Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Выготский Л. Лекции по психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1

ВОСПРИЯТИЕ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Тема нашей сегодняшней лекции - проблема восприятия в детской психологии. Вы знаете, конечно, что ни одна глава современной психологии не обновилась коренным образом за послед ние 15 -20 лет так, как глава, посвященная проблеме восприя тия. Вы знаете, что в этой главе более остро, чем во всех остальных главах, произошла экспериментальная схватка между представителями старого и нового направлений. Нигде структурное направление в психологии так остро не противопоставляло новое понимание, новый экспериментальный метод исследования старому, ассоциативному направлению в психологии, как в учении о восприятии. Поэтому если говорить сейчас о фак тическом конкретном содержании, о богатстве экспериментально го материала, то можно сказать, что глава о восприятии разра ботана с той полнотой, какой едва ли может похвастаться другая глава экспериментальной психологии.

Сущность этого изменения вы, вероятно, знаете, но я в двух словах напомню о нем.

Для ассоциативной психологии, исходя из закона ассоциации представлений как основного общего закона связи отдельных элементов психической жизни, центральной функцией, по образ цу которой строились и понимались все остальные функции, была память. Отсюда восприятие в ассоциативной психологии понималось как ассоциированная совокупность ощущений. Пред полагалось, что восприятие складывается из суммы отдельных ощущений путем ассоциирования этих ощущений между собой, совершенно по тому же закону, по которому отдельные представ ления или воспоминания, ассоциированные, объединенные меж ду собой, создают стройную картину памяти. Из этого фактора и объяснялось, откуда появляется связность в восприятии.

Каким же образом вместо отдельных диспаратных, т. е. рас сеянных, точек мы воспринимаем целую фигуру, ограничиваю щую поверхность тела? Каким образом мы воспринимаем значе ния этих тел? Так ставили вопрос в ассоциативной школе и { 363 } от вечали, что связность в восприятии появляется таким же способом, каким она появляется в памяти. Отдельные элементы связываются, сцепляются, ассоциируются друг с другом, и, та ким образом, возникает единое, связное, целостное восприятие. Как известно, эта теория предполагает, что физиологическим коррелятом связного целого восприятия является подобная кар тина, суммированная из отдельных равноценных диспаратных точек сетчатки, если речь идет о зрительном восприятии. Предпо лагалось, что находящийся перед глазами предмет каждой своей отдельной точкой возбуждает соответствующее раздражение в диспаратной точке сетчатки и все эти раздражения, суммиру ясь в центральной нервной системе, создают комплекс возбужде ний, который является коррелятом этого предмета.

Несостоятельность такой теории восприятия и послужила отправным пунктом для отрицания теории ассоцианизма. Перво начально ассоциативная психология была атакована, следова тельно, не в своей столице, т. е. не в учении о памяти, и до сих пор «структурная» атака оказывается наиболее слабой в этом самом защищенном пункте ассоциативной психологии. Действи тельно, структурная психология 2 экспериментально атаковала ассоциативную точку зрения и стала доказывать структурное целостное возникновение психической жизни человека в области восприятия. Как известно, эта точка зрения заключается в том, что восприятие целого предшествует восприятию отдельных частей и связное целое каких-либо предметов, вещей, процессов, про исходящих перед нашими глазами или ушами, - все это не сум мируется в восприятии из отдельных диспаратных, рассеянных, ощущений и его физиологическим субстратом не является просто группа отдельных ассоциированных возбуждений. Как известно, в ряде блестящих экспериментальных доказательств, защищая правильность нового понимания по сравнению со старым, струк турная теория обнаружила такие факты, которые были собраны на совершенно различных ступенях развития и которые показа ли, что для их адекватного понимания необходима новая, струк турная теория. В ее основе лежит мысль, что психическая жизнь не строится из отдельных ощущений, представлений, которые ассоциируются друг с другом, что она строится из отдельных цело стных образований, которые называли то структурами, то образами, гештальтами. Этот принцип сохранялся и в других областях психической жизни, где представители структурной психологии пытались показать, что целостные образования пси хической жизни возникают как таковые. Все это было показано с большой ясностью в ряде экспериментальных исследований.

Напомню опыт В. Келера над домашней курицей. Этот опыт показал, что курица воспринимает пару цветов не как простое ассоциативное объединение, а воспринимает отношение между { 364 } этими цветами, т. е. восприятие целого светового поля предшест вует восприятию отдельных частей и определяет эти части. Цвета, входящие в состав светового поля, могут изменяться, и тем не менее общий закон восприятия поля останется тем же самым. Эти опыты были перенесены с низших животных на чело векоподобных обезьян, с известной модификацией поставлены и на ребенке. Они показали, что наше восприятие возникает как целостный процесс. Отдельные части могут меняться, а характер восприятия сохраняется. И обратно: структура, которая образу ет целостное восприятие, может изменяться, но при изменении этой структуры образуется иное целостное восприятие.

Напомню опыт Г. Фолькельта с пауком; этот опыт показал то, о чем мы говорим сейчас, в еще более целостном виде, хотя и менее ясно с экспериментальной стороны. Речь идет об известном опыте Фолькельта, показавшего, что паук, реагирующий на муху, попавшую в паутину, правильно и адекватно, когда ситуа ция сохраняется в целом, теряет эту способность, когда муха вырвана из паутины и положена в гнездо к пауку.

Напомню один из более поздних опытов К. Готтшальда 3 , который предъявлял испытуемому по нескольку сотен раз от дельные части сложной фигуры и добился того, что испытуемый прочно их .заучил; однако если та же самая фигура, много сотен раз показанная испытуемому, предъявлялась в другом сочета нии и если это целое было новым для испытуемого, то старая фигура оставалась не узнанной в новом структурном воспри ятии. Я не стану перечислять еще ряд опытов. Скажу лишь, что они получили широкое развитие, с одной стороны, в зоопси хологии, а с другой - в детской психологии. Аналогичные опы ты ставятся со взрослыми людьми и подтверждают, что наше восприятие носит не атомистический, а целостный характер.

Это положение настолько хорошо известно, что останавливаться на нем нет надобности.

Однако спор этих направлений интересует нас с другой сто роны. Что дает каждое из них для понимания развития в дет ском возрасте и как в новой структурной теории восприятия стоит вопрос относительно изменения и развития восприятия в детском возрасте?

Что касается ассоциативной теории восприятия, то здесь уче ние о развитии детского восприятия совершенно аналогично учению о психическом развитии вообще. Согласно этой точке зрения, основной рычаг, как выражались авторы теории, психи ческой жизни дан уже с самого начала, вскоре после рождения. Этот основной рычаг заключается в способности к ассоциирова нию, связыванию того, что переживается одновременно или в близкой последовательности. Однако материал, который склеи вается, спаивается этими ассоциативными связями, { 365 } чрезвычай но мал у ребенка, и психическое развитие ребенка с точки зре ния ассоциативной психологии в первую очередь заключается в том, что этот материал все больше и больше накопляется, в результате у ребенка образуются новые и новые, все более длинные и богатые ассоциативные связи между отдельными предметами; так же соответственно этому растет и строится его восприятие: ребенок от восприятия отдельных ощущений переходит к восприятию связанных между собой групп ощуще ний, отсюда - к восприятию связанных между собой отдельных предметов и, наконец, целой ситуации. Известно, что с точки зрения традиционной ассоциативной психологии в начале раз вития восприятие младенцев характеризовалось как хаос, по выражению К. Бюлера, дикий танец разрозненных ощущений.

В те годы, когда я учился в университете, восприятие мла денца рассматривалось таким образом: младенец способен вос принимать вкус - горький, кислый; он воспринимает тепло, холод; очень скоро после рождения он воспринимает звуки, цвета. Но все это разрозненные ощущения. Так как известные группы ощущений, принадлежащие к одним и тем же предметам, повторяются в известной комбинации особенно часто, то они начинают восприниматься ребенком комплексно, т. е. с помощью одновременного охвата. Благодаря этому возникает восприятие в собственном смысле слова.

Развитие или возникновение такого комплексного восприя тия, в отличие от появления отдельных ощущений, те или иные исследователи относили к различным месяцам первого года жизни. Самые крайние представители говорили, что на четвер том месяце у младенца мы можем констатировать восприятие как связный целостный процесс. Другие отодвигали возникнове ние восприятия к седьмому-восьмому месяцу его жизни.

С точки зрения структурной психологии такое представление о развитии детского восприятия несостоятельно, как несостоятельна сама идея выведения сложного психического целого из суммы отдельных изолированных элементов. Структурная психология особенно дорожит данными, которые получены на низшей ступени развития и показывают, что целостность и есть первоначальная черта нашего восприятия.

В работе «Человеческое восприятие» Келер пытается по казать, что в восприятии человека в основном действуют те же законы, что и в восприятии животного. Но эти законы находят свое более тонкое, более точное, более оформленное выражение в восприятии человека, которое является, с точки зрения Келера, как бы улучшенным восприятием животного.

В отношении детского восприятия структурная психология попала в тупик в том смысле, что она на самых ранних ступенях развития ребенка, в частности в опытах Фолькельта над { 366 } мла денцем в первый месяц жизни, показала: структурный характер восприятия может быть доказан, структурный характер восприятия первичный, возникает он в самом начале, а не в результате длительного развития. В чем же тогда заключается процесс развития детского восприятия, если самая существенная черта восприятия, его структурность, его целостный характер одинаково налицо и в самом начале развития, и у взрослого че ловека - в самом конце этого развития?

Разумеется, структурная психология здесь обнаружила одну из своих самых слабых сторон фактического и теоретического исследования. Нигде она так не показала свою несостоятель ность, как в учении о восприятии. Мы знаем несколько попыток построить теорию детского психического развития, исходя из структурной точки зрения. Но как ни странно, в этих попытках теоретического анализа психологии развития ребенка структур ная теория менее всего сумела оформить раздел о детском вос приятии. Принципиальный отказ рассматривать восприятие ре бенка в процессе развития до какой-то степени связан с основ ными методологическими установками этой теории, которые, как известно, придают метафизический характер самому поня тию структуры.

В результате мы имеем две работы, появившиеся друг за другом и за работой Готтшальда: работу К. Коффки, который в отношении филогенетической проблемы пришел к отрицанию возможности выяснить эту разницу, и работу Фолькельта, где он на основании эксперимента над детьми раннего возраста пришел к утверждению, что мы имеем дело с теми свойствами восприятия, которые характеризуют примитивную целостную структуру на разных ступенях развития. Эти свойства Фоль кельт объявляет, пользуясь крылатым словом Гёте, вечно дет скими, т. е. категорией вечной, неизменной, сохраняющейся в процессе дальнейшего развития человека.

Для того чтобы показать, по каким путям пошли исследователи, стремясь обойти этот тупик или вернуться к этим пробле мам несколько раз, чтобы избежать тупика, я должен остано виться на проблеме детского восприятия, так называемой проблеме ортоскопичности в детском возрасте. Проблема эта старая; первоначально ее ставил и пытался разрешить ряд психофизиологов, в частности большое место занимает этот вопрос в иссле довании Г. Гельмгольца 4 . Потом она была оставлена и только в последние два десятилетия всплыла снова. Сущность пробле мы заключается в том, что восприятие взрослого современного человека отличается рядом таких психических особенностей, ко торые кажутся нам необъяснимыми или непонятными.

Каковы свойства нашего восприятия, которые в высшей сте пени важны и с потерей которых наше восприятие становится { 367 } патологическим? Наше восприятие раньше всего характеризует ся тем, что мы воспринимаем более или менее постоянную, упо рядоченную, связную картину везде, на что бы мы ни направили свой глаз.

Если расчленить эту проблему на отдельные моменты, то их следует назвать в известном порядке, сообразно тому, как они возникли в экспериментальной психологии.

Первая - проблема постоянства восприятия величины пред мета Как известно, если я буду держать перед глазами два предмета одинаковой длины (два карандаша одинаковой дли ны), то на сетчатке будут два изображения одинаковой длины. Если я буду держать один карандаш, который в 5 раз больше другого, на сетчатке получится то же самое. По видимому, в не посредственной зависимости от этого раздражения стоит тот факт, что я буду воспринимать один карандаш как более длин ный по сравнению с другим. Если я продолжу опыт и больший карандаш отведу на расстояние в 5 раз больше, то изображение уменьшится в 5 раз и на сетчатке будет два изображения, одина ковые по своей величине. Спрашивается: чем же объясняется тот психологический факт, что карандаш, отнесенный на рас стояние в 5 раз дальше, чем прежде, не кажется мне уменьшив шимся в 5 раз? Почему я продолжаю его видеть на отдалении такой же величины, что позволяет мне при сходности этого изо бражения на сетчатке видеть этот карандаш как далеко распо ложенный, но большой в отличие от карандаша маленького'

Как объяснить, что предмет в отдалении сохраняет свою ве личину, несмотря на увеличение его расстояния от глаза и, са мое замечательное, несмотря на то, что предмет действительно имеет тенденцию казаться меньше на большом расстоянии? Ведь на очень большом расстоянии огромные корабли кажутся маленькими точками. Известен опыт, заключающийся в следу ющем: если держать объект в непосредственной близости от глаз и затем быстро отодвигать, он тает на глазах и становится меньше. Как объяснить, что предметы имеют тенденцию становиться меньше по мере отдаления от глаз, но все-таки они от носительно сохраняют свою величину? Проблема станет еще более интересной, когда мы вспомним, что она имеет огромное биологическое значение. Восприятие, с одной стороны, не вы полнило бы своей биологической функции, если бы не имело этого ортоскопического характера, если бы изменяло величину предмета по мере отдаления от него. Животному, которое опаса ется хищника, последний должен казаться на расстоянии ста шагов уменьшившимся в 100 раз. С другой стороны, если бы восприятие не имело этой тенденции, то опять-таки биологиче ски не могло бы возникнуть впечатление о близости или отда ленности предмета. {368}

Следовательно, легко понять, насколько сложный биологи ческий механизм заключен в том обстоятельстве, что предмет, с одной стороны, сохраняет постоянно свою величину, а с дру гой - теряет ее по мере удаления от глаз.

Возьмем постоянство восприятия цвета. Э. Геринг 5 показал, что кусок мела в полдень отражает в 10 раз больше белых лу чей, чем аналогичный кусок в сумерки. Тем не менее в сумерках мел белый, а уголь черный. В отношении других цветов исследо вания показали, что цвета также сохраняют относительное по стоянство, несмотря на то что в зависимости от освещения, от реального количества падающих лучей, от цвета самого освещения на самом деле меняется качество непосредственного раз дражения.

Так же как постоянство величины и цвета, возникает и по стоянство формы. Лежащий передо мной портфель кажется мне портфелем, имеющим определенную форму, несмотря на то что я смотрю на него сверху вниз. Но, как говорит Гельмгольц, учи телям живописи немало труда приходится потратить на то, что бы показать ученикам, что в сущности они видят не полностью стол, а только срез этого стола.

Постоянство восприятия величины, формы, цвета можно бы ло бы дополнить целым рядом других моментов. Это составляет в совокупности ту проблему, которую принято называть пробле мой ортоскопического восприятия. Ортоскопический (по анало гии с орфографический) значит, что мы видим предметы пра вильно. Несмотря на зависимость от условий восприятия, мы видим предмет той величины, формы и цвета, каким он является постоянно. Благодаря ортоскопичности становится возможным восприятие устойчивых признаков предмета, не зависящих от случайных условий, от угла зрения, от тех движений, которые я произвожу. Иначе говоря, устойчивая, более или менее проч ная и независимая от субъективных и случайных наблюдений картина становится возможной благодаря ортоскопическому восприятию.

Интерес к этой проблеме возрастает в связи с тем, что некоторые аналогичные восприятию явления обнаруживают другие психические свойства; в частности, вы знаете, вероятно, тот давно установленный факт, который сделался предметом ряда экспериментальных разработок и который заключается в том, что так называемые последовательные образы ведут себя в отн ошении ортоскопического восприятия совершенно иначе, чем подлинное восприятие. Если мы будем фиксировать красный квадрат на сером фоне, а затем снимем его с этого фона, то увидим квадрат, окрашенный в дополнительный цвет. Этот опыт показывает нам, чем было бы наше восприятие, если бы оно было лишено ортоскопичности. Квадрат будет расти, если я { 369 } ста ну отодвигать экран. Если я придвину экран в два раза ближе, квадрат уменьшится в два раза. Восприятие его величины, ме стоположения или движения оказывается в зависимости от дви жения, угла зрения, от всех тех моментов, независимостью от которых отличается наше реальное восприятие. Эта проблема возникновения упорядоченного, устойчивого восприятия, мне кажется, может выражать круг вопросов, возникающих в проб леме развития восприятия и указывающих пути, по которым идет развитие детского восприятия там, где ассоциативная и структурная школы закрывали двери перед исследователями. Как реально объясняется целый ряд фактов, которые я сей час затронул? Еще Гельмгольц для объяснения этой проблемы выдвинул точку зрения, что ортоскопическое восприятие не пер вично, а возникает в процессе развития. Он останавливался на ряде фактов, на ряде шатких, но показательных моментов, в частности на воспоминаниях далекого детства, когда, проходя мимо колокольни, он принимал находящихся там людей за ма леньких человечков. Он описывает наблюдения за другими детьми и делает вывод, что ортоскопическое восприятие не су ществует с самого начала. Один из его учеников высказал мысль, что только постепенно приобретенная восприятием ус тойчивая картина может отражать постоянное свойство предме та, что это составляет чуть ли не главное содержание в разви тии детского восприятия.

Г. Гельмгольц пытался объяснить этот факт бессознатель ным умозаключением. Он предполагал, что карандаш, отнесен ный от глаз на расстояние, в 10 раз большее, действительно воспринимается нами как карандаш, уменьшившийся в 10 раз, но к восприятию здесь прибавляется некоторое бессознательное суждение: прежний опыт мне подсказывает, что эту вещь я ви дел вблизи и что она удалена от глаз, т. е. к наличному восприятию присоединяется поправка, вносимая бессознательным умо заключением.

Такое объяснение было высмеяно рядом экспериментаторов, и, разумеется, с точки зрения непосредственного переживания Гельмгольц ставит вопрос наивно. Суть дела в том, что в реаль ном восприятии я воспринимаю карандаш как не уменьшивший ся, хотя сознательно я знаю, что карандаш отнесен в 5 раз даль ше. Простейшее наблюдение показывает, что с точки зрения непосредственного переживания объяснение, которое дает Гельмгольц, несостоятельно. Однако идея, или вернее сказать направление, которое он дал, верное, как показывает ряд экспе риментальных исследований. Это направление заключается в том, чтобы не принимать ортоскопический характер восприятия как нечто изначально данное, а понимать его как продукт раз вития. Это во-первых. Во-вторых, надо уметь понять: { 370 } постоян ство восприятия возникает не из изменения внутреннего состава и внутреннего свойства самого восприятия, а из того, что само восприятие начинает действовать в системе других функций.

Ссылка Гельмгольца на бессознательное умозаключение явилась неудачной гипотезой, которая на много лет затормози ла поиски в этом направлении. Однако современные исследова тели показывают, что ортоскопичность, в частности, зрительного восприятия возникает из действительно сложного наличного раздражения и раздражения, которое сливается с этим налич ным раздражением и действует одновременно с ним. Можно по зволить себе такой ход рассуждений. Я уже говорил вам, что, согласно гипотезе Гельмгольца, карандаш, отнесенный от глаза в 5 раз дальше, должен казаться уменьшившимся в 5 раз. Если бы перед нами был не карандаш, а его последовательное изо бражение, а сам предмет был бы убран, то при отдалении экра на в 5 раз образ этого карандаша увеличивался в 5 раз, соглас но закону Эмерта. Однако при отодвигании экрана от глаз величина предмета не должна была бы изменяться. Я должен, следовательно, воспринимать предмет и его сетчаточный образ как взаимно компенсирующие друг друга. Образ увеличивается в 5 раз по мере удаления от экрана, предмет уменьшается в 5 раз, но если бы этот предмет был слит с последовательным об разом, то, очевидно, наличное раздражение было бы неизмен ным.

Первоначально экспериментальные поиски шли в этом направлении: нельзя ли создать такое слияние наличного восприя тия с последовательным образом, чтобы последовательный образ был дан с восприятием одновременно? Экспериментаторы вскоре разрешили эту задачу. Испытуемому предлагают фикси ровать на экране какой-нибудь красный квадрат, но не бумаж ный, а его световое изображение. Затем оно удаляется, и вы ви дите зеленый дополнительный образ. Затем незаметно для испытуемого на изображение наводится реальный зеленый квадрат. Испытуемый того не замечает. Экспериментатор ото двигает экран, и происходит нарушение закона Эмерта.

Вместе с этими экспериментами была сделана в высшей степени смелая, блестящая попытка экспериментально создать постоянство этого образа, получить условия, при которых образ увеличивался бы непропорционально расстоянию, отступая от закона Эмерта. Если бы эта гипотеза была верна, то было бы необъяснимо, почему предмет на большом расстоянии кажется нам маленьким. При этом дело должно было происходить так, чтобы при быстром (мгновенном) отодвигании предмета от глаза я не замечал его уменьшения.

Такое полное постоянство восприятия биологически было бы так же вредно, как и изменчивость. Если бы мы жили в мире { 371 } по стоянно изменяющихся предметов, то абсолютная устойчивость восприятия означала, что мы не могли бы заметить расстояния, разделяющего предмет от нас. Дальнейшие эксперименты, про изведенные в маргбургской школе, показали, что исходным для объяснения этого факта восприятия является не последователь ный образ, а так называемый эйдетический образ. Исследование независимо от этой проблемы показало, что эйдетический образ, который мы видим на экране после того, как убран предмет, не подчиняется закону Эмерта. По мере удаления предмета от глаз он растет не пропорционально, а значительно медленнее

Исследования, осуществленные по описанной методике, т. е. при которых вызывалось слияние реального светового изобра жения с эйдетическим образом, показали, что это слияние дает экспериментальный эффект, наиболее близкий к реальному. По лученная здесь погрешность оказалась равной 1 / 10 , т. е. теоре тически вычисленная величина и экспериментально полученная величина оказались расходящимися только на 1 / 5 .

Раньше, чем подводить теоретические итоги и делать выводы из той проблемы, которую я успел рассмотреть, полезно было бы остановиться еще на двух конкретных связанных с ней проблемах, которые вместе с первой позволят нам более легко и ос новательно сделать некоторые теоретические выводы.

Первая из них - проблема осмысленного восприятия. Исхо дя из развитого восприятия культурного взрослого человека, мы снова останавливаемся перед проблемой, аналогичной той, ко торую я развил перед вами только что.

Одна из характерных особенностей восприятия взрослого человека та, что наши восприятия устойчивы, ортоскопичны; другая особенность та, что наши восприятия осмыслены. Мы почти не в состоянии, как показал эксперимент, создать такие условия, чтобы наше восприятие было функционально отделено от осмысливания воспринимаемого предмета. Я держу сейчас перед собой блокнот; дело не происходит так, как представляли себе психологи ассоциативной школы, полагавшие, что я вос принимаю нечто белое, нечто четырехугольное и что ассоциативно с этим восприятием у меня связано знание о назначении этого предмета, т. е. понимание того, что это - блокнот. Пони мание вещи, название предмета дано вместе с его восприятием, и, как показывают специальные исследования, само восприятие отдельных объективных сторон этого предмета находится в за висимости от того значения, от того смысла, которым сопровож дается восприятие.

Вы знаете, вероятно, что опыты, которые начал Г. Роршах 6 , продолжены рядом экспериментаторов и в последнее время представлены особенно систематически и определенно молодым Э. Блейлером. Они показали, что идущая от А. Бине 7 проблема так называемого восприятия бессмысленного чернильного { 372 } пят на действительно глубокая проблема, ведущая нас эксперимента льно к проблеме осмысливания наших восприятий. Почему я не вижу известную форму, вес, величину, но одновременно знаю, что передо мной стул или стол? Бине предложил в качест ве эксперимента pour voir , как он выражался, следующий: по смотреть простую кляксу на листе бумаги, который он потом пе регибал надвое, так что на обеих сторонах образовывалось сим метричное бессмысленное и совершенно случайное по очертаниям пятно. Удивительно, говорит Бине, что при этом каждый раз получается что то на что-нибудь да похожее и что дети, над ко торыми он ставил первые опыты, почти никогда не умели вос принять это бессмысленное чернильное пятно как пятно, а всегда воспринимали как собаку, облако, корову.

Г. Роршах создал систематическую серию таких бессмысленных цветовых симметричных фигур, которые он предлагает ис пытуемым, и, как известно, уже его опыты показали, что только в дементном состоянии, в частности при эпилептическом состоя нии, пятно может восприниматься совсем бессмысленно. Имен но в таких случаях мы слышим от испытуемых, что это просто пятно В нормальном состоянии мы видим то лампу, то озеро, то облако и т. д. Меняется наше осмысливание, но тенденция ви деть пятно осмысленно наличествует у нас всегда.

Эта тенденция к осмысливанию всякого восприятия была экспериментально использована Бюлером как средство для анализа осмысленности нашею развитого восприятия. Он по казал: в такой же мере, как восприятие в развитом виде явля ется восприятием устойчивым, постоянным, оно является осмыс ленным, или категориальным, восприятием.

Я вижу сейчас перед собой не ряд отдельных внешних форм предмета, но вижу предмет, который мной воспринимается сра зу как таковой, со всем значением и смыслом. Я вижу лампу, стол, людей, дверь. Во всех этих случаях, по выражению Бюле ра, мое восприятие составляет неотъемлемую часть моего наг лядного мышления Одновременно с видимым мне дана катего риальная упорядоченность той зрительной ситуации, которая является сейчас объектом моего восприятия.

Другие исследования, которые примыкают к этому направлению, показали, что в области так называемых иллюзий целый ряд восприятий возникает, казалось бы, именно благодаря тен денции к осмысливанию и, что самое главное, такое сложное ос мысливание возникает в непосредственном восприятии и иногда приводит к иллюзии.

В качестве примера можно привести иллюзию Шарпантье. Если предложить определить одновременно или последователь но тяжесть двух цилиндров одинакового веса, формы и одинако вого вида, но из которых один больше другого, нам всегда { 373 } ка жется, что меньший из этих предметов более тяжелый. Хотя у вас на глазах взвешены оба цилиндра и вы убедились, что они равны по весу, вы все же, когда возьмете в руку тот и другой, не можете отделаться от этого ощущения. Объяснений этой иллю зии Шарпантье, как известно, предлагалось очень много, и толь ко ряд исследований, проведенных в плане тех проблем, кото рые я раскрыл перед вами, показали: эта ошибка, в сущности говоря, возникает из-за того, что казавшееся ошибочным вос приятие на деле является в известном смысле правильным восприятием. Как указывал один из исследователей этой иллюзии, когда мы непосредственно оцениваем малый предмет как бо лее тяжелый, мы оцениваем его правильно с точки зрения его относительного веса, так сказать, его плотности, отношения его веса к его объему: ведь этот предмет действительно «более тя желый», и именно из-за того, что непосредственное восприятие тяжести подменено у нас условным осмысленным восприятием тяжести в соотношении с объемом. Именно благодаря этому и искажается непосредственное восприятие. Но достаточно за крыть глаза, чтобы мы оба эти предмета восприняли равными по тяжести. Однако самое интересное в исследовании иллюзии заключается в том, что, хотя каждый из взрослых людей всегда воспринимает меньший цилиндр как более тяжелый, а закрыв глаза, воспринимает их как равные по весу, слепые от рождения люди тоже подвержены иллюзии Шарпантье, т. е. не видящие в момент опыта цилиндров, но ощупывающие их слепые воспри нимают меньший из этих цилиндров как более тяжелый.

Очевидно, это - осмысленное восприятие, в котором непо средственное ощущение тяжести сопоставляется с объемом предмета.

Чтобы подготовить материал для дальнейших теоретических выводов, я не могу не сказать еще несколько слов об этой иллю зии. Эксперименты показали, что глухонемые дети, несмотря на то что они видят, не подвержены иллюзии Шарпантье. Дальней шие исследования показали, что эта иллюзия имеет чрезвычай но важное диагностическое значение. Это так называемый симптом Демора 8 , заключающийся в том, что у глубоко отста лых детей иллюзии Шарпантье не возникают, их восприятие так и остается неосмысленным и для них меньший цилиндр не кажется более тяжелым. Поэтому, когда вы имеете дело с ре бенком 9 -10 лет и хотите отличить диагностически глубокую степень отсталости от менее глубокой, отсутствие или наличие симптома Демора является в этом отношении чрезвычайно важным критерием. Идя по этому пути и проверяя данные Де мора, Э. Клапаред высказал мысль, что иллюзии могут стать прекрасным симптомом развития детского восприятия, а иссле дования показали, что нормальные дети примерно до 5-летнего { 374} возраста не подвержены иллюзии Шарпантье: маленький ци линдр им не кажется более тяжелым.

Таким образом, оказалось, что феномен, наблюдавшийся Шарпантье, возникает в развитии, что у глубоко отсталых де тей он не возникает вовсе, что он не возникает и у большинства глухонемых детей, что он возникает у слепых и что это может служить надежным диагностическим критерием (по Демору) для отличения глубокой олигофрении от легкой степени умст венной отсталости.

Кратко формулируя то, к чему привел эксперимент в этой области, я могу сказать, что он установил два положения, сходные с теми, с которыми мы имели дело, когда говорили о проб леме ортоскопического восприятия.

Эксперименты показали, с одной стороны, что осмыслен ность - свойство восприятия взрослого, не присущее ребенку, что она возникает на известной ступени, является продуктом развития, а не дана с самого начала. С другой стороны, опыты показали: подобно тому как устойчивость и постоянство нашего восприятия возникают из того, что самое восприятие тесно сли вается с эйдетическим образом, здесь происходит непосредст венное слияние процессов наглядного мышления и восприятия, так что одна функция неотделима от другой. Одна функция ра ботает внутри другой как ее составная часть. Одна и другая образуют единое сотрудничество, которое можно расчленить только экспериментальным путем, так чго только психологиче ский эксперимент позволяет получить бессмысленное восприя тие, т. е. вычленить из процесса осмысленного восприятия про цесс непосредственного восприятия.

Третья проблема восприятия связана с только что обозначенной: это проблема категориального восприятия в собствен ном смысле слова. Типичным примером исследования этой области, которое началось давно, может служить опыт с восприятием картинок. Этот опыт в глазах прежних исследователей являлся ключом к пониманию того, как вообще развивается детское осмысленное восприятие. На картинке всегда изображе на какая-то часть действительности. Подбирая картинки, по казывая их детям разного возраста, следя за теми изменениями, которые возникают в восприятии картинок, можно обобщить с помощью статистического метода десятки тысяч накопленных данных. Мы получаем, таким образом, возможность судить относительно тех ступеней, через которые ребенок закономерно проходит в восприятии действительности.

Различные авторы по-разному определили и описали эти ступени. Один и тот же исследователь В. Штерн в разное время давал разные классификации ступеней. Однако, как показывает фактический материал, большинство авторов сходятся в том, { 375 } что если судить о различии детского восприятия по картинкам, то восприятие проходит четыре основные ступени. Сначала это восприятие отдельных предметов, стадия предметов; затем ре бенок начинает называть предметы и указывать на те действия, которые проделываются этими предметами, - это стадия дей ствия; позже ребенок начинает указывать на признаки воспри нимаемого предмета, что составляет стадию качеств или приз наков, и, наконец, ребенок начинает описывать картинку как целое, исходя из того, что она представляет в совокупности частей. На основании этих опытов ряд исследователей (в Гер мании особенно Штерн, у нас - П. П. Блонский) полагают, что мы тем самым получаем возможность судить об основных эта пах развития осмысленного восприятия у ребенка. Ребенок сначала, как говорит Блонский, воспринимает картинку, мир как известную совокупность предметов, далее начинает воспринимать его как совокупность действующих и двигающихся пред метов, затем начинает обогащать эту совокупность действую щих предметов качествами, или свойствами, и, наконец, прихо дит к восприятию известной целостной картины, которая явля ется для нас аналогом реальной, осмысленной целостной ситуации, восприятием целостной действительности. Сила исследова ния в том, что оно действительно подтверждается во всех таких опытах, и опыты Блонского, проведенные у нас, показали это в такой же примерно степени, как опыты Штерна, Неймана, М. Рол лоф, М. Мухова и других исследователей в разных странах.

Еще 15 лет назад указанное положение считалось незыбле мым и принадлежало к числу так называемых основных законов развития детского восприятия; но за 15 лет экспериментальная психология проделала такую разрушительную работу, что от незыблемости этого положения почти ничего не осталось.

В самом деле, с точки зрения того, что мы знаем о восприя тии, трудно допустить, чтобы восприятие ребенка шло от вос приятия отдельных предметов с присоединением к нему дейст вий, а затем и признаков, к восприятию целого. Ведь на основа нии экспериментальных данных мы знаем, что восприятию уже на самых ранних ступенях развития присущи структурность и целостность, что восприятие целого первично по отношению к восприятию частей. Таким образом, эти данные стоят в вопи ющем противоречии с тем, что нам известно относительно структурности самого восприятия. С точки зрения ассоциатив ной атомистической психологии естественно предполагать, что ребенок идет от частей к целому, к этим частям он прибавляет действия, качества и в конце концов начинает воспринимать цельную ситуацию; с точки зрения структурной психологии нон сенс (бессмыслица) тот факт, будто ребенок и в восприятии идет от отдельных частей и, суммируя их, приходит к { 376 } восприя тию целого, так как мы знаем, что путь развития восприятия об ратный. Структурная психология показала: каждое повседнев ное наблюдение убеждает нас в том, что маленький ребенок вовсе не воспринимает только отдельные предметы, он воспринимает целую ситуацию, будет ли это ситуация игры или корм ления. Везде и всюду восприятие младенца, не говоря о ребенке старшего возраста, будет определяться целостными ситуациями. В самом деле, как было бы трудно, если бы ребенок только око ло 10 -12 лет приходил к возможности воспринимать целые осмысленные ситуации! Трудно представить, к чему реально должно было бы это привести в психическом развитии ребенка. Не будем говорить об экспериментах, показывающих, что вос приятие движений и действий принадлежит часто к значительно более раннему восприятию, чем восприятие предметов.

Указанные соображения поставили на очередь эксперимен тальную проверку этого закона и привели к необходимости решить два вопроса. Во-первых, если этот закон изображает в ложном виде последовательность ступеней в развитии детско го восприятия, то как же мы должны действительно представить их последовательность? Во-вторых, если этот закон изображает последовательность ступеней ложно, то почему же огромный материал подтверждает, что дети раннего возраста описывают картинку, выделяя лишь предметы, в следующем возрасте выде ляют действия, признаки и т. д.'

Экспериментальные попытки решить этот вопрос начались в разных странах и шли разными путями. Наиболее интересные исследования были проведены Ж. Пиаже и В. Элиасбергом. Ис следования Элиасберга показали, что восприятие ребенка ран него возраста не строится как восприятие отдельных предме тов, оно полно недифференцированных связей. Исследования Пиаже показали, что восприятие детей раннего возраста синк ретично, т. е. глобально связанные между собой группы предметов не выделены и воспринимаются в едином целом.

Значит, отправная точка, намеченная Штерном, неверна. Другие исследователи показали, что и последовательность сту пеней не выдерживает критики.

На очереди встали два вопроса, о которых я говорил. Недостаточно было опровергнуть точку зрения Штерна, надо было показать, почему ребенок идет в описании картинки путем, про тивоположным реальному пути развития его остального воспри ятия. Грубо говоря, встала такая проблема: как объяснить тот факт, что ребенок в восприятии идет от целого к частям, а в восприятии картинок идет от частей к целому? Штерн пытался объяснить этот факт тем, что закон структурного развития вос приятия от целого к частям действителен для непосредственного восприятия, описанная же нами последовательность { 377 } действительна для осмысленного восприятия, т. е. восприятия, соеди ненного с наглядным мышлением. Но опыт Элиасберга имел дело с бессмысленным материалом, который был затем заменен осмысленным, и результат получился тот же. Элиасбергу уда лось показать: чем осмысленнее материал, тем больше противоречат результаты тем, которых можно было бы ожидать на ос новании данных Штерна.

Во время Международного психотехнического конгресса в Москве мы имели случай слышать доклад Элиасберга о его новых исследованиях и его дискуссию со Штерном. Объяснения Штерна оказались явно неудачными. Экспериментальные ис следования показали, что вопрос этот решается и гораздо более просто, и гораздо более сложно, чем представлял себе Штерн В самом деле, уже простое наблюдение показывает: если такая последовательность ступеней (ступени предмета, действия, качества, отношений) не годится для описания хода развития дет ского восприятия, то она полностью совпадает со ступенями раз вития детской речи.

Ребенок всегда начинает с произнесения отдельных слов; этими словами в начале развития являются имена существи тельные; далее имена существительные снабжаются глагола ми - возникают так называемые двучленные предложения В третьем периоде появляются прилагательные и, наконец, с приобретением известного запаса фраз - рассказ с описанием картинок, так что эта последовательность ступеней относится не к последовательности в развитии восприятия, а к последова тельности ступеней в развитии речи.

Сам по себе этот факт становится особенно показательным и интересным тогда, когда мы его анализируем эксперименталь но. Для простоты я позволю себе некоторую нескромность и со шлюсь на наши опыты (уже опубликованные), в которых мы пытались решить эту проблему экспериментально и которые по казали убедительность наших доводов. Если мы предложим ребенку рассказать, что нарисовано на картинке, то действи тельно получим ту последовательность ступеней, которая отме чена всеми исследователями. Если ребенку того же возраста или тому же самому ребенку предложим сыграть в то, что на рисовано на картинке (при условии, что картинка доступна его пониманию), то он никогда не станет играть в отдельные пред меты, нарисованные там. Скажем, если на картинке изображе но, как человек водит медведя на цепи и показывает его, а кру гом смотрят собравшиеся дети, то игра ребенка не будет просто сводиться к тому, что он раньше будет медведем, потом этими детьми, т. е. будет неверно предположение, что дети, передавая ряд деталей, будут играть в это. На самом деле дети всегда бу дут играть картинкой как целым, т. е. последовательность {378 } ре ального разыгрывания картинки оказывается тут иной. В част ности, известная всем картинка, которая фигурировала у Бине и которая у нас применялась при опытах только из-за того, что она получила интернациональное распространение (картинка, где старик и мальчик на тачке перевозят вещи), показала ана логично всем исследованиям - и Неймана, и Штерна, и Мухов а - совершенно иные результаты при попытке передать содерж ание соответствующей игрой

Я не успею коснуться еще одной очень важной проблемы, по тому что это значило бы остаться без того небольшого времени для теоретических выводов, без которых самый доброкачествен ный материал потерял бы свой смысл. Для того чтобы были вы воды полнее, я позволю себе буквально в одной фразе указать на ряд новых исследований о развитии восприятия, которые за ключаются в изучении примитивных восприятий у человека.

В последнее время экспериментальная психология стала заниматься глубже такими проблемами, как проблема обоняния, вкуса, и эти эксперименты на первых шагах привели исследователей к ошеломляющим с генетической точки зрения выводам. Оказалось, что непосредственная связь восприятия и наглядно го мышления настолько отсутствует в примитивных восприятиях, что мы в отношении запаха не только в житейской практике, по и в научной теории не можем создать обобщения. Подобно тому как дети на ранних ступенях развития не имеют общего понятия о красном цвете, а знают только конкретное проявление красного цвета, мы не можем обобщить какой нибудь запах, и обозначаем его так, как примитивные народы обозначают от ельные цвета. Оказалось, что категориальное восприятие не осуществляется в ряде биологических, рудиментарных, потеряв ших свое значение, не игравших существенной роли в культурном развитии человека явлениях, в частности таких, как вос приятие запаха. Я сошлюсь на работы Т. К. Геннинга, создавшие целую эпоху в учении о примитивных формах восприятия, кото рые у человека пошли назад по сравнению с целым рядом выс ших млекопитающих животных.

Позвольте оставшиеся несколько минут потратить на схема тические выводы. Возьмем ли мы проблему ортоскопического восприятия, или проблему осмысленного восприятия, или проб лему связанности восприятия с речью - везде и всюду мы на- 1алкиваемся на один первостепенной теоретической важности факт, в процессе детского развития на каждом шагу мы наблю дем то, что принято называть изменением межфункциональных связей и отношений. В процессе детского развития возникает связь функции восприятия с функциями эйдетической памяти и тем самым возникает новое единое целое, в составе которого нос приятие действует как его внутренняя часть. Возникает { 379 } не посредственное слияние функций наглядного мышления с функ циями восприятия, и это слияние оказывается таким, что мы не в состоянии отделить категориальное восприятие от непосредст венного восприятия, т. е. восприятие предмета как такового от значения, смысла этого предмета. Опыт показывает, что здесь возникает связь речи или слова с восприятием, что обычный для ребенка ход восприятия изменяется, если мы рассмотрим это восприятие сквозь призму речи, если ребенок не просто вос принимает, а рассказывает воспринимаемое. Мы видим на каж дом шагу, что всюду имеются эти межфункциональные связи и что благодаря возникновению новых связей, новых единств между (восприятием и другими функциями возникают важней шие изменения, важнейшие отличительные свойства развитого взрослого восприятия, которые необъяснимы, если рассматри вать эволюцию восприятий в изолированном виде, не как части сложного развития сознания в целом. Это одинаково делали и ассоциативные и структурные психологи.

Если помните, там характерные свойства восприятия оказы вались одними и теми же на ранней и поздней ступенях разви тия, и поэтому теории, рассматривавшие и рассматривающие до сих пор восприятие вне связи с остальными функциями, бессильны объяснить важнейшие отличительные свойства вос приятия, возникающего в процессе развития. Сейчас,- за неиме нием лучшего слова, я предложил бы назвать эти новые слож ные образования психических функций, которые возникают в развитии ребенка и которые уже не являются отдельными функциями, поскольку .речь идет о новом единстве, психологиче скими системами.

Итак, экспериментальные исследования показывают, как на протяжении развития ребенка возникают новые и новые си стемы, внутри которых восприятие действует и внутри которых оно только и получает ряд свойств, не присущих ему вне этой системы развития.

Интересно и то, что наряду с образованием новых межфункциональных связей восприятие в процессе развития, если можно так выразиться, раскрепощается, освобождается от целого ряда связей, характерных для него на ранних ступенях развития.

Чтобы не повторяться, скажу в одной фразе: исследования показали, что на ранних ступенях развития восприятие непосредственно связано с моторикой, оно составляет только один из моментов в целостном сенсомоторном процессе и лишь посте пенно, с годами, начинает приобретать значительную самостоя тельность и отрешаться от этой частичной связи с моторикой. По выражению К. Левина, который больше других трудился над этой проблемой, только с годами восприятие ребенка получает динамическое выражение в ряде внутренних процессов. {380} В частности, Левин показал, что только с освобождением, с дифференциацией восприятия от этой формы целостного пси хомоторного процесса становится возможной связь восприятия с наглядным мышлением.

Г. Фолькельт, Крюгер и другие лейпцигские исследователи показали: восприятие на ранних ступенях в такой же мере, как оно неотделимо от сенсомоторного процесса, так же неотделимо от эмоциональной реакции. Крюгер предложил назвать восприя тие раннего возраста «чувствоподобным», «эмоциональноподоб ным восприятием». Его исследования показали: лишь с течени ем времени восприятие постепенно освобождается от связи с не посредственным аффектом, с непосредственной эмоцией ре бенка.

В целом мы обязаны лейпцигским исследователям установ лением чрезвычайно замечательного факта, который показал, что вообще в начале развития мы не можем констатировать до статочно дифференцированных отдельных психических функ ций, а наблюдаем гораздо более сложные недифференцирован ные единства, из которых постепенно путем развития и возника ют отдельные функции. Среди них мы находим и восприятие.

Дальнейшие исследования оказались совершенно не под силу лейпцигской школе с ее ложными методологическими взгляда ми. Лишь с совершенно иных методологических позиций стано вятся понятными факты дальнейшего развития восприятия.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.