Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Крысько В. Этническая психология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава четырнадцатая. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ

Проблематика: особенности и виды этнопсихологического исследования; принципы изучения национальной психики; основные и дополнительные методы этнопсихологических исследований; надежность этнопсихологических исследований; принципы изучения национально-психологических особенностей.
Информация к размышлению. Теория и практика выявления, измерения (диагностики) и осмысления этнопсихологических особенностей представителей разных народов и наций с помощью специальных методик еще не сформировались. В настоящее время соответствующие проблемы активно разрабатываются в русле создания эффективной методологии и логики изучения национально-психологических феноменов представителями многих отраслей знаний (психологии, социологии, этнологии). Интенсивная работа в этом направлении позволяет правильно осознать роль различных методик и процедур в целостном процессе исследования, помогает преодолевать разногласия в подходах, практикуемых разными научными школами, не допускать абсолютизации отдельных форм и методов исследования национальной психики.

14.1. Логика и принципы этнопсихологических исследований

Разработка вопросов логики этнопсихологического исследования является наиболее актуальной проблемой сегодняшнего этапа развития этнопсихологии в целом. Ее успешное решение дает возможность получать максимально точные результаты в изучении и осмыслении такого сложного феномена, каким является национальная психика.
Логика этнопсихологического исследования совокупность устойчивых представлений о взаимосвязанных этапах, формах, уровнях, методах, процедурах и стратегии изучения национально-психологических особенностей людей.
Виды этнопсихологических исследований. В настоящее время в зависимости от того, как и какие используются методы и методики, изучение национально-психологических особенностей людей может принимать форму стандартного или кросскультурного этнопсихологического исследования.
Стандартное этнопсихологическое исследование первоначально не предполагает межкультурного сравнения. Его объектом обычно выступают:

  • национальное сознание или самосознание;
  • национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы;
  • специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок;
  • отдельные национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи;
  • своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.

Для проведения стандартного этнопсихологического исследования необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик, адекватных его целям и задачам. Или могут использоваться адаптированные (модифицированные) к конкретной этнической общности существующие в психологии (и других науках) методики изучения сознания личности и социально-психологических феноменов, функционирующих в иноэтнической среде.
В настоящее время разработана специальная программа стандартного этнопсихологического исследования, в состав которой входит набор из 24 стандартизированных (специально адаптированных и модернизированных) методик, включающих: этнопсихологический опросник; методику исследования самоотношения; методику измерения локуса контроля; цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентации и социальных установок; методику измерений ценностных ориентации; личностный ориентационный опросник; опросник измерения потребности в достижениях; тест для измерения художественно-эстетических потребностей; вопросник для оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотивации к достижению цели; методику выявления импульсивности -целеустремленности; методику исследования нормативных предпочтений группы; методику оценки восприятия индивидом группы и др. [264. — С. 247]. Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, казахов, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.
Кроме того, в рамках стандартного этнопсихологического исследования часто используются методики изучения этнических стереотипов и установок, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций людей по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях естественного эксперимента.
Кросскулыпурное этнопсихологическое исследование — изучение психологических и социокультурных особенностей людей, проводимое параллельно на нескольких группах испытуемых, относящихся к разным нациям или в группах, где представители разных наций собраны вместе.
Впервые такое исследование было проведено в 1901 — 1905 американским ученым К. Риверсом, который экспериментально показал, что жители острова Мюррей, а также индейцы племени тода в меньшей степени подвержены иллюзиям, чем европейцы. Это исследование, обратившее на себя внимание многих ученых, повлекло за собой большое количество аналогичных работ по изучению самых разнообразных психологических феноменов. Общее для всех них была исходная схема построения: в зависимости от целей исследования (изучение познавательных процессов, личностных характеристик, социокультурных особенностей) подбиралась какая-либо методика из существующего психологического арсенала, адекватная поставленным задачам, и по ней проводилось сравнительное исследование испытуемых двух и более этнических групп [264. — С. 111].
При проведении кросскультурного исследования, несмотря на его кажущуюся простоту, доступность и легкость исполнения, встречаются серьезные трудности.
Во-первых, перед психологами встает вопрос о валидности методик, сравнимости полученных результатов. В идеале каждая из методик должна быть специально адаптирована к мировосприятию, традициям и привычкам конкретного народа.
Во-вторых, так или иначе необходимо вырабатывать специальные процедуры эксперимента для определенных народов, поскольку оказалось, что отношение к ним у представителей различных этнических общностей неодинаково.
В-третьих, всегда возникает вопрос: сможет ли исследователь объективно и беспристрастно сопоставлять особенности «своей» и «чужой» культуры? Или же: имеет ли он право изучать те этнические группы, к которым сам не принадлежит?
В целом кросскультурное этнопсихологическое исследование не предполагает создания каких-либо универсальных методик. Несмотря на определенные ограничения, оно даст принципиально новые результаты за счет выхода исследования за пределы одной культуры, одной этнической общности.
При изучении национально-психологических особенностей можно применять и историко-гносеологический подход. В этнопсихологических исследованиях он может быть реализован за счет изучения национально-психологических особенностей с помощью исторического анализа, контент-анализа, факторного анализа и иных методов обобщения разнообразных данных и результатов других исследований. Историко-гносеологический подход применяется тогда, когда невозможны прямые контакты с представителями той или иной национальности. Зарубежные этнопсихологи называют этот подход «методом изучения этноса на расстоянии». В этом случае анализу подвергаются исторические, политические, мемуарные, архивные или специальные источники, исследования, раскрывающие специфику формирования и развития той или иной этнической общности, ее экономики, культуры, политики, социальной и конфессиональной структуры, психологии и т.д.
Основой при этом является контент-анализ. Он отвечает таким требованиям, как объективность, надежность, валидность, позволяет использовать методы многомерного статистического обобщения, в том числе факторного и других видов анализа.
Логика этнопсихологического исследования в целом находит выражение в составляемой в каждом конкретном случае специальной программе, которая может состоять из нескольких составных частей: 1) объекта, предмета, цели, задач и гипотез и методологии исследования; 2) концептуальной модели исследования, предполагающей разработку стратегии, отбор видов, методов и методик исследования, а также осмысление критериев и показателей для оценки его результатов; 3) концепции пилотажной проверки валидности и действенности процедур исследования; 4) подведения результатов исследования и формулировки основных его выводов.
Принципы этнопсихологического исследования. Этнопсихологическое исследование, являясь достаточно сложным и объемным по содержанию, чрезвычайно значимым по своим результатам, всегда должно опираться на определенную систему анализа, фундамент которой – конкретные принципы изучения. Важнейшими из них являются: принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии; принцип анализа национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик; принцип учета многообразия проявлений национально-психологических характеристик людей; принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей.
Принцип учета различных факторов формирования этнической общности и ее психологии предполагает изучение национальной психологии как продукта исторического, экономического, политического и культурного развития и других условий, в которых живет данная этническая общность на протяжении длительного времени. Только при таком подходе можно правильно изучить, интерпретировать и осмыслить национально-психологические особенности представителей того или иного народа и специфику их проявления. Так, исторический анализ в значительной степени делает понятными такие черты, как трудолюбие, особая внутригрупповая сплоченность, присутствующие у японцев; настойчивость, чрезвычайное усердие – у китайцев; коллективизм, общинность — у русских.
В интересах правильного анализа национально-психических особенностей необходимо, кроме того, изучать: специфику проявления исторической памяти нации; характер природной среды, в которой она формировалась; генезис ее социального развития; специфику быта, жизни и деятельности, взаимоотношений различных групп, ее составляющих; особенности военной истории; своеобразие культурных связей с другими этническими общностями.
Изучая национально-психологические особенности представителей тех или иных народов, следует иметь в виду и тот факт, что определенные их характеристики могут быть результатом одновременного воздействия многих факторов материальной и духовной жизни и деятельности. Однако в каждом случае в качестве главных, определяющих выступают прежде всего экономические и социально-политические условия развития этнической общности. Связь различных характеристик национальной психики с условиями и факторами, их породившими, также нельзя понимать упрощенно, поскольку эта зависимость может быть опосредованной.
Принцип анализа национально-психологических особенностей представителей того или иного этноса в единстве с проявлениями других их характеристик ориентирует на верное осмысление того, как у различных социальных групп в структуре их общественного и индивидуального сознания переплетаются черты национальной, классовой, конфессиональной, профессиональной, возрастной и т.п. психологии. Следует в то же время всегда принимать во внимание и тот факт, что соотношение и проявление общественной идеологии и общественной психологии в жизни и деятельности этноса весьма подвижно, изменчиво. В переломные моменты развития нации, в периоды смены ее идеологических, экономических политических приоритетов перестраивается и социальная психика ее представителей, меняется «вес», соотношение в ней различных компонентов: национального, классового, конфессионального. Например, в период войны 1812г. русские крестьяне единодушно встали на защиту своей родины, на сторону своих господ. Национальное как бы перекрыло влияние классового. Находятся этому подтверждения и в новейшей истории. Так, 30 марта 1982 г. в Аргентине началась общенациональная забастовка. Мощная манифестация на Пласа де Майо была разогнана полицией. Возмущение трудящихся достигло апогея. В объявленных требованиях забастовщиков предполагались: смена экономической политики, возврат к конституции и демократии. Но 2 апреля вооруженные силы Аргентины высадились на Мальвинских островах. И в этот же день на той же самой площади Пласа де Майо собрались те же люди, которых только что разогнали за выступление против правительства. Но на этот раз они пришли, чтобы выразить поддержку акции военных. Национальная принадлежность как бы сплотила народ, вытесняя из общественного сознания классовые и идеологические различия и противоречия между людьми. И в России в 90-е гг. XX в. в период острого экономического кризиса шахтеры далеко не всегда выдвигали ультимативные требования к правительству с целью улучшения своего экономического положения, понимая реальную экономическую обстановку в стране и учитывая национальные интересы России в целом. В каждый момент политического развития в любой стране соотношение национального и классового, национального и религиозного, национального и профессионального всегда конкретно, определенно и выражено в специфической форме.
Принцип учета многообразия проявлений национально-психологических характеристик людей предполагает всестороннее осмысление и правильную интерпретацию не только всего их комплекса и специфики, но и системных исследований каждой из них. Различные элементы психологии этноса (мотивация, чувства, воля, поведение и т.д.) имеют свои собственные закономерности функционирования и развития, по-разному влияют на жизнь и деятельность людей. Для того чтобы их правильно изучить и понять, в каждом случае анализа конкретного этнопсихологического феномена требуются выработка определенной методологической позиции и выбор специальных средств и способов ее реализации. В то же время необходим и системный подход, позволяющий описать психологию этнической общности как целостное, сложно организованное единство, находящееся в непрерывном взаимодействии составляющих частей, испытывающее влияние общественной среды и стремящееся к самосохранению и самовоспроизводству в любых условиях.
Принцип сравнительности в анализе национально-психологических особенностей ориентирует на то, что этноспецифическое познается только через сравнение и сопоставление с такими же характеристиками представителей других общностей.
Психологический механизм подобного сравнения можно в определенном смысле представить на следующем примере. Французам типичный немец представляется белокурым. И действительно, блондинов в Германии больше, чем во Франции, но все же в массе немцев блондинов меньше, чем брюнетов. Следовательно, реально типичный немец блондином не является, но субъективно, в силу сопоставления, он таким кажется французам и представителям некоторых других народов. Но если сравнительность оценок физических качеств проявляется наглядно, то при восприятии психологических в частности и социальных качеств в целом этот эффект порой скрыт и требует достаточной наблюдательности. Вот характерный пример. Один англичанин длительное время жил в разных странах и заметил, что в южных странах (Италии, Испании и некоторых других) мужчины чаще пожимают друг другу руку, чем в северных (в Скандинавских странах, Англии). По мере переезда из южных стран в северные он часто ловил себя на том, что его рука постоянно оставалась в воздухе без ответного пожатия. Неслучайно представители южных стран чаще оценивают представителей северных как сдержанных, и наоборот.
Оценки национально-психологических особенностей других людей относительны. Только через сравнение можно увидеть типично национальное. Если китаец-неудачник в старости получает помощь от детей, он счастлив и рассказывает об этом всем окружающим, часто доходя до явного хвастовства. Американцы же, наоборот, в большинстве случаев скрывают такие обстоятельства и хотят представить себя абсолютно независимыми людьми, что не всегда соответствует действительности. Китайская и американская культуры совершенно разные, и надо правильно в них разбираться.

14.2. Основные методы этнопсихологических исследований

Методы этнопсихологических исследований представляют собой относительно однородные приемы и способы изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить основные и дополнительные. К основным методам исследования относятся: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.
Наблюдение метод исследования, предполагающий целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть: сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д.
При изучении психологии других народов особенно ценны наблюдения первых дней, недель, месяцев пребывания в стране. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко, тонко улавливает отличия в поведении, традициях, обычаях и т.д. В дальнейшем эта способность ослабляется. Результаты наблюдений должны строго фиксироваться и сопоставляться с данными, полученными другими способами.
Эксперимент в этнической психологии — метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей. Существует три основные категории экспериментов: лабораторные, полевые и естественные.
Главной характеристикой лабораторных экспериментов является возможность контролировать и изменять наблюдаемые переменные, благодаря которой исследователь может устранять многие внешние переменные, влияющие на результаты. К внешним переменным можно отнести, например, шум, жару или холод, снижающие продуктивность изучения национально-психологических особенностей людей.
Аргументы за: 1) благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи; 2) в лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение человека с большей точностью, чем в естественной обстановке; 3) лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.
Аргументы против: 1) утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому их результаты нельзя экстраполировать на внешний мир; 2) участники эксперимента могут реагировать на лабораторную обстановку: либо подстраиваться под требования экспериментатора, либо вести себя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора.
Примером лабораторного эксперимента может служить использование методик «подбора черт» и «свободного описания». Впервые они были применены в 1933 г. в США А. Катцем и У. Брейли. Предварительно исследователями был составлен список из 84 личностных характеристик, из которых испытуемым предлагалось выбрать такие, которые, с их точки зрения, характерны для каждой из следующих национальных групп: американцев, англичан, китайцев, немцев, итальянцев, евреев, негров, турок и японцев. В результате была установлена высокая согласованность в приписывании респондентами типичных для той или иной этнической общности личностных качеств вне зависимости от того, контактировали когда-либо опрашиваемые с лицом данной национальности или нет. Совокупность черт, выбранная испытуемыми как характеристика определенного этноса, отражала, по мнению авторов исследования, существующий в американском обществе стереотипный образ данной национальной группы.
Аналогичные исследования проводились впоследствии и в СССР (в Азербайджане, Казахстане, городах — Ленинграде, Нальчике, Улан-Удэ, Элисте). Они показали, что в обыденном сознании людей присутствуют представления о наличии специфических национальных черт, которые имеют глубокие корни. Эти представления нужно изучать в интересах регулирования межнациональных отношений, снятия конфликтности во взаимодействии представителей различных этнических общностей. Например, исследование 120 казахов и 20 русских, проживающих в Казахстане, выявило, что для казахов русские предстают трудолюбивыми, дружелюбными, общительными и отзывчивыми людьми, а для русских казахи — трудолюбивыми, щедрыми, консервативными, властолюбивыми, высокомерными. Эксперимент позволил вовремя зафиксировать определенный негативизм в отношении русских к казахам и принять соответствующие меры для улучшения этих взаимоотношений [8].
В полевых экспериментах лабораторная обстановка заменяется более естественной. Вместо того чтобы изучать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее.
Аргументы за: 1) сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий; 2) экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения.
Аргументы против: 1) поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут остаться незамеченными для участников; сходным образом тонкие реакции участников могут остаться незаметными и для самого экспериментатора; 2) по сравнению с лабораторной обстановкой экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений; 3) возникают проблемы этического характера — такие, как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.
Примером полевого эксперимента может служить изучение свободных реакций представителей конкретных этнических общностей на заданные экспериментатором стимулы. Существует три основные разновидности такого рода исследования: а) направленный эксперимент с ограниченным количеством реакций, в ходе проведения которого слова-стимулы и слова-реакции могут быть либо одного, либо разных классов, что предварительно жестко обговаривается во время инструктажа; б) свободный эксперимент (наиболее часто использующийся), когда ограничивается количество слов-стимулов, но в выборе реакций на них испытуемый свободен; в) эксперимент с множественными ассоциациями, когда испытуемый неограничен ни в количестве реакций, ни в их направленности, более того, исследователь поощряет максимальное разнообразие и многочисленность актуализируемых ассоциаций.
В качестве стимулов для ассоциаций могут использоваться, например, наименования цветов и их оттенков. Анализ ассоциативных полей цветообозначений «красный», «белый», «желтый» и «синий» у представителей 12 этнических групп (русских, украинцев, белорусов, словаков, поляков, англичан, американцев, немцев, французов, казахов, киргизов и узбеков) показал, что основные ассоциативные связи между стимулами и реакциями национально специфичны. Резко отлична у различных этнических групп частота подведения исходного цветообозначения под общее понятие (типа «белый цвет»): у немцев, американцев, поляков, словаков, русских, украинцев и белорусов эта частота значительно выше, чем у тюркоязычных испытуемых, особенно у казахов и киргизов. Резко отличается также увязывание слова-стимула с объектами окружающего мира, типичными носителями данного признака. Так, стимул «желтый» у русских ассоциируется с одуванчиком; у украинцев — с подсолнухом; у французов — с золотом и яичным желтком; у американцев, казахов, киргизов – с маслом, а у узбеков — с просом.
Этноспецифичны также реакции, в которых реализовано символическое переосмысление исходного слова. Так, желтый цвет у русских, белорусов, поляков, немцев и французов символизирует измену, разлуку; у немцев он связан с ненавистью, завистью, фальшью; у поляков — со злостью; у американцев — с трусостью; для русских, поляков, американцев и немцев этот цвет также связан с предупреждением об опасности [265. — С. 24 — 25].
Естественные эксперименты представляют собой такие исследования, когда руководитель не может управлять действиями участников. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, учебное учреждение, предприятие бытового обслуживания и т.д.), а психолог может изучать лишь полученный результат.
Аргументы за: 1) поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес; 2) из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем.
Аргументы против: 1) поскольку экспериментатор практически невластен над изучаемыми переменными, установление причинно-следственных связей весьма сложно; 2) поскольку на поведение, действия и поступки людей влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.
Начало таким экспериментам в этнопсихологии положил американский ученый Ла Пьер, в 1934 г. путешествовавший с китайской супружеской парой по США, останавливаясь с ними в 67 гостиницах и обедая в 184 ресторанах. По прошествии шести месяцев он разослал 250 писем владельцам тех же гостиниц с единственным вопросом: как они отнесутся к тому, чтобы принять у себя представителей китайского этноса. 92 % ответов были отрицательными. Установленное таким образом несоответствие между предполагаемыми и реальными действиями получило название «парадокс Л а Пьера».
Впоследствии были разработаны и другие методики. Для изучения характера отношений в той или иной этнической группе часто используют технику, впервые реализованную американским ученым Р. Бохнером в 1972 г. Методика состоит в следующем. В один день в разных газетах публикуют два аналогичных объявления типа: «Молодая семья без детей хочет снять небольшую квартиру...», отличающиеся друг от друга только указанной в них национальностью и разными телефонами. Помощники экспериментатора фиксируют количество звонков по разным объявлениям. Чем больше звонков будет по какому-либо объявлению, тем, с точки зрения экспериментатора, лучше отношение к указанной в нем этнической группе.
Достаточно широкое распространение за рубежом получила «методика потерянных вещей». В первоначальном варианте она заключалась в разбрасывании в публичных местах большого количества якобы потерянных писем (запечатанных конвертов с указанным адресом и адресатом). По замыслу авторов, тот выбор, который сделает поднявший письмо, является индикатором отношения к персоне, которой оно адресовано. Варьируя данные адресата (прежде всего его фамилию, имя и отчество, типичные для того этноса, отношение к которому изучается), можно выяснить реальное отношение к любой этнической группе.
Есть и другие возможности для изучения национально-психологических особенностей при наблюдении за поведением, действиями и поступками людей, которые являются естественной реакцией на ситуации, искусственно созданные исследователем (например, методики исследования этнической толерантности личности, методики «множественной идентификации» в группе и др.).
Опрос в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки, предполагающий получение информации по заранее продуманной системе. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками, может содержать элементы тестового исследования, представленные в открытом или скрытом виде.
Форма опроса бывает разной.
Устный опрос применяется тогда, когда для исследования важен не только сам ответ, но и реакция, которой он сопровождался, тон, поза, интонация, жесты и т.д. опрашиваемого.
Письменный опрос проводится, как правило, в форме анкетирования и позволяет охватить большое число респондентов, что очень важно для этнопсихологического исследования.
Устный и письменный опросы могут проводиться в свободной или стандартизированной форме. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают также очный (личный) опрос, который реализуется в форме непосредственного контакта, и заочный опрос, где непосредственный контакт не предусмотрен.
Опросы проводятся в развитых зарубежных странах довольно часто по различным проблемам. Знание результатов опросов, их анализ помогают глубже понять национально-психологические особенности.
Беседа — важный метод исследования, который предполагает получение информации об изучаемых национально-психологических особенностей людей в ходе непосредственного общения как с ними самими, так и с их социальным окружением. В последнем случае он выступает как элемент обобщения независимых характеристик.
Необходимо добиваться того, чтобы беседа носила целенаправленный характер и проводилась с различными категориями людей. Так, мнение мелкого бизнесмена о национально-психологических особенностях населения может отличаться от мнения рабочего, ученого и т.д. Это связано с тем, что различные социальные группы граждан, с одной стороны, включены в систему строго определенных межличностных отношений; с другой — представители различных социальных, профессиональных и иных групп по-разному воспринимают национально-психологические особенности других людей.
В ходе бесед важно уметь правильно ставить нужные исследователю вопросы, правильно систематизировать и осмысливать полученные сведения. Нужно знать и то, как представители конкретных этнических общностей относятся к самой беседе, на какие темы они больше любят общаться. Так, по данным исследований, американцы готовы чаще всего порассуждать о работе, здоровье, деньгах, спорте, текущих событиях в стране и за рубежом. Англичане имеют иные склонности, реже говорят в свободное время о работе и семейных проблемах. Японцы практически совсем не откликаются на беседы по интимным вопросам и т.д.
Интервью в этнопсихологическом исследовании — метод, используемый в целях предварительного знакомства с национально-психологическими особенностями людей.
Впервые его применил профессор Амстердамского университета Ван Дейк для выявления специфики осмысления испытуемыми предлагаемых текстов. Он исходил из того, что в основе понимания текста, рассказа лежат ситуационные модели, сущностью которых являются не абстрактные стереотипные знания, а воздействие реальной ситуации из личного опыта слушающего и говорящего. Из этих реальных ситуаций строятся схемы-модели мыслительной деятельности, состоящие из ограниченного числа категорий, находящихся в определенной последовательности и взаимозависимости. Когда кто-либо слушает или старается понять текст (рассказ), интерпретируя его для себя, он тем самым актуализирует свою схему, наполняя ее конкретной информацией. Модель, согласно Ван Дейку, есть когнитивный аналог ситуации, она не остается неизменной на протяжении жизни. Из каждой новой ситуации, через которую проходит человек, он извлекает новую информацию о мире, которая аккумулируется в памяти в идеальных образах-моделях. Типовая модель лежит в основе любого текста, рассказа представителей различных этнических общностей, которую и необходимо анализировать.
Апробация данного метода В. Ф. Петренко показала, что анализ текстов (рассказов), собранных в ходе интервью, дает исключительно богатую информацию о своеобразии сознания и специфики мышления представителей конкретных народов, особенно, если в процедуру проведения внести следующие изменения, позволяющие полно использовать все возможности: а) интервью нужно строго формализовать, чтобы рассказы респондентов были более сопоставимы; б) интервью должно быть не о национально-психологических особенностях в целом, а о ситуациях, в которых они могут проявляться [264. — С. 77].

14.3. Дополнительные методы этнопсихологических исследований

К числу дополнительных методов этнопсихологических исследований обычно относят: метод изучения этнических стереотипов, метод контент-анализа, количественные методы, моделирование, региональную картотеку человеческих отношений, тренинг кросскультурных умений.
Метод изучения этнических стереотипов представляет собой использование специальных методик, предназначенных для исследования устойчивых ценностных ориентации, установок, представлений (истинных или искаженных) об этнических общностях и психологии их представителей.
В настоящее время больше всего применяются психосемантические методики, например, разработанные В. Ф. Петренко. В одной из них стимульный материал представляет собой 40 оценочных биполярных шкал. Анализ проводится по десяти выделенным факторам, в соответствии с которыми по всей выборке дифференцируются образы исследуемых народов, что позволяет изучить национальные стереотипы на уровне образа. Эта методика дает возможность более глубоко исследовать и механизмы стереотипизации.
Широко применяется и методика «множественной идентификации» того же автора, с помощью которой можно проводить сопоставление ролевых позиций и выявление стоящих за ними идентификаций через описание характерных поступков. Апробация этой методики проводилась на материале русской и азербайджанской выборок (девушек-студенток от 20 до 30 лет), для которых было выделено 90 возможных поступков из семейно-бытовой сферы: «познакомиться с парнем на улице», «стремиться к высшему образованию», «распоряжаться семейным бюджетом», «курить сигареты», «изменить мужу в ответ на его измену» и т.д. Поступки выделялись с учетом их типичности для сопоставляемых культур и естественности для исследуемой социальной группы. Испытуемые оценивали значимость каждого поступка по шестибалльной шкале с 12 ролевых позиций: 1) я сама; 2) моя мать; 3) идеал женщины с моей точки зрения; 4) идеал женщины, принятый в обществе; 5) типичная женщина; 6) женщина 40 лет назад; 7) женщина через 20 лет; 8) женщина с неудавшейся личной жизнью; 9) презираемая мною женщина; 10) русская (для азербайджанок) и азербайджанка (для русских); 11) грузинка; 12) эстонка. Формой обработки данных и одновременно формой их представления выступало построение семантических пространств с использованием факторного анализа, который позволил свести множество поступков к обобщенным «типичным» показателям, объединяющим сходные поступки в одно измерение [264. - С. 143-144].
Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях (от англ, contents — содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: специфику проявления национального сознания и самосознания, черт национального характера и темперамента, других национально-психологических особенностей людей.
В настоящее время существуют специальные программы для ЭВМ, которые помогают автоматически проводить такой анализ и оценку при условии предварительного ввода соответствующего текста в компьютер. При широкой компьютеризации, создании соответствующего банка данных такой метод исследования становится все более доступным и перспективным (уже сегодня газеты могут высвечиваться на дисплее, многие книги печатаются с помощью ЭВМ и т.д.).
Количественные методы в этнопсихологии — совокупность способов, приемов, методик для описания процедур получения и выражения формализованного результата в этнопсихологических исследованиях с использованием современных достижений математики и вычислительной техники.
Количественные методы находятся в тесной связи и взаимодействии с методиками качественного анализа. Тормозят процесс применения количественных методов трудности формализации знаний при изучении, анализе и обобщении национально-психологических особенностей людей, недостаточный уровень подготовки кадров и отставание технической оснащенности.
Метод моделирования в этнопсихологии — совокупность способов и приемов для создания моделей определенного периода в развитии психики представителей конкретных этнических общностей, а также их национально-психологических особенностей.
Региональная картотека человеческих отношений (Human Relations Area Files — HRAF) — метод, применяющийся в основном зарубежными исследователями и заключающийся в обобщении, классификации и систематизации хранения этнографических и этнопсихологических данных.
Его автор — Д. Мердок — начал работу над картотекой в конце 30-х гг. XX в. Сейчас она представляет собой около полумиллиона страниц печатного текста, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни, деятельности, поведения и национально-психологических особенностях многих этнических общностей мира, сгруппированные по двум признакам: территориально-культурному и предметному.
Полный микрофильмированный текст HRAF хранится только в США, ФРГ и Швеции, выдержки из него — в научных библиотеках многих стран мира. Для этнопсихологии HRAF интересен тем, что там зафиксированы типичные этнопсихологические характеристики и способы поведения, свойственные представителям конкретных этнических общностей [264. — С. 225].
Тренинг кросскультурных умений — совокупность способов, приемов и методик для активного обучения людей навыкам познания и осмысления этнопсихологических и этнокультурных особенностей. В тренинге используются специальные социально-психологические средства самопознания, мониторинг и программирование межличностного поведения в иной культурной среде.

14.4. Надежность этнопсихологических исследований

Надежность этнопсихологических исследований — фундаментальная характеристика этнических исследований, которая показывает, в какой степени представительны полученные научные результаты, насколько они устойчивы при повторных исследованиях.
По сути дела, надежность этнопсихологических исследований заключается в правильности и точности выбранных методик, в репрезентативности выводов.
Она достигается путем:
1)  привлечения большого количества экспертов из разных этнических и социальных групп при оценке национально-психологических особенностей представителей конкретной нации.
Так, путешественники бессознательно выделяют в психологическом портрете любого этноса те черты, которые помогают в странствиях по свету, коммерсанты в психологическом портрете того же этноса выделяют несколько иные черты — те, что связаны с успешностью проведения коммерческих операций, военные чаще обращают внимание на моральный дух и боевые качества, которые являются составляющими морально-психологического состояния войск конкретного государства, и т.д.
Скажем, у немцев путешественник обычно констатирует их сдержанность и малую общительность, коммерсант отмечает их практичность, доходящую до высокой степени экономности, военный — дисциплинированность, исполнительность, склонность к порядку. Психоаналитики же нередко считают, что стимулом настойчивости представителей этой нации, ставшей причиной интенсивного развития немецкой экономики, выступает стремление компенсировать горечь поражения во Второй мировой войне. В свою очередь, сами немцы с готовностью подчеркивают стремление нации к выживанию в борьбе с многочисленными врагами, стремление к самоутверждению среди других народов путем напряженного и хорошо организованного труда. Истина рождается при анализе различных точек зрения, мнений различных экспертов;
2) совмещения результатов экспертных оценок с самооценками, с самосознанием представителей конкретной этнической общности.
Так, чеченский народ высоко чтит своих предков. Нередко в семьях помнят своих родичей до 7— 10-го поколения. В этой связи события на Кавказе в XVIII—XIX вв., переселение чеченского народа в 40-е годы XX в. воспринимаются личностно близко, через судьбы конкретных родственников. Поэтому события 1994 — 1996 и 1999 — 2001 гг. в Чечне, эмоции, возникающие на этой основе, нельзя сводить к результатам одной лишь деятельности политиков последних лет. Здесь проявляется накопившийся за долгие годы груз тяжелых переживаний, своеобразное отношение к метрополии, пустившее глубокие корни в национальном самосознании этого народа.
Внешние эксперты нередко сводят национальные особенности чеченцев к агрессивности, враждебности, воинственности. Сами же представители этого народа склонны считать себя справедливыми, миролюбивыми, почитающими своих предков людьми, выполняющими их заветы;
3)  использования различных взаимодополняющих и взаимопроверяющих друг друга методик, методических подходов.
Так, мнение экспертов может быть дополнено:
результатами контент-анализа наиболее часто употребляемых тем или иным народом терминов, понятий, ключевых слов, взятых из книг, эпоса, мифологии;
привлечением в помощь этнопсихологам специалистов-психоаналитиков;
анализом основных религиозных доктрин и концепций, норм религиозной морали и нравственности конкретного народа;
привлечением методов математической статистики, теории вероятностей и т.д. (однако экспериментальная этнопсихология только подходит к массовому применению статистических методов в своих исследованиях);
межкультурным сравнением результатов тестирования однотипными тестами и т.д.;
4) репрезентативности исследования. В математической статистике репрезентативность — главное свойство выборочной совокупности, состоящее в близости ее характеристик (состава, средних величин, дисперсии и т.д.) соответствующим показателям генеральной совокупности, которую выборочная совокупность представляет.
Так, при анализе национально-психологических особенностей евреев важно учитывать, что представители этой национальности живут как на территории Израиля, так и в других странах мира. И было бы не совсем корректно по данным изучения евреев, проживающих в какой-то конкретной стране, делать обобщающие выводы об их психологии без проведения аналогичных исследований в государствах, где проживает большинство представителей этого народа.
Валидность — одна из важнейших характеристик психологической диагностики, один из основных критериев ее качеств. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно ему.
Проблема валидности возникает в ходе разработки и практического применения метода (методики) исследования, когда требуется установить соответствие между степенью выраженности интересующей национально-психологической особенности и критериями и показателями (методом, методикой) ее изучения.
Валидность указывает, что именно измеряет методика и насколько хорошо она это делает: чем валиднее методика, тем лучше отображается в ней феномен, ради изучения которого она создается.
Надежность этнопсихологических исследований во многом зависит от опоры на определенные принципы сравнения и сопоставления их результатов.
Принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей — это исходные положения, с помощью которых можно добиваться эффективности их изучения. Психологическими характеристиками, определяющими морально-деловые качества, поведение, действия и общение людей, все нации наделены равномерно. Для того, чтобы их правильно изучить и осмыслить, и нужно сравнение и сопоставление. Обычно выделяют следующие принципы сравнения и сопоставления национальной психики.
Принцип четко обоснованных и достоверных показателей показывает, что национально-психологические особенности людей должны сопоставляться и сравниваться на основе четко обоснованных показателей при учете своеобразия проявления того класса психологических феноменов, которые функционируют в процессе осуществления конкретного вида деятельности. Только в этом случае может быть достигнута методологическая и теоретическая достоверность, обеспечивающая практические возможности правильного осмысления показателей.
Принцип сравнения и сопоставления значимых и равнозначных величин ориентирует на сравнение и сопоставление лишь существенных и равнозначных величин национальной психологии. Могут быть некоторые отклонения в их проявлении у различных представителей данной нации, так как форма проявления и сущность вещей в ряде случаев непосредственно не совпадают. Вместе с тем необходимо находить обобщающие характеристики явлений и характера их функционирования в исследуемой деятельности.
Принцип историка-гносеологического подхода показывает, что сравнение и сопоставление должно вестись на основе определенной стратегии. Следует учитывать условия, в которых, с одной стороны, формировались национально-психологические явления, а с другой — проводилось исследование. Необходимо познавать национальную психологию людей с точки зрения того, как она возникла, какие главные этапы в своем развитии проходила, и с точки зрения этого ее развития смотреть, чем она стала теперь.
Принцип верификации и валентности методов и методологии исследования нацеливает на то, что сравнение и сопоставление национально-психологических особенностей людей возможно только на основе четко продуманной теории методологии исследования, с помощью методик, адаптированных к конкретному этносу и имеющих одинаковую валидность в различных этнических выборках.
Принцип непротиворечивости и согласованности результатов сравнения и сопоставления ориентирует на то, что итоги исследования национально-психологических особенностей людей не должны противоречить всей имеющейся совокупности информации об этносе и психологии его представителей и на то, что эти итоги должны согласовываться с другими известными фактами и результатами их изучения.

* * *
Национально-психологические явления, с которыми мы сталкиваемся в различных сферах жизни, сложны и многообразны. Необходимо использовать весь имеющийся в настоящее время арсенал подходов к пониманию специфики их проявления и функционирования.
Вместе с тем психологическая наука пока еще не сделала максимума возможного для исследования национально-психологических особенностей людей, выявления своеобразия их влияния на межэтнические отношения. Активизация дальнейшей работы ученых в этой области позволит решить многие проблемы, связанные с предотвращением недопонимания между разными народами, налаживанием сотрудничества и взаимопомощи между ними.

Задания для самоконтроля

  • Перечислите и охарактеризуйте виды этнопсихологических исследований.
  • Перечислите основные и дополнительные методы этнопсихологических исследований.
  • Дайте определение надежности этнопсихологического исследования.
  • Назовите принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей людей.

Направления дальнейшего совершенствования знаний

    • Составьте программу стандартного этнопсихологического исследования.
    • Составьте программу кросскультурного этнопсихологического исследования.
    • Сформулируйте критерии для сравнения и сопоставления следующих национально-психологических особенностей: национального самосознания, национальных чувств.
    • Опишите показатели надежности для исследования проявлений эмоционально-волевой сферы национальной психики.

    БИБЛИОГРАФИЯ

      • Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
      • Абхазский узел. — М., 1994.
      • АгабаевА.В. Советский Туркменистан. — М., 1989.
      • Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М., 1983.
      • Айдаров А. Г. Становление новых праздников и традиций. - Алма-Ата, 1967.
      • Акишина А. А., Кано X. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.
      • Акопов Г. В. Психолого-педагогическая характеристика группового сознания первичного коллектива: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Л., 1991.
      • Актуальные проблемы психологии и педагогики в Казахстане. — Алма-Ата, 1990.
      • Актуальные проблемы этнической психологии. — Тверь, 1992.
      • Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1980.
      • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 1999.
      • Арутюнян С.М. Нация и ее психический склад. — Краснодар, 1966.
      • Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. — М., 1987.
      • Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А. А. Этносо-циология. — М., 1999.
      • Асмолов А. Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1976.
      • Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск, 1979.
      • Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». — М., 1973.
      • Баграмов Э.А. Национальный вопрос и буржуазная идеология. — М., 1966.
      • Бадмаев П. А. Мудрость в русском народе. — Пг., 1917.
      • Бадмаева 3. Б. Национально-психологические особенности калмыков: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997.
      • Бердяев Н.А. Душа России. — М., 1992.
      • Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. — Пг., 1921.
      • Библиотека для чтения. — СПб., 1837. — Т. 3.
      • Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.
      • Бороноев А. О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советсткого народа. — Л., 1978.
      • Бороноев А. О., Павленко В.Н. Этническая психология. — Л., 1994.
      • Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русские: Характер и судьбы страны. — Л., 1992.
      • Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. — М., 1973.
      • Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1981.
      • Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: В поисках новых подходов. — 1989.
      • Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы русской науки. — М., 1983.
      • Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в СССР. — М., 1986.
      • В лабиринтах самоопределения: Этнополитический облик Молдовы. — М., 1993.
      • Ватутин М. К возраждению славяно-русского самосознания. - СПб., 1911.
      • ВежбицкаяА. Язык. Культура. Познание. — М., 1997.
      • Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары, 1970.
      • Вопросы национальной психологии. — Черкесск, 1972.
      • Вопросы этнической психологии. — Нальчик, 1979.
      • Воронов Г.Н. Старые и молодые народы и наследственность. — М., 1888.
      • Вундт В. Психология народов: В 10 т. — СПб., 1902.
      • Выготский Л. С. К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств // Педология. - 1929. -№3.
      • Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1934.
      • Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
      • Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.
      • Гаджиев А.Х. Методологические и прикладные проблемы марксистско-ленинской этнической психологии. – Махачкала, 1977.
      • Гаджиев А. X. Проблемы марксистской этнической психологии. — Ростов н/Д, 1982.
      • Гаджиев А.Х. Социально-психологические проблемы марксистско-ленинской этнической психологии. — Махачкала, 1978.
      • Гачев Г. Д. Национальные образы мира. — М., 1988.
      • Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. — М., 1959. — Т. 6.
      • Гнатенко П. И. Национальный характер: Мифы и реальность. — Киев, 1984.
      • Гнатенко П. И., Кострюкова Л. О. Национальная психология: анализ проблемы и противоречий. — Киев, 1990.
      • Головатенко А. И. История России: спорные проблемы  — М., 1995.
      • Горячева А. И., Макаров М.Г. Общественная психология. — Л., 1979.
      • Гражданские движения в Латвии. — М., 1990.
      • Гражданские движения в Белоруссии. — М., 1990.
      • Гражданские движения в Кыргызстане. — М., 1991.
      • Гражданские движения в Литве. — М., 1993. — Т. 1,2.
      • Гражданские движения в Таджикистане. — М., 1990.
      • Гражданские движения в Узбекистане. — М., 1994.
      • Грдзелидзе Р. К. Межнациональное общение в развитом социалистическом обществе. — Тбилиси, 1979.
      • Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. — М., 1986.
      • Губогло М.Н., Червонная С.М. Крымско-татарское национальное движение. — М., 1992. — Т. 1,2.
      • Гумилев Л. Н. География этноса в исторический период. — М., 1990.
      • Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. — М., 1992.
      • Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — М., 1995.
      • ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.
      • Дагестанский этнополитический ареал. — М., 1993.
      • Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.
      • Дашдамиров А. Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Советская этнография. — 1983. — № 2.
      • Дашдамиров А. Ф. Нация и личность. — Баку, 1976.
      • Деркач А.А., Крысько В. Г. Национально-психологические предпосылки эффективности идейно-воспитательной работы в коллективе. — М., 1990.
      • Джандилъдин Н.Д. Единство интернационального и национального в психологии советского народа. — Алма-Ата, 1989.
      • Джандилъдин Н.Д. Природа национальной психологии. — Алма-Ата, 1971.
      • Диндзе В. Ф. О национальном воспитании: Опыт привлечения внимания к насущному вопросу. — СПб., 1913.
      • Доржиева И. Е. Народные традиции трудового воспитания у бурят. — Новосибирск, 1980.
      • Дреев О. И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. — Л., 1982.
      • Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: Идеология и практика // Советсткая этнография. — 1991. —№ 1.
      • Дробижева Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. — М., 1996.
      • Дробижева Л. М. Актуальные задачи: Союз с социальными психологами // Советская этнография. — 1983. — № 4.
      • Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. — М., 1980.
      • Дуброва Я. И. История калмыцкого народа. — Элиста, 1968.
      • Душков Б. А. Проблема исторического развития этнической психологии. — М., 1979.
      • Евреинов Г. А. Пределы здравого русского национализма. -СПб., 1912.
      • Еликбаев Н.Е. Социализм и национальная психология. -Алма-Ата, 1978.
      • Ерофеев И. А. Туманный Альбион. — М., 1982.
      • Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. — М., 1988.
      • Залюбовская Е. В. Вопросы этнопсихологии в работе гида-переводчика. — М., 1990.
      • Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамики массового сознания // Социологические исследования. — 1993. — № 8.
      • Здравомыслов А. Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования. — 1996. — № 12.
      • Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. — М., 1991.
      • Зеленин X. М. Очерки русской мифологии. — Пг., 1916.
      • Иванова М. Г. Истоки удмуртского народа. — Ижевск, 1994.
      • Идентичность и конфликт в постсоветском государстве. – М., 1997.
      • Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. — М., 1991.
      • Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. — М., 1985.
      • История ВКП(б). Краткий курс. — М., 1945.
      • История дипломатии. — М., 1941.
      • История и современность. — М., 1993.
      • Кавелин К. Д. Собр. соч.: В 4 т. - СПб., 1899.
      • Казачество возрождается. — М., 1994. — Т. 1, 2, 3.
      • Калтахчян С. Т. Марксистско-ленинская теория наций и современность. — М., 1983.
      • Каранашвши Г. В. Этническое самосознание и традиции. –Тбилиси, 1984.
      • Карлов В. В. Этнокультурные процессы новейшего времени. – М., 1993.
      • Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на них. — М., 1990.
      • КарнышевА.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: Социальная психология, история, политика. — Улан-Удэ, 1997.
      • Карнышев А. Д. Социальная психология и образование. – Улан-Удэ, 1993.
      • Касьянова К. О русском национальном характере. — М., 1993.
      • Ковалевский П. И. Национальное воспитание и образование в России. — СПб., 1910.
      • Козлов В. И. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии // Советская этнография. — 1983. -№2.
      • Козлов В. И. Динамика численности народов. — М., 1969.
      • Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
      • Королев С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. — М., 1970.
      • Костомаров Н. Русские нравы. — М., 1995.
      • Крживицкий Л. Психологические расы: Опыт психологии народов. — СПб., 1902.
      • Крысько В. Г. Влияние национально-психологических особенностей на боевую деятельность личного состава армий империалистических государств. — М., 1987.
      • Крысько В. Г. Национально-психологические особенности личности состава «сил самообороны» Японии. — М., 1986.
      • Крысько В. Г. Социальная психология. — М., 2001.
      • Крысько В. Г. Социально-политическая и психологическая характеристика населения Китая. — М., 1982.
      • Крысько В. Г., ДеркачА.А., Саракуев Э.А. Этнопсихология. — М., 1992.-Ч. 1-2.
      • Крысько В. Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. – М., 1996.
      • Кудрявцев Ф.А. История бурят-монгольского народа. — М., 1940.
      • Куликов И. Д. Национально-психологические особенности личного состава армии АРЕ: Дис.... канд. психол. наук. — М., 1988.
      • Кцоева Г. У. Этнические стереотипы в системе межличностных взаимоотношений: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1995.
      • Ладанов И.Д., Пронников С. Р. Японцы: Этнографические очерки. — М., 1984.
      • Лебедева Л.М. Социальная психология этнических миграций. - М., 1993.
      • Лебедева Н. М. Новая русская диаспора: Социально-психологический анализ. — М., 1997.
      • Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. — М., 1999.
      • Лебон Г. Психология народов и масс. — М., 1996.
      • Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. — М., 1956.
      • Левкович В. П. Методика изучения супружеских отношений в смешанных семьях. — М., 1993.
      • Левкович В. П., Зуськова О.Е. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.
      • Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: Наследственность и среда. — М., 1993.
      • Ленин В. И. Социализм и война // Поли. собр. соч. — Т. 26.
      • Леонтьев А. А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. — 1983. — № 2.
      • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
      • Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. — М., 1856.
      • Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984.
      • Лосский Н. О. Характер русского народа: В 2 кн. — Париж, 1957.
      • Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII —XIX века). — СПб., 1994.
      • Луганский Н.И. Влияние национально-психологических особенностей населения ФРГ на морально-боевые качества личного состава бундесвера: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 1968.
      • ЛурияА.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
      • Лурье С. В. Метаморфозы традиционного сознания. — СПб., 1994.
      • Лурье С. В. Историческая этнология. — М., 1997.
      • Люди советского Азербайджана. — Париж, 1987.
      • Макиенко В. М. Образы русской речи. — М., 1986.
      • Малинаускас К. Национальная психология и ее место в духовной жизни социалистических наций. — М., 1975.
      • Маматов М. М. Психический склад нации и его особенности. — Ташкент, 1980.
      • Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. — М., 1994.
      • Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в русской психологической науке (середина XIX — начало XX в.): Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — М., 1994.
      • Мацейкив М.А. Некоторые аспекты этнической психологии в наследии А. А. Потебни // Исторический путь психологии. - М., 1992.
      • Метелица Л. М. Единство интернационального и патриотического воспитания. — М., 1982.
      • Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. — М., 1993.
      • Многонациональный коллектив: Управление и руководство. — Фрунзе, 1986.
      • Молдаване. — Париж, 1989.
      • Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. — М., 1996.
      • Муратов М. В. Неизвестная Россия. — М., 1919.
      • Мясищев В. Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. — М., 1965.
      • Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении: Дис.... канд. психол. наук. — М., 1995.
      • Надеждин Н. И. Об этнографическом изучении народности русской (26 ноября 1846 г.) // Записки Русского географического общества. — СПб., 1847. — Кн. 2.
      • Надирашвили Ш. М. Понятие установки в общей и социальной психологии. — Тбилиси, 1974.
      • Национальная культура и общение. — М., 1977.
      • Национальное и интернациональное в современном мире. -Кишинев, 1981.
      • Национально-культурная специфика речевого общения. -М., 1977.
      • Национальные истории в советском и постсоветском государствах. — М., 1999.
      • Национальные отношения: Словарь. — М., 1997.
      • Николайчук Г. П. Психология нации и ее влияние на моральные силы многонациональной социалистической армии. — М., 1979.
      • Новикова Л. И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. — М., 1997.
      • Овсяников В.Н., Молостов Б. В. Советская Россия. — М., 1989.
      • Овсяника-Куликовский Д. Н. Психология национальности. — М., 1922.
      • Овчинников В. В. Сакура и дуб. — М., 1989.
      • Оконешникова А. П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. ... д-ра психол. наук. — Якутск, 1989.
      • Орлов А. В. Процессы интернационализации советского образа жизни: Этносоциальные системы. — Киев, 1966.
      • Павленко В.Н., Таглин С. А. Факторы этнопсихогенеза. — Харьков, 1993.
      • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л., 1967.
      • Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: Исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М., 1983.
      • Платонов /0.77. Русская цивилизация. — М., 1995.
      • Платонов Ю. 77., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. — СПб., 1993.
      • Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. — М., 1995.
      • Политология на российском фоне. — М., 1994.
      • Политология. — М., 1993.
      • Полторак А.И. Нюрнбергский процесс. — М., 1969.
      • Поршнев Б. Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. — М., 1973.
      • Поршнев Б. Ф. Принципы социально-этнической психологии. — М., 1961.
      • Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1966.
      • Прабхупада С. Бхагават Гита как она есть. — Вильнюс, 1990.
      • Пресняков А. Е. Первый опыт истории русского самосознания. – СПб., 1901.
      • Прибалты: Историко-социологический очерк. — Париж, 1985.
      • Природа и население России: В 4 ч. / Под ред. В. В. Битнер. -СПб., 1890.
      • Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: Этнопсихологические очерки). — М., 1985.
      • Разбуженный Татарстан. — М., 1994.
      • Размышления о России и русских: Штрихи к истории русского национального характера. — М., 1994.
      • Результаты одного исследования // Психологический журнал. — 1989. — № 4.
      • Республика Беларусь. — Минск, 1991.
      • Решетов A.M. Этнопсихологические проблемы изучения народов. — М., 1981.
      • Риверс У.Х. Психология и этнология. — М., 1926.
      • Риттих А.Ф. Четыре лекции по русской этнографии. – СПб., 1895.
      • Роковые решения. — М., 1958.
      • Роль религиозных культов в деятельности и поведении народов Средней Азии. — Алма-Ата, 1987.
      • Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. — М., 1991.
      • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946.
      • Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.
      • Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1960.
      • Рудник С. Т. Советская Украина. — М., 1989.
      • Русская идея. — М., 1992.
      • Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. — М., 1994. — Т. 1,2.
      • Русский народ: его нравы, обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М., 1992.
      • Салимова К. И. Восхождение к успеху: (Воспитание в Японии). - М., 1995.
      • Семья и быт народов Прибалтики. — М., 1962.
      • Серова Н. Н. Культура межнационального общения. -Минск, 1986.
      • Синкевич З.В. Национальное самосознание русских: (Социологический очерк). — М., 1996.
      • Синкевич З.В. Этносоциология. — СПб., 1994.
      • Словарь практического психолога. — Минск, 1997.
      • Смоляк А. В. Шаман: Личность, функции, мировоззрение: Народы Нижнего Амура. — М., 1991.
      • Советский Таджикистан. — М., 1990.
      • Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979.
      • Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998.
      • Соловьев В. С. Национальный вопрос в России: Соч. — М., 1990.-Т. 1.
      • Социальная психология. — Л., 1978.
      • Социальное и национальное: Опыт этносоциальных исследований по материалам Татарской АССР. — М., 1973.
      • Социально-культурный облик советских наций (по материалам социологического исследования). — М., 1986.
      • Социальные очерки о советской Эстонии. — Таллинн, 1985.
      • Социология межнациональных отношений в цифрах. — М., 1996.
      • Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советском городе. — Л., 1987.
      • Стереотипы в общественном сознании. — М., 1988.
      • Стефаненко Т. Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. — М., 1993.
      • Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М., 1999.
      • Строганов В. Русский национализм, его сущность, история и задачи. — СПб., 1912.
      • Суворова Д.Г. Критика этнопсихологических концепций современной буржуазной социологии. — Алма-Ата, 1971.
      • Сухарев В., Сухарев М. Европейцы и американцы глазами психолога. — Минск, 2000.
      • Сысоев Е. Г. Обычаи и нравы ненцев // Культура народностей Севера: Традиции и современность. — Новосибирск, 1986.
      • Татария: Опыт этносоциологического исследования. — Казань, 1989.
      • Токарев С. А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.
      • Традиции в эстонской семье. — Таллинн, 1985.
      • Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси,1961.
      • Уледов А. К. Общественная психология и идеология. — М., 1985.
      • Урсин М.Г. Очерки психологии славянского племени. -СПб., 1887.
      • Фон Тхи Ким Нган. Социальное восприятие в условиях межэтнического общения: Дис.... канд. психол. наук. — М., 1990.
      • Феденко Н. Ф., Луганский Н. И. Некоторые национально-психологические особенности населения и личного состава армий империалистических государств. — М., 1966.
      • Федотов Г. П. Судьба и грехи России. — М., 1991. — Т. 1, 2.
      • Фетисов И. В. Особенности национальной психологии испанцев: Дис.... канд. психол. наук. — М., 1995.
      • Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А. И. Эмиграция и эмигранты: История и психология. — СПб., 1995.
      • Хабибулин К. Н. Национальное самосознание и интернационалистическое поведение. — Л., 1989.
      • Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. — Ростов н/Д, 1997.
      • Цамерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе. — М., 1979.
      • ЧарквианиД.А. Информация, противоречия и смена социальных установок. — Тбилиси, 1980.
      • Челпанов Г. И. Социальная психология или «условные рефлексы». — М., 1926.
      • Чимитова С. Ц. Национально-психологические особенности воспитания бурятов: Дис.... канд. пед. наук. — М., 1994.
      • Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. — М., 1989.
      • Шаронов В. В. Психология класса: Проблемы методологии исследования. — Л., 1975.
      • Шермухамедов С. И. Национальная форма социалистической культуры узбекского народа. — Ташкент, 1961.
      • Шермухамедов С. И. О национальной форме культуры узбекского народа. — Ташкент, 1961.
      • Шихирев П. Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 1.
      • Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — М., 1927.
      • Шпет Г. Г. Психология социального бытия. — М., 1996.
      • Штейнталъ X., Лацарус М. Мысли о народной психологии. — СПб., 1865.
      • Штейнталъ X. Грамматика, логика и психология // История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. — М., 1965.
      • Этническая психология: Этнические процессы и образ жизни людей. — М., 1984.
      • Этнические стереотипы поведения. — Л., 1985.
      • Этнополитическая мозаика Башкортостана. — М., 1992. – Т. 1, 2, 3.
      • Этнопсихолингвистика. — М., 1978.
      • Этнопсихолингвистика. — М., 1988.
      • Этнопсихологические проблемы развития личности. — Баку, 1985.
      • Этнопсихологические сюжеты. — М., 1992.
      • Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. – М., 1998.
      • Этнос. Идентичность. Образование. — М., 1994.
      • Этнос, нация, общность: Этнологический словарь. — М., 1996.
      • Этносоциологические особенности русских. — М., 1992.
      • Юм Д. О национальных характерах. — СПб., 1992.
      • Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975.
      • Янкул И. И. Из психологии народов. — Одесса, 1885.
      • Allport G. М. Attitudes // С. М. Murchison (ed.). The Handbook of social psychology. — Wochester, 1935.
      • Benedict R. Patterns of culture. — Boston, 1934.
      • Benedict R. The chrysanthemum and the sword. — Boston, 1946.
      • BerlinВ., Kay P. Basic color terms: their universality and evolution. — Berkeley, 1969.
      • Bock P.K. Continuities in psychological anthropology. — San-Francisco, 1980.
      • Brishn R. W., Cushner K., Cherne C., Yong M. Intercultural interactions: a practical guide. — Beverly Hills (Cal.), 1986.
      • Crosscultural adaptation. — N.Y., 1987.
      • Crosscultural perspectives on Learning. — N.Y., 1975.
      • Crosscultural psychology: research and applications. — Cambridge, 1992.
      • Daun A. Swedish way of thinking. — London, 1989.
      • Doob L.N. The behavior of attitudes. — Washington, 1947.
      • Dudicha L. The attitudes of college students toward war and the Germans before and during the second world war // Journal of Social Psychology. — 1942. — Vol. 15.
      • Duijker H., Freida N. National charaeter and national stereotypes. - N.Y., 1980.
      • Gorer R., Rickman J. The people of Great Russia: a psychological study. — London, 1949.
      • International research in Crosscultural investigations. — London, 1982.
      • KardinerA. The psychological frontiers of society. — N. Y., 1946.
      • KardinerA. The psichological frontiers of society. — N. Y., 1945.
      • Le Vine R.A., Campbell D. T. Ethnocentrism: Theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior. — N.Y., 1972.
      • Lemelin R. Pathway to the national character. — London, 1974.
      • Linton R. The cultural background of personality. — N. Y., 1945.
      • Matsumoto D. Culture and psychology. — Pacific Grove (Cal.), 1996.
      • Political Psychology. — London, 1986.
      • Psychological investigations in the begining of 20-th century. – N.Y., 1934.
      • Race differences in intelligence. — San-Francisco, 1987.
      • Segall M., Campbell D. Т., Hersokovits M.J. The influence of culture on visual perception. — Indianapolis, 1966.
      • Smith М. В. Social Psychology and Human Values. — Chicago, 1969.
      • Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. — Cambridge, 1981.
      • Toward general theory of action. — Cambridge, 1951.
      • Toward understanding Crosscultural relations. — Cambridge, 1998.

      Ваш комментарий о книге
      Обратно в раздел психология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.