Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бируни. Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОБ ИЗУМРУДЕ (ЗУМУРРУДЕ) И ЕГО РАЗНОВИДНОСТЯХ

Зумурруд 2 и забарджад 3 — названия-синонимы, имеющие
одинаковое значение. Они не отличаются друг от друга по ценности или по
редкости, однако [название] забарджад может относиться к каждому из
них в отдельности и к обоим вместе, а название зумурруд не
распространяется на низкие разряды. В слове зумурруд «д» может произноситься
и как «з», а после «р» можно произносить «а» или «у». Бусины из него
называются тростниковыми трубочками 4 (касаба), из-за их удлиненной
формы и наличия сквозных отверстий для нанизывания, что делает их
легкими и похожими на полую тростинку. Именем касаба называют также
мозговые кости и кишки.
Ал-сАджжадж говорит о кишках:
Они из тростника живота, пересекают [его] полость,
— то есть кишки, находящиеся в полости живота. О мозговых костях
он говорит:
Полужидкое из их [костей] полужидкого [вещества],
Полость (дом) их заполнена подобно заполненному тростнику.
Братья [из Рея] говорят, что лучший изумруд известен под именем
темный (зулманй), он густозеленый, затем цвета базилика (райханй),5
затем цвета [листьев] свеклы (силки);6 а все остальные [сорта] считаются
низкими и подчиненными.
Говорит Наср: зеленый цвет вообще присущ изумруду; нет иного
изумруда, кроме зеленого. Он бывает четырех разновидностей: первый
нз них — зеленый цвета мирры, обладающий водой и блеском наподобие
цвета листа свежей свеклы; затем зелень и вода усиливаются, пока его
цвет не достигает цвета мирта (ас) и цвета свежих всходов ячменя. Вторая
разновидность имеет менее [яркий] зеленый цвет, чем цвет мирры у
первой разновидности; по воде и блеску он [соответствует] цвету мирта.
Моряки и жители Китая предпочитают его всем другим цветам изумруда.
Третья разновидность — густозеленый — .содержит мало воды и
называется магрибинским из-за склонности к нему жителей Магриба.
[Изумруд] четвертой разновидности, по сравнению с бахрм [второй
разновидностью], имеет менее [яркий] зеленый цвет, беднее водой и менее лучистый;
он носит название «глухой» (асамм);7 по цене он самый дешевый.
Отборный и самый дорогой по цене изумруд — это тот, который имеет чистую

зеленую окраску, без примеси желтизны, черноты и пятен, без наростов,
плешин и белых прожилок: окраска его должна быть везде одинаковой;
кроме того, он должен быть лучистым. [Вообще же] нет никакой
возможности освободить изумруд от пятен и наростов.
Ал-Киндй и Наср говорят, что характерными качествами изумруда
являются зеленый цвет с блеском, гладкая поверхность с лучистостью,
когда он имеет подкладку, и мягкость с легкостью; он легче, чем [можно
было бы предположить] по его размеру. Окраска его не выдерживает
огня, сам же камень превращается от него в известь вследствие мягкости
своей природы.
Говорит Мухаммед ибн Закарийа: зеленый цвет происходит от медной
ржавчины (зинджар).8 Это мнение было бы правильным, если бы копи,
в которых его находят, были медные, а не золотые. Он как будто считал
его подобным эмали, основа зеленого цвета которой — медная окалина
(русухтадж).
В «Книге о камнях» говорится, что его враг — малахит (дахнадж):
от удара им изумруд разбивается, а от трения об него получает грязный
след и крапинки.
Что касается преувеличения ал-Киндй, когда он говорит о его
легкости, то это не соответствует опыту, ибо мы нашли, что есть камни легче,
чем изумруд; мы покажем это, когда будем приводить вес камней каждого
в отдельности в объеме, [равной объему] воды, вытесненной синим
яхонтом, который мы избрали в качестве оси для сравнительной оценки. Вес
изумруда будет равен 69 и У2.9
Месторождения изумруда не выходят за пределы Египта,10 ал-Вахат,
горы ал-Мукаттам 1г и земель [племен] баджжа.12 Говорит Абу Исхак
ал-Фарисй: копи забарджада находятся в Са'йде (Верхнем Египте),13
к югу от Нила в пустыне, отрезанной от населенных мест; и не известны
другие места на земле, где были бы его копи.
Река Нил вступает в Египет с юга; доказательством этому служит тог
что говорит Джалйнус (Гален) в книге «Доказательство» о вычислении
Аратастаносом (Эратосфеном) 14 длины окружности земли посредством
измерения расстояния между Асуаном 15 и Городом Маяка, то есть
Александрией. Асуан находится в горной части Верхнего Египта и граничит
с Нубией, расположен на берегу Нила, Александрия же — недалеко от
места впадения Нила в море. Поскольку оба они лежат на одном
меридиане, то Нил, протекающий между ними, следовательно, тянется; с юга
на север; Верхний Египет расположен к западу от него, а Мукаттам —
с востока, рядом δ землями баджжа.
Говорит ал-Киндй: копи изумруда находятся выше Египта на восток
от его пределов, на землях чернокожих (ас-Судан) за их столицей, в
пределах баджжа по соседству с золотым рудником, между Нилом и Красным
морем, в горах Мугал в стране ан-Нуба (Нубии). Но в этих словах —
какая-то путаница, ибо земли племен баджжа, несмотря на черноту [их
жителей], не называют землями черных (судан); дело в том, что это назва-

яие обычно прилагается к землям черных в Магрибе, откуда привозят
черных рабов; и там нет ничего, кроме золотых рудников, а у баджжа
имеются копи и золота, и изумрудов, но не в горах Мугал в Нубии,
а в пустынях, что между Нилом и морем Кулзум.
Говорит ал-Хатйбй: изумруд [находят] в песчаных наносах; вместе
с песком он добывается из колодцев, так же как добывается из них и
золото.
Говорит* ал-Киндй: иногда он добывается в горах раскапыванием его
жил, иногда его собирают среди камней, если с него смыта грязь.
Говорят братья [из Рея]: когда искатели начинают сомневаться в камне,
в котором по внешним признакам должен быть изумруд, они его
обмазывают оливковым маслом, и если изумруд там имеется, то на камне
выступают зеленые прожилки.
Наср говорит, что, согласно обычаю, тот, кто пожелает опуститься
в изумрудную копь, обязан уплатить налог — по пять динаров за каждые
двадцать дней. Иногда он находит драгоценный камень и вырубает его,
иногда же поднимает наверх землю для промывания и просеивания;
в промытой смеси он находит камень, поверхность которого покрыта
пылью, похожей на сурьму, это лучший из них по цвету. Там находят
также и такие изумруды, цвет которых бледно-зеленый, переходящий
в белый, наподобие соли; такая разновидность называется бахрй. В
промытой земле находят камни [еще] двух видов, один называется глухой
(асамм), другой — магрибй, их и шлифуют и полируют;16 иногда из
мелких кусков, находимых в земле, вытачивают бусы, которые называются
«чечевичные» (садасй).
Говорят братья [из Рея]: самый крупный кусок изумруда, высшего
по чистоте и цвету, который мы видели, весил пять дирхемов.
Рассказывают, что видели изумруд весом в десять дирхемов; стоимость одного
дирхема такого камня пятьдесят динаров, затем цена понижается до одного
динара. Как удивительна их оценка этого камня, который превосходит
другие тем редким свойством, что при поломке он поддается склейке
и починке другими кусками без ущерба для его ценности.
Вес изумруда
- в каратах
Говорит некто другой: если вес изумруда достигает полмискаля, то
цена доходит до двух тысяч динаров. Что касается цены на него в дни
Мерванидов, то, согласно упомянутой описи, она была такая, как видно
из таблицы, и рассказчику ничего не остается, как верно передать ее,
сравнивая с положением его в наше время.17 Аллах же лучше знает.

РАССКАЗЫ ОБ ИЗУМРУДАХ

В книге «Рассказы о Китае» сказано, что в древности привозили в
Индию синдийские динары, которые продавались по три мискаля из их
золота за каждый и даже больше. Изумруд к ним привозили из Египта
в виде вставок в перстни, спрятанным в гнездах под кораллом или
малахитом; затем их (коралл или малахит) отбивали с него (перстня), а его
(изумруд) оставляли. Но в этом рассказе не сказано, какая была разница
в чекане между двумя динарами — [синдийским и индийским]. Возможно,
что синдийские были из червонного золота, а индийские были
неполноценные — из сплавов, так как разница между одним и тремя при
одинаковом количестве золота слишком велика. У жителей Индии в их сделках
при расчете на золото имеется весовая единица, называемая тула, и они
не считают на миска ли; при этом вес в три дирхема [соответствует] весу
семь [тула?].
Видел я в руках виночерпия на пиршествах у Ма'муна Хорезмшаха 18
чашу для отведывания [вина], похожую на чашу весов, из изумруда;
рассказывали, что она была в сокровищнице Саманидов и попала сюда
после того, как дела их государства пришли в расстройство из-за тюрка
Богра-хана.19 За нее было уплачено около тысячи динаров.
Рассказывают: однажды в день праздника Михрджан к ал-Мутавак-
килю пришел Бохтйешу'.19 Спросил он (Мутаваккил) его: «Где твой дар?»
Ответил он (Бохтйешус): «Мой дар таков, что подобным ему не владел
ни один халиф и ни один царь до тебя». И вынул он ложку из забарджада,
весившую восемь мискалей. И рассказал он со слов своего отца Джибрйла
следующее: однажды отправился он с касыдой к Дананйр, невольнице
Йахйи ибн Халида. Войдя к ней, чтобы прочесть свой панегирик, он
увидел, что Дананйр ест гранаты этой ложкой. Кончив извлекать зерна и
выжимать сок, она сказала: «Возьми [себе] эту ложку». — «И я взял ее»,—
[сказал Джибрйл]. Ал-Мутаваккил пришел в восторг от нее и сказал:
«Эта ложка достойна того, чтобы люди губили за нее свои души». И
позвали сАттаба, ювелира, для оценки ее, но тот отступил перед нею и
воскликнул: «Цены этому я не знаю!»
Говорит Наср: у ал-Мансура был изумруд для перстня весом в два
мискаля, называвшийся «Море» 20 из-за сходства его [цвета] с зеленым
цветом [морской воды]; куплен он был за сорок тысяч динаров.
Возможно, что это был камень «Исмаили», принадлежавший ар-Рашиду,
который он бросил в Тигр.

Рассказывают: однажды ал-Мутасим сидел на пиру вместе со своими
приближенными. И положил он перед ними жезл из изумруда длиной
в локоть, и сказал: «Кто из вас знает это и определит его цену?» Но никто
из них не мог ничего сказать, пока он не попал в руки 'Абдаллаха ибн ал-
Махлу\21 который сказал: «Да, [знаю]; этот жезл купила Умм Джа'фар
за восемьдесят четыре тысячи динаров. В день, когда ее предали, у этого
жезла не было наконечника, а [раньше] наверху у него была птица из
красного яхонта». Ал-Мугтасим приказал разыскать ее, угрожая казнью
хранителю сокровищ; не прошло и часа, как птицу нашли, и тут же
прикрепили ее к жезлу.
[Изумруд] — это слабый драгоценный камень: при длине в один
локоть, он может сохраниться целым только при соответствующей толщине;
это делает его достаточно крепким и предохраняет от разлома; или же он
должен быть составлен из нескольких кусков, соединение и расположение
которых придают ему крепость; кроме того, эти куски просверливают
и нанизывают на железный прут, который проводят сквозь них и который
их скрепляет. Об этом свидетельствует внешний вид [такой палочки].
Более легкие [куски] могут соединяться [только] при помощи
насаживания на такой прут.
Рассказывает ал-Хатйбй:22 когда аз-Захир ибн ал-Хаким,23
властитель Египта, выезжал верхом в праздничный день, на его чалме были
прикреплены наискось три крупных чудесных жемчужины, а в руках
он держал изумрудный жезл длиной около локтя и толщиной в палец;
на одном конце его — там, где прикрепляется плеть, — имелись три
прекрасные жемчужины, похожие на те, [что на чалме].
Ал-Хатйбй также рассказывает, что в Ихмйме,24 одном из городов
Египта, имеется здание, построенное из белого камня, которое у древних
греков называлось «Домом мудрости». Это один из храмов верхнего
Са'йда. Здание это имеет в длину пятьдесят четыре и в ширину тридцать
четыре локтя; стены его круглые и разделены на три пояса; на верхнем
резьбой изображены деревья, на среднем, также резьбой, животные,
а внизу — фигуры людей; около каждой из них имеются надписи,
которых сейчас не понимают. Дальше он продолжает: «Я слышал, что один
из властителей Египта рассказывал, будто обкладки (?) на его
ларчиках (?) были выточены из изумруда и каждый ларчик был величиной
с ладонь».
А помимо того, передают много других небылиц,25 не меньше, чем уже
приводилось. К ним относится сообщение в «Книге путей» ал-Джайханй,26
что в Румййе имеется церковь Истафануса,27 главы мучеников, и что в ней
есть жертвенник из изумруда длиной в^ двадцать локтей и шириной
в шесть локтей, его поддерживают двенадцать золотых фигур, каждая
в два с половиною локтя высоты, с глазами из красных яхонтов. Эта
церковь имеет двадцать восемь дверей из золота и тысячу из бронзы, не
считая деревянных дверей. Если бы этот рассказ относился к Фарсу, то я бы
сказал, что этот жертвенник был изготовлен из изумрудных сокровищ,

которые сгорели и сплавились; при этом бы я прикинулся не знающим,
что изумруд не терпит огня. Такой [небылицей] является и мой рассказ
о числе дверей, так как он приводит к выводу об отсутствии [в этой церкви!
стен, вместо которых непрерывно идут двери.
А в книге «Путеводитель в этом и загробном мирах» говорится, что
гора Каф,28 окружающая землю, состоит из зеленого изумруда, а от
подошвы до вершины ее восемьдесят фарсахов, и если небо кажется
зеленым, то это потому, что оно находится над этой горой [и отражает
ее]; и шайтаны будто бы берут оттуда забарджад и раздают его людям, да
вознаградит их Аллах за это деяние добром; поэтому и утверждают, что
Аллах сделал этих шайтанов такими же маленькими, как малы [куски*
изумруда]. Нечто подобное говорят шаманисты об отвесной горе,29
которая, по их представлениям, находится под Полярной звездой; ее четыре
стороны будто бы состоят из яхонтов разных цветов, причем синий
находится на стороне, обращенной к нам, и от него — синева неба. Таковы же
рассказы о Зу-л-Карнайне. Когда он вступил в страну тьмы, то лошади
[его воинов] ступали копытами по камням, так что раздавалось громкое
цоканье; тогда он сказал своим спутникам: «Это — камни сожаления
как для тех, кто возьмет их, так и для тех, кто их оставит». Некоторые
[воины] взяли камни, другие же оставили. Когда они вышли на свет, то,
посмотрев на эти камни, увидели, что это забарджад; и тот, кто взял ихг
сожалел, что взял мало, а тот, кто оставил, сожалел о потере. На
основании этого [рассказа] считается, что лучшая разновидность изумруда
происходит из страны тьмы, и утверждают, что камни, которые находятся
[сейчас] на руках у людей, — это остатки тех камней, которые тогда были
взяты оттуда и цена на них все возрастает, потому что запас их исчерпан.
Однако на всей земле нет ни одного места, где была бы полная темнота, если
только оно не закрыто со всех сторон и сверху. Лишь под долярными
звездами тьма длится всего шесть месяцев, после чего следует непрерывный день.
Клянусь жизнью, об изумруде можно говорить как о «происходящем
из тьмы» (зулманй), [только] если иметь в виду его копи, в которых нельзя
работать без светильника; этим его копи отличаются от других копей.
А критика подобной болтовни [о стране тьмы] — лишь потеря времени;
как же может быть иначе, ведь на земле нет [мест] с вечным мраком. Хотя
и указывают места, в которых ночь длится несколько месяцев, но обычный
человек не выдерживает там холода ночи.
К [свойствам] изумруда относится то,30 что единогласно приписывают
ему рассказчики, а именно: при взгляде на него у ядовитых змей вытекают
глаза. Это даже записано в «Книгах о свойствах», передается из уст
в уста и упоминается в поэзии.
Сказал Абу Са'йд 'ал-Ганимй:31
Вода ручьев, которая течет, извиваясь,
По изумруду растений, не рассыпанному.
Как змея, натыкающаяся на изумруд,
Извивается от страха потерять глаза и зрение.

Абу Наср ал-'Утбй 32 в одном из своих сочинений говорит: каждая
вещь имеет свое особое свойство и силу в соответствии с особым
божественным предопределением: так, от изумруда вытекают глаза у джиннов,
яхонт полезен от змеиного яда, янтарь своей силой подбирает упавшую
солому, а молочай (йаттус) привлекает взгляды торговцев тем,33 что
содержит молоко (млечный сок), а молоко содержит масло.
Но несмотря на единогласие рассказчиков, истинность этого не
подтверждается опытом. Я провел так много испытаний, что больше этого
невозможно: я опоясывал змею изумрудным ожерельем, сыпал изумруды
на дно корзины со змеей, размахивал перед ними нанизанными на нитку
изумрудами, и все это проделывал в течение девяти месяцев и в жаркое
и в холодное время; но [в итоге] ничего не оставалось на ней, кроме
изумрудного налета, на глаза же ее это не произвело никакого влияния, если
не усилило остроту ее зрения. Аллах же — податель успехов.

О КАМНЯХ, ПОДОБНЫХ ИЗУМРУДУ

Отдельные куски природных драгоценных камней, подобных изумруду,
достигают, как упоминает ал-Киндй, веса от двух до трех мискалей;
названия их взяты из его книги, но слышать о них [мне] не приходилось.
К числу камней, подобных изумруду, относится сисан, который
добывается в изумрудных рудниках. Это камень зеленый, гладкий, чистый
с желтоватым оттенком, отличающийся от изумруда только по
твердости и сухости; другой камень — саб, он похож на сисан,34 и установить
разницу между ними можно только при внимательном рассмотрении;
если он будет иметь подкладку, то блеск, чистота и красота его
увеличатся; попадаются куски его весом до двух мискалей. К [камням,
подобным изумруду], принадлежит и меккский камень,35 а это камень зеленый,
крепкий, твердый и плотный. К ним относится так же и камень,
привозимый из Индии, называемый сабандан;36 вес отдельных его кусков
достигает трех мискалей; он, несмотря на свою твердость, не поддается
полировке и этим отличается от тех двух.
Сказал Абу Саид ибн Дуст:
Ценность газеленка в его мускусе, но не в его шкуре,
Тариф установлен для золота один, а не два,
Камень, подобный изумруду, не есть изумруд,
Хотя бы и были близки они между собой по весу.
Эмиру Йамин ад-даула доставили из Индии кусок камня, похожего
на изумруд по своему зеленому цвету, но не по чистоте. Он приказал
резчику выточить из этого камня чашу таким образом, чтобы, удаляя его
сердцевину, сохранить ее (сердцевину) неповрежденной, что тот и сделал.
Если это был какой-нибудь из камней, подобных изумруду, то он должен
был бы весить больше полуратля.
И сообщил один из рудокопов, что вблизи рудника бирюзы около
Нишапура обычно обнаруживали какой-то зеленый прозрачный камень;

думали, что это изумруд. Этот камень добывали крупными кусками,
и скупал его один из торговцев, который приезжал туда ежегодно. Дальше
он продолжал: «Я натер им кусок железа, и железо окрасилось от него
в красный цвет, причем эта краснота держалась на нем в течение недели,
и я понял, что это купорос (калканд)».37
Таковы основные сведения о трех видах драгоценных камней;38 мы
сообщили всё то, что [нам] случилось узнать о них самих, о подобных им
камнях и подчиненных им.
Сейчас следует продолжить наше изложение рассказом о бирюзе,
так как знатные люди любят носить ее, видя в ее имени хорошую примету.
.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.