Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге СодержаниеГлава 12. ЭВОЛЮЦИОННО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТИКИ(содержание этой главы основано на книгах В.П.Эфроимсона «Генетика этики» и «Генетика гениальности»). Если существование диких хищных животных представляет собой непрерывную борьбу всех против вся, то естественный отбор среди них действительно непрерывно ведет к усилению хищнических инстинктов. Если такой же характер имел отбор в ходе эволюционного формирования человечества, то логически неизбежен вывод, что этические начала у человека порождаются лишь воспитанием, религией, верой, убежденностью, то есть целиком приобретаются в ходе его индивидуального развития и поэтому не наследственны. В таком случае вспышки массовой жестокости следует рассматривать как возврат к дочеловеческим животным инстинктам, к первобытным, звериным, из века в век подавляемым, но естественным свойствам. Действительно, с точки зрения элементарного здравого смысла и ходячего представления о естественном отборе господствующим инстинктом у человека должен быть инстинкт самосохранения и стремление к личной выгоде. Эти стремления могут ограничиваться лишь разумом и страхом, диктующим такие нормы поведения, которые избавляют от карающих законов и опасной вражды окружающих. Отсюда кажутся естественными все совершаемые втайне и направленные на личную выгоду поступки. Эта логическая теория, обстоятельно изложенная Чернышевским, выводит все поведение человека из созданного отбором естественного и почти абсолютного эгоизма. Подкупая своей простотой, самоочевидностью, она может служить прекрасной идеологической базой – впрочем, по большей части для тех, кто, резервируя ее для личного употребления, для окружающих исповедует в качестве защитной какую-либо другую идеологию. Но если инстинкт самосохранения главный, то все прочие инстинкты и эмоции, все пронизывающие историю факты верности дружбе, массового героизма и самоотвержения, возрождения общечеловеческих этических принципов почти сразу после снятия различных форм сверхдавления, – являются лишь результатом отказа от естественных чувств, инстинктов и эмоций. Однако теория разумного эгоизма – как естественной основы этики человека – опровергается развитием чувства справедливости даже и у таких детей, которых воспитывали в духе устремления к благополучию во что бы то ни стало. Теория разумного эгоизма опровергается быстрым распространением религий и мировоззрений, требовавших немедленного самопожертвования во имя блага будущих поколений, в частности мировоззрений, не обещавших своим приверженцам ни благ на земле, ни загробной компенсации. Будучи совершенно искренней, идея справедливости оказалась чрезвычайно регенерационноспособной, фениксом, возрождающимся из пепла. Как сочетать с теорией разумного эгоизма, например, отречение французской знати от своих вековых привилегий? Или попытку русских аристократов-декабристов провести в столь опасных условиях лично им невыгодную революцию? Как сочетать с этой теорией поддержку революционных партий почти всей русской интеллигенцией? Неужели революционеры всех времен и народов жертвовали собой из личных интересов или честолюбия? Почему перед мобилизацией или боем ловчат только единицы? Неужели массовая запись добровольцев на опасную войну связана лишь с воспитанием или является своего рода брачным оперением? Но если все это является выражением какого-то естественного альтруизма, то откуда этот естественный альтруизм появился? Никто
не станет оспаривать, что готовность матери и отца рискнуть жизнью, защищая
свой помет или детеныша, порождена не воспитанием, не благоприобретена,
а естественна, заложена в родительской природе. Но родительское чувство
у животных длится лишь тот срок, на протяжении которого детеныш и помет
нуждаются в помощи и охране родителей. Следовательно, этот инстинкт
действует лишь постольку, поскольку он способствует сохранению потомства
и передаче наследственных особенностей родителей. Наоборот, отсутствие
родительских инстинктов начисто отметает родительские генотипы,
и потому естественный отбор сохранял, усиливал и совершенствовал родительские
инстинкты. Но уже у стадных животных этот тип альтруизма распространяется
за пределы семьи и охватывает стаю, стадо, которые иначе, в отсутствии
чувства взаимопомощи и долга у ее членов, обречены на быстрое вымирание,
ибо у многих видов животных только стая, а не пара родителей, способна
одновременно осуществлять систему сигнализации об опасности, систему
защиты и откорма детенышей. Если отсутствует передача опыта родительским
примером, то стадно-стайные инстинкты тем более оказываются наследственно
закрепленными, точно так же, как защитная окраска, наличие когтей и
других средств самообороны. |
|