной социологии. Новые ценности соответствующие цивилизационному слому, переживаемые вследствие процессов глобализации всем человечеством, как правило, органично воспринимаются молодыми и являются моделирующими по отношению ко всему социуму.  Основными работами в этой области  являются зарубежные – У. Бека, П. Дракера, Р. Инглегарта, М. Кастельса.[6] В отечественной науке  глубокий и всесторонний анализ этих явлений в молодежной проблематике дан в монографии Чупрова В.И., Зубок  Ю.А., Уильямса К..  «Молодежь в обществе риска»[7], где отражены поиски российской молодежью нравственной опоры и социальных ориентиров в меняющемся современном мире.

Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе общества, учет комплекса обстоятельств и особенностей образа жизни и культуры молодежи получил отражение в работах многих отечественных социологов и ученых других гуманитарных направлений. Так вопросам влияния различных факторов, включая высшее образование, присущих различным этапам исторического развития нашей страны  на процессы формирования духовной культуры обстоятельно изучались отечественной наукой. В качестве основных предметов изучения в студенческой проблематике выступали: студенчество в социальной структуре; функции студенческой молодежи в системе общественного разделения труда; особенности образа жизни студенчества; жизненные планы; внутренняя дифференциация студенчества. Среди них можно назвать научные  труды: В.С. Боровика, Н.Ф.  Головатого, Г.Д. Дмитриева,  С.Н. Иконниковой, Ю.С. Колесникова, В.С. Комаровского, В.Т. Лисовского, А.Л. Маршака, Г.В. Осипова, М.Н. Руткевича, Н.С. Слепцова, Ф.Р. Филиппова, М.Х. Титмы, В.Н. Шубкина  и других.[8] Системный подход  к изучению духовной культуры молодежи в ее целостности и полноте проявлений реализован в трудах  Шендрика А.И..[9] Особняком стоит попытка создать интегративную дисциплину, изучающую молодежь как единое природное и социальное целое.[10]

Значительный вклад в изучение социальных и культурных проблем молодежи  времени социально-экономической трансформации внесен отечественными учеными - Н.А. Зоркой, Ю.А. Зубок, О.И. Карпухиным, Б.А. Ручкиным, В.К. Сергеевым., В.И. Чупровым, Ф.Э. Шереги[11], на  труды которых опиралась автор в диссертационном исследовании. В  работах выше названных исследователей, в частности, затрагивались социальные аспекты культурной самоидентификации молодежи. Изучалось влияния деформаций ценностно-нормативной системы  на усиление процессов индивидуализации сознания молодежи, происходящих на фоне разрушения жестких традиционных форм социального контроля и отсутствия новых моральных границ. Во взаимосвязи с социально-образовательной средой рассматривались вопросы адаптации молодежи. Прикладные исследования в области системы высшего образования отражают ее актуальные проблемы  и способствуют уточнению гипотез и построению теорий среднего уровня,  в том числе и по проблемам институционального влияния на формирование духовного мира студентов, особенно в части его профессиональной составляющей. Анализ запросов, ожиданий и предпочтений молодых поколений в сфере культуры дает возможность составить целостное представление о выработке досуговых стереотипов поведения.

Вместе с тем открытыми остаются вопросы, связанные с ролью и спецификой студенчества как носителя культурного потенциала общества. Принимая во внимание экспансию высшего образования, только в этом случае можно выявить тенденции и перспективы социально-культурного развития общества, оценить степень влияния конкретных факторов на формирование  тех или иных компонентов духовной культуры, сделать прогноз о возможных социокультурных переменах, которые могут произойти в процессе смены поколений.

 Целью работы является  выявление социальных факторов формирования духовной культуры  студенческой молодежи, оценка в ходе социологического анализа ее культурного потенциала.

Настоящим исследованием подтверждено определяющее значение формирования духовной культуры студенческой молодежи в рамках  молодежной культуры, обусловленных активным усвоением  и переосмыслением культурных ценностей, социальных норм в период обучения, и в процессах смены мотивационных схем обществом в целом. В условиях длительных социально-экономических преобразований изменениям  подвергаются  ключевые элементы культуры,  причем их механизм состоит в вытеснении одного поколения другим, а не в переформировании системы ценностей взрослых людей, чья социализация уже состоялась.

Изменения, происходящие за последние десятилетия в нашей стране,  в области производственных отношений, привели к значительному расслоению молодежи и в осуществлении возможности равного получения образования,  в самореализации и в реализации возможностей в духовной сфере.

В изучении духовной культуры студенчества вопрос состоит в упорядоченности деятельности, в том, как студент осуществляет особое планирование своей биографии. Возможности и принуждения выбора проявляются во всех измерениях биографии. В выборе профессии и  обретении смысла трудовой деятельности в процессе получения высшего образования для многих студентов  противоречиво сочетаются как собственные побудительные мотивы, так и  зависимость от внешних обстоятельств.

В сознании студенческой молодежи явно господство прагматических  настроений. Но при этом можно сказать, что студенты предъявляют высокие требования к качеству жизни: гарантированность жизненной безопасности и благополучия – вот их основное требование к обществу и собственная цель.

Свойственные молодежи в сфере духовной жизни в большей степени, чем старшему поколению, индивидуалистические ценности  готовят почву для новых идеологий и социокультурных общностей. Формирующаяся в результате смены поколений социальная структура становится восприимчивой к пропагандируемым  средствами массовой информации темам и проблемам.

Реальные шансы студенческой молодежи определить самостоятельные условия жизни часто проявляются в сфере досуга, которая  в духовной культуре может играть все возрастающую роль в попытках студенческой молодежи как социальной группы решить структурные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте.

В политическом аспекте духовной культуры студенчества особенно актуально  реальное поведение молодежи в этой сфере. Молодежь если и является носителем политической идеологии, то в большинстве случаев неосознанно. Процессы формирования политической культуры нового поколения  выявляются через анализ электорального поведения  и реальные политические акции молодежных движений. Как правило, идеологические принципы студенчества размыты и эклектичны, стереотипы поведения ярче проявляют скрытые структуры группового сознания  и социокультурных общностей.

Толерантность и  нетерпимость  в среде студенческой молодежи является проявлением процессов формирования политической культуры. В духовной культуре общества  начинает проявляться противопоставление нетерпимости (социального диктата) и экспериментальных форм обращения с действительностью, часто проявляющихся в молодежной альтернативной субкультуре. В формировании духовного мира студенчества основным противоречием является субъективная  ориентация многих субкультурных групп на современные ценности модерна и в тоже время внутренняя готовность значительной части студенчества отказаться от них во имя определенности социального диктата.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1994, с. 444.

[2] О проблемах формирования духовного мира подрастающего поколения. Решение коллегий Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства образования РФ и Министерства культуры РФ 25.06.2002  № 5-15/4-13 // Официальные документы в образовании, 2002, № 26, с. 49 - 51

[3] Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры. Идеи к проблемам социологии государства и культуры // Избранное: Кризис европейской культуры. – Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999;  Вебер М. Протестантская  этика. Сборник статей. - М.: ИНИОН, 1972; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. - М., 1990;  Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on sociology of knowledge. – London, 1952; К. Маркс и Ф. Энгельс о молодежи. М., 1972; Meаd M. Culture and Commitment: A study of the Generation Gap. N-Y., 1970; А. Моль. Социодинамика культуры. – М.: Прогресс, 1973; Фромм Э. Быть или иметь? М.: Прогресс. 1990.

[4] Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: Советский писатель. 1990; Вехи. Бердяев Н., Булгаков С., Гершензон М. Струве П., Федотов В.  и др. – М.,  1909.

[5] Гуревич П.С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 1994; Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 1996; Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: Логос, 2000; Лотман Ю.М. Семиосфера. - С.-Петербург: Искусство, 2001; Муравьев Ю.А. Истина. Культура. Идеал. – М.: Прометей, 1995; Уледов А. К. Духовная жизнь общества: Методологические проблемы исследования. – М.: Мысль. 1980.

[6] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция, 2000; Дракер П. Посткапиталистическое  общество. Инглегарт Р. Модернизация и постмодернизм. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia 1999.

[7] Чупров В.И., Зубок  Ю.А., Уильямс К..  Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001.

[8] Боровик В.С. Социальные механизмы взаимодействия интересов и политической активности советской молодежи. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук.-М.,1990; Головатый Н.Ф. Студент путь к личности. -М.,1982; Громов И.А., Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Человек и общество. Социальные проблемы молодежи. Уч. Зап. ЛГУ, вып.У1, 1969; Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1974; Иконникова С.Н. От монополии к мозаичности культуры // Культура на пороге третьего тысячелетия. Сборник. СПб, 1994; Иконникова С.Н.,  Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи // Молодежь и образование. – М., 1972; Комаровский В.С. Некоторые проблемы измерения социальных установок // Вопросы философии. – 1979. – N 7; Лисовский В.Т. , Дмитриев А.В. Личность студента. - Л., 1976; Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи // Социологические исследования. 1998, № 5; Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. – М., 1990; Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи // Социологические исследования. 1998, №12; Молодежь в условиях социально- экономических реформ / Научн. Ред. В.Т. Лисовский. – СПб., 1995; Осипов Г.В., Руткевич М.Н. Социология и современность. – М., 1976; Осипов Г.В. Россия: вызовы времени и пути реформирования: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1997 году. М.: ИСПИ  РАН, 1998; Руткевич М.Н. Социология образования и молодежь: Избранное (1965 – 2002) – М.: Гардарики,  2002; Титма М.Х., Саар Э.А. Молодое поколение. – М.: Мысль, 1986; Филиппов Ф.Р. Социология образования. – М.: Наука, 1980; Ценностный мир современного студента. Социологическое исследование / Под ред. В.Т. Лисовского, Н.С. Слепцова.- М., 1992; Шубкин В.Н. Молодежь и образование. - М., 1977; Шубкин В.Н. Начало пути: Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы. - М.,1979.

[9] Шендрик А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. – М., 1990.

[10] Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. – М.: Академический Проект, 2001.

[11] Зоркая Н.А. Молодежь: типы адаптации, оценка перемен, установки на социальное достижение // Мониторинг общественного мнения, 2001, № 2 (52); Зубок Ю.А. Интеграционный потенциал современного студенчества // Россия накануне ХХ1 в. Вып. 2. М., 1995.; Зубок Ю.А. Проблемы риска в социологии молодежи. – М., 2003; Иванов В.Н., Ладодо И.В., Сергеев В.К. Москва. ХХ-ХХI вв.: город и мы. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001; Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации // Социс.1998.N 12; Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социс. 1998. N 5; Сергеев В.К. Молодежь и город: лицом к лицу (Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций). – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002; Сергеев В.К. Молодежная культура и СМИ. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002; Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве//Социс. 1998.N 3; Чупров В.И., Зубок  Ю.А., Уильямс К..  Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001;Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М.: Academia.

 


Обратно в раздел социология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.