Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Галин А. Психологические особенности творческого поведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 7. Некоторые проблемы взаимоотношений творческой личности с окружающими

Предубеждения против творчества

Учащимся 9-го класса ФМШ задавались следующие вопросы:

Какие мнения, делающие творчество и творческую личность непривлекательными Вы слышали?

Какие из этих мнений Вы считаете правдоподобными?

В опросе участвовали 43 человека. Из них 9 человек отметили, что таких мнений не слышали (т. е. приближенно около четверти опрошенных), трое дали неясные ответы; 31 человек высказали следующие мнения, с точки зрения учащихся в различной степени правдоподобные, делающие творчество и творческую личность непривлекательными (в скобках указано число повторов в ответах,

если они повторяются):

рассеяны (2); отвлечены от реальности (4): могут пользоваться плагиатом; слишком эмоциональны (2): подвержены капризам своего настроения; слишком экспрессивны; «их отличает самоуверенность, гордыня, алчность, злоба»; пренебрежение к внешности; замкнутость в себе (2); им трудно найти единомышленников и друзей; они заторможены; направлены на одно; общество отвергает их как инородные элементы; люди считают их странными (2); к ним проявляется заранее предвзятое отрицательное отношение; они боятся неудачи; это скучные и неинтересные люди (3); малообщительны: чересчур умные:

162

1ворческие личности получают мало денег (2); могут бросить свою работу, если пропадет интерес к ней: их не уважают: их отличает чрезмерный эгоизм (2); они неуравновешенны, раздражительны. нервны; отличаются нестабильной" психикой (2): издерганы;

способны преступать законы обычных людей; непостоянны, часто меняют образ жизни; «имеют другие взгляды на жизнь, иногда противоположные взглядам окружающих»; «их «божественная» задумчивость отнимает много времени»; их отличает бесполезная трата времени; они имеют много недостатков; безответственны:

небрежны; непривлекательны: С1радают манией Нарцисса.

Таким образом, учащиеся (31 чел.) отметили 47 позиций. делающих творчество и творческую личность непривлекагельными. отмеченные мнения они считают более или менее правдоподобными. Опрос проводился в 2001 г., отвечали учащиеся. отобранные в ФМШ через систему олимпиад, проводившихся в Сибири, на Дальнем Востоке и в Казахстане; это говорит о том. что предубеждения против творчества распространены очень широко.

Кроме того, можно отметить мнения, которые учащиеся слышали, но не считают их правильными: некоторые люди, занимающиеся творчеством, считаются ненормальными;

«творческая личность - это безумная личность»; творчеству сопутствует алкоголизм; их отличает разгильдяйское отношение к жизни; они не заботятся о завтрашнем дне; «в школе таких зовут «заучка», «циклоп»»; в творчестве нет смысла; «творческие решения приходят редко, поэтому на них нельзя полагаться»; это дармоеды;

«все для творчества, ничего для себя и для других».

Для сравнения можно привести слова некоторых психологов.

Р. Ассаджоли (1994, с. 39) отмечает, что после интеллектуального прозрения «всему миру улыбается новый человек - мягкий и привлекательный, преисполненный стремлением порадовагь. помочь и поделиться своими только что обретенными Духовными богатствами, изобилие которых кажется ему чуть ли не избыточным».

А. Маслоу (1999, с. 108) в связи с обсуждением общественной Потребности в креативных людях задает вопрос: «Какая из систем

163


сможет произвести лучший тип человека, человека, склонного к братской любви и миролюбию, бескорыстного, более симпатичного более заслуживающего уважения?»

При это он подразумевает, что лучший тип человека — это личность психологически здоровая, самоактуализированная творческая.

Творческая личность выручает других в случаях модернизаций производства, в условиях быстрых изменений в жизни, помогая другим, менее творческим людям, приспособиться к изменениям.

Перечисляя хорошие черты творческой личности А. Маслоу фактически приходит к выводу о том, что они проявляются во всем, чего бы человек ни коснулся.

«Вы хотите стать творческой личностью? Вы хотите стать знаменитым? Вы хотите, чтобы ваши дела с каждым годом шли лучше и лучше?» - спрашивает издатель книги М. Микалко «Тренинг Интуиции» (2001). Похожие позиции выражает Д. Кехо в книге «Подсознание может все!» (2000).

К счастью, позиции подобного рода высказываются в литературе и обосновываются в ней все чаще и чаще.

Что касается предубеждений против творчества, то они могут возникать по разным психологическим механизмам. Иногда они могут обусловливаться случайностями по типу «слышал звон, да не знаю, где он», иногда - неправильной интерпретацией художественных произведений, подчеркивающих противоречия во взаимоотношениях творческой личности и окружающих, иногда они обусловлены объективными трудностями правильного восприятия состояний, характерных для творчества.

Неправильное восприятие состояния Свободы

В моменты Вдохновений, некоторое время до него и после него человек свободен, никто ему не указчик, он смел, всякий контроль поведения при тгом отвергается.

Человеку со стороны это может казаться «слишком смелым», «чересчур смелым», рискованным.

Вдохновение - результат интеграции внутренних сил, направленности человека на одно. поэтому оно, хотя и свободно, 164

содержит в себе составляющие «требований разумности», рассудочные, рациональные составляющие. Эти составляющие внешне не заметны в нем, содержатся в нем, как говорят философы, «в снятом» виде, в качестве имплицитной составляющей, по типу составляющих в сплаве металлов, внешне в нем не заметных. Они, эти составляющие, есть. Поэтому человек, чувствующий интегративные движения души, смел, ничем не ограничен и доверяет самому себе. Почему? Потому, что чувствует, что так - лучше всего, потому, что следует интегративным движениям души, предан им.

Если его стараются остановить с помощью обычных требований рассудка, по существу аналитических, он их отвергает и правильно делает, потому, что часть в этих случаях не заменяет целое.

Тем, кто этого не понимает и не чувствует, подобное поведение кажется уж очень рискованным.

Интересно то, что на начальных стадиях развития творчества человек и сам может чувствовать в себе столкновение отмеченных подходов. С одной стороны, он смел, он подчиняется новым (интегративным) движениям души и чувствует, что так - надо, с другой стороны, логический самоконтроль, обычный для предыдущей стадии развития, полностью не выключается.

Он чувствует «право» на свободное самовыражение, чувствует, что за этим движением души стоит что-то важное, «имеющее право на существование», предположительно самое главное в жизни и одновременно, поскольку логический самоконтроль не выключается полностью, частично сознает рискованность своего поведения и своего состояния, выявляемую рассудочными подходами, прежде близкими ему.

«Основополагающее доверие человеческой природе» (выражение К. Роджерса), переживаемое в творчестве, понятно тому^ кто чувствовал сильные творческие порывы. В то же время ДДя многих - это нечто «неочевидное», то, что надо объяснять. Часть людей не примет эти объяснения и не поверит в них вследствие того, что указанные внутренние движения им не близки, ^Далеки» от них, слабы в них.

По описанию состояния Свободы перед получением


творческого решения, приведенном в гл. 3, когда неизвестно, будет ли какое-либо решение получено, нетрудно догадаться, что вероятность полностью правильного и адекватного восприятия этого состояния окружающими во многих ситуациях, особенно на начальных стадиях развития творчества, не велика. Это предположение подтверждается данными наблюдений и опросов.

Учащимся ФМШ (предвыпускной 9-й класс) давалось краткое объяснение ошибок в восприятии состояния Радости после получения творческого решения. Затем им предлагалось письменно ответить на аналогичный вопрос: сталкивались ли Вы с неправильным восприятием состояния Свободы со стороны окружающих?

Варианты возможных неправильных восприятии при этом учащимся не предлагались, т. е. «подсказок» не было.

Некоторые учащиеся отметили соответствующие ошибки восприятия. Примеры ответов:

«Да, говорят: «почему ты ничего не делаешь, просто так валяешься, когда у тебя столько дел?!» (А. А.).

«Мои друзья думают, что я озверел, потому что иногда говорю им то, о чем обычно стараюсь смолчать (о их недостатках или что-нибудь не слишком приятное).

Уже двое сказали мне, что у меня бывают какие-то "припадки" бешенства, но они не догадываются, что после этих "припадков" я сказочно решаю задачки» (М. А.).

Некоторые учащиеся ошибки восприятия состояния Свободы отрицают. Например:

«Обычно окружающие понимают, что у каждого свои проблемы и не пытаются влиять на тебя» (Ж. С.).

Состояние Свободы неправильно воспринимается в молодой семье, особенно если партнер формирующейся творческой личности отличается неформальным поведением, стремлением к взаимозависимости.

Автономия, чувство неподвластности никому, отодвигание отношений на время, причем явное и в близких отношениях вполне ощутимое, может восприниматься как угроза отношениям и желание их разорвать.

166

Отсюда - либо борьба против этого, желание обратить внимание на себя и привязать к себе всеми способами, либо «в ответ» на «разрушение» отношений поиск других отношений.

«Если ты отвергаешь наши отношения и ясно даешь это почувствовать, несмотря на мое противодействие, я тоже могу считать себя свободной...»

При этом не понимают чувства Свободы, значения этого чувства и того, что оно сменяется потребностью общения, желанием поделиться творческими результатами, самим Вдохновением, т. е. проявлением потребности общения в самом высоком смысле слова.

Постоянство семейных отношений может быть соединено с проявлением творческих способностей, решением самых трудных задач, с достижениями в работе и в конечном итоге с более высоким материальным положением семьи. Однако внешне это не очень ясно: неподвластность, полная свобода, неуправляемость и (!) постоянство отношений или то, что «эти настроения» с нестабильностью отношений никак не связаны.

«Столкновение противоположностей» может казаться парадоксальным, невозможным, из них может восприниматься лишь одна сторона.

В творчестве достигается единство противоположностей, которое с обыденной точки зрения не понятно.

Литературный пример: Ч. Стрикленд, решив стать художником, ушел из семьи. Одно из его высказываний о женщинах: «С потрясающим терпением готовилась она заарканить и связать меня. Ей надо было низвести меня до своего уровня; она обо мне ничего знать не хотела, хотела только, чтобы я целиком принадлежал ей. И ведь готова была исполнить любое мое Желание, кроме одного - отвязаться от меня» (Моэм С., 1991, с. 135).

При внешнем восприятии с обычных позиций высказывание кажется странным и непонятным: «отвязаться от меня» - это отвержение отношений?

С позиций переживания Свободы в творчестве это же Показывание становится ясным, понятным и закономерным!

Творчество, если ему не мешают, делает личные отношения

167


более постоянными, так как творческой личности обычно не до «романов». В этом проявляется единство противоположностей, которое многими не достигается и потому многим не понятно.

Кроме того, состояние неопределенности в творчестве иногда слишком длительно, чтобы его выдержали окружающие.

Неправильное понимание состояния неопределенности окружающими ведет к конфликтам, нарушению процесса творчества, к его блокированию.

Неправильное понимание состояния неопределенности тем, кто его переживает, может вести к преувеличенному самоотрицанию и к суицидным мыслям. Легко сказано: свобода в творчестве включает в себя свободу от прежних знаний (чтобы прорваться к новым), свободу от влияния авторитетов и даже свободу от простых образов - воспоминаний, от логических рассуждении, это необходимо, чтобы обратиться к чему-то новому в душе, более объемному, чем случайные образы или мысль аналитическая. Но ведь это означает отрицание всего! Поначалу по неопытности эти состояния могут быть связаны с чувством отчаяния.

Иногда нарушение состояния Свободы, по-видимому, соединено с отвлечением от размышлений, выведением из «погружения в себя»: «Сидишь решаешь задачу на контрольной по физике, а кто-нибудь резко отвлекает или спросит ответ или что-то другое, это сильно раздражает, так как теряется нить решения» (Л. О., 9-й кл.).

Резкое выведение из состояния Грез

Можно привести описания естественных экспериментов, поставленных жизнью, показывающих сложности отношений творческой личности и окружающих.

«Однажды погожим летним днем Сулейман Стальский лежал на крыше своей сакли и смотрел в небо. Вокруг щебетали птицы, журчали ручьи. Всякий подумал бы, что Сулейман отдыхает-Именно так подумала и жена Сулеймана. Она поднялась на крышу сакли и позвала Сулеймана домой:

- Хинкалы готовы и уже стоят на столе. Пора обедать!

Сулейман не ответил и даже не повернул головы. 168

Через некоторое время Айна второй раз позвала мужа:

- Хинкалы остывают, скоро их нельзя будет есть! Сулейман не пошевелился.

Тогда жена принесла обед на крышу, чтобы Сулейман, уж раз ему так хочется, пообедал там. Она подала ему обед, говоря:

- С утра ты ничего не ел. Попробуй, какие вкусные хинкалы я тебе приготовила.

Сулейман рассердился. Он вскочил с места и закричал на свою старательную жену:

- Вечно ты мне мешаешь работать!

- Но ты же лежал и ничего не делал. Я думала...

- Нет, я работаю. И больше мне не мешай.

Оказывается, и правда, в этот день Сулейман сочинил свое новое стихотворение.

Итак, поэт работает, если даже лежит и смотрит в небо» (Гамзатов?., 1968, с. 78).

Ян Парандовский пишет (1990, с. 102): «Наклонившийся над своей страницей писатель подобен лунатику: он обязательно упадет, если его ушей достигнет окрик снизу. Чужое слово, даже произнесенное нежнейшим голосом и самым дорогим человеком, поразит его как гром. Внезапно все рушится, рассыпается, и от поэтического видения ничего не остается, кроме обугленного пепелища. И потребуется много времени, чтобы все это восстановить, а случается, что поэтический образ, уже маячивший в отдалении, уже готовый облечься в нужные слова, исчезает навсегда».

Обращение к человеку, «погруженному в себя» и занятому «переводом информации из подсознания в сознание», во-первых, отвлекает его от конкретного, рождающегося произведения и обычно лишает его этого произведения, во-вторых, резко выводит из ^стояния транса, погружения в себя, из «самогипноза», из ^стояния грез, т. е. травмирует.

Один из специалистов по гипнозу С. Горин пишет (1994, с. 64):

«Возвращение из транса должно быть постепенным, и чем более ^Убоким был транс, тем более медленным должно быть

169


возвращение». «Резкое, слишком быстрое возвращение к реальности из состояния погруженности в себя вызывает дискомфорт».

Интересно следующее наблюдение.

Тоня М. (10-й класс ФМШ, 1993/94 учебный год) посещала спецкурс по психологии творчества и отмечала, что ей хорошо знакомы состояния грез или погружения в себя (транса) перед тем, как в голове появится решение какой-либо сложной задачи, о которой она думала накануне.

Однажды после занятия, когда в аудитории почти никого не осталось, она рассказывала следующее. Если она погружается в состояние транса (уходит в себя, обретает контакт с подсознанием) и в этот момент какой-либо человек обращается к ней, то он кажется безобразным. Это может быть, например, подруга. После того как состояние погружения в себя пройдет, прежнее отношение к тому, кто обращался, возвращается.

Ее подруга находилась в аудитории, стояла за спиной Тони (Тоня ее не замечала). Услышав сказанные о ней слова, подруга воскликнула: «Ах вот как! Теперь я понимаю, почему, когда сегодня утром я вошла в твою комнату, ты посмотрела на меня так зверски!»

Тоня обнадеживающе взглянула на нее: «После того как это состояние пройдет, тот же человек воспринимается, как обычно. Например, я считаю, что моя подруга красивая».

Приведенное наблюдение замечательно тем, что отмечена визуальная сторона отталкивания от окружающих, которая обычно не осознается.

Представим, что муж — творческая личность.

Жена раз обратилась к нему не вовремя (и на мгновение показалась безобразной, хотя муж, может быть, отчетливо это не осознал). Затем не вовремя обратилась второй раз... Третий... Нетрудно догадаться, что в результате «суммы» негативных впечатлений ее образ в глазах мужа может переобозначиться. И он, как говорят в подобных случаях, через некоторое время «посмотрит на нее другими глазами».

Из сказанного можно сделать следующий вывод: различение состояний транса (глубины погружения в себя ) и умение

170

правильно обращаться с этими состояниями жизненно важны для сохранения нормальных (хороших) отношений творческой личности с окружающими, в том числе для сохранения хороших супружеских отношений.

Дело осложняется тем, что состояния транса часто ошибочно интерпретируются .

Рассказ психолога. «Меня пригласили вести семинар учителей. Первый день всегда самый сложный. Вечером устроили танцы. В задумчивости я сел в кресло и погрузился в размышления. Планы занятий роились у меня в голове, и вот один из них стал обретать зримые формы.

Я хорошо ощущал работу своего подсознания и был погружен в себя. Возможно, мое лицо со стороны казалось грустным.

Я услышал шепот женщины, организатора семинара: "что-то Н. (она назвала мое имя) грустный, пригласите его танцевать! "

Ее заместитель, молодая женщина, подошла ко мне и любезно вытащила меня из кресла. У меня не было душевных сил отказываться.

Я топтался с ней на одном месте, поворачивался на одной ноге, движения были скованными и неловкими, я ненавидел ее и себя. Томительно шли секунды. Мне повезло: музыка быстро прервалась и я с облегчением плюхнулся в кресло. Замысла занятий уже не было!

Прошло много лет. Из того, что было на семинаре, лучше всего запомнились два впечатления: одно — хорошее, связанное с природой, другое - вот это, неприятное».

Состояние транса может восприниматься (интерпретироваться) неправильно (неадекватно), в частности может восприниматься как «грустное», и окружающие могут захотеть вывести из этого состояния (чтобы «помочь», сделать лучше, «развеселить» и т. п.) или хотя бы попытаются вовлечь в диалог, чтобы сориентироваться по ходу дела.

Для того чтобы правильно вести себя в обществе творческой личности или в сообществе ТЛ, надо быть «специалистом по ''ипнозу», причем практиком, уметь распознавать состояния транса и Шубину погружения и соответственно менять свое поведение,

171


причем делать это своевременно, укрощая, если это требуется, свои эмоции или порывы поведения. Строить нормальные отношения с творческой личностью может человек знающий, деликатный, внимательный и достаточно выдержанный.

Другие примеры неправильного восприятия состояний транса.

Преподаватель рассказывает: «Я читал лекции и как-то обратил внимание на то, что на одной из них слушатели смотрели на меня с застывшими выражениями лиц и к тому же грустно. Я говорил на разные темы, уж во всяком случае не грустные!

Может быть, кому-то это покажется не столь важным, но когда смотришь на большую аудиторию и видишь, что все слушатели находятся в одном и том же состоянии, это впечатляет! Между прочим я спросил: может быть, то, что я говорю, не интересно? В ответ кто-то пробормотал: интересно, интересно.

С трудом, преодолевая тяжелое впечатление, я дочитал лекцию до конца, следуя программе, благо занятия были опробованы, хорошо отработаны.

После лекции некоторые студенты подошли ко мне с вопросами, отмеченное ощущение забылось.

Но в следующий раз впечатление повторилось!

После этого я его уже не забыл и стал размышлять: в чем дело? Что не так? В чем недостатки лекций?

Идя по коридору, я случайно заметил: один студент с горящими глазами, страстно пересказывал другому содержание моей лекции. Контраст с моими опасениями был резчайший! И тут я догадался, что внимательное и «грустное» состояние аудитории было состоянием, когда слушатели, затаив дыхание, ловили каждое мое слово!»

Иногда преподаватель, неправильно оценив состояние слушателей, начинает «веселить» аудиторию, меняет тему, уходит от обсуждавшихся ранее вопросов.

Возможна неправильная оценка и состояния преподавателя со стороны слушателей, связанная с тем же явлением.

Аспирант рассказывает: «Однажды мне пришлось слушать лекцию психолога. Лекция была глубокой и интереснейшей. После

172

лекции в коридоре от одной из слушательниц я услышал реплику:

"Ну какой же он психолог? За всю лекцию ни разу не улыбнулся Он, наверное, не читал Дейла Карнеги. Или если читал, то не применяет знания на практике".

Слушательница, говорившая о лекции, наверное, находилась под впечатлением только что прочитанной книги Д. Карнеги и потому считала себя абсолютно правой.

На самом деле лектор был настолько сосредоточен на излагаемом материале, так вдохновенно и свободно говорил, что обычные улыбки были просто неуместными».

Похожий пример. Проводится опрос школьников о состоянии после получения творческого решения. Это - радость, восторг, возрастание самооценки, другие чувства из этого спектра.

Они пишут ответы. Позже эти позитивные оценки подтвердятся тем, что они напишут. Они напишут ярче, выразительнее, чем ожидалось.

Но, пока они пишут ответы, можно наблюдать их спокойные, расслабленные, даже, кажется, грустные лица. Они сосредоточены, погружены в себя, озабочены. Глядя на них, трудно выдержать, как кажется, их грустное состояние, хочется их чем-то развеселить.

Они напишут лучшие, яркие, высшие слова! Почему такой контраст внутреннего и внешнего?! Того, о чем они думают, и внешнего проявления этого?

Потому, что в момент поиска ответа, о чем бы они ни думали, они погружены в состояние транса, как говорят иногда, «погружены в себя», это проявляется в первую очередь. Это - основное. То, о чем они думают, содержание размышлений, даже если они думают о самых возвышенных состояниях внешне почти не проявляется!

Приведенное описание не отличается от описания эксперимента, причем его результат оказывается очевидным.

Эксперимент показывает, что при односторонней внешней °Ценке впечатления можно ошибиться в оценке явления, сделав ее «с точностью до наоборот».

Назовите цвет, самый любимый растениями.

173


Ответ напрашивается сразу, зеленый.

Однако, если подумать, истина окажется несколько иной.

Растения поглощают все цвета солнечного спектра, кроме зеленого, зеленый они отражают!

Внешнему впечатлению можно доверять не всегда. Иногда стоит подумать прежде чем так или иначе оценивать явление. Может быть, его стоит оценивать не на основе впечатлений, но на основе знаний!

Положительные примеры правильного поведения, связанного с состояниями погружения в себя, конечно же имеются.

М. Влади пишет о В. Высоцком: ((Мы едим на кухне. Я накрываю на стол, но по неопределенному выражению глаз и равнодушной жадности, с какой ты глотаешь все, что есть на тарелке, по твоим расплывчатым ответам на мои вопросы я понимаю, что мысли твои далеко. Строфы крутятся у тебя в голове. Действительно, как раз посреди ужина ты бросаешься к рабочему столу. Мне остается лишь убрать тарелки - ты больше не будешь есть. Я завариваю очень крепкий чай, тихонько ставлю перед тобой чашку и закрываю дверь. Ты уже исписал целый листок своим тонким старательным почерком» (Влади М, 1989, с. 57).

Марина Влади слишком хорошо знает подобные состояния по себе, чтобы их игнорировать, хорошо знает значение этих состояний, достаточно чутка и наблюдательна!

Однако возникает вопрос, касающийся правильности и ее поведения: почему чай очень крепкий?! Ведь он не только тонизирует, но и выводит из состояний транса!

Можно выписать часть признаков легкого гипнотического транса из книги С. Горина (1994, с. 50, 51). Цитируемые слова приведены в кавычках.

«Лицо становится симметричным» (в состоянии бодрствования мышцы лица, более или менее напряженные, создают некоторую несимметричность), лицо разглаживается, мышцы лица и всего тела расслабляются.

Дыхание становится более редким и глубоким.

Человек замирает. «У него прекращаются произвольные движения, он сохраняет принятую вначале позу».

174

На фоне общей расслабленности мышц могут наблюдаться непроизвольные движения (не осознаваемые, не имеющие сознательной цели). «Они бывают мелкими, вроде подрагивания или шевеления пальцев и кистей рук, а бывают крупными - кивание головой, «плавающие» движения руками, вздрагивания всего тела».

Ресницы глаз с началом транса становятся неподвижными, застывают. Мигание глаз становится редким.

В обычном состоянии человек видит окружающее, реагирует на него, лицо подвижно, мышцы лица более или менее напряжены, он действует, активен, дыхание разнообразно и соответствует темпу действий, совершаемые действия произвольны.

Приведенное описание состояния транса и обычного состояния достаточно обобщенно; для того чтобы правильно строить отношения с конкретным человеком, надо знать проявления обычной активности и транса (погружения в себя), характерные для конкретного человека.

После наблюдений полезно «выучить» правильное поведение, для чего можно воспользоваться техникой «взмаха» (Бэндлер Р., 1992, с. 134 - 155). «Взмах» предполагает работу воображения (рис. 36).

1. На субъективном экране любого размера представьте себе состояние человека, находящегося в состоянии транса, того человека, с которым Вы общаетесь и в хороших отношениях с которым Вы заинтересованы.

2. На малом экране представьте себе свое желательное поведение в этой ситуации. В одном случае оно может быть связано с тем, чтобы на время от него удалиться, в другом - устанавливать контакт медленно и осторожно, не нарушая имеющееся состояние.

3. Далее увеличьте изображение на малом экране так, чтобы оно Скрыло изображение на большом экране.

Вы провели быструю смену картинок (это действие °бозначается словом «взмах»).

4. Уберите все мысленные экраны, отвлекитесь от них. Снова на большом экране нарисуйте лицо человека в состоянии 'Фанса. Воспроизведите прежнее действие с маленьким экраном, Представьте свое желательное поведение в этой ситуации, т. е.

175


полностью повторите действия 1, 2, 3. Затем уберите все с мысленного экрана (4).

Рис. 36. Применение техники «взмаха» к созданию нового стереотипа поведения

Повторите смену образов по тем же правилам («взмах») 7-10 раз, чтобы действие стало автоматическим, выученным, как таблица умножения.

В результате тренировки картинки должны меняться быстро, приблизительно со скоростью произнесения слова «взмах». Проделать всю работу в воображении можно за несколько минут.

Эти действия необходимы, чтобы превратить желаемое поведение в действительное, сделать «запуск» желательного поведения в соответствующей ситуации автоматическим.

Приведенные советы, разумеется, даны для тех, кто хотел бы наладить хорошие отношения с активно работающим человеком.

Советы полезны, но в реальной жизни многое сложнее.

То, что конкретный человек является «творческой личностью», заранее не известно. Результаты творчества лишь намечаются или требуется шлифовка навыков, нередко многолетняя, но требование особых условий работы уже есть, оно может восприниматься как проявление избалованности.

176

Часто такому человеку не кричат на крышу, словно Сулейману Стальскому, поскольку он работает в обычной квартире, но просто обращаются из другой комнаты, так сказать, не глядя, без зрительной прямой и обратной связи. Различать глубину трансов или погружений в себя в таких случаях просто невозможно. Этим окружающие могут не интересоваться.

Мало того, что в таких случаях нередко отвлекают от новых представлений, которые грезятся вдали, резко выводят из состояния транса, что травмирует, еще и как бы стараются отучить от динамического стереотипа творчества, который счастливо сложился за счет совпадения множества внешних и внутренних условий.

Не удивительно, что человек, погруженный в себя, реагирует на подобные действия окружающих отрицательными эмоциями.

Иногда роль обращения с большого расстояния выполняет телефон.

Пример. «Сев за работу, я пишу каждодневно (и бывали случаи:

у нас жизнь построена суматошнейше, все мы висим на телефонном крючке, этом невежливейшем аппарате, который лезет к тебе в дом круглые сутки без спросу, мне нужно гораздо меньшее количество людей, чем то количество, которому нужен я, — бывали случаи, когда отрывали от работ день, два, три, — на четвертый, на пятый день в таких случаях я впадал в состояние человека, отвыкающего от курения табака, и гнал ко всяческим чертям ни в чем не повинных людей, домашних в первую очередь)» (Пильняк Б., 1989,с. 108).

Рассказ преподавателя. «Я проводил отпуск в деревне. Однажды на меня нашло особое настроение, я сел на порог деревенской бани, прислонился к косяку двери, достал авторучку и блокнот и стал что-то записывать, подчиняясь настроению, как бы делая "разминку" в письме. Хотелось погрузиться в раздумья, уйти в себя, отключиться от окружающего, хотя бы на время Уделить внимание душе, тому, что волновало...

Вдруг прогремел вопрос: "А че ты пишешь?" За ним - реплика:

"Подожди, он нас опишет!", сопровождаемая уничтожающим взглядом.

Настроение сбито. Что оставалось делать?

177


"Не только опишу, но и опубликую!" - отвечаю в тон. продолжая водить ручкой по листку, но уже просто рисовать линии... Побыть наедине с собой не дали. Если буду настаивать на своем, найдут повод отобрать ручку, придумают безотлагательные, страшно важные дела.

Что .можно в таких случаях делать^»

Люди по-разному относятся к тому, что кто-то пишет. Пример детского отношения.

«Шестилетняя Ира не подметает пол. Папа перепробовал все способы заставить ее сделать это. Не слушается! В конце концов он не выдерживает: "Ира, если ты не будешь подметать пол, я тебя запишу!"

Ира делает круглые глаза, на секунду замирает и мчится за веником. Фраза "я тебя запишу" действует на нее безотказно».

Отношение к письму может быть разным. И детское отношение - лишь намек на это разнообразие.

Причины, по которым состояния транса могут нарушаться, могут быть тоже разнообразными.

Обращаясь к другому, люди могут и не предполагать, что то или иное состояние связано с глубоким погружением в себя. Подобно тому, как это было в следующем случае.

Заместитель декана по быту одного из факультетов вуза Новосибирска рассказывает: «Студент хорошо учился. Четверки и пятерки. На третьем курсе неожиданно перестал ходить на занятия. Спрашиваю у старосты: не заболел? Не влюбился? - Никаких объективных причин для пропуска занятий нет.

Как-то раз был в общежитии. Вхожу в комнату - в одежде лежит в кровати. Не здоровается, на мое появление не реагирует. Спрашиваю: болеешь? - Молчит. Почему не ходишь на занятия? - Молчит. Когда приходят старшие, надо вставать' - Никакой реакции.

Тогда я взял кровать за спинку и поставил ее вертикально. (Зам. декана - спортсмен и гордится своими физическим^ возможностями.) Студент вывалился из кровати: "Я буду жаловаться! Вы не имеете права!"

178

Надо же! Заговорил! Иди, жалуйся, куда хочешь! Безобразий не позволю! Нормы культуры надо соблюдать!

Так я от него ничего и не добился».

О деликатности отношения к состояниям транса речь может не идти, поскольку с определенной точки зрения, например занятий спортом, они могут восприниматься как проявление безделья и расхлябанности.

Можно говорить о «норме транса» или потребности в состояниях транса. Несмотря на то что многое в этом неизвестно, на основе наблюдений можно заметить, что потребность в состояниях транса повышена при следующих условиях:

а) в подсознании человека что-то сложилось, выкристаллизовалось то, что требует к себе внимания; существует сильная, насущная потребность перевода информации из подсознания в сознание;

б) перевод информации из подсознания в сознание по тем или иным причинам затруднен: слишком быстро и легко включается рассудочное мышление, что нарушает состояние погружения в себя;

человек отвык от внимания образам, интонациям или ощущениям, не придает значения чему-то «темному и смутному» в душе и т. п.

В противоположность повышенной потребности в состояниях транса некоторые люди заявляют, что «в состояниях транса не нуждаются». Возможно, на этом этапе своего развития они получают новые знания путем логических рассуждении, произвольной умственной работы, состояния погружения в себя и самонаблюдения у них мимолетны, специальное внимание им не требуется. Они действуют в соответствии со вторым вариантом сокращения процесса творчества, изображенным на рис. 11.

Если пользоваться словом «медитация», что буквально означает «углубленные размышления», на основе приведенных примеров можно сделать следующий вывод: активные медитации с замаскированными состояниями транса - лучше, чем Пассивные и наблюдаемые явно.

Если человек идет по знакомому маршруту и не обращает внимания на окружающих, к нему обычно не пристают.

179


Представим себе, что кто-то для достижения контакта с подсознанием в среднем два часа в день лежит в предельно расслабленном состоянии.

Другой - два часа быстро, словно куда-то спешит, идет по улице.

Умножим то и другое на 30 (оценивая действие за месяц). Один пролежит 60 часов днем и при условии весьма умеренной физической активности станет более пассивным, возможно, даже вялым, наряду с возможным получением творческих решений;

другой за то же время дополнительно пройдет 300-400 км.

Будет ли между ними разница в физическом самочувствии? В уровне тренированности? И даже в степени действенности идей и решений?

Если просуммировать то же за полгода?

Можно медитировать, перебирая четки. Но можно медитировать, собирая клюкву или другие ягоды. Действие почти одно и то же: берем пальцами что-то мелкое, куда-то перемещаем. То или другое много раз повторяется, действие стереотипно. В активной медитации, в отличие от пассивной, есть внешний результат, ценный не только в плане достижения желаемых психологических состояний, но и оцениваемый с точки зрения результатов деятельности. Он маскирует внешнее ничегонеделание, за которое иногда цепляются окружающие.

Пример на ту же тему. Во времена социализма профессор Н. охотно соглашался стоять в очереди, чем радовал домашних. При этом он иногда что-то записывал. Попробуйте сказать, что человек ничего не делал! Он стоял в очереди! А это серьезно. Что-то покупал и приносил домой.

Чтобы проверить значимость обсуждаемых явлений, на занятиях группы слушателей ИППК НГУ был проведен опрос.

При изучении негативных реакций на выведение из состояний погружения в себя слушатели письменно отвечали на два вопроса:

Первый вопрос: сталкивались ли Вы с неприятными ощущениями, когда Вас выводили из состояния транса? Приводило ли это к ухудшению отношений с окружающими?

180

Все отвечавшие (19 человек) отметили отрицательные эмоции при обращении к ним в состоянии глубокого погружения в себя, в состоянии транса. Причем в 90 % случаев отрицательные эмоции были сильными или очень сильными.

Фрагменты ответов разных слушателей.

«Когда такое происходило, я ощущала раздражение всегда. Часто приводило к конфликту в том случае, если со мной пытались продолжить беседу или, точнее, завести беседу после того, как я просила оставить меня в покое, не мешать.

Забывала то, о чем я в данный момент думала, что хотела сказать, написать и т. д. »

«Да. Редко, но вызывало чувство злости, даже ослепительной ненависти в тот самый момент, кто бы это ни был по степени близости.

Возникало ощущение опустошения.

В дальнейшем изменений во взаимоотношениях это не вызывало».

«Часто раздражение возникает не только в связи с нарушением грез, но также и в связи с нарушением одиночества, уединения. Интересно отметить, что выведение из глубокого нормального сна не вызывает таких реакций».

«Да, приводило к временному ухудшению отношений».

«Да. Процесс самовыражения прерывался, ухудшалось настроение, физическое самочувствие».

«Такое же состояние бывает, когда звенит будильник, ты просыпаешься во время, когда снится сон, в котором ты непосредственно участвуешь».

«Да, сталкивалась. Испытываешь раздражение и разочарование, потому что утерянное в этот момент не возвращается».

«Да. Большое недовольство, раздражение, обида... В разных случаях преобладает то или иное чувство, но обязательно недовольство. Результат: теряется логическая мысль. Это долго помнится».

«Да, сталкивалась, но не часто. В это время я испытывала ^ость, ненависть к этому человеку, сильно раздражалась. Причем

181


у меня бывают резкие реакции, за которые мне даже неудобно позже. Но сдержать себя я не могу в эти моменты, когда мне помешали».

Можно объяснить, почему в таких случаях обычно сдержанный человек, ровный и спокойный не может сдерживаться. Он находится не в состоянии самоконтроля (см. рис. 4), но в состоянии самовыражения, когда самоконтроль ослаблен (см. рис, 5). Тот, кто обращается к нему в этот момент, как бы «подлавливает» его в этом состоянии.

Второй вопрос: наблюдали ли Вы у других сильные эмоциональные реакции на выведение из состояния транса?

Сильные и очень сильные отрицательные эмоции при резком выведении других из состояний транса также отмечены в 90 % случаев.

« Человека трудно бывает дозваться, смотрит на тебя и не понимает, что тебе надо. Обращение вызывает раздражение, крик: ты мне мешаешь! Впредь стараешься подойти к человеку осторожно, чтобы не испортить отношения и настроение».

«У сына бывают подобные реакции на меня, когда я отрываю его от компьютерной игры футбольной. Он начинает мне грубить, что в обычных ситуациях для него несвойственно, так как он мягкий и послушный».

«Да. Реакции были всегда достаточно сильными (во всяком случае неожиданными), и некоторое время чувствовалось, что он продолжает переживать. Было досадно за свои промахи».

«Муж впадает в депрессию, длящуюся 2-3 дня. В основном молчит. Если заговорит, то о том, что "человечество гибнет". Он работает с металлом. Каждую работу долго обдумывает. Он говорит: настраиваюсь».

«Да, наблюдала у ребенка, выражается в пронзительном крике: "Отстань!" Сердится и не разрешает зайти в комнату:

"Зайдешь, когда я тебе разрешу!" Это происходит, когда он что-нибудь придумывает, творит. Сердится на собаку и, в принципе, на любой раздражитель, я бы даже сказала, гневается.

182

У взрослых такой реакции не встречала, обычно это выражается в легком недовольстве, как бы "тень" по лицу пробежала».

Особенно активные из окружающих желающие всеми управлять, например в семье, могут воспринимать состояния транса как «растерянность», состояние выбора, нерешительности и быстро «подсказывать», что и когда надо делать. Манипуляторы могут пытаться использовать человека в состоянии погружения в себя как «легкую добычу» для манипулирования. Таких обычно не интересуют ни трансы, ни результаты, с ними связанные.

А. Маслоу (1995, с. 146 - 147) отмечает, что самоактуализирующиеся личности, атрибутом жизни которых является творчество, проявляют позитивное стремление к уединению. Под позитивным стремлением подразумевается стремление к уединению с целью создания нового.

Любое внешне доброжелательное обращение в момент творческого самовыражения, поскольку возвращает к реальности, может травмировать человека, находящегося в состоянии творчества. Не говоря уже о том, что оно просто от творчества отвлекает.

Блокада самовыражения, если нечто сложилось в подсознании, весьма тягостна для творческой личности;

непонимание этого заставляет страдать и творческую личность, и окружающих.

Уединение является жизненно важной потребностью творческой личности, такой же, что и потребность общения (см. рис.21).

Если оценивать раздел о состоянии грез в целом, можно заметить следующее: «глубина» погружения в себя в творчестве, значимость этих состояний по-настоящему начинает чувствоваться лишь при изучении их взаимодействий с другими психологическими состояниями, линиями поведения.

В этой связи вспоминаются слова М. М. Пришвина (1985, с. 359): «Как художники дают не цвета сами по себе, а их отношения, так и мы людей должны давать не типами, а в отношениях друг к другу. ..»

183


Сказанное перекликается с философским: «свойства вещей познаются во взаимоотношениях между ними». С выводом писателя, по-видимому, стоит согласиться и психологам.

Ошибки восприятия состояния Радости

Напомним процедуру проведения тематического апперцепционного теста (ТАТ, Г. Мэррей и др.): испытуемым показывают серию картин с неопределенным, неясно выраженным содержанием, предлагают составлять рассказы по каждой из них.

При тестировании обнаруживается, что на восприятие картин и их интерпретацию переносятся ожидания, стереотипы поведения того, кто составляет рассказы. Это явление обозначается словом проекция.

Например, на картинке изображены сидящие за столом молодые люди.

«Некоторые здоровые исследуемые предполагают, что это группа молодых физиков обсуждает научную проблему, другие - что это бандитская шайка обсуждает предстоящий грабеж, третьи - что собравшиеся юноши скучают, не знают, как убить время. Так или иначе толкование картины отражает личностные установки исследуемых» (Рубинштейн С. Я., 1970, с. 177).

Возможности проекции определяются тем, что картины достаточно неопределенны и могут быть восприняты и истолкованы по-разному.

Состояние человека после получения творческого решения многогранно и потому с точки зрения внешнего восприятия тоже может восприниматься по-разному.

Испытуемым (учащиеся ФМШ, 21 человек) предлагалось по предъявляемому списку оценить степень выраженности различных составляющих состояния после получения творческого решения, используя 10-балльную шкалу. Результаты представлены в табл. 16.

Данные подобных опросов следует относить к шкале порядка, но не к обычной числовой шкале. Полученные результаты имеют лишь оценочное значение, на их основе можно говорить о наличии тех или иных составляющих состояния, а также об их относительной выраженности.

184

Наблюдения показывают, что Радость после получения творческих решений может восприниматься другим человеком частично в свете преобладающей у него идеи или в соответствии с его доминирующим состоянием.

Таблица16

Степень выраженности составляющих психологического состояния после получения творческого решения

№ п/п

Сторона состояния

Сумма баллов

Средняя оценка в баллах

1

Радость

177,5

8,4

2

Самоуважение

149

7,1

3

Желание рассказать о результатах

148

7

4

Прилив энергии

147

7

5

Ощущение возможностей и перспектив

147

7

6

Ощущение оздоровления

114

5,4

7

Обострение желания жить

108

5,1

8

Ощущение своей неповторимости

93

4,4

9

Появление чувства юмора

57

2,7

 

Происходит то же, что и при восприятии картинок тематического апперцептивного теста: сложная и неопределенная реальность воспринимается в соответствии с ожиданиями воспринимающего. Слегка переставляются акценты, меняется соотношение значимостей, что-то выдвигается вперед, что-то отодвигается или игнорируется, в итоге наблюдаемое преобразуется, «ретушируется», причем произвольно;

воспринимающему может казаться реальным лишь то, что видит он.

Радость в сочетании с самоуважением может восприниматься как проявление эгоизма (остальные составляющие состояния не замечаются). Возникает «ответ»: «Ты радуешься себе и тому, что есть у тебя, а чем я хуже? Я тоже могу выставлять себя вперед, как и ты!»

В итоге у наблюдателя обостряются эгоцентрические чувства, он постоянно подчеркивает: «я. я, я». 185


Чувство свободы с соединением утверждения нового, уверенности в себе, ощущением перспектив творчества может восприниматься людьми властолюбивыми как стремление к власти. «Ни с кем не считается, смел, верит в себя, дает это почувствовать другим, егце и надеется на неограниченность своих возможностей'.» «В ответ» властолюбивый говорит о повышенных амбициях творческой личности или начинает подавлять того, кто будто бы «рвется к власти».

Если воспринимающий выделяет радость, прилив энергии и обращает внимание на одно возбуждение, то он (или она) может оценивать состояние человека после Вдохновения так: «он какой-то восторженный», при этом подразумевается что-то похожее на «блаженный» или «не совсем нормальный».

В некоторых случаях состояние радости нравится кому-то из окружающих и в ответ он с таким же энтузиазмом начинает нести любую околесицу. Возникает ответ на уровне подражания эмоциям, при этом то, что высказываемое даже не обдумано, не учитывается.

Многие люди не учились одному и тому же психологическому явлению давать разные оценки, соотносить эти оценки между собою, выделять одни или другие по степени реалистичности, правдоподобности. Их часто это не интересует или для таких оценок у них нет времени. Импульсивное мышление порождает импульсивное восприятие. Аналитическое мышление порождает аналитическое восприятие. Способности синтеза знаний развиваются по мере овладения творчеством.

В ряде случаев многие мгновенно узнают свои состояния в окружающих людях. Их восприятие частично, случайно, оно быстро порождает идею, как будто от объекта восприятия, идея проецируется на реальность и ограничивает ее восприятие. Все происходит очень быстро и не контролируется сознанием. Пристрастные эмоции и даже стереотипы интерпретации легко искажают видение объекта восприятия, он в меру ошибочно, в меру правильно интерпретируется воспринимающим.

Многогранность состояния Радости после вдохновения позволяет проецировать на него различные «аспектные», аналитичные, узкие чувства и «узнавать» их в переживании.

186

воспринимающий может полагать, что этими чувствами все и ограничивается.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: многим людям можно показывать результаты творчества, но не следует показывать процесс творчества со всеми его специфичными состояниями. Они часто не сопереживают состояниям творчества, не знают процесс творчества в целом и, следовательно, не могут понять его, у многих мышление узко, поэтому они не могут «вместить» в голову то, что происходит, оценить это с достаточной степенью многогранности. Выхватывая из того, что происходит, одну или другую часть, они в большей или меньшей степени ошибаются.

Общение синтетика и аналитика, рассогласованное постоянно, может проявляться и другими гранями. Для иллюстрации можно провести аналогию между поиском идей и изготовлением досок.

Изготавливать доски можно двумя способами. Один: валить деревья в лесу, обрубать сучья, резать на бревна, везти на пилораму, пилить бревна на доски, строгать их.

Другой способ: брать готовую мебель и разбирать ее на доски.

Что проще? Быстрее? Легче?

Чтобы сделать первое, надо многое знать и уметь, иметь хорошую материальную базу, выполнять огромную работу. Второе может делать и ребенок.

Когда аналитик общается с образником, он создает мысль от исходного уровня, делая всю работу, подобно первому изготовлению досок,

когда аналитик общается с синтетиком, «добывание» идей можно сравнить с разбором готовой мебели.

Синтетик выдает целостные представления, как будто бы похожие на обычные чувственные образы. Но его представления сформированы после осмысления образов и вобрали их в себя, эти представления содержат в себе размышления в скрытом виде, поскольку они сформированы на их основе и под их влиянием.


Аналитик слушает синтетика, представления синтетика кажутся ему ничем не отличающимися от простых чувственных образов, он «раскладывает» представления на части, добывает из них отдельные правильные положения, у него это получается легко, он в полном восторге от себя и смотрит на синтетика как на эмпирика, может испытывать чувство превосходства по отношению к нему, сводя все к общим умозаключениям, все достоинства мысли он видит в движении к общим умозаключениям и выводам.

Одновременно с этим он может замечать, что при общении с таким-то конкретным человеком он становится более сообразительным, ему нравится такое общение.

Аналитик не понимает или не замечает, не желает замечать, что делает обратную работу - раскладывание синтетических представлений (сформированных после анализа!) на части, подобно тому, как можно «добывать» доски из готовой мебели. Заимствует ли он чужие идеи? И да и нет.

Да, потому, что берет готовое, полагая, что сделал это сам. Нет, потому что рассматривает одну из идей синтетика, причем рассматривает эту часть в других приложениях, преимущественно теоретических.

Единственное, в чем он не прав - в чувстве превосходства и в предположениях, что он сам создавал идеи.

Аналитик испытывает чувство превосходства по отношению к тем, чьи представления разбирает на части, поскольку свой облик и свое внутреннее поведение считает высшим, лучшим.

Синтетику не стоит обращать на это внимание (обижаться).

Аналитик в 99 % случаев не изменится и спорить с ним бесполезно. Если его «перевоспитывать» или обучать - это отдельная задача, прежде чем браться за ее решение, надо определить, тот ли это случай, когда изменения возможны.

Расхождения по балансу сигнальных систем

«Кабина лифта имеет противовес, так что необходима лишь весьма незначительная сила мотора, чтобы привести его в движение. Это иллюстрирует факт, что там, где большие силы находятся в равновесии, достаточно применить лишь небольшую добавочную 188

силу, чтобы произвести значительные изменения» (Перлз Ф.,1995, с. 254). Творчество связано с балансом в работе сигнальных систем.

Что это означает для взаимоотношений?

При соответствующих воздействиях, например при погружении в умственную работу или при переключении на отдых в театре, человек, характеризующийся сбалансированным соотношением сигнальных систем, т. е. творческая личность, будет наблюдать в себе эффекты намного более сильные, чем другие.

Человек как бы весь меняется, он перевоплощается, для него одно или другое связано с психологическими «приключениями», иногда мощными или значительными. Он перевоплощается или меняется как психологический тип. Что это означает для взаимоотношений? Это означает, что он может приходить в восторг или огорчаться или страдать там, где обычные люди ничего не замечают. Он будет пытаться высказывать или выражать соответствующие «чудесные преобразования» или эффекты перевоплощений и окружающие будут думать, что он преувеличивает что-то.

Научный работник рассказывает: «Сходил в однодневный поход, после этого написал 14 фрагментов текста объемом от абзаца до двух страниц(!), из них 7 - "дошло " то, что крутилось в голове раньше, но для осознания этого не хватало энергии. Здорово!»

Его собеседник отвечает: «Ну, ну... (на лице мелькает ирония) Один раз сходишь и хватит на полгода».

Если человек в основном психологически стабилен и, условно говоря, находится вместо возможных трех состояний по У. Диснею (рис. 9) в одном, например, состоянии Критика, - и тогда, когда слушает о природе и тогда, когда выбирается на природу, - он, конечно, согласится с тем, что «в природе что-то есть» или что «природа создает другое настроение в отличие от рабочего помещения». Но, если другой человек перевоплощается под влиянием природы (становится на время другим, это лишь прямое следствие слов Ф. Перлза о больших изменениях под влиянием незначительного воздействия), тот, кто все время одинаков, конечно, в полной мере не поймет того, кто перевоплощается.

189


«Да, согласен, природа... да, согласен, действует... » Подразумевается : «Нет, такого эффекта и таких изменений в себе я не наблюдаю, она не производит на' меня такого впечатления и производить не может». Будто бы тот, кто чувствует нечто большее, приходит в восторг или просто пытается выразить нечто большее - «кое-что преувеличивает». Если критику по поводу «преувеличений» не высказывают, это пропускается без внимания, без сопереживания.

В обычном общении люди не делятся поэтическими чувствами, не выражают их в стихах или в песне и не настаивают на том, чтобы душу стиха или песни восприняли, не добиваются этого. Подобное давление противоречило бы сути поэзии, музыки, поэтому и игнорируются подобные состояния, настроения на полутонах, как, очевидно, достойные насмешки или невнимания. В обычном общении зачастую не обосновывают, почему что-то смешно или не уместно, если что-то игнорируется, то с мимолетной с насмешкой, явной или менее явной.

Не только по возвышенным Духовным состояниям ТЛ отличается от окружающих (эти состояния наблюдаются иногда, но они имеют определяющее значение для Духовной жизни ТЛ), даже обычные психологические перевоплощения, различия психологических состояний — причина рассогласования ТЛ и окружающих.

Можно отметить то, что указанные проблемы прямо следуют из положения, против которого трудно возражать: там, где большие силы находятся в равновесии, достаточно небольшого воздействия, чтобы произошли большие изменения.

В связи с отмеченным ограничение контактов творческой личности часто оказывается вынужденным.

Разные состояния характерны для творческой личности (см. рис. 7 - 9). Они должны быть разделены на разных стадиях творчества. Для творчества необходима динамика состояний, желательны психологические перевоплощения.

Наилучшее состояние то, которое несет гармонию, открывает новое, создает состояние целостности, душевности. Духовности, согласия с самим собой и с внешним миром, кульминация

190

творчества - среднее состояние (см. рис. 8). Хотя доступны, приемлемы, желательны все, но в умеренной степени, не достигающей пределов односторонности и западания в крайность.

У человека, получившего творческое решение, возникает желание поделиться результатами творчества с окружающими, и это включено во Вдохновение, об этом говорили, в частности, Г. Селье и М. Пришвин. Если он делится полученными результатами и одновременно как бы переживает процесс их получения вновь, а слушатель, не различает эти состояния и находится в крайнем состоянии, слушатель может поддаваться обаянию ТЛ или «наваждению», но затем «дает откат назад», возвращается в свое состояние (см. рис. 8, 9 - крайнее слева или крайнее справа) и в той мере, в какой был контакт (т. е. присоединение), переводит в соответствующее крайнее состояние и того, кто делился с ним «тонким самовыражением» (см. рис. 5).

Причем «возврат» к односторонней норме (или просто проявление односторонней нормы) обычно, вследствие неразличения того, о чем идет речь, возникает непроизвольно, автоматически, инстинктивно, неумышленно, без осознания происходящего. Это возврат к своей психологической норме, к одностороннему гомеостазу, и именно этот возврат травмирует ТЛ.

Чем более радостно ТЛ чем-то делится, тем большую травму получает со стороны людей, которые не могут находиться «в равновесии между подсознанием и сознанием».

Все это в сущности просто. Но это происходит на самом деле и потому доставляет страдания и ТЛ, а также по причине следующего за этим отталкивания, раздражения, гнева - окружающим. Тем более что ТЛ обычно чем-то авторитетна для окружающих. ТЛ, защищаясь, травмирует окружающих. Окружающие тоже сильно травмируют ТЛ, поскольку выводят из состояния транса. Страдают обе стороны.

Из приведенных рассуждении вытекает следствие: обучать различению состояний транса и умению общаться с ТЛ людей, психологически односторонних (по преимуществу односторонних), бесполезно, поскольку они травмируют ТЛ самим своим обликом, травмируют вследствие неразличения состояний, о которых идет

191


речь, а неразличение основано на отсутствии динамики соответствующих внутренних состояний. У односторонних людей нет (или не хватает) собственных субъективно-психологических примеров указанных состояний, на основе которых они могли бы «понять», о чем идет речь, или в достаточной степени считаться с этими состояниями, придавать им значение; если даже догадываются, о чем идет речь, то не могут удержаться в соответствующем равновесии.

Творческим личностям не следует общаться близко и открыто (и тем более делиться лучшими мыслями, переживаниями) с людьми психологически односторонними или с людьми, имеющими акцентуированные черты. Или, если пользоваться другой терминологией, не стоит общаться открыто с людьми, характеризующимися сильно выраженным преобладанием какой-либо из сигнальных систем.

Творческим личностям следует искать таких же перевоплощающихся и разных в разные периоды времени, как и они сами. А. Маслоу (1999) отмечал, что самоактуализирующиеся личности чрезвычайно избирательны в общении. Что здесь причина, что следствие - не ясно: или самоактуализация обусловливает строгую избирательность в общении или лишь при условии общения с похожими людьми возможна самоактуализация, но в любом случае избирательность общения, умение найти себе подобных, по-видимому, важнейшее условие реализации творческих способностей личности.

Обучать различению трансов и умению общаться с ТЛ можно (или, точнее, стоит на это тратить силы) людей близких к равновесию (см. рис. 7). Или, иначе говоря, близких к творчеству, таких, которые не имеют черт акцентуаций характера в ярко выраженной степени, достаточно уравновешенных в плане развития первой/второй сигнальных систем, соотношения возбуждения/торможения в нервной системе, активности подсозн ания/сознания .

Влияние односторонних окружающих на творческую личность можно пояснить с помощью метафоры «метроном» (рис. 37).

Механический метроном с заводной пружиной устроен так, что в зависимости от установки регулятора, щелкает с различной частотой.

Пусть колебания верхушки метронома символизируют переключения ТЛ из состояния наблюдателя (I) в состояние мыслителя (II) с проходом через состояние Вдохновений или состояние получения новых решений (ill). Тогда действие односторонних окружающих на ТЛ можно сравнить с «магнитом», который притягивает к себе верхнюю часть металлической «линейки» метронома и не дает ему переключаться, работать. Темная полусфера возле магнита символизирует то, что у окружающих преобладает одна сторона мышления в крайней форме (светлая проявляется, затемненная нет).

Творческая личность может подстраиваться под состояние одностороннего собеседника, односторонний последовать за ТЛ и произвольно перевоплощаться не может.

Рис. 37. Блокирование психологических перевоплощений

Состояние творческой личности оказывается заблокированным. Молодой физик-теоретик, доктор наук обычно работал дома, чел внешне праздный образ жизни, дни проводил в одиночестве (•жена уехала к родственниками), при этом работал очень Результативно.

192

193


Его отправили в санаторий: те же условия, живет в отдельной комнате, еще и кормят, оплата за счет института, кроме того, проверят здоровье. Работай, сколько хочешь!

Через три дня он из санатория сбежал: «Обстановка невыносимая! Работать не могу!»

Существует вероятностное прогнозирование особенностей среды, в том числе и особенностей интеллектуального настроя среды.

В санатории многие были ориентированы на столь конкретное, приземленное мышление, что творчество прекратилось. Уменьшение бытовых забот не помогло.

Наблюдения показывают, что, если сбалансированный человек попадает в одностороннюю среду, «притягивающую» его к одному состоянию, в ответ на это, как правило, проявляется крайнее поведение по типу ассимиляции или контраста. Либо человек подчиняется действию среды и не может уйти от него, либо сразу же принимает на себя поведение, противоположное поведению среды, уходит в психологическую оппозицию к среде. В этом случае он принимает на себя роль человека, компенсирующего односторонность среды, что напоминает народную игру - перетягивание каната.

Если несколько человек тянут в одну сторону, противодействие этому влиянию создает отклонение в другую сторону. В жизни это проявляется в подчеркивании поведения, психологически противоположного поведению среды, по типу бездумье среды - жесткая логика или, наоборот, излишний рационализм среды - иррациональное поведение отдельного человека.

У творчески работающего человека появляется выход, когда он находится «между двух огней» - среди людей разного склада (желательно не самой крайней степени выраженности) или между двумя односторонними сообществами.

Используя обращения по очереди, можно выходить из состояния застоя.

Хотя этот выход иногда весьма относителен. Ведь нельзя же человеку, испытывающему жажду, предлагать вместо воды

подышать сначала кислородом, а потом - водородом. По той причине, что вода - лишь соединение того и другого.

Рис. 38. Умеренные переключения и их ограничение от крайностей

Представление о состояниях творческой личности, о сбалансированных отношениях и об избирательности общения выражено графически на рис. 38.

Линия, обрисовывающая треугольник, отмечает необходимую динамику состояний творческой личности, психологические перевоплощения, включенные в творчество, и, кроме того, символизирует отделение от крайних состояний: от состояния бездумья с увлечением чувственными образами и ощущениями (слева) и от состояния постоянной, предельной рассудочности (справа).

Развитие творческого поведения и изменения взаимоотношений с окружающими

Для начала рассмотрим самые простые варианты. Отношения творческой личности с менее развитыми окружающими можно пояснить с помощью рис. 39.

194

195


Рис. 39. Стадии развития и «маршруты» мышления

Слева на рисунке изображены наиболее значимые «маршруты» мышления такого человека, у которого преобладает образное мышление: интерес - оценка впечатления — радость по поводу его «постижения» — «проверка» (на основе чувственной оценки) - действия на основе впечатлений.

Справа отражены наиболее значимые «маршруты» мышления человека, у которого преобладает мышление понятийно-логическое:

интерес - наблюдения - правильные аналитические выводы в связи с анализируемым явлением - радость по поводу выводов ~ их проверка - действия на основе аналитических выводов и логики.

В центре изображены движения мысли и все психологические перевоплощения, характерные для творческой личности.

Творчество проявляется по-разному на стадии начала, быстрого роста, замедления, поэтому и взаимоотношения творческой личности с окружающими следует рассматривать с учетом его развития.

а) Медленное начало. Взаимоотношения с окружающей средой, рассматриваемой в столь простом варианте, в начале развития творчества, по существу, конфликтны. Эти конфликты могут проявляться в различных формах, в том числе в пассивных, в виде ухода от окружающих.

Тот, в . ком творчество пробудилось, борется сам с собой, поскольку привычка следовать по II пути, пути рассудочного мышления действовала в нем многие годы (см. рис. 39).

Он же борется и с окружением, которое, активизирует стороны мышления (стороны жизни души), действие которых развивающаяся

196

творческая личность старается ограничить, «затормозить» (см. рис. 39 - слева и справа).

Слова одного из консультируемых (речь идет о схеме, изображенной на рис. 39): «Когда Вы нарисовали эту схему на доске, я понял, почему в обществе некоторых людей я замыкался. Бывало, слови из меня клещами не вытянешь. Они стимулировали левые и правые движения, а я стремился к третьему - среднему, поэтому невольно тормозил в себе, как иногда говорят, "движение .мысли" по коротким путям, заодно затормаживал и все общение с ними, не реагировал на их слова. В общении с ними я впадал, можно сказать, в состояние какой-то тупости.

Это состояние возникало, когда рядом были чрезмерно практичные, приземленные люди, все внимание которых было направлено на что-нибудь конкретное или, наоборот, когда рядом был человек чересчур директивный, настроенный на теорию, агрессивный в теоретических рассуждениях».

Люди, находящиеся рядом, если так можно сказать, с «определяющейся» творческой личностью, стремятся сохранить свое психологическое постоянство, свою психологическую определенность («психологический гомеостаз»), поэтому они могут так или иначе выражать неприязнь к тем движениям души, которые им еще не близки: к самонаблюдению, к «какому-то там подсознанию», от которого «неизвестно чего ждать» и «ко всему такому прочему».

Слова и отстаиваемые позиции в подобных столкновениях могут быть разными, главное состоит в различиях психологического строя внутренних действий, они-то и обусловливают несогласия, расхождения.

В начале развития творческой деятельности и внутренние, и внешние конфликты сильны, у становящейся творческой личности нет другого выхода, кроме отталкивания от своих прежних привычек, конфронтации с теми, кто не вышел на третью стадию развития, стадию полного прохождения процесса творчества.

Новые внутренние действия слабы и непривычны, старые и провоцируемые извне сильны!

Можно задать простой вопрос: кто из «персонажей»,

197


символически изображенных на рис. 39, будет быстрее «проходить» свой маршрут? Левый? Правый? Средний? Чьи умственные действия могут протекать быстрее?

Первым пройдет свой маршрут тот, кто живет на уровне «вижу - слышу - чувствую», вторым - тот, кто рассуждает логически. Творческая личность будет последней, поскольку для нее «дистанция» длиннее.

В общении и взаимодействии это будет означать, что первый и второй будут систематически опережать третьего!

Опережение в словах и действиях обычно связано с лидерством!

По идее лидером должен быть тот, кто систематически выдает творческие решения высокого класса, но в общении и непосредственном взаимодействии те, кто мыслят проще, не доходя до определенных стадий творчества опережают, причем в начале развития творческой деятельности опережают практически всегда!

Начальная стадия развития творчества - это стадия борьбы и с собой и с окружением.

Цель этой борьбы (в начале она обычно отчетливо не осознается и не определяется) - создать условия для беспрепятственного прохождения через все стадии творчества, для достижения состояний свободы, состояний погружения в себя (грез), для творческого самовыражения, с большими или меньшими потерями, компромиссами, но эти условия создать!

Можно сказать, что во взаимоотношениях творческой личности с окружающей средой происходит нечто подобное тому, что происходит в так называемой «культурной идентификации».

Аткинсон, Мортен и Сью разработали пятиступенчатую модель культурной идентификации (Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Дау-нингЛ., 1990, с. 524, 525). Их модель, применявшаяся для рассмотрения поведения этнических групп, можно экстраполировать на рост самосознания творческой личности (для упрощения аналогии некоторые слова в цитатах пропущены).

«Стадия 1. На этом уровне группа верит в доминирующие в данном обществе культурные ценности».

«Стадия 2. Диссонанс. Группа или отдельный человек обнаруживает, что ситуация не такова, как принято считать.

Становятся очевидными несоответствия между тем, что человек может делать и тем, что ему позволяется... Человек может начать подвергать сомнению ценности, которые он раньше поддерживал, и почувствует необходимость противопоставить себя застывшим истинам, диссонирующими с живой жизнью».

«Стадия 3. Сопротивление и погружение в проблему. Человек или группа людей синтезирует в своем сознании мысль о неконгруэнтности общества и реагирует ненавистью и недоверием. На этой стадии характерны значительные усилия ... в борьбе с угнетением... Группа (или человек - примеч. А. Г.) начинает фокусировать внимание на своих собственных культурных интересах».

Слова «ненависть» и «недоверие» сильны, однако в начале развития творческой личности, как показывают наблюдения, подобные чувства к окружающим проявляются не редко. Более того, неприязнь ко многим окружающим, если она возникает, нередко проявляется в течение ряда лет. Происходящее в этих случаях можно сравнить с так называемой «реакцией эмансипации» у подростков. Хотя все кажется простым, - юноше (или девушке) надо научиться быть самостоятельным (самостоятельной), - борьба с прежними авторитетами, со старшими может занимать несколько лет, причем нередко она приобретает гротескные или даже нелепые черты, что связано с недостатком психологических знаний, с неумением правильно вести себя и другими причинами.

б) Быстрое развитие творческой деятельности. Со временем тот, кто вступает на стезю творчества, так или иначе создает условия для творчества, он «притирается» к окружающей среде, «дозирует» общение с различными людьми, отыскивает свои временные ниши для самовыражения (рано утром, поздно ночью, во время прогулок, поездок или иначе), ему уже труднее помешать.

Постепенно корректируются отношения личности (в направлениях, обозначенных в гл. 4), в частности, большее значение придается уединениям.

Благоприятные или хотя бы приемлемые условия для творчества помогают быстрому росту числа получаемых Результатов.

198

199


Если проводить аналогию с культурной идентификацией, происходящее напоминает ее следующую стадию.

«Стадия 4. Углубление взглядов. Человек снова встречается с неконгруэнтностью (несоответствиями) жизни ... может обнаружить, что некоторые (люди из других групп - примеч. А. Г.) ... отзывчивы и надежны. Количество и качество общения возрастает, и человек может испытать чувство близости к противоположным группам. Внутренняя и внешняя группы, к которым принадлежит человек, могут придти в противоречие друг с другом» (Аткинсон, Мортен, Сью, цит. по: АйвиА. Е. и др., 1990, с. 524).

в) Замедление творческой деятельности. Иначе складываются взаимоотношения с окружающими тогда, когда центр усилий творческой личности перемещается на внедрение полученных результатов в жизнь.

Внедрение результатов работы в жизнь делает творчество завершающимся, оно предполагает общение, сотрудничество с разными людьми; взаимодействие с окружающими людьми восстанавливается, оно уже строится в связи с творческой деятельностью и на ее основе.

Следование интуиции или поведение, направленное на «самодействующую кристаллизацию», к этому времени становится привычным, проявляется в различных условиях, гибко.

На этой стадии развития может измениться отношение к односторонним людям: те односторонние воздействия, которые раньше «выбивали из колеи», могут «будоражить» или «расшевеливать», активизировать поиск нового, сформированы стереотипы обхода чуждых, травмирующих влияний. Человек живет в мире своих произведений, представлений и идей, у него складывается и развивается собственное мировоззрение. Отношение к окружающим становится более доброжелательным. Аналогия :

«Стадия 5. Четкое выражение своей позиции и осознание себя в мире. Человек находит удовлетворение в культурной идентификации... исходит из чувства удовлетворения собой и группой, к которой принадлежит, для того чтобы плодотворно

действовать в доминирующей системе и противостоять ей» (Аткинсон, Мортен, Сью, цит. по: АйвиА. Е. и др., 1990, с. 525).

Можно сказать несколько слов об умеренности ведения других по пути развития.

Не может дерево шелестеть листвой или цвести, если ему надо еще только расколоть скорлупу семечка, из которого оно произрастает. На стадии прорастания у него «другие задачи». Не может дерево цвести, если у него не выросли ветви и оно не укоренилось.

Если побегу «предложить» зацвести, он «должен» это отвергнуть, следование этому совету было бы разрушительным для него. В соответствии со стадией развития, на которой оно находится, растение «должно отвергнуть» несвоевременное предложение, даже если оно из его будущего и даже если оно - из его лучшего будущего (подразумевается аналогия с человеком). Оно не готово принять «новое знание», оно «обязано» отвергнуть его в целях самосохранения.

Условно говоря, если растение отвергнет преждевременное знание или отодвинет его от себя, то сохранится и тем самым создаст условия для достижения этого знания (стадии развития) когда-нибудь в будущем, может быть, через большое время.

Психологическое развитие человека тоже имеет свои стадии.

Поэтому, во-первых, надо быть готовым к тому, что любое, самое высокое по значению знание, кто-то не примет; во-вторых, неприятие знаний не следует рассматривать как повод для «борьбы» или повод для «перевоспитания» человека; вероятнее всего, это неприятие следует рассматривать как диагностический признак, позволяющий предположить, что человек еще не готов к переходу на следующую стадию развития, к восприятию новых знаний.

Единственное и самое правильное, что он может сделать, если ему предлагают преждевременно перейти на следующую стадию развития, обращая при этом внимание на «красоты» и прелести этой стадии, ее преимущества и достоинства, единственное самое правильное и разумное, что может сделать человек в этой ситуации, - это отвергнуть предложение или отодвинуть предложение от себя. Отодвинуть от себя - это немножко меньше, чем отвергнуть,

200

201
это означает приблизительно следующее: пусть другие будут такими, пусть это хорошо (хотя бы в чем-то это нельзя не признать), но это не для меня.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.