Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 3. Техника и наука в период античного рабовладельческого общества (VI в. до н.э.—V в. н. э.)

Глава 10. Наука в период античного рабовладельческого общества

Развитие письменности. Греческая и латинская письменность произошла из финикийской. Возникновение архаического греческого письма относится приблизительно к IX — VIII вв. до н. э.
В дальнейшем греческая письменность разделилась на несколько разновидностей. На основе восточно-греческого письма появилась классическая греческая (аттическая) письменность. Названия букв были заимствованы греками у финикийцев, хотя значение их было полностью утрачено: «алэп» (голова быка) стал «альфат», «гамл» (голова и шея верблюда) — «гаммой» и т. д. Некоторые знаки приобрели новое звучание. Греки ввели также ряд дополнительных букв, например «фи», «хи», унаследованных впоследствии старославянской кириллицей.
К IV в. до н. э. греки перешли к принятому позднее во всех европейских языках способу письма слева направо, в то время как финикийцы писали справа налево, что сохранилось в ряде восточных языков.
На основе западно-греческого письма в VIII—VII вв. до н. э. возникла этрусская, а затем латинская письменность. Классический латинский алфавит сложился ко II в. до н. э. Римляне не давали буквам особых названий. «Альфа» превратилась просто в «а», «бета» в «бе» и т. д.

156

Что касается цифровых систем, то у греков существовала вначале так называемая аттическая система, при которой имелись особые знаки для 1, 5, 10, 50 и некоторых других чисел. Знак I исходно обозначал поднятый палец, знак V—ладонь с отставленным большим пальцем (т.е. пять пальцев), знак Х — две скрещенные руки (т е. 10 пальцев). Однако впоследствии (около V в. до н.э.) утвердилась ионическая алфавитная цифровая система, где числа обозначались буквами (тысячи — с добавлением штриха), например: а (альфа) — 1, i (йота) — 10, р (ро) — 100 и т. д.
В латинской же письменности сохранился принцип аттической системы (пришедшей через этрусков): 1 обозначалось как I, 2—II, 5—V, 10—X, 50—L, 100—С и т.д.
В Индии, завоеванной Дарием I, после 522 г. до н. э. начинает распространяться цифровая символика, подобная финикийской системе цифровой записи. В Индии эта система опиралась на особые знаки для 1, 4, 10, 20, 100 и их скорописное группирование. Они использовались до III в. до н. э., затем были вытеснены цифровыми символами индийской письменности, в которой имелись специальные символы для каждого из чисел от 1 до 9. Все эти преобразования явились предпосылкой создания индийской позиционной системы
счисления.
В конце I в. до н. э. индейцы майя разработали двадцатичную
систему счисления, основанную на счете пальцев рук и ног. В ней был представлен и нуль'. Индейцы делили ее на две подсистемы. Первая включала знаки для 1, 5 и 0 и была более распространенной. Вторая содержала иероглифы от 1 до 13 и нуль и использовалась для записи только календарных вычислений. С ее помощью записывались
большие числовые величины.
В IV в. до н. э. была создана саламинская доска — древнейшие сохранившиеся счеты2, являвшиеся основным счетным прибором вплоть до эпохи Возрождения. Вычисления осуществлялись перемещением счетных костей и камешков (калькулей) на плоскостяхуглублениях для отдельных рядов десятков, что требовало вычислений в уме до 10.
Примерно с VII в. до н. э. греки писали на папирусе кистью или особой палочкой. Листок папируса по-гречески назывался «хартес» и «бйблион» или «бйблос». От первого слова происходит старославянское «хартия» и латинское charta, вошедшее в форме «карта» во все европейские языки. Слово «бйблион», означавшее не только листок папируса, но также письмо, сочинение, книгу, напоминало о заимствовании греческой письменности у финикийцев. Библ — изменен-
'Некоторые ученые датируют возникновение этой системы счисления IV в до н. э 2 У греков эта доска называлась «абак», у китайцев «суан-нан», у японцев wa-
роб-ян» и т д
'От лат. calculus — камень образовалось calculator — калькулятор, счетчик, вычислитель

157


Бронзовая счетная доска. I в. н. э.
ное греками название финикийского города Гебла или Гебала. Этот корень получил впоследствии самое широкое применение в слове «библиотека» и множестве терминов, относящихся к книжному делу.
О технологии изготовления писчего материала из папируса сообщил римский ученый Плиний Старший. Острой иглой стебель делили на длинные и широкие волокна. На доску укладывали рядом полоски папируса, затем клали поперечные полоски. Все это смачивали илистой водой из Нила, служившей отличным соединительным материалом. Полученный влажный лист отжимали при помощи пресса, сушили на солнце. Листы отбивали молотком, после чего папирус разглаживали. Длина свитка составляла 8—10 м. Его сворачивали, обматывая вокруг палки с загнутыми концами. В античные времена эта палка называлась «пупом» свитка — дочитать свиток до «пупа» значило дочитать его до конца.
На папирусе писали драматурги Эсхил и Аристофан, философ Сократ, математик и механик Архимед, историк Геродот.
Папирусные свитки были предметом гордости многих библиотек мира. В прославленной крупнейшей библиотеке древнего мира Александрийской, основанной в III в. до н. э., в лучшие ее времена насчитывалось до 700 тыс. свитков.
С III в. до н.э. в античном мире получает распространение в качестве материала для письма пергамент, или пергамен,— особым

158


образом выделанная кожа телят и козлят'. Ее название связано с именем малоазиатского городагосударства Пергама, важного центра эллинистической культуры, где выделка пергамента получила большое развитие2.
Листы пергамента первоначально сшивались так же,, как прежде соединялись листы папируса. Вошедшее во все европейские языки словом «том» греческого происхождения, оно напоминает о временах, когда рукописи оформлялись в виде свитков. «Томос» значит «отрезанная часть», т. е. часть рукописи в виде отдельного свитка. По сравнению с хрупкими папирусными листами пергамент обладал неисчислимыми преимуществами. Писали на нем с обеих сторон; смыв краску, на нем можно было писать повторно. Но главное преимущество пергамента состояло в том, что его можно было легко сгибать, не боясь сломать, как папирус.
О распространении письменности в эллинистических государствах свидетельствует не только
' Использование кожи в качестве материала для письма известно с глубокой древности (в Египте—со II тыс. до н.э.). Поскольку пергамент был очень дорог, использование более грубых сортов кожи продолжалось и после его изобретения.
Изготовление пергамента
Находки в пещерах на берегу Мертвого моря показали, что даже изолировань я Кумранская община (II в. до н. э.—I в. н. э.) располагала хранилищем в 600 рукописных свитков на коже, пергаменте и папирусе.
'По традиции возникновение пергамента связывали с именем пергамского царя Евмена И, который во II в. до н.э. задумал создать в своей столице большую библиотеку. Об этом прослышал властитель Египта Птолемей V, страстный книголюб и гордец. Боясь, что новая библиотека может затмить славу Александрийской библиотеки, он наложил запрет на вывоз папируса. Тогда Евмен и решил создать новьш материал, прозванный по имени его столицы пергаментом. Евмен все-таки создал библиотеку, где хранилось 200 тыс. свитков.

159


Приемы переписки книг
наличие грандиозных библиотек, но и повседневная жизнь населения античного мира Греки и римляне производили деловые и бытовые записи, а также применяли при обучении детей деревянные дощечки, покрытые с одной стороны воском,— кодициллий (codicilli — от слова codex — ствол дерева, бревно)'.
Для быстрой записи под диктовку вольноотпущенник Цицерона (106—43 гг. до н. э.) Тирон, служивший у него секретарем, изобрел римскую стенографию. Буквы процарапывались на мягком воске железным грифелем, острым с одной стороны, тупым с другой (для затирания написанного). Грифель этот назывался «стилос» или
'Отсюда происходит и слово «кодекс». Исходное значение этого выражения — деревянная книга Нынешнее значение «свод законов» это слово приобрело лишь позднее.

К оглавлению
160

«стиль». От названия этого инструмента произошло и современное слово «стиль», сначала означавшее почерк, затем литературный слог, а в дальнейшем систему выразительных приемов. Концы дощечек скрепляли между собой металлическими скобками, ремешком и просто веревкой. Получалось некоторое подобие тетради. В зависимости от количества страниц тетрадка эта называлась диптихом (две страницы), триптихом (три страницы), полиптихом (много страниц).
Когда в римских владениях пергамент получил широкое распространение, то куски кожи (примерно со II в.) также стали отрезать в виде отдельных больших листов и сшивать их в тетрадки. Корешок тетради прошивался, чтобы листы не выпадали. Затем несколько тетрадей сшивали друг с другом. Книгу, составленную из нескольких тетрадок, древние римляне называли «кодекс». Появление таких кодексов, в частности «Кодекс Синатикуса», относится к IV в. н. э.
Переплеты книг изготовлялись вначале из деревянных дощечек, обтянутых кожей, иногда по углам окованных металлом, а позднее делались с тиснеными или инкрустированными украшениями, застежками и т. д. Вот почему в русском языке до сих пор существует выражение «прочесть от доски до доски», хотя книжные переплеты давно уже делают из картона и бумаги. На пергаменте и папирусе греки и римляне писали чернилами с помощью заостренного тростника. Чернила делались из смеси сажи и гуммиарабика или чернильных орешков. Чернильницы изготовлялись из бронзы, глины и дерева.
Родиной туши является Китай (III в. до н.э.). Поскольку тушь ввозилась в страны Средиземноморья через Индию, в Римской империи она именовалась «индийскими чернилами»'.
В 102 г китайский ученый Цай Лунь (48—118 гг.) открыл способ получения бумаги из древесной коры, конопли, тряпья и т. п. Для изготовления бумаги очищенное от листьев сырье резали на тонкие куски, замачивали в извести и вываривали несколько суток. Полученную массу отцеживали, тщательно размалывали и разбавляли водой до получения клейкой кашицеобразной массы. В эту массу погружалась черпальная форма, представлявшая собой деревянную раму с сеткой из прочных шелковых ниток. Затем форма вынималась, вода стекала через сетку, и на поверхности ее оставался тонкий слой волокон. Этот слой вместе с черпальной рамой клали под пресс. Затем спрессованные листы складывали один на другой в кипу и отжимали. Бумажные листы высушивали на раскаленной каменной печи и, наконец, разрезали.
Общая характеристика развития античной науки. Наибольших успехов развитие точных и естественных наук достигло в грекоримском мире (включая эллинистический Восток), в Индии и Китае. Можно отметить некоторые общие черты научного развития во всех названных странах, несмотря на все своеобразие их культур.
Во-первых, научное познание имело еще нерасчлененный, недиф-
' Это было унаследовано английским языком По-английски тушь—Indian ink
6 Зак 2985 В С Виргинский
161


Почтовая марка, посвященная Цай Луню
ференцированный характер. Отсюда энциклопедичность знаний наиболее крупных ученых древности.
Во-вторых, при господстве целостного восприятия природы естественные науки являлись составной частью натурфилософии, а потому в них отразилась борьба между материализмом и идеализмом, которая возникла одновременно с зарождением этих направлений общественной мысли.
В-третьих, хотя в естественных науках этой эпохи учитывался накопленный практический опыт, результаты наблюдений и исследований, но наука о природе основывалась прежде всего на отвлеченных, умозрительных принципах и на авторитетах предшественников. Мы уже видели, что многие ученые были вместе с тем и изобретателями. Но обычно их деятельность в области техники осуществлялась параллельно с научно-философской.
В античный период начинается обособление науки от религии. Правда, не следует преувеличивать завершенности этого процесса. Сознание философов еще не освободилось от традиций анимистического и мифологического восприятия мира. Но все же отдельные передовые мыслители подвергли решительной критике традиционные религиозные представления. За вольнодумие афинский философ Анаксагор (V в. до н. э.) едва не поплатился жизнью, подобно Сократу. В естественных и точных науках того периода, являвшихся составной частью натурфилософии, отразилась борьба между идеалистическими и материалистическими воззрениями. Эта борьба характерна для научной мысли как средиземноморских стран, так и Индии и Китая.

162

Математика. К античной эпохе относится возникновение математики' как самостоятельной науки. Создание математики было вызвано практическими запросами материального производства, а также потребностями других наук.
Прежде всего следует сказать о деятельности Пифагора (ок. 570 — ок. 500 гг. до н. э.) и его школы. Собственно математические труды Пифагора представляют значительный интерес. Он открыл математическую закономерность в музыке и стал основоположником математической акустики. Ему принадлежат важные заслуги в применении математики в астрономии. Большую роль в развитии математики сыграли и последователи Пифагора — пифагорейцы. Они сформулировали десять пар противоположных категорий — бинарных оппозиций2, соединение которых, по их мнению, обусловило возникновение и поддержание порядка в мире. Знаменитая теорема Пифагора приписывается ему именно потому, что только его школа доказала справедливость ее общей формулировки.
Вместе с тем в трудах пифагорейской школы проявились и мистико-идеалистические воззрения. Умозрительные рассуждения, подчеркивание количественной стороны природных явлений привели пифагорейцев к числовой мистике. Придавая мистический характер учению о числах, они разыскивали в них особое, таинственное значение.
В V в. до н. э. Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 гг. до н. э.) сформулировал ряд парадоксов — апорий, указав на связь между потенциальной и актуальной бесконечностью. Из парадоксов, которые сохранились, самой знаменитой является апория об Ахиллесе и Геракле. Парадоксы Зенона рассматривают как первую форму мыслительного эксперимента.
Огромный вклад в разработку математики внесла знаменитая ионийская школа' и продолжатели ее натурфилософских трудов (V— IV вв. до н. э.). Уже упомянутый «вольнодумный» философ Анаксагор (ок. 500—423 гг. до н. э.) впервые выдвинул идею бесконечно малой величины. Она нашла развитие и практическое применение в геометрии (определение объема шара, конуса и т.д.), в трудах Демокрита (атомистическая теория) и Евдокса Книдского (ок. 408 — ок. 355 гг. до н. э.). Последний разработал также учение о пропорциональности, чем способствовал преодолению кризиса пифагорейской математики, вызванного открытием иррациональных чисел. Постро-
Треческое слово «математика» происходит от «матэма»—значение, учение, наука Математикой иногда называли астрономию и астрологию
•'К ним относятся' «предел—бесконечное», «нечетное—четное», «одно— множество», «правое—левое», «мужское—женское», «покоящееся—движущееся», «прямое — кривое», «свет — тьма», «доброе — злое», «квадратное — продолговаточетырехугольное»
Ионией называлась часть побережья Малой Азии, где располагались высокоразвитые в экологическом и культурном отношении греческие города Холофон, Эфес, Милет и др

163

енная им теория, включавшая в себя как отношения целых чисел, так и отношения геометрических отрезков, представляла собой античную форму современной теории действительных чисел. Евдокс Книдский разработал метод исчерпывания (античная форма теории предела) и применял его для решения математическими средствами парадоксов Зенона. Созданный им метод исчерпывания оказал заметное влияние на развитие идей о бесконечно малых величинах.
Первую попытку систематизировать достижения -геометрии сделал хиосский математик Гиппократ (ок. 440 г. до н. э.). Древнегреческий геометр доказал, что существуют определенные плоские фигуры, ограниченные дугами окружности, для которых можно найти прямоугольники равновеликой площади (гиппократовы луночки). Открытие Гиппократа послужило началом других исследований в области квадратуры круга.
Эти и некоторые другие исследования математиков (в частности, пифагорейцев) были предшественниками работ Евклида из Александрии (ок. 340 или ок. 365. — ок. 287 или ок. 300 гг. до н. э.), автора знаменитых «Элементов». В этом своем труде, состоящем из тринадцати книг, он впервые изложил важнейшие положения геометрии (планиметрии и стереометрии) в строго продуманной логической (дедуктивной) системе. Разработанная Евклидом система аксиом и постулатов явилась для многих поколений математиков примером использований аксиоматического метода.
Ученик Евклида Аполлоний Пергский (ок. 262 — ок. 190 гг. до н. э. или 260—170 гг. до н.э.) был автором классического труда о конических сечениях. Идеи, высказанные Аполлонием, оказали большое влияние на развитие аналитической геометрии, проективной геометрии и функционального анализа.
Древнегреческий ученый-энциклопедист Эратосфен Киренский (ок. 276—194 гг. до н.э.) создал способ нахождения простых чисел («сито Эратосфена») и выдвинул идею измерения дуги медианы.
Разносторонний деятель античной науки и техники, Архимед из Сиракуз (ок. 287—212 гг. до н. э.) выдвигал в математике оригинальные и смелые идеи. Он приближался к открытию исчисления бесконечно малых величин Эвдокса. Применив античные методы вычисления, Архимед вычислил квадратуру параболы, длину спирали Архимеда, значение числа л. В своем труде «О числе песчинок» он привел алгоритм получения все больших натуральных чисел.
Развитие математики на эллинистическом Востоке, в Индии и Китае также привело к важным новым открытиям. В месопотамскую математику во времена Селевкидов (III в. до н. э.) в состав цифр был введен знак для нуля. В китайском трактате «Математика в девяти главах» (II в. до н.э.) впервые приводились отрицательные числа и правила операций над ними. В «Математике...» представлен способ решения уравнений второй и третьей степени, основанный на вычислении второй и третьей степени двучлена; решение системы п-линейных уравнений с х-неизвестными и т. д. Всего «Математика...» содержала 246 задач с указаниями к их решению.

164

Китайский астроном Чжан Хэн (78—139 гг.) выдвинул утверждение, что вторая степень длины окружности относится ко второй степени периметра квадрата, описанного вокруг окружности, как 5:8. С введением в III в. в Китае десятичной системы мер китайские математики начинают использовать десятичные дроби. В III — IV вв. н. э. были написаны основные части известной древнекитайской математической рукописи «Десять классических трактатов».

В соседней с Китаем стране—| Индии в это же время при решении комбинаторных задач математики использовали биноминальные коэффициенты. В IV — V вв. в Индии распространяются астрономо-математические трактаты «Сиддаханты», написанные учеными, покинувшими Александрию после Аристотель разрушения ее научного центра.
Диофант Александрийский (326—410 или II пол. III в.) опубликовал «Арифметику», сочетавшую древнегреческие традиции. В этом трактате были впервые представлены алгебраическая символика, решение неопределенных уравнений в рациональных положительных числах, составлена часть теории чисел. Тем самым были заложены основы первой буквенной алгебраической системы.
Астрономия. Астрономия медленно освобождалась от фантастических представлений, питаемых религиозными традициями и преимущественно умозрительным характером античной натурфилософии. Последнему противостоял прежде всего накопленный запас наблюдений над видимым движением небесных светил и другими астрономическими явлениями. Однако даже ионийцы выдвигали в астрономии ряд совершенно произвольных гипотез. По Фалесу Милетскому (625— 547 гг. до н. э.), Земля имеет форму плоского диска, плавающего на поверхности океана, по Анаксимандру' (ок. 610—ок. 546 гг. до н. э.) — форму цилиндра, а по Анаксимену (ок. 548—528 или 525 гг. до н. э.) — форму стола.
Лишь позже было выдвинуто предположение, что и Земля, и все светила имеют форму шара. Это утверждение принадлежит пифагорейцам. Они же отошли от мысли о том, что Земля занимает
'Анаксимандр составил также карту звездного неба, которая значительно облегчала плавание в ночное время.

165

центральное положение во Вселенной (геоцентризм). Один из ученых-пифагорейцев — Филолай (ок. 470 — ок. 390 гг. до н. э.) утверждал, будто шарообразная Земля, Солнце, Луна и другие планеты вращаются вокруг некоего «центрального огня», находясь
в прозрачной сфере.
Уже упоминавшийся математик Евдокс вернулся к геоцентрической идее. Он доказывал, что Земля находится в центре Вселенной, а вокруг нее вращаются прозрачные сферы, объемлющие одна другую, на которых расположены светила.
Аристотель (384—322 гг. до н. э.) попытался обобщить эмпирические космологические сведения и также создал собственную геоцентрическую систему мира с подлунной и надлунной сферами.
К гениальным натурфилософским догадкам древних относится гипотеза астронома Аристарха Самосского (310—230 гг. до н. э. или ок. 320—250 гг. до н. э.) о вращении шарообразной Земли вокруг оси и о движении ее вокруг Солнца. Он предположил также, что диаметр Солнца в 7 раз больше диаметра Земли, а расстояние от Земли до Солнца в 12 раз больше расстояния до Луны. Однако его идеи встретили противодействие <И были оставлены без внимания. Крупнейшие античные ученые позднейшего периода вернулись к геоцентрической теории.
Аполлоний Пергский, желая более точно согласовать эту теорию с астрономическими наблюдениями, выдвинул теорию эпициклов. Планеты будто бы движутся по круговым орбитам, а центры этих орбит, в свою очередь, вращаются вокруг Земли. Аполлонию приписывают изобретение астролябии — прибора для измерения
высоты звезд.
Его современник Архимед, в юности проводивший астрономические наблюдения, изготовил планетарий, приводившийся в движение
водой.
Выдающийся астроном древности Гиппарх (ок. 180(190) — 125 гг. до н. э.) примкнул к теории Аполлония и развил ее. Однако эти ошибочные мнения не помешали Гиппарху сделать несколько важнейших астрономических открытий, основанных на множестве наблюдений и на удивительно точных вычислениях. Гиппарх первым стал пользоваться понятиями широты и долготы для определения положения различных пунктов на Земле. С большой точностью определил он расстояние от Земли до Луны и до Солнца. Ему удалось рассчитать продолжительность солнечного года (с точностью до 6 минут), наклон к солнечному экватору, открыть прецессию точки весеннего равноденствия, определить параллакс Луны, эксцентриситет солнечной орбиты и т. д.
В трудах Гиппарха приводятся установившиеся к тому времени названия звезд, созвездий и планет. Большинство этих названий, сохранившихся до наших дней, имело мифологическое происхождение. В 134 г. до н. э. Гиппарх обнаружил новую звезду, вспыхнувшую в созвездии Скорпиона. Это побудило его составить звездный каталог, включавший более 1000 звезд.

166

Геоцентрическая система Вселенной получила наиболее полное развитие в трудах александрийского астронома, математика и географа Клавдия Птолемея (ок. 85 — ок. 160 гг.), прежде всего в его сочинении «Великое математическое построение астрономии в XIII книгах» («Syntaxis Magiste»). Основываясь на теоретических рассуждениях Аполлония Пергского об эпициклах, он по сути дела описал геоцентрическую систему Гиппарха. По Птолемею, шарообразная Земля неподвижно расположена в центре Вселенной. Вокруг нее находятся прозрачные сферы, объемлющие одна другую, вместе с которыми (в соответствии со сложными эпициклами) движутся светила. За

Клавдий Птолемей
сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилище блаженных». Система Птолемея господствовала в Европе и после крушения Римской империи.
В Китае наблюдение за светилами существовало с незапамятных времен. В IV в. до н. э. уже был составлен звездный каталог, включавший около 800 объектов. К этому же времени относится древнекитайская книга «Основы определения звезд».
Во II в. н. э. выдающийся китайский астроном Чжан Хэн также сделал много важных открытий. Составленный им каталог неподвижных звезд значительно превышал каталог Гиппарха — в нем содержалось 2,5 тыс. звезд. В работе «Строение Вселенной» он указал, что Луна имеет форму шара и излучает «несобственный» свет (т. е. является только отражателем света). Чжан Хэн был не только наблюдателем, но и конструктором научных приборов. Он создал первый небесный глобус, воспроизводивший движение светил. Ему также приписывается изобретение сейсмографа оригинальной конструкции.
Развитие календаря. Одним из важных практических применений астрономических наблюдений было уточнение календаря. С древнейших времен греки пользовались лунным календарем, в основу которого был положен год в 354 дня, делившийся на 12 месяцев — гекатомбайон (соответствующий примерно июлю), метагейтнион, боэдромион и др. Через каждые три года на четвертый добавлялся один дополнительный месяц (2-й посейдон), чтобы не нарушать соответствия между временем года и отдельными явлениями природы.

167

Вместе с тем общегреческий календарь отсутствовал. Каждый полис имел собственный календарь.
В 593 г. до н. э. афинский правитель Солон по примеру вавилонян установил 8-летний период, в котором 3 года имели 13 месяцев, остальные 5 лет—12 месяцев, но этот календарь был не совсем точным и был принят не везде.
В 432 г. до н. э. греческий математик и астроном Метон установил зависимость между лунным месяцем и солнечными годами. Метон определил 19-летний цикл, включавший в себя 7 лет по 13 месяцев, остальные годы имели 12 месяцев. Этот календарь надолго установился в Афинах.
Македонский календарь отличался от афинского названиями месяцев (диос, аудинеос и др.) и тем, что он начинался не летом, а осенью (первый месяц соответствовал октябрю-ноябрю). В результате завоеваний Александра Македонского этот календарь получил распространение в Сирии, Малой Азии, Египте и т. д. Отставание лунного года от солнечного требовало периодических поправок, вносимых в летосчисление. Так, 7 марта в 238 г. до н. э. постановлением Птолемея III к 365-дневному году в каждый четвертый (високосный) год добавлялся «переходный» день.
В III в. до н. э. афинский историк Тимей ввел систему летосчисления по олимпиадам, которые проводились один раз в четыре года. Началом отсчета стал 776 г. до н. э — год проведения первых игр в Олимпии. Годы рассчитывались с полнолуния, следующего после летнего солнцестояния, и обозначались порядковым номером олимпиады и номером года в четырехлетии. Олимпийская система летосчислен-ия стала общеэллинской. Греки не знали семидневной недели, месяц делился на 3 декады Постепенно, под влиянием древнееврейского календаря, греки стали делить месяц на семидневки.
В древнейший период существования Рима использовался своеобразный лунный календарь, состоявший из 10 месяцев и включавший 304 дня. Началом летосчисления по традиции считался год основания Рима — 753 г. до н. э. Месяцы в римском календаре имели попеременно 30 и 31 день. Первым месяцем в году был март (марциус), а последним декабрь—децембер. Понятно, что месяцы передвигались во времени, соответствуя то одному, то другому периоду года.
Первую реформу календаря легенда приписывает римскому царю Нуме Помпилию и относит к VII в. до н. э. Нума, приняв во внимание разницу между лунным и солнечным годом, ввел в римский календарь два месяца — январь и февраль. В календаре Нумы семь месяцев имели по 29 дней, четыре—по 31, а февраль составлял 28 дней. Календарь состоял из 355 дней. Календарный год в целом делился на 44 восьмидневные недели и три дня. Последний день каждой недели назывался нундиной (от «новем» — девять)' — это был рыночный, праздничный день
'Последний день старой недели римляне считали первым днем новой недели, в результате чего восьмой день считался девятым

168

В 46 г. до н. э. по приказу Юлия Цезаря александрийские астрономы во главе с Сосигеном (Созиген) произвели реформу римского календаря'. Год стал исчисляться в 365 дней, а каждый четвертый год — 366 дней. В новом календаре сохранился только один добавочный день, помещавшийся после 23 февраля2. Таким образом, шестой день до мартовских календ стал двойным (bissextilis), от чего и прозошло наше слово «високосный». Начало года переносилось на 1 января. Юлианский год приблизился к астрономическому солнечному, но все же несколько запаздывал по сравнению с ним (за 128 лет это отставание составляло сутки). В честь Юлия Цезаря римский месяц квинтилис был переименован в юлиус. Позднее император Август велел назвать своим именем месяц секстилис. С эпохи Августа, т. е. с I в. н. э., римские месяцы имеют знакомые нам названия. Первое число месяца, совпадающее с новолунием, называлось у римлян календами3, за ними следовали ноны — 5-е или 7-е число, день первой четверти Луны, а 13 или 15 число приходилось на иды. С IV в. н.э. в римский календарь введена семидневная неделя.
К VI в. китайские астрономы установили, что новолуние совпадает с летним солнцестоянием не через 8 лет, а через каждые 19 лет, или 235 лунных месяцев. Поэтому уже в 595 г. до н. э. в Китае начал действовать лунно-солнечный календарь, включавший 19-летний цикл, в течение которого 7 лет (3, 6, 8, 11, 14, 16 и 19) имели по 13 месяцев. Примерно в III в. до н. э. у сельского населения Китая сложился свой хозяйственный год, который делился на 24 сезона. Одновременно счет проводили по 60-летним циклам с началом летосчисления в 2397 г. до н. э. Каждый год цикла носил название какого-либо животного, а каждые два года посвящались одной из пяти стихий (дерево, огонь, земля, железо, вода).
Похожий календарь существовал и у древних евреев с IV в. до н. э.
В Индии существовали как лунно-солнечные, так и солнечные календари с годом в 360 или 365 дней, добавлявшиеся через каждые пять лет. Месяцы имели от 29 до 32 дней. В Индии одновременно существовало около 20 календарей (эр) преимущественно религиозного характера.
У древних майя существовали и лунные, и солнечные календари. Все они возникли в первые века нашей эры. По солнечному календарю 365—366-дневный год включал 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней. В конце года добавлялось 5 дней. Неделя имела 13 дней. Месяцы лунного календаря имели 29 и 30 дней.
'Эта реформа представляет для нас особый интерес, поскольку юлианский календарь через Византию был принят на Руси и существовал в нашей стране до Октябрьской революции 1917 г
'По традиции после 23 февраля 191 г до н э жрецы-понтифики имели ежегодно право вводить дополнительный месяц — мерцедоний, равный 23 или 22 дням
'Отсюда произошло крылатое выражение «до греческих календ», т е никогда Ведь в греческом календаре календ не было

Дорожные часы из Галлии
Для более точного определения времени в древности применялись солнечные часы, представлявшие собой плиту, на которой были обозначены двенадцать делений — «часов». Через эти деления проходила тень от вертикальной стрелки — гномона, указывающая положение Земли относительно Солнца. Солнечные часы были различной конструкции. Берос в III в. до н. э. изобрел полукруглые часы, выдолбленные в квадратном блоке и срезанные по линии наклона оси. Аристарх Самосский создал часы в форме чаши или полушария. В IV в. до н. э. Евдокс Книдский придумал солнечные часы в форме паука, сидящего в центре сплетенной им сети. Феодосии и Андриан изготовили часы, которыми можно было пользоваться на любой географической широте. Строились часы в форме колчана, конуса и т. д. В V в. до н. э. появились водяные часы.
Механика. Другие разделы физики. Термин «физика» (точнее «фюсика»), принятый Аристотелем как заглавие одного из его трактатов, был известен античным авторам. Но смысл его был иным, чем сейчас. Он означал учение о природных явлениях вообще, т. е. натурфилософию. Физика в нашем понимании еще не была развита, за исключением одного раздела — механики. Существовали также отдельные наблюдения (а иногда и замечательные догадки) в области оптики, акустики, учения о жидкостях и газах и т. д. Очень

К оглавлению
170


интересны первые данные о притяжении железа и легких предметов натертым материей янтарем, описанные Фалесом Милетским'. Любопытно, что,несмотря на принадлежность к ионийской школе,которой было присуще стихийноматериалистическое восприятие действительности, Фалес объяснял притягательную силу магнита и янтаря действием их «души». Древнегреческий драматург Аристофан (ок. 445 — ок. 385 гг. до н.э.), изучая некоторые оптические свойства линз, установил, что с их помощью можно разводить огонь.
Наиболее ранние сочинения античных авторов, содержавшие механистические теории, до нас не дошли. Однако известно, что Архит Тарентский впервые разработал теории рычага, весов, безмена, колеса, клина и блока (полиспастов). Ему же некоторые античные авторы приписывают изобретение винта.
Аристофан
Среди естественнонаучных сочинений этого периода ведущая роль принадлежит Аристотелю, который пытался заложить фундамент физики, основываясь на наблюдениях и эксперименте. Аристотелю принадлежит ряд справедливых положений. Он дал представления о кинематической энергии, распространении света и осмотических явлениях, дал верное толкование распространения звука в воздухе, объяснил явление эха как отражение звука от препятствия, предпринял экспериментальное определение воздуха и т. д.
Выдающуюся роль в развитии механики сыграл Архимед. Он подверг математической обработке начала статики, что способствовало ее выделению в особую теоретическую дисциплину. Дальнейшие исследования Архимеда по теории рычага, наклонной плоскости способствовали выработке им понятий «центр тяжести», «статический момент», «вес», «равновесие рычага» и т. д. Архимеду принадлежит открытие основных законов гидростатики. До наших дней носит имя этого ученого закон, согласно которому на всякое тело, погруженное в жидкость и находящееся в покое, действует снизу вверх сила, равная весу вытесненной телом жидкости. В творениях Архимеда античная наука достигла одной из своих вершин, потому что строгость своих теоретических построений он сочетал с их постоянной опытной
'Слово «магнит» происходит от названия Магнезии — горной области в Фессалии (Греция), богатой магнитным железняком От греческого названия янтаря «электрон» или «электрос» впоследствии произошли слове) «электрический», «электричество»

171

проверкой и с применением на практике. В этом Архимед далеко опередил античную эпоху. Приписываемое Архимеду изречение «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю» передает глубокую веру великого ученого в то, что человеческий гений способен разрешить самые грандиозные задачи.
Начала статики нашли также отражение в трактате псевдоАристотеля «Механические проблемы». Этот трактат долгое время приписывался Аристотелю. Однако анализ текста сочинения указал на то, что он был написан в начале III в. до н. э. в эллинистическом Египте.
Вопросы распространения и отражения света рассматривал Евклид в трактатах «Оптика» и «Катоптрика»'. Фрагменты «Катоптрики» Архимеда доказывают, что уже в его время были известны закон преломления света на границе раздела прозрачных сред и теория плоских и сферических зеркал.
Оптику развивали александрийские ученые. В I в. н. э. Клеолед и Клавдий Птолемей занимались наблюдениями за преломлением лучей в воздухе и в воде.
В последние века существования Римской империи, когда отрыв научной теории от производственной деятельности стал проявляться особенно остро, некоторые авторы попытались сблизить проблемы механики (шире — физики) с техническим творчеством. Впрочем, эта инициатива исходила скорее от изобретателей, чем от ученых. Так, например, римский архитектор Витрувий (I в. до н. э.) наряду с описанием технических процессов и механизмов в уже известной нам книге «Об архитектуре» (25 г. до н. э.) изложил ряд вопросов механики. «Строители, которые, пренебрегая наукой, стремятся к одной лишь технической сноровке, никогда не создадут образцовой работы,— доказывал Витрувий.— И наоборот, те архитекторы, которые целиком уходят в вычисления и науку, гонятся за тенью, а не за действительностью».
Еще больше внимания уделял теоретическим вопросам Герон Александрийский в «Механике». «Механики школы Герона говорят,— писал Папп Александрийский,— что механика2 может быть разделена на теоретическую и прикладную части; теоретическая часть состоит из геометрии, арифметики, астрономии и физики; прикладная из металлургии, архитектуры, платонического ремесла, живописи и всего, что касается ручного труда». Однако мнение «школы Герона» отнюдь не было преобладающим даже во времена Паппа, т. е. накануне крушения Римской империи. Помимо «Механики» Герону принадлежат три трактата по прикладной механике: «Пневматика» — о механизмах, приводимых в действие нагретым или сжатым воздухом или паром, в нем Герон объяснял упругость воздуха и пара
'Катоптрика —раздел статики, в котором изучается теория зеркального изображения. '
2 Здесь в смысле—естественных, точных и прикладных наук вообще.

172


содержанием мельчайших частиц, из которых, по его мнению, состоят воздух и пар; «Об автоматах» — о конструкциях самодвижущихся приборов; «Белопойика» — о конструкциях различных метательных орудий.
Упоминавшийся выше Папп Александрийский (II пол. III в. н. э.) не только обобщил многие сведения по теоретической и прикладной механике, но и вел собственные исследования, например теоремы об объемах тел вращения, которые он выражал через длину окружности, описываемой центром тяжести вращающейся фигуры.
Клепсидра —будильник Платона
Потребность определения времени способствовала появлению водяных часов — клепсидр, которые были известны с V в. до н. э. В I половине IV в. до н. э. философ Платон построил будильник, впервые применив в гидравлике принцип реле. Падавшая по каплям в верхний ящик вода, дойдя до определенного уровня, посредством особого устройства с силой прорывалась в нижний ящик. Вытесненный оттуда воздух проходил по трубе в статую флейтиста, которая издавала громкий звук.
Дальнейшие успехи в усовершенствовании водяных часов связаны с именем известного механика Ктесибия Александрийского. Во II в. до н. э., по словам Витрувия, он построил водяные часы, «для устройства которых он прежде всего пробуравил отверстие в куске золота или в драгоценном камне, так как они не изнашиваются от падения воды... Таким образом, равномерно втекающая через такое отверстие вода поднимает опрокинутую чашку, называемую мастерами поплавком... на котором укреплена рейка, примыкающая к вращающемуся барабану. И на той и на этом сделаны зубчики, которые, один другой подталкивая, производят мерные вращения... Кроме того, здесь или на колонне, или на пилястре размещают часы, на которые в течение целого дня указывает палочкой подымающаяся внизу статуэтка».
Римляне для определения времени использовали такие же приспособления, как и греки.
Картина мира в произведениях античных натурфилософов. Зарождение атомистики. Наиболее выдающиеся натурфилософы античной эпохи попытались в своих трудах дать целостную картину мира. Мы уже отмечали выше, что представители ионийской школы (VII — VI вв. до н. э.) придерживались, хотя и не вполне последовательно, стихийно-материалистических воззрений, пытались объяснить явления природы с позиций наивного материализма. Они признавали материальную основу мира, из которой все вещи зарождаются и в нее

173


превращаются при уничтожении, тогда как первооснова остается неизменной. Спор между ними, как правило, умозрительный, шел о том, какую из стихий (элементов) принять за эту первооснову.
В то время четырьмя основными элементами всего сущего считались земля, вода, воздух и огонь. В качестве пятого элемента в дальнейшем стали рассматривать эфир (по-гречески «этер»)'.
Фалес Милетский считал первоосновой мира воду, Анаксимен — воздух, Гераклит Эфесский—огонь. Анаксимандр Милетский выдвинул понятие «апейрона» в качестве материальной основы всего сущего. По Анаксимандру , апейрон — неопределенное, беспредельное начало, которое стоит над четырьмя стихиями мироздания, являющимися лишь его проявлениями. Отсюда вытекала возможность превращения одной из стихий в другую.
Гераклит
Поздний представитель ионийской школы Гераклит (ок. 530 — ок. 470 гг. до н. э.) впервые выразил диалектический взгляд на природу. Вечное и непрерывное движение — основной закон мироздания, утверждал Гераклит. Известно его краткое изречение: «Все течет».
Гераклит учил, что все существующее в природе возникает из вечно движущегося огня. «Огонь» Гераклита нужно понимать не в смысле обычного пламени, но как некую огнеподобную первооснову вещей. Мир как совокупность вещей сотворен не богом или человеком, а был и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Понимая жизнь как непрерывное движение, Гераклит считал, что она подчиняется одному закону: чередованию противоположностей, которые утверждаются во взаимной борьбе.
Натурфилософы V в. до н. э. не довольствовались общей картиной
'Так вначале называли верхние, пронизанные светом слои воздуха. Потом эфир представлялся элементом, наполняющим пространство за сферой Луны, тончайшим сияющим началом, из которого образовались небесные светила. Поскольку в римскую эпоху полагали, что эфир в скрытом виде содержится и во всех материальных телах, он получил латинское название guinta essentia, т. е. пятая сущность. Отсюда слово «квинтэссенция», вошедшее во все европейские языки.

174


мира и определения его единой материальной основы. Они ставили вопрос о строении материи. Эмпедокл из сицилийского города Акраганта (ок. 490 — ок. 430 гг. до н.э.) считал, что все в мире состоит из сочетаний четырех вышеназванных стихий (элементов), вечных, самотождественных, количественно и качественно неизменных субстанций. Но, одухотворяя природу, он добавлял, что источником движения являются противоположные силы — «любовь и вражда», соединяющие материальные элементы. Согласно Эмпедоклу, весь мир подвергается периодическим изменениям.
Его современника, афинского философа Анаксагора можно рассматривать как одного из предшественников атомистики. Анаксагор доказывал, что все сущее состоит
Демокрит
из бесконечно делимых мельчайших частиц — «гомеометрий», «семян», каждой из которых присущи особые свойства. Эти частицы приведены в движение некоей разумной, активной движущей силой («нус»). Основой философии Анаксагора была вера в чувственное познание многообразного и изменчивого реального мира.
В противовес диалектике философы элейской школы' Ксенофан (ок. 565 — ок. 470 гг. до н. э.), Парменид (ок. 515—445 гг. до н. э.) и другие, ссылаясь на то, что явление, находящееся в постоянном движении и изменении, невозможно познать, утверждали, что истинное бытие неподвижно, неизменно во времени и пространстве, а наши представления о пространстве, времени и движении противоречивы и сложны.
Основы атомистики2 были заложены Левкиппом из Милета3 (V в. до н.э.). Атомистика представляла собой динамическое единство элейской философской школы и философии Гераклита. От элеатов атомисты заимствовали идею неизменности частиц (атомов), а от гераклитовской философии — их постоянное движение и постоянный


 

 

'Эл е я — город в Италии.
'Греческое слово «атомос» означает «неделимый».
J Местом рождения Левкиппа разные нсчочники называют также Элею и Абдеру.

175


Эпикур Лукреций
«процесс перемен». Левкипп учил, что атомы являются первоначальными, из них возникают бесчисленные миры и снова на них распадаются. Собираясь, атомы образуют вихрь, в котором они, сталкиваясь всячески и вращаясь, раделяются таким образом, что сходное присоединяется к сходному.
Великий ученый Демокрит из Абдер во Фракии (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), бывший эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков*, развил учение античной атомистики. Демокрит исходил из общих натурфилософских представлений об извечности материи: ничто не создается из ничего; все, что существует, не может быть уничтожено, всякое изменение — это лишь разъединение и соединение частей.
Все в мире причинно, обусловлено и необходимо. В основе всего сущего лежат неизменные и неделимые атомы, движущиеся в пустом пространстве. Атомы отличаются друг от друга формой и величиной. Сталкиваясь и отталкиваясь, вовлекаясь в прямолинейные и вихревые движения, атомы образуют бесчисленные миры. Не только тело
'Демокрит занимался астрономией, географией, физикой, математикой и многими другими отраслями естествознания

176

человека, но и его душа состоят, по Демокриту, из атомов. Атомы души — самые мелкие, подвижные и круглые из атомов.
Дальнейшее развитие атомистика получила у другого великого философа античности—Эпикура Самосского (342/341—271/270 гг. до н. э.), основавшего в Афинах философскую школу под названием «Кепос» («Сад»). Эпикур учил, что материальный мир вечен и неизменен и состоит из пустого пространства и атомов. «Атомы движутся непрерывно в течение вечности», начала этому движению нет. Атомы различаются не только формой и величиной (как у Демокрита), но и весом. Атомы обладают одинаковой скоростью, когда несутся через пустоту. Атомы могут самопроизвольно отклоняться от движения по прямой линии. Согласно Эпикуру характер движения обусловлен внутренними, а не внешними причинами. Провозглашая необходимость познания сущности мира, Эпикур пытался объяснить некоторые физические явления (молния, затмение Солнца и т. п.) естественными причинами.
Эпикур нападал на античную религию. Он доказывал материальность и смертность души и отрицал вмешательство божественных сил в жизнь природы и человека. На эллинистическом Востоке слово «эпикуреец» стало символом безбожника.
Школа Эпикура нашла последователей и в Римской ^империи. Блестящее выражение материалистические взгляды этой школы получили в поэме Тита Лукреция Кара (ок. 99—51 гг. до н. э.) «О природе вещей». По Лукрецию, Вселенная, как и атомы, «первоначальна» (подобно пылинкам в луче света), вечна и бесконечна. Разносторонность характера или формы предметам придают разные атомы, которые находятся в постоянном движении, но их движение нельзя увидеть глазами. Здесь впервые скорость движения частиц сравнивается со скоростью света. Последняя представляется Лукрецию конечной.
Стихийно-материалистические представления высказывались также передовыми мыслителями Индии и Китая. В Индии с VI — V вв. до н. э. существовало материалистическое учение — чарвака. Его сторонники считали восприятие реальности единственно надежным источником познания. Нельзя верить ни в существование богов (или бога), ни в существование души, ни в возможность жизни до рождения или после смерти, ни в переселение душ потому, что все это выходит за пределы человеческого восприятия, доказывали они. Материальный мир состоит из четырех элементов — огня, воздуха, воды и земли. Наличие шестого элемента (соответствующего эфиру греков) последователи чарваки отрицали, ибо в существовании его нельзя убедиться посредством восприятия. В своем отношении к гипотетическому эфиру они далеко опередили эпоху. Путем различной комбинации четырех элементов образуется вся не только мертвая, но и живая природа — утверждала чарвака. Живые организмы после смерти вновь превращаются в те же элементы.
Примерно к тому же времени относятся и материалистические высказывания в китайских натурфилософских трактатах. В VI в. до

177

н. э. в Китае получает развитие даосизм — одно из направлений древней философии, развивавшее представление о «дао», понимаемом как сущность и первопричина Вселенной. Даосизм утверждает, что все вещи развиваются, но возвращаются к своему началу' Возвращение к началу есть покой, покой есть возвращение к жизни, а возвращение к жизни есть вечность. Сторонники таких взглядов утверждали, что в мире борются два противоположных начала: ян — свет и инь — тьма', порождающие в ходе борьбы пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых происходят все вещи2.
Выдающийся мыслитель Ян Чжу (V— IV вв. до н. э.), живший в царстве Вэй, отрицал какие-либо сверхъестественные силы. Он учил, что все в мире подчинено закону естественной необходимости и что мир находится в непрерывном изменении. Ян Чжу утверждал, что человек является частью материального мира и состоит из тех же пяти первоэлементов, о которых речь шла выше. Ян Чжу отрицал бессмертие души и существование потустороннего мира. Философыидеалисты, в частности конфуцианцы, нападали на Ян Чжу, обвиняя его в подрыве основ конфуцианства и «в политической неблагонадежности». Следует отметить, что в среде самих конфуцианцев материалистические идеи также находили последователей. Так, например, философ Сюньцзы (III в. до н. э.) доказывал, что небо', обожествленное другими конфуцианцами, является частью природы и все природные явления естественны.
География. Оживленное судоходство греков по Средиземному и Черному морям и их колонизация содействовали тому, что уже в VI в. до н. э. появилась потребность в обобщении знаний об окружающем мире.
Из Греции первым в западную часть Средиземноморья попал в 660 г. до н. э. Колай с острова Самое, доплывший до финикийской колонии Гадес.
По имеющимся отрывочным сведениям, около 550 г. до н. э. Анаксимандр Милетский (610 — ок. 546 гг. до н. э.) сконструировал ^первый глобус и создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек. Во второй половине VI в. до н. э. Гекатей Милетский (ок. 546—480 гг. до н.э.), посетив множество стран и обобщив рассказы купцов и моряков, написал книгу «Землеописание»3, которая была снабжена новой картой, остававшейся образцом для греческой картографии вплоть до IV в. до н. э. Землю Гекатей представлял себе в виде круга, омываемого величайшей из рек — Океаном.
'У других китайских натурфилософов понятия «ян» и «инь» имеют более общее значение положительного и отрицательного начал всего сущего.
•"Здесь впервые металл рассматривается как элемент.
'Книга дошла во фрагментах, она состояла из двух частей: «Европа»— с описанием и Северной Азии и «Азия» — с включением Египта и Ливии.

178

В конце VI в. до н. э. греческий мореход Скилак из Карианды совершил длительное плавание по Индийскому океану и Инду и составил описание Индии. Около 525 г. до н. э. карфагенский флотоводец Ганнон Мореплаватель, путешествуя вдоль западных берегов Африки, впервые достиг экватора и территории современного Камеруна.

В V в. до н. э. «отец истории» Геродот (ок. 490/480 — ок. 430/429 гг. до н. э.) в описание истории греко-персидских войн включил интересные сведения о Северном Причерноморье, Египте, Месопотамии, Персии и других странах. В его труды вошли наблюдения из собственных многочисленных путешествий.
Выдающимся ученым и путешественником был Пифей из Массалии* (IV в. до н.э.). В своем далеком морском путешествии (350—320 гг. до н. э.) он открыл для греков Геродот берега Германии, Британии и, как предполагают, Скандинавии. По описаниям, которые составил Пифей, он достиг земель, находящихся на 64° северной широты. Наблюдая большие приливы и отливы на берегах Атлантического океана, он установил связь этих явлений с Луной.
В результате завоеваний Александра Македонского греки ознакомились с восточными странами. Так, начальник македонского флота Неарх спустился по Инду к Индийскому океану, а оттуда добрался до устья Евфрата (325—324 гг. до н.э.). Он составил подробный отчет о своем походе.
Несколько позднее по поручению сирийского царя Мегасфен посетил Индию (начало III в. до н. э.). В описании, составленном этим путешественником, приводятся личные наблюдения и ценные сведения о реке Ганге и его притоках, об острове Цейлоне, о природе этого удивительного района земли. Большое место в описании отводится рассказам о животном мире, населении, городах и дорогах Индии.

'Ныне Марсель


179

 

 


В 320 г. до н.э. Дикеарх из Мессины, основываясь на данных, полученных в результате военных походов, составил новую карту, заменившую карту Гекатея Милетского.
В течение III в. до н. э. предпринимались неоднократные попытки посылки экспедиции к южным берегам Аравии и вверх по течению Нила. Далион был первым греком, проплывшим вверх по Нилу значительно дальше острова Мероэ—южнее 17° северной широты. Предполагают, что ему удалось достичь места слияния Голубого и Белого Нила.
По противоречивым свидетельствам древних хронистов, в конце II в. до н.э. Евдокс дважды пересек Индийский океан на пути из Красного моря и Индию. Он же предпринимал попытки обогнуть на корабле берега Африки.
В античную эпоху большие успехи были достигнуты в области научной географии. Энциклопедически образованный ученый Эратосфен (ок. 276—194 гг. до н.э.), являвшийся в течение многих лет главным хранителем Александрийской библиотеки, был одним из основателей научной географии. Вычисляя по протяженности тени отклонение Солнца от зенита, он определил длину окружности земного шара. Найденная им величина лишь на 1° отклонялась от действительной.
Итог всем географическим исследованиям эллинистического времени подвел Страбон (ок. 63 г. до н. э.— ок. 23 или 24 г. н. э.). На основе тщательного изучения научной литературы и личных наблюдений от путешествий во многие страны Восточного Средиземноморья и Италию этот римлянин греческого происхождения написал знаменитую «Географию», в которой описаны не только средиземноморские страны, но и соседние территории. Его труд изобилует сведениями по физической географии этих стран, об облике их городов, обычаях населения, истории народов. Основное место Страбон уделил Европе, описав Испанию, Галлию, Британию, Германию, северную часть Балканского полуострова и особенно Грецию. Из азиатских стран он описывает Армению, Иран, Индию, останавливается на Кавказе и Месопотамии. На Африканском материке внимание Страбона привлекают Египет, Эфиопия, а также часть северного побережья.
Достижения греческих путешественников и географов были продолжены римлянами. Римские географические открытия относятся главным образом к периоду империи и связаны с сухопутными и морскими военными походами, а также с коммерческой деятельностью купцов.
В конце I в. до н. э. римляне достигли истоков Дуная, Рейна и Эльбы. В начале I в. н. э. римский флот прошел по Северному морю к берегам^Скандинавии. В сообщении о плавании Скандинавия характеризуется страной множества островов, за которыми лежит обледеневшая страна. В том же столетии римляне посетили северную часть Британии и прилежащие к ней острова (Гебридские, Оркнейские и Шотландские). Преследуя торговые цели, римляне предпринимали морские путешествия к берегам Балтики за янтарем.

180

Большую активность проявили римские купцы в своих поездках в страны, лежащие к северу от Италии.
Военная экспансия и коммерческие цели способствовали получению географических сведений о Востоке. В последней четверти I в. до н. э. римляне совершили поход вдоль восточного берега Красного моря до юго-западной части Аравийского полуострова. Несмотря на неудачу, этот поход дал античной географии некоторые сведения о природе, растительности и хозяйстве этого уголка Земли.
Освоение Африканского континента началось в I четверти I в. до н. э., когда римский военный отряд, выйдя из Египта, достиг четвертого нильского порога и захватил столицу эфиопов Напату. В
I в. н. э. во время боевых действий в северо-западной части континента римляне проникли дальше хребта Атлас и достигли реки УэдГир. В начале I в. один римский купец, отправившись из северной части Африки, через четыре месяца достиг озера Чад. В середине века два римских центуриона'' были посланы к истокам Нила. По сведениям, оставленным этими отважными землепроходцами, им удалось достичь 50° северной широты. Они свидетельствовали, что в болотах, откуда берет начало Нил, живет карликовый «народ пигмеев». К началу II в. н. э. другой римский купец в своем длительном плавании вдоль восточного берега Африки пересек экватор и достиг 7° южной широты. Значительное открытие сделал Диоген, совершив переход от восточно-африканского побережья в глубь материка — к озерам, из которых берет начало Нил.
В середине I в. н.э. римляне впервые появились на Цейлоне. Во
II половине I в. было составлено анонимное руководство по плаванию через Эритрейское море2 в Индию. В этом наставлении для купцов говорится об имеющихся гаванях, расстоянии между ними, обращается внимание на опасности на пути мореплавателей. По« косвенным свидетельствам, римлянам в I в. были известны
сухопутный и морской пути в Китай.
Ученым, обобщившим сведения о всех географических открытиях, имевшихся к середине II в. н. э., был Клавдий Птолемей. Он использовал астрономические координаты (градусная сетка с обозначением градусов и минут) различных географических пунктов древнегреческого путешественника Марина из Тира. Труд Птолемея «Руководство по географии» в восьми книгах явился наиболее подробной сводкой знаний античных ученых по географии. В этом труде была дана методика составления географических карт на основе астрономических координат земных объектов. Всего Клавдий Птолемей привел координаты 8 тыс. географических пунктов, отмечая не только береговую линию, но и расположение гор, рек и различных стран. Труд Птолемея отличался большей полнотой по сравнению
'Центурион — командир сотни пехотинцев. -'Так назывались современные Красное и Аравийское моря и прилежащая часть
Индийского океана.

181

с «Географией» Страбона. Вплоть до XV—XVI вв.—начала эпохи Великих географических открытий книги Птолемея являлись самым авторитетным и полным источником сведений о странах и континентах.
В рассматриваемый период освоение новых земель осуществлялось индийцами и китайцами. В III в. до н. э. миссионеры проникали в Сирию, Египет, Киренаику, Ливию и Грецию. В начале нашей эры они появились в Индокитае и на Цейлоне. В последующие века они перешли перевалы Гималаев и дошли до Тибета. Из крупных островов Индонезии были открыты Суматра, Ява, Мадури и Бали. Не позднее IV в. индийские переселенцы появились на Борнео (Калимантане).
В I тыс. до н. э. значительно расширили свою территорию китайцы. За несколько веков до нашей эры они продвинулись на восток вплоть до Тихого океана, открыли полуострова Шаньдун, Лаодун, посетили японские острова, открыли Тайвань, Хайнань. В 128—126 гг. до н. э. офицер императорской стражи Чжан Цянь совершил поход, результатами которого явились сведения о степях и пустынях Центральной Азии, Тянь-Шаня, Памира, о реках Сыр-Дарье и АмуДарье, Аральском море, открыл дорогу в Индию. Открытия Чжан Цяна легли в основу южной ветви Великого шелкового пути из Восточного Китая в страны Средней и Западной Азии. В 399 г. н. э. буддийский монах китаец Фа Сянь прошел через Центральную Азию в Пенджаб, побывал в дельте Ганга, на Цейлоне, у берегов Суматры и на Яве.
Биология. Начала биологии были заложены в Греции. Основатель «элейской школы» Ксенофан из Колофона (VI—V вв. до н.э.) по останкам окаменевших морских животных, найденным им вдали от моря во время путешествий по Греции, Сицилии и Южной Италии, сделал заключение, что Земля когда-то была покрыта водой.
В I половине V в. до н. э. древнегреческий врач, поэт и философ Эмпедокл из Акраганта (ок. 490—ок. 430 гг. до н.э.) высказал удивительную догадку, что организмы на Земле возникли в результате соединения отдельных элементов, причем уродливые и несовершенные организмы погибали и освобождали место для более приспособленных и жизнедеятельных. Эта мысль Эмпедокла на много веков предвосхитила идею эволюции.
В V — IV вв. до н. э. древнегреческий философ-материалист Демокрит составил первый античный указатель лекарственных растений, использовав для его составления египетские источники.
В IV в. до н. э. философ и разносторонний ученый Аристотель стал родоначальником зоологии. Среди его произведений особый интерес представляют проекты «Об истории животных», «О происхождении животных» и «О частях животных», в которых даны начала анатомии и физиологии. Этими трудами восхищались выдающиеся ученые XVIII и XIX вв., включая Дарвина. Разумеется, воззрения Аристотеля носят на себе печать эпохи и содержат немало ошибочных суждений, однако ряд выводов ученого следует отнести к гениальным догадкам. Таковы, например, его сопоставления,созданий природы и произведе-

182

 

ний Человеческого мастерства («технэ»). Причина движения (и изменения) природных существ находится в них самих, а произведений «технэ» — вовне,в мастерстве, их создающем. Но в обоих случаях причина эта одинакова — целесообразность. Аристотель сравнивал функционирование живого организма, его костей и сухожилий с работой механизмов — автоматов, их рычагов, колес и веревок. Разницу Аристотель видел лишь в том, что механизмы в отличие от организмов не растут и не меняют форму. Он сравнивает проведение оросительной системы в садах «из одного начала и одного источника по многим каналам, все время по иным», с тем, как «природа провела кровь через все тело».
Теофраст
Сочинения Аристотеля по зоологии оказали большое влияние на Феофраста (или Теофраста) из Эфеса (настоящее имя Тиртам) (ок. 372—ок. 287 гг. до н.э.). Этот ученик Аристотеля заложил основы систематической ботаники'. В своих трактатах «Об изучении растений», «Физиология растений» он подвел итоги наблюдениям античных авторов в этой области. Наряду с верными выводами о различных сторонах жизни • растений в трудах Феофраста содержится и ряд фантастических толкований.
В начале V в. до н. э. врач Алкмеон из Кротона (Южная Италия) впервые приступил к изучению анатомии и физиологии человека. Алкмеон занимался вскрытиями и установил, что центром психической деятельности человека является мозг, в противовес господствовавшим в то время представлениям, согласно которым центральным органом духовной жизни считалось сердце.
В конце IV—начале III в. до н.э. Герофил из Халкидона, продолжая анатомические опыты, впервые произвел отделение нервов от сухожилий и артерий от жил.
В I половине III в. до н. э. древнегреческий медик Эрасистрет (Эразистрат) (ок. 300 — ок. 240 гг. до н. э.) дал систематическое

183

'От греч. «ботанэ»—трава.

Хирургические инструменты из Помпеи
описание строения и функций тела человека, заложившее естественнонаучные основы.анатомии и фармации. Он заложил основы теории кровообращения, исследовал систему кровеносных сосудов, занимался анатомией сердца, ввел различия нервов.
По имеющимся сведениям, и Герофил, и Эрасистрат занимались вивисекцией' на преступниках, хотя вивисекция на животных была уже известна среди анатомов. +*
В середине III в. до н. э. Гераклит Тарентский стал практиковать секцию — вскрытие трупов. |
В Древнем Риме крупнейший вклад в развитие анатомии к и физиологии внес Клавдий Гален (129—ок. 201 гг. н.э.). Для | лучшего изучения строения человеческого организма он широко ' использовал препарирование обезьян. Занимаясь анатомией и физиологией, Гален сделал немало наблюдений, в частности положил начало научному изучению кровообращения. Главными органами он считал сердце, как источник врожденного тепла, в котором образуется жизненный дух, разносимый кровью по всему телу, печень — как кроветворный орган и мозг—как орган мышления, центр, чувств и движения. Гален изучал глаз и объяснил функции глазного нерва, считая зрачок рецептором.
Медицина и фармация. В V в. до н. э. уже упоминавшийся Алкмеон под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого.
Величайшим представителем античной медицины, а также учения о человеческом организме был Гиппократ (460 — ок. 370 гг. до н. э.), 'Вивисекция — операция на живом организме с целью изучения его функций.
184

уроженец острова Кос. Он учил, что все части организма связаны между собой. Гиппократ отрицал сверхъестественное происхождение болезней. Здоровье, как и болезни, он ставил в непосредственную зависимость от климата страны, где обитает человек, санитарных и бытовых условий его существования. Гиппократ и созданная им медицинская школа требовали практической проверки всех медицинских теоретических положений и выводов. Гиппократ был автором теории, надолго пережившей античную эпоху, об исключительно важной роли «соков», или «влаг», организма. Он считал, что таких соков существует четыре: кровь, флегма (слизь), черная желчь и красная желчь. Разнообразие человеческих темпераментов он объяснял различными количественными сочетаниями этих соков в организме'. Несмотря на ограниченность, а иногда и прямую ошибочность многих физиологических представлений Гиппократа, его медицинские выводы и лечебные предписания часто удивляют глубиной и правильностью. Известно приписываемое ученому изречение о последовательности методов лечения: сначала посредством лекарств, затем путем хирургического вмешательства и в крайнем случае путем выжигания очага болезни в организме: «Чего лекарства не излечивают — железо излечивает; чего железо не излечивает—огонь излечивает; чего и огонь не излечивает—лишь
смерть излечивает».
Гиппократ считал, что терапия должна основываться на природных средствах. Наибольших успехов Гиппократ и ег.о школа достигли в области хирургии. В частности, в то время успешно применялось открытое лечение ран. В известном трактате «О священной болезни» (эпилепсии) Гиппократ одним из первых положил начало клинической медицине: больные должны были лежать и принимать лекарства
под постоянным наблюдением врача.
Сочинение Гиппократа и его школы, впоследствии названное «Corpus Hippocraticum», весьма широко использовалось врачами
почти до конца XIX в.
Медицинская школа Гиппократа положила начало профессиональным объединениям медиков — цехам, разрабатывавшим профессиональные морально-этические нормы поведения, которые принимались как присяга — клятва Гиппократа2. Врач был обязан служить больному всеми своими знаниями и умениями и по всей совести. Он не имел права давать больному никакого яда и никаких средств беременным женщинам для изгнания плода. Врач. должен был соблюдать профессиональную тайну, не злоупотреблять своим
положением и т. п.
Совершенствуя методику лечения больных, Геродик из Селибрии
(Фракия) стал применять массажную терапию, лечебную гимнастику
'По мнению Гиппократа, преобладание «черной желчи» порождало меланхолический (в буквальном переводе «черножелчный»), а преобладание флегмы—флегматичный темперамент и т. д.
^Оцин из первых вариантов врачебной клятвы существовал еще в Древнем Египте.

185

и определил некоторые принципы диететики. В IV в. до н. э. Диокл из Кариста отстаивал идею зависимости состояния здоровья человека от гигиены тела, диеты и умения правильно чередовать работу и отдых. Упомянутый выше врач Герофил из Халкидона (III в. до н. э.), изучая признаки и особенности болезней, создал основы медицинской (врачебной) симптоматологии.
Ученик Герофила, Филин с острова Кос, в середине III в. до н. э. основал эмпирическую школу лечения больных в зависимости от того, что покажут наблюдения за действиями определенных лекарств.
В I в. до н. э. Асклепиад, применив идеи атомизма к физиологии и медицине, заложил основы так называемой «солидарной патологии». По его мнению, болезнь возникает в результате упорядоченного движения атомов в теле. Не будучи врачом по образованию, Асклепиад лечил больных диетой, прогулками, массажем, ваннами, купанием в холодной воде, стремился всячески воздействовать на психику больного, внушая ему веру в выздоровление. Асклепиад считал, что питье лекарств вредит желудку.
В Риме врачебное дело получает развитие только в I в. до н. э. Здесь появляются специальные больницы сначала для богатых землевладельцев, а с начала империи — в армии. Однако уже в I в. н. э. Корнелий Цельс, не являвшийся сам врачом, написал большое энциклопедическое сочинение, где много места посвятил медицине. В работе Цельса даются советы по соблюдению режима, необходимого для здорового человека, приводятся описание различных недугов и методов борьбы с ними, способы приготовления и действие лекарств, лечения ран, вывихов и переломов. Самым ценным разделом сочинения Цельса является хирургия, написанная на уровне, близком к медицине нового времени. ' •"
Развитие медицины сказалось в ее специализации. Появились зачатки педиатрии, акушерства и гинекологии. Антилл, живший во II в. до н. э., проводил пластические операции на лице. Имеются свидетельства, что он удалял глазную катаракту. Для проведения своих операций Антилл применял наркоз, используя для этого напиток из корня мандрагоры, строго соблюдал асептику. Постепенно появились врачи-окулисты, ларингологи, специалисты по внутренним болезням и т. п.
Одним из самых выдающихся врачей древности был Клавдий | Гален из Пергама (129—ок. 201 гг. н.э.), который был практиком • и теоретиком медицины. В своих трактатах Гален приводит сведения | не только по анатомии и физиологии, но и по гигиене, диететике, |Д патологии, фармакологии и другим областям медицины. Гален создал '1 целостную систему врачебной науки, считавшуюся вершиной медицинской мысли вплоть до нового времени.
Итоги развитию естественных наук в античную эпоху пытался подвести Плиний Старший (23 или 24—79 гг. н.э.). В своем монументальном энциклопедическом труде «Естественная история» в 37 книгах он обобщил сведения почти 500 древнегреческих и римских ученых. Плиний рассматривал там вопросы астрономии,
186

физики, географии, минералогии, металлургии, ботаники, зоологии, этнографии. Несмотря на недостаточную критичность по отношению к сведениям, богатство материала, собранного Плинием, делает его труд важным источником.
Так, по свидетельству Плиния, уже тогда было известно
множество медицинских препаратов расслабляющего, успокаивающего, возбуждающего и болеутоляющего действия, а также яды. Железный купорос использовался как рвотное средство, растворы квасцов — для компрессов и полоскания горла, экстракт из семян мака — как снотворное, сок цикуты — как яд. Были известны целебные свойства различных видов минеральных вод.
В рассматриваемую эпоху использовали дезинфицирующие свойства некоторых веществ. Так, сосуды для приготовления и хранения вина предварительно окуривали серой. Дымом специально приготовленной смеси серы, масла, смолы уничтожали вредителей виноградных лоз. Специальными маслами обрызгивали посевы зерновых культур, чтобы уничтожить вредных насекомых.
Медицинские знания развивались в Индии и Китае. Так, уже в VI в. до н. э. основоположник медицинской системы в Индии Сушрута составил руководство из шести книг «Сушрута-санхита», в котором описал лекарства, осветил немало вопросов из области анатомии и терапии и сделал обзор медицинских и естественнонаучных знаний того времени. Некоторые сведения, излагавшиеся в них, были, вероятно, получены при вскрытиях. Среди 760 описанных в книгах лекарств преимущественно растительного происхождения следует упомянуть и сладкое вещество, рекомендуемое для
лечения больных сахарным диабетом.
Были знакомы стрихнин и кокаин. В качестве наркотиков часто применялись семена белены или корня мандрагоры.
В начале I в. н.э. в Индии была сделана первая операция по удалению глазной катаракты. В III в. н. э. в Китае для лечения болезней применяется иглоукалывание — акупунктура.
Начала химии. В конце рассматриваемой эпохи появляется химия в первоначальной форме алхимии. Зарождалась она раньше всего в эллинистическом Египте. Мы видели в предыдущем разделе, что там существовали с глубокой древности разные виды производственных процессов, использующих на практике химическую технологию, в частности изготовление различных сплавов, крашение и т. д. Изоб* ретение перегонных аппаратов разнообразной конструкции в Египте
относится к I в. до н.э.
Такие и другие приборы были описаны в первых химических
(точнее — алхимических) трактатах «Физика и мистика»' (автор, живший во II в. н. э., скрывался под именем Демокрита), «Хемиатека» Зосимы из Панополиса (III в.), в работах Ко Хунга (IV в.), Олимпиодора (V в.). Тогда были известны перегонный аппарат
Греческое слово «мюстерион» означало тайну и вместе с тем таинство, священнодействие для посвященных.

187

с тремя приемниками, именуемый «трибикос», т. е. трехсосудный, и дистилляторы этой конструкции, колбы, водяная баня, песчаная баня и т. д. В процессе химических опытов использовались также разные виды горнов (в том числе отражательные), тигли, ступки, фильтры, разливочные черпаки, мешалки, мензурки, узкогорлые склянки, чашки и т. д. В химических трактатах перечислено до 80 видов различного оборудования.

В этих и других рукописях первых веков нашей эры содержатся разнообразные химические рецепты, относящиеся к выработке обманок, т. е. всякого рода суррогатов: сплавов, имитирующих драгоценные металлы, искусственных камней, дешевых красок, заменяющих настоящий пурпур и другие дорогие красители, и т. д.
Такого рода практические наставления были рассчитаны не

только на людей, торгующих изделиями художественного ремесла, • но и на жрецов, стремившихся использовать эти сведения для ^ химических фокусов, выдаваемых за чудеса. Следует напомнить, что ^ в последние века существования Римской империи общий кризис ; рабовладельческого строя выразился, между прочим, в росте мистицизма и суеверий, эксплуатируемых жрецами различных культов самым бесстыдным образом.
Мы знаем, что многие из своих автоматов Герои сконструировал по заказу александрийских жрецов. При египетских храмах существовали мастерские по изготовлению «чудесных» драгоценных металлов, т. е. искусных имитаций золота, электрона' и серебра. Как жрецы, так и торговцы обманками отнюдь не были заинтересованы в том, чтобы способы изготовления суррогатов стали известны широким массам. К этому добавлялась распространившаяся привычка придавать всем новым явлениям, выходящим за рамки обыденности, значение чудесного, внушенного высшими силами. Так физика тесно переплеталась с мистикой и магией. Во всех алхимических сочинениях ценные наблюдения о химических процессах и рациональ-
'Сплав из 80% золота и 20% серебра.
188

ные технологические рецепты сочетались с фантастически-ми толкованиями.
Алхимия была поставлена в качестве «тайной науки» под
покровительство бога Гермеса Трисмегиста (т. е. «трижды великого»), который был отождествлен с египетским богом Тотом и с римским Меркурием*. В алхимической литературе причудливо переплетались обрывки египетских, греческих, иудейских, сирийских легенд. Там фигурировали демон Азазелл и 200 падших ангелов, волшебник Остан, воображаемый основатель химической науки Химес и тому подобные образы. Главными целями (разумеется, для посвященных) были объявлены отыскание «живой воды», или эликсира бессмертия, и «филофского камня», при помощи которого будто бы возможно превращать различные неблагородные металлы в золото. А погоня за золотом была особенно характерна для последних веков существования античного мира с его развитием
товарно-денежных отношений.
При всей нелепости имеющихся сказочных мотивов интересно
отметить, что у античных адептов алхимии постоянно проводится (пусть в мистической форме) идея великих натурфилософов Греции о единстве материальной основы Вселенной и о возможности взаимного превращения четырех основных стихий (элементов). Отсюда алхимики делали вывод, что возможно и превращение металлов. Символом алхимического «тайного знания» стала змея, кусающая свой хвост, что должно было обозначать единство В-селенной, внутренне взаимосвязанной, как единое кольцо.
Возникновение научных школ и учебных заведений. Развитию научных знаний в рассматриваемый период способствовали и возникшие научные школы и учебные заведения. Выше уже упоминались ионийская милетская натурфилософская школа, объединявшая сторонников наивного'материализма. Известны нам и пифагорейцы. Это философско-научное общество, созданное в 530 г. до н. э., занималось математикой, астрономией, теорией музыки и медицины. В VI—V вв. до н. э. в итальянском городе Элее начала свою деятельность элсйская философская школа. Со II половины V в. до н. э. остров Кос стал средоточием различных медицинских школ, среди которых наибольшей известностью пользовалась медицинская школа Гиппократа. Около 387 г. до н. э. Платон организовал в Афинах Академию — философскую школу, основывающуюся на традициях пифагорейцев. В первоначальный период развития — до 286 г. до н. э.— в деятельности Академии принимали участие Аристотель, Евдокс Книдский, Гераклит Понтийский и другие ученые. В различных формах эта школа просуществовала до 529 г., когда по указу Юстиниана I она была закрыта. Около 335 г. до н. э. Аристотель основал в Афинах философскую естественнонаучную перипа-
'От имени Гермеса происходит принятое во всех европейских языках слово «герметический». Оно произошло от легенды о том, что «печать Гермеса» закрывала стеклянные сосуды так, что ни из них, ни в них ничто не могло проникнуть.

189

тетическую школу — Ликей, ставшую важным научным центром Школа отличалась систематической разработкой проблем в различных областях таких естественных наук, как ботаника зоология физиология и др. В 306 г. до н э. Эпикур Самосский основал в Афн'нах свою философскую школу под названием «Кепос» («Сад») В начале III в. до н. э. Птолемей I Сотер при поддержке Деметрия Фалернского основал в Александрии Мусейон (Мусей) по типу Ликея Аристотеля и библиотеку. Философы, географы математики естествоиспытатели, филологи и медики Мусейона получали пожиз-' ненное обеспечение за исследовательскую деятельность. Мусейон имел свою астрономическую обсерваторию, зоологический и ботанический сады, анатомический театр и другие службы для проведения экспериментальных работ. В 391 г. н.э. во время противоязыческих погромов христиан Мусейон был разрушен
Во II в. н. э. император Адриан основал в Риме высшую школу
Атенеум, в которой изучались риторика, философия литература и нравы.
В IV в. н. э. Удджайн, один из главных городов империи Гуптов (Северная Индия), становится крупным университетским центром Подобные университеты с преподаванием философии, теологии а также естественнонаучных и практических дисциплин были открыты и в других индийских городах. В них обучались студенты из Китая Тибета, Монголии, Буханы и Японии.
В V в. в южноиранском городе Гунде-Шахпур по образцу александрийского центра была основана Академия, просуществовавшая до 639 г., когда город захватили арабы. Академии принадлежит заслуга в сохранении данных античной науки после разрушения языческих философских центров в Византии.
П е р и п а т о с — крытая галерея, служившая лекционным залом, приобретенная Теофрастом и завещанная им Ликею Это название принадлежало гимнасию расположенному рядом с храмом Аполлона Ликейского гимнасию.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.