Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть вторая. О металлах

ФИЛИЗЗАТ - МЕТАЛЛЫ

Сказал Аллах всевышний: «И мы бросили на нее (землю)
возвышающиеся и произрастили на ней всякую вещь по весу. И устроили для вас
на ней пропитание»1 «Земля» — это посевы и поселения, где ведется
торговля при помощи мер; склоны гор [созданы] для весомых вещей — от
лекарств, взвешиваемых гирями, до дров, если они там нарубаются;
недра ее — это хранилища драгоценностей и прочих нужных людям для
жизни предметов; и слова «на ней», следовательно, надо относить к горам,
ибо взвешивание относится к твердому, а отмеривание мерами — к
текучему; взрастить же минералы — значит создать их, хорошо развить
и надолго их сохранить. Сказал Аллах всевышний: «Он низвел с неба
воду, и потекли русла по их количеству, и унес поток пену вздымавшуюся.
И из того, что они разжигают в огне, желая украшений и прикрас? —
пена вроде этого. Так, приводит Аллах истину и ложь. Что касается пены,
то она уходит прахом, а то, что полезно людям, остается на земле».2
Аллах всевышний приводит людям в отношении истины и ложности притчи,
которые разумеют только знающие и находящиеся в страхе перед ним,
а невежды проходят мимо, не извлекая из них пользы, наоборот,
пренебрегая ими и их истинами. «Поистине Аллах не смущается приводить
какой-нибудь притчей комара и то, что больше этого»,3 — так как
могущество его одинаково над тем, что выше комара, и над тем, что ниже его.
Любой же, помимо него, бессилен в отношении того и другого, а мудрость
его (Аллаха) охватывает одинаково всех их. Ложь терпит всегда
поражение от правды и исчезает, наподобие пены на поверхности водных потоков.
То же происходит с расплавленной массой, образуемой пылающим огнем,
ибо пена ее и шлаки выбрасываются, обращаются в прах и не
используются. Затем влага пены [воды] некоторое время остается на земле,
и, так как на ней нет ничего, что оставалось бы устойчивым, то вода
возвращается в землю, вновь приходя к своей основе. Таким образом, она,
оставаясь в земле, пребывает в ней постоянно, и это ясно вполне, ибо все
живое — от нее и благодаря ей.

Что касается пользы металлов, то она в двояком их применении:
[во-первых], золото и серебро служат для установления цен и идут на
изготовление драгоценных вещей для украшения: и [во-вторых], медь,
железо и то, что ниже их, используется для изготовления полезных
предметов и орудий защиты.
Испытатели природы говорят, что сера (кибрит) — это отец плавких
металлов, а ртуть (зиибак) — их мать,4 которую огонь при плавке
превращает в живую ртуть; если это, так то с нее и следует начать изложение.

ЗИ'БАК - РТУТЬ
Этот металл называется завук;1 от него производят слово тазвпкт
в значении тасвйр (украшение). Музаббакат — это фальшивые дирхемы,
покрытые ртутью. Во времена, не столь отдаленные от наших дней, имели
хождение дирхемы в виде толстых кусков металла, сглаженные по бокам
и краям дочерна, наподобие гирь весов, назывались они музаббака;
передают, что они изготовлялись из отвердевшей ртути. Они имели
хождение в Мекке, но в период ежегодного паломничества их изымали из
обращения до тех пор, пока не забирали у паломников имевшегося у них
золота и серебра, и после возвращения паломников [домой] опять
обращались к ртутным и накладным динарам.
Из ртути при соединении ее с серой (кибрйт) под действием огня
изготовляется киноварь (зунджуфр),2 так как от серы она затвердевает
и на ней появляется краснота, подобная той, что появляется при обжиге
свинца, когда он превращается в усрундж (свинцовый сурик); иногда
между ними не делали разницы, называя их обоих синджафр, но затем
для отличия стали называть изготовленную из ртути [киноварь] румий-
ской, ибо в прошлом она привозилась оттуда, (из Рума), здесь ж<е был
известен только путь изготовления усрунджа.
Ртуть улетучивается под влиянием огня; однако, если ее поместить
в железную нагретую [плавильную] ложку, то она некоторое время
сохраняется, в ней, и это потому, что ртуть текуча, как вода, и огонь
превращает ее в пар, рассеивая частицы; когда же они собираются и
соединяются, то снова превращаются в ртуть, подобно тому как водяной пар
превращается в воду, когда от него удаляют тепло и заключают его в
тесном сосуде.
Ртуть легко погружается в расплавленные вещества, а в железо —
с трудом. Она разрушительна для золота, крошит его своим веществом,
а также запахом (парами), если он распространяется от огня или если ветер
доносит его до золота, находящегося далеко от нее; запах ртути вреден
и для мастеров и ювелиров и обрекает их на одышку, опухоли и паралич.
А из-за того что ртуть легко соединяется с железом только в
присутствии золота, кольчуги и шлемы золотят амальгамой из золота, а затем
их серебрят амальгамой из серебра.

Гален не знал сущности ее3 — является ли ртуть рудным [веществом]
или производится искусственно, подобно исфйзаджу 4 и мартаку.5
Ибн Мандавейх рассказывает от имени Масарджавейха,6 что она
изготовляется искусственно, другие утверждают, что она изготовляется из
свинца; но все это неверно, ибо она добывается из каких-то красных
камней, которые раскаляют в печах, пока они не трескаются и из трещин
Рис. 12. Толстостенные глиняные сосуды для хранения ртути.
(Гос Музей восточных культур, Москва).
их не вытекает ртуть; некоторые же размалывают эти камни и перегоняют
их посредством дистилляции в приспособлениях в виде тыквенных бутылей
и перегонных кубов, а ртуть собирается в приемнике.
Все камни плавают, не утопая, на поверхности ртути, исключая
золото, ибо оно тонет в ней из-за большей тяжести, но не из-за того, что
ртуть соединяется с ним и притягивает его к себе, как об этом думали
некоторые; мы проверили это при [различных] условиях, и
обнаружилось ясно, что это происходит лишь благодаря свойству тяжести.
И так же, как мы сделали осью сравнения для измерения веса
драгоценных камней сто [единиц] синего яхонта, так и для металлов мы приняли

сто [единиц] червоного, многократно очищенного золота. Вес ртути
одинакового [с золотом] объема *— 717 по отношению к оси сравнения.
Аллах же — податель успехов.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.