Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)
БАЗИЗАХР — БЕЗОАР
Известное под этим именем вещество — природный камень, как об
этом упоминают древние авторы, хотя они и не пишут подробно о его
свойствах и качествах. Он по праву превосходит все другие драгоценные
Рис. 5. Шлифовка нефритовой вазы. Из китайской энциклопедии 1726 г,
камни, так как все они служат для игры, забавы, украшения и
хвастовства друг перед другом, но не приносят никакой пользы при болезнях
тела; безоар же (базизахр) 2 предохраняет тело и душу и спасает их от
гибели. Рассказ о нем мы не поместили раньше лишь из желания, чтобы
он был вместе с родственными ему [камнями].
Говорит Мухаммед ибн Закарийа: тот [безоар], что я видел,
представляет собой [вещество] мягкое, как йеменские квасцы (шабб); он [легко]'
раскалывается и разрезается; и я удивлялся его благородному
действию.
Говорит Абу сАлй ибн Мандавейх: он желтого [цвета] на белом и
зеленом [фоне]. Наср иХамза оба относят его месторождение к крайним
пределам Индии и к началу страны Китай. В книге «Избранное» говоритсяТ
что его месторождение находится в горе Зеренд, на границе Кирмана.
Хамза и Наср различают пять видов безоара: белый, желтый,
зеленый, серый цвета пыли и крапчатый (мунаккат). Наср предпочитает вид.
мунаккат. Дозу весом в двенадцать ша'йр он определил [как лекарство!
для отравленных. Говорит автор книги «Избранное»: он бывает зеленый,,
как свекольный лист, и желтый, а также с белым и красным оттенками.
Имеется еще один вид его — полый, содержащий внутри вещество,
которое называется «паутина шайтана» (махат аш-шайтан) и «пряжа ведьм»·
(газл ас-са?алй) и не горит в огне.
Говорит Абу-л-Хасан ат-Табарй ат-Турунджй: имеется такой вид.
этого камня, который как будто сложен из воска, негашеной извести
(нура) и глины, и в нем виден блеск каждого из них. Если растирать
безоар с желтыми прожилками на растирочном камне, то выступает какое-
то красное [вещество], похожее на густую кровь; оно очень помогает от
укусов, если им мазать укушенное место.
Из Туса привозят вещество, по виду похожее на безоар, из него
вытачивают рукоятки для ножей, но в нем нет пользы [в качестве лекарства].
В книгах содержится описание различных способов его проверки,,
и рассказы об этом полезны, хотя они и не таковы, чтобы ссылка на них
могла заменить [собственный] опыт. Один из способов проверки, о
котором рассказывают, таков: порошок безоара высыпают в пресное молоко^
и если оно загустеет и затвердеет, то этот безоар считается хорошим,,
в противном же случае он плохой. Другой [способ]: мягким куском
безоара натирают какой-либо камень, затем этим [камнем] шлифуют безоарг
и если его желтый цвет превращается в красный, то этим доказывается
его высокое качество. Этот [рассказ] соответствует словам Абу-л-Хасана
ат-Турунджй относительно безоара, которые были приведены выше. Еще
[один способ]: безоаром вместе с уксусом натирают какой-либо камень,
а затем [жидкость] сливают с него на землю, и если появятся пузыри,,
то этот безоар хороший. Его кладут также в желток [вареного] яйца или
в густое оливковое масло, и если он при этом расплавит их и размягчит,
то это хороший сорт; а еще — его бросают на солому, и если она изменит
свой цвет, то это [также] хороший сорт. А что касается сливания на землю
то, если уксус отделяется, он вскипает и вздувает пузырями
[поверхность] земли.
Говорит 'Утарид ибн Мухаммед: если его поместить против солнца,
то он начинает потеть и из него вытекает вода.
А я думаю, что это болтовня.
РАССКАЗЫ О БЕЗОАРЕ
Из [упомянутого] полого безоара, содержащего «паутину шайтана»,
<6ерут то, что находится в нем, и изготовляют из этой пряжи шустага.3
И это — то [вещество], которое Хосрои называли азаршуст.41 И
название шуст осталось за [некоторыми предметами], изготовленными из
других [веществ], хотя ^ы огонь и сжигал их.
Устазу Хормузу,5 начальнику войска Кирмана, доставили в 390 году
из областей Зеренда бУи Кубунат 7 белую шустага, и когда она
загрязнялась, ее помещали в огонь, и огонь пожирал ее грязь. И рассказывал один
человек, который наблюдал это, что для проверки ее обмазали жиром и
в течение некоторого времени держали в огне, а затем огонь погасили, и
1пустага оказалась белой, чистой.8
И свидетельствует в пользу этого вазйр Ахмед ибн сАбд ас-Самад,9
который видел это в тех областях; он говорит, что в Кубунате этого камня
много; от него отделяют находящееся в нем вещество, имеющее волокна,
из которых свивается пряжа, [хотя] его [волокна] соединяются с трудом.
Из них выделывается то, что упоминалось.
Говорит Абу-л-Хасан ат-Турунджй: «У одного из царей я видел
украшенную камнями чашу, и я был свидетелем удивительного [излечения]
от укусов ос при помощи этой чаши: когда наливали в нее пресное молоко
и поили им ужаленного, а место укуса смазывали этим молоком, то он
извергал молоко, тело его покрывалось зудящими прыщами, а затем
наступало успокоение».
Рассказывают со слов одного из обманщиков о том, как он принес
какой-то камень Вашмгиру и утверждал, что это безоар, рассчитывая, что
Вашмгир будет обманут его иноземным обличием и желая, чтобы [все]
дело обернулось против него, но Вашмгир сказал: «Если это уничтожает
вред от яда, то я дам тебе испить и то и другое, и если твое утверждение
окажется правильным, то я тебя щедро награжу».—«Хорошо»,
—ответил тот и попросил принять его наедине, а затем сказал ему: «Знай,
что шайтан внушил мне это злое дело, и вот ты теперь поймал меня в
тенета, но у меня имеется для тебя совет, если ты захочешь его принять» —
«Какой же совет?» — спросил Вашмгир. «Враги строят хитрости против
царей, стремясь погубить их жизнь руками близких к ним людей,
соблазненных деньгами, — ответил он. — Когда же им станет известно, что
у тебя есть нечто такое, что делает для тебя безвредным яд, то и те и
другие потеряют надежду на успех козней против тебя, тогда ты будешь
спасен от зла врагов, и близкие люди не будут тебе вредить. Приготовь яд
и какое-нибудь другое [питье], похожее на него, которое ты и дашь мне
выпить, а затем дай мне [питье с] этим камнем и надень на меня почетную
одежду в качестве награды, [якобы] за истинность моего утверждения.
После же этого отбери тайно и почетную одежду и дары и разреши мне
уйти под проклятие Аллаха, в пылающий огонь ада!» — «За твое неува-
Рис. 6. Очистка асбестовой ткани в огне и прядение
асбестового волокна. Из кн.: A. Boetius de Boodt.
Gemmarum et Lapidum Historia. Hanovia, 1609.
жение ко мне и желание обмануть ты заслуживаешь кары, — сказал
Вашмгйр, — за совет же, а не за камень, ты заслужил добро». И он сделал
так, [как советовал ему обманщик]. Затем Вашмгир надел на него
почетную одежду и щедро наградил дарами, и отпустил его с почетом и
уважением. И [рассказ этот] распространился [только] после его смерти. И
таким образом изверг его рок из рта своего, после того как поглотил его..
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел Наука
|
|