Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Галин А. Психологические особенности творческого поведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 8. Выводы из психологии творчества

Суицидальный риск и его избегание

Из приведенных данных опроса студентов с состояниями отчаяния перед прозрениями следует, что состояние свободы, обусловленное необходимостью обновления поведения личности, иногда граничит с риском суицида.

Ранее (Галин А. Л., 1975, Короленко Ц. П., Галин А. Л, 1978) было показано, что чем больше мышление человека является двоичным (оценки по типу 0 или 1), категоричным, тем в ситуациях психологических кризисов больше риск суицида. Этот риск меньше, если мышление является более сложным, неоднозначным.

На стадии преобладания понятийно-логического мышления мышление всегда более или менее двоично. Поэтому риск суицида при переживании сильных эмоций самоотрицания в этих случаях существует. Следует отметить, что инициатива самоотрицания в такого рода состояниях принадлежит подсознанию и оно знает то позитивное, ради которого все это отрицание «затевается».

Поэтому, несмотря на самоотрицание на уровне сознания, человек обычно чувствует то позитивное стремление к обновлению, которое в себе несет его подсознание и которое оно в себе таит.

По мере прохождения «лабиринтов творчества» отрицания становятся мягче, поскольку человек на основе предыдущего опыта предчувствует, что позже будет поворот к позитивному, знает, что эмоции после прозрения бывают весьма радостными. Однако смягчение переживаний самоотрицания проявляется не всегда.

Человек может долго заниматься творчеством, при этом в нем по тем или иным причинам назревает необходимость сильного обновления взглядов и самого творческого поведения, в этих случаях чувства самоотрицания могут переживаться вновь с

202

большой силой. Пример тому состояния Л. Н. Толстого, отраженные в его произведении «Исповедь».

У тех, кто хорошо знает творчество по своему личному опыту, при необходимости сильного обновления мировоззрения и творческого поведения прежние состояния отрицания могут повторяться в острых формах.

Прилагательное «острых» используется здесь по аналогии с медицинским «острые» заболевания в отличие от вялых или хронических.

Случай с Л. Н. Толстым замечателен тем, что он переживал эти состояния владея искусством слова, поэтому его описания стремлений к самообновлению в «Исповеди» столь блестящи. Выражение состояний отчаяния в письменном или устном слове помогает отреагировать отрицательные эмоции, осознать их и от них перейти к выражению содержания подсознательного, которое в данный момент волнует или занимает больше всего.

Обновление творческого поведения Л. Н. Толстого выразилось, в частности, в том, что он стал излагать свои мысли и переживания, если так можно выразиться, «публицистичнее», объединяя логические рассуждения с художественными описаниями, возможно, оно также касалось и искреннего обсуждения некоторых вопросов, которые им раньше не обсуждались.

Форма письма Л. Н. Толстого, а это существенная сторона его творческого поведения, эволюционировала, если иметь в виду пятиступенчатую схему, от «левого» стиля к срединной более высокой, более гармоничной форме.

Одна из сторон действия алкоголя на психику человека и профилактика алкоголизма

Двое незнакомых мужчин сидят в электричке один напротив другого. Один время от времени оглядывается назад. Сидящий напротив спрашивает:

«Че ты оглядываешься?»

— «А тебе че?»

— «Ну че ты все оглядываешься? »

— «А тебе какое дело?»

203


«Ну скажи, че ты оглядываешься?»

— «Да должен был приятель на остановке зайти. А тебе че?» Пристающий слегка пьян. Он спрашивает:

«Хочешь выпить? » Достает бутылку.

Тот, который сидит напротив него, смотрит с изумлением, затем берет бутылку и отпивает из нее.

Пристававший немного расспрашивает и начинает рассказывать: об охоте на зайцев зимой, о лайке, которую он понимает лучше, чем людей (можно догадываться, что он и на движения людей обращает внимание больше других потому, что много обижается с собакой и занимается охотой, вероятно, он соскучился по собеседнику), рассказывает о разводе, о своей несложившейся семейной жизни, между прочим высказывает обиды или как бы жалуется на свою жизнь, успокоившись переключается на оптимистичные разговоры о внуках и рассказывает о них... Полное откровение перед незнакомым человеком! Тот слушает, поддакивает, кивает головой и лишь иногда вставляет в монолог короткие реплики.

В том, что происходит, кроме всего прочего, нетрудно заметить перевод информации из подсознания в сознание. Подвыпивший выражает то, что его больше всего волновало, строит планы, говорит об идеях охоты, о новой дрессировке собаки. Его поведение соответствует поговорке: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Так называемое «расторможивание» нервной системы, возникающее под действием алкоголя, помогает многое рассказать, обсудить, «отреагировать» эмоции и даже прийти к некоторым новым выводам.

Легкое опьянение ослабляет логический контроль поведения. Кроме того, оно переключает внимание на восприятие конкретной ситуации, в которой находится человек, перемещая внимание в ситуацию «здесь и сейчас», чаще всего делает человека более общительным, «стимулирует» непосредственное выражение чувств, т. е. как бы меняет роли левого и правого полушарий головного мозга в регуляции поведения.

Вследствие этого алкоголь может создавать более подходящие, чем были ранее, внутренние условия для перевода информации из

подсознания в сознание. Этот перевод чаще всего осуществляется через устное слово и действия, движения, жесты, т. е. через самые простые, распространенные формы свободного самовыражения (гл. 5).

Так называемые положительные эмоции или «эйфория» обусловливаются не столько прямым действием алкоголя на организм человека, сколько эффектами перевода информации из подсознания в сознание, пусть перевода частичного, стимулированного искусственно, но все же перевода.

Преобладающая часть эмоций при употреблении алкоголя является производной от его регулирующего действия на психику человека.

Многие люди не умеют переводить информацию из подсознания в сознание или этот перевод у них по тем или иным причинам затруднен. Алкоголь оказывается тем физиологическим регулятором, который помогает это сделать. Если и существует влияние алкоголя на уровне физиологической эйфории, то оно дополняется эмоциями и переживаниями, подобными эмоциям и переживаниям во время вдохновения. Достаточно хотя бы прикоснуться к ним: возникает ощущение согласия с собой, радости, уверенности в себе, желание поделиться идеями с окружающими и другие близкие к указанным эмоции и переживания.

Одним из явных признаков того, что важная часть действия алкоголя - отреагирование эмоций, накопившихся в подсознании, является то, что даже у деградированных алкоголиков обычно сохраняется потребность пить в компании, т. е. с кем-то, кто позволит выговориться.

Можно также заметить, что, если по тем или иным причинам самоконтроль усилен (человек рассудочен, озабочен делами), так называемый «эйфоризирующий» эффект действия алкоголя практически не проявляется: движения подсознания в этом случае в поведении не выражаются и остаются заблокированными. Большая часть положительных эмоций от принятия алкоголя является производной от его регулирующего влияния.

Из сказанного можно сделать следующий вывод:

204

205


стратегическая линия профилактики пьянства и алкоголизма - обучение переводу информации из подсознания в сознание.

Такой перевод со временем приведет к умению проходить все стадии творчества.

Профилактика, как известно, отличается от лечения: в лечении, в частности, большую роль играет устранение последствий физиологических привычек.

Женщина, настрадавшаяся от алкоголизма мужа и очень хорошо знающая из своей жизни, что это такое, говорит о зяте, который днем работает в НИИ, а по ночам пишет рассказы «Пишет, так хоть не пьет!»

Она не одобряет ночное бодрствование, считает подобные занятия не практичными, не очень нужными, но терпит их- как бы не было увлечений худших!

Между прочим, в своих словах, сталкивающих, казалось бы столь разные стороны жизни, она оказывается правой.

Если пишет, т. е. умеет или учится или учился переводить информацию из подсознания в сознание, или, проще говоря, умеет выражать в слове то, что его волнует, основы потребности в употреблении алкоголя нет (если эти основы рассматривать с предлагаемых позиций). Более того, он заинтересован и в ясном сознательном мышлении, поскольку по личному опыту знает, что оно подготавливает прозрения со всеми благоприятными эмоциями, следующими за ними.

То же можно сказать о художнике, об изобретателе, о любом другом человеке, вышедшем на уровень систематически проявляющегося творчества в любой сфере деятельности.

Такой человек может «принимать алкоголь» за компанию, иногда в соответствии с традициями, но основы для пьянства и алкоголизма в его душе нет, выпивки противоречат его самовыражению, оно лучше, полнее, естественнее осуществляется с помощью других средств.

Отрицательные физиологические последствия регуляции психологических состояний с помощью алкоголя или ее «побочные эффекты» остаются, они со временем накапливаются, кроме того,

существуют определенные трудности этой регуляции, связанные с определением («подбором») дозы алкоголя.

Определяя действие алкоголя на психику в целом можно провести множество разграничительных линий ( \ - обозначение этих линий в тексте):

под влиянием алкоголя, стимулируется выражение «неформальных чувств», неформальное общение, употребление небольших доз алкоголя расслабляет человека, но \ возникающие под его действием состояния близки к черезмерной «любвеобильности», развязности, расторможенности сексуального поведения;

более свободное выражение чувств близко к \ выражению огрицательных эмоций, в том числе агрессии, которая может достигать желания «прицепиться» к любому человеку, может доходить до дискредитации любых ценностей и представлений;

за счет сосредоточения внимания на ситуации действие алкоголя близко к \ ослаблению логического (отвлеченного, обобщающего) мышления, т.е. к снижению мышления по типу органического поражения головного мозга, в особенности при передозировке выпивки, при плохом качестве алкогольных суррогатов;

ситуационное и обратимое снижение уровня мышления \ соседствует со стойким снижением мышления, а оно, в свою очередь связано с деградацией личности;

стимуляция физиологических функций действием алкоголя близка к \ снижению иммунитета в отсутствии алкоголя или под его влиянием;

выражение неформальных, дружеских, «компанейских» чувств \ 5лизко к попаданию в зависимость от компаний, в том числе, как эбычно выражаются, «сомнительных» компаний;

непосредственное, свободное поведение \ близко к необдуманным, импульсивным поступкам, нарушениям поведения.

Иногда пробуждение творчества характеризуют словами «из юд земли забил родник». Если использовать эту метафору, то чожно заметить, что у некоторых людей ручеек от него запружен,

206

207


«ключевая вода» скапливается, алкоголь оказывается тем средством, которое «запруду» прорывает.

Хлынувшая вода может размывать берега. Тот, чье подсознание освобождается от контроля со стороны сознания слишком быстро, чьи подсознательные движения смешиваются с предрассудками, может совершать поступки, опасные для себя и для других.

Разграничительных линий, отделяющих хорошее от плохого или допустимое от недопустимого много, удержаться в равновесии, отделяющем одно от другого, трудно, при длительном и регулярном употреблении алкоголя это практически

невозможно.

Положительное действие алкоголя на психику человека можно сравнить с островком, окруженным болотом. Причем со временем островок уменьшается, болото вокруг него увеличивается.

То, что сказано об алкоголе, разумеется, относится и к наркотикам, которые, по сути, являются тем же регулятором, но более сильным, с большим разрушающим действием на организм и большими риском «перерегулировок» (передозировок).

О замене роли, которую выполняли наркотики в жизни некоторых людей, ролью творчества фактически пишут К. Гроф и С. Гроф (1996). Холотропное дыхание - лишь средство, помогающее осуществить соответствующий переход.

ЕСЛИ ЛЮДИ НЕ ЗАХОТЯТ ОСВАИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО, СТРЕМЯСЬ К ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ЦЕЛЯМ И ДОСТИЖЕНИЯМ, ЖИЗНЬ БУДЕТ ЗАСТАВЛЯТЬ ИХ ДЕЛАТЬ ЭТО ПУТЕМ НАКАЗАНИЙ, СО ВСЕМИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЭТОГО.

Изложение психологических знаний, делающее мышление читателя более гармоничным

Перевод информации из подсознания в сознание осуществляется в состоянии, близком к балансу в работе сигнальных систем. Творчество близко состоянию указанного баланса, иначе оно нарушается. Из этого следует, что психологические тексты, излагающие новые представления по психологии творчества, должны быть написаны языком»

208

близким к балансу нервосигнального (художественного) и второсигнального (рассудочного) мышления, в них должна быть фиксирована (отражена) и образно-художественная сторона того, о чем идет речь, и интерпретация рассматриваемых явлений с логико-понятийной стороны.

Если говорить о необходимости и полезности баланса в работе сигнальных систем или близких к этому состояний для нормального развития личности, вряд ли кто-то серьезно будет возражать против этого и доказывать, что необходимы и полезны односторонние состояния, тем более длительные. Положение о балансе в работе сигнальных систем как хорошей психологической норме можно считать принятым. Но от этого положения часто нет перехода к соответствующему построению психологических текстов.

Стоя на одном берегу реки (II), можно показывать на другой (I) и говорить: тот берег тоже хорош, на нем тоже стоит бывать! Он может принести пользу...

Или можно после переправы на другой берег и обратно говорить то же самое.

С точки зрения слов ничто не меняется.

С точки сути разница велика.

Аналогично, находясь в рамках понятийно-логического мышления (II), можно говорить о том, что образное мышление (I) тоже хорошо, что его стоит учитывать, хорошо в него погружаться! Оно может приносить большую пользу познанию... При этом оставаться в плену понятийно-логического мышления.

Или можно говорить то же самое, но при этом переключаться, перевоплощаться, переходить из одного состояния в другое. Есть разница?

Кто живет, а кто только говорит, что надо жить?

Более того, кому доступны оба берега, доступно еще и третье - плавание по реке или движение в потоке, который ограничивается берегами. Если иметь в виду аналогии, то третье - это интуитивно-эвристическое мышление, возникающее на основе взаимодействий образного мышления и мышления понятийно-логического.

209


Если общее положение о балансе в работе сигнальных систем соответствует стилю изложения и отражено в тексте, можно говорить о конгруэнтности, т. е. соответствии учения и формы его изложения или об органическом единстве учения и стиля изложения.

Если такого соответствия нет, поведение психологов несколько странно.

Однажды в Томской области в болотистом лесу мы искали клюкву. Впереди нас шел опытный проводник, которому мы верили. В руке у него была толстая палка, он весело болтал и вел нас вперед. Все было бы хорошо, но через несколько часов мы пришли туда, откуда вышли. Мы не на шутку встревожились и снова двинулись вперед. Я стал наблюдать за проводником. Тяжелая палка тянула его в сторону и, если наблюдать на большом расстоянии, становилось отчетливо видно, что он идет по дуге в сторону. Теперь уже мы были более осторожными, по пути клали пучки травы на ветки. По меткам вернулись в лесную избушку.

Психологи напоминают такого проводника. Они говорят о том, что надо идти прямо, но заворачивают направо или налево, в зависимости от того, куда их «тянут» имеющиеся у них психофизиологические особенности. Хотя дело, может быть, состоит в недостаточной зрелости психологических знаний.

Чтобы в общих чертах определить зрелое психологическое знание, можно воспользоваться рисунком винтовой лестницы (см. рис. 13), который приводился для объяснения развития личности.

Уход влево - внешнее отражение явления на уровне впечатлений и чувств, на уровне наблюдений.

Уход вправо - размышления об интересующем явлении, отдельные правильные выводы, касающиеся интересующего явления.

Вершина винтовой лестницы - баланс образно-чувственного и понятийно-логического отражения явления; всестороннее понимание явления увязано с представлением о нем, представление сформировано под влиянием размышлений и целостно. В связи с этим уровнем можно также говорить о синтезе противоположных

представлений об изучаемом явлении, которые на этом уровне оказываются взаимодополнительными.

Абстрактно-аналитические, обобщенные, отвлеченные знания необходимы, но они недостаточны.

В качестве иллюстрации того, что в психологии не все обстоит наилучшим образом, можно привести результаты опроса.

После определения гармоничного мышления, как такого, в котором художественно-образная сторона дополняется логико-понятийной интерпретацией того, о чем идет речь, и иллюстрации такого мышления с помощью записей М. М. Пришвина слушателям ИППК задавался следующий вопрос: «чтение литературы по психологии в большом количестве гармонизирует Ваше мышление или делает его дисгармоничным?»

Результаты оказались следующими. Из 30 опрошенных б человек (около 20 %) указали, что длительное чтение литературы по психологии делает их мышление дисгармоничным; 21 человек (около 70 %) указали и то и другое в зависимости от обстоятельств и характера литературы; 1 женщина указала, что чтение литературы по психологии делает ее мышление гармоничным; 2 человека дали ответы неопределенные. Можно привести пример «среднего» ответа.

«Я не читаю психологическую литературу в большом количестве. Обычно я просматриваю новую или рекомендованную литературу и делаю короткие заметки. Если что-то оказывается необычным, спорным или нетривиальным, я читаю книгу целиком. Серьезную книгу разбираю вторично по разделам. В целом, чтение психологической литературы гармонизирует мышление, особенно чтение литературы, написанной в разных стилях. Вообще говоря, действительно гармоничный психологический текст хорошо взвешен, он, как правило, изобилует литературными пассажами, жизненными историями или историческими событиями. Для меня образцы литературного стиля в психологии это: Юнг К. Г., Ницше Ф., Левин К., Фрейд 3., Джеме У.

Некое чувство дискомфорта возникает, если усиленно питаться научными статьями, опубликованными в специальных журналах. Учебники вообще читать невозможно (здесь я

210

211


полностью солидарен с Б. Шоу, который высказался по поводу учебника, чти это книга, которую невозможно читать). Учебник начисто разрушает мышление.

Очень благотворное влияние оказывает чтение первоисточников, в которых прослеживается процесс мышления, а не проявлен только результат» (А. Г.).

В ряде случаев слушатели ИППК отметили, что чтение литературы по психологии делает их мышление дисгармоничным.

Если анализировать стили представления психологических знаний, то можно заметить, что знания, изложенные языком односторонней рассудочности, не надежны. Это можно показать с помощью примеров.

(То же относится к текстам, написанным чисто художественным языком без изложения общих мыслей, на которые они намекают, но это отдельный вопрос, и он может обсуждаться в другой раз).

Приведем пример общего рассуждения из книги известного

автора.

«Как человек ведет себя, как он действует, какими индивидуальными свойствами он обладает, как он развивается - это проблемы общей психологии, условно иногда определяемой как индивидуальная психология».

С первого взгляда трудно определить, верно это высказывание

или нет.

Рассмотрим то же высказывание в соединении с конкретными описательными примерами.

«На улице была весна, ярко светило солнце. Девушка подошла к юноше, взглянула на него и слегка покраснела. Преодолев робость, она взяла юношу под руку.

Как человек ведет себя, как он действует, какими индивидуальными свойствами он обладает, как он развивается - это проблемы общей психологии, условно иногда определяемой как-индивидуальная психология».

Может быть, это проблемы возрастной психологии?

Сделаем другую подстановку.

«Мужчина связался с компанией картежников и алкоголиков. Несколько раз дрался. Несколько раз находился в заключении. Через

212

годы стал тихим, но окончательно спился. Стал безликим, обыкновенным алкоголиком.

Как человек ведет себя, как он действует, какими индивидуальными свойствами он обладает, как он развивается - это проблемы общей психологии, условно иногда определяемой как индивидуальная психология».

Или проблемы, о которых идет речь, - медико-психологические?

Мало того, что смысл общей части меняется в зависимости от конкретных образов, которые имеются в виду, даже краткого упоминания конкретных образов достаточно, чтобы понять, что общее высказывание не верно ни в том, ни в другом случае.

Научная лаборатория работает, все ездят в экспедиции, выступают на семинарах, шеф пишет книгу, в которой очень хорошо представлены общие слова, причем все члены лаборатории знают конкретный опыт, стоящий за общими словами. Книга кажется насыщенной идеями и информационно-емкой.

Проходит пять лет, лаборатория разъезжается, приходят новые сотрудники, берут книгу и не знают, что подразумевалось за текстом, какие факты и наблюдения. Многое в тексте не отражено. Общие слова становятся неинтересными и несут мало информации.

Изложение материалов без фиксации художественно-образной, эмпирической, описательной стороны изучаемых явлений не надежно. Информация плохо передается от человека к человеку и, следовательно, во времени. Труды становятся неинтересными и во многом непонятными даже через месяцы и годы, тем более они непонятны и неинтересны через десятилетия.

С помощью «подстановки» конкретных примеров можно убедиться, что общие слова, в которых поначалу трудно разобраться, не правильны.

На основе приведенного примера можно догадываться, что фиксация художественно-образной, эмпирической, описательной стороны изучаемых явлений имеет значение для понимания

213


изучаемых явлений, т. е. имеет определенный эвристический потенциал.

Пример. В книге Р. Фишера и У. Юри (1992 с. 26). высказывается следующая мысль по поводу переговоров: «По мере того как каждая сторона начинает соперничать с другой в великодушии и желании идти навстречу, досгижение соглашения становится вполне вероятным. Однако оно может не быть разумным». Казалось бы, доказать эту мысль довольно трудно.

Р. Фишер и У. Юри упоминают рассказ ОТенри о бедной супружеской паре, когда любящая жена продает свои волосы и покупает мужу красивую цепочку для часов, а муж, не знающий об этом, продает свои часы для того, чтобы купить жене красивый гребень. После этого примера все становится понятным мгновенно, кроме того, можно отметить, что знания, представленные в гармоничной форме, лучше запоминаются. Это важно иметь в виду в связи с информационной перегрузкой учащихся и студентов.

В 1966/67 учебном году в Новосибирском государственном университете академик А. Д. Александров читал лекции о науке и нравственности.

Между прочим, он рассказал притчу о медведе и пасечнике, иллюстрирующую то, что не всегда лучшие стремления, добрые намерения приводят к лучшим действиям (история восходит к басне И. А. Крылова «Пустынник и медведь»).

Кроме этого, он приводил множество блестящих общих рассуждении.

Прошло 2 года. Содержание лекции подзабылось, но притча помнилась хорошо.

Прошло 5 лет, 10 лет, впечатление - то же и еще контрастнее. Через 20 и 35 лет притча остается в памяти.

Можно в сокращенной форме пересказать притчу.

У медведя был лучший друг - пасечник. Он угощал медведя медом, и тот в нем души не чаял.

Однажды пасечник уснул. Медведь сидел рядом, оберегая своего друга. На лоб пасечнику села муха.

Медведь не мог стерпеть того, что его другу кто-то мешает. Он взял булыжник и стукнул по мухе ..

214

Не всегда бействия, управляемые хорошими намерениями, приводят к хорошим результатам.

Притчу вполне можно отнести и к обращению с состояниями транса (грез). Не учитывая реальные состояния тех, с кем общаются, люди часто не ведают, что творят.

В речных двустворчатых раковинах встречаются жемчужины, в среднем в одной из 400. В Красном море, для того чтобы добыть жемчужину, нырялыцик опускается под воду до 800 раз. К счастью, в раковине иногда обнаруживается несколько жемчужин.

Так же редки во многих научных текстах вкрапления гармоничного мышления. Если текст разделить на абзацы, гармоничные «текстовые конструкции» тоже во многих изданиях обнаружатся в среднем один раз на 400. Или реже...

Роль, подобную роли конкретных случаев или примеров, которые оказываются общезначимыми, в тексте могут играть и рисунки. Их можно разделить на натуралистические и символические.

Символические рисунки близки к мысли, они - словно выражение мысли в графической форме. По отношению к общим рассуждениям рисунки выполняют роль «переключателей», влияют на подвижность мышления в плане: понятийно-логическое - образное. Но они часто «не достают» до чувственно воспринимаемой реальности, так как отражают ее в символической, обобщенной форме. Поэтому при всей помощи выражению мысли, а также ценности они могут создавать иллюзию конкретности.

Для улучшения изложения психологических преде гавлений символические рисунки следовало бы дополнять натуралистическими, устанавливающими связи с конкретной реальностью (вспоминаются рисунки А. С. Пушкина в рукописях стихов) или дополнять их натуралистическими описаниями, единичными примерами.

Подчеркнуть значение гармоничных форм изложения можно с помощью понятия синергизма (синергии).

Понятие «синергизм» в научный обиход психологов, как отмечает А. Г. Маслоу (1999, с. 211), ввела Рут Бенедикт в 1941 г.

215


Синергизм внутри человека означает интеграцию различных действующих в нем сил, в частности подсознательного и сознательного.

А. И. Крейк (2001) подчеркивает синергийные возможности активизации личности. При этом линия возможного повышения синергийных эффектов вследствие соединения (взаимодополнения) художественно-образного мышления и мышления понятийно-логического им не упоминалась.

Изложение знаний в стиле притч с истолкованием строится в соответствии с законами синергетики. Ту же роль могут выполнять примеры из жизни, рисунки, соединенные с их логико-смысловой интерпретацией.

Шум волн... песок... крупные камешки на берегу... деревья... голубое небо... запах влаги... брызги от волн...

Можно сказать, что эти слова «якорят» состояния человека, связанные с морем, т. е. по механизмам условных рефлексов напоминают о них, обычно успокаивают, улучшают настроение.

В подобных описаниях создается контакт подсознания и сознания, даже если нет ясного перевода информации из одной сферы в другую, при этом часто трудно выделить слова, которые напоминают о давних ощущениях больше всего. Однако подобные включения в текст усиливают его воздействие на читателя. Соединение художественно-образных описаний и их логико-понятийных интерпретаций создает эффекты, превосходящие простую сумму двух, создает синергийные эффекты активизации мышления, активизации личности.

Если вспомнить высказывания А.Ф. Лазурского о том, что талантливость и гениальность человека связана с большей «одаренностью» человека психической энергией, круг замкнется:

мышление, повышающее психологическую синергию, повышает психологическую энергию человека, энергия делает его более активным и деятельным.

В этой связи также вспоминаются предположения Б. Г. Ананьева (1968, с. 274) о том, что полушария головного мозга в своих взаимоотношениях могут порождать дополнительную энергию. Речь идет, возможно, даже не о «порождении» энергии в

прямом смысле слова, а . о возможности согласованного, содружественного действия полушарий, когда энергии как бы не слагаются, а умножаются одна на другую, порождают третье, большее. В обычном поведении энергии полушарий головного мозга могут и вычитаться или проявлять себя независимо одна от другой. хотя эта «независимость» всегда относительна.

Из психофизиологии мозга известно, что при смене активности полушарий головного мозга небольшая активность одного из них помогает следующей за ней активности другого (и наоборот). Но, если активность одного из полушарий становится очень большой, оно может угнетать активность другого.

Из этого следует ценное правило поведения, но, для того чтобы сделать его психологическим и применить на практике, следует определить «амплитуду» желательной смены активности полушарий, причем определить ее субъективно-психологически.

Несмотря на то что в этих вопросах многое не понятно, ясно, что краткие истории (примеры) и их истолкования или притчи с истолкованиями соответствуют диапазону отношений полушарий, когда одно активизирует другое. Из этого следует метод нормализации состояния некоторых консультируемых, состоящий, если говорить коротко, из чтения, изучения притч, затем их составления, применения соответствующих подходов к решению своих проблем.

Возможности разъяснения психологических проблем с помощью притч велики.

Если смотреть на качели сбоку, то при переходе от левого крайнего положения к правому крайнему возникает состояние полета. В момент перехода от образов к рассуждениям тоже возникает ощущение полета, но не физического, но умственного, может быть, в некоторых случаях -Духовного.

Человек не является существом полностью гармоничным, но может ощущать полет хотя бы мгновения.

Другой вариант на ту же тему.

С точки зрения физики свет на микроуровне может быть представлен и в виде волны (непрерывное) и в виде частицы (дискретное). Правильными оказываются оба подхода к его

216

21-


изучению, они дополняют друг друга. Это положение было сформулировано Н. Бором и именуется «принцип дополнительности».

Если обращаться к тексту, то непрерывное — это последовательность событий, как они есть в их естественных взаимосвязях, дискретное — извлечение разных событий, предметов и явлений из разных мест по принципу смыслового сходства, вычленения смыслов, действия с ними.

Можно сказать, что Духовный свет подобен свету физическому: чтобы возник его проблеск, в тексте образное (непрерывное, описательное) должно дополняться смысловым (дискретным, аналитическим).

Третий пример.

Канатоходец с шестом в руках может находиться на канате сколько, сколько захочет, прогуливаясь по нему. Почему это возможно? Потому, что двигаясь, он не старается находиться в жестком равновесии, но совершает микроколебания около идеальной середины, отклоняясь от нее на небольшую величину то влево, то вправо.

То же можно сказать о гармонии в мышлении. Если ее понимать как жесткую, например рассудочную и лишь приближающуюся к конкретным явлениям, в равновесии не удержишься, уйдешь в сторону, будешь находиться в плену логики. Если рисовать образы, намекая на мысль, не высказывая ее, тоже уйдешь в сторону, останешься в плену образа.

Уравновешенность в мышлении достигается, если есть переключения от образов к рассуждениям и обратно.

Один из недостатков психологических знаний, иногда проявляющийся у начинающих психологов и у психологов, повышающих квалификацию, - неумение приложить знания к практике.

Отчасти это можно объяснить часто встречающимися особенностями развития сигнальных систем, выражающимися в том, что люди легко переводят знания из первой сигнальной системы (от наблюдений) во вторую сигнальную систему (описание на уровне слов) и хуже делают это в обратном направлении. Но в

значительной мере этот недостаток обусловлен и структурой изложения знаний, в которой просто не показаны связи: образ (чувство ситуации) - общие рассуждения и обратно.

В этом смысле знания часто отрывочны: приводятся некие общие рассуждения, причем пути перехода от них к реальности не показаны. По предположению они настолько просты, что для интеллектуалов очевидны. Однако они очевидны лишь для авторов рассуждении, да и то не всегда; опыт показывает, что для другого такого же интеллектуала общие слова и рассуждения зачастую служат поводом для того, чтобы запутаться или недопонять общие рассуждения (в плане возможных приложений к практике).

Абстрактное знание - это полузнание.

Иногда говорят или пишут о том, что обобщенные абстрактно-аналитические рассуждения - «высшее знание», оно не доступно прямому наблюдению, оно специфически-человеческое. То и другое достоинство может быть отнесено и к синтезу абстрактно-аналитических рассуждении и образного отражения реальности. Такой синтез достигается после абстрактно-аналитических размышлений и вбирает их в себя, он тоже «специфически-человеческий», кроме того, он создает представления, соответствующие реальности.

Психологические знания, изложенные в гармоничной форме, легче применять на практике.

Изложение психологических знаний должно быть более индуктивным или просто индуктивным, строиться по типу: примеры 1, 2, З... далее - обобщение. При таком изложении ясны пути, которыми от обобщений можно вернуться к жизни (через приведенные примеры, а также по аналогии с ними). В этом случае приближенно очерчиваются границы приложения общих знаний к практике.

Н. Бор (1961, с. 51 - 94) в дискуссиях с А. Эйнштейном о проблемах юории познания в атомной физике подчеркивал, что для четкого определения понятий необходимы четкие описания тех явлений, на основе которых понятия определяются, при решении трудной задачи он в псевдореалистическом стиле рисовал установки

218

219


для измерения того, что происходит на уровне частиц, не доступных восприятию.

Ясное описание основ определения понятия позволяет осознавать границы применимости понятия, соотносить одни понятия с другими, хотя иногда кажется, что образные описания на имеют к этому отношения.

Для того чтобы отметить легкость перехода от общих рассуждении к конкретным психологическим явлениям, можно рассказать притчу о водных лыжах.

Интересно чувствуешь себя, когда вслед за быстроходным катером несешься на водных лыжах. Вода держит тебя и «не проваливается». Поднимаешь одну лыжу и бьешь ею по воде:

разлетаются брызги, вода твердая, как асфальт! Все кажется неправдоподобным.

Но вот катер сбрасывает скорость, ты едешь вперед, удивляясь этому чуду, даже интересно: будет ли вода «мягкой»?!

Скорость замедляется, и ты быстро погружаешься в воду, из которой и выбраться-то с лыжами не легко!

Когда «несешься», увлекаемый теоретическими рассуждениями, факты, наблюдения, чувства становятся недоступными. Даже интересно: столько наблюдал, столько чувствовал и общие рассуждения не связываются ни с чем, остаются общими, отвлеченными!

Стоит замедлить скорость рассуждении, сосредоточиться на одном умозаключении, и ты быстро приближаешься к фактам, наблюдениям, чувствам, можешь сопоставлять общее положение и реально наблюдавшееся, реально слышанное, реально ощущавшееся.

Способ налаживания контакта отвлеченных рассуждении и реального достаточно прост: замедлить скорость рассуждении, попытаться сосредоточиться на одном из них, после этого вспомнить о том, что в связи с ним видел, слышал, чувствовал.

Кратчайшее изложение психологии заключено в притче любого содержания, потому что она показывает гармонию в мышлении и ее создание из частей: образно-чувственной и понятийно-логической.

Физики говорят, что всю электродинамику можно вывести из одной формулы. Притча - это «формула», из которой может быть выведена основная часгь психологии.

Кроме увлечения рассудочными, аналитическими подходами, теорией, оторванной oi жизни, в психологии иногда проявляется и противоположная крайность, крайность «ползучего эмпиризма». В эпитете «ползучий» есть нечто, отражающее реальность - один образ цепляется за другой, один факт без объяснения следует за другим, эмпирическое видение реальности словно «ползет», распространяясь дальше и дальше.

Распространение этого явления в свое время подчеркивал А. Н. Леоптьев (1975, с.4):

«Парадокс состоит в том, что вопреки всем теоретическим трудностям во всем мире сейчас наблюдается чрезвычайное ускорение развития психологических исследований - под прямым давлением жизни. В результате противоречие между громадностью фактического материала, скрупулезно накапливаемого психологией в превосходно оснащенных лабораториях, и жалким состоянием ее теоретического, методологического фундамента еще более обострилось. Небрежение и скепсис в отношении общей теории психики, распространение фактологизма и сциентизма, характерные для современной американской психологии (и не только для нее!), стали барьером на пути исследования капитальных психологических проблем».

Антитеоретическое настроение звучит, например, в следующих словах американских психологов.

«Мы называем себя людьми, создающими модели. Суть нашей деятельности заключается в том, чтобы уделять очень мало внимания тому, что люди говорят о своей деятельности — и огромное внимание тому, что они делают. А затем мы строим модель их действий. Мы не психологи, а также не теологи и не теоретики. Мы не имеем никакого представления о "действительной" природе вещей, и нас не очень интересует, что такое "истина". Задача моделирования - находить полезные описания. Поэтому если нам случится заявить, что нечто известное вам из научных исследований или статистики не соответствует

220

221


действительности - то поймите, что здесь вам предлагается иной уровень опыта. Мы не предлагаем вам ничего истинного - только полезное^ (Бэндлер Р., ГриндерД., 1992, с. 13).

Явно пренебрежительное отношение к теории проявлял Ф. Перлз, хотя в действительности разрабатывавшиеся им подходы гештальтпсихологии основывались на ряде теоретических положений, и это подчеркивает, например, К. Рудестам (1990 с. 140).

Разобраться во всем разнообразии подобных мнений можно с помощью рис. 40.

В действительности Ф. Перлз, Р. Бэндлер, Д. Гриндер анализируют много и последовательно, излагают материал логичнее, обоснованнее, чем многие их предшественники. Когда они говорят резкие слова в адрес теории, имеется отграничение того, чем они занимаются, от теоретизирования.

Рис. 40. От крайностей к золотой середине

Предположим, задача человека - производить бутерброды. Но для производства поступает много масла и мало хлеба. Количество производимых бутербродов, если речь идет о нормальных пропорциях, будет ограничено количеством хлеба.

Если производителю бутербродов поставляют много хлеба и мало масла, количество бутербродов будет ограничено количеством масла. Все просто и очевидно.

Метафора намекает на то, что в соотношении двух других потоков - потока образов и потока размышлений - количество притч с истолкованием определяется соотношением того и другого и ограничивается тем, что меньше. Поэтому людям с несимметричным развитием мышления изобретать метафоры труднее.

Говорить притчами во время обучения - это значит передавать что-то кроме содержания знаний, это значит учить возможной взаимодополнительности образно-чувственного отражения мира и его логико-понятийного осмысления.

Исследования и обучающие опросы

Психолог, ведущий занятия, должен находичься в интуитивно-эвристическом состоянии, владеть знаниями по психологии творчества, создающими необходимый фон для опросов, дискуссий.

Тема 1. Обучаемым предлагаются следующие критерии выхода деягельности или стороны жизни на уровень творчества:

• в деятельности или стороне жизни есть новые решения,

• таких решений много,

• некоторые решения вызывают восторг, восхищение в момент их возникновения или кажутся гениальными.

Вопрос 1. Укажите виды деятельности или стороны жизни, в которых Вы выходили на уровень творчества, оценивая их по трем указанным критериям.

Чтобы лучше напомнить обучаемым процесс творчества в том виде, в каком они его переживали, можно также попросить их привести примеры полученных творческих решений.

Вопрос 2. Опишите состояние после получения наиболее ярких творческих решений в том виде, в каком оно наблюдалось (проявлялось) у Вас.

На одном из следующих занятий обучающимся может быть предложен повторный опрос по тому же состоянию, основанный на классификации полученных ответов, например, со следующим уточнением.

223


Состояния после возникновения Прозрения. Постижения Истины, Вдохновения могут быть различными:

- экстаз, возбуждение, всплеск активности, жечание что-либо говорить или делать;

- может возникать острое желание поделиться полученными результатами с окружающими:

- восхищение результатами может связываться с желанием оставить результат за собой, у себя;

- может возникать ощущение, «что и в будущем любая задача по плечу»;

- может быть спокойная радость, ощущение согласия с собой без бурных эмоций;

- может возникать ощущение согласия с миром, его принятия, гармонии или красоты мира;

- может проявляться желание сохранить, продлить возникшее состояние, «остановить мгновение»:

- или возникает желание вести себя так, чтобы в будущем подобное состояние повторилось вновь.

Вопрос 3. Отметьте выделенные составляющие в переживаемом Вами состоянии после получения творческого решения и оцените степень выраженности каждой из них по десятибалльной шкале.

Опрос, выполняя диагностическую роль, вводит обучаемых в контекст более полного, детализированного рассмотрения состояния после получения творческого решения, т. е. позволяет лучше разобраться в нем, полнее понять его.

Может быть задан вопрос, детализирующий представление об указанном переживании во времени.

Состояние Радости после получения творческого решения может длиться минуты, часы или влиять на настроение большей части дня, иногда оно влияет на несколько следующих дней.

Вопрос 5. Насколько долго влияет на Вас состояние после творческого решения?

Вопрос 6. Меняется ли переживание этого состояния по мере накопления опыта творчества?

Опросы помогают взаимопониманию с обучаемыми, но, кроме того, с их помощью имеющиеся представления об изучаемых явлениях могут уточняться.

Так, опрос 18 слушателей ИППК о состоянии после получения творческого решения, проведенный в 2000/01 учебном году, в сравнении с данными, приведенными в гл. 3, дал более полные результаты.

Опрос проводился в два этапа в соответствии с приведенной выше схемой.

На первом этапе опрашиваемые отметили следующие новые составляющие состояния после получения творческого решения:

- ощущение воссоединения с изучаемым объектом,

- предмет внимания после получения творческого решения кажется красивым и простым,

- одухотворение,

- обостряется желания жить,

- появляется или усиливается ощущение смысла жизни.

Эти составляющие были отмечены по одному разу разными опрашиваемы ми .

На втором этапе всем опрашиваемым предлагалось по списку оценить степень выраженности составляющих изучаемого состояния по 10-балльной шкале, включая составляющие, отмеченные в единичных случаях.

Согласились с наличием «воссоединения с изучаемым объектом» 14 человек из 18, причем 4 отметили это чувство в максимально выраженной степени (10 баллов).

«Предмет внимания кажется красивым и простым» - данную составляющую состояния отметили 15 из 18.

Состояние одухотворения после получения творческого решения также отмечено в 15 случаях из 18.

Результаты опроса отражены в табл. 17.

Аналогично может быть проведен опрос о состоянии до получения творческого решения.

Вопрос 7. Опишите свое состояние перед получением творческого решения в то время, когда Вы еще не знаете, будет найдено какое-либо решение волнующих Вас вопросов или нет.

224

225


Уточненные оценки состояний после получения творческих решений

Таблица 17

№ п/п

Сторона состояния

Диапазон вариац. оценок

Число оц.О

Число оц.10 баллов

Средн. оценка

1

Обостряется желание жить

7-10

-

12

9

2

Возрастает уверенности в себе

4-10

-

8

9

3

Возвращается или обостряется ощущение смысла жизни

6-10

 

 

9

8,5

4

Удовлетворение результатами труда

5-10

-

6

8

5

Стремление найти новое, продолжить работу

0-10

2

4

7,7

6

Возрастает яркость всех ощущений

4-10

-

5

7,7

7

Предмет внимания кажется красивым и простым

0-10

1

8

7,5

8

Снимается напряжение, тревожность

0-10

1

6

7,5

9

Воодушевление, одухотворение

0-10

2

4

7

10

Восторг

0-10

1

10

7

11

Азарт

0-10

4

4

6,5

12

Беззаботное настроение

0-10

4

4

5,5

13

Состояние «воссоединения» с изучаемым объектом

0-10

4

4

5,5

14

Растерянность, вакуум после решения

0-7

6

-

3

 

Затем опрос может быть проведен повторно, с уточнением. В тех случаях, когда у Вас возникает желание уйти в себя. уделить внимание тому. что беспокоит в душе. Вы:

- спокойно погружаетесь в полусонное состояние;

- доводите себя до крайнего возбуждения;

- долго «маетесь» в состоянии неопределенности, не зная, что с Вами происходит, что Вам нужно;

- ссоритесь с окружающими;

- вспоминаете обиды и несправедливости в Ваш адрес;

- чувствуете полное отчаяние и неудовлетворение всей жизнью:

- погружение в себя получается само собой и определяется стечением обстоятельств;

- это происходит как-то иначе?

Вопрос 8. Отметьте выделенные составляющие в переживаемом Вами состоянии перед получением творческого решения и оцените степень выраженности каждой из них по десятибалльной шкале.

Могут быть заданы и различные дополнительные вопросы:

Вопрос 9. Насколько долго переживается указанное состояние?

Вопрос 10. Меняется ли оно по мере накопления опыта творчества?

И т. д.

Исследовательские опросы играют большую роль в обучении, они детализируют представления обучаемых о процессе творчества, помогают многограннее понять его, способствуют совершенствованию творческого поведения.

226

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.