Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Садохин А. Концепции современного естествознанияОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 13 Феномен человека в современной науке
|
Сознательное |
Бессознательное |
Абстрактное, концептуальное |
Конкретное, образно-визуальное |
Формально-логическое |
Неформальная логика |
Вербальное |
Невербальное (образное) |
Символическое |
Иконическое |
Синтаксическая связанность |
Свобода комбинаций знаков и образов |
Вторичные мыслительные процессы |
Первичные мыслительные процессы |
Рациональное |
Иррациональное |
Интенциональное мышление |
Сновидения, фантазии, галлюцинации |
Формализация |
Интуиция |
Научная систематизация |
Мифологическая систематизация |
Последовательность |
Одновременность |
Дискретность |
Континуальность |
344
В современной науке существуют различные описания структуры сознания и составляющих его элементов. Чаще всего это зависит от мировоззренческих предпочтений исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так, например, известный философ А. Г. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы: 1) когнитивную (познавательную), 2) эмоциональную и 3) волевую.
Содержание когнитивной сферы составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания. Традиционно в структуре сознания выделяют две основные познавательные способности человека: рациональную и сенситивную. Рациональная познавательная способность — это способность человека к формированию понятий, суждений и умозаключений, именно она считается ведущей в когнитивной сфере. Сенситивная познавательная способность — это способность к ощущениям, представлениям и восприятию, которые выступают основой для рациональных знаний. Помимо интеллекта и сенситивной способности, в познавательную сферу входят внимание и память. Память обеспечивает единство всех сознательных элементов, а внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. Внимание — это сосредоточенность, избирательная познавательная направленность сознания, нацеленная на определенный объект, значимый в настоящее время.
Память — это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить полученную информацию о прошедших ранее событиях, явлениях и фактах. Различают три вида памяти: мгновенную, длящуюся несколько секунд, кратковременную (до двух—трех дней) и долговременную (до конца жизни человека). В основе памяти лежит циркуляция нервных импульсов по замкнутым нейронным цепям, которые вызывают в них различные структурные изменения, возникающие на основе электрохимических процессов возбуждения. Кроме того, различают зрительный, слуховой, осязательный виды памяти, в зависимости от того, какой из анализаторов играет в этом процессе главную роль.
На основе интеллекта, способности к ощущениям и памяти формируются чувственные и понятийные образы, которые и составляют содержание когнитивной сферы.
Огромную роль в структуре сознания играют эмоции — все положительные и отрицательные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувств, среди которых
345
наиболее известными являются тревога, боль, удовольствие, радость и др. Эмоциональная сфера сознания представляет собой сферу потребностей, интересов и целей. Элементами эмоциональной сферы выступают: аффекты, элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями, и чувства. Все эти разнопорядковые явления объединяются одним понятием — «эмоции». Эмоция — это отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или снижая его эффективность.
Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы — воля, т.е. способность человека к достижению поставленных целей.
Итак, сознание представляет собой чрезвычайно сложное психическое явление. В нем выделяют процессы внимания, восприятия и переработки информации, процессы запоминания и актуализации информации, мышление, а также творческие процессы создания новой информации. В результате этих процессов в сознании накапливаются опыт и знания, формируется отношение к окружающему миру и к себе, осознаются свои возможности.
С помощью органов чувств мы воспринимаем окружающий мир и формируем представление о нем, а с помощью мышления раскрываем сущность изучаемых объектов. Мышление представляет собой активное отражение объективного мира в понятиях, суждениях, моделях, теориях, концепциях, в результате чего дополнительно к миру реальному возникает идеальный мир, являющийся отражением реального мира в нашем сознании. Мышление дополняет чувственное восприятие выделением общего и существенного, тем, что недоступно для непосредственного восприятия органами чувств.
Мышление — это непрерывный диалог между сознанием и бессознательным. Бессознательное подсказывает сознанию различные варианты поведения и деятельности, направленные на решение актуальных для человека проблем. Если в бессознательном нет вариантов решения или отсутствует нужная информация, то этот постоянно идущий диалог нарушается. В результате мы испытываем чувство беспокойства и тревоги, перерастающее в страх. Так формируется стресс как ответ организма на информационные или эмоциональные перегрузки.
Основной формой мышления является мысль, которая может существовать в самых разных обликах — в виде понятия или образа. Но большинство мыслей состоит из сочетания образов, слов и понятий. Отделить их друг от друга бывает невозможно.
Крупные успехи в изучении мышления были достигнуты в рамках нейрофизиологии. Так, удалось установить, что мыслим мы в
346
основном с помощью переднего мозга, занимающего 85% общего объема мозга и разделенного на два полушария — левое и правое, соединенных пучком нервных волокон (мозолистое тело). Именно передний мозг позволяет нам различать числа, понимать язык, пользоваться логикой, принимать решения, наслаждаться музыкой и оперировать абстрактными понятиями. 15% объема мозга составляют мозжечок и ствол мозга. Мозжечок управляет равновесием тела, а ствол отвечает за поддержание сердцебиения и дыхания.
Крупным достижением нейрофизиологии стало открытие и изучение функциональной асимметрии головного мозга. Ранее было отмечено, что левое полушарие отвечает в основном за речь, математические способности, логическое мышление и принятие решений. Правое полушарие обеспечивает восприятие ритма и цвета, музыки и живописи, работу воображения и фантазии, а также ориентацию в пространстве.
«Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим, поскольку с его помощью осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая картина мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или других условных знаках.
«Правополушарное» мышление создает возможность одномоментного отражения и восприятия многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия всего объекта. Благодаря этому образы приобретают свойство многозначности, лежащее в основе творчества, с одной стороны, но препятствующее их логическому упорядочиванию и осознанию, с другой стороны.
Функциональные различия левого и правого полушарий головного мозга представлены в табл. 13.2.
Таблица 13.2
Левое полушарие |
Правое полушарие |
1 |
2 |
Установление хронологического порядка |
Фиксация текущего времени, синхронного с физическим временем |
Чтение карт и схем |
Ориентация на местности и в конкретном пространстве |
Деформация временной шкалы (растяжка и сжатие) |
Синхронизация биоритмов с внешними циклическими процессами |
347
Окончание табл. 13.2
1 |
2 |
Запоминание имен |
Узнавание лиц |
Запоминание слов |
Запоминание образов |
Эйфорическое видение мира |
Видение мира эмоционально-мрачное |
Речевая активность, чувствительность к звукам |
Восприятие эмоционального состояния людей, интонаций |
Восприятие деталей |
Целостное, образное восприятие |
В норме оба полушария функционируют во взаимосвязи. Их согласованная деятельность обеспечивает получение адекватной непротиворечивой картины мира. При этом правое полушарие образными средствами создает целостное представление о ситуации, а левое полушарие анализирует ее логическими аналитическими средствами.
Однако в процессе профессиональной деятельности человека из-за преобладания в ней задач того или иного типа может сформироваться доминантное, ведущее полушарие. В такой ситуации доминантное полушарие не позволяет включиться в мышление другому полушарию, отключая его, пытаясь решить проблему любого типа только своими средствами. Так, человек с доминантным левым полушарием может утратить ориентацию в сложной образной ситуации из-за того, что логический аппарат начинает анализировать произвольно выбранный, обычно малосущественный фрагмент данной ситуации. А человек с доминантным правым полушарием часто не может решить простой логической задачи. Это так называемый эффект латерального (бокового) торможения. Поэтому наиболее эффективным является двухполушарное мышление, в котором левое и правое полушария мозга взаимно дополняют друг друга.
Такое же взаимодополнение характерно и для стилей мышления людей, выполняющих в обществе две важнейшие ролевые функции — мужчин и женщин. Между их психикой существуют существенные различия, связанные с тем, что психика мужчин ориентирована на развитие вида, а психика женщин — на его сохранение. Различия в психике мужчин и женщин могут быть отражены в форме сравнительной таблицы (табл. 13.3).
Таблица 13.3
Мужчины |
Женщины |
1 |
2 |
Большая роль в становлении нового |
Большая роль в воспроизводстве |
348
Окончание табл. 13.3
1 |
2 |
Большая роль в изменении среды |
Сохранение и поддержание очага |
Большая «норма реакции» |
Меньшая «норма реакции» |
Более логичны и абстрактны |
Более интуитивны и конкретны |
Более рациональны |
Более эмоциональны и чувствительны |
Более способны на сверхусилия |
Более устойчивы и выносливы |
Более жесткая психика |
Более лабильная психика |
Большая роль в генерации информации |
Большая роль в сохранении и передаче информации |
Более высокий творческий потенциал |
Большая консервативность |
Эмоции, мышление, память и внимание в своей совокупности составляют интеллект (от лат. intellectus — понимание, рассудок) человека, т.е. способность мыслить и рационально познавать действительность.
Возникновение интеллекта является естественным и закономерным этапом развития и возникновения жизни на Земле. Как показывают данные этологии, животные часто демонстрируют разумные формы поведения, однако человеческий интеллект принципиально отличается от «разума» животных. Человек способен мыслить абстрактно, формировать общие понятия — не только абстракции, но и идеализации, строить суждения и умозаключения. Это позволяет человеку отрываться в своем мышлении от реальности, создавая идеальный мир своего сознания. Но важнейшим отличием человеческого интеллекта является способность к рефлексии, т.е. умение видеть себя со стороны — изучать не только окружающий мир, но и самого себя в этом мире. В этом заключается сущность самосознания. Таким образом, мышление человека, обладающего интеллектом, становится не только физиологическим, но и социально-историческим феноменом.
Очевидно, совершенствование мышления животных шло по пути превращения обычных рефлексов в сложную нерефлекторную систему обратных связей. При этом развивались способы анализа и оценки полученной информации. Жестко запрограммированный способ действий заменялся гибкими программами отбора рациональных действий из числа допустимых на основе накопленного опыта.
Становление интеллекта в современной науке объясняется теорией самоорганизции, согласно которой любой живой организм
349
обладает обратными связями типа рефлексов, которые обеспечивают простейшие функциональные зависимости между «входом» и «выходом» системы, между стимулом и реакцией организма. Эволюция любого живого существа развивалась параллельно с развитием системы обратных связей и сопровождалась постепенным их совершенствованием и превращением обычных рефлексов в более сложный нерефлекторный тип связей. Иными словами, в процессе эволюции совершенствовались не только рецепторы, т.е. способы регистрации внешней обстановки, но и способы анализа и оценки полученной информации. Это давало возможность получать представления (прогноз) об изменениях в обстановке, которые могли произойти в зависимости от того, как живое существо будет реагировать на информацию, поступающую из внешнего мира. В этом механизме интеллект человека позволяет приобрести необходимые знания, с помощью которых можно предсказывать развитие событий в зависимости от действий, предпринятых человеком.
Так появился интеллект как способность мышления предвидеть события и результаты собственных действий, анализировать и оценивать свое состояние и состояние окружающей среды, а также принимать решения на основе данных представлений. Именно это и есть сознательная деятельность.
Возникновение сознания и интеллекта имело большое значение для жизнедеятельности человека, поскольку они сделали человека свободным от внешней среды, позволив ему разрабатывать планы будущих трудовых актов, предвидеть последствия своей деятельности, осуществлять обучение младших поколений. Но оборотной стороной этой свободы стало то, что отсутствие сдерживающего влияния конкретных ситуаций нередко вело разум по пути произвольных и неограниченных домыслов и фантазий. Это послужило основой мифов, религий, искусства, науки — разнообразных сфер культуры, являющейся чисто человеческой способностью. Кроме того, именно разум, выделяя человека из природы, лежит в основе дисгармонии человеческого существования. Она проявляется в том, что человеку нужны идеальные объекты, цели, потребности, которым он мог бы себя посвятить и реализовать. При этом формируется множество новых, несвойственных животным и присущих только человеку потребностей — в связи с другими людьми, в самоутверждении, привязанностях, внутренней целостности, объекте поклонения и т.д.
Личность может существовать только в постоянном контакте с окружающей средой. Под влиянием среды происходит познаватель-
350
ная деятельность человека, регулируется его поведение. Особое значение в этой деятельности имеют эмоции человека, являющиеся тем внутренним механизмом, который превращает внешние раздражители в мотивы, создает оптимальные условия для приспособления организма к окружающей среде, обеспечивает ее познание и творческое преобразование. Поэтому своеобразие каждой личности во многом определяется особенностями ее эмоционального реагирования. Ведь именно от эмоций зависят наше отношение к другим людям и их поступкам, оценка собственных действий. Кроме того, эмоции влияют на функции органов и тканей, а следовательно, и на здоровье человека.
Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства. По своей сути эмоции — это обобщенные чувственные реакции на разнообразные по характеру сигналы, влекущие за собой изменения в физиологическом состоянии организма.
В психологии эмоции определяются как реакции человека или животных на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувств и переживаний. Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Поэтому их можно считать формой видового опыта. Ориентируясь на эмоции, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых для него самого может быть неясна. С их помощью можно оценить состояние организма (усталость, боль показывают его неблагополучие). Но можно и стимулировать организм на новые действия (страх или ярость заставляют забыть о боли и усталости).
По признаку доставленного удовольствия или неудовольствия все эмоции можно поделить на т р и группы:
положительные эмоции — радость, блаженство, любовь, симпатия. Они содействуют упрочению полезных навыков и действий;
отрицательные эмоции — горе, презрение, ненависть, стыд, зависть, раскаяние, ревность, разочарование, испуг, тревога. Они помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов;
нейтральные переживания — спокойное созерцание, удивление, любопытство, безразличие, равнодушие.
Считается, что в жизни человека преобладают положительные эмоции. Но человеку нужны любые эмоции, ведь они служат побуждением к действию. Если у человека исчезнут эмоции и останется лишь голый расчет, то человек превратится в робота, утратит все человеческое. Без эмоций он потеряет способность расти, развиваться и совершенствоваться, потеряет интерес к жизни и происходящему вокруг.
351
Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими изменениями в организме и соответствующими психическими проявлениями. Например, при печали, смущении, испуге понижается тонус скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг — расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость, нетерпение, напротив, сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови.
Таким образом, эмоции могут быть разделены на две группы:
1) стенические — тонизирующие, возбуждающие (радость,
злость, гнев). Считается, что эти эмоции готовят организм к актив
ности, мобилизуют его творческие возможности;
2) астенические — тормозящие, расслабляющие человека (тоска,
тревога, благодушие). Эти эмоции препятствуют осуществлению
целенаправленной сознательной деятельности.
И тот и другой тип эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от того, как они воспринимаются самим человеком, его сознанием. Таким образом, эмоциональное возбуждение мобилизует все имеющиеся резервы организма. В этом состоянии начинают более тонко работать интеллектуальная сфера и память. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включаться в работу одновременно, а не поочередно. Все эти факты позволяют сделать вывод, что эмоции сформировались в процессе эволюции как механизм приспособления к постоянно изменяющейся внешней среде обитания.
В зависимости от того, с какими потребностями человека связаны эмоции, их можно разделить на д в е группы:
1) низшие эмоции — голод, жажда и т.д., возникающие в связи с
биологическими потребностями человека, его стремлением выжить.
Благодаря им человек способен быстро оценить характер воздейст
вия и адекватно отреагировать на него;
2) высшие эмоции — это социальные, или интеллектуальные
эмоции, возникающие в процессе познания личностью окружаю
щей действительности. Они подразделяются на этические и эстети
ческие эмоции. Этические эмоции представляют собой регуляторы
поведения человека в обществе — стыд, вина, долг, ответствен
ность, солидарность, патриотизм, дружба. Эстетические эмоции
основываются на способности человека воспринимать красоту и
гармонию окружающего мира. Они представляют собой оценку ка-
352
ких-то предметов или событий как возвышенных, прекрасных или безобразных, трагических или комических.
По силе проявления и напряженности чувств эмоции также можно разделить на т р и группы:
1) настроение — неяркое, относительно устойчивое эмоцио
нальное состояние. По существу оно является основным эмоцио
нальным состоянием человека. На создание настроения влияют са
мые разные факторы: погода, самочувствие, воспоминания, прочитан
ное письмо или книга, разговор с продавцом и т.д.;
страсть — сильное и глубокое эмоциональное состояние, сохраняющееся достаточно долго. Как правило, она подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека. Обычно страсть возникает при появлении каких-то желаний, удовлетворение которых становится очень важным для человека, поэтому все его мысли и поступки подчиняются страсти;
аффекты — кратковременные, предельно яркие вспышки, эмоциональные возбуждения высшей степени (восторг, гнев, ярость, ужас). В это время человек не способен прислушиваться к голосу разума и действует только под влиянием эмоций.
Таким образом, эмоции составляют тот внутренний механизм восприятия явлений и процессов внешнего мира, при участии которого внешние раздражители превращаются в мотивы поведения, создаются оптимальные условия для приспособления к окружающей среде и нормального функционирования организма. Отсюда вполне правомерно утверждение, что своеобразие личности в значительной степени определяется особенностями ее эмоционального реагирования на условия и обстоятельства своей жизни.
Как отмечалось выше, эмоции создают человеку плохое и хорошее настроение, формируют у него чувства тревоги и радости, отчаяния и наслаждения и т.д. Тем самым они поддерживают или понижают у человека интерес к жизни и окружающему миру. Эмоции, являясь частью психической деятельности человека, влияют на его здоровье, творческую деятельность и работоспособность, которые тем лучше и выше, чем больше положительных эмоций испытывает человек. Поэтому стремление к поддержанию у себя и окружающих положительного эмоционального состояния — залог здоровья, бодрости и счастья. Это означает, что человек, его здоровье, эмоции, творчество и работоспособность между собой неразрывно
353
связаны и в своем единстве образуют ту базу, на которой здоровый человек может работать и творить.
Современный человек живет и действует, побуждаемый множеством потребностей самого разного характера и содержания. Часть потребностей для своего удовлетворения требуют изобретения и создания новых продуктов, предметов, условий человеческой жизни, никогда ранее не существовавших и не созданных природой. Эта сторона человеческой жизнедеятельности получила название творчества.
Благодаря творчеству человек возвышается над своей природной основой, поскольку в творчестве он делает свой мир более разнообразным, удобным и безопасным для жизни. В этой связи решающее значение приобретает выработка новых ценностей, которые обеспечивают человеку сохранение здоровья и работоспособности. Здоровье и улучшение жизни людей невозможны без творчества — непрекращающегося процесса возвышения человека над породившей его природой.
Творчество — это целенаправленная деятельность по познанию и созданию качественно нового, неизвестного до сих пор в материальной и духовной сферах культуры.
Однако степень новизны продуктов творческой деятельности человека может значительно различаться. Не следует считать, что творчество — это только совершение великих открытий в науке и технике или создание шедевров искусства. Каждый человек индивидуально неповторим, но он должен в своей жизни освоить часть общечеловеческого опыта и знаний. Для него овладение этими навыками и знаниями также является творческим процессом. Поэтому решение любой частной задачи, в результате которой появляется что-то новое хотя бы для данного человека, связано с творчеством.
Разумеется, наибольший интерес исследователей привлекает творчество высших достижений. Главным в нем является обнаружение самой проблемы, а затем и ее решение. Не случайно говорят, что правильно заданный вопрос содержит 90% ответа. Большинство крупнейших открытий в науке и технике появились как результаты ответов именно на такие вопросы.
Для творческой деятельности очень важны такие свойства личности, как воображение, интуиция, умственная активность, а также способность к самонаблюдению и самооценке. Ведь без осознания
354
структуры своих умении и навыков, базирующихся на определенном опыте решения тех или иных проблем, творчество будет невозможным. Важно также отметить, что творчество обычно способствует повышению или сохранению самооценки, поэтому оно становится личностно значимым для человека. Гибкий ум, глубокое мышление, его высокая критичность помогают человеку преодолевать препятствия на пути реализации творчества.
В современной науке существует несколько моделей творческой деятельности. В них обычно выделяют четыре основных этапа творческого процесса:
сознательное преобразование информации;
созревание идеи в бессознательном;
переход идеи из бессознательного в сознание (озарение, «инсайт»);
проверка истинности идеи, ее последующее сознательное развитие и формализация.
Первый и четвертый этапы представляют собой логический поиск и преобразование необходимой для созревания интуитивного решения информации, а также анализ этого решения. Второй и третий этапы — иррациональная деятельность сознания. Таким образом, в творчестве неразрывно связаны противоположные типы мышления.
На первом этапе, когда идет сознательное преобразование информации, человек выбирает актуальную для него проблему. Чаще всего это бывает, когда посильная для него задача вдруг не находит своего решения. В этой ситуации человек испытывает глубокий психологический дискомфорт, возникающий из-за возможного снижения самооценки, начинает перебирать возможные рациональные варианты решения проблемы, отбирает факты, могущие оказаться полезными, а также выявляет противоречия и проблемы, требующие своего решения. Результатом первого этапа обычно является большое число неадекватных решений и множество нерешенных проблем.
Из-за малой информационной емкости сознания появившиеся промежуточные понятия и образы, характеризующие отдельные стороны решаемой задачи, вытесняются в бессознательное. После этого в творческом процессе начинается второй этап, связанный с взаимодействием сознательного с бессознательным, правого и левого полушарий мозга. Идет мощная активация бессознательного, на первых порах не дающая желаемого результата. Поэтому нарастают отрицательные эмоции, может возникнуть ситуация угрозы для целостности личности.
В данном случае лучше всего на время отказаться от решения проблемы и переключиться на решение других задач. Когда сознание творца меньше всего занято решением проблемы и не контролируется личностью (сон, отдых), чаще всего происходит озарение — третий этап творчества, т.е. подготовленное на первом этапе левое
355
(«логическое») полушарие мгновенно распознает появляющийся в правом полушарии правильный образ — решение проблемы. При этом мгновенно исчезают отрицательные эмоции, чувство тревоги и беспокойства. Они заменяются мощными положительными эмоциями, человек испытывает чувство ни с чем не сравнимого восторга и блаженства.
На последнем, четвертом, этапе творчества найденное решение переводится в языковую форму, идут экспериментальная проверка его истинности и объяснение полученных результатов. Это очень важная часть работы, причем очень трудоемкая. Поэтому инсайт — начало продолжительного, нередко мучительного критического анализа, обоснования найденного решения.
Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является полная внутренняя свобода личности, умение отрешиться от стереотипов — типизированных программ действий и мыслей в стандартных ситуациях, способность посмотреть на проблему с необычной стороны. Таким образом, творчество связано с инакомыслием, а также с умением терпимо относиться к чужому мнению, пусть и отличающемуся от собственного мнения.
Существует множество технологий решения творческих проблем. Самая простая из них и давно известная зафиксирована в известной русской пословице: «Утро вечера мудренее». Чтобы день был плодотворным, к нему нужно мысленно подготовиться еще накануне: сформулировать проблемы, требующие своего решения, наметить возможные пути их решения. Благодаря этому наше бессознательное получит задание, над которым оно будет работать во время нашего сна или отдыха. В результате уже утром можно иметь достаточно четкую программу действий.
Разработаны также различные методы коллективного решения творческих проблем. Широкой известностью среди них пользуется метод «мозгового штурма», при котором вместе собираются две группы людей — генераторы идей (люди с образным мышлением) и аналитики (люди с логическим мышлением). Ведущий данной встречи излагает им проблему, после чего генераторы предлагают самые разные варианты, а аналитики их обсуждают. Замечательным примером применения данного метода является телевизионная игра «Что? Где? Когда?», участники которой всего за минуту находят ответы на достаточно сложные вопросы.
Работоспособность определяется как способность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
356
Работоспособность человека детерминируется, прежде всего, индивидуальными свойствами личности, ее здоровьем и созданием системы условий для поддержания трудовой деятельности человека.
Обычно выделяют четыре стадии работоспособности:
врабатывание — знакомство с новым видом деятельности или восстановление имеющихся навыков после перерыва в работе;
оптимальная работоспособность — отсутствие физического утомления, положительный психологический настрой на работу создают ровный рабочий ритм, при этом достигается высокая производительность труда и совершается минимальное количество ошибок;
некомпенсируемое и компенсируемое утомление — эта стадия обычно наступает во второй половине рабочего дня, когда накапливается усталость, поэтому рабочий ритм снижается, человек совершает большее количество ошибок;
конечный «порыв» — осознание того, что выполнение задачи близко, придает человеку дополнительные силы, и он демонстрирует очень высокие показатели на завершающем этапе своей деятельности.
В зависимости от вида деятельности, индивидуальных особенностей, состояния здоровья человека продолжительность и степень выраженности этих стадий могут варьироваться, причем некоторые из них могут даже выпадать.
К внешним условиям работоспособности относятся: средства производства, орудия труда, условия труда. Так, например, чтобы вбить самый обычный гвоздь, нужен молоток, в отсутствие которого наша задача станет трудновыполнимой. Или, забивание того же самого гвоздя на сильном морозе вызовет ряд дополнительных трудностей, которые потребуют больших усилий от человека.
К внутренним ресурсам работоспособности относятся те знания и навыки, которыми обладает человек и которые он постоянно совершенствует. Кроме того, нужно учитывать склонность человека к тому или иному виду деятельности. Так, человек, хорошо справляющийся с физическими нагрузками, может испытывать серьезные трудности при осуществлении интеллектуальной деятельности, требующей специальных навыков. И, наоборот, человек, с удовольствием работающий с книгами, документами и показывающий при этом высокую степень работоспособности, вряд ли продемонстрирует такие же результаты при физической работе. Поэтому в вопросе работоспособности нужно учитывать желание или нежелание человека выполнять ту или иную работу — если человек заставляет себя делать то, что ему не нравится, не следует ожидать высоких результатов от его работы. И наоборот, любимой работе человек отдает себя целиком, достигая при этом высоких результатов и показывая высокую работоспособность. Особую радость доставляет
357
творческая работа, в которой человек может реализовать себя. Решая творческие задачи, художники, ученые, изобретатели могут сутками работать над их решением, демонстрируя очень высокую работоспособность.
Высокая работоспособность невозможна, если у человека плохое здоровье. Только человек, здоровый как физически, так и духовно, может целиком отдаваться любому делу, быть творцом. Поэтому проблемы здоровья человека и его сохранения очень важны как для отдельного человека, так и для всего общества. Решением этих проблем занимается медицина, которая разрабатывает нормы безопасных пределов содержания в производственных помещениях пыли, газов, паров, поддержания оптимальных температур, влажности, шума, вибрации, степени ионизирующего излучения и т.д.
Проблемы здоровья и болезни человека особенно важны потому, что здоровый человек свободен в своих поступках, удовлетворении своих материальных и духовных потребностей (в рамках тех возможностей, которые предоставляются ему обществом). Болезнь же ограничивает человеческую свободу, добавляя к общественным ограничениям поступков человека ограниченные возможности его собственного тела. Поэтому отношение человека к своему телу не может быть просто отношением к некой природной, естественной объективности — человек встречается с необходимостью, ее языком и властью. И власть эта, запечатленная в телесной организации человека, отличается особой жестокостью и императивностью. Практически каждый человек имеет возможность убедиться в этом — достаточно вспомнить ощущение абсолютной беспомощности, которое охватывает человека, когда он тяжело болеет. Поэтому можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как жизнедеятельность человека в целом. А тело является статическим аспектом телесности, от которого человек никак и никогда не сможет избавиться, пока он живет. Ведь зачатием человек бросается в поток жизни помимо своей воли. Момент смерти также наступает независимо от желаний человека. Каждая стадия возрастных изменений принудительно ввергает человека в новую жизненную ситуацию. В силу указанных аспектов человеческой жизни вопросы здоровья человека также носят естественно-научный характер и составляют предмет медицины — науки, изучающей причины возникновения болезней человека, закономерности их развития, методы их распознавания и лечения, а также формы оптимальной организации медицинской помощи населению.
358
В отечественной медицинской науке здоровье человека определяется как нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять свои материальные и духовные потребности.
Оно характеризуется биологическим потенциалом, физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех его задатков. В зависимости от того, кто является носителем здоровья (человек, группа, население, общество), выделяют следующие его типы:
индивидуальное здоровье (человек, личность);
здоровье группы (семья, профессиональная или возрастная группа);
здоровье населения (популяционное, общественное).
В соответствии с типом здоровья в каждом обществе выработаны показатели, посредством которых дается количественная и качественная его характеристика.
В современной научной литературе существует более 100 определений понятия здоровья, из которых главным считается определение Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта, а не просто отсутствие болезней. Поскольку ни одно определение здоровья не принято в качестве эталонного, то о состоянии здоровья человека ученые и медики судят на основании объективных данных, полученных в результате антропометрических, клинико-физиологи-ческих и лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями возраста населения, профессиональной структуры и экологического состояния данного общества.
Физическое здоровье во многом определяется генетическим фактором. Также оно зависит от психического здоровья, которое, в свою очередь, тесно связано с социальным окружением человека, уровнем развития общества. Очень важную роль играет отношение человека к собственному здоровью, его образ жизни, наличие или отсутствие вредных привычек.
У каждого человека есть свои резервы здоровья. Это возможности максимальной работы органов нашего тела — сердца, легких, почек, печени и т.д., при которой они сохраняют свои функции.
Если здоровье — это нормальная жизнедеятельность организма, возможность свободного выполнения человеком всех своих обязанностей, а также осуществления его интересов, то болезнь — это нарушение нормальной жизнедеятельности организма, потеря человеком своей свободы, что связано с потерей приспособительной
359
функции и способностей организма. Чаще всего болезнь связана с нарушением согласованного течения обменных процессов в организме. Эти нарушения могут быть как количественными, так и качественными.
Для лечения болезней человек с давних пор стал применять различные лекарства, а также использовать различные процедуры. Первые лекарства, использовавшиеся человеком, имели в основном растительное или животное происхождение. Но по мере развития науки и техники в качестве лекарств все чаще стали использоваться вновь синтезированные органические и неорганические препараты. Доступность лекарств приводит к тому, что многие люди злоупотребляют ими, попадают в настоящую лекарственную зависимость. Результатом становятся широко распространившиеся лекарственные аллергии. Кроме того, многие лекарства наряду с полезным действием вызывают негативные побочные эффекты, среди которых нарушение обмена веществ, ослабление иммунитета, рост числа грибковых заболеваний и т.д. Бесконтрольное применение многих препаратов (в том числе, антибиотиков) приводит к привыканию организма к ним, он становится невосприимчивым к действию этих лекарств, поэтому болезнь не лечится, а переходит в хроническую форму.
Поэтому лекарства следует применять только в самом крайнем случае. Для поддержания оптимального самочувствия лучше обратиться к природным факторам. Ведь человек формировался среди естественной природы и связан с ней множеством нитей. Окружающая нас среда — леса, поля, парки, реки, ручьи и т.д. — содержит множество лечебных свойств и факторов, которые могут помочь нам лучше, чем многие лекарства.
Так, благотворно действует на человека умеренная работа на природе — в саду, огороде, на поле. Труд повышает обмен веществ, мобилизует силы, а также способствует психологической реабилитации человека. Очень полезны водные процедуры, особенно купание, избавляющее человека от заболеваний верхних дыхательных путей. Помогает лечение воздушными ваннами, особенно полезен зимний воздух, в котором отсутствует большая часть микробов. Раньше говорили о пользе загара, благоприятном воздействии солнечных лучей. Однако в последнее время в связи с разрушением озонового экрана на Землю проникает большее количество ультрафиолетовых лучей, что увеличивает риск заболеваний раком кожи.
В последнее время большой популярностью пользуется арома-терапия — лечение запахами. Давно известно, что запахи могут вызывать самые разнообразные эмоции. Приятные запахи поднимают настроение, повышают работоспособность, а неприятные могут вызвать головную боль, головокружение, повышение давления и т.д.
360
Поэтому уже врачи древности лечили некоторые болезни с помощью нюхательных солей. Сегодня известно, что растения выделяют сотни различных веществ, многие из которых полезны для человека. Поэтому популярностью пользуются различные ароматические масла, полезные в самых разных ситуациях.
Лечебным эффектом также обладает живописный ландшафт. Живописные картины природы поднимают настроение, снимают стресс, отвлекают от тяжелых переживаний. Может лечить тишина, наполненная звуками родной природы: пением птиц, шелестом деревьев, журчанием ручья. Особенно актуально это в условиях современных больших городов, жители которых постоянно подвергаются воздействию шумового загрязнения, способного вызвать не только легкие недомогания, но и тяжелые истощения нервной системы, язву желудка и пр.
Таким образом, для сохранения здоровья нужно чаще бывать на природе — в лесу, на лугу, у природных водоемов. Особенно важно это для горожан. Ведь намного проще предотвратить болезни, чем их лечить, а для этого важно вести здоровый образ жизни. Только так человек сможет полностью реализовать себя во всех сферах человеческой жизнедеятельности — в труде, быту, семейной жизни, социально-экономической и политической сферах, в сфере духовной культуры и образования.
Способность человека к самореализации и самоактуализации, прежде всего, определяется уровнем и качеством здоровья. Эти понятия введены в рамках новой науки — валеологии, ставящей своей целью сохранение здоровья души и тела человека. С точки зрения валеологии, больных людей нет. Все люди здоровы, но качество их здоровья — разное. Поэтому можно выделить семь валеологиче-ских уровней здоровья.
Последний, седьмой, уровень здоровья — реанимационный. Это состояние, угрожающее жизни человека. Спасти жизнь можно только в больнице.
Шестой уровень здоровья связан с состоянием, опасным для жизни человека. На этом уровне идет накопление различных болезней, сокращающих человеческую жизнь. К сожалению, большая часть городского населения находится на этом уровне.
На пятом уровне также накапливаются отдельные болезни, но и здоровье тоже накапливается. На этом уровне здоровья человек обладает низкой работоспособностью, он с трудом сохраняет внимание.
Четвертый уровень — уровень стабилизации, стадия ремиссии. У человека есть какие-то болезни, но они не проявляются, так как организму хватает собственных сил, чтобы справиться с ними и адаптироваться к окружающей среде. Человек обладает хорошей работоспособностью и антистрессовой защитой. Поэтому вывести
361
большую часть населения на этот уровень здоровья — важнейшая задача современной медицины.
На третьем уровне здоровья человек способен к полной реализации своих планов и способностей.
Первый и второй уровни здоровья связаны с развитием у человека необычных способностей, например к целительству и пр.
Разумеется, любой человек, приложив определенные усилия, может перейти с более низкого на более высокий уровень здоровья. Для этого нужно вести здоровый образ жизни, придерживаться режима, получать регулярную физическую нагрузку, правильно (сбалансированно) питаться. И, конечно, человек должен поставить перед собой цель — улучшить собственное здоровье.
Успехи современной медицины привели к росту средней продолжительности жизни людей. Экономически развитым странам сегодня практически не угрожают вспышки таких инфекционных болезней, как холера, чума, оспа, ранее уносивших миллионы жизней. Инфекционные болезни, ранее занимавшие первую строчку в списке болезней — причин смерти людей, теперь находятся лишь на четвертом месте. На первом месте стоят сердечно-сосудистые, на втором — онкологические, на третьем — нервно-психические заболевания. С этими болезнями справиться значительно сложнее, так как профилактика их связана, прежде всего, со здоровым образом жизни, сбалансированным питанием, регулярными медицинскими обследованиями, которые могут позволить себе лишь жители развитых стран. Поэтому ни в одной стране мира продолжительность жизни граждан не достигает теоретически возможной, которая, с точки зрения генетиков, должна намного превышать сто лет.
Причинами болезней, как принято сегодня считать, являются не внешние и внутренние факторы (патогенные воздействия среды и нарушения функций организма), а их взаимодействие. При этом роль различных факторов, вызывающих болезни, меняется в зависимости от времени, эпохи, уровня социально-экономического развития общества.
Так, если в прошлом характер патологии детерминировался в основном патогенными природными воздействиями, то в настоящее время он обусловливается, прежде всего, антропогенными воздействиями — результатами деятельности самого человека.
До недавнего времени человек испытывал воздействие таких факторов, как гипердинамия — максимальная мускульная активность; общее (калорийная недостаточность) и специфическое (не-
362
достаток микроэлементов и витаминов) недоедание. Сегодня причиной многих заболеваний являтся гиподинамия — недостаточная физическая активность, информационное изобилие и психоэмоциональный стресс. Они ведут к перестройке аппарата психоэмоциональной адаптации. Причина — моторизация современного производства и быта, насыщение жизни техникой, шум, ускорение ритма жизни, резкое возрастание числа межличностных контактов, имеющих нередко отрицательный, болезнетворный психоэмоциональный заряд.
Определенное сочетание психоэмоционального стресса с малоподвижным образом жизни и избыточным питанием ведет к суммированию этих воздействий, способствует росту числа некоторых заболеваний, особенно сердечно-сосудистых. Также они непосредственно определяют эволюцию болезней, изменение степени их тяжести, симптоматики, ведут к исчезновению старых и возникновению новых болезней, резко изменяют характер заболеваемости.
Широкое распространение в настоящее время получили заболевания, в возникновении которых большую роль играют психоэмоциональные факторы. Усиливающаяся социализация жизни современного человека сказывается на его соматической (телесной) патологии. Такие факторы, как профессия, отношение человека к труду, атмосфера производственного коллектива, оказывают существенное влияние на состояние его телесного и психического здоровья.
С переходом на новую ступень общественного развития все более усложняются психоэмоциональные отношения людей, исчезает их былая психологическая разобщенность. Все каналы эмоциональной взаимосвязи ныне до предела заполнены, а иногда перегружены. Нервная система человека подвергается постоянной, все возрастающей эмоционально-психической «бомбардировке», начиная от здоровых, тонизирующих, и кончая отрицательными, болезнетворными эмоциями. Возрастает темп жизни, укорачиваются сроки морального износа техники, происходит устаревание некоторых профессий, убыстряется развитие науки, техники, культуры и т.п. Все это предъявляет новые, повышенные требования к внутренним ресурсам человека, важным компонентом которых являются психическое здоровье и эмоциональное равновесие.
Если современный этап общественного развития характеризуется ускорением темпов жизни во всех сферах, то скорости психофизиологических и соматических реакций организма нередко оказываются замедленными, отстают от ритмов социальной и производственной жизни, таким образом, возникает социально-биологическая аритмия как общая предпосылка возникновения многих заболеваний. Ухудшение социально-экономических условий жизни людей только обостряет эту ситуацию.
363
Поэтому закономерно, что здоровье населения с каждым годом ухудшается. Особенно печально складывается ситуация в нашей стране. В последние годы резко увеличилась смертность и упала рождаемость на фоне резкого сокращения средней продолжительности жизни. В западной и отечественной литературе в связи с этим появился новый термин — «русский крест», означающий устойчивое превышение смертности над рождаемостью. Убыль населения в России составляет более 1 млн. человек в год.
Отсутствие достаточного финансирования медицины, а также достаточного количества средств, необходимых для поддержания нормального уровня жизни у большого числа людей, привело к резкому падению уровня здоровья населения. В результате массово возродились болезни, практически искорененные в годы советской власти, — туберкулез, венерические заболевания. Весьма серьезной проблемой становится СПИД — синдром иммунодефицита человека. К давно существовавшей в нашей стране проблеме алкоголизма добавилась проблема наркомании.
В результате до 70% современных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья, до 20% возросла доля новорожденных с физическими и неврологическими патологиями. Важнейшим индикатором здоровья народа и социального благополучия общества является уровень младенческой смертности. В России этот показатель за последние годы увеличился на 15%.
Не менее удручающими являются показатели влияния некоторых компонентов окружающей среды на здоровье человека. Так, достоверно известно, что загрязненность воздуха вызывает заболевания органов дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Кроме того, она является важнейшей из причин накопления мутаций организма, влияющих на генотип человека.
Примерно 85% заболеваний вызывается и переносится водой. К болезням приводит, прежде всего, низкое качество воды, содержащей токсичные соединения тяжелых металлов, вредные органические примеси и болезнетворные бактерии. Чем больше насыщенность воды солями, тем выше риск заболеть атеросклерозом, инсультом, инфарктом и т.д. В огромной степени нам портит здоровье хлор. Хотя хлорирование воды спасает от инфекций, однако его производные медленно и уверенно подрывают здоровье, так как обладают канцерогенным мутагенным эффектом1. Они могут влиять на наследственность, кроме того, многие хлорорганические соединения являются сильнейшими печеночными ядами и т.д.
Все названные проблемы и болезни носят системный характер и имеют в своей основе социальные причины. В современном мире
1 Вызывают онкологические заболевания.
364
мало знать причину болезни и методики ее лечения. Они становятся все более дорогостоящими, доступными далеко не каждому человеку. Поэтому в наши дни все более острым становится противоречие между конкретными достижениями медицинской науки и практикой здравоохранения. Это заставляет по-новому осмысливать понятия и нормы общечеловеческой морали применительно к медицине, а также ко всей сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии. Это привело к появлению еще одной новой сферы этики — биоэтики.
Успехи современной биологии и медицины, новые биомедицинские технологии, невозможные еще пятьдесят лет назад, позволили специалистам обрести настоящую власть над жизнью и смертью. Поэтому ответственность ученого-биолога и врача сейчас намного выше, чем раньше. Новая ситуация потребовала новых форм контроля со стороны общества за их работой и использованием новых научных достижений, обострила морально-этические проблемы, с которыми сталкивается врач в общении с пациентом, с одной стороны, и с обществом — с другой. В истории развития науки проблемы такого плана возникали всегда, но они часто не имели однозначного решения, а в условиях различных культурных традиций предлагались и прямо противоположные варианты их решения.
Традиционно основной формой контроля над деятельностью человека были моральные нормы, нравственное регулирование, опирающиеся на тот внутренний стержень, который имеется в душе каждого человека или заложен в процессе воспитания. Такой способ регулирования поведения людей является особенно эффективным по сравнению с нормами права — внешним регулятором поведения человека.
Каждый человек, как правило, следует нравственным нормам. Но во все времена особенно важной была нравственная надежность врача. По этой причине еще на заре развития медицины были сформулированы основные принципы отношения врача к больному, его обязанности по отношению к обществу, а также правила взаимоотношений врачей между собой.
Впервые нравственные заповеди врача были изложены в знаменитой клятве Гиппократа, согласно которой врач должен приходить к больному только для его пользы, бороться за его жизнь до последней возможности и т.д. В несколько измененном виде эта клятва стала основой факультетского обещания, которое подписывалось
365
врачами в Средние века и Новое время. Сохранилась традиция давать такую клятву и в наши дни. Именно клятва Гиппократа является сегодня основой традиционной медицинской этики, к важнейшим вопросам которой относятся: сохранение врачебной тайны, информирование больного о его болезни и ходе лечения, сообщение о наличии опасных для общества болезней соответствующим учреждениям здравоохранения и т.п.
Но существовавшие до последнего времени моральные нормы не могут подсказать, какое поведение будет правильным в современной ситуации. Ведь новый опыт биомедицинского знания ставит человека перед возможностью не только «давать» жизнь — в настоящее время существуют возможности искусственного оплодотворения, определения и изменения качественных параметров жизни с помощью генной инженерии, транссексуальной хирургии, меняющей пол человека. Сегодня врач может продлить жизнь, отодвинув время смерти с помощью современных реанимационных процедур, методов геронтологии, а также за счет трансплантации органов.
В свете традиционного морально-мировоззренческого сознания новый опыт биомедицинских технологий — техногенное производство и уничтожение жизни на эмбриональном уровне, транспланто-логическое продление и завершение жизни — не всегда может быть оценен как вполне моральный. Более того, в ряде случаев он вступает в явное противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами, прежде всего, вновь встает вопрос о моральности убийства эмбриона при искусственном оплодотворении и генетических опытах, о моральности эвтаназии (легкой смерти больного для избавления его от невыносимых страданий) и т.д.
Прежде существовавшая медицинская этика, сформированная в рамках старых мировоззренческих традиций, останавливалась у порога Жизни и Смерти, над которыми, как считалось, были властны только Бог или непознанные законы природы. Человек не мог произвольно манипулировать своей биологической сущностью. Теперь же человек все чаще отказывается считать себя пассивным материалом в руках высших сил и хочет быть полноправным творцом своей жизни и самого себя. В этих условиях и произошло возникновение биоэтики.
Биоэтика — система новых этических стандартов в сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине, а также при практическом применении результатов данных исследований, в соответствии с которыми иначе решаются многие традиционные для медицинской этики вопросы.
366
Предметом биоэтики являются достижения современного естествознания, в первую очередь биологии и медицины, глубокое их исследование и определение норм, правил и границ их применения в настоящем и будущем в жизнедеятельности человека и общества. С этой целью биоэтика разрабатывает меры морального и правового характера, которые призваны регулировать применение новых методик, а также ограждать каждого отдельного человека и все человечество в целом от нежелательных и губительных последствий внедрения новых биологических и медицинских достижений. Сегодня биоэтика значительно расширила сферу традиционной медицинской этики, иначе решая многие вопросы.
Информирование больного о болезни и ходе его лечения. Если раньше считалось, что больной ни в коем случае не должен знать о заболевании с возможным смертельным исходом, то сегодня такая информация считается обязательной, чтобы человек мог принять необходимые решения, привести в порядок свои дела. Кроме того, к успехам современной медицины относятся новые методы лечения таких болезней, поэтому у больного появляется шанс на благополучный исход.
Проблемы современной реанимационной практики порождены появлением новых сложных, дорогостоящих механизмов (дыхательных аппаратов, «искусственной почки» и пр.), превративших умирание в длительный механизированный процесс и позволяющих очень долго поддерживать жизнь в человеческом теле. Поэтому биоэтика решает принципиально новый морально-этический вопрос: кто в такой ситуации должен принимать решение о смерти — сам умирающий, его родственники или врачи. Но в любом случае выключение этих аппаратов будет означать смерть пациента, и с точки зрения традиционной морали должно оцениваться как убийство или самоубийство.
Проблема эвтаназии — добровольной безболезненной смерти безнадежно больного пациента. В последнее время возможность эвтаназии широко обсуждается на страницах периодических изданий и других средств массовой информации разных стран. Периодически в западных странах происходят судебные процессы, на которых звучат обвинения в адрес врачей, решившихся на эвтаназию, ведь в большинстве стран это расценивается как убийство. В то же время в ряде стран законом разрешена пассивная добровольная эвтаназия, которую трудно отличить от врачебной халатности. Также часто происходят процессы, на которых больные предъявляют иски к государству с требованием разрешить им добровольный уход из жизни. Конечно, в реальной врачебной практике медикам приходится постоянно решать вопросы о продлении (непродлении) жизни своего пациента. Но выписать безнадежно больного человека из боль-
367
ницы домой, зная, что он там умрет, это — одна ситуация. Другое дело — самому прекратить его страдания вместе с жизнью, введя смертельную инъекцию.
Трансплантология. Проблемой биоэтики является трансплантология. Ведь основным источником биоматериала — человеческих органов, подлежащих трансплантации, являются терминальные (умирающие) пациенты. Поэтому их смерть задерживается, продлевается во времени, чтобы извлечь и сохранить нужные для пересадки органы. Таким образом, у современной медицины появилась новая функция — смертеобеспечение, отсутствующая у традиционной медицины.
В данном случае существует еще одна сложная этическая проблема — определения, кому должен быть пересажен тот или иной орган, притом, что законы большинства стран запрещают покупку донорских органов. Человек может подарить их после своей смерти, оставив соответствующее завещание. Правда, далеко не каждый человек способен на подобную гуманность. Возможность же использования врачами органов без согласия донора приводит к судебным процессам, которые периодически происходят на Западе. Эта ситуация также должна получить оценку в рамках биоэтики. Ведь, с одной стороны, врач нарушает волю умершего, запретившего использовать его органы, но, с другой стороны, он спасает жизнь тем людям, которые иначе просто погибли бы.
Сохранение жизни. Давно обсуждаемой проблемой биоэтики является право женщин на аборт, на его свободный выбор — сохранять или не сохранять жизнь своего ребенка. Во многих странах это разрешено законодательством (в том числе, и в нашей стране). Но с точки зрения традиционной морали — это обесценивание и вытеснение такой ее нормы, как «не убий».
Обесценивание традиционных моральных норм и ценностей также связано со все большим распространением методик искусственного оплодотворения. Ведь такое «асексуальное размножение» неизбежно приведет к деформации биофизиологических родственных человеческих взаимоотношений: место обычной семьи займут неполные семьи, однополые браки. Также встает проблема «суррогатного материнства» — как оценить женщину, вынашивающую и рожающую чужого ребенка за вознаграждение.
Транссексуальная хирургия. К числу самых современных проблемы биоэтики принадлежит транссексуальная хирургия — еще одно медицинское нововведение, ставящее множество незнакомых ранее моральных проблем, связанных с сексуальностью человека. В традиционном понимании сексуальность — это сложный процесс, сопровождающий становление человеческого существа, который предполагает для каждого индивида переход от ощущения удоволь-
368
ствия к разумному отношению к функции продолжения рода. Перемена пола, произведенная хирургическим путем, как правило, сопряжена с подавлением функции продолжения рода, что с традиционной точки зрения не является нормальным. Тем не менее, в результате широкого правозащитного движения такие операции проводятся, а значит, идет формирование новых этических стандартов.
Клонирование. Последние успехи генной инженерии создали возможность клонирования не только низших, но и высших организмов, в том числе и человека. Клон — это генетическая копия отдельного организма, получаемая путем неполового размножения, при котором побуждается к делению ядро соматической клетки. Поскольку клон наследует гены лишь одного родителя, он должен быть генетически тождественным своему родителю. В естественных условиях клонированием размножаются бактерии и одноклеточные животные.
Клонирование с момента своего появления сразу же вызвало самое широкое обсуждение не только среди специалистов, но и в СМИ. При этом в центре развернувшейся дискуссии были не столько технические, сколько моральные проблемы этого открытия. Так, широко обсуждается множество сценариев грядущих катастроф, связанных с возможностью клонирования человека. Говорят и о создании каст людей, приспособленных для выполнения узкоспециализированной деятельности, и о выращивании существ-«копий», которые должны стать живыми складами донорских органов для своих генетических оригиналов, и о воссоздании умерших гениев или злодеев. Интересно, что об этих проблемах заговорили до того, как произошло практическое применение новых технологий, и мнения людей разделились. Впрочем, в основном по данному вопросу преобладает взвешенный подход, согласно которому вмешательство в наследственные коды нарушает основной принцип эволюции — целостность возникновения и развития жизни, проверку особи в ходе эволюции на способность достижения исходного уровня нового развития.
По этой причине наложен запрет на клонирование человека, но не запрещаются исследования в данной области генетики. Интересно отметить, что Советом Европы в 1997 г. был принят Дополнительный протокол к Конвенции «О правах человека и биомедицине». В нем было запрещено клонирование человеческих существ, но понятие «человеческое существо» не было разъяснено, а оставлено для решения в рамках внутреннего законодательства стран. Таким образом, впервые в истории появилась необходимость законодательно определить, что такое человеческое существо, а значит, и человек. Если раньше эта проблема занимала только философов, а большинство людей считали их рассуждения не более чем причудой, то бурный прогресс современной биомедицины показал непосредственно-практический смысл этого вопроса.
369
Итак, мы видим, как традиционные моральные нормы и этические принципы перестают работать в новых условиях. Революционные открытия в области биологии и медицины показали их недостаточность в свете новых возможностей науки. Поэтому на уровень общественного сознания выходят идеи «моральности убийства», «моральности отключения жизнеподдерживающей аппаратуры», «необходимость достойной смерти для смертельно больных людей», возможности исследования и использования человеческого биоматериала как для опытов, так и для пересадки органов и др. Очевидно, эти понятия могут стать основанием новой этики — биоэтики. Она выходит из режима подчинения естественным законам природы, что было характерно для традиционной морали, расширяя права человека вопреки природе. Но это приводит к изменению представлений о добре и зле, которые традиционно являются основными регуляторами человеческих взаимоотношений. А самое главное, что отстаивая право отдельного человека, новые технологии могут привести к потере потенциала развития человечества в целом, так как нарушение естественных законов не может проходить безнаказанно. Поэтому важнейшей задачей биоэтики должна стать не столько оценка конкретных биомедицинских технологий, сколько формулирование новых правил и норм, направленных на охрану природы (в том числе, и самого вида Homo sapiens) от натиска человеческой культуры.
Когда-то, на заре человеческого общества, возникновение традиционной морали и этических принципов стало своеобразной формой защиты от разрушительных природно-биологических начал в человеке. Сегодня этическое должно стать формой защиты при-родно-биологического от натиска искусственного мира культуры с ее крайним антропоцентризмом. Биоэтика должна сформировать новое мировоззрение, основанное на биосфероцентризме, в центре которого должны быть интересы не человека, но природы в целом. Но для этого человеку придется решить вопрос не только о моральности новых биомедицинских технологий, но и серьезнейшие экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества как биологического вида.
В решении проблем биоэтики сталкиваются интересы биологических, медицинских, юридических и философских наук. Поэтому успехи в научном и практическом решении проблем биоэтики зависят от налаживания сотрудничества представителей различных областей знания.
1. Афанасьева Е.Г. Права пациента и некоторые проблемы медицинской этики в США. М., 1993.
370
Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. М., 1997.
Биотехнология и общество. М., 1991.
Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М., 1998.
Комаров Ф.И., Петленко В.П., Шамов И.А. Философия и нравственная культура врачевания. Киев, 1988.
Летов О.В. Современные проблемы медицинской этики. М., 1998.
Лисицын Ю.П., Изуткин А.М., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. М., 1984.
Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание. М., 1994.
Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Философия медицины. Киев, 1979.
Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991.
Философия и медицина. Л., 1986.
.
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука