Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Рыжов Б. История психологической мысли

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

“...Изучение истории психологии есть в то же время изучение и путь
к  разрешению многих существенных психологических вопросов.”
Н.Я.Грот. Основания экспериментальной психологии.1897 г.

Человеку извечно присуще искать ответ на вопрос об устройстве мира вокруг нас и нашего внутреннего, душевного мира. «Две вещи удивляют меня», - сказал Иммануил Кант, - «звездное небо над моей головой и нравственный закон внутри меня». Истоки размышлений человечества о законах душевной жизни уводят нас в глубь веков, к самым первым проблескам цивилизации. И здесь, так же как и в поиске закономерностей строения внешнего мира, обнаруживают себя два лишь отчасти связанных между собой процесса.
Один из них - это никогда не прекращающееся накопление  фактов и феноменов психической жизни, в числе которых, например, такие известные уже в глубокой древности явления, как изменение частоты и наполнения пульса при воздействии сильного психического раздражителя, или так называемая “заразительность” эмоций. В равной мере к ним относятся и сравнительно недавно установленные закономерности типа кривой забывания Эббингауза или продемонстрированный Йерксом и Додсоном факт существования оптимума мотивации для различных видов деятельности. Все это - элементы эмпирического знания, которые нуждаются в объяснении и истолковании. Поэтому рядом с их накоплением всегда идет параллельный процесс систематизации полученных фактов, установления связей между ними и, в конечном итоге, создания психологических теорий и концепций.
В каждый исторический момент уровень эмпирического знания  определяется общим объемом имеющихся фактов и наблюдений над душевной жизнью человека. В то же время уровень развития теории будет зависеть от степени соответствия всех этих фактов известному к данному моменту способу их объяснения.
Собственная логика развития психологической теории определяется многими факторами, образующими определенное, иерархическое единство. Фактором наиболее высокого уровня является тип господствующей в данное время гносеологической традиции, вытекающий из наиболее общих принципов, на которых строится мировоззрение эпохи.
Как убедительно показал еще в середине 19 века французский философ Огюст Конт, теория сменяет три фазы эволюции. Она последовательно переходит от теологической традиции, сводящей любые явления действительности к проявлению воли Божества, к философской, и, далее, позитивной традициям. Основа философской традиции - в стремлении объяснить с рационалистических позиций сущность всех явлений природы, включая внутренний мир человека. Не прибегая при этом к идее вмешательства сверхъестественных сил.
В отличие от этого, завершающая триаду позитивистская традиция ориентирована на установление количественных соотношений между явлениями и отказ от их сущностного анализа. Таким образом, каждая традиция имеет свой особый предмет и методы исследования, формирующие характерный для нее тип мышления. Вполне закономерно, что последующая традиция решительно отвергает и методы, и тип мышления своей предшественницы.
Следующий уровень иерархии – это, складывающаяся в русле принятой гносеологической традиции, конкретная научная парадигма. Следуя мысли, предложившего этот термин американского исследователя науки Томаса Куна, отличительной особенностью научной парадигмы становится особая, только ей присущая, структура системных связей между образующими ее элементами знания.
Хотя, в принципе, любая научная теория предполагает наличие разнообразных системных связей, на практике их использование подвержено определенной исторической закономерности.

Конт (Comte) Огюст,
        (1798 - 1857)
Известный французский философ и исследователь науки, В юности был секретарем знаменитого французского социалиста А. Сен-Симона. Затем работал в Политехнической школе в Париже. Оставив преподавательскую деятельность, жил в бедности. Умер в Париже.
О.Конт явился одним из основоположников позитивизма в науке. Наибольшую известность ему принёс 6-и томный «Курс позитивной философии», вышедший в 1830 - 1842 гг.
ТЕРМИНЫ
Гносеологическая традиция (от греческого гносис – познание, гносеология - наука о познании) – означает «познавательная» традиция, определяющая на каких принципах основывается познание мира в ту или иную эпоху.
Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений

Первым видом связей, с помощью которых создаются наиболее ранние для каждой гносеологической традиции теоретические конструкции, как правило, становятся горизонтальные связи между одноуровневыми элементами. Примером таких связей могут служить ассоциации восприятия или мышления. Развитие этих связей и создание на их основе теоретических структур разного системного уровня (например, концепций восприятия и мышления) приводит к необходимости объединения этих структур в более обобщенную научную систему с помощью вертикальных связей. В рассмотренном примере это будет установление связи процессов мышления с процессами восприятия.
Переходом к еще более сложному виду системных связей является отказ от их рассмотрения в качестве статических, неизменяемых во времени соотношений между элементами. Альтернативная точка зрения состоит в том, что и горизонтальные, и вертикальные связи всегда являются динамическими  соотношениями - функциями времени, возникающими в определенный момент и исчезающими в другой.
Смена гносеологической традиции всегда означает глубокую мировоззренческую революцию, затрагивающую все стороны духовной жизни эпохи. В отличие от этого переход к новой парадигме означает научную революцию и не имеет столь драматических социальных эффектов, с которыми сопряжена смена гносеологических традиций.
Еще ниже в иерархии факторов развития психологической теории (но не в их значимости в эволюционном процессе развития психологии) лежит тип создаваемой научной концепции. Он отражает направленность характерных для этой концепции системных связей. По этому критерию, среди большинства фундаментальных психологических систем можно выделить две контрастных группы. 
Одна из них - это, так называемые, «динамические» теории, в основе которых лежит представление о главном внутреннем механизме или исходной первооснове различных психических явлений.

 

Кун (Kuhn) Томас Сэмюэл,
(1922 - 1995)

Известный американский историк и исследователь науки. Занимался теоретической физикой в Гарвардском университете, позднее работал на отделении философии в Массачусетском технологическом институте.
Популярность ему принесла вышедшая в 1962 г. книга «Структура научных революций». В ней Кун вводит понятие «парадигмы», как некоторой совокупности научных теорий, определяющих стиль и характер большинства научных исследований в определенный период времени. Доминирующее положение одной парадигмы, Кун считает периодом «нормальной науки», развивающейся по принятым стандартным образцам. Смена парадигм представляет собой научную революцию. Кун считает, что разные парадигмы не могут подвергаться сравнительному анализу, поскольку их сравнение также ведется с позиций принятой в данный момент парадигмы.

Вторая группа теорий может быть названа «структурно-функциональными», поскольку они, главным образом, направлены на изучение структуры и функциональных связей психики, оставляя их причины за пределами своего рассмотрения. 
Объединение различных типов теорий и создание на их основе целостной и внутренне гармоничной картины мира представляет собой явление чрезвычайно редкое. Оно указывает на завершение предшествующей научной эпохи и неизбежно грядущую новую научную революцию.
Накопление теоретического и эмпирического знания тесно связаны друг с другом. Тем не менее, каждый из этих процессов имеет свою особую, отличную от другого динамику, приводящую попеременно то к сближению их линий, то к их относительному расхождению. Сближение процессов в какой-либо исторический период говорит о том, что наличный уровень теоретического анализа позволяет достаточно полно и непротиворечиво объяснить всю совокупность известных к этому времени психологических явлений. Напротив, явное расхождение процессов свидетельствует о кризисе теории, ее неспособности удовлетворительно для современников объяснить действительность. Учитывая, что представление человека о себе самом теснейшим образом связано с духовным состоянием общества, закономерно, что периоды сближения психологического опыта и теории соответствуют периодам гармонического развития не только науки, но и общества в целом. И, наоборот, кризис взглядов на человеческую природу, как правило, совпадает с общественными кризисами.
С учетом сделанных замечаний, рассмотрим основные вехи и закономерности пройденного психологией исторического пути, а также важнейшие из причин, определявших особенности развития этой науки на протяжении более чем двадцати пяти веков.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.