Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Содержание11.2. ОСОБЬ – ИНДИВИД – ЛИЧНОСТЬОтбор закрепляет те признаки (точнее, гены, их контролирующие), которые повышают жизнеспособность отнюдь не отдельной особи, а именно вида. И потому в ходе эволюции надежность организмов возрастала лишь до такого уровня, пока дальнейшее ее увеличение не приводило к видовой избыточности – избыточности по числу особей и их жизнеспособности. Чтобы реализовать эту цель, оптимальным, а может быть, идеальным, оказался замысел, в соответствии с которым устроены организмы высших животных. Вот если бы цель была иной – не видовое бессмертие, а индивидуальное, – тогда эволюция пошла бы другим путем. Впрочем, человек – все-таки особая статья. Хотя бы потому, что в отличие от прочих способен к анализу и самоанализу. В какой-то мере это роль наблюдателя, однако наблюдателя, могущего и позволяющего себе вмешиваться в окружающее и собственное бытие. Отрицательные стороны такого вмешательства сейчас не обсуждаются, речь о положительном. Природа
канонизирует примат вида, а не особи и только человек, пройдя свою эволюцию
длиной в 50-70 тысячелетий, в конце концов, предпринял мучительную попытку
осознания ценности единичной жизни. Ее прав не только на собственное рождение
(вспомните, некоторые религии, в частности католическая, запрещают
прерывание беременности, аборт), но и прав на различные свободы и обеспечение
жизни. В том числе обеспечение длительности жизни. Да, повторим, после
определенного момента – выполнения видовой, детородной функции
– природа к нам, конкретно к каждому, как бы теряет интерес. Однако
эта же природа, создав человека, вольно или невольно подвела его через
тысячелетия к рубежу, за которым ценность вида уже осмысленно сопряжена
с ценностью личности. Не настаиваем на том, что этот рубеж достигнут,
тем более пройден. Только констатируем, что такой рубеж оказался запрограммированным,
то есть он есть. И путь от декларации прав до их эффективной реализации
в отношении каждого – это тоже эволюция, и тоже мучительная, хотя бы
потому, что в силу своих несовершенств человек пытается эволюцию подстегнуть
революцией. А это зачастую – путь не вперед и даже не назад, а вбок… Однако
тенденция налицо. Тенденция от примата вида к ценностной равнозначности
вида и индивида. Образно говоря, замена униполярности на биполярность.
В конце концов, это демократично. А значит, желательно, хотя и достижимо
с превеликим трудом. Как всякий путь к совершенству (В.Л.Ушаков).
|
|