Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть 1. Техника при первобытнообщинном строе

Глава 1. Начало изготовления орудий труда. Происхождение человека

Восточная легенда, рассказывающая о том, что бог (или боги) вылепил первого человека из глины «по образу и подобию своему», интересна как пример мифологизации трудового процесса — в данном случае деятельность гончара и скульптора. Впоследствии, поскольку этот миф был канонизирован в Библии («И создал Господь Бог человека из праха земного»), научное исследование проблемы происхождения человека долго оставалось под запретом. Вопрос этот получил правильное, материалистическое толкование лишь в прошлом веке, после того как Ч. Дарвин и его ученики разработали научную теорию эволюции органического мира.
Согласно новейшим представлениям о происхождении человека, его выделение из животного мира — чрезвычайно длительный процесс. Путь развития человека отделился от пути развития остальных приматов примерно 22 млн. лет назад.
Географической областью, где происходил этот процесс, являлись южная часть Азии, юг Европы и Африки. В зону входили южные территории нашей страны—Армения, Абхазия, Туркмения, Крым и Украина.
Общим предком человека и ныне существующих человеко-

8

образных обезьян являлся дриопитек' — особый высокоразвитый вид ископаемой обезьяны-антропоида третичного периода.
Ближе к человеку стояли антропоиды более поздних эпох третичного периода—миоцена: рамапитек из Северной Индии, удабнопитек, останки которого найдены в Восточной Грузии, австралопитек (Южная Африка). Антропоиды миоцена (22—5 млн. лет назад) были обычными животными, в принципе не отличавшимися от современных обезьян. Эти обезьяны жили в лесу, обитали в основном на деревьях, но немалую часть времени проводили и на земле.
В дальнейшем некоторые крупные миоценовые антропоиды перешли от полудревесного и полуназемного образа жизни к чисто наземному, что было связано, по-видимому, с появлением древесных обезьян, с которыми крупным антропоидам трудно было конкурировать на деревьях.
Предполагают, что, например, австралопитеки2, появившиеся 5 млн. лет назад, уже значительно отличались от человекообразных обезьян. Они передвигались с помощью одних задних конечностей, имели более вертикальную посадку головы, чем другие приматыантропоиды. Свободные верхние конечности позволяли систематически использовать камни, палки и другие природные предметы для защиты от врагов и для добывания пищи. В отличие от остальных видов обезьян, употреблявших растительную пищу, австралопитеки ели также мясо животных. Мясная пища позволяла предкам человека быстрее совершенствоваться, доставляя более питательные и легче усвояемые вещества для мозга. Убежищем для них служили естественные пещеры и скальные навесы.
Роль труда в выделении человека из животного мира. Однако .биологические предпосылки превращения обезьяноподобного примата в человека могли реализоваться не сами по себе, а только благодаря коллективной"грузовой деятельности. «Для того, чтобы в процессе развития выйти из животного состояния и осуществить величайший процесс, какой только известен в природе, требовался еще один элемент: недостаток способности отдельной особи к самозащите надо было возместить объединенной силой и «коллективными действиями стада»3.
Вместе с тем трудовая деятельность австралопитеков вначале имела в значительной степени инстинктивный, условнорефлекторный характер. Они ничего не производили, а лишь приспосабливались к среде с помощью природных орудий. На данной стадии развития эти антропоиды, по-видимому, уже не могли существовать без употребле-
' Образовано от греч. «дрио» — дерево и «питекос» — обезьяна, т. е. древесная обезьяна.
2 Название происходит от лат. «аустралис» — южный и «питекос» — обезьяна, т. е. южная обезьяна.
••Маркс К., Энгельс Ф. Соч.—Т. 21.—С. 39—40.

9

ния орудий, данных самой природой, так как не имели естественного вооружения и не могли противопоставить хищным зверям ни острые когти, ни зубы. Однако эти же орудия очень скоро, а может быть, и даже сразу, стали использоваться не только для защиты, но и для нападения — в охоте на животных.
Последние находки археологов свидетельствуют, что австралопитеки, вероятно, умели обрабатывать дерево, использовали постоянные орудия. Примитивные навыки и приемы охоты и собирательства позволили австралопитекам прийти к примитивным механическим изобретениям — заостренным палкам. Вполне возможно, что австралопитеки использовали камни и в процессе охоты, и почти несомненно использовали камни для сдирания шкур, резания мяса, дробления костей. Вполне понятно, что содрать шкуру, разрезать мясо можно было только при помощи камня, имеющего острые режущие края.
В процессе закрепления, развития и усложнения этой зачаточной, примитивной, праорудийной деятельности медленно изменялся весь организм наших предков-антропоидов — в первую очередь их руки и мозг.
Начало изготовления орудий труда. Решающим этапом в развитии трудовой деятельности наших предков, а следовательно, и в процессе становления человека (антропогенез) явился переход к изготовлению орудий и средств труда. Употребление и создание средств труда составляет специфически'характерную черту человеческого процесса труда, и потому Франклин определяет человека как «toolmaking animal », как животное, делающее орудия. Вместе с тем появлению труда как сознательной деятельности предшествовал период, когда труд еще не освободился от своей примитивной, инстинктивной формы.
Таким периодом в истории выделения человека из животного мира был период существования непосредственных потомков австралопитеков—Homo habilis — человека умелого, появившегося около 2_ 2,5 млн. лет назад. Хабилисы изготовляли орудия труда при помощи других орудий, т. е. производили. Однако по своей морфофизиологической организации, включая структуру мозга, они сколько-нибудь существенно от австралопитеков не отличались. Если австралопитеки были ранними предлюдьми, то хабилисы — поздними предлюдьми. Производственная деятельность хабилисов не направлялась еще сознанием, а была животной по своему механизму.
Наряду с деревянными и костяными орудиями хабилисы использовали камни. Оперируя ими систематически, они неизбежно должны были сталкиваться со случаями, когда одни камни ударялись друг о друга, разбивались, изменялись.
В результате появлялись такие осколки, которые были более пригодны для применения в качестве орудия, чем исходный объект. Если первоначально это происходило случайно, то позднее, по мере накопления опыта, хабилисы намеренно начинали разбивать одни

10

камни с помощью других, а затем выбирать наиболее подходящие осколки для дальнейшего использования. Так постепенно произошел переход к изготовлению орудий труда.

Древнейшими целесообразно оформленными каменными орудиями были гальки, оббитые несколькими грубыми сколами на одном конце, и отщепы, отколотые от таких галек. В этот период при обработке камня не было еще выработано никакой системы скалывания. Удары наносились беспорядочно. При получении отщепов не ставились задачи экономии материала и достижения определенного размера заготовки. Археологическая культура, представленная такими орудиями, получила название культуры оббитых галек —олдувай'. Она относится к дошелльской эпохе.
Однако животная морфофизиологическая организация хабилисов с самого начала находилась в противоречии с их производственной деятельностью. Потребовалось приблизительно от 0,5 до 1 млн. лет для того, чтобы дальнейшее совершенствование производственной

Изготовление орудий труда из гальки

деятельности хабилисов в животной оболочке стало невозможным и превратилось в сознательную, волевую форму, повлекшую за собой существенную перестройку морфофизиологической организации, прогресс всего мозга, появление сознания, смену праорудийной подлинной орудийной деятельностью. Таким образом, в свете новых данных науки ясно, что производственная деятельность, с одной стороны, и мышление, сознание, язык — с другой, возникли не одновременно, а со значительным разрывом. Несмотря на то что производственная деятельность в идеале рассматривается только как сознательная и волевая, реально она не могла первоначально возникнуть иначе как в животной форме.
Завершение этого длительного процесса антропогенеза относится к периоду, отстоящему от нас на 800—600 тыс. лет.
Предполагают, что живший в Азии (остров Ява) питекантроп (четвертичный период) представляет собой переходную форму от
'Названа по Олдувайскому ущелью в Восточной Африке (Танганьика)
антропоида типа хабилиса к собственно человеку. Будучи существом прямоходящим, хотя и с менее устойчивой походкой, чем современный человек, питекантроп уже изготовлял орудия наряду с использованием предметов, данных самой природой.
С достаточной степенью определенности это можно сказать о более позднем первобытном человеке—синантропе', останки которого найдены в Китае. Особенности строения черепной коробки синантропа свидетельствуют в пользу наличия у этого вида Homo erectus членораздельной речи.
Синантропы умели выделывать каменные, костяные и деревянные орудия и утварь. Примерно 150 тыс. лет назад они научились
'От позднелат. Sina — Китай и греч. «актропос» — человек, дословно— китаец.

12

разводить огонь и систематически пользовались им. Первобытные люди, стоявшие на ступени развития, близкой к синантропу, обитали в Европе (гейдельбергский человек) и в Африке (атлантропы).
С появлением и распространением на территории Южной Азии, Южной Европы и Африки первобытных людей этого вида заканчивается начальный период формирования человека, а вместе с тем и длительного перехода от примитивной организации стада обезьян, берущих палки/ к человеческому коллективу. В последние годы в палеоантропологии утвердился взгляд, согласно которому все люди составляют один род — род Homo, а собственно питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие образуют один вид—Homo erectus (человек прямоходящий), или архантропы.
Принятые в науке обозначения эпох первобытного хозяйства — палеолит, мезолит и неолит — исходят прежде всего из уровня развития ручных каменных орудий труда того времени.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел Наука










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.