Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Гумеров Р. Социальная направленность проповеди

ОГЛАВЛЕНИЕ

4. Формирование системы ценностей в зависимости от уровня образования

4.1.1 Классификация по уровню образования

В исследовании были выделены 4 группы лиц с разным уровнем образования: 1) с незаконченным средним образованием (231 человек), 2) окончивших среднюю школу (156 человек) 3) имеющих среднее специальное образование — закончивших техникум или ПТУ (299 человек) и 4) имеющих высшее и незаконченное высшее образование (314 человек). Следует особо отметить, что группа респондентов с незаконченным средним образованием состояла не из одних пожилых людей, как это часто бывает в настоящее время в крупных городах. В данном исследовании группа людей с незаконченным средним образованием включала 13, 4% лиц в возрасте до 25 лет, 12, 3 % лиц в возрасте 26-35 лет, 6, 5 % лиц в возрасте 36-45 лет, 17, 5 % лиц в возрасте 46-55 лет, 17, 5 % лиц в возрасте 56-65 лет и 32, 9 % лиц в возрасте старше 65 лет. (Ментальность россиян, с. 129)

4.1.2 Иерархия ценностей в зависимости отуровня образования

Если обратиться к рассмотрению иерархий распространенности ценностей в группах с различным уровнем образования, то обнаружится, что первое и второе место во всех трех группах заняли соответственно «здоровье» и «семья».

Различия же в иерархиях, начинающиеся с третьего места, подтверждают большую приверженность людей с высоким уровнем образования к ценностям развития общества. Действительно, для лиц с высшим и незаконченным высшим образованием оказалось характерным высокое место, отводимое ими ценностям «законность», «стабильность», «профессионализм», «духовность», «успех», «достоинство», «смысл жизни», «процветание», «культура» и гораздо более низкое место, отводимое ценностям «достаток» и «безопасность». (Ментальность россиян, с. 84)

4.1.3 Динамика в выборе ценностей в зависимости от уровня образования

28

В группах с разным уровнем образования объяснимая динамика обнаружена в отношении респондентов к 48 целям. Она заключается, в основном, в увеличении важности целей в связи с повышением уровня образования. Однако наряду с этой тенденцией отмечен ряд случаев, когда важность ряда целей с ростом уровня образования снижается.

4.1.4 Прямая зависимость от уровня образования

Первая из указанных тенденций прослеживается наиболее четко в тех случаях, когда в каждой последующей образовательной группе процент лиц, отметивших данную цель как важную, значимо выше, чем в предыдущей. Целей, значимость которых последовательно растет с уровнем образованности респондентов, оказалось всего шесть:

А4(развить свои способности), А7(иметь хорошую работу), А46(заниматься творчеством), А47(развиваться как личность), А66(дать детям образование), А80(знать и понимать искусство).

Еще 7 целей характеризовались аналогичной динамикой роста важности в связи с ростом уровня образования респондентов, однако значимыми здесь оказались лишь различия между людьми с незаконченным высшим образованием, для которых эти цели были наименее важными, и всеми другими образовательными группами. В эту группу вошли цели А14(открывать что-то новое), А45(избавиться от комплексов), А59(иметь хорошее здоровье), А60(иметь хорошего сексуального партнёра), А61(не стать жертвой преступления), А73(родить и воспитать ребёнка), А76(иметь широкий и интересный круг общения), А44(жить духовной жизнью).

К ценностям, которые оказались шире распространенными среди людей с более высоким уровнем образования относятся «законность», «профессионализм», «прогресс», «стабильность», «созидание», «демократия», «духовность», «культура». В этом можно видеть подтверждение высказанного предположения об обратной связи уровня образования и ориентации на ценности, связанные с обеспечением индивидуальной или семейной жизни. Указанные восемь ценностей скорее можно отнести к общечеловеческим ценностям, причем в данной совокупности больше ориентированным на обеспечение жизни общества за счет развития его цивилизационной основы. (Ментальность россиян, с. 82)

4.1.5 Антагонизм ценностей в зависимости от уровня образования

29

Описываемая тенденция характеризовалась также и теми случаями, когда стабильной динамики роста важности целей не выявлялось, но крайние группы (лица с незаконченным средним и лица с высшим образованием) показывали значимые различия в своих ответах по сравнению со всеми другими образовательными группами. Так, в частности, цели, относительно которых было отмечено значимое превышение их важности для лиц с высшим образованием, были следующие: А24(совершить в жизни что-то важное), А25(понимать свои жизненные цели), А31 (получить хорошее образование), А48(путешествовать по миру), А56(быть отличным специалистом в своей области). А к целям, которые оказались наименее важны для лиц с незаконченным средним образованием, следует отнести цели А15(найти своё призвание), А16(способствовать развитию общества), А17(получать удовольствие от секса), А 18(быть лучшим), А24(совершить в жизни что- то важное)), А25(понимать свои жизненные цели), А27(сделать себя таким, каким хочу), А29(заниматься спортом), А30(овладеть профессией), АЗІ (получить хорошее образование), А33(не упустить свой шанс), А35(заниматься своим делом), А36(овладеть большим жизненным опытом), А48(путешествовать по миру), А51(добиться, чтобы родители вам не мешали), А64(иметь хороший характер), А67(быть любимым), А69(прожить интересную, яркую жизнь), А70(быть умным), А78(изменить свою жизнь).

Несомненно, во многом это распределение зависит от пола и возраста испытуемых. В разбиении респондентов на группы не выделялась специальная страта лиц с незаконченным высшим образованием, поскольку таковых в выборке было всего 54 человека. Но если их выделить, становится видно, что их отличает от других страт наличие в семи ведущих целях целей А27(сделать себя таким, каким хочу) и А31(получить хорошее образование). Связано это, конечно, не с тем, что этим людям не удалось получить высшее образование, а с тем, что почти все они студенты и очень молоды. Одновременно выход на первое место в страте лиц с незаконченным средним образованием цели А59(иметь хорошее здоровье) и включение в иерархию в отличие от всех других страт цели А5(добиться, чтобы государство заботилось обо мне) можно объяснить очень высокой долей пожилых людей в этой страте. (Ментальность россиян, с. 129)

4.1.6 Обратная зависимость ценностей в зависимости от уровня образования

Обратная тенденция, характеризующаяся снижением важности жизненных целей из

30

данного списка с ростом образования, прослеживается в гораздо меньшем числе случаев. Последовательная динамика отмечена здесь только в отношении респондентов к цели А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне). Но значимые отличия здесь зафиксированы лишь в ответах лиц с высшим образованием от ответов представителей всех других групп. Точно так же значимо, отличается отношение лиц с высшим образованием к целям А1(посвятить свою жизнь Богу) и А64(иметь хороший характер). Для людей с высшим образованием эти цели гораздо менее важны, чем для других. (Ментальность россиян, с. 130)

4.1.7 Самые главные цели в зависимости отуровня образования

Достаточно интересен анализ семи главных целей в каждой образовательной группе:

1. У лиц с незаконченным средним образованием эта иерархия выглядела следующим
образом: А59(иметь хорошее здоровье), А37(обеспечить счастье моих детей), А55(иметь
материальный достаток), А73(родить и воспитать ребёнка), А20(добиться, чтобы государство заботилось обо мне), А21 (делать добро для других людей), А69(прожить интересную яркую жизнь).

2. У тех, кто закончил среднюю школу иерархия семи важнейших целей была такая:
А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошее здоровье), А37(обеспечить счастье моих
детей), А7(иметь хорошую работу), А40(иметь верных друзей), А69(прожить интересную,
яркую жизнь) и А66(дать детям образование).

3. Лица со средним специальным образованием имеют следующую иерархию:
А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошую

семью), А73(родить и воспитать ребёнка), А66(дать детям образование), А32(быть порядочным человеком), А7(иметь хорошую работу).

4. Лица с высшим образованием — А37(обеспечить счастье моих детей), А57(иметь хорошую семью), А59(иметь хорошее здоровье), А73(родить и воспитать ребёнка), А66(дать детям образование), А69(прожить интересную яркую жизнь) и А26(понять смысл жизни). 4 (Ментальность россиян, с. 131)

4.1.8 Анализ ценностной ориентации в зависимости от уровня образования

В начале для анализа были выделены те ценности, наибольшая распространенность которых была выявлена среди людей, имеющих неполное среднее образование, и наименьшая

31

— в группе лиц с высшим и незаконченным высшим образованием. Полученные в исследовании данные свидетельствуют, что наибольшую распространенность среди лиц с незаконченным средним образованием и наименьшую среди лиц с законченным и незаконченным высшим имеют такие ценности как «союз», «порядок», «дом», «мир», «равенство», «милосердие», «надежда», «справедливость», «уважение к родителям» и «настоящая дружба». (Ментальность россиян, с. 82)

Особого рассмотрения требует ценность «достаток». Люди с высшим образованием выбирали ее реже, чем люди с более низким образованием (статистически значимые различия отмечены между группой лиц с высшим образованием и группой лиц с незаконченным средним образованием).

Группу, окончивших среднюю школу или получивших среднее специальное образование характеризует относительно высокое место «любви» и «свободы». Показательно, что в группе лиц, получивших среднее образование, практически нет ценностей, которые занимали бы там место более высокое, чем в иерархиях всех остальных групп. Данное обстоятельство подчеркивает определенный ценностный антагонизм крайних групп и переходное между ними положение группы лиц со средним образованием. В то же время в иерархии распространенности ценностей у тех, чье образование ниже среднего, гораздо выше, чем у других, стоят связанные с обеспечением жизнедеятельности индивида и семьи ценности «мир», «уважение к родителям», «справедливость», «порядок», «согласие», «дом», «безопасность». (Ментальность россиян, с. 82)

Таким образом, получается, что лица с низким уровнем образования являются гораздо большими, чем лица с высоким уровнем образования, приверженцами традиционалистских ценностей.

4.2.1 Выводы о зависимости формирования ценностной ориентации от уровня образования

Очевидно, что в процессе образования человек усваивает не только определенные знания, но и различные ценности. В первую очередь, им усваиваются наиболее устоявшиеся базовые ценности той субкультуры, к которой он принадлежит. Однако, чем более серьезно получаемое образование, тем больше у индивида возможностей ознакомиться с ценностями различных субкультур в данном обществе, а также с ценностями других культур. Таким образом, чем выше уровень образования человека, тем больше он имеет возможности отойти от традиционалистской для своей субкультуры (или своей культуры) системы ценностей.

32

У людей, получивших широкое образование, выше вероятность того, что среди принятых ими ценностей окажется больше ценностей, доминирующих другой культуре или носящих общечеловеческий характер.

4.2.2 Выводы о факторах объединяющих ценности в группы

Рассматривая полученные наборы с точки зрения отнесенности целей к выделенным ранее факторам следует отметить, что факторы 1 (самоосуществление), 4 (защита Я), 8 (сила и независимость), 9 (интеллект), 10 (понимание своих целей), 11 (семья), 12 (инфантильная автономия), 13 (секс) и 16 (искусство) оказались более чувствительны к уровню образования, чем цели остальных факторов. Так, например, практически все цели из первого фактора (самоосуществление) оказались гораздо важнее для тех, у кого имеется высшее образование, тогда как важность абсолютного большинства целей, принадлежащих ко второму (внешний успех) и к третьему (служение обществу) факторам, наоборот, оказалась практически независимой от роста или снижения уровня образования. (Ментальность россиян, с. 130)

4.2.3 Выводы о причинно - следственных связях выбора ценностной ориентации

Вместе с тем, некоторые различия между иерархиями выделенных страт можно объяснить, только исходя из различий в уровне образования. Так, например, понятно, почему в иерархии ведущих целей лиц с высшим образованием и лиц, закончивших среднюю школу, присутствует цель А26 (понять смысл жизни). Большинство этих людей в силу специфики полученного образования имеет в настоящее время работу, относящую их к «белым воротничкам». Такая работа, несомненно, дает им возможность размышлять о философских проблемах устройства мира. Не менее очевидно и повышенное стремление лиц, получивших кроме простого среднего дополнительное образование (техникум, вуз и т.п.), дать хорошее образование также своим детям.

Сравнение с ценностями руководителей ЕХБ

«Проведенные исследования выявили четкую взаимосвязь между уровнем образования респондентов и предпочтением ими ценностей из «традиционалистского» или из «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82)

33

Говоря о сравнении ценностей руководства церквей ЕХБ с различными группами россиян по образовательному признаку нужно сказать, что из 50 человек - 5 имеют неполное среднее образование; 10 - имеют высшее светское образование; 5 человек - высшее богословское, причем из них 4 человека получили и высшее светское образование.

Анализ полученных данных показывает нам, что служители церкви являются приверженцами консервативного взгляда на жизнь: почти полностью отвергаются ценности факторов «самоосуществление» и «внешний успех» - «законность», «стабильность», «развить способности», «профессионализм», «успех», «процветание», «культура», «достаток» и т.д. Все эти ценности входят в разряд «важных» или «очень важных» для лиц имеющих высшее образование.

Зато поддержкой пользуются ценности лиц с неполным средним образованием: «союз», «порядок», «милосердие», «надежда», «уважение к родителям», «дом», «мир», «равенство», «справедливость».

Как мы видим из полученных результатов, подтвердился тезис авторов методики опроса: «есть прямая зависимость между уровнем образования опрошенных и выбора ими ценностей из «традиционалистского» или «модернистского» кластеров». (Ментальность россиян, с. 82). На представленных диаграммах мы видим эту разницу в выборе ценностей.


 


 


Выводы о направленности проповеди в зависимости от уровня образования

Говоря о возможности социально направленной проповеди к лицам, имеющим различное образование, необходимо отметить, что есть две антагонистические группы: а) имеющие неполное среднее образование и б) имеющих высшее образование. «Интересные данные получены в исследовании С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесохиной, в котором рассматривалисъ вопросы влияния образования на отношение молодых людей к труду, зависимости между уровнем образования и гражданскими качествами человека как сознателъной, активной личности. Изучая структуру сеободного времени молодежи и их бюджет, авторы отмечают, что лица с более еысшим уровнем образования болыие затрачивают времени на чтение литерсапуры и отличаются болъшей требователъностъю и самокритичностъю, приобретение жизненного опыта, включая профессионалъный, изменяет отношент человека к жизненным ценностям, в том числе и к образованию». (Степанова, с. 131)

Ценности этих групп противоречат друг другу. И если проповедник принадлежит к первой группе, то трудно ожидать, что он сможет духовно окормить лиц из второй группы. Здесь будет влиять и культура, и восприятие мира, и широта взглядов. Проповеднику, принадлежащему ко второй группе, будет легче донести Евангелие до своих слушателей. И чаще всего, он также сможет говорить и к лицам «не обремененным высшим образованием» на их языке, понимая их ценности и цели в жизни, так как имеет более широкие взгляды на многие процессы.

«Несомненно, существует прямая связь между уровнем образования и уровнем интеллектуального развития человека. Так, при сопоставлении уровней развития, памяти, мышления и интеллекта в пяти группах испытуемых, скомпонованных по уровню образования, получены данные, подтверждающие это предположение. В первую группу вошли лица с 8-летним образованием, которые в момент проведения эксперимента нигде не учились, во второй были учащиеся выпускных классов средней школы, в третьей лица с законченным средним образованием, в четвертой - студенты ВУЗов, е пятой - лица с высшим образованием.

Сопоставление этих групп показало, что лица из первой группы значительно уступают по уровню развитию психических функций и интеллекта всем остальным. Между второй и третьей группой различий почти не замечено, как и между четвертой и пятой. Наиболее высокие результаты получены в группах студентов и лиц с высшим образованием. (Греков, с.32)

Как мы видели из предшествующего анализа, вопрос о наличии и качестве образования, может послужить барьером в контакте проповедника с аудиторией.

«Спасение, которое ищет интеллектуал, всегда является спасением от «внутренних бед», поэтому оно носит, с одной стороны, более далекий от жизни, с другой - более принципиальный систематически продуманный характер, чем спасение от внешней нужды, характерное для непривилегированных слоев. Интеллектуал ищет возможность придать своей жизни пронизывающей ее «смысл» на путях, казуистика которых уходит в бесконечность, ищет «единства» с самим собой, людьми, Космосом. Именно он превращает концепцию «мира» в концепцию «смысла». (Вебер, с. 206)

«Рожденный в резиновых сапогах», не может рассчитывать на то, что его слово будет авторитетным для людей в лакированных штиблетах. Надеяться на то, что слушатели встанут на позиции проповедующего, можно только в случае если в зале сидят люди его уровня образования или ниже (и то, только если он сможет найти с ними общий язык). Безусловно, учитель должен повышать уровень аудитории, но он должен быть озабочен и собственным возрастанием, в том числе и интеллектуальным. Ведь «даже самые крупные и известные университеты не вправе считать, что они выпускают действительно образованных людей «восприимчивых к образованию», которые хорошо подготовлены к тому, чтобы учиться в течение всей жизни. Сделать это гораздо сложнее, чем просто дать людям образование». (Кумбс, с. 167)

36

 


Обратно в раздел социология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.