Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Галин А. Психологические особенности творческого поведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 6. Психологические черты творческой личности

Тема данной главы весьма обширна. Поэтому в ней уделяется внимание прежде всего тем чертам личности, которые прямо следуют из повторения процесса творчества, т. е. могут быть логически выведены из него.

Верность самому себе

Одна из психологических проблем, с которой сталкивается человек, - оставаться самим собой обновляясь.

Если человек приучается к новым делам, привыкает к новым сферам жизни, он может как бы «забывать о себе». В пределе может стать очень деловым, таким от которого «веет» делами, отчуждением и холодом.

Одна из психологических проблем, которая в этой связи возникает, или печаль или тоска или вопрос на периферии сознания:

как быть самим собой, оставаться самим собой на фоне многолетних новых дел, новых сфер деятельности, жизни?

Иногда даже возникает внутренний вопрос: может быть смириться с отчуждением от себя? Ничего с этим не поделаешь?

При этом затрагиваются базовые ценности жизни: зачем тогда нужны все твои дела и твои достижения в них, если они принадлежат не тебе, если ты - это уже не ты 0

129


Ответ на этот вопрос дает все то же Вдохновение.

Оно всегда начинается с воспоминаний, часто очень отдаленных, это отмечал, например, Р. П. Уоррен, говоря о том, что трудно объяснить, почему вспомнилось то, а не другое перед рождением стиха.

Погружение в себя перед получением творческих решений состояние транса всегда связано с воспоминаниями, это означает что Вдохновение каждый раз включает в себя и интеграцию с прошлым опытом, интеграцию с самим собой из прошлого начинающуюся с воспоминаний и ощущений. Ощущения казались давно забытыми, они смутны, но, когда они вспоминаются, связываются с нынешним опытом, нынешними состояниями.

К общему положению о том, что Вдохновение есть проявление интеграции внутренних сил (и сосредоточения всего себя на одном) сказанное почти ничего не добавляет, здесь лишь показывается связь интеграции с желанием быть самим собой, изменяясь, живя в новых условиях оставаться самим собой и становиться новым.

Интеграция души - это не то, что само собой дается, она не настолько проста, что не требует усилий и «работы». Можно сказать, что интеграция требует повседневной, постоянной работы, соотнесения нового со старым, если не повседневной, то регулярной. В психосинтезе (Ассаджоли Р., 1994 и др.) для этого разработаны специальные упражнения. Они понятны, продуманы, обоснованы, но несколько искусственны. Неясен момент, когда надо «объединять» прошлое с настоящим на основе произвольных усилий и сколько часов в день человек должен тратить на это. Может быть стоит уделить внимание упражнениям психосинтеза, если дошел до кризиса? Неясно.

Вдохновение, открывая новое, «работая» на сегодняшний день и на будущее, каждый раз выполняет работу интеграции представлений, кроме создания новых решений оно выполняет и эту работу, если начинается с далеких воспоминаний прошлого, пусть мимолетных. Оно всегда выполняет работу интеграции тебя - нового с тобой - прежним, в том числе с основными ценностями жизни. важными сторонами жизни. Оно само определяет момент, в который это объединение или новое обращение к прошлому необходимо.

130

Поэтому в творчестве автоматически решаются проблемы так называемой «самоидентификации».

Избавление от психологических травм

Перевод информации из подсознания в сознание позволяет достать из подсознания любую «занозу». М. М. Пришвин сравнивает творчество со смолой, наплывающей на раны деревьев:

так и у человека, где была душевная рана — вырастает мысль.

Поскольку «занозы», «царапины», душевные травмы возникают достаточно часто, эта сторона творчества оказывается весьма существенной.

В связи с проблемами лечения пациентов К. Г. Юнг (1997, с. 15) ввел понятие трансцендентальной функции, которая «возникает из соединения содержимого бессознательного с содержимым сознания». Статья на эту тему была подготовлена им в 1916 г. и основывалась на консультативной практике. Характеризуя конструктивное толкозание сновидений, К. Г. Юнг говорил о том, что, пользуясь современной терминологией, можно назвать «переводом информации из подсознания в сознание».

Рекомендации развития трансцендентальной функции расслабленность... сосредоточенность... лучше ночью... критическое мышление следует отключить... уловить зрительные образы, которые могут всплыть в голове... услышать «внутренний голос»... или понять себя через движения... (Юнг К. Г., 1997, с. 30 - 32), - не отличаются от того, что называют использованием резервов подсознания, направленным на решение задач, на постижение истины (КехоД., 2000. Миколко М., 2001 и др.).

Овладение способностями творческого самовыражения означает овладение процессом психотерапии по отношению к самому себе и, наоборот, овладение процессами психологического лечения себя — путь развития способностей творчества.

Это можно объяснить и со следующих позиций: в связи с Переводом информации из подсознания говорилось о соединении Противоположностей, о спонтанности возникновения образов, звуков, ощущений, переживаний и об умении улавливать их смысл. Это подробно обсуждалось в начале гл. 5 в связи с описанием 131


структуры бензола Ф. А. Кекуле («змея, кусающая себя за хвост»). Если вспомнить классический психоаналитический сеанс (свободная речевая продукция пациента и расшифровывание ее значения психоаналитиком), то можно сказать, что в момент перевода информации из подсознания в сознание человек соединяет в себе и пациента и психоаналитика. Поэтому развитие способностей творчества - это и овладение способностью в психологическом плане лечить себя.

Творчество — это и источник спокойствия.

Если взять Радость, которую дарит Вдохновение, и убавить на полтона, получится умиротворение, внутреннее удовлетворение спокойствие и еще что-то в этом роде.

Многие люди нервничают, общество находится в переходном состоянии, дел много, дела «дергают», их трудно привести в порядок, люди бывают честолюбивыми, заносчивыми, мстительными, злопамятными, доброжелательными, хорошими и плохими - и все это в жизни перемешано. В этих условиях трудно быть уравновешенным и спокойным. Даже одно состояние «транзитивного» общества может любого вывести из равновесия.

Если в сложной ситуации есть внутренний источник радости, счастья, гармонии, отпадения проблем, даже пульсирующий иногда, есть источник, который периодически излучает подобные чувства и переживания, это уже «кое что».

Сильные эмоции после Вдохновения, сталкиваясь с нервной, суетливой жизнью угашаются в ней, но тем не менее производят свое действие.

Восторг быстро проходит после прозрений; состояние внутренней гармонии сохраняется дольше, оно проявляется, в частности, в спокойствии.

Вдохновение может проявляться на сенсорно-эмоциональном уровне, например в восприятии природы.

Яр реки, вода, медленно плавающая по кругу пена, небо, облака, мостик... и все это может объединяться в восприятии в одно целое, наподобие того, как это бывает в художественном произведении.

Нарисовать такое может художник, но видеть - и ребенок. Подобные состояния, по-видимому, доступны и детям. Если это так,

jo дети, периодически переживающие соответствующие состояния, будущие творческие личности должны дарить окружающим состояние спокойствия. Возможно, это признак, по которому можно распознавать творческие способности в раннем возрасте?

Относительное повышение интеллекта

Третья стадия развития позволяет соединять абстрактные знания с соответствующей им ситуацией. Общих знаний, которые могут быть приложены к любой конкретной ситуации, после второй стадии развития много. Задача состоит в том, чтобы соответствующие фрагменты знаний извлечь из памяти и в подходящий для этого момент времени приложить к той ситуации, с которой имеешь дело.

У того, кто умеет это делать, всегда есть поводы для того, чтобы поделиться знаниями с другими.

Из философии известно, что одна из ценных функций ума - восхождение к конкретному в познании того или иного явления (после абстрактно-аналитического мышления). Оно завершает познание, поскольку достигается синтез знаний, прежние абстрактно-аналитические знания выстраиваются вокруг одного предмета, который познается со всех сторон, конкретно.

Наблюдения и теоретический анализ позволяют сделать следующий вывод: не существует никакого другого пути восхождения к конкретному, кроме перевода информации из ^осознания в сознание. Обратное движение от образов после их °смысления и формирования на этой основе некоторого в меру обобщенного представления и есть «восхождение к конкретному».

Другими словами, если человеку недоступен перевод ""формации из подсознания в сознание, ему в познании любого чвления будет недоступно восхождение к конкретному.

Если человек был на второй стадии развития, он не сможет Никакими другими способами перейти к конкретному ^стороннему пониманию многих явлений, кроме использования ^ревода информации из подсознания в сознание. Для того чтобы ""общенные размышления приблизились к реальности вплоть до омента, когда познание многих явлений стало конкретным и 133


достаточно удовлетворительным с этой точки зрения, это надо делать много раз. Синтез знаний тоже бесконечен в том смысле, что к любой картине целого можно добавлять грань, улучшая картину, т. е. улучшая синтез. В то же время существует ощущение, что синтез достигнут, что картина реалистична и соответствует тому, что до данного момента времени воспринято в связи с интересующим явлением.

Завершающая стадия познания, которую так ценят философы, невозможна без перевода информации из подсознания в сознание, без глубоких погружений в себя, трансов, подобных гипнотическим, невозможна без смены «лидера» в отношениях сторон мышления. Это делает освоение перевода информации из подсознания в сознание желательным в любом обучении. Развитие этой способности должно завершать обучение в вузе или в системе повышения квалификации после вуза, обучение любого человека, где бы и чему бы он ни учился.

Освобождение от тщеславия и демократичность

Тщеславная мысль аналитична; я такой-то хороший в том-то;

тщеславная мысль легко может обобщаться потому, что эта мысль отвлеченна, а у всякой общей мысли есть тенденция к еще большему обобщению; тщеславная мысль приятна, ее обобщение с отвлечением от реальности еще более приятно. Поэтому при ее возникновении легко образуется замкнутый круг: тщеславная идея (абстракция) порождает аффекты самодовольства, самодовольство порождает тщеславную мысль и способствует ее обобщению.

Иногда все это кажется допустимым, однако, это состояние, в частности, уводит от сферы интуиции и от сферы интеграции разных оценок самого себя и в целом уводит от интуитивного поведения, от центра интеграции психики как такового. Поэтому оно опасно для главного в человеке, представляет собой угрозу главному: интегративному ядру, тому, что Р. Ассаджоли (1994) называет «Высшим Я». Причем, если замкнутый круг, о котором идет речь, образуется, он может стать постоянным, характерным для личности, т. е. при всей, казалось бы, незначимости или

134

«приятности» может создать постоянную блокировку внимания к

0нтуиции, к подсознанию, к поиску нового.

Если человек, вращаясь в этом круге, в чем-то выигрывает, то

это «мажорная болезнь», экзальтация самодовольства и

переживания успеха, отчасти действительного, отчасти мнимого, в

его поведении будут проявляться черты нарциссической личности

или он станет нарциссической личностью.

Все время успех, все время гонка, периодически - эйфория. С

точки зрения многих, это не расстройство, а стремление к успеху. Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990, с. 191) отмечают, что

нарциссическое поведение может оказаться деструктивным для развития личности.

Обобщение достоинств и превосходств (больше связанное с левым полушарием) противоречит чувству реальности (больше связанному с правым полушарием), поэтому «инстинктивно», стремясь к отношению сбалансированному, сфера чувств обостряет несогласие с обобщением, в глубине души появляются чувства, противоположные обобщению. Хотя они загоняются внутрь, можно говорить о комплексе неполноценности нарциссической личности. Сказанное соответствует положению К. Юнга о том, что подсознание может занимать позицию, противоположную позиции сознания. Возможно, отсюда следует потребность нарциссической личности получать поощрение от окружающих, что отмечают Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990, с. 199).

Отклонение от идеальной нормы можно определить в этих случаях в сравнении с интеграцией, на фоне рассмотрения всех своих черт в совокупности и в сравнении себя (во время самооценки) с другими такими же «интегративными ядрами» или «центрами».

На рис. 28 линии обозначают свойства (черты) человека, круг - их объединение, чаще всего порождающее особое целое (W), особое качество. Если себя и других воспринимать с этих позиций, явного чревосходства обычно не бывает; человек, даже если он доволен собой, обычно на этом не фиксируется, он понимает, что «набрать» Много свойств таких, чтобы по каждому из них опережать других, трудно. Он видит свои недостатки, что не мешает ему видеть свои

135


достоинства, поскольку и то и другое включено в целостную картину восприятия себя. Он спокойнее. Он понимает, что выиграть у других в общем смысле невозможно: один хорошо катается на лыжах, другой ловит рыбу, третий выступает с докладами. Он больше занят делом, а не собой, потому что в интегративном восприятии себя присутствуют дела, которыми занимаешься, и дела и стороны жизни. Он, в отличие от рационалиста, в меньшей степени сравнивает себя с другими и в меньшей степени зависит от оценок других, поскольку его оценка интегративна и сформирована;

при этом он может воспринимать все оценки со стороны, соотносить с тем, что уже сформировалось.

Рис. 28. Сравнение картин синтеза

Некоторые болезненные психологические состояния, в частности тщеславие, могут восприниматься внешне как приносящие социально-положительные результаты, могут восприниматься внешне позитивно, выигрышно, хотя на деле в психологическом плане могут представлять из себя парциальное расстройство или по меньшей мере психологическое недоразвитие. Внешний успех и психологические механизмы его обеспечения могут говорить о разном.

Есть вещи поважнее первенства. Это - ощущение интуитивно постигаемого целого. Прозрение. Наитие. Контакт подсознания с сознанием. Согласие с собой и с миром. В группе - это ощущение единения. Спонтанность. Самовыражение. Интуитивно постигаемое единство группы и создание этого единства.

136

Развитие способностей общения

Совершенство общения, в частности, определяется умением уделять внимание и делам, и непосредственной, коммуникативной стороне взаимодействия (с другим человеком или с группой).

В идеале и то и другое может удерживаться в поле знания одновременно или при необходимости человек может быстро переключаться от одного к другому.

«А вдруг меня не видят?» - не всерьез предполагает здоровенный детина, пробираясь по коридору. Подобный вопрос возникает у него на периферии сознания. Если прямо спросить его:

незаметен ли он? - он смутится и, конечно, согласится с неправдоподобностью этого предположения, но тем не менее ведет себя так, словно его на самом деле не видят. Идет ни с кем не здороваясь и никого не замечая. Он сосредоточен на делах и как бы надеется, что окружающие его и впрямь не заметят.

Похожий пример. Один сотрудник приветливо встречает другого: он улыбается, здоровается за руку, проявляя явно доброжелательное отношение.

Поговорили о том о сем, затем тот, кто встречал, погружается в деловые разговоры с другими. Приходивший тоже обсудил свои вопросы с коллегами, он собирается уходить. Его никто не замечает. Потоптавшись возле двери, не удостоившись даже взгляда, он удаляется. Оставшиеся занялись делами, а отвлекать их неудобно...

Ясно, что в приведенных примерах соединение противоположностей, о котором идет речь, психологическая гибкость и переключаемость явно недостаточны.

Полная сосредоточенность в моменты, непосредственно предшествующие прозрению, «тренировка» в этом и приближение к этому состоянию в повседневных делах и в повседневном поведении Издают то, что моменты подобной собранности могут проявляться и в общении. В некоторых случаях оказывается возможным Целостное восприятие внутреннего облика другого человека в ЗДинстве с его поведением. Возникает как бы «психологическое Сновидение» в общении, проявляющееся в восприятии ^беседника.

137

Собранность, сосредоточение всего себя на одном из «лабораторных» или кабинетных условий, т. е. из уединения, из условий, идеальных для этого, со временем переносится в «полевые» условия повседневной жизни, помогает разбираться в людях, создает «выигрыши» в обычном общении.

Развитие способностей оказывается не очевидным: в периоды уединении человек «ничего не делал»: он всего лишь сосредоточивался; через некоторое время ведет себя в общении с другими совершеннее, словно прошел тренинг общения.

Человек, овладевший творчеством, не одержим идеей, не смотрит на реальность в свете той или иной мысли, он легко может входить в состояние, когда его понятийно-логическое мышление становится «рецептивным», воспринимающим. Это входит в структуру перевода информации из подсознания в сознание, поэтому он легко, без предвзятости, деликатно, тактично, полно может воспринимать собеседника и его душевные порывы. «Восприятие» собеседника, восприятие аналитическое и при этом, что главное, синтетическое - становится более полным, чем при направлении на него анализирующего логического мышления, становится более адекватным. Это - путь к развитию эмпатии, путь развития способности постигать особенности человека рядом.

Развитие способностей полнее и адекватнее воспринимать собеседника, а также приложение к общению способностей перевода информации из подсознания в сознание может достигать таких степеней, что человек, владеющий творческим поведением, «делится» своей способностью перевода информации из подсознания в сознание с человеком рядом, т. е. воспринимает его подсознательные движения и помогает ему осознавать их. О такой возможности на семинаре по психотерапии прямо говорила Клер Боскин (Ассаджоли Р., 1994). Иногда наблюдающуюся зависимость пациента от психоаналитика отмечал К. Юнг (1997).

В этой связи можно также заметить, что творческая личность (ТЛ) быстрее и чаще выходит в общении с другими на вопросы более значимые для них, глубинно-связанные с подсознанием, с

138

интеграцией личности, что делает такое общение более существенным, более важным для тех, кто находится рядом с ТЛ.

Следует отметить, что указанные черты личности прямо следуют из особенностей процесса творчества и из его повторений.

Высший уровень отношений мужчин и женщин

Вопросы взаимоотношений мужчин и женщин занимают в психологии одно из важнейших мест. Общеизвестны работы 3. Фрейда и его последователей.

В связи с учением 3. Фрейда в отношении к творчеству чаще всего вспоминается представление о «сублимации» (преобразовании энергии полового влечения).

Энергия влечения может стать составляющей энергии творчества. Это верно по аналогии с простым явлением: соловей в клетке запел. Пение - это призыв. Но в связи с творчеством обнаруживается и другое явление, на которое можно обратить внимание.

Третья стадия развития выводит на высший уровень близкие отношения мужчины, являющегося творческой личностью, с женщиной, если она способна последовать в духовном плане за ним. Разумеется, возможна и обратная ситуация - мужчина следует за женщиной.

Вдохновение - это свободное и контролируемое выражение подсознательного; может быть, слово «контролируемое» здесь не подходит: свобода, спонтанность переживаний и отражение этих переживаний в сознании, в мировоззрении, «перевод информации из подсознания в сознание», сдержанное самовыражение, свободные переживания и их выражение в произведении. «Сдержанность» вязана с тем, что обычно выражение подсознательного, ^ободного, появляющегося из подсознания в произведении Довольно продолжительно. Картина пишется более-менее долго, Рассказ пишется быстрее, стих, песня - еще быстрее. Но в любом ^учае творческая личность владеет «парадоксальным» поведением:

^ободные, спонтанные переживания из глубины души, из Осознания могут восприниматься и выражаться в произведении (в Действиях в широком смысле слова). Причем «фокус» состоит в том,


что свобода, спонтанность, саморазворачивание переживаний ничем не нарушается и в то же время человек способен выразить это в действиях, в поведении. На этом соединении того, что для многих кажется несоединимым или до этого момента самому человеку казалось несоединимым, и построено все качество искусства в отличие от похожего на него не-искусства.

В близких отношениях мужчины и женщины может быть осуществлено то же самое поведение в широком смысле слова:

свобода возникновения переживаний из подсознания, их инстинктивность может соединяться с выражением этой свободы, спонтанности, инстинктивности в действиях.

Если это достигается, то достигается качество в эпизодах близости такое же, что и качество в искусстве в отличие от не­искусства. Картина или набор линий и красок, стихотворение или набор слов с плохой рифмой и неясным смыслом - приближенно такова разница между тем и другим.

Уровень искусства в личных отношениях это не «экспериментирование», не чувственность, но прежде всего поведение то же, что в искусстве, а именно полное, свободное развертывание «бессознательного» или подсознательного в поведении. О похожих состояниях и их выражении в поведении говорил, например, актер М. Чехов в связи с выступлением на сцене.

Сдержанное самовыражение или «соединение противоположностей» это не то, что могут выдержать все, женщины могут быть импульсивными, даже агрессивными, чувственными, «хватающими» отношения, игривыми и т. п.

Если бы многие женщины могли воспринимать, то, о чем идет речь, им было бы давно известно, что мужчины творческие личности являются носителями возможного высшего уровня в отношениях мужчины и женщины.

Если мужчина может выражать себя в искусстве и в творчестве достаточно спокойно и привычно (регулярно), то он представляет по отношению к женщине, способной это воспринимать и «выдерживать» (моделировать в своем внутреннем мире хотя бы под его влиянием), в случае любви к ней высший уровень мужского поведения в биологическом и психологическом смысле слова.

140

Экстаз имеет не только биологическую сторону; для человека в большей степени это явление психологическое - оно дает «разрядку» (от подсознания к сознанию, от инстинкта к действиям) и порождает высшее переживание.

Противоречивые натуры не способны это воспринять. Люди, дисгармоничные в обычном поведении, характеризуются тем, что и в близких отношениях либо уходят в частные разрозненные впечатления (со всеми ошибками, с этим связанными), либо возвращаются к критике, самокритике, рассудочности, взгляду на происходящее со стороны с ослаблением чувств. Другими словами, не могут быть в срединном состоянии и уходят из этого состояния. Поэтому влияние «поэта в душе», «художника в душе», «музыканта в душе» не может быть безграничным и не может распространяться на всех, в том числе на тех, кто к этим состояниям не готов. Иначе психологически односторонних в природе на существовало бы. Но они существуют.

Так же существует не-искусство в любой сфере деятельности в отличие от искусства.

Разумеется, сказанное может быть соответствующим образом перенесено на женщин, способных к творчеству.

Сбалансированные отношения и здоровье

В гл. 4 говорилось о том, что один из результатов творческого поведения - баланс противоположностей в отношениях личности и восхождение к новым, более высоким вариантам отношений. Эту тенденцию можно прослеживать в различных направлениях, в частности на примерах отношений, связанных со здоровьем.

Отношение к работе

I. «Работа не волк, в лес не убежит». Раз не убежит - нечего о "ей заботиться, подождет, работы всегда много, она надоела, если ^е время работать, то жить будет некогда (жизнь - это развлечения, Удовольствия). И вообще, лучше отдыхать и развлекаться.

II. Самое главное - это работа. Труд создал человека. Чем больше работаешь, тем больше заработаешь. Труд - основа всех "лаг. Работай - и ты опередишь других. 141


Женщина - научный сотрудник о себе говорит с гордостью:

«Ухожу из дома в 7 утра, прихожу в 9 вечери. Тот, кто не может работать 12 часов в день, проигрывает».

Теща с тревогой о зяте (студенте): «Встает в 5 часов утри ц начинает учить, приходит из института - учит. Оценки хорошие. Но я беспокоюсь за его здоровье. Очень много занимается, мило спит. С утра до поздней ночи учит. И так каждый день, без выходных, в воскресенье - тоже».

III. В литературе при обсуждении отношения к работе вводится термин «работоголизм». Работоголики - люди, под разными предлогами перерабатывающие, фанатики работы, не знающие & работе меры.

О работоголиках и об отрицании крайнего увлечения работой пишут, например, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских (1990), С. Меткалф, Р. Фелибл (1997) и др.

Причин, по которым возникает «работоголизм», много:

стремление быть первым; стремление больше зарабатывать;

большое чувство ответственности; страхи, опасения за свое будущее; стремление «утопить» в работе свои проблемы и т. п. «Работоголик» думает о работе каждую минуту, днем и ночью, все силы души, все физические силы, все время отдает работе.

Как ни странным это кажется, работоголизм не является идеальным ни с точки зрения фирмы, в которой работает человек, ни с точки зрения самого человека. С первого взгляда кажется, что для фирмы такой работник «идеален», но на деле человек, предельно занятый работой, несколько скушен и однообразен, он менее изобретателен в работе, его натянутое до предела душевное состояние угадывается сотрудниками, ухудшает психологический климат коллектива.

Внутренней, не осознанной потребностью работоголика является протест против предельности увлечения работой, поэтому работоголик инстинктивно ищет уходы в болезнь, обесценивание работы, поводы для выпивок и тому подобное, чтобы от работы отключаться, поскольку он инстинктивно чувствует, что в предельности отношения к работе - угроза здоровью, что нужны какие-то противовесы. Для самого человека работоголизм '

142

«синдром сгорания на работе», утомление, переутомление, профессиональные болезни (поскольку мало переключении на отдых), преждевременное старение. Следовательно, если рассматривать большие периоды времени .работоголизм не выгоден и фирме: работник раньше времени «выходит из строя».

Работа делается для людей и на их благо. Работающий тоже человек. Следовательно, если он жертвует своей жизнью ради работы, его жизнь в обществе ухудшается. Если таких людей много, ухудшается жизнь многих. Представим себе общество, состоящее из работоголиков. Хотя они многое производят и хорошо трудятся, счастливыми они не будут: их жизнь - на пределе. В этом случае происходит смещение внимания, ценностных ориентиров с цели на средство. Средство улучшения жизни - работа, оно становится целью, об интересах, лежавших в основе работы, человек забывает, возникает работа ради работы.

На основе приведенного рассуждения можно подтвердить общее правило: все хорошо в меру. Потеря чувства меры ни к чему хорошему не приводит, даже если поначалу кажется, что увлечение хорошее.

Сказанное о работоголиках не следует путать с поведением так называемых самоактуализирующихся личностей, поскольку для них «работа» - это выражение полноты жизни, качества жизни. Даже само слово «работа» в этих случаях не является подходящим.

Композитор мечтает о «работе», когда у него все получается, он живет наиболее полноценной жизнью, получает наибольшее «удовольствие» от жизни. «Удовольствия» / «работа» - намек на дихотомию, которой на уровне творчества нет, одно с другим часто совпадает. Магистраль преодоления работоголизма - не только «умерять» усилия, но и поднимать работу на более высокий Уровень: уровень работы по призванию в соответствии с предрасположениями, сформированными с детства, работы, Достигающей уровня спонтанной игры воображения и ума, Душевных и физических сил личности, уровня творчества.

Творчество - призвание, «работа» в обычном смысле - •^инуждение, хотя, может быть, и добровольно принятое от °кружения .

143


Творчество изобретается, отыскивается в соответствии с предрасположениями с детства, работа - обычно исполнительство.

Различий творчества и того, что обычно называют работой, можно указать множество.

Варианты различных отношений к работе изображены на рис. 29.

Рис. 29. Варианты отношений к работе

В. Н. Мясищев (1960, с. 30) отмечал: «В процессе работы, как в фокусе, выражается личность со всеми ее особенностями, в том числе и патологическими».

Отношение к физическим усилиям (рис. 30)

I. Одна позиция в крайней степени выраженности: «Нести чемодан или рюкзак, идти далеко, работать на даче - это " е комфортно, поэтому от этого лучше отказываться, этого следует избегать».

Сцена на вокзале: «Чемодан я не понесу... сумка тяжелая-Возьмите все у меня... Вот так — хорошо!»

144

Рис. 30. Варианты отношений к физическим усилиям

На автобусной остановке (без багажа): «Буду я еще пешком ходить, есть автобус!» (Вместо 20 минут прогулки по лесу).

«Копать огород? Пусть лошади работают. Я лучше телевизор посмотрю. На спокойной работе деньги заработаю, обойдусь без огорода».

Люди, придерживающиеся таких позиций, избегают занятия физкультурой, спортом, минимизируют физические усилия при всякой возможности.

II. Другая крайность. «Надо таскать мешки? Берем и таскаем.»

«Обработать 4 сотки земли? Платить за вспахивание? Да я лучше сам перекопаю!»

«Хочу проверить себя: пробежать марафонскую дистанцию. Могу ли я это сделать в 55 лет? Ведь семь лет назад я же ее пробегал!))

Сцена на вокзале, похожая на упоминавшуюся, приехали гости: «весь багаж утащу один, не надо мне помогать!»

Если что-то надо делать, комфорт здесь ни при чем. Надо - ^к надо. Несем, копаем, работаем. В пределе - «вьем из себя беревки», от физических ощущений отвлекаемся.

В результате нагрузки привычны, человек становится Тренированным, уменьшается чувствительность к физическому


напряжению, возникает привычка подавлять ощущения ц чувства, связанные с физическими усилиями.

Избегание физических усилий в крайней степени выраженности (I) делает человека детренированным, ослабляет здоровье,

Жесткое обращение с собой в крайней степени (II) тоже может довести до причинения себе вреда.

III. Представим следующую картину в спортивном зале.

Первый - ленивый зритель.

Второй - спортсмен-тяжелоатлет, который нагружает себя на тренировках до предела.

Третий тоже спортсмен, но он держит нагрузки в оптимуме и постепенно повышает их под руководством тренера, чувствуя свои возможности.

Как вы думаете, кто из них будет здоровее?

Первый ленив, вял, детренирован. Максимум напряжения для него - сопереживание в момент наблюдения соревнований.

Второй перенапрягается, все время натянут, как струна, постоянно близок к перетренировкам, иногда травмируется, Стараясь тренироваться, может нанести вред здоровью.

Третий не ленив и не перенапрягается, идет вперед в тренированности теми шагами, которые подготавливаются физическим состоянием, образом жизни, тренировками.

Баланс учета собственных физических возможностей, с одной стороны, и усилий преодоления трудностей - с другой способствует росту тренированности, здоровью.

Тренирующийся может ориентироваться на приятные ощущения разогрева мышц, бодрости, прилива энергии, которые обычно возникают в процессе правильно построенной тренировки.

Многие спортсмены знают: чтобы добраться до приятных ощущений, вначале надо преодолевать инерцию телесной лени, «преодолевать себя». За это будет награда!

Но принуждать себя следует в меру, полезно чувствовать пределы оптимального напряжения, поскольку существуют

146

ЧТО

перенапряжение и перетренировка. Можно заметить, пределы возможностей по мере тренировок меняются.

Синтез противоположностей - расслабления и напряжения - со временем переопределяется, и это полезно чувствовать.

Эффекты, подобные ощущениям после обычных спортивных тренировок, возникают после длительных походов.

Участники похода, стремясь к цели, могут доводить себя до утомления, едва ли не до изнурения. Однако каждый, кто знает походы по собственному опыту, знает, что больших удовольствий, даже физического блаженства, чем то, которое возникает после походов, достичь невозможно.

И. П. Павлов в связи с физической работой использовал выражение «мышечная радость».

Отношение к болезненным ощущениям (рис. 31)

Рис. 31. Варианты отношений к болезненным ощущениям

I. «Здесь - болит. Там - ломит. Шла - аж закачало! Теперь прошло... Сейчас - прекрасное самочувствие'.))

147


Поскольку человек ориентируется на чувственное восприятие окружающего мира, то все ощущения, в том числе легкие, незначительные, могут отражаться в словах, влиять на поведение.

Женщина три раза бросила снег лопатой - на следующий день жалуется: «Мышцы болят».

Известно, что человек может называть болезненными такие ощущения, на которые не стоило бы обращать внимания.

II. «Мужчине грех жаловаться. Надо преодолевать недомогания, если они возникают. Не стоит вникать в детали самочувствия, надо заниматься делом, развивать волю. Главное -

это работа».

При таком отношении к себе человек не воспринимает болезненные ощущения, если они возникают. Он не жалуется на здоровье в случаях ухудшения состояния, не меняет свое поведение, старается нежелательные состояния перетерпеть, преодолеть.

Естественно, неблагоприятные физические ощущения доходят до сознания, если они являются сильными. Человек с таким отношением к физическому состоянию на болезнь реагирует с большим опозданием и тогда, когда, как говорят, «валится с ног».

В отвлечении от болезненных состояний есть «доля истины»:

внутренняя позиция человека не только отражает состояние, но и регулирует его. Однако «доля истины» - не вся истина. В некоторых случаях волевое обращение с собой не срабатывает и приносит вред. Известно, что проще принять профилактические меры, чем реагировать на заболевание с большим опозданием.

III. На самочувствие стоит обращать внимание, так как оно позволяет узнать, не болен ли, по плечу ли физическая нагрузка, оценить резервные возможности организма на данный период жизни. Но и не стоит попадать от оценки самочувствия в зависимость. Например, боли в мышцах на следующий день после тренировки возможны у тех, кто хорошо тренируется, но они не вызывают тревог и опасений, воспринимаются как приятные.

Своевременное распознание болезненных ощущений позволяет предупреждать заболевания, помогает справляться с ними на ранних стадиях их развития.

148

Правильная оценка самочувствия зависит от достаточной чувствительности к себе, от способностей самонаблюдения, а также от способности отвлекаться от болезненных ощущений, в известной мере игнорировать их и преодолевать их.

Отношение к медицинскому обслуживанию (рис. 32)

Рис. 32. Варианты отношений к медицинскому обслуживанию

I. Зависимость от врачей.

М. рассказывает: «В деревне жила женщина, она была очень богатой. У нее все было. И она стала думать, что бы ей еще приобрести? Решила ходить по врачам обследоваться и лечить все малейшие заболевания, которые у нее обнаружатся.

Лет 15 прошло, как ее схоронили.

Она была моложе меня» (т. е. моложе рассказчицы).

С критики злоупотреблений медикаментозным лечением, популярным среди врачей, часто начинают описания здорового образа жизни...

II. Следи за своим здоровьем сам!

Развитие медицинского обслуживания позволяет обращаться к Разным врачам. Любопытно, что часто они говорят не только разное, но иногда и прямо противоположное.

Пример: «Да, здоровье у Вас не ахти. Бегать вам нельзя. гуляйте. Тихим шагом. Не вздумайте побежать за трамваем или

14*<


за электричкой. Вам нужен покой. Гулять можно, выезжайте за город, гуляйте на свежем воздухе».

Спортивный врач в той же ситуации: «Милок, что-то у тебя здоровье не того... Тебе же 18 лет... Тебе надо тренироваться Запишись в секцию. У нас так много прекрасных спортивных секций! Куда бы ты хотел? В тяжелую атлетику?! Нет, не разрешу. Хотя, впрочем, попробуй. Только вначале будь поосторожнее. Скажи тренеру, чтобы не перегружал. Я сам с ним поговорю. Молодец! И через месяц - ко мне на осмотр!»

Доля истины, конечно, есть в словах каждого врача и к ним надо прислушиваться. Но ситуацию следует оценивать разумно, с достаточной степенью самостоятельности.

Чем выше уровень образования, психологического развития, тем больше в оценке здоровья и в слежении за ним человек может доверять себе.

Обычно при этом рассуждают следующим образом: ты лучше знаешь самого себя, можешь хорошо прослеживать свои состояния, можешь определить начало и причины тех или иных недомоганий, лечи себя сам!

Пример мнения на этот счет: «Врачу часто некогда. Он не вникает в твои проблемы. Ему не до тебя. Да и как их учат, этих врачей? Выписывают всем одни и те же лекарства!..

От лекарств больше вреда, чем пользы. Все это химия! Простые народные средства я и сам знаю!»

III. Несмотря на то что вторая позиция частично верна, врачи, а иногда и их пациенты убеждаются: самолечение опасно!

Иногда «сами себе доктора» делают грубейшие ошибки.

Врач имеет дело со многими больными и, если наблюдателен, а также сообразителен и трудолюбив, накапливая опыт, может приносить пациентам большую пользу. В экстремальных ситуациях спасает жизнь.

Запись М. М. Пришвина под названием «Авторитеты».

«Я стал критиковать наш санаторий, и мне сказали: "А оно так везде: нет авторитета у докторов - и нет санатория". " "Отчего же нет у нас теперь авторитета? " - "Люди умней стали,

150

хотят сами лечиться и не доверяют врачам, хотят пользоваться врачом, как машиной".

Очевидно, тут, как везде: человек подчиненный выходит из слепого послушания - насколько это было легче! - и включается в управление. Но прежде чем управлять доктором, нужно научиться собой управлять. На этом моменте развития мы теперь и остановились: требуется некоторое время, чтобы этому научиться. Вот и учимся собой управлять и оттого кажется, что вокруг нас рушатся авторитеты».

Запись сделана М. М. Пришвиным в 1949 г. и старожилы помнят отмеченное общественное настроение. Происходило уравновешивание надежд на врачей и самостоятельного слежения за здоровьем, что разумно и правильно. Такое уравновешивание стало возможным с развитием знаний о человеке, ростом общего уровня образования.

Если человек следит за здоровьем, он и врачу, в случае консультации по поводу болезненного состояния и в случае лечения, сможет подсказать много полезного. В результате самостоятельные заботы о здоровье могут быть объединены с заботами врача.

Отношение к питанию (рис. 33)

Рис. 33. Варианты отношений к питанию

«Отправляясь в поход, я полагал, что каждый должен ^реключаться на аскетическое питание. Много продуктов не Утащишь. Неизвестно, сколько придется идти. Следует думать о °Ругих. Хотя "подкреплять силы " время от времени необходимо.

151

Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что некоторые ведут себя так, как дома: идут на природу для того, чтобы хорошо поесть. "А иначе зачем идти?!"»

Кажется, что особенного: переключиться на отрешенное, аскетическое поведение, нет ничего проще! Однако то, что может быть сделано за секунду, в этих случаях не достигается. Видимо, это происходит потому, что каждое отношение соотносится с обликом в целом. И если одно отношение выходит из «шеренги» отношений, то что-то происходит, словно срабатывает внутренняя команда: «Шаг назад!».

В приведенном мнении звучат обе крайности. И некоторые люди упорно придерживаются одной из них.

(III). П. Брэгг (1994) проповедует еженедельное суточное голодание, а также голодания более длительные, кроме забот о питании он на практике показывал свою психологическую уравновешенность: способность объединять заботы о питании, и более полноценном, чем в среднем, с голоданием.

Б. Пильняк (1998, с. 108) пишет: «В дни работы меня тянет на молочную пищу - в такие дни стараюсь не употреблять ни кофе, ни чая, ни алкоголя, заменяя все молоком». Результативность работы прямо зависит и от умения управлять «пищевым поведением».

И в области отношений, связанных со здоровьем, можно выделить и другие отношения, например, вспоминая о сибирской зиме.

Отношение к холоду (рис. 34)

I. «Люся куталась в шаль, говоря: "прохладно" или "потянуло от окна"... Я пытался уловить дуновения и ничего не замечал. Ее слова удивляли меня, я пытался понять, о чем она говорит. Наконец, на пределе чуткости едва уловил малейшие движения воздуха, которые она замечала. И тогда я подумал, наверное, в ее словах что-то есть...

Она же "регулировала" тепловой комфорт с помощью шали, кутаясь в нее и реагируя на малейшие изменения тепла».

При таком поведении человек, конечно, не является закаленным или, можно сказать, тепловым комфортом избалован, система теплорегуляции организма оберегается от малейшего напряжения. 152

Рис. 34. Варианты отношений к холоду

Вряд ли это способствует здоровью. Он может простужаться от малейшего охлаждения. Нужна закалка! II. Противоположное поведение.

Рассказ рыбака. «Зимой в палатке сидишь в азарте рыбалки несколько часов; ты согнут и поза неудобна; со спины дует холод и можно переохладиться; пора бы двигаться, - но любое движение на фоне переохлажденных мышц может их травмировать, - любые движения становятся слишком "резкими" - нагнулся и чувствуешь, что чуть ли не потянул мышцы шеи или спины; вокруг тела, если сидишь неподвижно, тепло, но стоит чуть-чуть пошевелиться - тебя словно обдает холодом ледяной душ - ты касаешься холодных частей одежды. Так что подумаешь, двигаться или нет.

Стоит вылезть из палатки, на фоне "одеревеневших " мышц и возможности их травмировать любым движением, "ледяного душа" от одежды, и тебе в лицо бьет ветер, руки от недостатка движений мерзнут очень быстро... Не вылезать? Тоже плохо. И со временем можешь замерзнуть еще больше - замерзнут ноги... хуже будут разгибаться... В это время начинаешь чувствовать, что холод забирается в легкие, обжигает бронхи и охлаждает изнутри не шуточно, пробирает "до мозга костей". Надо было двигаться Раньше, чтобы согреться, но этот момент упущен...

Все, что можно собрать, собираешь внутри палатки. Ремень Рюкзака не надевается на плечо. Бур покрыт льдом и жжет морозом через варежку...

Встаешь и пошел на остановку электрички, чтобы в движении ^греться.

153


Через двадцать минут - тепло.

Через сорок минут - жарко. На остановке электрички становится непонятно: чего боялся?

Другие пассажиры и не подозревают, что ты только что терпел».

Если отвлечься от холода в подобной ситуации, иногда говорят:

«Рыбак холода не боится!», - и попадешь в ситуацию явно рискованную!

Что с рыбаками случается. У одного «стреляет в спине», другой старается расслышать, казалось бы, громкую речь, третий простужен и дышит, «как паровоз».

Крайний аскетизм в отношении к холоду вреден. Он строится на отвлечении от температурных ощущений, на произволе по отношению к себе.

Другой пример из разговора о купании в проруби.

«Жетцина занималась моржеванием. За границей они, если этим занимаются, то окунаются и сразу вылезают из воды. Чагце всего даже делают так: один другого за руки опустит в воду и сразу же вытаскивает. А она плавала в проруби по несколько минут. Я ей говорил: разве так можно?! Ведь это вредно для женского организма! Она не обращала внимания

- И что же?

- Да умерла несколько лет назад. Довольно молодая. Лет сорок

ей было».

III. Если уж мы вспомнили о зимней рыбалке, то справедливости ради, можно привести и такой пример.

«При 25-градусном морозе на улице в компании рыбаков в электричке я заметил веселого рассказчика лет 45, так мне показалось. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что он уже 17 лет на пенсии! Он был весел, жизнерадостен и, судя по обращениям к нему, заядлый рыбак».

Все дело в психологическом равновесии и в умении правильно обращаться с собой!

Разумному отношению к холоду можно поучиться у детей.

154

Если кататься на санках, на лыжах, все время находится в движении, привыкаешь к холоду, организм закаляется, дети часами играют на улице, даже если холодно.

Рассказ. «На улице ниже минус сорока, да к тому же еще и ветер. Иду через мост, очки запотели, видно плохо, холод невероятный, думаю: наверное, не многие могут это выдержать! Вдруг замечаю, что на краю дороги кто-то лежит. Подхожу ближе: розовощекий ребенок, лежа на санках, приготовился к спуску с горы, другой лезет ему на встречу!»

Прохожие идут, их движения скованны, они удивляются детям:

как можно?! И вы не мерзнете?! Видят веселые, розовощекие лица. Движение позволяет привыкнуть к морозу, закаляться без риска переохлаждения.

Озябнув по-настоящему, те же дети несутся домой.

Преодоление мороза в движении при чувствовании закалки так приятно!

Можно по-разному относиться к холоду.

Таким образом, по разделу «ЗДОРОВЬЕ» может быть выделен ряд сбалансированных отношении.

Этот ряд можно продолжить.

Забота о здоровье и о результатах предметной деятельности (рис. 35)

Отечественная война 1941-1945 гг. в позволиласделать многие наблюдения за ранеными.

Было замечено, что, если раненые, например, с сильными повреждениями руки, во время выздоровления занимались не просто упражнениями (сгибание - разгибание пальцев заживающей Руки и тому подобное), но стремились что-либо делать заживающей рукой (застегивать пуговицы, завязывать шнурки, шить и др.), Функции раненой руки восстанавливались заметно быстрее.

В этой связи вспоминается пример Алексея Маресьева, который После ампутации ног учился танцевать на протезах и впоследствии ^г управлять самолетом.


Рис. 35. Внимание к здоровью и предметной деятельности

Понимание того, что предметная деятельность помогает восстанавливать здоровье, позволяет выходить за пределы фиксации внимания на здоровье, т. е. так называемой ипохондрии.

Иногда при длительной болезни человек попадает в замкнутый круг забот о здоровье: его внимание обращено на ощущения в организме, физические усилия связаны с напряжением и как будто бы ухудшают самочувствие, он поглощен мрачными мыслями о здоровье, мрачные мысли ухудшают физическое самочувствие и т. п. Человеку трудно выйти из круга, который врачи в этих случаях называют «порочным замкнутым кругом».

Если человек отвлекается от болезненных ощущений, прилагает усилия к выполнению деятельности, имеющей четкий внешний результат, организм приспосабливается к этому, полученный результат радует, после отдыха человек прилагает усилия снова, по схеме того же круга, но уже, условно говоря, «благородного круга», возникают эффекты тренированности, которые улучшают самочувствие.

Для восстановления функций организма на определенном этапе выздоровления желательно уделять внимание не здоровью как таковому, но предметной деятельности. В этом случае здоровье из цели превращается в средство достижения тех или иных целей, что открывает перспективы «попутного» оздоровления.

Сказанное, конечно, не отрицает значения специальных физических упражнений. Специальные физические упражнения хороши тем, что они разработаны для определенных мышц или для тренировки связок суставов.и в этом их преимущества.

156

Но в ориентации на предметную деятельность для восстановления функций организма тоже есть доля истины, и большая.

И эта область человеческих знаний не обходится без парадоксов. Почему в энциклопедии садовода и огородника нет раздела о тренирующем действии работы в саду, например о перекопке почвы? Почему нет и намека на методику тренировки огородника и садовода? Его физические нагрузки в работе, особенно весной после пассивного образа жизни зимой, бывают высокими!

Необходимы методика тренировки, оценивание объема нагрузок, правила тестирования физической готовности, наподобие того, как это делается, например, при занятиях медленным бегом, необходимы оценки действия той или иной работы на человека.

Вы скажете, что к огородничеству и садоводству все это не имеет отношения?

Это лишь подчеркивает то, что в данной области знаний все еще проявляется аналитическое, узкое, аспектное мышление. В одном аспекте работу в саду следует рассматривать, в другом нет?

Пробелы знаний удивительны еще и потому, что миллионы людей садоводством и огородничеством занимаются столетия и тысячелетия, методика тренировок и все, с этим связанное, до рядового участника этого «процесса» до сих пор не дошло!

Если от предметной деятельности перенести внимание на профессиональную деятельность человека, то по аналогии со сказанным станет ясно, что профессиональная деятельность человека играет важнейшую роль в восстановлении его физического, психологического и социального самочувствия.

По достижении пенсионного возраста профессиональную Деятельность в целях сохранения здоровья следовало бы не чрекращать, как это часто бывает, но несколько уменьшать.

Условно говоря, 60-летнему по нагрузке лучше было бы Работать на уровне подростков, т. е. с неполным рабочим днем.

Профессиональная деятельность тренирует память, внимание, "".Одерживает и развивает контакты с людьми, развивает многие ^ихологические и социально-психологические качества личности, ^вынуждает» следить за теми изменениями, которые происходят в ^Ществе, быть в достаточной степени современным.

157

При отсутствии соответствующих организационно-финансовых условий для такой работы, в целях сохранения здоровья, лучше было бы работать в минимальных количествах и на общественных началах, чем не работать.

Обозначения синтеза противоположностей в отношениях личности

Большое разнообразие обозначений объединений противоположностей в отношениях личности упоминается в обзорной работе А. Е. Айви, М. Б. Айви и Л. Саймэк-Даунинг (1990) по консультированию.

Часто используется союз «и», подобно выражению «жить для себя и для других», при этом привычка делать сначала для других людей, потом уже для себя ведет к подчинению планам других людей (Айви А. Е. и др., 1990, с. 89). Такое подчинение может порождать внутренние конфликты, т. е. в идеале требуется и одно и другое.

«Оптимально поделить между». Пример: «Джоан и мистер С. обсуждают, как оптимально поделить время между общением и уединением» (Там же, с. 95).

«Дозировать то и другое»: «Некоторые психологи предпочитают действовать в направлении наблюдения, другие - в направлении воздействия, большинство же психологов дозируют то и другое» (Там же, с. 137).

Часто третье подразумевается за отрицанием крайностей, например, во время консультирования: «Как необоснованно положительный, так и слишком отрицательный подход может оказаться потенциально деструктивным» (Там же, с. 161).

Конгруэнтность или соответствие. «Задача консультанта ' выявлять неконгруэнтности, двойные сообщения, несогласованности того, что консультируемый говорит и того, ч'г 0 он подразумевает или чувствует» (Там же, с. 198).

Представляет интерес следующее обобщение: «Большинство психологических теорий направлены на анализ соответствия' Психоаналитики говорят об анализе полярностей и бессознательны^

158

конфликтов; гештальт-терапевты анализируют «расщепление». Клиентцентрированная терапия рассуждает об анализе смешанных чувств; рационально-эмоциональная - о необходимости изучать когнитивные искажения; психология профориентации - о расхождении между реальными и идеальными целями... список можно продолжить. Важность выявления и анализа инконгруэнтности трудно переоценить» (Айви А. Е. и др., 1990, с. 198). Инконгруэнтность в качестве противоположности предполагает конгруэнтность, т. е. соответствие.

Следует отметить, что «двойное сообщение», даже если одна его сторона соответствует другой, может быть отражением не только синтеза, но и совпадения.

Используются также обозначения: «расхождение», «рассогласованность», реже - схождение или согласованность.

Баланс, приемлемый баланс. Пример: «и снова главной трудностью для ребенка будет нахождение адекватного баланса между слабым контролем и сверхконтролем» (Там же, с. 306). «Если ребенок не научится соблюдать приемлемый баланс между организованностью и разбросанностью, между лидерством и подчинением, его в дальнейшей жизни ждут большие затруднения» (Там же, с. 306). «Основной задачей Я является сохранение баланса между внешними и внутренними силами, действующими на человека, и обеспечение стабильности личности» (Там же,.с. 311).

О подходе Бауэна (Там же, с. 499): «Движение к индивидуальности можно приравнять к желанию отделения, а движение к единению - с желанием соединения. К этой схеме Бауэн Добавляет понятие дифференциации, которую он определяет как способность присоединения к другим, одновременно оставаясь самим собой. Как сбалансировать индивидуальность и соединение чли отделение и соединение - задача далеко не легкая». Из Приведенной цитаты следует, что иногда для обозначения баланса используется и слово дифференциация, которое в этом контексте, ^-видимому, близко по смыслу к слову «дозирование». Нередко, ^зк и в приведенном примере, используются слова одновременно в то же самое время: по типу «проявляется одно свойство и °ДНовременно - другое». Можно представить, что те или иные

159

свойства человека как бы проявлялись в разное время, затем стали проявляться одновременно в новом соотношении.

Равновесие. «Равновесие между директивным, жестким и конкретным подходом с одной стороны, и верой в силы клиента, с другой - в этом состоит одна из аксиом бихевиоризма» (Айви А. Е. и др., 1990, с. 363).

«Терапевтическая задача семейной психотерапии состоит в изменении структуры власти и правил внутри семьи с конечной целью установления равновесия между соединенностью и разъединенностью с помощью определения культурно-приемлемых границ между членами семьи» {Там же, с. 508).

Иногда используется более общее обозначение: искусство (соединения противоположностей). «Искусство терапии в основном состоит в строго определенном и точном применении определенной техники, в правильном решении, когда нужно быть терапевтом, а когда нужно поторопить клиента, когда быть мягким и доброжелательным, а когда дистанцироваться» (Там же, с. 549).

Разрешение противоречий'. «Эффективная терапия учит человека, как жить с противоречиями и разрешать их» {Там же, с. 566). Выражение «разрешение противоречий» взято из диалектики.

В психосинтезе можно встретить другие обозначения:

гармоническое единство противоположностей (Феруччи П., 1994, с. 142), разумеется, синтез противоположностей (отсюда название данного психологического направления), динамическое равновесие между полюсами (Там же, с. 143). Речь идет об ослаблении контраста между противоположностями по мере ознакомления с ними, о схождении, о слиянии противоположностей в синтезе.

В первой половине XX в. в связи с работами Нильса Бора по атомной физике (Бор Н., 1961) стало популярным выражение «принцип дополнительности» или «дополнительность»- Психологи также начали размышлять о дополнительности психологических функций. Так, при характеристике отношении сознания бессознательного К. Юнг использует слов 0 «дополнительность» (Юнг К., 1997).

160

Следует заметить, что определение третьего - синтеза в этих случаях очень деликатно, зачастую оно лишь подразумевается, речь идет о чем-то, что возникает в результате взаимодополнения психологических функций, сторон внутренней жизни.

Обсуждение парадоксов, популярное в физике середины XX в., тоже, как это ни кажется странным с первого взгляда, продвигает к синтезу, к соединению противоположностей. Парадокс - это острое столкновение противоположных интеллектуальных позиций, столкновение выводов от противоположных позиций, следовательно, то их «соударение», которое может высечь «искру» их соединения, примирения, синтеза. Описание парадокса - предпосылка синтеза.

Кроме обозначений интересны конкретные словесные выражения синтеза противоположностей в отношениях. Работы практического характера неизбежно выходят на них.

Н. Хилл в книге, посвященной экономическому поведению, приводит ряд конкретных определений синтеза. Например: «Я поздравляю тебя с мудростью и достигнутыми успехами; но если ты не можешь забыть об успехах, то мне тебя жаль» (Хилл Н., 1997, с. 227).

Он говорит также о радостной жизни при какой-то степени уверенности в своей свободе и удовлетворенности, о золотой середине между тем и другим (Там же, с. 307). Можно обратить внимание на соединение противоположностей: радостная жизнь, т. е. умение тратить деньги, жить в свое удовольствие и уверенность в своей свободе, т. е, в будущем, что подразумевает учет потребностей будущего и самоограничение в настоящем. Синтез, если он достигается, может быть выражен в краткой словесной формулировке, почти в «формуле».

Еще один пример: «Любить похвалу, но не молиться на нее, бояться осуждения, но не сгибаться под тяжестью его, - вот свидетельство уравновешенности личности» (Там же, с. 338).

161

Идея уравновешенности, баланса черт личности, сторон поведения человека, как основное условие успеха в бизнесе подразумевается во многих работах Н. Хилла.

Психологи говорят также о единстве, взаимопереходе противоположностей, а не только внешнем дополнении одного другим (Рубинштейн С. Л., 1989, с. 50).

В данной рабою чаще всего используется слово «баланс», при этом подразумевается не только соотнесение противоположностей между собою, но и их синтез.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел психология
Список тегов:
особенности личности 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.