Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Тимкин С. История естествознания Курс лекций

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 1
АННОТАЦИЯ 3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ НАУКИ 4
1.1. Преднаука Древнего Востока 4
Математика 6
Астрономия 8
1.2. Рождение греческой науки 9
1.3. Пифагор и греческая математика 12
1.4. Истоки атомистики или натурфилософы. Милетская школа 18
1.5. Элеаты 22

ГЛАВА 2. АНТИЧНЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ 24
2.1. Атомизм. Демокрит 24
2.2. Платон и естествознание. 30
2.3. Аристотель и его научная программа. 40
2.4. Состояние наук о природе в эллинистическом мире. III до н.э. - III н.э.
47
ГЛАВА 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА И НАУКА ВОЗРОЖДЕНИЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 55
3.1. Особенности средневекового естествознания. (6-14 вв.) 55
3.2. Возрождение (1450 - 1600гг.). Новый тип человека - новый тип Вселенной. 63
Социально-психологическое состояние общества. 63
Леонардо да Винчи (1452-1519). 66
Николай Кузанский. Учение о максимуме и минимуме. 67
Гелиоцентрическая система Николая Коперника. 69
Джордано Бруно (1550-1600) и бесконечная вселенная. 71
3.3. Галилей. Канва биографии.
73
ГЛАВА 4. НОВАЯ НАУКА. 78
4.1. Галилей. Переворот в физике. 78
Теория движения Галилея. 80
Основные положения «физики импетуса». 80
Платонизм Галилея. 85
4.2. Френсис Бэкон. 88
4.3. Ньютон.
95


ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Термин «естествознание» несет несколько смыслов, которые необходимо уточнить. С одной стороны - это знание о «естественном», что само по себе не прояснено. С другой стороны, о каком, собственно, знании идет речь?
Понятие «естественного» подразумевает природу, как она есть и противопоставляется с одной стороны «сверхъестественному», с другой - искусственному, причем острота этих противопоставлений меняется от эпохи к эпохе. Природа, «физис» по-гречески, термин сам по себе очень многоплановый /2/. Первоначальное его значение - «рождение того, что растет» /3/, то есть организма. Поэтому под «физикой» греки подразумевали то, что мы сейчас называем естествознанием, а именно, науки о природных живых организмах, человеке как биологическом объекте, мире в целом, который представлялся грекам как единый, живой организм и который греки впервые попытались объяснить рационально. Ныне под естественнонаучными дисциплинами понимают, прежде всего, физику, химию, астрономию, биологию, медицину и некоторые другие, противопоставляя их с одной стороны гуманитарным (общественным) наукам, с другой - техническим. Особняком стоит математика, включаемая порой в комплекс естественных наук, но скорее не по предмету своего изучения, а как методология.
Под «знанием» ныне мы понимаем главным образом научное знание, поэтому, занявшись историей естествознания, мы не обойдем вопроса о том, что есть наука как таковая, и когда зарождается именно наука о природе. Ведь магия является также знанием о природных явлениях; наука по Фрэзеру /4/ замещает магию как область человеческой деятельности. Среди многочисленных определений, что есть наука, наиболее краткое и в то же время емкое принадлежит Аристотелю: « Наука - это знание, основанное на доказательстве». Базируясь на этом определении науки как некоей методологии, которая в современной терминологии называется гипотетико-дедуктивным методом /5/, можно попутно решить очень важный вопрос о времени и месте зарождения науки как таковой и естественных наук, в частности. В VI веке до н.э. в ионийских городах Древней Греции среди философов, астрономов и математиков, которые, впрочем, так еще не назывались, впервые начинает систематически применяться научная гипотеза и дедуктивное доказательство, ставшие впоследствии главными орудиями в приобретении знаний. В предшествующих и сопутствующих восточных культурах, несмотря на высокий, порой даже более высокий, чем у греков (в Вавилоне) уровень знаний в математике и астрономии, эти важнейшие компоненты отсутствовали. Что же касается европейской науки, то она не создала никаких принципиально новых методов научного познания.
В своем курсе истории естествознания мы будем рассматривать эту историю как единый поток, не разбивая его на отдельные реки, ручьи и т.д. То есть, мы не будем изучать истории отдельных наук отдельно во времени и пространстве, а, придерживаясь хронологического принципа, рассматривать, прежде всего, наиболее «продвинутые» в теоретическом плане науки, обращая малое внимания на науки, находящиеся в «описательно-классификационном» состоянии. Тем более что помимо внешних причин, обуславливающих не одновременность развития наук, существует и внутренняя логика развития науки, впервые сформулированная Огюстом Контом. В своей классификации наук О.Конт поставил математику на первое место, ибо она не нуждается в других науках. Далее - механику, для которой необходима лишь математика, затем астрономия, для которой нужна и математика и механика и т.д. Действительно, для прогресса математики не требуется никаких знаний, кроме математических, она может развиваться даже в том случае, если других наук вообще не будет (необходим лишь первый толчок). Существование же, например, биологии как теоретической науки немыслимо без предшествующего развития физики, химии, физиологии и анатомии. Именно поэтому первоначально большее внимание будет уделяться математике, астрономии и лишь затем механике, физике и т.д. Это, конечно, не означает, что для появления элементов «более сложных» наук необходимо полностью сложиться ее «предшественницам». Но это будет еще не теоретическая наука. Для различения наук, находящихся на «описательно-классификационном» и «теоретическом» этапах развития, еще в древности существовало два термина. Первые назывались «историей», а вторые - «философией». Нас будет более интересовать история философии, а точнее, натурфилософии.
1. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М.: «Наука», 1979.
3. Аристотель. Физика. Собр.соч.т.3. - М.: «Мысль», 1981.
4. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. - М.: Политиздат, 1980.
5. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа.- Л.: «Наука», 1990.

АННОТАЦИЯ

Предлагаемый курс лекций читался ранее на историческом факультете для студентов специальностей 020700 История и 520200 Теология как семестровый авторский курс. В настоящее время лекции по истории естествознания являются частью курса «Концепции современного естествознания», читаемого для студентов экономического факультета, факультета теологии и мировых культур и других факультетов. Нам кажется, что пристальное внимание к истории науки и развитию естественнонаучных концепций весьма полезно для студентов ряда специальностей ОмГУ. Для других гуманитарных направлений и специальностей (юристы, филологи, экономисты) историческая часть может быть несколько сокращена. В курсе значительное внимание уделено проблеме возникновения науки и естествознания, в частности (глава 1), античной науке и натурфилософии (глава 2), особенностям средневекового естествознания и науке Возрождения (глава 3), наконец, научной революции нового времени и становлению методологии классического естествознания. При этом мы исходим из практически общепринятой идеи о становлении современного естествознания на базе науки нового времени. С этой точки зрения концепции Галилея, Кеплера, Ньютона и др. принадлежит современному естествознанию, а задачей курса является освоение длинного, сложного и увлекательного пути к ним человеческой мысли.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.