Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Гумеров Р. Социальная направленность проповеди

ОГЛАВЛЕНИЕ

6. Формирование ценностной ориентации в зависимости от места проживания

6.1 Классификация по месту проживания

В нашей работе приведены данные о распространенности ценностей в мегаполисах (Москва и Санкт-Петербург), городах, и селах.

46

6.1.1. Ценностная ориентация жителей мегаполисов

Так, в частности, у жителей столиц или мегаполисов выше, чем у жителей других населенных пунктов, находятся в иерархии распространенности такие ценности как «духовность», «милосердие», «культура», «могущество» и «демократия», а наивысший по сравнению с другими процент выборов получили «демократия» и «порядочность». В то же время ценности «любовь», «мир», «дом», «порядок» занимают в иерархии столичных жителей более низкие места, чем в иерархиях жителей других населенных пунктов.

Одновременно в Москве отмечается более низкое, чем в других регионах, место ценностей «достаток», «любовь», «мир», «успех» и «процветание» в иерархии распространенности ценностей. При этом наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент выборов имеют в Москве такие ценности как «процветание», «порядок>, «дом» и «милосердие».

Кроме того, в Москве наблюдается наиболее резкий рост выбора ценностей «успех», «семья», «достоинство», «порядочность» и наиболее заметное падение важности ценности «патриотизм», «законность», «прогресс», «процветание», «свобода», «собственность», «могущество» и «демократия». Несомненно, процесс этот маятниковым образом связан с недавним периодом идеологического навязывания населению с помощью СМИ представлений об особой важности последней группы ценностей. (Ментальность россиян, с. 89)

6.1.2. Ценностная ориентация жителей больших городов

В больших городах в иерархии распространенности выше, чем у других, устойчиво стоят ценности «достаток», «патриотизм» и «созидание». При этом наибольший по сравнению с другими населенными пунктами процент выборов имеет "достаток". Одновременно ниже, чем у других, места в иерархии занимают «согласие», «труд», «союз», и эти же три ценности получают и больших городах гораздо меньший, чем в других населенных пунктах, процент выборов. Вместе с тем, в больших городах отмечен наиболее бурный рост числа включающих в число девяти ведущих ценностей ценность «профессионализм» и наиболее серьезное снижение числа тех, кто выбирает «могущество», «процветание», «духовность», «культуру», «мир» и «милосердие». (Ментальность россиян, с. 90)

47

6.1.3. Ценностная ориентация жителей сел

В иерархии сельских жителей выше, чем у представителей всех урбанистических страт, устойчиво находятся ценности «согласие», «союз» и «равенство», причем «согласие» и «союз» имеют в этой страте и наибольший процент поданных за них голосов. А ценности «профессионализм», «прогресс», «стабильность», «достаток», «порядочность», «культура» получили у сельских жителей самый низкий из всех сравниваемых страт процент выборов. Кроме того, при оценке сельскими жителями ценностей «труд», «дом», «демократия» и «созидание» отмечено самое резкое по сравнению с другими стратами снижение среди жителей села процента людей, включающих эти ценности в свою девятку ведущих ценностей. (Ментальность россиян, с. 91)

6.2.1. Выводы о ценностной ориентации москвичей

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование интенциональной стороны ментальности жителей московского мегаполиса показывает, что характер их жизненных целей, мотивов не укладывается: ни в «дореволюционный» образ российского человека, живущего либо сиюминутным удовольствием, либо мечтой о какой- то далекой, послезавтрашней жизни, ни в социалистические представления о «советском человеке — строителе коммунизма», сознательно жертвующем многим из своей актуальной жизни ради счастья будущих поколений. Москвичи сегодня живут заботами о своей семье, о своих детях, здоровье, работе — то есть «простыми радостями бытия», той самой «заботливой», рассчитанной на нормальную перспективу жизнью, в существовании которой, как было показано выше, некоторые аналитики им подчас отказывают. Зная, что москвичи всегда первые выражают тенденции в обществе, мы можем прогнозировать, что данные процессы будут вскоре всеобщими.

6.2.2. Выводы о ценностной ориентации жителей городов

Подтверждается широко распространенное представление — о разрыве в массовом обыденном сознании материального и духовного, высшего и низшего, заботы о себе и заботы о других. Даже любовь россиянина оказывается разорвана разными факторами: секс в одном, потребность в аффилиации другом, семья в третьем, а поиск настоящей любви в

48

четвертом. И это, как следует из проведенного исследования, характеризует многие другие отношения.

6.3 Формирование ценностной ориентации в различных макрорегионах России

Помимо сравнения ценностных структур у людей, живущих в разных по величине населенных пунктах, интересно провести аналогичный анализ и в разных макрорегионах страны. Как правило, для сравнения традиционно выделяются четыре основных макро-региона (Север; Юг; Урал и Поволжье; Сибирь и Дальний Восток).

6.3.1. Сравнительный анализ ценностной ориентации в макрорегионах России

На Юге отмечается самый больший процент людей, выбирающих ценность «держава», и наиболее заметное падение важности ценностей «равенство» и «труд».

На Севере отмечается лишь наиболее низкий по сравнению с другими регионами процент людей, выбирающих ценности «могущество» и «патриотизм», а также больший, чем в других местах процент людей, выбирающих ценности «достаток» и «надежда».

На Урале и в Поволжье ценность «держава» занимает самое высокое по сравнению с другими место в иерархии распространенности, а ценности «безопасность» и «согласие» — самое низкое. Одновременно ценность «порядочность» получила в этом регионе самый низкий процент выборов. Кроме того, здесь отмечается наиболее резкое увеличение числа людей, включающих ценность «профессионализм» в свою ведущую девятку, и наиболее заметное снижение числа тех, кто включает туда ценности «процветание», «стабильность», «порядок», «культура», «мир», «милосердие», «справедливость» и «безопасность».

И, наконец, в Сибири и на Дальнем Востоке наивысшие по сравнению с другими регионами места в иерархии занимают ценности "достаток" и «мир», причем «мир», а также «равенство», получили там наибольший процент поддержки. Одновременно в этом регионе наиболее низкое место в иерархии по сравнению с другими регионами получили ценности «законность», «профессионализм» и «держава», причем «законность», а также «духовность» получили наименьший по сравнению с другими регионами процент выбирающих их респондентов. Одновременно в этом регионе отмечается наиболее

49

существенное снижение процента людей, включающих ценности «духовность» и «дом» в число девяти важнейших ценностей. (Ментальность россиян, с. 92)

6.4 Сравнение с ценностной ориентацией служителей ЕХБ

К сожалению, в рамках данного исследования, мы не смогли выявить процентное соотношение среди служителей городского происхождения и сельского. Но выбранные ими ценности могут также многое сказать за них, так как их предпочтения носят «провинциальный» характер. Большинство их ценностей - это ценности, которые выбирают жители села и небольших городов: «любовь», «мир», «порядок», «согласие», «союз», «равенство», «милосердие».

Ценности урбанизированных центров: «успех», «достоинство», «профессионализм», «культура», «труд», «достаток» - не входят в число выбираемых служителями.

Жители сельских районов и небольших городков традиционно считаются во всем мире приверженцами традиционализма и консерватизма. Но процесс урбанизации захватил и Россию. Конфликт интересов в данном случае имеет предрешенный финал - мы не первые и не последние. Несомненно, мы можем многое почерпнуть для себя из жизни церкви прошлых лет. Но некоторые моменты в нынешних условиях выглядят анахронизмом.

 

 

50

6.5 Выводы о возможности проповеди

Особую обеспокоенность нашего братства вызывает сложное духовное состояние г. Москвы. Менталитет жителей этого города требует неких, других подходов к служению церкви, в том числе и в проповеди.

Церковь в последнее время стала больше заниматься миссионерской работой, в том числе и в сельских районах и небольших городках. Закономерностью такой работы является поиск миссионера для работы в таких пунктах, желательно из среды местных жителей. Причина этого очень проста: как жизнь горожан отличается от жизни сельчан, так и на бытовом уровне сельское христианство отличается от христианства городского, а последнее отличается от христианства мегаполисов. Ценности, цели, стиль жизни жителей этих мест в корне отличаются.


Обратно в раздел социология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.