Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

МИНА - ЭМАЛЬ

Мина (эмаль)1 — один из видов стекла, но более мягкий и более
тяжелый, благодаря перевесу в нем свинца. В ней имеется примесь, которую
мастера называют основой; одни из них (мастеров) изготовляют ее из
марвы2, а это камень белый, с сильной белизной, из которого высекают
огонь; его собирают в ущельях [гор] и в руслах [вод], но когда его
нехватает, то его заменяют камнями для огнива (зунуд), после того как их
тщательно растолкут, и [кусками] усрунджа (сурика),3 иногда
называемого санах, а это не что иное, как свинцовая известь, полученная при
помощи обжигания и окрашенная в красный цвет путем прокаливания
с серой; и каждое из этих веществ, а также [толченый] кремень [марва]
очищается водой и доводится до состояния однородной массы. Другой
состав — смесь марвы с таким же количеством извести горного хрусталя,
к которым вместо усрунджа добавляют 2/3 [их общего веса] извести
малайского олова (расас кал'й) и, кроме того, V4 их [веса] натруна (соды).4
А эта [последняя] придает ему легкость, в то время как усрундж придает
ему тяжесть в соответствии с разницей по тяжести и легкости между
свинцом и оловом, а соотношение их обоих будет приведено во второй главе.
Стеклянная масса изготовляется для нее (эмали) из гравия (хаса)5
так же, как для стекла она приготовляется из песка, [с добавлением]
натруна (соды) и однородных с нею веществ, как бурак (бура)6 и тинкар
(тинкаль), ускоряющих плавление.
Из разных видов буры получается в тиглях зеленое стекло, оно
называется «основой», так как поддается окраске в разные цвета, и оно
(зеленое стекло) плавится или отдельно собственным дутьем, или же в печи

мастеров стекла. Его вес по отношению к оси сравнения — синему
яхонту — равен 99 и х/3.7
Некоторые из них (мастеров) заменяют усрундж мурдасанджем
(глетом),8 так как и он (мурдасандж) изготовлен из пережженного свинца,
но он хуже. А правила их в отношении красок таковы: желтую [дает]
усрундж и мурдасандж; иногда же называют кроме них и железный
шафран (за'фаран ал-хадйд),9 а это ржавчина железа. Зеленый цвет
[дает] медь или в виде пережженного русухтаджа (медной окалины),
или [в виде] шлаковой корки (тубал), или медной ржавчины (зинджар —
ярь-медянки). Красный цвет дает пережженная бронза (шибх); черный —
железный шлак (тубал ал-хадйд); краску винного цвета — магнйсийа
(марганец);10 белую — исфизадж (белила), а это пережженный свинец,11
краску цвета яхонта — «пережженное золото» (захаб мухаррак);12
фиолетовую — лазурит и сердолик; однако прозрачностью обладают [только]
желтая и зеленая краски; в красной же, белой и черной прозрачность
отсутствует.
А у мастеров в отношении состава основы и пропорций красящих
веществ существует множество способов и мнений; но из них нельзя узнать
что-либо достоверное, иначе как наблюдая за работой опытных мастеров,
[лично] участвуя в этом и проводя опыты над составами. Выделка стекла,
эмали и производство керамики близки между собой, и общими для них
являются красящие смеси и способы окраски.13
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.